Что относится к символам императорской власти. Атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава

Карл II (1630-1685) на троне

Оливер Кромвель, лорд-протектор Британии с 1б53 по 1658 год, казнивший короля Карла I, сыграл не самую благовидную роль в истории своей страны. Он не только подорвал основы абсолютной монархии, но и из ненависти к монархам уничтожил все наиболее ценные исторические символы королевской власти: короны, скипетр, державу, троны, мантии. Часть их переплавили в монеты, часть растащили. И сегодня в музеях Лондона, в том числе в Тауэре, хранятся королевские ценности, которые были созданы уже после 1660 года.

Регалии — знаки королевской, императорской или царской власти — известны с глубокой древности и в развитых государствах примерно одинаковы: это корона, держава, скипетр, мантия, меч или шпага, трон. И если внимательно приглядеться к традиционным парадным изображениям английских королей, то они восседают на троне, на голове корона, в руках держава и скипетр. Можно назвать и другие атрибуты и символы королевской власти, не столь заметные, например щит, рыцарские доспехи.

Самый главный символ королевской власти — корона. Ее принято изготавливать из золота и украшать драгоценными камнями. Как считают исследователи, прообразом для короны послужил римский венец. Именно коронация с давних лет считалась законной, традиционной и наследственной процедурой принятия монархом власти и ее атрибутов.

Коронация означала также, что новый монарх допускается к продолжению иерархической наследственной цепочки прежних властителей. Кроме того, коронация — это еще очень важная для народа религиозная церемония, во время которой осуществляется таинство миропомазания на царство. Таким образом, весь ритуал коронации носит особый смысл благословления Богом на царство.

Первая корона Англии — корона святого Эдуарда — не сохранилась, она оказалась жертвой того самого процесса уничтожения всех атрибутов королевской власти, предпринятого Кромвелем. Корона, которую можно увидеть в Тауэре,- копия уничтоженной короны святого Эдуарда. Она была создана для коронации короля Карла II в 1661 году. Эта корона украшена бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами и считается самой ценной в мире. Среди драгоценных камней, украшающих ее, особо следует назвать сапфир Стюартов, рубин Черный принц.

Императорская государственная корона, которую нынешняя правящая королева Елизавета II надевает во время открытия заседания Парламента Великобритании или по случаю других государственных торжеств, была выполнена по заказу королевы Виктории в 1837 году. Сама королева Виктория надела эту корону во время коронации 28 января 1838 года.

Среди других королевских регалий следует назвать державу и скипетр — они также символы королевской власти, знаки монаршего достоинства. Держава своей круглой формой восходит к земному шару. Ее держали в левой руке, а скипетр — в правой. Скипетр был атрибутом богов Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), он входил в число знаков достоинства греческих и римских правителей.

Королевский скипетр Великобритании украшен самым крупным в мире бриллиантом Звезда Африки, вес которого составляет 530 каратов и который является самой большой

Церемониальные государственные палицы частью всемирно известного алмаза Куллинан.

Из коллекции королей Великобритании следует выделить также Большую государственную шпагу, которая была сделана в конце XVII века. Ее ножны украшены бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Только при наличии всех регалий король обладает полной верховной властью: он лучший из лучших, он главный военный предводитель, его слова — закон для всех верноподданных.

Еще одна корона, созданная для коронации в 1937 году Елизаветы, жены короля Георга VI, украшена бриллиантом Кохинор, что означает «гора света». Это самая знаменитая драгоценность Англии.

Бриллиант Кохинор «родился» в Индии свыше 300 лет назад. Существует поверье, что бриллиант Кохинор приносит несчастье мужчинам, которые им владеют. Он никогда не продавался за деньги, а насильственным путем переходил от одного правителя к другому. Наконец в 1849 году его в кованом ларце, который был уложен в специальный сундук, со стражниками морем из Пенджаба (штат Индии) отправили в Лондон. И в 1850 году его преподнесли королеве Виктории. В 1851 году бесценный бриллиант выставили для обозрения на Всемирной выставке в Лондоне, и 6 миллионов посетителей смогли увидеть его. А в 1937 году он был инкрустирован в центр креста королевской короны.

В 1947 году Индия, бывшая колония Британской империи, стала независимой. И руководители этой страны предъявили имущественные претензии Великобритании. В частности, они потребовали, чтобы им был возвращен бриллиант Кохинор, который считался национальным достоянием. Тогда этот вопрос не решился, но в 1953 году он снова встал на повестку дня. И снова британское общество решительно отвергло все претензии. Британцы дали понять индусам, что возвращать драгоценный камень не собираются.

В настоящее время коронация королей происходит только в Великобритании. Нынешняя правящая королева Великобритании Елизавета II — единственный коронованный по всем правилам монарх. Во всех остальных странах Европы коронация заменена на инаугурацию, или интронизацию, без миропомазания и возложения короны.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. За три недели до церемонии Елизавета, чтобы чувствовать себя уверенно в новом королевском одеянии, стала носить Императорскую государственную корону постоянно. Она не снимала ее даже во время завтрака.

Для менее торжественных мероприятий у Елизаветы имеются еще запасные короны, диадема, но они не столь величественны. Запасная корона украшена 2783 бриллиантами, в ней 273 жемчужины, 16 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов.

Говорят, что без короны в Елизавете II нет ничего королевского. И если кому-либо довелось бы встретить ее на улице Лондона или в метро в традиционном партикулярном платье, то он не признал бы в ней королеву Великобритании.


Большая императорская корона

Корона - шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры - В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви - символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии - несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

СКИПЕТР ИМПЕРАТОРСКИЙ

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом "Орлов", ограненным в виде высочайшей "индийской розы". Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

АЛМАЗ «ОРЛОВ»

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» - восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза - «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде "высокой розы" (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора - роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости - из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов - всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане - Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Павел I (1797 г.)

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году - на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла - государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля - этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой - в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны - они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII - начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором - под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти - всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году - расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой - текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Герб России. 2-я пол. XVII в

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В XVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр.

Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными рега-

лиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Шапка Мономаха

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627-1628 гг.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке - всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла - скипетр, в левой - держава, над головами орла - три короны практически на одной линии, средняя - с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом - символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667г.

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба.

Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».

Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милоетивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда. - Н. С); на персех (на груди. - Н. С.) изображение наследника; в пазноктех (в когтях. - Н. С.) скипетр и яблоко (держава. - Н. С), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский - светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич - Петр I.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Мастер Василий Кононов. 1683г.