Как сделать из себя прибыльный бренд. То есть лучше всё-таки создать общую, но гармоничную картину

Мы помогаем небольшим проектам, молодым, начинающим. А они, как вы уже понимаете, бывают разные. Поэтому мы советуемся с компетентными специалистами из самых разных сфер. Сегодня мы расскажем о раскрутке групп и продвижении начинающих музыкантов, которые уже грезят о славе и миллионах поклонников, но пока ещё не знают, за что браться, в какую сторону идти и как не совершить роковых ошибок. В гостях у нас Екатерина Павлова — промоутер и концертный директор групп «ОдноНо» и «Сухие».

Катя, у тебя большой опыт продвижения молодых музыкантов. Расскажи, если человек решил стать музыкантом, что ему прежде всего нужно для этого: талант, вера в успех, тяжёлая работа?

Всегда должно быть упорство. Музыкант — это ежедневные занятия, постоянное обучение.

Талант, безусловно, тоже должен быть, но иногда бывает так, что техника очень многое кроет, а техника - это упорство.

Здесь, как правило, случаются три варианта развития у музыкантов: некоторые идут через супертехничность игры, но играют без души - выходят чисто на технике, есть те, кто с душой, но не очень техничны, и третий вариант - идеальный: когда есть и техника, и душа.

И заниматься музыкой, как и любым делом, стоит, если ты без этого не можешь. Вот не можешь ты этим НЕ заниматься! Тогда это твоё.

И какие же конкретные действия помогут музыканту стать известным?

Тут целый набор факторов на самом деле, их можно перечислять и перечислять. Но основной критерий - цепляет то, что делает артист, или не цепляет . Это самое важное, остальное — детали.

А если мы говорим о конкретных более-менее стандартизированных шагах, то важно постоянно быть в движении:

  • выстраивать коммуникации с аудиторией;
  • развиваться самому;
  • ходить на чужие концерты, вдохновляться;
  • и очень важно делать интересный, уникальный контент, если мы говорим о развитии в социальных сетях, а не говорить о них в наше время странно.

Ещё важно, чтобы была команда.

Музыкант должен заниматься музыкой, а помогать в продвижении должны специально обученные этому люди.

Для раскрутки групп «ОдноНо» или «Сухих» у нас работает команда, которая обычно не видна, она остаётся в backstage. Видны только результаты музыканта, но это верхушка айсберга.

Музыканту важно примерно понимать, кто по функционалу входит в его команду, и больше не отвлекаться на продвижение, а заниматься своим делом. Но при этом он тоже должен генерировать интересный контент.

То есть музыканту самостоятельно продвигаться невозможно?

Не то чтобы невозможно, просто это совмещать очень тяжело. Это совершенно другая логика должна быть, другие подходы, другой взгляд на то, что происходит.

Очень тяжело делать всё самому на музыкальном рынке. Да, к сожалению, молодые музыканты вынуждены так делать, потому что и команда не сформирована, и бюджетов нет на эту команду и на рекламу, поэтому начинающий музыкант занимается этим сам.

Но нужно всегда стремиться к тому, чтобы каждый был занят своим делом, тогда продуктивности будет больше.

А ты знаешь такие проекты, которые практически без бюджета вышли на сцену и стали востребованы?

Так бывает редко.

И если слышишь историю про то, что видео в интернете набрало миллион просмотров, сразу стоит задуматься, что вряд ли кто-то признается в том, что вкладывал деньги в раскрутку этого видео. Но людям нужны легенды.

Это работа пиарщика - преподнести раскрутку так, как будто она происходит сама собой.

Поэтому тут тяжело сказать, какие истории разошлись именно из-за хорошего продукта, хорошего контента и при нулевых финансовых сложениях. Тем более, что нужно учитывать и временные вложения человека - у них тоже есть альтернативная стоимость.

Могу привести в пример певицу Манижу. Я верю, что её контент во многом расходится вирусно. Она и правда чудесная и очень талантливая. Манижа выкладывает в Инстаграм песни в интересном виде: экран поделён на 9 частей, и в каждом квадратике что-то происходит - получается 9 параллельных действий - это очень интересно смотреть! Идеальный пример того, как хороший контент помогает раскрутке музыканта: его хочется пересматривать, им хочется делиться. Что, собственно, и происходит.

Какие минимальные инвестиции необходимы, чтобы выйти на музыкальный рынок? Если есть условный бюджет, с чего начинать?
  • Во-первых, нужны записи, нужен видео- и аудиоконтент.
  • Во-вторых, стильная фотосессия. У хорошего продукта должна быть красивая упаковка. Нужно выработать позиционирование и вложиться в промоматериалы.
  • В-третьих, набрать профессиональную команду. Очень многие начинают экономить, но можно сэкономить на профессионалах, а потом этот непрофессионализм всё равно обойдётся дороже. Поэтому очень тяжело — но очень важно! — выбрать правильную команду, которая будет резонировать с тобой, которая будет понимать реалии музыкального рынка и иметь четкий план по продвижению группы.

Получается, что нужно вкладываться во всё. Но это правда! Как и любой бизнес, как любой инвестиционный проект, музыкальные проекты тоже требуют вложений.

То есть вкладывать надо во всё по чуть-чуть или всё-таки на чём-то сделать акцент?

Смотря, насколько по чуть-чуть. 🙂

Бывают такие команды, смотришь на них и думаешь: «Вот всё у них классно!» А приходишь на концерт и видишь, что тут раздрай, тут смотрится нецелостно, тут они не доигрывают, тут они не полностью выкладываются. Вот это и называется «всё по чуть-чуть».

То есть лучше всё-таки создать общую, но гармоничную картину?

Конечно! Чтобы смотрелось красиво, чтобы люди хотели этим делиться, и это быстро будет по «сарафанке» расходиться.

Очень важно делать всё максимально качественно. Это вроде очевидно, но, к сожалению, часто все бросаются урвать кусочек то там, то там. И это выглядит очень странно.

Для продвижения начинающему музыканту нужен продюсер?

Продюсер важен и многим, правда, нужен. Он направляет. Задаёт вектор. При этом он не должен подавлять музыканта, но подсказывать ему вовремя - обычно музыкантам это необходимо. Но кто-то работает без продюсера, кто-то с ним - тут нет единых правил. Правил вообще нет. 🙂

А как выбрать хорошего продюсера? Есть какие-то критерии?

Как и в любом деле, нужно смотреть на человека, на его работу, совпадать с ним во взглядах, в подходе, в целях.

Когда музыкант уже выходит на пиарщика, он на каком должен быть уровне? Бывают же такие самородки, которые приходят с одной гитарой и демонстрируют продюсеру что-то крутое?

Бывают. Всё бывает. Тут задача продюсера - разглядеть талант и потенциал, увидеть хит, даже если музыкант приходит с сырым материалом. А что касается пиарщика, то он нужен на этапе, когда в общем-то уже есть что продвигать, когда есть продукт.

Расскажи про контентные площадки. Что можно и нужно использовать для раскрутки?

Очень здорово развивается Инстаграм, видеоконтент сейчас на волне. Во ВКонтакте сейчас видео проигрывается в ленте автоматически, в Фейсбуке это уже давно отлажено и даёт очень хорошую отдачу.

Мне кажется за короткими видеороликами ближайшее будущее по раскрутке.

А если говорить в целом, то везде и всегда нужно смотреть, что у вас за аудитория и где она наиболее активна.

Когда ты выходишь в массы, сразу возникает вопрос об авторских правах. Нужно ли заручиться профессиональной юридической поддержкой или можно самим подтянуть юридическую сторону вопроса?

Лучше, конечно, обращаться к юристам. У нас, например, есть юрист, с которым мы постоянно консультируемся. Может, она это прокомментирует?

Мария Проценко,
юрисконсультант

Комментарий юриста:

Авторские права на музыкальное произведение (песню) действительно возникают в момент создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. (ст. 1259 ГК РФ). Но в случае возникновения спорных ситуаций для защиты своих авторских прав есть несколько инструментов:

1. Публикация произведения в СМИ (например, заметка с тестом песни в газете).

2. Депонирование произведения в РАО (Российском авторском обществе) — это платная услуга хранения дубликата произведения (диска с записью песни, рукопись текста и нот).

3. Отправка письма с экземпляром произведения на собственный домашний адрес, конверт до возникновения спорной ситуации вскрываться не должен. В судебных спорах более надежными доказательствами авторства будут всё-таки являться свидетельства РАО о депонировании произведений и публикации в СМИ.

Если музыкант чего-то добился, вышел на какой-то уровень, как ему удержать эту высоту и продолжать расти?

Это зависит и от самого музыканта и от его команды. Они должны понимать, что если они достигли какого-то скачка, то этот скачок всё равно временный, и если этот уровень не поддерживать, то все про тебя быстро забудут.

Нужно постоянно держать аудиторию в тонусе. Это процесс непрекращающийся, наоборот, он только начинает усиливаться, если вдруг что-то начинает получаться. Самое важное – это не упустить.

Ты часто сталкивалась с выгоранием у музыкантов, которые выжали из себя всё возможное и больше не могут ничего создать?

Бывает такое, да.

Особенно у молодых групп, которые надеются на быстрый результат, а такого, особенно здесь, не бывает. Поэтому, к сожалению, такое встречаются.

Здесь – это в России? Вообще, у нас в стране сложно музыкантам раскручиваться?

Не знаю, как в сравнительной степени – сложнее ли, чем где-то ещё, - но да, сложно.

У нас были гастроли в Америке, в Англии с ребятами, но полностью изнутри про их музыкальный рынок говорить сложно.

У нас просто и непросто одновременно раскрутиться, потому что есть интернет, всем всё доступно, очень большая конкуренция за внимание, но при этом и большие возможности.

Сложности в основном из-за конкуренции или есть и другие препятствия?

Тут вопрос в захвате внимания, сложно удивить, тяжело выделиться на общем фоне, донести, что у вас всё классно и что вас нужно слушать. Очень много кто занимается музыкой - и всех их можно найти в сети. Есть, из чего выбрать. Вместе с тем очень много «мусорного» контента, который тоже забивает внимание.

Как ты думаешь, любого можно раскрутить?

При желании и огромных бюджетах, перепаковке продукта, наверное, можно.

Бывают продюсерские проекты, которые создаются под какую-то нишу, под определённую целевую аудиторию, проект отрабатывает какое-то время и потом закрывается.

Если говорить про целевую аудиторию, нужно настраиваться на узкий сегмент слушателя или, наоборот, давать то, что понравится большинству? И как найти свой стиль?

Это работает и в том, и в другом случае. Всё зависит от цели продвижения. Нишеваться бывает проще, потому что целевая аудитории более явная. Рекламу невозможно настроить на всех, вернее, возможно, но будет неэффективно. А тут есть чёткая аудитория. Но она тоже ограничена стилевыми рамками. Везде есть своя ёмкость.

Как выбрать стиль? Да никак. Музыкант обычно работает в том стиле, который ему близок и в котором ему удобнее и понятнее по части своего выражения. Настоящее творчество и самовыражение же идет изнутри, а не по заказу.

Благодарим Катю за полезные советы! А какие сложности в продвижении, на ваш взгляд, испытывают музыканты в России? А может, музыканты есть среди вас? А может, вы сами продвигаете музыканта? Давайте обсудим, что стоит изменить и как помочь талантливым ребятам стать услышанными.

Беседовала Надежда Меркушева

Чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио потребовалось 38 лет, телевидению - 13. Facebook получил 200 миллионов пользователей меньше чем за год.

Более 82% пользователей Интернета имеют аккаунты в социальных сетях и сидят в них (минимум) по два часа в день. Россия занимает первое место в Европе по популярности соцсетей.

Растёт количество пользователей, которые приходят в социалки не за общением, а за информацией, а также бизнесменов, которые понимают, что социальные медиа - эффективный маркетинговый канал. Если вы хотите раскрутить проект через социальные сети, то познакомьтесь с четырьмя эффективными способами продвижения.

Контент - главный фактор продвижения

Любой SMM-специалист подтвердит: без качественного контента инструменты продвижения бесполезны. Если на страничке вашего бренда скучно, не стоит рассчитывать на рост аудитории и её лояльность.

Три составляющие хорошего контента:

  1. Уникальность. Информация, которую вы публикуете, должна быть актуальна и увлекательна. Не копируйте материалы с других ресурсов. Исключение - кросспостинг между блогом компании и её страницей в социальной сети.
  2. Регулярность. Статьи должны выходить систематически. Два, три, четыре или семь раз в неделю - зависит от специфики бизнеса и его целевой аудитории. Так, людям из бизнес-среды будет достаточно двух-трёх обновлений, а для beauty-сообщества этого явно мало. Необходимо придерживаться выбранной контент-стратегии независимо от количества подписчиков.
  3. Вирусность. Публикации должны быть живыми, вызывающими эмоциональный отклик в виде жгучего желания рассказать о них друзьям. Избегайте откровенно рекламных постов.

Facebook в России - «социалка не для всех». Её используют маркетологи, программисты и другие IT-подкованные люди. Их не пугает «сложный интерфейс», а в сфере их интересов - гаджеты, Интернет, путешествия, образование, книги и бизнес во всех его проявлениях. Они охотно лайкают и шарят материалы данных тематик, а также мотивирующие статьи, настраивающие на позитив. Большая часть активной аудитории Facebook пользуется мобильным приложением - посты рекомендуется иллюстрировать картинками размером 800 × 600.

«ВКонтакте» - крупнейшая соцсеть Рунета (более 230 миллионов зарегистрированных пользователей). Её аудитория моложе; в фокусе интересов пользователей в основном развлечения (общение, игры, музыка, фильмы и прочее). Пользователи VK не жалуют текстовый контент (желательно, чтобы длина поста не превышала 500 знаков), зато любят фото и видео.

Среди фотохостингов в России наиболее популярен Instagram . При этом, ведя страничку бренда в Instagram, рекомендуется придерживаться единого стиля в оформлении (используйте не только стандартные фильтры, но и сторонние фоторедакторы), а также располагать объекты на фото на 2/3 экрана (это делает картинку визуально привлекательнее).

Таргетинг

Возможность размещения таргетированной рекламы есть практически во всех социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и другие. При этом считается, что таргет-реклама в соцсетях больше подходит для сектора B2C. Однако и в B2B есть компании, эффективно решающие бизнес-задачи посредством таргетированной рекламы.

Некоторые виды таргетинга:

  • Географический (геотаргетинг) - показ рекламы жителям определённого региона / города / района и т. д. К примеру, вы хотите продвинуть салон красоты, находящийся в подмосковных Химках. Ваше таргетированное объявление будет демонстрироваться жителям этого города.
  • Социально-демографический - показ рекламы в зависимости от пола, возраста, семейного положения и других социальных критериев. Так, рекламу детских товаров и товаров для дома рекомендуется размещать на страницах замужних женщин старше 25, а рекламу художественного магазина - на страницах дизайнеров, архитекторов, оформителей.
  • Контекстный - показ рекламы в соответствии с интересами пользователя. Членство в группах типа «Мода», Fashion, «Шопинг» и т. п. наглядно демонстрирует интересы пользователя. Ему будет интересна соответствующая реклама.
  • Поведенческий - показ рекламы в зависимости от конкретных действий пользователя (маршруты передвижения, любимые места, частые поисковые запросы и т. д.). Допустим, человек увлекается латиноамериканскими танцами, ходит в клуб сальсы, ищет соответствующие видео - велика вероятность, что его привлечёт реклама горящего тура на Кубу.

Несмотря на кажущуюся простоту, таргетинг - инструмент, требующий серьёзной подготовительной работы. Во-первых, необходимо проанализировать целевую аудиторию бренда. Во-вторых, составить объявление.

Реклама в сообществах

Реклама в сообществах (на профессиональном языке SMMщиков - посев) - это покупка размещения постов или репостов в популярных сообществах. В первом случае (покупка поста) целью рекламодателя является наращивание трафика на сайте компании; во втором (покупка репоста) - привлечение пользователей в группу компании в социальной сети. При этом чем больше подписчиков у сообщества, пост в котором вы покупаете, тем дороже обойдётся рекламная кампания.

С владельцами сообществ можно договариваться напрямую либо воспользоваться услугами специальной биржи. В 2013 году таковую открыла социальная сеть «ВКонтакте» (кабинет для рекламодателя). Реклама размещается администрацией сообщества в его ленте и, согласно условиям, должна оставаться там в течение суток.

Профессиональное продвижение в социальных медиа

Подразумеваются сервисы, оказывающие платные услуги по продвижению в социальных сетях. Как правило, они самостоятельно создают качественный контент, запускают таргет-механизм и договариваются о рекламе в сообществах. К таковым условно можно отнести Plibber. Почему условно? Потому что возможности этого сервиса гораздо шире.

  • зарегистрироваться;
  • определиться с форматом работы на сайте (можно рекламировать свой бренд самостоятельно или обратиться к команде Plibber за организацией эпатажной рекламной кампании);
  • подготовить рекламный пост;
  • осуществить отбор наиболее подходящих площадок с ЦА и начать посев.

После предварительной модерации ваше задание будет доступно, и вы сможете приступить к привлечению поклонников вашего бренда.

Как при этом получать органический лояльный трафик? С этим вопросом, интересующим всех рекламодателей, мы обратились к основателю проекта Plibber Олегу Ратунину.

Олег Ратунин

Генеральный директор и идейный вдохновитель Plibber.ru. Знает о социальных медиа всё и даже больше.

Чтобы привлечь потенциальных фанов к вашему бренду, следует:

  • использовать квизы (викторины), инфографики, иллюстрации, вирусные видео, рекламные игры и прочее;
  • размещать ссылку в пределах видимой зоны анонса поста (первая-вторая строки);
  • внедрить в контент призыв к действию;
  • добавить провокационный опрос;
  • работать с ассоциативным форматом контента и его адаптацией к бренду;
  • запускать креативные, яркие и уникальные конкурсы.

Если вам удалось нащупать контент, который жаждет ваша аудитория, можно рассчитывать на цифру свыше 600 переходов с одного поста.

Также не забывайте анализировать коммуникацию крупных брендов со своими подписчиками, сейчас неплохой результат детектируется в сообществе

Здравствуйте, милая Яна! Хорошего Вам настроения и отличного денечка!

Когда-то я уже писала Вам. Тема касалась личной жизни и те советы, которые дали Вы и Ваша аудитория очень помогли мне тогда.
Теперь же вопрос касается карьеры. Для меня Вы один из лучших примеров того, как можно добиться успеха в том, что любишь больше всего. И не просто добиться, но и иметь возможность обеспечить себя любимым делом.

Я человек творческий, с творческой профессией и кучей талантов, как утверждают окружающие. Вот только с каждым годом мой труд (я архитектор) становится для меня не средством заработка, а головной болью. Конечно, положение в нашей стране делает свое дело в какой-то степени. Но главная моя проблема - не умение предложить свои услуги правильно.
Я хорошо училась, добилась определенных успехов в процессе работы. Но потом совсем ушла на задний план. Пыталась дать объявления, рекламу, участвовать в разных конкурсах, просто говорить всем вокруг кто я и чем занимаюсь. Но все тщетно. Все смотрят, хвалят и на этом конец.
Хотя некоторые мои знакомые давно сумели пробиться наверх имея тот же уровень, что и у меня.
Я помню, что Вы не раз обсуждали эту тему. И говорили о том, что даже три человека из 1000, обратившие внимание на вас это уже успех. И что "пропиарить" себя это совсем не просто.

Сейчас идеи в моей голове практически иссякли. Я на пороге отчаяния. Пыталась бросить все и заняться чем-то приземленным, но это получается у меня в сто раз хуже, чем рисовать и чертить.

Мой вопрос я бы сформулировала так: "как раскрутить себя?". Мне очень нужно Ваше мнение по этому поводу. И мнение читателей тоже нужно. Понимаю, что одного рецепта для всех не существует. Но тем не менее думаю, что вопрос является актуальным не только для меня.

Заранее благодарю!
Публиковать письмо можно не анонимно.
--
С уважением!
Я.

Здравствуйте!

На самом деле, если серьезно покопаться в сети, вы быстро обнаружите, что все методы "как раскрутить себя" уже описаны сто раз. В какой-то момент начинаешь встречать одни повторения, и разные вариации одного и того же.
Получается, что "все уже придумано" с одной стороны. С другой стороны у кого-то получается хорошо, в другого - хуже - и трудно понять, почему.
Когда люди приходят с таким вопросом к разным коучам, те тоже перебирают очевидные варианты.

Некоторые все делают правильно, просто делают слишком мало. В очень многих случаях действительно "выстреливает" 1%. Со многими товарами, например, у меня в жж из читателей увидевших рекламу, покупку делают 0.1%! Иногда какой-то рекламной кампанией удается добиться 10% - это очень круто. А бывают и ситуации, когда люди где-то предлагают, и реагирует треть! Это тот случай, когда правильно выбрано место и целевая аудтория.

Например, у меня есть знакомая пара - дизайнеры - которые в один момент оба осталиб ьез работы, с двумя детьми. Они тоже читают этот жж, может быть откликнутся. Они тогда совершили немыслимый подвиг, и быстро раскрутились как фрилансеры. И они рассказывали, что среди прочих они усиленно думали - где, где, где водятся их потенциальные клиенты? Они хотели делать дизайн для малых бизнесов. Возможно начинающих бизнесов (у которых дизайна еще нет). Так вот они стали ходить в ту контору, где регистрируют малые бизнесы - там есть спонсированный государством курс для начинающих предпринимателей. Ясное дело - кто туда идет? Кто вот сейчас в первый раз открывает свое кафе или магазин. Вот им они (каждому лично) предлагали - дизайн, визитки, вывески, и что им еще могло бы пригодиться. Это, на мой вгляд - гениальная идея. В комбинации со смелостью, дипломатией, и некоторой долей везения. Но эта стратегия принесла неожиданно крутые плоды.

Так вот - все действия - те же самые. Тут фокус в том, что нашли место, где в больших количествах водятся потенциальные клиенты. И вы подумайте - а ваши где водятся? В реальности или виртуальности? Может быть там и обращаться к ним со всем тем, что вы уже и так делаете?

Так же бывает, что мы чем-то таки занимаемся мало. Мало занимаемся, не только потому, что некогда (когда есть интерес и мотивация, время найдется), а потому что заниматься этим тошно. Не нравится, неприятно, кажется что "не ваше", плюс демотивируют неудачи, неуверенность в себе. Тут помогает менять свое отношение ко всему этому. Пытаться развивать в себе "спортивный интерес", стараться не расстраиваться из-за неудач, как-то искать для себя в этом интересные и приятные стороны.

В общем - я предлагаю не унывать, и заниматься тем же самым дальше. Просто, может быть, внимательно посмотреть, не найдется ли мест, где от тех же вложений будет больше пользы. И искать в этом неблагодарном труде какие-нибудь прелести. Чтобы веселее работалось. :-)

Конечно если у дорогих читателей есть новые идеи по этому поводу, я с большим интересом почитаю, мне тоже всегда интересно!

Малый и средний бизнес редко может похвастаться крупным бюджетом на рекламу и маркетинг. Будучи ограниченными в средствах, предприниматели вынуждены искать нестандартные решения, и тут на помощь приходит креативное мышление.

Есть несколько способов, позволяющих пропиарить бизнес фактически бесплатно, запомниться клиенту и занять лидирующие позиции в своей нише. Однако все они требуют наличия другого ключевого для бизнеса ресурса — времени. Время помогает узнать своего клиента, оценить эффективность влияния разных средств продвижения, добиться значительных успехов в маркетинге даже при ограниченном бюджете. Мы расскажем о наиболее эффективных онлайн- и офлайн-способах пиара.

Блог позволяет реализовать стратегию мультизадачности: рассказать клиенту о продукте, жизни внутри компании, создать человечный и дружелюбный образ компании, сократить дистанцию между бизнесменом и клиентом. Есть множество бесплатных платформ, таких как WordPress или Tumblr, которые предлагают симпатичные дизайнерские решения, непохожие друг на друга (очевидное преимущество перед LiveJournal), и позволяют идти по пути мультимедийности: загружать фото, видео, иллюстрации, дублировать посты в социальных сетях.

Все записи в бизнес-блоге, как правило, можно разделить на две категории: либо они рассказывают о жизни внутри компании, либо о продукте. Понимание принципов SEO может обеспечить высокое ранжирование в поисковых системах. Существенным плюсом станет написание заглавного поста. Благодаря этому люди сразу будут понимать, кто вы и что можете предложить.

Можно подписаться на другие интересные блоги, читать их и комментировать. Люди обязательно придут посмотреть ваш блог, и, если он их заинтересует, будут читать его и рекомендовать своим друзьям-блогерам. Блогерское сообщество обычно очень тесное, поэтому люди в нем прислушиваются друг к другу. Не забывайте отвечать на комментарии и вопросы читателей. Важно своевременно реагировать на них.

Например, издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» в своем блоге каждую неделю просит читателей выбрать одну главу из самой продаваемой книги, а потом публикует ее в свое блоге. Регулярно обсуждаются интересные темы, связанные с книгами: техники скорочтения, развитие памяти, противостояние электронных и бумажных книг. Много внимания уделяется и жизни самого издательства, людям, которые в нем работают.

Еще один пример удачного блога предлагает свадебное агентство Лидии Горлановой. Дизайн в пастельных тонах и эмоциональные посты бьют точно в цель и легко завоевывают симпатии романтично настроенных невест и женихов.

Лучший способ реализовать сразу несколько целей — снять видео о своем бизнесе и выложить его на YouTube. Это не так сложно и дорого, как кажется. Вы можете снимать видео на телефон или попросить фотоаппарат или камеру у друзей, главное — наполнить ролик интересным содержанием. Основы монтажа тоже можно освоить самостоятельно, если запастись временем. Дальше выкладывайте видео на Youtube, а если вы производите какой-то креативный продукт, лучше на Vimeo. Например, немецкий производитель наушников Sennheiser снимает простыевидеобзоры, в которых рассказывает об особенностях разных моделей и проводит наглядную демонстрацию. Киевский магазин техники Fotos.ua публикует обзоры на все виды техники. Вот, например, видеобзор фотоаппарата Nikon.

Можно пойти дальше и снять целый фильм или создать видеоблог, содержащий регулярные выпуски, как это сделали основатели оренбургского магазина комиксов ComicZera. Они сняли почти получасовой пилотный выпуск, в котором рассказали о себе, своих читателях и любимых новинках.

Товары, рассчитанные на специфическую или узкую аудиторию, удобно продвигать по бартеру. Например, магазин музыкальных инструментов SkifMusic договорился с известным музыкантом Сергеем Табачниковым, который в своем видео рассказывает о разных моделях гитар из этого магазина, в обмен он может играть на них во время выступлений. Такую вариант продвижения можно успешно использовать для разных видов бизнеса: производите креативную посуду — договоритесь с местными рестораторами или блогерами-кулинарами, шьете сумки или аксессуары — подружитесь с модными обозревателями.

Этот способ не требует вообще никаких вложений. Создайте аккаунт в Instagram и каждый день публикуйте всего по одной фотографии. Это может быть что угодно: фотографии новой линейки продукта, иллюстрации трудовых будней, кадры с производства, изменения в дизайне, скрины забавной переписки.

Instagram обладает удивительным свойством: он позволяет практически всему смотреться привлекательнее, чем оно есть на самом деле, но при этом не требует кропотливой работы над дизайном. Можно пойти дальше и воспользоваться другими сервисами — Flickr или Pinterest. Если хочется чего-то большего, можно успешно использовать сервисы, позволяющие добавлять к фото текст, то есть рассказывать историю, например, Exposure.co. Сервис позволяет создавать фотоистории, отличается доброжелательным интерфейсом и очень красивым дизайном. Если ваш бизнес связан с модой, красотой, путешествиями, фотосъемкой, организацией праздников и другими сферами, для которых важна визуальная составляющая, то этот сервис прекрасно подойдет для продвижения. Удачным аккаунтом в Instagram может похвастаться Владимир Григорьев, производитель дизайнерских кроссовок из Санкт-Петербурга. Он создает атмосферные фотографии, которые отличаются интересной художественной задумкой. Привлекательный аккаунт у владелицы бренда фартуков Love Home Love Карины Папян.

На Pinterest зарегистрировано не так много российских компаний, но и там встречаются интересные аккаунты, например, у Aviasales.ru.

До сих пор один из самых эффективных офлайн-способов продвижения. Визитки нельзя назвать бесплатным инструментом маркетинга, но они позволяют реализовать креативные замыслы с минимальной затратой средств. Все, что вам нужно, это графическая программа (подойдут и самые простые, например, Microsoft Office Publisher), бумага и цветной принтер. Чтобы привлечь внимание потенциального покупателя, хорошо использовать яркие цвета — зеленый, желтый, голубой. Необходимый минимум для визитки — название компании, контактные данные и логотип. Практика показывает, что лучше запоминаются креативные визитки. Они могут быть сделаны в виде чего угодно — скажем, терки для сыра, если вы продаете фермерские продукты. Для видеосъемки мероприятий отлично подходит идея полупрозрачной карточки, имитирующей видеорежим камеры. Центр йоги придумывает визитки в виде ковриков для йоги. Наконец, визитки могут быть просто эмоциональными — улыбаться и подмигивать клиенту. Кроме того, можно попробовать оставлять визитные карточки в непривычных местах — в кармашках сидений автобусов и самолетов, поездах, гостиницах, на столиках ресторанов, в книгах в магазинах и библиотеках.

К тому же конференция уникальный способ лично познакомиться со всеми, раздать визитки, показать презентацию, дать ссылку на социальные сети, показать все ваши ролики и фотографии, над которыми вы так трудились. Если ваше выступление покажется людям интересным, они запомнят вас и расскажут о вас своим знакомым — это первая волна популярности. Если вы будете вызывать доверие как личность, автоматически будет вызывать доверие и ваш бизнес. Если вы поразите всех собравшихся, они напишут о вас в журналах, социальных сетях, будут цитировать вас — и это уже будет вторая волна популярности.

Кристина Шперлик