Что означает деепричастный оборот. Причастный и деепричастный оборот

Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола - деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.

Деепричастный оборот может не обозначать действия подлежащего:

а) если он относится к инфинитиву, указывающему на действие другого лица: Он просил рассказывать о поездке, приводя как можно больше подробностей.

б) если он употреблен в безличном предложении при инфинитиве: Переходя к новой теме, следует начать с объяснения основных понятий.

Рис. 2. Частица НЕ с разными частями речи ()

Деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно , кроме случаев , когда деепричастие не употребляется без НЕ .

Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.

Деепричастие не смотря пишется с НЕ раздельно, а предлог несмотря на пишется с НЕ слитно.

Сравните:

Он говорил, не поднимая глаз и не смотря на присутствующих. Он вышел, несмотря на возмущение присутствующих.

Деепричастные обороты являются в основном принадлежностью книжной речи. Им присуща большая выразительность, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Эта особенность деепричастных конструкций видна из следующего примера:

Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает о разговоре с Ф.М. Достоевским. «У меня было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...»

Домашнее задание

№ 181; № 184; № 185 (Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. - М.: Просвещение, 2012 ) .

Задание : спишите текст, вставив пропущенные запятые и раскрыв скобки. Деепричастные обороты подчеркните.

В стае в ту зиму ходила молодая волчица (не)позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки свернувшись в клубки дремали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. Волки (не)хотя поднимались тыкались в нее холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. Старые волчихи свернувшись и не поднимая голов поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле а за ней высунув языки затряслись старики. Волчихи оставались лежать потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге а за ними скользили ломаясь на снегу тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие»

Правила русского языка. Деепричастие.

Лекции и электронные учебники. Деепричастие.

4. Сайт о русском языке и литературе ().

Стилистика частей речи. Деепричастие.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012

Итак, что же это такое? Как отличить его от причастного? Какими знаками препинания он выделяется на письме? На какие вопросы отвечает? Какие трудности могут возникнуть при употреблении его в речи? Эти и другие вопросы будут рассмотрены с данной статье.

Деепричастный оборот, как и причастный, является самостоятельным членом предложения. Он представляет собой деепричастие и относящиеся к нему зависимые слова . Отвечает на вопросы деепричастия: что делая? что сделав? и обозначает добавочное действие предмета/лица, совершающего основное действие (оно, как правило, определяется сказуемым). В предложении он является обособленным членом , а точнее, обособленным обстоятельством.

Подчёркивается точка-тире (штрих-точка). К нему также можно задать вопросы обстоятельства:

  • каким образом?
  • когда?
  • с какой целью?
  • почему?

Они могут быть заданы как от сказуемого, так и в некоторых случаях от причастия или причастного оборота.

Примеры

Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обосабливается с помощью запятых с обеих сторон, вне зависимости от его расположения по отношению к главному слову - глаголу, от которого задаётся вопрос. Для того чтобы правильно выделять данную синтаксическую конструкцию знаками препинания, нужно уметь находить её в тексте и чётко определять границы. Деепричастный оборот включает в себя все зависимые слова, относящиеся к данному деепричастию.

Например, в предложении «Соперник, опередивший меня на старте, вскоре отстал» им является выражение «опередивший меня на старте», а не просто «опередивший меня». Так как слова «на старте» также являются зависимыми от деепричастия, а не от сказуемого. А значит - они входят в состав оборота.

Когда он стоит в начале предложения, то выделяется запятой только с одной стороны - после него, а если расположен в конце, то, напротив, запятая ставится только перед ним, а в конце – знак завершения предложения.

Исключениями являются деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизма . Когда оборот является частью или целым фразеологизмом, запятые при нём не ставятся. Пример такого предложения: мать слушала её затаив дыхание. Также под это правило о постановке запятых не попадают и те случаи, когда несколько деепричастных оборотов являются однородными и соединены союзом «и». Тогда запятые при них отсутствуют. Со знаками препинания здесь все предельно понятно, но часто встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Первое и самое основное правило уже было упомянуто выше, оно гласит, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и основное действие . Например, нельзя сказать «Подойдя к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой». Ведь здесь подлежащие - это рычание и вой, они доносились, то есть выполняли основное действие. Но вот подойти к дому они никак не могли, это сделало какое-то другое лицо.

Таким образом, это предложение можно перестроить в грамматически более правильное сложноподчинённое предложение: «Когда я/он/она подошёл/подошла к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой».

Нужно быть осторожными и при употреблении деепричастного оборота в безличных и неопределенно-личных предложениях, то есть предложениях, не содержащих подлежащего вовсе. Сказуемое же в первом случае может быть выражено инфинитивом, а во втором - глаголом третьего лица. Примером такой ошибки может послужить следующая синтаксическая конструкция: «Окончив школу, выпускников распределили работать на завод». Она построена неправильно, так как деепричастие подразумевает совершение действия самими выпускниками: они окончили школу, а глагол (сказуемое) обозначает действие, выполненное кем-либо другим, кто распределил этих выпускников.

В безличное же предложение деепричастный оборот может быть включён следующим образом: “На их прекрасные лица можно смотреть часами, не отрывая глаз”. В этом случае все грамматические нормы будут соблюдены, так как лицо, совершающее как главное, так и побочное действия, отсутствует. Можно использовать его и в определённо-личных предложениях, то есть тех, что содержат подлежащее, выраженное личным местоимением первого или второго лица (я, мы, ты, вы). Например, «Мне нужно сделать эту работу как можно скорее, используя все возможные материалы».

Это основные ошибки согласования деепричастного оборота с основой предложения. Они довольно часто могут встретиться в нашей речи, так как мы иногда не придаём этому должного значения. А зря, ведь неточное употребление деепричастного оборота ведёт к нарушению смысловой нагрузки предложения.

Деепричастия – одна из сложнейших тем в русском языке. Многие даже не могут увидеть ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием.

Скажу по секрету, даже великие писатели допускали эти ошибки в деепричастиях; вернее, ошибки употребления деепричастия в предложении. Хотите писать грамотнее, чем некоторые известные писатели? Тогда читайте эту статью.

Для начала немного определений

Это не официальные определения, они даются лишь для того, чтобы вы понимали, что я имею в виду под тем или иным словом. Что есть член предложения, что – часть речи, а что – ни то, ни другое, сейчас неважно.

  • Глагол (сказуемое) – выражает основное действие. Отвечает на вопрос: Что делает? (делал, будет делать и т.д.).
  • Субъект (подлежащее) – совершает это основное действие. Отвечает на вопрос: Кто? Или Что?
  • Деепричастие – обозначает добавочное действие, которое совершает (внимание!) ТОТ ЖЕ САМЫЙ СУБЪЕКТ. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Деепричастие образуется от глаголов, поэтому мы всегда легко можем превратить его обратно в глагол. Например, шагая – шагает, улыбаясь – улыбается.

Обратите внимание! Это крайне важно: один и тот же субъект совершает и основное (глагол) и добавочное (деепричастие) действие в рамках одного простого предложения.

И правило, которое поможет вам увидеть нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием:

Другими словами,

Глагол и деепричастие в одном предложении должны относится к одному субъекту.

Понимаете? Если уж сидит лягушка, то она же и подмигивает:

Хитро подмигивая, на тропинке сидела лягушка.

Это всё. Если вы это понимаете, урок окончен. Но, всё-таки, проверьте себя предложениями ниже.

Тем, кто не понимает, хочу помочь услышать музыку предложений, в которых используется деепричастие. Тогда вы увидите. Тогда вас начнет коробить от неправильно составленных фраз, как от фальшивых нот.

Чаще всего ошибки совершаются, когда автор сам нечетко понимает, что или кто является субъектом действий. Поэтому начнем тренировать это понимание. Предлагаю потренироваться так: ниже я дам предложения с деепричастными оборотами и попрошу разобрать их по следующей схеме:

Еще примеры разбора:
ВООБРАЗИВ СЕБЯ ПОЭТОМ, Я ПЕЛА ПЕСНИ НЕСКЛАДНЫЕ (Tasha Sun).

1. Основное действие: пела.

2. Кто пел? – Я.
3. Добавочное действие: вообразив. Что еще я сделала? – вообразила.

4. 1) Я пела и 2) я вообразила

5. Вроде, все логично.

«ПОДЪЕЗЖАЯ К СИЕЙ СТАНЦИИ И ГЛЯДЯ НА ПРИРОДУ В ОКНО, У МЕНЯ СЛЕТЕЛА ШЛЯПА. И. Ярмонкин» (А.П.Чехов)

1. Основное действие: слетела.

2. Что слетела? – Шляпа.

3. Добавочное действие: Подъезжая и глядя. Что еще делала шляпа? – подъезжала и глядела.

4. Два простых предложения с одним субъектом : 1) Шляпа слетела. 2) Шляпа подъезжала и глядела.

5. Что с ней не так? 🙂

Надеюсь, это повеселит вас.

А вот и примеры предложений с деепричастным оборотом и деепричастием:

1. Сказав это, он вышел.
2. Машина, промчавшись, оставила много дыма.
3. Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет.
4. Читая много текстов, стала замечать…
5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…
6. Преодолев сопротивление, вас ждёт невероятный прорыв во всех областях.
7. Купив билет, у вас есть шанс выиграть путевку на море!
8. (Никак не могла записаться на прием.) А наконец-то записавшись, мне перезвонили.
9. Желая увеличения притока денег, это делается в ущерб другим составляющим этой энергии, как-то: везение, удача и здоровье.
10. Надев платье, оно село, словно сшитое по лекалам.
11. Нарушая инструкции, эффективность вашей работы падает в разы.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Он используется для того, чтобы добавить действие, которое не является основным, но тоже имеет значение. Деепричастный оборот всегда относится к глаголу-сказуемому и подчеркивается как обстоятельство. Получается, что субъект выполняет и действие оборота, и действие сказуемого.

Пример: Дописав свой рассказ, Михаил немедленно отправил письмо в редакцию.

Михаил сделал два действия сразу: он и дописал рассказ, и отправил письмо. Основным действием является второе, поэтому первое преобразовано в форму деепричастного оборота.

Знаки препинания при деепричастном обороте

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, выделяется запятой. Он может стоять в любой части предложения: и в начале, и в конце, и в середине. От этого постановка знаков не меняется.

  • Спрыгнув с дерева, я помчался домой.
  • Отец замолк, глядя на меня, и тяжко вздохнул.
  • Маша встрепенулась, услышав шуршание у себя за спиной.

Правила составления предложения с деепричастным оборотом

  • Деепричастный оборот используется только тогда, когда обозначает добавочное действие того же лица, что и основной глагол.

Пример: Валентина Степановна зашла в комнату, закрыв за собой дверь. (Основное действие – зашла в комнату, добавочное – закрыла дверь)

  • Нельзя использовать деепричастный оборот, если его действие выполняется другим лицом, нежели тем, которое совершаем основное действие.

Пример: Разглядывая картину, мне понравились кувшин и ваза.

Важно! В таких предложения можно исправить ошибку, если преобразовать их.

Пример: При просмотре картины мне понравились кувшин и ваза.

  • Деепричастный оборот всегда выделятся запятой, если только он не является фразеологизмом.

Пример: Андрей работал над проектом спустя рукава.

Примеры деепричастных оборотов в художественной литературе

  • Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. (И.С.Тургенев, «Записки охотника»)
  • Пес дремал, уложив голову на передние лапы. (М.Н.Булгаков, «Собачье сердце»)
  • Не найдя ничего, он встал и глубоко перевел дыхание. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.