Произведения о любви к поэзии. Воспитание любви к поэзии (ЕГЭ по русскому)

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

(1) Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.


Сочинение

Одной из главных составляющих нашей жизни является творчество – в него человек воплощает все то, что находится на уровень выше обывательской реальности. Все самые сокровенные мысли и чувства, все то, что находится внутри каждого из нас, обрамляется форму картин, мелодий и стихотворений. Однако создать такой предмет творчества способен не каждый, в своем тексте Е.А. Евтушенко поднимает проблему определения качеств настоящего поэта.

Подводя нас к рассуждению о проблеме, автор делает акцент на том, что труд писателя в принципе является важнейшей частью жизни человека – книги совершенствуют нас изнутри, а мы совершенствуем изнутри книги, даже не принимая прямого участия в их создании. Таким образом, Евгений Евтушенко подводит нас к мысли о том, что любой настоящий поэт и писатель, создавая своё творчество, всегда должен быть тесно связан с обществом, с простыми людьми, для которых, благодаря которым и ради которых он и трудится. Исходя из этого и вытекают те качества, которые и отличают настоящего поэта от любителя.

Мысль, которую доносит до нас Е.А. Евтушенко, мне ясна: он считает, что, чтобы стать поэтом, нужно обладать тесной совокупностью сразу нескольких качеств. Нужно иметь совесть, обладать умом и смелостью, уметь понимать и ценить чужие стихотворения, и, конечно, уметь самому писать «вкусные» строчки. И при всем этом каждое из качеств должно быть проникнуто любовью к народу, для которого и работает писатель.

Трудно не согласиться с мнением автора. Конечно, настоящий поэт должен с совестью относиться к тем мыслям, которые он хочет донести до людей, но при этом они должны быть интересными и должны обладать смыслом, чтобы суметь заинтересовать. Смелость настоящего поэта, с одной стороны, подвергает его риску, но, с другой, показывает его самоотверженность ради собственного творчества. И чтобы понимать, как нужно писать, чтобы выявить свой стиль, нужно уметь ценить и анализировать творчество своих коллег и учиться писать самому, совершенствуя свой навык. Также тому, что хочет быть настоящим писателем, не стоит забывать о том, что его творчество должно быть направлено не внутрь, а наружу, для других людей, ведь человек пишет для человека, им же ценится и от него же получает отдачу и вдохновение для дальнейшей работы.

Например, настоящим поэтом является главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий обладает всеми нужными для этого качествами: он является талантливым врачом, и потому заведомо направляет всю свою, в том числе и творческую, деятельность для людей, и его аналитические способности помогают ему в процессе написания стихотворений. Герой имеет совесть и выполняет свой долг как перед ранеными партизанами, так и перед добровольцем-колчаковцем, и смело бросается на помощь пострадавшим. В относительно спокойные времена, будучи обычным гражданином, Юрий читает книги и пишет свои очень красивые стихотворения, полные любви к обществу и провозглашающие идею самоценности личности человека как исключительной единицы.

Никто не будет спорить со мной в том, что настоящим, по-настоящему талантливым поэтом являлся А.С. Пушкин. Его лирика всегда была проникнута теплой и нежной любовью к женщинам, к товарищам, к отечеству и к жизни в целом. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» писал: «…Восстал он [А.С. Пушкин] против мнений света один, как прежде…», что показывает смелость и самоотверженность великого поэта по отношению к своему творчеству. Талант А.С. Пушкина и его вклад в русскую литературу неоспоримы, он знал, с кого брать пример и что доносить своим творчеством. Именно благодаря этому писатель остался достоянием нашего отечества и примером для всех последующих поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинного поэта определяет его незаурядный ум и талант, смелость и умение понимать и оценивать творчество своих коллег, а также, безусловно, талант с первой же строчки провалиться в душу человека и остаться в ней светлым, теплым огоньком, освещающим дорогу в будущее.

Читая поэтическое произведение человек испытывает наслаждение, чувствует неповторимую прелесть стихотворной речи. Чтобы поэзия была понятной, приносила удовольствие нужно учиться чувствовать художественное слово. Именно об этом повествует в своём тексте Е.А.Евтушенко и ставит проблему воспитания в человеке любви к поэзии.

Раскрывая эту проблему автор пытается донести до читателя мысль о том, что может развить в человеке «вкус» к поэзии. Евтушенко вспоминает, как когда-то читал стихи Стравинскому. Он был поражён тем, что у композитора такой поэтический слух. Автор утверждает, что «такой слух можно воспитать». Отец поэта любил поэзию, много читал «упиваясь стихом, особенно понравившимся ему». Поэт благодарен тем людям, которые воспитывали в нём любовь к поэзии.

Сути поэтического слова нужно учиться понимать. Этому способствует многое: сама литература, общение с людьми, которые могут открыть тайны поэзии.

В русской литературе есть множество лирических произведений вызывающие восхищение, таковым является, например, стихотворение Александра Блока «Незнакомка». Лирический герой восхищается прекрасной незнакомкой. Герой, глядя на незнакомку, погружается в волшебный мир красоты и мечты скрытой от других, и видит «берег очаровательный и очарованную даль». В этом стихотворение восхищает: и рифма, и содержание, и яркие изобразительные средства.

Говоря о поэзии нельзя не вспомнить творчество Владимира Высоцкого.

На мой взгляд, если не лучшим, то хотя бы одним из наиболее ярких его стихотворений является «Я не люблю...». Автор называл это стихотворение песней и даже положил её на музыку. Также Владимир Высоцкий говорил про своё лирическое произведение - «Оно является моим жизненным кредо...». В этом стихотворение автор поделился с миров со своими чувствами, описав свое отношение, то, что он «никогда не полюбит». В этом стихотворение нет ничего «лишнего», автор не отходит от темы. Каждое его слово стоит на своём месте.

Я думаю, что текст Е.А.Евтушенко говорит нам о многом. Нельзя не согласиться с тем, что «человек не любящий поэзию не может и по-настоящему любить прозу.» Человек, воспитывая в себе любовь к поэзии, - воспитывает вкус к литературе в целом.

Когда в самом раннем детстве, родители начинают читать своему малышу маленькие стишки и поэмы, они делают для него одно из самых важных вещей в жизни, которые обязательно пригодятся. Они показывают всю красоту мира поэзии, прививают чувство любви к национальному языку и традициям. Но иногда, не смотря на старания родителей, им не удается задуманное – малыш не любит поэзию. Главное – не паниковать. Нужно понимать, что дети, рожденные в двадцать первом веке, не очень привязаны к стихам и книгам, они мало читают и рассуждают, зато почти все дети, родившиеся в этом периоде, очень хорошо ладят с техникой и компьютером. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок все-таки разбирался в стихах и любил их читать, то придется прибегнуть к некоторым хитростям.

Ни для кого не секрет, что дети в раннем детстве очень любят сочинять всякие истории и небылицы. Можно периодически играть с малышом в игры, типа «Подскажи маме правильное словечко!». Возьмите книжку и начните читать самый простой детский стишок с элементарной рифмой. Прочитав первые несколько рифмованных строчек, остановитесь перед последним словом второй, или третьей строчки и спросите, какое слово нужно добавить, чтобы стишок получился. Скорее всего, когда вы поставите такой вопрос, на который обязательно будете ждать ответ, малыш отреагирует положительно и начнет подбирать варианты. Когда ребенок начнет хорошо подбирать слова к самым простым стихам, используйте более сложные, главное, чтобы этот процесс проходил постепенно и не навязчиво. Игра не должна надоесть – все должно проходить естественно.

Еще одна разновидность игры с рифмой: вы начинаете говорить подряд несколько слогов, например, «Ча-ча-ча. Где мы были?» — «У сыча!» — малыш отреагирует и ответит. Когда игра не напрягает и не требует к себе повышенного внимания, трудно удержать и не подхватить мамину или папину идею. Если один из ваших подходов сработает, и будет давать хорошие результаты, не забывайте хвалить своего ребенка за каждое слово. Не ожидайте, что малыш с самых первых строчек будет говорить все правильно, но, тем не менее, продолжайте говорить, что он молодец и у него все получится, ведь он старается и что-то отвечает – это уже хорошо. Всего можно достичь, возможно, медленно, но вы добьетесь того, что ваш ребенок полюбит стихи и рифму .
Можно предпринять еще один вариант. По дороге в школу или на прогулку, пытайтесь говорить рифмованными предложениями между собой. Это будет очень интересно и увлекательно, скорее всего, вы не заметите, как дойдете до необходимого места. Не исключено, что позднее, такие игры станут семейной традицией, и вы будете устраивать соревнования, узнавая, кто же лучший поэт.
Также можете попробовать и свои силы в рифмовке на любимые темы своего ребенка. Если ваш малыш увлечен каким-то сериалом или фильмом, попробуйте сочинить про главных героев маленькие стишки. Для мальчиков подойдут более серьезные темы, например, стих про любимый компьютер или машину. С помощью таких разнообразных техник, вы поможете ребенку научиться вдумываться в то, что написано в стихотворении – понимать его смысл. Тем более, что вы будете рассказывать о любимых героях и темах, которые обязательно вызовут приятные эмоции.
Есть еще два варианта, которые развивают у малышей чувство рифмы и слаженности. Во-первых, можно с хлопками в ладоши: вы будете говорить рифмованные слова, если они подходят друг к другу, то малыш должен хлопнуть в ладошки, если нет – он воздержится от аплодисментов. Или же поиграйте в мячик: на каждый бросок нужно говорить слово, следующий – слово в рифму.
Самое главное, что должны учитывать родители, приучая ребенка к стихам и поэзии с помощью подобных игр – это то, что они должны учитывать возраст ребенка, его интересы и настроение. Не забывайте хвалить своего малыша максимально часто, чтобы он чувствовал поддержку с вашей стороны и не замыкался в себе, останавливаясь на достигнутых результатах.


Недавно в старых вещах я нашла свою тетрадь со стихами. Открыла. И понеслись воспоминания… Вспомнилось, как папа, большой любитель сочинять разные истории, стишки, перефразировал известную басню Крылова:

Лебедь, рак и щука вышли погулять,
Вдруг им кот попался, начал в них стрелять –
В лебедя – промазал, рака подстрелил,
Щука испугалась ну и говорит:
«Ах, моя кисуля, не стреляй в меня,
Принесу колбаски, дам тебе сырка!»

Вдохновленная папиным «произведением», я написала свой первый стих:

Ах ты, козочка-коза, не бодай ты меня,
Принесу тебе я сена,
Дам тебе я молока,
Только не бодай ты меня!

С тех пор поэзия навсегда покорила мое сердце. В отличие от других детей, я любила читать стихи, легко их запоминала и много сочиняла сама. Конечно, любовь к лирике зародилась задолго до моей первой импровизации, она долго росла в душе благодаря тому, что каждый день по крохе мне дарили родители, по вечерам читая книги, рассказывая стихи и играя в подобные импровизации.

Теперь, когда у меня самой появилась дочь, захотелось заразить и ее этой любовью. Думаю, у меня уже получается: в два с половиной года она уже придумывает простые рифмы и с удовольствием рассказывает известные ей стихи.

С чего начать?

Как же воспитать в ребенке интерес к поэзии, как привить любовь к стихам?

Интересен подход к этой теме француженки, матери двух дочерей, автора собственной методики Сесиль Лупан. Она советует с раннего детства читать малышам сложные произведения, такие как басни Лафонтена, а чтобы их смысл доходил до ребенка, советует подкреплять чтение наглядными картинками чуть ли не к каждой фразе. Эти картинки также помогут поддерживать интерес к длинному произведению. Слушая мировую классику, ребенок откладывает в свой пассивный словарь много красивых литературных выражений и фраз, которые незаметно перекочуют в его активный лексикон.

Как богата наша русская литература, и как она сможет обогатить речь и внутренний мир ребенка! Чего только стоят фразы из уст малыша: «Мой черноглазый принц», «Хлеба не дают, плакать не велят», «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!». Не упускайте возможность почитать на ночь крохе стихи Есенина, Пушкина, Барто, Ахматовой и других! Этим вы также сможете привить ребенку любовь к книгам и к чтению.

Ну а начинать этот сложный, но увлекательный путь в мир литературы можно вопреки мнению Лупан (она была против «примитивных» стишков) с народного фольклора: с пестушек, потешек да веселых прибауток, с успокаивающих колыбельных. Пусть ребенок почувствует не только богатство и высоту классики, но и легкость и простоту такого родного народного слова!

Стихи – это настоящий кладезь опыта поколений, знаний, но это еще и отличное успокоительное средство. Попробуйте бороться с детскими страхами, со стрессом с помощью подходящих стишков. Этот метод также хорошо помогает адаптироваться в новой для ребенка обстановке, например, при подготовке к детскому саду.

Пусть рифма будет вашим спутником повсюду.

Хорошо, когда мама знает много стишков на все случаи жизни. Пусть ребенок просыпается, моет руки, кушает и идет на прогулку под веселый стишок. Знакомство с животными, погодой, миром вокруг тоже будет проходить веселей, если подыскать подходящие четверостишья. Тут на помощь может прийти М. Л. Лазарев и его «Цветоник». Кажется, что в его арсенале есть песенки и стишки на все случаи жизни.

Если ребенок уже говорит, можно поиграть в рифмы, сначала просто показывая ему, как это весело (так: кошка-плошка-дорожка-ложка-ножки; или так: вот кошка, перед ней плошка, уходи с дорожки, грязные ножки). Потом малыш сам сможет искать рифмы к словам.

Для развития богатой речи подойдут не только упражнения на поиск рифмы, но и, например, на поиск антонимов (высокий-низкий, старый-новый, старый-молодой!), игра «Закончи предложение» (Прошел дождь, и на асфальте остались…).

Пусть чистой будет наша речь.

Давайте лучше знакомить подрастающее поколение с красотой нашего языка, нашей поэзии, и тогда мы вырастим творческие гармоничные личности с выразительной богатой речью и безудержной тягой ко всему прекрасному.