Как называется наука о правильном написании слов. Орфография

Орфография

Орфография (от греч. ortos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это система правил, устанавливающих единообразие написаний, обязательных для данного языка. Орфографией можно назвать также раздел науки о языке, изучающий правописание слов на определенном этапе развития этого языка.

Современная русская орфография включает в себя пять разделов:

1) передачу буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) способы переноса слов;

5) графические сокращения слов.

Правила передачи звуковой стороны речи посредством буквенных обозначений могут строиться на различных принципах. Принципы орфографии – это основа, на которой базируются написания слов и морфем при наличии выбора букв, предоставляемого графикой.

Орфограмма (от греч. ortos – прямой, правильный и grámma – буква) – это правильное написание, которое следует выбрать из ряда возможных. Например, в слове вокзал орфограммами являются буквы о (может быть написана буква а ), к (может быть написана буква г ), л (возможно написание лл ). С каждым из пяти разделов орфографии связаны определенные орфограммы. Так, например, во-первых, определенная буква в слове: ш е пот и ш о рох , предл о жить и предл а гать и др., во-вторых, слитное, раздельное и дефисное (полуслитное) написание слов: потихоньку, в обнимку, по-весеннему ; в-третьих, прописная и строчная буквы: Родина и родина ; в-четвертых, перенос слов: се-стра и сест-ра, на-бросить и над-ломить : в-пятых, графические сокращения: и т. д . (и так далее), и др . (и другие), см . (смотри).

Русское письмо, как и письмо большинства народов мира, является звуковым, то есть смысл речи в нем передается путем передачи звуковой стороны языка условно принятыми графическими обозначениями – буквами.

На письме звуки русского языка передаются посредством определенного количества букв, которые в совокупности образуют алфавит. Изучением букв, как известно, занимается графика. Орфографические системы мира различаются в зависимости от того, как они используют возможности графики. Так, например, определенные трудности могут возникать в том случае, когда в различных фонетических условиях одна буква (в силу своей многозначности) обозначает различные звуки. Такая ситуация может возникнуть при качественной редукции (в слове реки буква е обозначает звук [э], а в слове река посредством той же буквы е обозначается звук [и э ]), а также при оглушении согласных в абсолютном конце слова (в слове луга буква г обозначает звук [г], а в слове луг та же буква г обозначает звук [к]). В таких случаях выбор букв определяется орфографическими правилами. Таким образом, именно орфография регулирует написание той или иной буквы, обозначающей фонему в слабой позиции.

В современном русском языке существует три принципа орфографии: морфологический (фонемный, фонематический, морфофонематический, фонемно-морфологический), фонетический и исторический (этимологический, или традиционный).

Морфологический принцип является основным, ведущим принципом русской орфографии. По традиции этот принцип называют морфологическим, хотя правильнее было бы назвать его морфофонематическим, так как, во-первых, одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, во-вторых, этот принцип обеспечивает одинаковое написание морфем (приставки, корня, суффикса и окончания) вне зависимости от их произношения, например, корень -мор- пишется одинаково, вне зависимости от позиции, в словах мо́ре, морско ׳й, моря́к и т. д.

На морфологическом принципеосновываются следующие орфографические правила:

    написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: в о ׳дный – в о да ׳ – в о дяно́й – нав о дне́ние ; в служебных морфемах: о ׳т-мель и от-бо́й , мудр-е ׳ц и ста́р-ец , на стол-е ׳ и на сту́л-е ).

    написание звонких и глухих согласных на конце слова (лу г – лу г а, лу к – лу к а ) и в корне слова перед согласными (ла в ка – ла в ок, сковоро д ка – сковоро д ок );

    написание проверяемых непроизносимых согласных (по зд ний – опо зд ать, ле ст ный – ле ст ь );

    написание приставок на согласный, исключая приставки на з (о т дать как о т ловить , на д строить как на д ломить и т. д.);

    употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ноч ё вка – ноч е вать, ш ё пот – ш е птать, размеж ё вка – размеж е вать );

    написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мо ст ик – мо ст , но во сьм и – во сьм ой );

    написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме).

На фонетическом принципе основаны следующие написания:

    написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через -) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица );

    написание буквы а в безударной приставке раз- (рас-) , несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда ׳ть – ро́здал, расписа ׳ть – ро́спись, расска ׳зывать – ро ׳ссказни, рассы ׳пать – ро ׳ссыпь );

    написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);

    написание буквы о в суффиксах –онок –онка после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);

    написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, птицын, Куницын и т. п. );

    отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).

    Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции.

К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

1) написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);

2) написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение; предложение – прилагать – полог; растение – росток – вырасти – выращенный; проскакать – подскочить – скачок; собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть – отпирать, расстелить – расстилать; вытереть – вытирать и др.);

3) написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІУ века, а [ц] – до ХУІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.

4) написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);

5) написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);

6) написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь ) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь ). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);

7) написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова );

8) написание отдельных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Дифференцирующие (различающиеся) написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова к а мпания «событие, мероприятие» и к о мпания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.

К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

1) наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь ; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ );

2) написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ож о г, подж о г – имена существительные и ож ё г, подж ё г – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);

3) написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);

4) написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат) );

5) написание окончаний –ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на –ов, -ин , обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом );

6) написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье );

7) некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).

Несмотря на то, что общие правила для раздельного написания достаточны просты (отдельно друг от друга пишутся слова в словосочетаниях и предложениях, а слитно – морфемы в слове), существует много случаев, когда трудно сделать выбор: перед нами отдельные слова или части слов, например: глубокоуважаемый или глубоко уважаемый , никакой или ни какой , непогода или не погода и т. д.

Многие написания являются весьма противоречивыми, Так, до сих пор нет единого подхода к написанию наречий, и они пишутся то слитно, то через дефис, то раздельно (ср.: доверху – до отказа, потихоньку – по-весеннему ). По-разному пишутся также существительные и прилагательные одного и того же типа (ср.: блок-пункт – блокпост, народнохозяйственный – народно-демократический и т. д.).

Каждый человек хотя бы раз задавался вопросом о том, что такое орфография. Это понятие включает в себя несколько важных аспектов, осмыслить которые порой бывает непросто. Основные его правила изучаются каждым человеком еще в школе, однако не каждый способен сразу уяснить объем информации, связанный с ней.

Если постараться и внимательно изучить вопрос со всех сторон, то можно понять, что значение слова "орфография" не такое уж и мудреное, как может показаться. Итак, следующая информация поможет разобраться в сути значения данного понятия.

Слово орфография: значение, толкование, смысл

Итак, орфография - это в первую очередь изучающий правописание слов на каком-либо этапе его развития. Можно сказать, что это целая система, или свод, единообразных правил. Установленное написание слов является обязательным для конкретного языка.

Взаимопонимание между людьми достигнуто именно с помощью единообразия орфографии. Ведь она позволяет производить обмен информацией, используя одни и те же слова.

Принципы орфографии

Принципы орфографии - это совокупность правил, на которых основывается правописание того или иного слова или морфемы при наличии выбора буквы.

Лингвисты в настоящее время выделяют три фундаментальных правила:

  1. Морфологический принцип. Он является основным в орфографии, так как от правил этого основоположения зависит написание большинства слов. Сам принцип заключается в одинаковом выражении на письме всех морфем буквенных постановок.
  2. Фонетический принцип. К нему прибегают, когда с помощью средств орфографии необходимо различить написание одинаково звучащих слов.
  3. Этимологический принцип. Он признает грамоту в соответствии с традицией. Это значит, что написание исконно русских или, напротив, заимствованных слов с непроверочными орфограммами будет соответствовать изначально придуманному. Такие слова в школе принято называть "словарными".

На этих принципах строится вся система письма, поэтому их нужно знать и включать в определение значения слова "орфография".

Разделы орфографии

Чтобы точно понять, что представляет из себя данная наука, нужно ознакомиться также и с ее разделами. Ведь недостаточно рассмотреть лишь значение слова орфография. Итак, данное понятие включает в себя следующие разделы изучения:


Эти пять разделов определяют область изучения орфографии. Они также помогут вам разобраться, что значит орфография. Большая часть основных правил находит свое место именно в первом разделе. Он определяет написание множества слов в современном русском языке.

Итак, можно сделать вывод, что значение слова "орфография" заключается в следующем: это выражение в письменном виде устной речи, в согласии с установленными основополагающими правилами. Если для начала постараться запомнить принципы и разделы, о которых рассказано в статье, то в дальнейшем вы глубже овладеете сведениями о правописании.

1) о_ _ _д_ _
2)_ _ _ _ _ог
3)_ _ _е_ _ж
Бульон, лосьон,батальон.
1)зодчий-синий
2)рыжий-лисий
3)росла-крепка
Это не мой мальчик.
1)Счастливый-счастливее
2)Желтеть-жёлтый
3)Гореть-горели

2)и забота, и удаление;

1)щека
2)шея
3)плечи
4)правая рука
1)чтец, жилец, спец, певец;

1)95
2)900
3)90 000
1)говорите
2)закрепите
3)извините
1)плач..
2)подж..г
3)груже..ый

Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
НЕДАРОМ помнит вся Россия
Про день Бородина!"

2)чем богаты, тем и рады.
3)Каковы сани, токов и сами.

1.Добавив буквы слова латка, составте новые слова и укажите, какой фонетический процесс их объединяет:

1) о_ _ _д_ _
2)_ _ _ _ _ог
3)_ _ _е_ _ж
2. Укажите, какую нетипичную функцию выполняет буква ”О” в словах:
Бульон, лосьон,батальон.
3.Укажите пары слов с совпадающим окончанием:
1)зодчий-синий
2)рыжий-лисий
3)росла-крепка
4.Решите, можно ли изменить смысл фразы орфографическим или пунктуационным способом:
Это не мой мальчик.
5.Найдите пары слов с разными основами:
1)Счастливый-счастливее
2)Желтеть-жёлтый
3)Гореть-горели
6.Узнайте слово по его значениям:
1)и лучистая энергия, и высшее общество;
2)и забота, и удаление;
3)и частное хозяйство, и сооружение.
7.А как называли наши предки? Подберите соответствующие устаревшие слова:
1)щека
2)шея
3)плечи
4)правая рука
8.Обоснуйте, какое слово лишнее в каждом ряду:
1)чтец, жилец, спец, певец;
2)водитель, писатель, выключатель, преподаватель;
3) осинка, перинка, спинка, корзинка.
9. Заменитель количественные числительные порядковыми и запишите их прописью:
1)95
2)900
3)90 000
10.Определитель наклонение глаголов:
1)говорите
2)закрепите
3)извините
11.Докажите, какому принципу русской орфографии подчиняется написание слов:
1)плач..
2)подж..г
3)груже..ый
12.Объясните, почему по-разному пишутся выделенные слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова:
"Скажи-ка, дядя, ведь НЕ ДАРОМ
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
НЕДАРОМ помнит вся Россия
Про день Бородина!"
14.Выпишите из пословиц местоимения и укажите их разряд:
1)без денег в город-сам себе врог.
2)чем богаты, тем и рады.
3)Каковы сани, токов и сами.
Ребята помогите пожалуйста! Я то всё решила, но я не уверена в себе! Помогите!)

помогите плизз)) как называются такие слова одним словом (тоесть в общем) ?- "например - резко (какого?) - краткое прил., а резко (как?) - наречие

На вопрос как называется наука, изучающая правила написания слов заданный автором Впросонках лучший ответ это Орфография русского языка - совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка.
Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково) . Фонетический и другие принципы в русском языке имеют значительно меньшее значение и не являются основными . Одновременные нарушения обоих принципов встречаются в словах типа бессдвиговый, безвкусица [источник?] .
В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице.
История
Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» , вышедшей в 1755 г. , получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению :12-15. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 гг.
Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считал морфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков :17-30.
В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года :262-263. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъ в окончаниях слов.
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё.
В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.

Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.