Позитивная психология. Иногда сочувствие побеждает объективность

Оказывается, будет человек счастлив или нет - зависит только от него самого.

Люди, которые постоянно думают о своих ошибках и неудачах, "Приучают" свой мозг мыслить негативно и, в конце концов, по своей вине становятся пессимистами.

Американский психолог Шон ачер в своей книге "Позитивная Психология: Наука о Счастье" говорит:

"Я заметил, что наиболее успешные налоговые аудиторы проводят от 8 до 14 часов в день, проверяя налоговые декларации на наличие ошибок. Это помогает им достичь успехов в работе, однако, когда вечером они возвращаются к семье, они продолжают видеть кругом одни ошибки и проблемы".

Как вы думаете, почему юристы страдают от депрессии и разводятся в 3 раза чаще, чем другие люди?

Профессор психологии университета пенсильвании и автор книги "Подлинное Счастье" Мартин селигман объясняет это тем, что они "натренировали" свой мозг искать в жизни только плохие стороны. Именно поэтому из пессимистов получаются самые успешные юристы:
"Пессимизм для юриста - это большой плюс, поскольку их профессия требует умения предвидеть малейшие проблемы, которые могут возникнуть при сделке. Эта способность помогает юристу делать свою работу - защищать клиента от всех мыслимых и немыслимых последствий сделки. Такой предусмотрительности не учат в юридических школах. К сожалению, это качество не всегда идет на пользу в личной жизни".

Существует ли способ изменить такой негативный образ мышления? Да. И вот как это можно сделать.

1 три вещи, за которые вы благодарны.

Вы должны научить свой мозг искать хорошие стороны в жизни. Как показывают исследования, для этого достаточно ежедневно составлять список из трех вещей, за которые вы благодарны.

Вот что пишет по этому поводу селигман в книге "путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия":

"Каждый вечер перед сном выделяйте по 10 минут на то, чтобы записать три хорошие вещи, которые с вами сегодня произошли. Это могут быть как приятные мелочи ("Сегодня мой муж по Дороге Домой с Работы Купил мне мое Любимое Мороженое"), так и более значимые события ("моя сестра только что родила мальчика". Напротив каждого положительного момента запишите, почему это произошло".

Эта техника неоднократно себя оправдывала. Кстати, одна из причин, по которой пожилые люди становятся счастливыми, заключается в том, что они помнят все хорошее и забывают плохое.

2 социальное сравнение.

Вы наверняка не раз слышали о том, что не стоит себя ни с кем сравнивать. Однако, как показывают исследования, социальное сравнение далеко не всегда идет нам во вред. Таким образом, если быть точнее, оно может иметь противоположный эффект, только если вы будете сравнивать себя с кем-то, кто хуже вас:

"Обычно Если Люди Сравнивают Себя с Теми, кто Хуже их, они Начинают Чувствовать Себя Лучше, " - утверждает клинический психолог ассоциации когнитивно - поведенческой терапии Бауэр. "Но Когда они Сравнивают Себя с Людьми, Которые в Чем-то их Превосходят, это Ухудшает их Настроение".

3 рассказывайте себе правильные истории.

У человека, который смотрит на жизнь под "Неправильным" углом, может запросто развиться депрессия. Психотерапевты помогают своим пациентам "Переписать" истории их жизни, что является довольно эффективным методом.

Из книги "Как Истории Делают нас Людьми":
"Согласно Психологу Мишель Кроссли, Депрессия Часто Развивается Из-за"необъективной оценки своей жизни" или "искаженному восприятию жизненных ситуаций". Психотерапия помогает несчастным людям посмотреть на свою жизнь с другой стороны, то есть буквально дает им историю, с которой они могут жить. И это работает".

"Ретроспективное Суждение" подразумевает переосмысливание произошедшего и поиск в нем положительных моментов. Счастливые люди делают это подсознательно, но этому можно и научиться.

Вот что говорится об этом в книге Эда динера "Счастье: Раскрывая Секреты Психологического Здоровья":
"Любомирский Показал, что Счастливые Люди Автоматически Интерпретируют События Таким Образом, Чтобы Сохранить Чувство Своего Достоинства".

Тимоти Уилсон рассказывает, как процесс "Редактирования Истории" помогает сделать жизнь лучше:

"…Мы заставили студентов, которые имели проблемы с учебой, сфокусироваться не на том, что они не могут справиться с предметом, а на том, что им просто нужно разобраться в дисциплине. Студенты, которым была внушена эта идея, получили оценки выше, чем остальные".

Итак, давайте подытожим. Чтобы натренировать свой мозг мыслить позитивно, вам нужно:
Думать о вещах, за которые вы благодарны.
Сравнивать себя с теми, кто в чем-то уступает вам. Научиться смотреть на проблемы под другим углом.

Edward Diener (born 1946) is an American psychologist, professor, and author. Diener is a professor of psychology at the Universities of Utah and Virginia, and Joseph R. Smiley Distinguished Professor Emeritus from the University of Illinois as well as a senior scientist for the Gallup Organization. He is noted for his research over the past thirty years on happiness - the measurement of well-being; temperament and personality influences on well-being; theories of well-being; income and well-being; and cultural influences on well-being. As shown on Google Scholar as of December 2015, Diener"s publications have been cited over 113,000 times.

For his fundamental research on the subject, Diener is nicknamed Dr. Happiness. He has worked with researchers Daniel Kahneman and Martin Seligman – and he is a senior scientist for the Gallup Organization .

YouTube Encyclopedic

  • 1 / 5

    Views:

Background

Diener"s wife Carol is a forensic psychologist (both a clinical psychologist and attorney), his daughters Marissa and Mary Beth are psychologists, as is his son, Robert.

Happiness research

Diener, also known as Dr. Happiness, is one of the lead researchers in the field of subjective well-being. Subjective well-being (SWB), as Diener et al. define it, is how people evaluate their lives – both at the moment and for longer periods such as for the past year. These evaluations include people"s emotional reactions to events, their moods, and judgments they form about their life satisfaction, fulfilment, and satisfaction with domains such as marriage and work.

In 2002, Diener conducted a study at the University of Illinois with Martin Seligman , finding that "the most salient characteristics shared by the 10% of students with the highest levels of happiness and the fewest signs of depression were their strong ties to friends and family and commitment to spending time with them." Diener has said "It is important to work on social skills, close interpersonal ties and social support in order to be happy."

Temperament and personality influences on SWB

Diener has found that the correlations between SWB and extraversion and neuroticism are stronger than the correlations with any demographic predictor or major life circumstance that has thus been studied. One aspect of individual differences in well-being that his research on personality and SWB has been focused on is emotional reactivity/ reward theory. Diener discovered that there are reasons for greater SWB among extraverts beyond the fact that they spend more time with others, a hypothesis popularized by other researchers. He found that the more active reward system in extraverts is a greater influence than the social or nonsocial aspect of a situation. This is evident in his research that shows that the pleasantness of a situation is a more important factor than the social or nonsocial aspect in determining extraverts" enjoyment. His longitudinal studies also reveal that extraverts are happier whether living solitarily or with others, working in social or nonsocial job environments, and living in large cities or rural areas.

Objective benefits of SWB

Diener proposes that happiness has benefits beyond "feeling good". In a paper published in 2011, Diener and Chan reviewed eight types of evidences that support a causal relationship from SWB to health and longevity. After examining results from longitudinal studies, meta-analysis, animal experiments, human experiments and natural quasi-experiments, Diener and Chan concluded that the evidences overwhelmingly support the argument that high SWB causes better health and longevity (Diener & Chan, 2011). Diener also summarized the pathways, through which happiness affects health and longevity. Among which are SWB’s influence on physiological processes underlying health and disease, on practice of good health behaviors, and on fulfilling social relationships. Meanwhile, Diener and his colleagues showed that higher SWB leads to higher income, better job performance, more creativity and productivity. They also illustrated that happiness brings about greater self-control, more pro-social behaviors and higher-quality social relationships (DeNeve, Diener, Tay, & Xuereb, 2013). In short, happiness is functional.

Optimum level of SWB

Despite the advantages of happiness for functioning, one line of Diener’s research concerns with the question “can people be too happy”. Using large survey data and longitudinal data, Diener and his colleagues showed that too much happiness could be detrimental to one’s income, education and political participation(Oishi, Diener,& Lucas, 2007). The most successful people in terms of these three variables are those who experience moderate to high levels of happiness, but not extremely high happiness. However, the very happiest people are most successful in terms of close relationships and volunteer work.

Limits to adaptation of well-being and set point change

The traditional adaption theory of Well-Being suggests that people have a pre-determined set point for happiness (Brickman & Campbell, 1971). Any life event, positive or negative, can only have transitory influences on SWB. Diener’s research challenged the theory by showing that people do not adapt completely to all events. Some powerful events or circumstances can change people’s emotional set points (Diener, Lucas, & Scollon, 2006). In particular, people who lose their spouses or jobs cannot fully recover many years after the events (Lucas, Clark, Georgellis, & Diener, 2004). The discovery has profound implications. First, it explains the enormous differences of SWB between nations across the globe (Diener, Tay, & Oishi, 2013). Second, it sheds light on the possibility for interventions, both at the individual-level and the societal level, to produce lasting boosts in happiness. Diener and his colleagues also discovered individual differences in adaptation. For instance, some people adapt quickly to the joy of marriage, while others experience a long-lasting effect on their SWB.

Income and SWB

Using longitudinal data from over 100 countries, Diener and his colleagues showed that rich countries are in general happier than poor countries (Diener, Tay, & Oishi, 2013). Also, life satisfaction for most countries goes up as they become wealthier over time. Diener identified three factors that influence the relationship between income and SWB. Namely, rising income most likely results in higher SWB when it leads to greater optimism, financial satisfaction and household material prosperity among citizens. Furthermore, Diener and his colleagues investigated the relationship between income and different elements of SWB. They illustrated that income has stronger influence on people’s evaluation of their lives than the positive or negative emotions they experience over time (Diener, Kahneman, Tov, & Arora, 2010). The study points to the necessity to evaluate different elements of SWB separately instead of treating happiness as a single entity.

Culture influences on SWB

In recent years, Diener has conducted major studies looking at the role of culture in explaining the international differences of SWB. One important finding is that predictors of SWB may differ across cultures (Tov & Diener, 2007). For example, the association between self-esteem and life satisfaction is much stronger in individualist culture than in collectivistic culture (Diener & Diener, 1995; Oishi, Diener, Lucas, & Suh, 1999). Diener and his colleagues also discovered a cultural congruence effect such that people are happier if their characteristics match the cultural norms (Fulmer et al., 2010). For instance, religious people are much happier than nonreligious people in very religious nations or regions, but such a difference disappears in nonreligious nations or regions (Diener, Tay, & Myers, 2011). Finally, Diener investigated the differences of SWB among affluent countries. He compared the SWB scores of Denmark and the United States and discovered the “Danish Effect”: people in Denmark are in general happier than those in the USA despite of similar income because the poorest citizens in Denmark are more satisfied with their lives than the poorest ones in the US (Biswas-Diener, Vitterso, & Diener, 2010).

Measurement of SWB

Together with his colleagues, Diener has developed three scales that help scientists to assess Well-Being. The Satisfaction with Life Scale (SWLS) measures global cognitive judgments of satisfaction with one’s life (Diener, Emmons, Larsen, & Griffin, 1985). The original article has been cited for over 7,400 times and the SWLS has become the most widely used scale for evaluating life satisfaction. The Scale of Positive and Negative Experience (SPANE) assess one’s frequency of experiencing a variety of positive and negative emotions. The Flourishing Scale (FS) measures one’s self-perceived success in important areas of life, such as relationship, self-esteem, and optimism (Diener et al., 2009).

Accomplishments

In 2012, Diener was awarded the Distinguished Scientist Lifetime Career Award by the American Psychological Association. In 2013, Diener became the recipient of the William James Lifetime Achievement Award by the Association for Psychological Science. Diener founded a new journal, Perspectives on Psychological Science, which has become one of the most acclaimed and widely read journals in the field. He is also one of the founding editors of Journal of Happiness Studies. Diener has over 110,179 citations in Google Scholar (September 26, 2015). Diener has published 340 books and articles. He has several Psychological Bulletin articles, several American Psychologist papers, 12 publications in Psychological Science, and over 57 publications in JPSP. He has authored three books and edited seven more. Working with the Gallup survey organization, Diener conducted the first poll of the world ever conducted, including 155 nations and representing 99 percent of the population of the globe. More than any other scientist, Diener has studied the poorest people in the world, including groups such as the homeless and those living in slums such as in Calcutta. In this research he has discovered how some individuals can achieve positive well-being in dire circumstances, for example through their relationships and spirituality. In recognition of his scientific contributions, Ed Diener holds an endowed chair at his university, the Joseph R. Smiley Distinguished Professorship of Psychology. He has received the Distinguished Scientist Award from both the American Psychological Association and the International Society of Quality of Life Studies, and the outstanding personality psychologist award (the “Jack Block Award”) from Division 8 of APA, the Society of Personality and Social Psychology. Diener has several honorary doctorates to his name, is a fellow of five scientific societies, and he has been the focus of many popular media articles, from Newsweek to the Wall Street Journal to Reader’s Digest.

National accounts of SWB

Diener proposed that nations collect data on the subjective and psychological well-being of citizens to help in policy discussions. In 2004 Diener authored with Martin Seligman an influential article, Beyond Money: Toward an Economy of Well-being, arguing that the well-being indicators would supplement economic, educational, and other national measures to provide policy makers and leaders with important information. The idea is that because subjective well-being is affected by many aspects of quality of life in societies, the subjective well-being measures could be used to examine who and in what regions of nations people were flourishing versus suffering. The finding that subjective well-being is beneficial to outcomes such as health, longevity, social relationships, and work productivity, added force to the proposal. The idea of national accounts of well-being has met with some success. The United Kingdom adopted well-being measures based on a directive from David Cameron, the Prime Minister. The Organization of Economic Cooperation and Development issued guidelines in 2013 for national accounts of subjective well-being, and a number of nations are now collecting such data.

Partial bibliography

  • Happiness: Unlocking the Mysteries of Psychological Wealth , with his son, Robert Biswas-Diener.
  • Well-being and Public Policy (2009) with John Helliwell, Richard Lucas, Ulrich Schimmack
  • International Differences in Well-Being (2010) with Daniel Kahneman and John Helliwell.

See also

References

  1. Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71- 75.
  2. Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95, 542–575.
  3. Diener, E. (2000). Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index. American Psychology, 55(1), 34–43.
  4. ^ "The New Science of Happiness" . Time Magazine, Claudia Wallis, January 9, 2005. January 9, 2005.
  5. "The Science of Happiness Turns 10. What Has It Taught?" . Time Magazine, Claudia Wallis, July 8, 2009. July 8, 2009.
  6. http://people.utah.edu/uWho/basic.hml?eid=97109166 . Retrieved August 22, 2014 . Missing or empty |title= (help)
  7. Diener, Ed; Oishi (2003). "Personality, culture and subjective well being: Emotional and cognitive evaluations of life". Annual Review of Psychology . 54 : 403–425. doi :10.1146/annurev.psych.54.101601.145056 .
  8. Johns, O. (2008). Handbook of personality . New York: Guilford. pp. 785–814.
  9. Pavot, W; Diener, E.; Fujita, F. (1990). "Extraversion and happiness". Personality and Individual Differences . 11 : 1299–1306.

Если вы много читали о странном поведении людей, то наверняка стали относиться ко всем исследованиям в этой области и к людям с некоторой долей цинизма. Тем не менее, большая часть научных изысканий всё же вселяет оптимизм и надежду. Так что мы хотели бы рассказать вам об исследованиях , которые, возможно, вернут вам веру в человечество и позволят взглянуть на всё с другой стороны, несмотря на то, что мир не всегда справедлив - зло часто остаётся безнаказанным, а добро не всегда побеждает.

1. Вы быстрее приходите в норму после серьёзных проблем

Исследователь счастья из Гарварда Даниэль Гилберт в своей книге «Спотыкаясь о счастье» писал:

«Люди находят рациональное объяснение разводам, понижению в должности и болезням, но не медленным лифтам и невкусному красному вину. Парадоксальный вывод: люди быстрее восстанавливаются после по-настоящему негативных событий, чем после небольшого дискомфорта».

2. Сожалеть - не так страшно

Мы ожидаем, что сожаление о чём-либо будет гораздо болезненнее, чем есть на самом деле. Данные учёных показывают, что мы последовательно переоцениваем то, как сожаление влияет на нас. Для примера приведём ещё одну цитату из книги Даниэля Гилберта:

«Утраты и поражения могут оказать влияние на эмоциональные переживания, но наши исследования показывают, что хотя сожаление и оказывает на нас мощное воздействие, оно всё же не настолько сильно, как мы ожидаем».

3. Принцип «то, что нас не убивает, делает нас сильнее» часто оказывается правдой

Люди, прошедшие через ужаснейшие события, часто оказываются сильнее тех, кто не сталкивался в жизни с невзгодами. Вот выдержка из исследования под названием «Новый взгляд на понимание счастья и благополучия»:

«Через месяц 1700 человек сообщили, по крайней мере, об одном из ужасных событий и также прошли наши тесты на определение уровня благополучия. К нашему удивлению, люди, пережившие хотя бы одно ужасное событие, демонстрировали свои сильные стороны ярче, следовательно, и благосостояние их было выше по сравнению с людьми, у которых не было в жизни серьёзных потрясений. Участники, пережившие два ужасных события, были сильнее тех, кто пережил только одно. Другие же, прошедшие через три кошмара - например, изнасилование, пытки и плен - были ещё сильнее».

4. Иногда из-за страшных событий мы становимся лучше

Трагедия может сделать нас не только сильнее - она может стать причиной того, что мы станем более хорошими людьми. Для примера приведём отрывок из книги «Преимущества счастья: семь принципов позитивной психологии»:

«Благодаря этому исследованию сегодня мы можем с уверенностью сказать, что серьёзные страдания или травмы могут фактически привести к большим позитивным изменениям в широком смысле. Например, после взрыва поезда в Мадриде 11 марта 2004-го года психологи обнаружили, что многие местные жители испытали положительный психологический рост. То же происходит и со многими женщинами, больными раком молочных желез.

Каковы положительные изменения? Рост духовности, сострадание другим, открытость, и даже, в конечном итоге, общая удовлетворенность жизнью. После травмы люди также сообщают об увеличении личной силы и уверенности в себе, а также испытывают больше благодарности за жизнь в целом и могут позволить себе больший уровень близости в отношениях с другими людьми».

5. Вы не ограничены только вашими генами

Часто ли наличие природного таланта ставит границы тому, на что вы в самом деле способны? Практика показывает, что в 95% случаев это не так. Выдержка из книги «Мышление: новая психология успеха»:

«Бенджамин Блум, выдающийся исследователь в области образования, изучил 120 успешных личностей. Среди них были музыканты, скульпторы, олимпийские спортсмены, теннисисты и математики. Многие из них в детстве не демонстрировали особых талантов, пока не начали всерьёз учиться своему ремеслу. Блум сделал вывод, что любой человек в этом мире может многому научиться при условии, что вообще станет учиться, не считая 2–3% детей с серьёзными нарушениями и 1–2% детей-гениев. А все остальные люди - вполне способны на это».

6. Вам не нужно выигрывать в лотерею, чтобы быть счастливым

В жизни очень счастливых людей радостных событий не больше, чем в жизни не слишком счастливых. Цитата из «50-ти величайших мифов популярной психологии: распространённые заблуждения о человеческом поведении»:

Эд Динер

«Эд Динер и Мартин Селигман опросили 200 студентов на предмет уровня счастья. 10% участников считали себя очень счастливыми, 10% - несчастными, а остальные 80% определили свой уровень счастья как средний. Очень счастливые студенты не пережили большего количества объективно положительных событий в своей жизни, чем студенты из двух других групп».

7. Помощь другим людям поможет вам самим

Старшекурсники написали письма со словами поддержки детям из средней школы, находящимся в так называемой группе риска. Они посоветовали им не сдаваться и отметили, что интеллект, в конечном счёте, не является самым важным показателем. Эти старшекурсники стали счастливее в целом и демонстрировали повышение успеваемости в течение нескольких последующих месяцев.

Правда, никаких детей из средней школы не существовало в действительности - результаты были достигнуты благодаря простому написанию сердечных писем. Цитата из работы «Обстановка меняет мир»:

«Помогли ли эти письма школьникам оправиться от невзгод? Этого невозможно сказать - письма не были доставлены адресатам. Но сам факт написания таких писем оказал влияние на студентов. На протяжении нескольких месяцев эти старшекурсники демонстрировали большую удовлетворённость жизнью и лучшую успеваемость по сравнению с теми, кто писем не писал».

8. И надежду, и отчаяние мы придумываем себе сами

Кровавая работа военнослужащих в сложных ситуациях показывает, что тело и разум «сдаются» под влиянием вымышленных, а не фактических обстоятельств. Из исследования «Максимальная сила разума: изменить сознание для здоровья и мудрости»:

«Мозг заставляет тело экономить ресурсы, даже если у нас есть реальный шанс на успех. Наша физическая сила для нас недоступна, если мозг не верит в результат, потому что самое худшее, что может случиться с человеком, - это потратить все свои ресурсы и в итоге потерпеть поражение. Если мы не верим в то, что способны сделать что-либо, то не сможем мобилизовать ресурсы, необходимые нам для достижения цели. В тот момент, когда мы поверим в успех, ворота откроются. И надежда, и отчаяние - предмет нашего воображения».

9. Лучше доверять больше, чем не доверять совсем

Людей попросили оценить уровень доверия другим людям по шкале от одного до десяти. Оказалось, что наибольший уровень дохода в среднем был у тех, кто поставил оценку «восемь».

Люди, оценивавшие свой уровень доверия на девять или десять, имели доходы на 7% меньше, чем те, кто оценил на восемь. Результаты тестов показывают, что такие люди, скорее всего, умеют ценить свои интересы, но при этом учитывать и интересы других людей.

Люди с самым низким уровнем доверия имели доход на 14,5% меньше, чем «восьмёрки», поскольку упустили многие возможности, не сумев поверить другим.

10. Иногда сочувствие побеждает объективность


«Существует крупное исследование рентгенологов, проведённое Тёрнером и его коллегами. Когда рентгенологи до проведения рентгена видели фотографию своего будущего пациента, они сопереживали ему в большей степени потому, что видели: он - человеческое существо, а не просто скелет на рентгеновском снимке. В результате врачи писали о пациенте более подробные отчёты и ставили диагноз значительно более точный».

11. Самая большая мотивация - не идеал, а то, что жизнь просто может улучшиться

Цель достичь лучшего увеличивает мотивацию, делает решаемые задачи более интересными и даёт дополнительную энергию. Этот эффект даже переносится на последующие задачи.

Цитата из книги «Десять вещей, которые успешные люди делают иначе»:

«Цель достичь лучшего практически не поддаётся критике. Когда мы думаем о том, что мы делаем с точки зрения изучения и практики, признавая, что мы можем сделать некоторые ошибки на этом пути, мы не теряем почву под ногами, несмотря на неудачи, которые могут возникнуть. Результаты экспериментов также показывают, что цель улучшить что-либо даёт больше опыта. И мы находим нечто, чем нам заниматься приятнее и интереснее, если думаем об этом как о прогрессе, а не как о совершенстве».

Позитивная психология – это наука о том, что позволяет людям и организациям процветать.

определение с сайта Международной ассоциации позитивной психологии http://www.ippanetwork.org

Что есть самое важное из того, что дала позитивная психология миру?

По моему мнению, самым важным открытием позитивной психологии является тот доказанный факт, что мы можем собственными действиями изменить уровень нашего психического благополучия, стать счастливее.

Конечно, все мы индивидуальны в нашем восприятии и ощущении эмоций, в том числе счастья. Насколько мы разные снаружи, настолько мы разные внутри. Именно поэтому нет единых рецептов счастья. На выходе мы получаем всегда разный результат. И всё же есть некоторые механизмы счастья, которые работают у каждого человека очень похоже. Их изучением и занимается позитивная психология (например, реализация сильных сторон делает человека счастливым, развитие умения испытывать позитивные эмоции, при необходимости нивелировать действие негативных эмоций, состояние потока и т.д.)

И при всей неизменности нашей генетической структуры и индивидуальности, у нашего мозга есть замечательное качество — пластичность . Исследования показывают, что даже то, что заложено генетически может проявлять или не проявлять свое действие в зависимости от нашего воспитания, социальной среды или опыта (обучения). То есть мы можем меняться, в том числе учиться быть более счастливыми.

Известный специалист в нейрофизиологии счастья Д.Ричардсон сравнивает обучение счастью с любым другим обучением: игре в теннис, письму, счету, профессии. Все это требует освоения определенных навыков, что сопровождается созданием соответствующей нейронной структуры в мозге, но это вполне возможно. Нужно лишь захотеть и начать обучение.

Почему, если позитивная психология дает такие важные знания, её не преподают в школах?

Позитивная психология — это достаточно новая дисциплина, поэтому должно пройти время, чтобы она дошла до школ и других учебных заведений. Впрочем положительные примеры уже есть и их немало. Курс позитивной психологии в Гарварде Тал Бен-Шахара стал за два года самым популярным курсом, обогнав «Введение в экономику». На сегодня существует 12 магистерских программ по позитивной психологии. Курсы счастья и других аспектов позитивной психологии (социальные, эмоциональные навыки) преподаются во многих школах США, Германии, Великобритании, Австралии и других стран. И это не единичные случаи — их сотни. Результаты показывают, что обучение позитивной психологии ведет к повышению не только уровня удовлетворенности, но и успеваемости среди учеников. Одним из ярких примеров внедрения методов позитивной психологии в школах является система образования Финляндии, ученики которой за достаточно короткий срок достигли первых мест в рейтингах (к примеру, PISA).

Разве нельзя научиться позитивной психологии самим, к примеру, по книжкам?

В принципе, всему можно научиться по книжкам. Однако, не для всех подходит такой вид обучения, не для всех он является эффективным. Вспомните, чему вы в последний раз научились по книжке? В нашей жизни так много отвлекающих факторов, что книжки по позитивной психологии, в лучшем случае, читаются и складываются на полку. Чтобы изменить старые привычки и лежащие в её основе мозговые структуры, нужна поддерживающая система, которой и является курс, тренинг или профессиональное обучение.

Когда появилась позитивная психология?

Официальной даты появления позитивной психологии нет, так как исследования по отдельным её аспектам велись на протяжении всей второй половины 20 века. Движение в направлении создания отдельной психологической дисциплины началось с выступления Мартина Селигмана в качестве председателя Американской психологической ассоциации в 1998, на которой он призвал психологов и исследователей перенести фокус внимания с психических патологий человека, со его слабостей и болезней, на позитивные качества – на то, что делает человека сильнее, успешнее и повышает его субъективное благополучие и таким образом отдаляет от болезней.

Почему появилась позитивная психология?

Дэниел Гилберт, профессор Гарварда, в одном из своих выступлений, по моему мнению, лучше всего описал причины появления позитивной психологии: к концу 20 века появилось достаточно большая масса людей, у которых основные человеческие потребности были удовлетворены. Кажется, за той чертой, за которой реализованы поставленные цели — получить работу, купить квартиру и машину, найти партнера и родить детей, должно автоматически прийти счастье, но оно не приходит или, если и приходит, то остается ненадолго. Вот тогда и возникает вопрос – а куда дальше?

Такой же вопрос возникал и у психотерапевтов. Мартин Селигман тоже мечтал о том, что когда он вылечит пациентов от страхов, алкоголизма и других нарушений, они станут счастливыми, но на практике этого не происходило. Нужно было идти дальше, иначе опасность рецидива была очень велика. Куда идти? Понято – в направлении хорошей жизни, процветания и счастья. Но как именно? Основываясь на каких теориях и исследованиях? В этой сфере было ничтожно малое количество подтвержденной информации (зато недоказанной — в форме различных течений, тренингов, псевдоучений — масса), и исправить такое положение вещей была призвана позитивная психология. Зачем? Чтобы дать специалистам и обычным людям проверенные инструменты и сказать, к примеру, что же действительно приносит счастье, за что стоит браться, а что лучше оставить.

Что именно изучает сегодня позитивная психология?

По Селигману, позитивная психология имеет три основных направления развития: позитивные эмоции (радость, счастье, любовь, благодарность и т.д.), позитивные качества человека (его сильные стороны и достоинства) и позитивные институты (процветающие семья, организации, общество, государство).

Противопоставляется ли позитивная психология традиционной психологии, пытается ли её заменить?

Нет, позитивная психология является лишь дополнением к традиционной психологии. Позитивную психологию можно сравнить со здоровым образом жизни, только на уровне психики.

В чем принципиальное отличие позитивной психологии от гуманистической психологии?

Позитивная психология основывается на теоретических разработках гуманистической психологии. Маслоу был первым человеком, который использовал сочетание “позитивная психология”. Разработки представителей гуманистической психологии были теоретическими, не доказанными эмпирическими исследованиями. Как этим занимается сегодня позитивная психология. То, что предполагали Роджерс, Фромм и Маслоу, сегодня доказывается с помощью научных исследований (экспериментов, опросов и других). Позитивная психология идет дальше и развивает начатое гуманистической психологией.

Кто является представителями позитивной психологии?

Мартин Селигман, Эд Динер, Барбара Фредриксон, Тал Бен-Шахар, Михай Чиксентмихайи, Соня Любомирски и другие.

Есть ли отличия между позитивной психологией и позитивным мышлением?

Позитивное мышление – это то, с чем чаще всего ассоциируют позитивную психологию, и эта ассоциация не всегда позитивная. Во многом благодаря тому, что специалистом в этой сфере себя может назвать, кто угодно. У позитивной психологии подход совсем другой – научный.

Позитивная психология является эмпирической наукой и перепроверяет любые утверждения, прежде чем принять их на веру. К примеру, приверженцу позитивного мышления достаточно сказать, что если произносить каждое утро “я сильный и успешный” и это будет для него истиной, то представителю позитивной психологии этого недостаточно. Он согласится с этим высказыванием или опровергнет его, если проведет соответствующий научный эксперимент (две группы, в одной из которой участники будут говорить эту аффирмацию, а в другой не будут или будут поддерживать себя другим высказыванием, затем анализируются результаты успешности участников).

Еще одним отличием является признание позитивной психологией пользы не только позитивных эмоций, но и негативных. К примеру, хорошее настроение очень хорошо воздействует на креативность, зато для оценки аргументов или рисков гораздо более успешно реалистичное или даже негативное мышление. Никто бы из нас не хотел, чтобы пилот нашего самолета или диспетчер аэропорта при оценке возможности посадки при плохих погодных условиях, проявлял незаурядный оптимизм.

Есть ли отличия между позитивной психологией и позитивной психотерапией?

Позитивной психотерапией называют направление в психологии, основанное в 1968 году Н.Пезешкианом – немецким неврологом иранского происхождения. Несмотря на близость подхода позитивная психология и позитивная психотерапия существенно отличаются друг от друга. Более подробно с методом Пезешкиана вы можете ознакомиться через его книги (Позитивная психотерапия – теория и практика нового метода, Торговец и попугай и другие).

Открывает ли позитивная психология что-то новое или это очевидные вещи, которые знает каждый?

Некоторые эксперименты подтверждают утверждения, которые являются здравым смыслом, а некоторые их опровергают.

  • К примеру, оказалось, что деньги имеют совсем небольшое влияние на счастье, в частности, если человек живет выше черты бедности (Diener & Diener, 1996).
  • Люди, которые регулярно выражают благодарность, обладают лучшим здоровьем, они оптимистичны, и помогают другим больше (Emmons & Crumpler, 2000).
  • Отчаянные попытки достичь счастья ведут к несчастью (Schwartz et al., 2002).
  • Обычно люди не могут правильно предсказать, насколько долго они будут счастливы или несчастливы вследствие какого-то важного события. Обычно несчастье от плохих событий переоценивается (Gilbert, Pinel, Wilson, Blumberg & Wheatley, 1998; Wilson, Meyers, & Gilbert, 2001).
  • Выигрыш в лотерею далеко не всегда делает человека счастливым, а приобретенная инвалидность совершенно несчастным. Проведенные исследования показали, что в первое время после выигрыша в лотерею люди действительно находятся в эйфории, но она проходит буквально через полгода и они возвращаются на тот уровень счастья, на котором были до выигрыша. То же самое происходит и с людьми, которые после несчастного случая приобрели инвалидность. Их уровень субъективного благополучия восстанавливается примерно через год, оставаясь слегка ниже предыдущего (Brickman P. at al., 1978). Более современные исследования показывают, что выигрыш в лотерею или потеря здоровья имеют усиливающий эффект. Те, кто был счастлив, становится счастливее (такие люди не теряют присутствия духа после несчастного случая). А те, кто был не в ладах с собой, быстро теряет выигранные деньги (погружается в депрессию после несчастного случая).
  • Радость и веселость не делают человека глупым и невнимательным. Экспериментальные исследования показали, что радость и веселость делают мышление человека более креативным и гибким, расширяют его (broad&build theory, Б.Фредриксон), хотя было замечено некоторое повышение отвлекаемости, что иногда и приводит к невнимательности. И все же для специалистов творческих профессий, а также тех, в которых нужно принимать нетривиальные решения, умение управлять своим настроением является наиважнейшим фактором успешности.

Каково будущее позитивной психологии? В каких сферах она применяется сегодня успешнее всего?

Есть мнения, что позитивная психология растворится в традиционной психологии, выполнив свою задачу, но скорее всего она останется в рамках отдельной дисциплины, так как таким образом она развивается лучше всего. Наиболее яркой тенденцией такого развития является проникновение позитивной психологии в различные сферы жизни. Именно в них вы также можете применять позитивную психологию.

  • Позитивное образование — дошкольное, школьное и профессиональное образование, направленное на раскрытие сильных сторон личности, создание обстановки в учебных заведениях, максимально способствующих такому раскрытию.
  • Позитивная психология на работе — в США и Европе многие фирмы ведут работу в направлении достижения процветания организаций насчет применения позитивных методик. Удовлетворенный, счастливый работник более инновативен, креативен и остается с командой даже в трудные времена. Текучка кадров в позитивных организациях минимальна, а доходы растут. В 2016 году книга «Позитивная организация» Р.Куинна вошла в список книг, которые рекомендует Герман Греф своим сотрудникам для личного развития и его банковской структуры в целом, что значит — постепенно идеи позитивной психологии проникают и в российский бизнес.
  • Позитивное супружество и позитивное родительство — очень популярная сфера применения позитивной психологии. Наиболее популярным исследователем в позитивном супружестве является Джон Готтман, идейным вдохновителем позитивного родительства — Ребекка Инс (Rebecca Eanes).
  • Спорт, другие сферы высоких достижений. Спортивные команды ведущих стран мира имеют в своем арсенале психологов, в том числе владеющих знаниями позитивной психологии. С олимпийской сборной США на последнюю Олимпиаду приезжало около 60 таких специалистов. Сегодня позитивные методики помогают сделать процесс тренировки более увлекательным для спортсменов, чтобы не терялась их внутренняя мотивация, а специальные методики работы с психикой (в том числе осознанность и управление эмоциями) помогают справиться с напряжением как в соревновательный, так и несоревновательный период. Данная сфера в России имеет большой потенциал для развития.
  • Позитивная психология для личных нужд — каждый человек хочет быть счастливым и успешным. Современные исследования показывают, что как раз счастливые люди меньше болеют, дольше живут, имеют крепкие браки, больше зарабатывают и лучше продвигаются по карьерной лестнице. Счастье и успех идут рука об руку. Повышение умения быть счастливым повышает нашу успешность и наоборот. Быть счастливым — просто приятно, поэтому у позитивной психологии так много поклонников, в том числе с среде исследователей. Гораздо приятнее исследовать храбрость, чем трусость, смелость, чем страхи. И что самое интересное, как только человек становится смелым, у него отпадает надобность работать над страхами. Как в медицине — начинаешь проповедовать здоровый образ жизни и отпадает необходимость ходить по врачам.

Если вы хотите получить больше информации по позитивной психологии, посмотрите запись моего вебинара «Самое интересное из позитивной психологии»

Оригинал взят у drumsmen в ТРЕНИРОВКА ДЛЯ МОЗГА, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ВАМ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Рецепты красоты и здоровья

Тренировка для мозга, которая поможет вам стать счастливым

Оказывается, будет человек счастлив или нет - зависит только от него самого.

Люди, которые постоянно думают о своих ошибках и неудачах, «приучают» свой мозг мыслить негативно и, в конце концов, по своей вине становятся пессимистами.

Американский психолог Шон Ачер в своей книге “Позитивная психология: наука о счастье” говорит:
“Я заметил, что наиболее успешные налоговые аудиторы проводят от 8 до 14 часов в день, проверяя налоговые декларации на наличие ошибок. Это помогает им достичь успехов в работе, однако, когда вечером они возвращаются к семье, они продолжают видеть кругом одни ошибки и проблемы”.


Как вы думаете, почему юристы страдают от депрессии и разводятся в 3 раза чаще, чем другие люди?

Профессор психологии университета Пенсильвании и автор книги “Подлинное счастье” Мартин Селигман объясняет это тем, что они «натренировали» свой мозг искать в жизни только плохие стороны. Именно поэтому из пессимистов получаются самые успешные юристы:
“Пессимизм для юриста - это большой плюс, поскольку их профессия требует умения предвидеть малейшие проблемы, которые могут возникнуть при сделке. Эта способность помогает юристу делать свою работу - защищать клиента от всех мыслимых и немыслимых последствий сделки. Такой предусмотрительности не учат в юридических школах. К сожалению, это качество не всегда идет на пользу в личной жизни”.

Существует ли способ изменить такой негативный образ мышления? Да. И вот как это можно сделать .

1) Три вещи, за которые вы благодарны

Вы должны научить свой мозг искать хорошие стороны в жизни. Как показывают исследования, для этого достаточно ежедневно составлять список из трех вещей, за которые вы благодарны.

Вот что пишет по этому поводу Селигман в книге “Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия”:

“Каждый вечер перед сном выделяйте по 10 минут на то, чтобы записать три хорошие вещи, которые с вами сегодня произошли. Это могут быть как приятные мелочи («Сегодня мой муж по дороге домой с работы купил мне мое любимое мороженое»), так и более значимые события («Моя сестра только что родила мальчика»). Напротив каждого положительного момента запишите, почему это произошло”.

Эта техника неоднократно оправдывала себя. Кстати, одна из причин, по которой пожилые люди становятся счастливыми, заключается в том, что они помнят все хорошее и забывают плохое.

2) Социальное сравнение

Вы наверняка не раз слышали о том, что не стоит себя ни с кем сравнивать. Однако, как показывают исследования, социальное сравнение далеко не всегда идет нам во вред. Если быть точнее, оно может иметь противоположный эффект, только если вы будете сравнивать себя с кем-то, кто хуже вас:

“Обычно если люди сравнивают себя с теми, кто хуже их, они начинают чувствовать себя лучше, ” - утверждает клинический психолог ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Бауэр. “Но когда они сравнивают себя с людьми, которые в чем-то их превосходят, это ухудшает их настроение”.

3) Рассказывайте себе правильные истории

У человека, который смотрит на жизнь под “неправильным” углом, может запросто развиться депрессия. Психотерапевты помогают своим пациентам “переписать” истории их жизни, что является довольно эффективным методом.

Из книги “Как истории делают нас людьми”»:
“Согласно психологу Мишель Кроссли, депрессия часто развивается из-за “необъективной оценки своей жизни” или “искаженному восприятию жизненных ситуаций”. Психотерапия помогает несчастным людям посмотреть на свою жизнь с другой стороны, то есть буквально дает им историю, с которой они могут жить. И это работает”.

“Ретроспективное суждение” подразумевает переосмысливание произошедшего и поиск в нем положительных моментов. Счастливые люди делают это подсознательно, но этому можно и научиться.

Вот что говорится об этом в книге Эда Динера “Счастье: раскрывая секреты психологического здоровья”:
“Любомирский показал, что счастливые люди автоматически интерпретируют события таким образом, чтобы сохранить чувство своего достоинства”.

Тимоти Уилсон рассказывает, как процесс “редактирования истории” помогает сделать жизнь лучше:

“…мы заставили студентов, которые имели проблемы с учебой, сфокусироваться не на том, что они не могут справиться с предметом, а на том, что им просто нужно разобраться в дисциплине. Студенты, которым была внушена эта идея, получили оценки выше, чем остальные”.

Итак, давайте подытожим. Чтобы натренировать свой мозг мыслить позитивно, вам нужно:
Думать о вещах, за которые вы благодарны.
Сравнивать себя с теми, кто в чем-то уступает вам.
Научиться смотреть на проблемы под другим углом.