Проявление каких признаков живых организмов вы увидели. Как называют свойства,характерные для всех живых организмов

Билет № 1

Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология - наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.



В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Гиподинамия - пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок - приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды - приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой - резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту.

Билет № 2

Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)
  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
  4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

Обсудить тему симбиоза можно здесь: Взаимное влияние видов в природе

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон - инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание - сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе : гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.

клеточное строение . Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.

Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.

Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.

Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.

Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах : уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1. Высшая нервная деятельность (ВНД)- деятельность главных отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление животных и человека к окружающей среде. Основа высшей нервной деятельности - рефлексы (безусловные и условные). Возникновение в процессе жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды.

2. Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы рассудочной деятельности у животных. Прямая зависимость уровня рассудочной деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления. 3. Особенности ВИД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека: не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой.



4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тро-пизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

Большая часть многоклеточных живых организмов, населяющих землю, относятся либо к растениям, либо к животным. Кажется, что отличие между ними настолько явное, что можно, не задумываясь, определить это с первого взгляда.

Чем отличаются растения от животных

Любой живой организм принадлежит к какому-либо виду, роду, семейству, отряду и так далее. Во главе объединяющих категорий находятся царство растений и царство животных. Растения способны создавать из в процессе фотосинтеза и не могут передвигаться, животные поедают растения и друг друга и активно двигаются в поисках пищи.

Карл Линней, создатель классификации животного и растительного мира, определил растения как организмы, которые растут и живут, а животные - растут, живут и чувствуют. Такое разделение уже не отвечает современным требованиям науки.

Качества, присущие всему живому

Чтобы выделить в природе мир живых существ, необходимо определить, какие признаки характерны для всех живых организмов. Прежде всего, это совокупность следующих качеств:

1. Живые организмы способны осуществлять обмен веществ, выводить продукты обмена и тем или иным способом получать необходимые для продолжения жизни вещества.

2. Они могут двигаться или менять положение частей тела в пространстве.

3. У их потомков наблюдаются признаки родительских организмов.

4. Особи одного вида отличаются друг от друга, и различия могут быть зависимыми и не зависимыми от наследственности.

5. Организмы избирательно реагируют на раздражители.

6. Большая часть живых существ обладает способностью увеличиваться, расти.

7. В течение жизни организмы претерпевают необратимые изменения.

8. Они могут воспроизводить подобные себе организмы.

Какие качества живого встречаются повсеместно

Многие признаки живых организмов, если их взять по отдельности, могут быть присущими миру неживой природы. Например, кристаллы обладают способностью расти, камни очень медленно, но разрушаются, они могут со временем передвигаться со своего первоначального местоположения. Воздух, вода, планеты и даже галактики движутся. И наоборот, семена растений очень долго могут не проявлять свои качества и не отличаться от песчинок.

Важным звеном, связывающим мир являются вирусы, которые не способны на обмен веществ, их можно получать в виде кристаллов, растворять и перекристаллизовывать, и они не утрачивают после всего этого присущих им биологических свойств. Признаки живых организмов - это прежде всего более сложный химический состав и наличие определенных биологических молекул в их структуре. Особыми молекулами живых организмов являются белки и нуклеиновые кислоты.

Растения-обманщики

В природе встречаются очень необычные растения с нетипичными особенностями, что делает необходимым определить, какие признаки характерны для животных, а какие - для растений. Есть растения, которые невозможно отличить от камней. Они бывают похожими на известняк, гранит и на белый кварц. Эти растения называются литопсы. Как обитатели пустынь, они редко получают воду и способны существовать, поглощая влагу из тумана.

Известно, что растения способны реагировать на раздражение и вырабатывать вещества, передающие их ощущения, что у растений вырабатываются растительные гормоны.

Есть множество растений, которые не могут осуществлять фотосинтез, а получают питательные вещества, заманивая и переваривая насекомых и мелких животных. Среди них - росянка, венерина мухоловка, которые сохранили листья и стебли, характерные для растений, но уже с другими функциями.

Есть также хищное растение Раффлезия арнольди, у которой остался только цветок красновато-коричневого цвета. Растение не осуществляет фотосинтеза, у него нет никаких частей, присущих растению, только строение клеток позволило отнести его к этому царству живых существ, а не к хищным животным.

Как отличить растения от животных

Для того чтобы определить принадлежность некоторых организмов к определенной группе живых существ, наука должна иметь однозначный ответ на вопрос "какие признаки характерны для животных, в чем их отличие от растений". Однако дать однозначный ответ о различии представителей царства растений и животных по внешним признакам довольно сложно.

Современная систематика вынуждена проводить сложные исследования с привлечением возможностей смежных наук. Для этого используются методы анализа генетических и молекулярных особенностей данного вида, а также данные их эмбрионального развития.

Чтобы определить принадлежность некоторых морских существ к царству животных, понадобилось уточнить, какие признаки живого организма характерны для животных. Ученым понадобился не один год, чтобы организмы, у которых отсутствовала пищеварительная система, которые жили прикрепленными к субстрату и были похожи на диковинные цветы, были причислены к животным. Поэтому, чтобы правильно определить, к какому виду живых существ относится неизвестный организм, необходимо определить, какие признаки характерны для животных.

Определить принадлежность группы морских беспозвоночных к определенному типу известных организмов было настолько трудно, что первоначально было решено поместить их в царство погонофор. Эти организмы во взрослом состоянии лишены органов пищеварения, и внешне они ничем не напоминают животных. Лишь изучение особенностей их эмбрионального развития позволило отнести их к

Признак, характерный только для царства животных

В царстве животных много организмов, которые приспособлены к всевозможным условиям обитания. Это видоизменило их строение и внешний вид. Чтобы понять, с какими задачами сталкиваются зоологи, занимающиеся современной систематикой живых организмов, перечислите признаки, характерные для животных. Итак, у большинства животных:

1. Нет фотосинтеза, все эти организмы гетеротрофные.

2. Пища поступает через рот в пищеварительную полость и переваривается в специализированных органах. Питание носит активный характер.

3. Животные организмы способны двигаться. Когда они живут на каком-то субстрате, то этот способ существования представляет собой вторичное явление.

4. Реакция на внешнее раздражение бывает в виде таксиса при отсутствии нервной системы или рефлекса при ее наличии.

Чтобы однозначно ответить, какие признаки характерны для животных, нужно определиться, о каком типе организмов идет речь: одноклеточных или многоклеточных, хордовых или позвоночных. Только для высших животных можно говорить о таких отличительных признаках, как:

1. Наличие нескольких групп тканей: покровная, мышечная, нервная и ткани внутренней среды.

2. Наличие следующих систем органов: опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, выделительной, половой, кровеносной и нервной.

В чем отличие растений от животных на микроскопическом уровне

Чтобы дать окончательный ответ на вопрос об отличии представителей двух самых больших царств, надо определить, какие признаки характерны для животных, в чем их отличие от растений на клеточном уровне.

Основные признаки, отличающие растительную клетку:

1. У растительных клеток, кроме мембраны, есть очень твердая состоящая из клетчатки.

2. Запасные углеводы у растений откладываются в виде полисахарида крахмала.

3. В клетках имеются большие вакуоли, содержащие клеточный сок.

4. В цитоплазме есть включения в виде кристаллов минеральных солей.

5. Зеленые растения содержат в клетках пластиды - хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.

6. Органы пищеварения отсутствуют, а пища поступает в растения осмотическим путем.

7. Реакция на внешнее раздражение в виде тропизма.

8. Нет способности к активным движениям.

9. При делении клеток перетяжка между ними образуется в центре и распределяется к периферии.


Необходимо также определить, какие признаки характерны для животных на клеточном уровне.

1. Клеточная оболочка отсутствует, есть которая имеется и в растительных клетках.

2. Запасным полисахаридом является гликоген.

3. В животных клетках крупные вакуоли отсутствуют. В простейших организмах есть мелкие вакуоли, которые выполняют функцию пищеварения или выделения.

4. Неорганические соли в животных клетках, как правило, растворены.

5. В животных клетках нет хлоропластов и нет фотосинтеза.

6. Перетяжка при делении клеток образуется с краев и распространяется к центру клетки.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

В детстве я думал, что отделить живое от неживого крайне легко. Однако, это не совсем так. В своём ответе я коротко расскажу вам о всех признаках живых систем.

Отличительные признаки живого и неживого

Организмы нашей планеты очень разнообразны и уникальны по-своему. Однако, существуют особые отличительные признаки, которые присущи абсолютно всем существам, причём не по отдельности, а все сразу. Среди этих признаков упомяну следующие.

  • Движение. Этот процесс просто разглядеть у большинства организмов. Вот только иногда движение может быть очень-очень медленным.
  • Раздражение и способность чувствовать. Все живые системы способны чувствовать воздействия на них со стороны окружающей среды, как и человек.
  • Рост.
  • Репродукция, то есть размножение. Способность создать потомство и передать ему свои генетические признаки.
  • Выделение. Следствием обменных реакций в организме становится появление отходов, которые потом благополучно выделяются. Выделение по-другому называется термином «экскреция».
  • Потребление питательных веществ, необходимых для жизни (белков, жиров и углеводов).

Ну и последний признак - все организмы состоят из клеток (либо из одной клетки, если это одноклеточное).


Морские звёзды очень медленно двигаются! Но всё же двигаются.

Совокупность признаков

Как я уже и сказал, все эти признаки должны быть вместе, то есть совокупностью. По отдельности некоторые из них можно встретить и в неживой природе. Придав ускорение какой-нибудь доске, вы установите, что она тоже движется, а разбив стекло, вы заметите, что оно «размножится». Поэтому для учёных отделение живых организмов от неживой природы может и не сложная работа, но требующая наблюдений.


Механизмы адаптации и борьбы за выживание

Ещё характерными чертами для живых существ являются борьба за выживание и адаптация к условиям окружающей среды. Природа предусмотрела всё, и эти механизмы отбирают лучших из вида, которые потом передают свои наследственные данные потомству. Эта тема довольно сложна, поэтому достойна отдельного рассмотрения.