Карточки по обучению. Использование карточек по обучению грамоте при различных формах работы

Обучающие карточки для старших дошкольников

В данной статье представлена методическая разработка "Обучающие карточки", которая направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку к обучению грамоте детей 5-7 лет. Методическая разработка может быть рекомендована к использованию в работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям. Будет она полезна и заинтересованным родителям.
Ключевые слова: подготовка детей к обучению грамоте, коррекция нарушений фонетической стороны речи, развитие фонематического анализа и синтеза, задержка психического развития.
С появлением электронной техники, особенно сотовых телефонов и компьютеров, родители стали меньше читать детям стихи, сказки, рассказы. Они не только проводят за компьютером свободное время, но и поощряют такое времяпрепровождение у своих детей. Постепенно дети теряют интерес к занятиям, не могут сосредоточиться на вербальном материале.
Данная проблема стимулирует педагогов искать новые эффективные методы и приемы, способные не только заинтересовать дошкольника, но и обучить в игре.
Педагоги, которым доводилось работать с детьми с задержкой психического развития, знают, что для эффективной коррекционной работы необходимо большое количество разнообразных средств обучения: наглядных, аудиальных, кинестетических.
В своей работе с детьми, у которых диагностирована задержка психического развития, я использую дидактическую игру «Обучающие карточки». Использование этих карточек дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.
Карточки для этой игры заламинированы, что позволяет использовать их многократно. А буквы и цифры, написанные маркером, легко стираются с карточек.
Варианты использования дидактической игры" Обучающие карточки" в коррекционной работе учителя - дефектолога.

Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»

Возраст детей : 5-7 лет
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;

5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение первого звука в слове).
7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
8. Формировать умения считать и обозначать итоговый результат цифрой;
9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух первый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Сосчитать количество слов, начинающихся на одинаковый звук, записать в квадрат под буквой соответствующую цифру.








Вариант № 2 «Правильно слышишь - правильно пишешь!»

Возраст детей : 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Дидактические задачи:
Развивать простые формы фонематического анализа (выделение звука в начале слова)
Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, начинающийся на заданный педагогом звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Среди детей выбирается водящий с помощью считалки. Остальные дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Водящий называет звук, дети дают характеристику этого звука и начинают искать предметы на этот звук у себя в карточках. Ребенок, который найдет и назовет предмет на заданный звук, записывает в кружочек рядом с картинкой символ звука в виде печатных букв. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вручает зеленую карточку, если ребенок правильно выполнил задание, и красную, если ребенок допустил ошибку. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Важно помнить, что сначала детям предлагают карточки, названия картинок которых начинаются с гласных и согласных твердых звуков (предпочтительно сонорных звуков). По мере усвоения материала игра усложняется: дети подбирают слова-картинки, в которых буква обозначает уже два звука, парных по твердости-мягкости.

Карточки по обучению грамоте к Азбуке Горецкого. 1 класс. Крылова О.Н.

11-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015 - 80 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения и проверки знаний. В карточках содержатся задания как базового уровня, то есть соответствующие стандартным требованиям, так и задания повышенного уровня сложности. Карточки адресованы учащимся 1-го класса для работы в букварный период, а также дошкольникам при подготовке к школе. Они предназначены для учителей начальных классов, родителей, желающих проверить и систематизировать знания ребёнка, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования.

Формат: pdf

Размер: 16,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Карточки № 1 -4
Устная и письменная речь. Предложение и слово 6
Карточки № 5-6. Слово и слог.... 8
Карточки № 7-8. Слог и ударение 9
Карточки № 9-14. Гласные и согласные звуки. 10
Карточки № 15-18. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]... 13
Карточки № 19-22. Буквы А а, О о, И и, ы, У у 15
Карточки №23-26. Звуки [н], [нт], [с], [с1], буквы Н н; Сс 17
Карточки №27-32. Звуки [к], [к1], [т], [т"].
Буквы К к; Тт 19
Карточки №33-38. Звуки [л], [л1], [р], [р"].
Буквы Л л; Р р 22
Карточки № 39-42. Звуки [в], [в"]. Буква В в 25
Карточки № 43-46. Звуки [й"э], ["э]. Буква Е е.
Буква Е - показатель мягкости согласного звука 27
Карточки № 47-50. Звуки [п], [гГ]. Буква П п 29
Карточки № 51-54. Звуки [м], [м1]. буква М м 31
Карточки № 55-58. Звуки [з], [з"]. Буква 3 з 33
Карточки № 59-62. Звуки [б], [б1]. Буква Б 6 35
Карточки № 63-66. Звуки [д], [д"]. Буква Д д 37
Карточки № 67-72. Звуки [й"а], ["а]. Буква Я я 39
Карточки № 73-76. Звуки [г], [г1]. Буквы Г г 42
Карточки № 77-80. Звук [ч"]. Буквы Ч ч 44
Карточки № 81-84. Буква ь - показатель мягкости согласных звуков 46
Карточки № 85-88. Звук [ш]. Буква Ш ш. Написание ши 48
Карточки № 89-92. Звук [ж]. Буква Ж ж. Написание жи 50
Карточки № 93-96. Звуки [й"о], ["о]. Буква Ё ё 52
Карточки № 97-100. Звук [й"]. Буква Й й 54
Карточки № 101-106. Звуки [х], [х1]. Буква X х 56
Карточки № 107-110. Звуки [й"у], ["у]. Буква Ю ю 59
Карточки № 111-114. Звук [ц]. Буква Ц ц 61
Карточки № 115-118. Звук [э]. Буква Э э 63
Карточки № 119-122. Звук [щ1]. Буква Щ щ.. 65
Карточки № 123-126. Звуки [ф], [ф"]. Буква Ф ф 67
Карточки № 127-130. Буквы ь, ъ 69
Карточки № 131-138. Предложение 71
Карточки № 139-142. Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща 75
Карточки № 143-146. Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу 77
Карточки № 147-150. Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши 79

Предлагаемое пособие предназначено для учащихся первых классов и учителей, работающих по учебнику В.Г. Горецкого и др. (Азбука, 1 кл. - М: Просвещение).
Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения, проверки универсальных знаний и соответствует требованиям государственных стандартов начального образования. Задания в карточках составлены с учётом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя разнообразные задания, дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, культурой речи, лексикой.

редлагаемое пособие предназначено для учащихся первых классов и учителей, работающих по учебнику В.Г. Горецкого и др. (Азбука, 1 кл. — М: Просвещение).
Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения, проверки универсальных знаний и соответствует требованиям государственных стандартов начального образования. Задания в карточках составлены с учётом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя разнообразные задания, дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, культурой речи, лексикой.

СОДЕРЖАНИЕ
Карточки № 1 -4
Устная и письменная речь. Предложение и слово 6
Карточки № 5-6. Слово и слог…. 8
Карточки № 7-8. Слог и ударение 9
Карточки № 9-14. Гласные и согласные звуки. 10
Карточки № 15-18. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]… 13
Карточки № 19-22. Буквы А а, О о, И и, ы, У у 15
Карточки №23-26. Звуки [н], [нт], [с], [с1], буквы Н н; Сс 17
Карточки №27-32. Звуки [к], [к1], [т], [т’].
Буквы К к; Тт 19
Карточки №33-38. Звуки [л], [л1], [р], [р’].
Буквы Л л; Р р 22
Карточки № 39-42. Звуки [в], [в’]. Буква В в 25
Карточки № 43-46. Звуки [й’э], [‘э]. Буква Е е.
Буква Е - показатель мягкости согласного звука 27
Карточки № 47-50. Звуки [п], [гГ]. Буква П п 29
Карточки № 51-54. Звуки [м], [м1]. буква М м 31
Карточки № 55-58. Звуки [з], [з’]. Буква 3 з 33
Карточки № 59-62. Звуки [б], [б1]. Буква Б 6 35
Карточки № 63-66. Звуки [д], [д’]. Буква Д д 37
Карточки № 67-72. Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я 39
Карточки № 73-76. Звуки [г], [г1]. Буквы Г г 42
Карточки № 77-80. Звук [ч’]. Буквы Ч ч 44
Карточки № 81-84. Буква ь - показатель мягкости согласных звуков 46
Карточки № 85-88. Звук [ш]. Буква Ш ш. Написание ши 48
Карточки № 89-92. Звук [ж]. Буква Ж ж. Написание жи 50
Карточки № 93-96. Звуки [й’о], [‘о]. Буква Ё ё 52
Карточки № 97-100. Звук [й’]. Буква Й й 54
Карточки № 101-106. Звуки [х], [х1]. Буква X х 56
Карточки № 107-110. Звуки [й’у], [‘у]. Буква Ю ю 59
Карточки № 111-114. Звук [ц]. Буква Ц ц 61
Карточки № 115-118. Звук [э]. Буква Э э 63
Карточки № 119-122. Звук [щ1]. Буква Щ щ.. 65
Карточки № 123-126. Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф 67
Карточки № 127-130. Буквы ь, ъ 69
Карточки № 131-138. Предложение 71
Карточки № 139-142. Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща 75
Карточки № 143-146. Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу 77
Карточки № 147-150. Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши 79

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения и проверки знаний. В карточках содержатся задания как базового уровня, то есть соответствующие стандартным требованиям, так и задания повышенного уровня сложности. Карточки адресованы учащимся 1-го класса для работы в букварный период, а также дошкольникам при подготовке к школе. Они предназначены для учителей начальных классов, родителей, желающих проверить и систематизировать знания ребёнка, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования.

Карточки по обучению грамоте к Азбуке Горецкого. 1 класс.

ДИКТАНТЫ

1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

РАБОТА №1

ТЕМА: Слово, предложение, текст.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

    В первом предложении над словами указать количество слогов.

    Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

    В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

    *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

    *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1.Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

    В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

    Во втором предложении найти слово из двух слогов.

    *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)

РАБОТА № 2 .

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова .

ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

    *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1.Подчеркнуть в словах мягкий знак.

    Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

    *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

    *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)

РАБОТА № 3

ТЕМА: Гласные после шипящих .

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1.Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

    Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

    *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

    Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

    Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.

    *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)

РАБОТА №4

ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

    Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

    В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

    Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

    *Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил

он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1.Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2.В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3.Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4.*Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5.*Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)

РАБОТА №5

Итоговая контрольная работа за 1 класс.

ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

1.Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2.В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3.Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

узкий - …..

далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.