Правописание окончаний прилагательных и причастий таблица. II. Изучение нового материала. VII. Написание -н- и -нн

Ж.р. с окончаниями на -ь: ночь

Р.п. (-и): ночи

Д.п. (-и): ночи

П.п. (-и): ночи

Существительные на -ия, -ие, -ий, -ье: Р.п., Д.п. и П.п. имеют окончание (но в существительных на -ье в П.п. окончание -е: о счастье).

Окончания прилагательных и причастий совпадают с окончаниями вопросов какой? чей?: у дерева (какого?) зеленого; хвоста (чьего?) заячьего; утра (какого?) сияющего.

Но у форм мужского рода в именительном и родительном падежах окончания -ый/-ий: дом (какой?) кирпичный, строящийся.

V. Гласные после шипящих и ц

После шипящих в корне пишутся гласные -и, -а, -у: жизнь, чаща, чудо (исключения: жюри, парашют, брошюра).

После шипящих в корне пишется (если имеется чередование с -е в однокоренных словах): расческа (чесать), шепот (шептать), но шов, шорох.

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий под ударением пишется -о: речонка, медвежонок, горячо, парчовый.

В безударном положении пишется -е: реченька, с ношей, плюшевый, блестяще.

В суффиксах и окончаниях глаголов, причастий, прилагательных, существительных и наречий пишется -е: печешь, вооруженный, ночевка, отвлеченно.

После ц под ударением если произносится -о, то и пишется -о, без ударения -е: кольцо, свинцовый, зеркальце.

В окончаниях существительных и прилагательных после ц пишется буква -ы: ножницы, пальцы, бледнолицый", в суффиксе -ын: Птицын;

в словах-исключениях цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц тоже пишется -ы.

Во всех остальных случаях пишется -и: цирк, циферблат, цирюльник, медицина.

VI. Употребление букв Э и Е

1. В начале слов буквы эие пишутся в соответствии с произношением: этот, эхо, есть.

2. После и, а также после согласных пишется буква е: гигиена, гиена, стенд, схема.

VII. Написание -н- и -нн-

-н- -нн-
1. В прилагательных, образованных от существительных с суффиксами -ан-/-ян-: серебряный, кожаный. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. 2. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (бесприставочных) и не имеющих зависимых слов: копченый (окорок), кошеный (луг), непрошеный (гость), мороженое (мясо). 3. В краткой форме причастий: засеяно (поле), заполнен (журнал). 4. В краткой форме прилагательных пишется столько -н-, сколько в полной форме: ветрено. 1. В суффиксах прилагательных -онн-/енн-, образованных от существительных: революционный, весенний. Следует запомнить написание: ветреный (день), ветряная (мельница), но безветренный день; масляные (краски), но промасленная бумага. 2. В прилагательных, образованных от существительных с основой на -н: лимон + н: лимонный, карманный. Но: юный, румяный, зеленый, свиной, единый. 3. В прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный и -еванный: балованный, организованный. 4. В прилагательных, образованных от глаголов с приставками: отчаянный, растерянный. 5. Исключения: смышленый, названый, посаженый, приданое (сущ.). 6. В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, в том числе и с приставкой не-: желанный, нежданный-негаданный, нечаянный, взволнованный.

VIII. Употребление дефиса

Через дефис пишутся:

1) Слова с -то, -либо, -кое, -нибудь, -ка: как-то, где-либо, кое-кто, пришел-таки, когда-нибудь, нате-ка.

Частицы же, бы, ли пишутся отдельно: где же, когда бы, что ли.

2) Наречия на -ому-ему, -цки/-ски/-ьи: по-нашему, по-французски; повторяющиеся: мало-помалу, волей-неволей, точь-в-точь; нежданно-негаданно. Но: точка в точку.

3) Сложные слова

ü обозначающие цвет или вкус: бледно-зеленый, горько-соленый;

ü обозначающие географические названия: юго-запад, Петропавловск-Камчатский;

ü слова с пол- пишутся через дефис, если за пол- следует гласный (пол-апельсина), заглавная буква (пол-Москвы), буква л (пол-лимона); в остальных случаях они пишутся слитно: полтетради, полкниги;

ü слова, объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство;

ü слова, включающие обер-, унтер-, лейб-, вице-, экс-: лейб-медик, вице-президент.

4) Предлоги из-за, из-под: из-под земли, из-за острова.

Похожая информация:

  1. A7В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных?

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных - одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое - такое же, как и правописания :

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий во множеств. числе

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:



Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:


Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?



  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная - причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел - поспевший крыжовник.
  • Собака лает - лающая собака.
  • Мальчик стоит - стоящий мальчик.
  • Грибы собрали - собранные грибы.
  • Поле засеяли - засеянное поле.
  • Рассказали историю - рассказанная история.
  • Лёд растаял - растаявший лёд.
  • Местность исследовали - исследованная местность.
  • Вещи разбросали - разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали - обрадованные дети.
  • Окна осветились - освещённые окна.
  • Океан дремлет - дремлющий океан.
  • Тропинки заросли - заросшие тропинки.
  • Слова написали - написанные слова.
  • Стоят столбы - столбы стоящие.
  • Волны пенятся - пенящиеся волны.


  • Предмет движется - движущийся предмет.
  • Птиц потревожили - потревоженные птицы.
  • Народ борется - борющийся народ.
  • Тростники колышутся - колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли - вырытая канава.

Но различить их довольно просто - окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

ед.число

мн. число

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в изменяются по родам и числам:

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Окончания имен существительных, прилагательных и глаголов.

СПРАВКА № 1

Имя существительное

Употребление букв Е-И в падежных окончаниях

существительных единственного лица.

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Слова среднего рода на - мя

Родительный (стояли)

У реки

У аллеи

У линии

У пристани

У знамени

Дательный (подошел)

К реке

К аллее, но к линии

к пристани

К знамени

Предложный (говорил)

О реке

Об аллее,

Но о линии

О столбе, о коне, но о жребии, о здании

О пристани

О знамени

Окончания имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяй по вопросу (кроме прилагательных и причастий м.р. ед.ч. Им.п.): полями (как ими ?) чист ыми, небо (как ое ?) син ее , равнина(как ая ?) сверкающ ая

Окончания глаголов

Число

Лицо

I спряжение

Все глаголы на

-еть и

брить, стелить

II спряжение

Относятся все глаголы на –ить;

-ать: слышать, дышать, держать, гнать

-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть

-у (-ю)

- ешь (-ёшь)

- ет (-ёт)

-у (-ю)

- ишь

-ем (-ём)

-ете, (-ёте)

-ут (-ют)

-ат (-ят)

Задание 1

В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

А. 1. о дальн…м путешеств…

2. на бушующ…м простор…

3. в бодрящ..йся свежест…

4. к ранн…й оттепел…

Б. 1. об общ…м ожидан..

2. к бесконечн… дал…

3. в крайн…м случа…

4. мерцающ…м сияни…м

Задание 2

Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

    с приехавш…м товарищем

    в запущенн…м саду

    в обезлюдевш…й деревне

    о расстилающ…мся растении

Задание 3

Укажите слова, где в окончании пишется буква И.

Восход…шь, доверя…шь, иссяка…т источник, претворя…шь мечты, присяд…шь на скамью, сэконом….т средства, упуст..т время, осво…т профессию, расчерт….т таблицу.

Задание 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1. листья трепещ..т, травы стел…тся

3. волны плещ…тся, собаки ла..т

4. кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 5

Спишите данные пословицы, вставляя пропущенные буквы

Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.

Где стро…шь, тут и ро…шь.

Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком.

Пашню паш…т – руками не маш…т.

Ноги нос…т, а корм корм…т.

Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь.

СПРАВКА № 2

Суффиксы причастий

I спряжение

II спряжение

Действительные причастия настоящего времени: основа гл. наст. вр. перех./неперех. несов. в.

-ущ- -ющ-

Читают - - ющ - - чита ющ ий

-ащ- -ящ-

Слышат + - ащ - - слыш ащ ий

Действительные причастия прошедшего времени: основа гл. неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в.

-вш-, -ш-

Знать + - вш- - зна вш ий

Везти + - ш - - вёз ш ий

Страдательные причастия настоящего времени: гл. наст. вр. перех. несов.в.

-ем-, - ом-

Читает + - ем - - чита ем ый

Слышит + - им - - слыш им ый

Страдательные причастия прошедшего времени: гл. неопр.ф. перех. совер./несов. в.

-нн- (от гл. на –ать, -ять) прочитать + - нн - - прочита нн ый

-енн- (-ённ-) увидеть + -енн- - увид енн ый

-т- : отнять + -т- - отня т ый

Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1. сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2. та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3. закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4. вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

Задание 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

II . Пунктуация

Обособленные определения

Справка

Обособляются

Не обособляются

1. Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова

Весна , пришедшая рано, была в полном разгаре.

1. Определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом.

Рано пришедшая весна была в полном разгаре

2. Два или более одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если перед ним стоит еще одно определение

Другой берег , плоский и песчаный, покрыт кустами.

2. Причастие или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения и образующие с ним одно целое.

Я видел нечто похожее на гроб.

3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если имеют обстоятельственное значение.

Люди же, изумленные, стояли как камни.

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятыми от причастного оборота.

Все записавшиеся на экскурсию школьники.

4.Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного

Залитые солнцем, расстилались за рекой пшеничные поля .

4. Распространенные определения, если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входят в его состав.

Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

5. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Испуганная отчаянием отца, матушка не смела при нем плакать.

5. Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях.

Ах ты миленький!

6. Определения, относящиеся к личному местоимению, к имени собственному

Изнуренные, грязные, мы достигли берега.

Задание 1

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (знаки препинания не расставлены).

Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта (1)вышедшая замуж еще при жизни мамы (2) жила в Курске.

    1, 2 – выделяется деепричастный оборот

    1, 2 – выделяется причастный оборот

    1 – выделяется деепричастный оборот

    2 – выделяется причастный оборот

Задание 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Федька облокотился на руку (1) и долго глядел на темную массу паровоза (2) смутно освещенную посередине (3) слушал (4) как что-то клокотало и замирало в нем (5) как потом он отделился от поезда (6) и (7) облегченно и тяжело вздохнув несколько раз (8) ушел в темноту.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

  2. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Задание 3

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании открывшей прямой путь к появлению книгопечатного станка.

Книга это кристаллический плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт делающий бессмертным род людской на Земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на дороге человеческого прогресса. Словом нет ничего дороже книги для мыслящего человека.

Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

/По Л. Леонову./

Задание 4

Найдите предложение с определением, не требующим обособления. (Знаки не расставлены).

    При виде его живого и невредимого радость родителей была бесконечной.

    До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

    Театр осаждало людское море буйное напористое.

    Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан вина.

Задание 5

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1. Люди, которые жили 20 тысяч лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2. Было бы несправедливо обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3. Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.

4. Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности земли.

Задание 6

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

    Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускника.

    Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускника.

    Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество

    Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Задание 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Разговор был холодный, несвязный.

    Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

    Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

III . Лексика.

Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слов.

СПРАВКА № 1

Многозначные слова – слова, имеющие два или несколько лексических значений (то есть одним словом называются разные предметы, признаки, действия):

- кулак – 1) кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами; 2) деталь механизма.

- первый – 1) первоначальный, самый ранний; 2) лучший из всех.

При этом между данными предметами, признаками, действиями имеется какое-то сходство.

Существует два типа многозначности.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) – яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь – золотая осень; по функции: дворник (работник) – дворник (стеклоочиститель у машины).

В основе метафоры лежит сравнение. Разновидность метафоры – олицетворение – перенос свойства одушевленного предмета на неодушевленный: солнце встает и садится (словно человек).

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. (перенос по смежности): внимательная аудитория (перенос с помещения на слушателей), читать Пушкина (перенос имени автора на его творение).

Задание 1

Какие из данных слов являются многозначными?

Зритель, площадь, площадка, перспектива, холод, единица, маска, линия, линза, костюм, журналист, глубокий, собрание, сентябрь, остановка, парта, капля.

Задание 2

Укажите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении?

    копна сена, яркий талант, здание школы

    снежный ковер, стальной нож, свежий хлеб

    волчий след, золотое кольцо, разбить надежды

    персидский ковер, школа жизни, строить дом

Задание 3

Найдите метонимию в предложениях.

    Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой.

    Их села и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.

    Аудитория внимала каждому слову лектора.

    Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет?

Найдите метафоры в предложениях.

    Смирились вы, моей весны высокопарные мечты.

    Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

Задание 4

Укажите значение выделенного слова в предложении:

Они задумывают совершить большое путешествие в Индию, на Тибет и в Монголию, чтобы подтвердить вызревшую у них ГИПОТЕЗУ о глубинном родстве индийской и русской культур.

    положение, принимаемое без доказательств

    слишком отвлеченное, оторванное от практики

    совокупность правил в области какого-нибудь мастерства

    научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Работа с текстом.

      Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается.

1. Окончания существительных
Правописание окончаний существительных зависит от падежа и склонения имени существительного. Окончание е имеют следующие существительные:

А) 1 склонения в дательном и предложном падежах;
б) 3 склонения в предложном падеже.
Окончание -и имеют следующие существительные:
а) 1 склонения в родительном и предложном падежах;
б) 3 склонения в родительном и предложном падежах;
в) существительные на -ий, -ие в предложном падеже и существительные на -ия в родительном, дательном и предложном падежах. Внимание! В существительных на -ие, -ия, -ий данные буквосо- четания - это не окончания, а финалии, так как у существительных окончание состоит из одной буквы, за исключением форм творительного падежа.

2. Правописание окончаний глаголов
А. Правописание безударных личных окончаний глаголов зависит от спряжения (I или II).
Чтобы верно написать безударное личное окончание глагола, следует поставить глагол в инфинитив и посмотреть, на что он окачивается, определив таким образом его спряжение.

Глаголы I спряжения имеют буквы у/ю в окончаниях 3 лица и бук- ву е в остальных окончаниях. Глаголы II спряжения имеют буквы а/я в окончаниях 3 лица и букву и в остальных окончаниях.
Например:

Б. В глаголах в форме 2 лица единственного числа изъявитель- ного наклонения настоящего и будущего времени после шипящих пишется ь.
Например:

3. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий.
Правописание безударный окончаний прилагательных и причастий зависит от вопроса.
Какое окончание в вопросе, такое же окончание в слове.
Например:
В мрачном настроении (в настроении каком?)
С человеком, находившимся рядом (с человеком каким?)

4. Правописание суффиксов причастий
1. В страдательных причастиях прошедшего времени перед н или нн пишется суффикс -а- или -я-, если данные причастия образованы от глаголов на -ать, -ять.
Например:

Если причастие образовано от глаголов на -ить, то в них пишется суффиксы -енн, -ённ. Также суффиксы -енн, -ённ пишутся, если причастие образовано от глаголов на -ти, -чь.
Например:

2. В действительных причастиях прошедшего времени перед
суффиксом -вш- сохраняется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве или пере -л- в форме прошедшего времени.
Например:

3. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -уш-/-ющ- от глаголов I спряжения и с помощью суффиксов -ащ-/-ящ- от глаголов II спряжения.
Например:

4. Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-/-ом- от глаголов I спряжения и с помощью суффикса -им- от глаголов II спряжения.
Например: