Какие глаголы имеют особую систему окончаний. «Разноспрягаемые глаголы

Тема : «Разноспрягаемые глаголы»

(Ильичева Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ Старицинская СОШ)


– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?

Как начнёшь ты меня гнать,


Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.
– (о спряжении). А что такое спряжение? (Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени ) Как определить его? Какие гласные пишутся в безударных личных окончаниях глаголов?

Задание : вставить пропущенные буквы в личные окончания глаголов, объяснить написание, определить спряжение.

3 лицо ед.ч . 3 лицо мн.ч. 2 лицо ед.ч.

Стон..т Та..т Стел..шь

Завис..т Гон..т Стро..шь

Крош..т Пил..т Кол..шь

Пен..тся Жал..т Бор..шься

Смотр..т Кле..т Дыш..шь


Задание : распределить слова в 2 колонки: 1 спр. и 2 спр., выделяя личные окончания глаголов. (У доски работают у человека . Коллективная проверка, анализ ошибок).

Хлещ..т, дыш..т, се..шь, люб..шь, ла..т, броса..шь, ненавид..т, руб..т, ре..т.


    1. Объяснение нового материала.

а) Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание.

Задание : лингвистическая игра «Четвертый лишний. Какой глагол в этой группе слов является лишним? Обоснуйте свой ответ.

Молчать, кричать бежать ворчать.

В случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы - поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бе жать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит , НО бегут.

В этой статье мы перечислим , а также объясним, почему они так называются .
Разноспрягаемые глаголы - это глаголы, которые спрягаясь по лицам, имеют окончания, как первого, так и второго спряжения. Поэтому они и называются разноспрягаемые.
Напомним, что к первому спряжению относят глаголы, неопределенная форма которых, как правило, заканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть. Ко второму спряжению глаголы, оканчивающиеся на –ить. Конечно, есть много глаголов исключений.
Отдельная группа - разноспрягаемые глаголы. Перечислим их.
К разноспрягаемым глаголам относятся основных 2 глагола: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Также сюда относятся их производные: прибежать, захотеть, убежать, перехотеть и т.д.. Чтобы показать наглядно их свойства, проспрягаем их по лицам.
Глагол – хотеть :
я хочу
ты хочешь
он хочет
Как мы видим, они имеют окончания первого спряжения. НО спрягаем дальше
мы хотим
вы хотите
они хотят
В этом формах глагол идет с окончаниями второго спряжениями.

Проспрягаем глагол бежать.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
Казалось бы, все формы имеют окончания второго спряжения.
Но, в 3-м лице множественного числа:
они бегут - окончание I спряжения.

Есть также глаголы, которые часто путают с разноспрягаемыми. Это глаголы с особой нехарактерной формой образования окончаний: дать, есть, создать и производные от них: съесть, отдать и т.п.
Для примера проспрягаем глагол дать.
Я дам
Ты дашь
Он даст
Мы дадим
Вы дадите
Они дадут
Этот и другие глаголы не разноспрягаемые, хотя и имеют отличные от других окончания при спряжении.

Также путают глаголы, имеющие формы на выбор.
Например: чтить > они чтут / чтят , сыпать > они сыплют /сыплят , трепать > они трепят /треплют и другие….Это тоже не

Особых проблем с написанием разноспрягаемых глаголов не возникает. Все формы создаются правильно на уровне интуиции. Иногда вместо хотим, поспешно употребляют – хочем, что, конечно же, неверно.
Запомнить разноспрягаемые глаголы можно достаточно просто, поскольку их всего два.
В зависимости от того, как работает ваша память, можно:
1. Составить ассоциацию. Хотеть бежать – полезно для здоровья.
2. Запомнить в стихах.
Бежать, хотеть, мы будем по-особому спрягать
Разноспрягаемы они, и это надо знать!
3. Нарисовать образ. Например бегуна, который хочет бежать.

После такого подробного разъяснения вопросов по разноспрягаемым глаголам остаться не должно. Желаем вам запомнить это надолго. Если у вас остались какие то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

tradingbanks отзывы (http://www.moidagestan.ru/news/politics/51984) - вы можете почитать на сайте moidagestan.ru .

Изо дня в день мы слышим различные варианты произношения слов. Например, один человек может сказать "хотим", а другой - "хочем". И каждый говорящий считает свой вариант единственно правильным, но аргументировать выбранную позицию может далеко не всякий.

Попробуем разобраться, почему в разговорном языке появляется несколько вариантов произношения одного и того же слова. И выясним, какой же из них все-таки правильный. Эта статья будет полезна и учащимся, и взрослым, которые стремятся повысить свой уровень грамотности.

Спряжение глагола

Причина возникновения вариаций произношения - разноспрягаемые глаголы. Но прежде чем понять, что это такое, повторим основы.

Спряжением называется изменение формы глагола по числам, временам, родам и лицам. От него напрямую зависит то, как будет звучать слово. Спряжение определяется по окончанию глагола. Существует всего два ключевых вида. Рассмотрим окончания, которые встречаются в каждом из них:

Как видно из таблицы, для I спряжения характерны окончания: -у/-ю, -ёшь/-ешь, -ёт/-ет, -ём/-ем, -ёте/-ете,-ют/-ут. Для II - -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат.

Определить, к какому конкретно виду причисляют глагол, довольно просто. Достаточно следовать алгоритму:

  1. Запоминаем по таблице гласные, которые могут встретиться в окончаниях обоих типов.
  2. Смотрим: ударная на конце слова позиция или нет.
  3. Если гласная в окончании под ударением, то просто вспоминаем, к какому типу относятся глаголы, оканчивающиеся на нее.
  4. Для того, чтобы определить спряжение слова на безударную букву, ставим его в инфинитив.
  5. Смотрим на гласную, стоящую перед суффиксом -ть. Ко второму типу причисляют глаголы на -ить и одиннадцать слов-исключений, к первому - все остальные и «брить», «стелить».
  6. Если хотите убедиться в том, что ваши выводы верны, измените слово по лицам и сравните окончания с таблицей.

Разноспрягаемые глаголы

Иногда, изменяя слово по лицам, вы будете видеть окончания, характерные и для I, и для II типа сразу. И тогда сразу возникает путаница. «Как определить спряжение при таком раскладе? К какому типу отнести глагол?», - спросите вы себя.

Ответ прост: подобные слова не относятся ни к I, ни ко II. Их выделяют в специальную группу «разноспрягаемые глаголы». Особенности звучания в разных родах и числах и определяют их специфику.

В личных формах этих глаголов встречаются окончания обоих типов. Оттуда и говорящее название.

Иногда разноспрягаемые глаголы путают со словами, которые имеют нетипичную систему окончаний. На самом деле, это другая обособленная группа данных частей речи. Для того чтобы понять, чем они отличаются, попробуем ответить на вопрос: «Глагол «дать» разноспрягаемый?».

Окончания в формах множественного числа совпадают с теми, которые встречаются в I и II спряжении. Но что насчет остальных? Здесь все иначе. Подобных форм в современной системе русского языка нет. Такие слова сохранили архаичные окончания. Значит, эти глаголы причисляются к иному типу: «особоспрягаемые». Помимо "дать", к этой же малочисленной группе относится «есть», и все приставочные производные данных слов.

Как узнать разноспрягаемый глагол?

Слово, которое использует окончания I и II спряжения сразу, узнать просто: достаточно изменить его по лицам и числам. Однако такие усилия ни к чему, ведь к разноспрягаемой группе относятся только «бежать» и «хотеть». Стоит запомнить, как выглядят разные формы этих слов, чтобы избежать ошибок.

Разноспрягаемые глаголы: примеры изменения

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Из таблицы видно, что оба слова применяют окончания из двух групп. К разноспрягаемым относятся все производные от «хотеть» и «бежать». К этой же группе часто ошибочно причисляют глаголы, которые имеют несколько вариантов произношения. Например: чтут/чтят, сыплют/сыпят.

У большинства людей проблем с образованием различных форм глаголов не возникает. Они делают это интуитивно и не ошибаются. Но некоторые пытаются изменять все слова по одним и тем же правилам, тогда-то мы и получаем варианты: «хочем», «бежим» и им подобные. Естественно, считать подобные варианты правильными нельзя. Ведь эти слова не изменяются по модели первого или второго типа.

Довольно легко запомнить, как пишутся и произносятся разноспрягаемые глаголы. Примеры из таблицы помогут тем, у кого возникают трудности. Если выучить окончания наизусть, никогда не ошибетесь.

Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть .

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Орфографическая пятиминутка.

Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.

Слова, какой части речи мы записали?

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?

В каком времени спрягаются глаголы?

III. Введение в тему урока.

А сейчас внимательно послушайте стихотворение:

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть .
– Предположите, какая будет тема урока.

Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.

Есть, писать, говорить.

Я ем пишу говорю

Ты ешь пиш ешь говор ишь

Он ест пиш ет говор ит

Мы ед им пиш ем говор им

Вы ед ите пиш ите говор ите

Они ед ят пиш ут говор ят

Что мы сделали с глаголами?

Что нужно знать для определения спряжения?

IV. Актуализация изученного.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.

е, а,т (я,т) – I

и, у,т (ю,т) – II

ЛИЧНОЕ

Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)

I спр. II спр.

Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)

Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.

V. Постановка проблемного вопроса урока.

Упр. 579 – введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

Выделите корни в слове разноспрягаемые.

О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

Чтение правила.

VI. Открытие новых знаний.

Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

Как вы поняли, что такое производные глаголы?

Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)

ЛИЧНОЕ

И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)

I + II спр.

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.

(почему глагол работал остался вне столбиков?)

Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения – вы садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете.

Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.

Упр. 581 – развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой

А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

VIII. Итог урока.

Назовите ключевые слова урока.

Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов – … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений – I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

Что узнали на уроке?

Что научились делать?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?

IX. Домашнее задание.

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).

2. Упр. 582