Как быть на шаг впереди других. Будьте на шаг впереди

Один из лидеров российского и мирового рынков вооружений, старейшее оборонное предприятие России - Конструкторское бюро приборостроения - отмечает юбилей. От незаменимых пистолетов ТТ и ПМ, легендарных авиационного пулемёта ШКАС и зенитной установки ЗУ-32 до современного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», «Тунгуски», перспективного комплекса управляемого вооружения «Краснополь-М», высокоточного ракетного комплекса дальнего действия «Корнет», многие из которых сегодня не имеют аналогов в мире... Свыше 150 принятых на вооружение Советской и Российской армии образцов оружия и военной техники, разработанных и произведённых специалистами Тульского КБП, на протяжении 85 лет являются визитной карточкой предприятия. В преддверии юбилея нашему корреспонденту удалось пообщаться с одним из руководителей всемирно известного оборонного предприятия. В коротком промежутке между командировками на Ашулук и в Африку на вопросы «Красной звезды» согласился ответить заместитель генерального директора Конструкторского бюро приборостроения Юрий САВЕНКОВ.

Юрий Александрович, вы только вчера вернулись с Ашулука, где проходили экспериментальные боевые стрельбы модернизированного ЗРПК «Панцирь-С1». С какими элементами обновлённого комплекса проводились испытания?

Мы работали двумя боевыми машинами комплекса «Панцирь»: одна войсковая с боевым расчётом и наша опытная боевая машина с нашим расчётом. Испытывали новую информационную систему обнаружения цели. Она принципиально отличается от той, которую мы сейчас поставляем в войска. Задача была выполнена - мы получили подтверждение нашим ожиданиям. В ходе испытаний был отработан ряд таких стрельбовых задач, которые, скажу честно, раньше мы не могли себе позволить. Результаты, которые были получены, нас удовлетворили. Тем более что благодаря взаимодействию с Военно-воздушными силами на полигоне Ашулук мы имеем возможность испытывать перспективные системы в условиях, максимально приближенных к реальной боевой обстановке: там очень сложная воздушная обстановка, и авиация, и помехи... В этом плане командование ВВС поступает мудро: оно проверяет то, что уже имеется, и сравнивает с тем, что будет в перспективе. Такой подход заслуживает уважения.

Учитывая колоссальные средства, которые сегодня выделяются на перевооружение Российской армии, на какой объём производства вы планируете выйти в рамках гособоронзаказа?

У нас сейчас по заказам с Министерством обороны всё распланировано на достаточно длительный период. Уже заключён договор на 2013 год и готов договор на последующие годы. Нам одним из первых удалось договориться с нашим оборонным ведомством в вопросе ценообразования на продукцию КБП. И сейчас у нас нет проблем с финансированием по линии Минобороны. Одновременно мы отрабатываем вариант работы с Минобороны на длительный период, и в этом государство идёт нам навстречу. По крайней мере на существующую программу государственного оборонного заказа мы смотрим совершенно уверенно и знаем, что относительно нас она будет увеличена. По вполне понятным причинам я сейчас не могу говорить о конкретных объёмах и цифрах, могу лишь сказать, что госзаказ значительно превышает экспортные поставки. И наша задача - в минимально короткие сроки, это год-два, не больше, так правильно использовать выделяемые средства, чтобы кооперация заработала в полную мощь. Причём «Панцирь» - это не работа на ближайшую пятилетку, это программа на 25-30, а может быть, и больше лет, поскольку при разработке комплекса в него был заложен большой модернизационный потенциал.

Поскольку «Панцирь» обладает таким потенциалом и только начинает поступать в войска, какие возможности комплекса планируется развивать в перспективе?

Дальше мы планируем модернизировать наше ракетное вооружение. Хочу отметить, что в нашем классе у нас самое лучшее и самое дешёвое ракетное вооружение. Соответственно и критерий эффективность-качество в этом смысле у нас довольно высокий. Сейчас наша задача отодвинуть рубеж уничтожения воздушных целей значительно дальше, при этом не увеличивая габаритов самой машины. В этом, считаем мы, большая перспектива и серьёзный прирост возможностей ПВО. Но при этом нам необходимо держаться в рамках заложенной стоимости. Кроме того, мы работаем над повышением эффективности ближнего рубежа, которое сегодня реализует артиллерийская система вооружения. Есть у нас такой проект «Корнет-ЭМ» - это прекрасное направление, которое совместно с артсистемой решает очень интересные задачи.

Современный бой стал настолько динамичным, что стоять на месте нельзя: нужно постоянно маневрировать, менять позиции для стрельбы и при этом не терять своих огневых возможностей. Мы первые и пока единственные, кто воплотили на «Панцире» возможность применять все виды вооружения на ходу, в движении. Не могу не отметить, что на нашу боевую машину ракетное вооружение можно перегружать вручную. Да, это не боевой параметр, но ощутимый в условиях реального боя, так же как простота в ремонте и эксплуатации. Это очень важные качества военной техники. И в этом комплексе много таких характеристик.

Вероятно, этим и обусловлен повышенный интерес к «Панцирю» со стороны потенциальных заказчиков и зарубежных партнёров? Какой переполох у наших западных коллег вызвала новость о заключённом контракте с Сирией на поставку партии новейших комплексов?..

Насчёт этого могу только сказать, что, как отметил наш Верховный Главнокомандующий, никакими международными ограничениями по работе с этим государством, в том числе по линии ООН, мы не связаны. Мы работаем так, как прописано в коммерческом контракте, и это не накладывает на нас никаких ограничений. Вы правильно заметили, характер событий в Ливии, в Сирии и других неспокойных регионах показывает, что машина такого класса сегодня в мире очень востребована. Сейчас в нашем портфеле экспортных заказов много районов мира. Во многих регионах присутствуют наши комплексы: количество поставок на сегодняшний день превышает сотню единиц. Это серьёзная группировка, развёрнутая за рубежом.

А как обстоят дела с нашими ближайшими соседями: насколько перспективен в экспортном плане рынок стран СНГ?

У нас налажено тесное взаимодействие со многими государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности. Кроме того, мы регулярно принимаем участие в совместном учении «Боевое содружество» Объединённой системы ПВО СНГ. Желание поставок этого комплекса вооружения в каждое из государств-членов очень велико. И через какое-то время «Панцирь» там обязательно появится. Сегодня Белоруссия в числе других стран Содружества является нашим потенциальным заказчиком. Подтверждением тому - недавний парад ко дню независимости республики, на котором механизированную колонну ПВО открывали наши боевые машины. Мы ведь не просто приехали туда покрасоваться на параде. А прибыли своим ходом, полностью боеготовыми за вполне определённые сроки. Мы отработали маршруты выдвижения и в рамках сил специальных операций были готовы к выполнению задач по предназначению. Был решён ряд важнейших военных задач по взаимодействию, которые должны отрабатываться в мирное время.

Недавно появилась информация, что при выводе войск из Афганистана войска НАТО планируют оставить часть своей техники в странах Средней Азии. Могут ли зарубежные аналоги систем ПВО ближнего действия составить вам конкуренцию?

Может, и похвалюсь, но скажу так: сегодня мировых аналогов комплексу «Панцирь» нет - сегодня мир использует нас как аналог. Мы превзошли существующие системы ПВО этого класса по многим параметрам, но это не значит, что так будет всегда. По выставкам вооружений мы видим, что наши конкуренты серьёзно продвигаются в этой области. Мы изучаем этот опыт и, конечно, работаем над улучшением характеристик нашей системы. Сейчас благодаря тому, что мы имеем возможность сравнивать, как наши комплексы работают в различных регионах мира, нам удаётся постоянно оптимизировать программное обеспечение нашей машины и тем самым совершенствовать её характеристики. Наш руководитель Аркадий Георгиевич Шипунов требует, чтобы мы всегда были на шаг впереди. Мы реализуем это требование путём ежедневной работы конструкторского коллектива над улучшением характеристик нашего комплекса.

При таком экспортном потенциале и потребности в комплексах на внутреннем рынке планируете ли вы расширять производство?

Поскольку первоначально мы начали с экспортных поставок, большой задел был получен на экспорте. Сейчас стараемся улучшить эти показатели в рамках российского Гособоронзаказа. Это позволяет нам быть уверенными в том, что задачи, поставленные перед нами Верховным Главнокомандующим, будут обязательно выполнены. Для этого нужны капитальные вложения в развитие уже имеющегося производства, и государство идёт нам навстречу. Мы действительно планируем расширять наши производственные возможности, при этом не снижая темпов экспортных поставок. Это сегодня для нас важно.

За короткий промежуток времени нам предстоит нарастить производство практически в два раза именно для того, чтобы удовлетворить потребности Гособоронзаказа. Поэтому сейчас мы работаем прежде всего над эффективным использованием всех своих внутренних резервов с одновременным расширением своих производственных мощностей и мощностей кооперации. Все это позволяет нам сегодня уверенно смотреть вперёд и строить планы на будущее.

Только опережая своих конкурентов в применении новых технологий, во владении информацией, все время привлекая к сотрудничеству новых партнеров, влиятельных людей в бизнесе и т. д., можно удержаться на волнах рынка, не потеряв своего влияния и рынка сбыта.

Толкование закона

Конкуренция есть не что иное, как средство, позволяющее превратить совершенствование в бесконечный процесс. Конкуренция – это двигатель развития, способность пересматривать свои жизненные установки, улавливать новые веяния и максимально использовать свой потенциал. В этом отношении многое зависит от руководителя, который должен показать подчиненным пример своим поведением. Если же он не сделает этого, то говорить о дальнейшем процветании компании будет невозможно, так как она вряд ли выдержит конкуренцию на мировом рынке.

Конкуренции не следует бояться. На самом деле, зачем бояться естественного атрибута любого масштабного дела? Это по меньшей мере странно. Однако то, как будут относиться к конкуренции сотрудники, зависит от руководителя, поскольку именно он должен дать установку и своим примером показать наиболее оптимальное отношение. Если сам начальник трясется при мысли о том, что компании предстоит вступить в схватку с конкурентами, то что можно будет сказать о его подчиненных? Руководитель должен излучать силу и уверенность в своих силах, иначе его подчиненные непременно заметят его колебания, и это наверняка отразится на производственном процессе.

Однако здоровое отношение к конкуренции во многом зависит от того, как обстоят дела на предприятии в действительности. Конечно, руководитель может постараться пустить пыль в глаза своим конкурентам, представив им ход развития компании не в том виде, каково оно на самом деле. Но относительно сотрудников предприятия этот номер не пройдет. Они должны абсолютно точно понимать истинное положение дел. Разумеется, это касается главным образом проверенных и надежных работников.

Итак, чтобы у работников сложилось нормальное и ровное отношение к конкуренции, они должны сознавать, что она им ничем не угрожает. То есть они должны быть уверены, что компания стоит на шаг впереди других, и это не единовременное положение, а вполне постоянное и закономерное явление. Выражаясь современным языком, компания должна быть более «продвинутой», чем те, которые являются ее конкурентами.

Очень важно найти свою нишу. Как много предприятий, похожих друг на друга, образуются в последнее время! Что же удивительного в том, что значительная часть их не выдерживает конкуренции? Напротив, удивительным было бы то, если бы все компании удерживались на мировом рынке.

Но что же заставляет доблестных бизнесменов образовывать однотипные предприятия? Отсутствие воображения или достойные примеры своих знакомых? И разве так сложно понять, что то, что лучшим образом получилось у одного, необязательно должно выйти и у другого?

Наверное, главной причиной того, что та или иная компания не выдерживает конкуренции, является не то, что руководитель не стремится к использованию в ее деятельности новейших достижений, а то, что он выбирает несколько не то, чем ему действительно следовало бы заниматься. Ведь у каждого человека есть личные склонности, и в большей степени, чем чего бы то ни было, это касается бизнеса.

Образ

Спортсмен, пытающийся одержать рекорд не в том виде спорта, которым он занимался всю жизнь. Он старается покорить вершину, которая доступна другим профессионалам благодаря особой подготовке. Одержать победу и побить рекорд спортсмену не удается и в своей области тоже, поскольку он не тренируется должным образом, полностью занятый идеей завоевания мировой славы спортсмена-универсала. В результате он терпит поражение в том, что должно являться его основной деятельностью.

Доказательства закона

Стремление обойти своих соперников предполагает получение личной выгоды. Разумеется, это ни у кого не вызывает удивления. Однако далеко не все рассматривают получение прибыли как нечто естественное. Дело в том, что очень важную роль играет то, каким способом была получена прибыль. Выгода, достигнутая грязным путем, часто приводит к серьезным и тяжелым последствиям для компании.

Тем не менее можно сказать вполне определенно: выгода, полученная одним человеком или конкретной компанией, напрямую связана с ущербом, понесенным другой организацией. Как писал один философ эпохи Возрождения, «нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других. Купец наживается на мотовстве молодежи; земледелец – благодаря высокой цене на хлеб; строитель – вследствие того, что здания приходят в упадок и разрушаются; судейские – на ссорах и тяжбах между людьми; священники обязаны как почетом, которым их окружают, так и самой своей деятельностью нашей смерти и нашим порокам».

Что и говорить, в наше время, когда так много компаний, ведущих дела не совсем честным образом, приведенное высказывание приобретает особый смысл. И в самом деле, в стремлении обойти своих конкурентов можно увидеть нечто не совсем этическое. Однако с этим приходится мириться, если, конечно, руководитель заинтересован в успехе компании. А заодно начинающий начальник должен примириться и с тем, что его поступки будут вызывать самые разные толки. В частности, тот или иной поступок может вызвать общее неодобрение масс. Руководителю важно не обращать внимания на подобные умонастроения, даже если они исходят от его сотрудников. Следует уяснить простую истину: начальник обладает властью, и если он в чем-то твердо уверен, если решает провести что-то в жизнь, но не встречает в ком-то поддержки, то это еще не повод отказываться от задуманного.

Афинский государственный деятель Демад, непревзойденный оратор и дипломат, осудил одного из своих сограждан– торговца атрибутами, необходимыми для погребения. Аргументом Демада было то, что торговец стремился к слишком большой выгоде для себя, но получение им прибыли возможно было только в том случае, если бы многие люди умерли.

При руководстве компанией очень важным моментом является то, насколько руководитель проникнут идеей соперничества. Дело в том, что при нормальном положении дел и слаженном функционировании предприятия дух соперничества будет непременно присутствовать, и это вполне естественно. Однако то, как видит соперничество сам руководитель, во многом обусловливает успех его компании. Если начальник постоянно сравнивает себя с конкурентами, подмечая малейшие детали и расстраиваясь из-за их несоответствия, то в скором времени вряд ли можно будет говорить об удаче, которая сопутствует его предприятию.

Каждая компания должна быть в какой-то степени неповторимой. Нужно сравнивать не каждый отдельный момент ее существования, а общие картины, то, как обстоят дела в целом. Потому что глупо и нелогично переживать по поводу расхождений в некоторых деталях конкурирующих компаний, ведь этот факт не означает ровным счетом ничего. И, конечно, он не свидетельствует о том, что у одного предприятия дела идут лучше, чем у другого.

Немаловажен и такой фактор, как удача. И хотя многие люди уверены, что она является главной составляющей успеха, но сейчас речь идет не об этом. Просто у разных людей имеются разные склонности. Тот, кто пытается всеми силами достичь того, что так хорошо выходит у другого человека, но несмотря на неудачи продолжает по-прежнему идти напролом, совершает большую глупость. И этот принцип нужно соблюдать и в деле руководства компанией. Не стоит бросаться в омут страстей, если конкурирующая фирма легко справляется с тем, что у собственной не выходит. Значит, это не та форма деятельности, которая должна проводиться в жизнь на конкретной компании. Самым лучшим выходом будет оставить попытки достигнуть ненужную цель и заняться чем-то более подходящим, тем, что удается лучше.

Если наглядно проиллюстрировать сказанное историческим примером, то можно вспомнить, что великий Юлий Цезарь провел множество сражений и при этом ни разу не был более или менее серьезно ранен, тогда как многие люди погибали при гораздо меньших опасностях или же буквально в первой битве. Но разве в том была его личная заслуга? Могли ли другие полководцы, желая снискать себе славу, подобную той, которой обладал Цезарь, стремиться к достижению такого же благоволения судьбы, коим обладал римский военачальник? Едва ли их стремления увенчались успехом. А значит, вывод напрашивается сам собой: каждый человек должен выполнять то, что удается ему лучшим образом: как раз это и будет являться его стремлением быть конкурентоспособным.

Авторитетное мнение

Никакая изворотливость, никакая гибкость ума не могли бы направить наши шаги, вздумай бы мы следовать за столь беспорядочным и бестолковым вожатым... Не будем же ставить себе такой переменчивой и неустойчивой цели; давайте неуклонно идти за разумом, и пусть общественное одобрение, если ему будет угодно, последует за нами на этом пути. И так как оно зависит исключительно от удачи, то у нас нет решительно никаких оснований считать, что мы обретем его скорее на каком-либо другом пути, чем на этом...

Мишель Монтень

Обратная сторона закона

Стремление бизнесменов-руководителей быть сильнейшими среди подобных компаний вряд ли может явиться побудительным импульсом, который приведет к желаемой цели. Дело в том, что руководитель такой компании будет хвататься за любую возможность выделиться, тратя на это значительные материальные средства и собственную энергию. Силы сотрудников такой компании в основном будут работать впустую, не для реального благосостояния предприятия, а для опережения противников. Вместо того чтобы налаживать рабочий процесс, руководитель будет пытаться всеми возможными способами обойти конкурентов. Что удивительного в том, что через некоторое время компания непременно понесет убытки, встретившись с какими-либо незначительными трудностями.

На самом деле для успеха своей компании руководитель должен проводить в жизнь определенную модель управления. Он должен внушить своим работникам азарт, стремление обойти соперников, но это стремление должно быть побуждено не страхом лишения премий, а желанием, вполне естественным для работника, который искренне заинтересован в своей работе.

Что означает выражение «Быть на шаг впереди своих конкурентов»? Значит ли это, что компания должна использовать в своей деятельности более современные средства? Но ведь сейчас это вряд ли возможно, так как появляющиеся новинки быстро становятся известными, и информация о них становится доступной всем интересующимся людям. На самом деле быть впереди вовсе не означает оснащать работу своего предприятия чем-то особенным. Это расхожее выражение означает, что деятельность компании является в какой-то степени индивидуальной. И хотя, конечно, невозможно, чтобы предприятие производило что-то принципиально новое, но его деятельность должна хоть чем-то отличаться от деятельности подобных фирм. Должен быть какой-то секрет, который бы помогал компании выживать в самые трудные времена. Отсутствие этого секрета сделает предприятие безликим, и его можно будет по праву считать неконкурентоспособным.

Байка

При дворе одного короля, который правил очень маленьким государством, служили два доблестных юноши. Они составляли личную охрану государя, и до некоторых пор выполняемые обязанности вполне устраивали обоих. Более того, юноши дружили между собой, делились своими мыслями и могли подолгу разговаривать на разные темы.

Проходили годы, и взросление юношей стало набирать все большие и большие темпы. Но если поначалу это никак не отражалось на их отношении друг к другу, то по прошествии времени стала все острее чувствоваться конкуренция, возникшая между ними. В еще большей степени она усугубилась с появлением при дворе одной фрейлины потрясающей красоты, от которой они буквально потеряли голову.

Отношения между молодыми людьми вскоре были совсем испорчены. Их распределили по разным постам, а при встрече они долгое время не здоровались, только с ненавистью смотрели друг на друга. Дружба кончилась, и у каждого осталось только недовольство друг другом, а вместе с тем и самим собой, потому что выполнение служебных обязанностей продолжало оставаться прежним.

Рынок переполнен однопрофильными компаниями, изобилует схожими товарами и одинаковыми услугами. Любой сегмент рынка можно представить в виде пирога, который буквально раздирается крупными поставщиками, и только маленькие крохи достаются небольшим компаниям и частным предпринимателям.

Сухая статистика показывает: более 90% бизнесов прекращают свою работу в первый год своего существования.

Выход есть!

Причин несостоявшихся бизнесов много, однако следует понимать, что в условиях рыночной борьбы завоевать львиную долю клиентского внимания крайне не просто, однако вполне возможно.

Разберем детальные шаги, как забыть о конкуренции.

1. Поиск свободной ниши

Самое правильное - начать свое дело в той сфере, в которой никто еще бизнес не строил (хотя бы локально, в вашем регионе) или найти устойчивое отличие вашей компании от подобных. В таком случае о конкуренции можно забыть. Надолго.

Конечно, вашу идею могут подхватить, но пока вас будут копировать, вы надежно закрепитесь на рынке и уделите время развитию. Для этого подробно ответьте на вопросы:

  • Какая неудовлетворенная потребность существует в вашем городе/регионе?
  • Как много потенциальных клиентов, которым вы можете помочь?
  • Чего не хватает вашей целевой аудитории?
  • С какими неудобствами ежедневно сталкиваются ваши потенциальные клиенты и как их можно устранить?
  • Что лично вам постоянно приносит дискомфорт и вы уверены, что от этого страдают многие люди? Как избавиться от этого?
  • Каким образом можно устранить недостатки вашего товара/услуги?

Цель: найти сферу или возможное направление, позволяющее вашей компании отличиться на рынке. Это гораздо эффективнее, чем бесконечное придумывание акций и бонусов клиентам, которых хотите привлечь.

К примеру, ознакомьтесь с историей о создании бритвы Жиллет. Вы увидите, как обычный человек, задавшись вопросом оптимизации уже существующей конструкции привычного всем предмета, впоследствии сделал состояние. Подобных примеров в истории существует множество!

2. Залог успеха - занятие любимым делом

Если уж строить бизнес на всю жизнь - то исключительно в той сфере, от которой вы в буквальном смысле в восторге.

Как же это понять? Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое занятие вам приносит радость и удовлетворение?
  2. Занятие чем вас воодушевляет и окрыляет?
  3. Что может поднимать вас с утра раннего и бросать в активную деятельность, за которой, в хорошем смысле, вы не замечаете хода времени?

Затем переходите к следующим вопросам:

  • Готовы ли вы этим заниматься если не всю жизнь, то ближайшие несколько лет?
  • Как данное занятие (или его результаты) может заинтересовать других людей?
  • Как из данного занятия можно извлечь прибыль и насколько это возможно в принципе?

Цель: определить род деятельности, которая приносит удовольствие и будет приносить в последующем доход. Если вы занимаетесь любимым делом, у вас не будет возникать сложностей с мотивацией и развитием: вдохновение постоянно будет приводить вас к росту, также не возникнет сложностей с клиентами - люди притягиваются к тем, кто делает свое дело с любовью.

Но помним про пункт 1: ваш бизнес должен иметь какую-то особенность!

3. Станьте лучшим в своей сфере!

Многих успешных всемирно известных предпринимателей объединяет одна черта: они всегда стремятся к совершенству в своей сфере.

Сделайте обязательными в своей деятельности следующие шаги:

  1. Будьте воодушевлены своим продуктом/услугой/компанией. Любите все, что связано с вашим бизнесом, будто это лучшее, что могло придумать человечество! Вселяйте эту любовь всем сотрудникам без исключения, начиная от топ-менеджеров и заканчивая уборщицами. Это воодушевление и восторг непременно передастся клиентам!
  2. Изучайте своих конкурентов. Ответьте на вопросы: какие они имеют недостатки? Как вы можете эти недостатки трансформировать в достоинства вашей компании? В чем преимущества конкурентов перед вами? Как это можно устранить? Какие сервисы можно позаимствовать у конкурентов, при этом (крайне желательно!) их доработав и улучшив.
  3. Изучайте своих клиентов. Очень часто оригинальные решения приходят после банального опроса, и он, к слову сказать, может показать вам точки улучшения, о которых вы и не задумывались. Прислушивайтесь ко всем жалобам и пожеланиям клиентов и делайте выводы. Ставьте себя на место клиента, разрабатывайте решения.
  4. Любите своего клиента! Большинство покупок происходит эмоционально (даже крупных), и человеку всегда приятнее отдавать деньги тому, кто к нему относится уважительно и по-человечески тепло. Клиент чувствует хорошее к себе отношение и отвечает благосклонностью.
  5. Изучайте рынок: новые тенденции, разработки, идеи, взятые из газет, журналов, новостей, выставок и проч. могут постигнуть вас на внедрение нового товара или предоставление привычной услуги совершенно непривычным образом.
  6. Изучайте истории успеха. В книгах по бизнесу и маркетингу, автобиографиях есть масса советов и практических рекомендаций, которые могут быть вам полезными, при этом их на практике мало кто использует.

И самое главное в конкурентной борьбе: прекратите бороться! Вообще. В принципе. Ориентируйте свой взгляд внутрь компании, лишь изредка вспоминая о конкурентах с практической целью. Растите над собой, оптимизируйте свой продукт, пусть клиент сравнивает ваши продукты между собой и не помышляет смотреть в сторону!

Конечно, можно действовать по старинке: демпинговать! И устраивать акции, а еще заваливать клиента ненужными бонусами. И это, конечно, дает временный эффект, но по сути, вы вредите себе же, снижая рентабельность. Зачем? А если снова обратиться к статистике: только 15% клиентов не покупает что-либо из-за высокой цены. Обратите свой пристальный взгляд на остальные 85%!

И да прибудет в вашу жизнь бесконкурентный бизнес!