Что означает фраза риторический вопрос. Риторический вопрос

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).

10 января 2015

Традиционно (и в школьной грамматике) сложное предложение понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

ССП - это такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношении равноправия, равнозначности.

Специфика сочинительных союзов состоит прежде всего в том, что они находятся в фиксированной позиции - всегда между соединяемыми предикативными единицами (кроме повторяющихся союзов). Они не входят ни в одну из частей сложносочиненных предложений. При изменении порядка предикативных единиц место союза не меняется. Разбор сложносочиненного предложения, примеры различных его видов приводятся в этой статье.

Видео по теме

Классификация сложносочиненных союзов

Классификация ССП в "Русской грамматике-80" опирается на деление союзов по признаку однозначности/неоднозначности. К союзам недифференцирующего типа относятся: и, а, но, да, же, или, либо и их синонимы. Они тяготеют к выражению определенного типа отношений, но их значение всегда в той или иной степени определяется контекстом или уточняется конкретизатором. Союзы дифференцирующего типа (в основном союзные аналоги) однозначно квалифицируют те или иные отношения: то есть, а именно, поэтому, также, наоборот, вернее и др., которые имеет сложносочиненное предложение.

Примеры ССП с союзами недифференцирующего типа

  • Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться (собственно соединительное).
  • Я позвонила, и мне тут же открыли дверь (несобственно соединительное с позитивной квалификацией связи).
  • Он никогда не сдерживал своего слова, и это очень плохо (несобственно соединительное, присоединительно-комментирующее).
  • Он шутил, а я злобствовал (сопоставительное).
  • Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не успел сделать (несоответствие, сложносочиненное предложение).

Примеры с союзом "но":

  • Дождя нет, но воздух довольно влажный (противительно-уступительное).
  • Он не очень прилежен, но музыкой занимается с удовольствием (противительно-возместительное).
  • Довольно темно, но свет еще не зажигают (противительно-ограничительное).
  • Пахнет сеном, но запах густ и нежен (присоединительно-распространительное сложносочиненное предложение).

Примеры с союзами "или", "либо":

  • Пусть перебирается сюда, во флигель, или я переберусь отсюда (модально осложненное).
  • Либо я не прав, либо она говорит неправду (модально неосложненное сложносочиненное предложение).

Примеры ССП с союзами дифференцирующего типа

  • Я не умею декламировать стихи, то есть не люблю читать их с каким-то особым выражением (пояснительное).
  • Снег уже лежал, однако было довольно тепло (сильных морозов еще не было) (противопоставительное).
  • Я никогда не дразнил ее, наоборот, относился к ней очень бережно (факультативно-комментирующее).
  • Он говорил долго и монотонно, поэтому всех очень утомил (причинно-следственное).
  • Не только мои друзья относились к его слабостям снисходительно, но и завистники не решались ему возражать (градационное).

Сложноподчиненное предложение (СПП)

СПП - это такое сложное предложение, в котором наблюдается зависимость частей, связанных подчинительными средствами связи: союзами и союзными словами.

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, потому что музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова "Современный русский язык", "Русская грамматика-80" и др.).

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Связь по способу сочинения придает частям сложносочиненного предложения известную синтаксическую самостоятельность, однако эта самостоятельность имеет относительный характер.

Части предложения, входящие в состав сложносочиненного, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения - двусоставное предложение, другая - односоставное). Например: Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху (М. Г.); Лучше было мне бросить коня у опушки и скрыться пешком, да жаль было с ним расстаться (Л.); Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет (Т.).

Сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из нескольких частей, например: Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (Кор.).

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения).

и чаще всего выражают временн ы е отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

В одних случаях выражается одновременность двух или нескольких действий, явлений, событий. Значение одновременности обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (Л.).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении - последовательность действий или состояний, выражаемая порядком частей и видо-временными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (Арс.).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия , например: ...На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Л. Т.).

Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение). Например: Один прыжок - и лев уже на спине буйвола (Купр.); Мгновение - и все опять тонуло во мраке (Кор.).

Сложносочиненные предложения с союзом и могут выражать причинно-следственные отношения, которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (У.).

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным , например: Все ее знали, и никто не замечал (П.).

Соединительный союз да употребляется в сложносочиненных предложениях, выражающих временн ы е отношения. При этом создается оттенок присоединительной связи, а со стороны стилистической - оттенок разговорной речи. Например: Звонко кукушка вдали куковала, да как безумная галка кричала (Н.).

Повторяющийся союз ни...ни придает сложносочиненному предложению значение отрицательного перечисления и взаимоисключения , например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (С.-Щ.).

Союзы также и тоже придают второй части сложносочиненного предложения присоединительный оттенок значения, например: Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.).

Противительные отношения. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления , иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а , например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.).

Значение противопоставления, ограничения, несоответствия выражается при помощи союза но , например: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (П.); Солнце село, но в лесу еще светло (Т.).

Близок по своему значению к союзу но союз однако (однако ж) , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (С.-Ц.).

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях, например: Я проснулся, да лень одолела (Т.); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный оттенок возмещения, например: Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса (Н.).

Союзы а то, не то, а не то , характерные для разговорной речи, употребляются при противопоставлении в сложносочиненных предложениях, в которых вторая часть указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части. Например: ...Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.); Замолчи, а то я подстрелю тебя... как куропатку (Ч.).

Союз же , выражая противопоставление в сложном предложении, имеет добавочное значение усилительной частицы и выделяет в смысловом отношении первое слово во второй части, после которого он обычно ставится. Например: Березы распустились, дубы же стояли обнаженными (Ч.).

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Союз или (иль) , выражающий отношения взаимоисключения, может быть одиночным или повторяющимся, например: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит (Л.); Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Ч.).

Такие же разделительные отношения выражаются при помощи союза либо , например: Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

Двойные союзы ли...ли, ли...или придают высказыванию оттенок перечисления, например: Плохо ли вам было у Плюшкина, или , просто, по своей охоте гуляете по лесам да дерете проезжих? (Т.).

Повторяющийся союз то...то указывает на чередование действий или явлений, на последовательную их смену, например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Т.).

Союзы то ли...то ли, не то...не то вносят в высказывание оттенок предположительности, например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер (Фад.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения с определительным оттенком выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения, например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Т.).

Присоединительно-соединительное значение, как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

Присоединительно-противительное значение может быть выражено при помощи союза а , например: Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны (Ч.).

Союз да и выражает присоединительные отношения с оттенком добавления, например: Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила (Л.).