Необычные диктанты по русскому языку. Веселые диктанты: Русский язык

СодержаниеПредисловие
Древние обсерватории разных народов
мира
Средневековые обсерватории
Первые обсерватории и наблюдения за
космосом в России
Бонус

Предисловие

Свет далёких звёзд во все времена манил
людей своей загадочностью. И невероятная
закономерность тех или иных событий на
небе вызывала различные эмоции у людей и
была даже некоторая предначертанность
жизни. Но для выявления этих
закономерностей нужны были регулярные
наблюдения за небом и космосом. С этой
целью ещё в давние времена и были
построены обсерватории.

Обсерватории древних Майя

До нашей эры одни из
наиболее развитых народов
в исследовании космоса
были древние племена
Майя. Именно у этого народа
появились одни из самых
первых обсерваторий. Это
древняя картинка
показывает обсерваторию
Майя тех времён. Она
напоминает по виду
современные сооружения, но
купол у неё не вращается,
так как сделан он из камня

Обсерватории древних Майя

Астрономы Майя
проводили наблюдения
за небесными
светилами из каменных
обсерваторий, которые
были во многих городах.
Астрономические
расчёты жрецов Майя
отличались
невероятной точностью.
На фото изображена
обсерватория Паленке.

Самая большая обсерватория древних Майя

Но среди многих
обсерваторий
выделяется своими
размерами именно
Караколь –
обсерватория в
городе Чичен-Ица.

Астрономия в племенах Майя

Астрономический
комплекс в древнем
городе Уашактун.

Астрономический комплекс в Паленке

Исследования Майя

Вообще жрецы
племён Майя
совершили большой
прорыв в
астрономии,
изучения космоса и
созвездий. Одна из
наиболее изученных
планет племенами
Майя – Венера

Первые обсерватории в Китае

Но Китай тоже сделал
весомый вклад в
астрономию. Первыми
обсерваториями в этой
стране принято считать
обсерваторию
правителя У-Вана из
династии Чжоу,
правившей в
Поднебесной в 12 веке
до н.э. Построена она
была в городе Чжоугун,
который находится в
современной провинции
Хэнань.

Вклад древнего Китая

Благодаря появлению
обсерваторий и наблюдениям
китайских астрологов именно в
этой стране появился первый
звёздный глобус.
Также китайские астрономы
ввели в обиход солнечные и
лунные календари, составлены
звёздные каталоги, небо более
точно разделено на созвездия,
чем у древних Майя.
Именно в Китае изобретено
множество приборов и
приспособлений, которые
используются астрологами и по
сей день.

Астрология средних веков

В средние века люди
были очень
безграмотны (даже
короли и
императоры входили
в это число) и им
свойственно было
доверять звёздам,
верить что всё
происходит по воле
звёзд.

Однако не везде
ситуация была такая
плачевная. Очень
большой вклад в
развитие
астрономии и
астрологии сделали
арабские и
византийские
учёные.

Старая королевская обсерватория

Старая королевская
обсерватория в
Гринвиче была
построена Карлом II,
назначением её
было точное
определение
кораблей по звёздам

Первые исследования космоса в России

Первые исследования космоса и
первые обсерватории появились
лишь в эпоху Петра I. Петр решил
перенять опыт стран Европы, где
астрономия существовала уже
давно. Он встретился со многими
европейскими и арабскими
астрологами и астрономами, многое
от них узнал и отдал приказ создать
и в России обсерватории, где
западные исследователи делились
опытом с нашими. Сначала
появилась обсерватория в Москве, в
Сухаревской башне. Там имелся
двухметровый звёздный глобус,
привезённый из Голландии. Затем
ещё одна обсерватория была
построена в Санкт-Петербурге в
здании первого российского музея –
Кунсткамера.

Не очень старая, но очень красивая обсерватория в г. Лос-Анджелес, США.

Не очень старая, но очень
красивая обсерватория в г. Лос Это знаменитая
Анджелес, США.
обсерватория
Гриффита, открытая
14 мая 1935 года. Не
очень старая, но
очень красивая, с
которой открывается
прекрасный вид на
город

Слайд 2

Специальная астрофизическая обсерватория

Специальная астрофизическая обсерватория (САО) - научно-исследовательский институт Российской академии наук. Основными инструментами Обсерватории являются оптический телескоп БТА (Большой Телескоп Азимутальный) с диаметром главного зеркала 6 метров и радиотелескоп РАТАН-600 (РадиоТелескоп Академии Наук) с кольцевой многоэлементной антенной диаметром 600 метров. Сотрудники Обсерватории обеспечивают астрономические наблюдения на телескопах в соответствии с решением программного комитета и ведут собственные исследования в различных областях астрофизики и методов астрономии.

Слайд 3

Большой Южно-Африканский Телескоп SALT

В 1970-х гг. главные обсерватории ЮАР были объединены в Южно-Африканскую Астрономическую Обсерваторию. Штаб-квартира находится в г. Кейптауне. Основные инструменты - четыре телескопа (1.9-м, 1.0-м, 0.75-м и 0.5-м) - расположены в 370 км от города в глубине страны, на холме, возвышающемся на сухом плато Кару (Karoo). В 1948 г. в ЮАР построили 1,9-м телескоп, это был самый большой инструмент в Южном полушарии. В 90-х гг. прошлого века научные круги и правительство ЮАР решили, что южно-африканская астрономия не может оставаться конкурентоспособной в XXI столетии без современного большого телескопа. Первоначально рассматривался проект 4-м телескопа, подобного ESO NTT (New Technology Telescope - Телескоп Новой Технологии) или более современному, WIYN, - на обсерватории Китт-Пик. Однако, в конце концов выбрана концепциябольшого телескопа - аналога установленного на обсерватории Мак-Дональд (США) телескопа Хобби-Эберли (Hobby-Eberly Telescope - HET. Проект получил название - Большой Южно-Африканский Телескоп, в оригинале - Southern African Large Telescope. Стоимость проекта для телескопа такого класса весьма низка - всего 20 млн. долларов США. Причем стоимость самого телескопа составляет лишь половину этой суммы, остальное - затраты на башню и инфраструктуру. Еще в 10 млн. долларов, по современной оценке, обойдется обслуживание инструмента в течение 10 лет. Столь низкая стоимость обусловлена и упрощенной конструкцией, и тем, что он создается как аналог уже разработанного.

Слайд 4

SALТ (соответственно и HET) радикально отличаются от предыдущих проектов больших оптических (инфракрасных) телескопов. Оптическая ось SALT установлена под фиксированным углом 35° к зенитному направлению, причем телескоп способен поворачиваться по азимуту на полный круг. В течение сеанса наблюдений инструмент остается стационарным, а следящая система, расположенная в его верхней части, обеспечивает сопровождение объекта на участке 12° по кругу высот. Таким образом, телескоп позволяет наблюдать объекты в кольце шириной 12° в области неба, отстоящей от зенита на 29 - 41°. Угол между осью телескопа и зенитным направлением можно менять (не чаще чем раз в несколько лет), изучая разные области неба. Диаметр главного зеркала - 11 м. Однако его максимальная область, используемая для построения изображений или спектроскопии, соответствует 9,2-м зеркалу. Оно состоит из 91 шестиугольного сегмента, каждый диаметром 1 м. Все сегменты имеют сферическую поверхность, что резко удешевляет их производство. Кстати, заготовки сегментов сделаны на Лыткаринском заводе оптического стекла, первичную обработку выполняли там же, окончательную полировку проводит (на момент написания статьи еще не закончена) фирма Кодак. Корректор Грегори убирающий сферическую аберрацию, эффективен в области 4?. Свет может по оптическим волокнам передаваться к спектрографам различных разрешений в термостатируемых помещениях. Возможно также установить легкий инструмент в прямом фокусе. Телескоп Хобби-Эберли, а значит и SALT, разработаны, по существу, как спектроскопические инструменты для длин волн в интервале 0.35-2.0 мкм. SALT наиболее конкурентоспособен с научной точки зрения при наблюдении астрономических объектов, равномерно распределенных по небу или располагающихся в группах размером несколько угловых минут. Поскольку работа телескопа будет осуществляться в пакетном режиме (queue-scheduled), особенно эффективны исследования переменности в течение суток и более. Спектр задач для такого телескопа очень широк: исследования химического состава и эволюции Млечного Пути и близлежащих галактик, изучение объектов с большим красным смещением, эволюция газа в галактиках, кинематика газа, звезд и планетарных туманностей в удаленных галактиках, поиск и изучение оптических объектов, отождествляемых с рентгеновскими источниками. Телескоп SALT расположен на вершине, где уже размещены телескопы Южно-Африканской Обсерватории, приблизительно в 18 км к востоку от поселка Сазерленд (Sutherland) на высоте 1758 м. Его координаты - 20°49" восточной долготы и 32°23" южной широты. Строительство башни и инфраструктуры уже закончено. Дорога автомобилем из Кейптауна занимает приблизительно 4 часа. Сазерленд расположен далеко от всех главных городов, поэтому здесь очень ясное и темное небо. Статистические исследования результатов предварительных наблюдений, которые проводились более 10 лет, показывают, что доля фотометрических ночей превышает 50%, а спектроскопических составляет в среднем 75%. Поскольку этот большой телескоп прежде всего оптимизирован для спектроскопии, 75% - вполне приемлемый показатель. Среднее атмосферное качество изображения, измеренное Дифференциальным Монитором Движения Изображения (DIMM), составило 0.9". Эта система, размещается немного выше 1 м над уровнем почвы. Отметим, что оптическое качество изображения SALT-0.6". Этого достаточно для работ по спектроскопии. Большой Южно-Африканский Телескоп (Southern Afriсan Lаrge Telescope - SАLT). Видны сегментированное главное зеркало, конструкции следящей системы и инструментальный отсек. Башня телескопа (SALT) БЮАТ. На переднем плане видна специальная юстировочная башня для обеспечения согласования сегментов главного зеркала.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕЖ № 33

Методическая разработка дидактического материала

по дисциплине «Русский язык»

по теме: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

2014

Аннотация.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональном образовании.

Содержание

1 Аннотация…………………………………………………………………………………… 2

2. Содержание………………………………………………………………………………… 3

3. Введение……………………………………………………………………………………. 4

4. Основная часть……………………………………………………………………………... 5

5. Заключение…………………………………………………………………………………. 7

6. Список использованных источников……………………………………………………… 8

Введение .

В соответствии с Государственным стандартом образования главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.

Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»

Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью фо рмирования орфографической зоркости у обучающихся.

К разработке данного дидактического материала меня подтолкнула идея учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1108, г. Москвы Ивановой Ирины Самуиловны.

Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих учеников. Складывая их в отдельную папку, накопила неплохой дидактический материал. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.


Основная часть

Диктант «Мягкий знак после шипящих»

Витька в походе.

Витька решил отправиться с классом в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Витька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный. Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало. Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь. Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Витька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш. Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу. Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов. Домой туристы вернулись за полночь…

Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»

Витька-кашевар.

Витька – кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов. Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Витька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды… Полчаса пролетели быстро. Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена. После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.

Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»

Весенняя прогулка.

На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг… В этот прекрасный день Витька шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.

Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»

Витька на море.

Витька ехал отдыхать на Каспийское море. Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Витька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника. И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Витька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра. Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился. Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель. В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.

Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»

Витька на каникулах.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь. «Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика. «Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»

Витька-вратарь.

Небезызвестный всем Витька попал в больницу. Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельным классом. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных одноклассников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Витька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Витька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу. Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.

Заключение

Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.

Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.


Список использованных источников