Визитная карточка маяковского. Маяковский В.В

В.В.Маяковский родился 7 (19) июля 1893 г. в селе Багдади (Грузия). Переехав после смерти отца в Москву (1906), он закончил 5 классов гимназии, начал учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, но увлекся революционной деятельностью. Первые стихи, а также подпись Маяковского под манифестом футуристов появились в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В 1913 г. вышел в свет первый сборник стихов с программным названием «Я» и была поставлена на петербургской сцене трагедия «Владимир Маяковский». В 1915 г. издана первая поэма Маяковского «Облако в штанах». Последовавшие затем поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917) с их антивоенным пафосом и гимном новому человеку, а также второй сборник стихов « Простое как мычание» (1916) сделали Маяковского одним из крупнейших поэтов 1910-х гг.

Переход Маяковского на сторону революции был вполне закономерен: поэту уже недостаточно было радикального новаторства в искусстве, он жаждал в корне изменить жизненный уклад в стране. В стихах 1918 г., а также в аллегорической драме «Мистерия-буфф», сделанной в традициях народного театра, поэт воспевал наступление новых времен. В 1919 г. Маяковский начал сотрудничать в центральном агентстве печати РОСТА, сочиняя для злободневных плакатов емкие строки-лозунги и сатирические частушки. В период строительства нового мира поэт видит себя не только «агитатором, горланом, главарем», но и обличителем врагов революции, бичуя их в сатирах («Прозаседавшиеся», «О дряни», «Бюрократиада»). Интимнейшие стороны жизни человека Маяковский воспринимает как общественно значимые («Люблю», 1922; поэма «Про это», 1923), а явления общественной жизни переживает как личные (поэмы «150000000», 1920; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо», 1927).

Постепенное утверждение новой эстетической системы пролетарского искусства в стране привело к усилению критического отношения к творчеству Маяковского. Особо резким нападкам подверглись сатирические пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), бичующие новых советских обывателей и бюрократов. Поэту было отказано в праве на загранпоездки, его юбилейная выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Поэма «Во весь голос» (1930) и любовная лирика («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Уже второй, должно быть ты легла...» и др.) — последние удачи поэта, измученного непониманием и неприятием со стороны товарищей, нескладывающейся личной жизнью, ощущением усиливающегося творческого кризиса. Весь этот комплекс причин привел к самоубийству поэта 14 апреля 1930 г.

Первое появление в литературе имени поэта Маяковского связано с футуризмом — авангардистским течением в литературе начала XX в. Русский футуризм — это очень пестрое, неоднородное явление. В 1912 г. был опубликован манифест самой крупной футуристической группировки кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный именами Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова. С кубофутуристами были тесно связаны художники группы «Бубновый валет» (М.Ларионов, Н.Гончарова, Г.Якулов).

Фундаментальной идеей русского футуризма была утопическая мечта о рождении нового мира, живущего по законам искусства: искусство сливалось с жизнью и становилось неотделимым от нее. Искусство в понимании футуристов превращалось в средство борьбы за будущее, а художник — в бойца (яркая иллюстрация такого понимания функций искусства — «Во весь голос» Маяковского). Установка футуризма на социальную «полезность» искусства таила в себе и другую опасность — опасность превращения поэзии в публицистику.

В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. »Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной. Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, — идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. В итоге, как писала М.И.Цветаева, «поэт Маяковский убил человека Маяковского».

В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского». Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский «дал дар речи советской власти», и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству («Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен»). Конечно, «поделки» эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде «нигде кроме, как в Моссельпроме!» Механически тиражировалась знаменитая «лесенка», каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.

Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии. Его отец – Владимир Константинович – служил лесничим на Кавказе. Мать – Александра Алексеевна. Сестры – Люда и Оля.

У Маяковского с детства была превосходная память. Он вспоминает: «Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи».

С семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там Маяковский больше узнает о природе, её повадках.

Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаиси.

Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого Маяковского – что такое «око». Он ответил: «Три фунта» (на грузинском). Ему объяснили, что «око» - это «глаз» по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу – все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.

Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на «пятерки». В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.

В 1905 году в Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: «В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты». Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

В 1906 году у Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги, заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок. После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане).

В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия – 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца, после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.

Переведен в четвертый класс Пятой гимназии. Учится очень плохо, но любовь к чтению не уменьшается. Увлекался философией марксизма. Первое полу стихотворение Маяковский напечатал в нелегальном журнальчике «Порыв», издаваемого Третьей гимназией. Получилось невероятно революционное и в такой же степени безобразное произведение.

В 1908 году вступает в партию большевиков РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции выбрали в Местный Комитет. Псевдоним – «товарищ Константин». 29 марта 1908 года нарвался на засаду – арест. Просидел не долго – выпустили на поруки. Через год снова арест. И опять кратковременная сидка – взяли с револьвером. Его спас друг отца Махмудбеков.

Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Сидеть в тюрьме ему не нравилось, он скандалил, и поэтому его часто переводили из части в часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. – и, наконец – Бутырки. Здесь он провел 11 месяцев в одиночке №103.

В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: «Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. И он решает покинуть ряды партии, чтобы находиться на нелегальном положении.

Вскоре Маяковский читает свой стих Бурлюку. Ему понравился этот стих, и он сказал: «Да это вы же ж сами написали! Да вы ж гениальный поэт!» После этого Маяковский весь ушел в стихи.

Выходит первое профессиональное стихотворение «Багровый и белый», а за ним и другие.

Бурлюк стал лучшим другом Маяковскому. Он пробудил в нем поэта, доставал для него книги, не отпускал ни на шаг и выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писать не голодая.

Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъяренным речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый. Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский и Бурлюк отказались. После чего совет «художников» изгнал их из училища. У Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.

В 1914 году Маяковский думает над «Облаком в штанах». Война. Выходит стих «Война объявлена». В августе Маяковский идет записываться добровольцем. Но ему не позволили – политически не благонадежен. Зима. Интерес к искусству пропал.

В мае он выигрывает 65 рублей и уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет «Облако». В Финляндии он едет к М. Горькому в город Мустамяки. И читает части из «Облака». Горький хвалит его.

Те 65 рублей «прошли» у него легко и без боли. Он начинает писать в юмористическом журнале «Новый сатирикон».

В июле 1915 года знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Маяковского призывают на фронт. На фронт идти теперь не хочет. Притворился чертежником. Солдатам не разрешают печататься. Его спасает Брик, покупает все его стихи по 50 копеек и печатает. Напечатал «Флейту позвоночника» и «Облако».

В январе 1917 года переезжает в Петербург, а 26 февраля пишет Поэтохронику «Революции». В августе 1917 года задумывает написать «Мистерию Буфф», а 25 октября 1918 года заканчивает её.

С 1919 года Маяковский работает в РОСТА (Российское телеграфное агентство).

В 1920 году закончил писать «150 миллионов».

В 1922 Маяковский организует издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году под редакцией Маяковского выходит в свет журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Написал «Про это» и начинает обдумывать написание поэмы «Ленин», которую закончил в 1924.

1925 год. Написал агитпоэму «Летающий пролетарий» и сборник стихов «Сам пройдись по небесам». Отправляется в путешествие вокруг земли. Результатом поездки стали произведения, написанные в прозе, публицистика и поэзия. Были написаны: «Мое открытие Америки» и стихи – «Испания», «Атлантический океан», «Гавана», «Мексика» и «Америка».

1926 год. Усердно работает – разъезжает по городам, читает стихи, пишет в газеты «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока» и др.

В 1928 году пишет поэму «Плохо», но она не была написана. Начинает писать свою личную биографию «Я сам». И еще в течение года были написаны стихотворения «Служанка», «Сплетник», «Подлиза», «Помпадур» и другие. С 8 октября по 8 декабря – поездка за границу, по маршруту Берлин – Париж. В ноябре выходит в свет I и II том собрания сочинений. 30 декабря чтение пьесы «Клоп».

1926 год. В январе опубликовано стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и написано «Письмо Татьяне Яковлевой». 13 февраля состоялась премьера пьесы «Клоп». С 14 февраля по 12 мая – поездка за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло). В середине сентября закончена «Баня» - «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». В течение всего этого года были написаны стихи: «Парижанка», «Монте-Карло», «Красавицы», «Американцы удивляются», «Стихи о советском паспорте».

1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую напечатал отдельно под названием «Во весь голос». 1 февраля в Клубе писателей открылась выставка «20 лет работы», посвященная юбилею его творческой деятельности. 6 февраля – выступление на конференции Московского отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию, прочел «Во весь голос». 16 марта – премьера «Бани» в театре Мейерхольда.

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера Маяковский покончил жизнь, оставив письмо, адресованное «Всем». 15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло 150 тысяч человек. 17 апреля – траурный митинг и похороны.

Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. Он перенес смерть своего отца, когда ему было 13 лет. Возможно, именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах.

Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим к светлому будущему. Но он понимал, что революция – это не тихая и незаметная смена одного правительства другим, а борьба порой жестокая и кровавая.

Взяв на себя эту неблагодарную, чуждую поэту обязанность, Маяковский в течение нескольких лет постоянно пишет для «Комсомольской правды» и «Известий» стихи на злобу дня, выполняет роль пропагандиста и агитатора. Вычищая во имя светлого будущего «шершавым языком плаката» грязь, Маяковский высмеивает образ «чистого» поэта, воспевающего «розы и грёзы». Полемически заостряя свою мысль, он пишет в стихотворении «Домой»:

чтоб меня, как цветок с полян,

после служебных тягот.

чтоб в дебатах потел Госплан,

мне давая

задания на год.

чтоб над мыслью времен комиссар

с приказаниями нависал…

чтоб в конце работы завком

запирал мои губы замком.

В контексте стихотворения, тем более в контексте всего творчества поэта, ничего предусмотрительного в этом образе нет, он не бросает тени на Маяковского. Но с годами, с движением истории образ этот приобрел страшный смысл. Образ поэта с замком на губах оказался не только символическим, но и пророческим, высветившим трагические судьбы советских поэтов в последующие десятилетия, в эпоху лагерного насилия, цензурных запретов, замкнутых ртов. Через десять лет после того, как было написано это стихотворение, многие оказались за колючей проволокой ГУЛАГа за стихи, за свободное слово. Таковы трагические судьбы О. Мандельштама, Б. Корнилова, Н. Клюева, П. Васильева, Я. Смелякова. А в более поздние времена такая судьба ожидала Н. Коржавина, И. Бродского и многих других поэтов.

Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал, начиная с юности. Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского. Он примеривает к себе варианты самоубийства.… В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает «о времени и о себе».

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью.

В 30-х годах поэт был загнанным, подавленным и растерянным. Это сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его здоровье).

13 апреля Маяковский потребовал, чтобы Вероника Полонская с той же минуты оставалась с ним, бросила театр и мужа…

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера он покончил жизнь самоубийством, оставив письмо «Всем»:

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -

«инцидент испорчен»,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

Счастливо оставаться.

1893 г., 7 (19 н. ст.) июля. Родился в селе Багдади (Западная Грузия) в семье руководителя Багдадского лесничества Владимира Константиновича и Александры Алексеевны (урождённой Павленко) Маяковских.

1902 г. Поступает в Кутаисскую классическую гимназию.

1906-1910 гг. После смерти отца семья переезжает в Москву. Учёба в Пятой московской гимназии.

1912 г. Первая публикация: стихотворения «Ночь» и «Утро» в сборнике «Пощёчина общественному вкусу». 1913-1914 гг. Выходит первый поэтический сборник «Я!»; написаны стихотворения «А вы могли бы?», «Любовь», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», трагедия «Владимир Маяковский». Принимает участие в поэтическом турне футуристов по городам России.

1915-1916 гг. Переезжает в Петроград. Написаны поэмы «Война и мир», «Облако в штанах».

1918 г. Написаны пьеса «Мистерия-буфф»; стихотворения «Левый марш», «Хорошее отношение к лошадям».

1919 г. Возвращается в Москву. Пишет киносценарии, снимается в кинофильмах. Начинает работу над агитационными плакатами «Окон сатиры РОСТА».

1921-1923 гг. Вышли в свет поэмы «150 ООО ООО», «Люблю», «Про это».

1925-1926 гг. После полугодового заграничного путешествия пишет цикл стихов об Америке.

1927 г. Написана поэма «Хорошо!».

1929 г. Создаёт сатирические комедии «Клоп» и «Баня».

14 апреля В.В. Маяковский кончает жизнь самоубийством в Москве, в квартире на Лубянке (в настоящее время - Государственный музей В.В. Маяковского). Урна с прахом поэта захоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Владимир Владимирович Маяковский - поистине выдающаяся личность. Талантливейший поэт, драматург, сценарист и актер. Одна из самых ярких и одиозных фигур своего времени.

Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.

Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.

В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».

В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приеме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.

Вообще любовная лирика Маяковского не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы. Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, - «Барышня и хулиган».

Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Маяковский прославляет советскую власть, а к ее 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».

(Картина Владимира Маяковского "Рулетка" )

Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, Маяковский немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».

Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.

Однако, как и многие поэты 20 века, Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошел от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась все более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу - все это сказалось на эмоциональном состоянии писателя.

14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролет не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»

Владимир Владимирович Маяковский родился в с. Багдади в Грузии. Отец поэта, Владимир Константинович, - дворянин, титулярный советник, служивший в должности лесничего третьего разряда. По семейному преданию, фамилия основана выходцем из Запорожской Сечи. В родословной - родственники писателя Г.П. Данилевского, имевшего в свою очередь общие родственные корни с семьями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Мать, Александра Алексеевна, происходила из рода кубанских казаков.

На формирование мировоззрения поэта особенно повлияли демократическая атмосфера, царившая в семье, и первая русская революция. Маяковский проникся глубокой неприязнью к существовавшему тогда строю и решил посвятить себя борьбе с ним. Будущий поэт вступает в РСДРП, получает партийную кличку товарищ Константин и ведет агитацию среди рабочих. Поражение революции и трагическая смерть отца вынуждают Маяковских покинуть Грузию и переселиться в Москву. Будущий поэт продолжает заниматься политической деятельностью. За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский почти на год попадает в Бутырскую тюрьму. Тюремное начальство доносило: “Владимир Владимиров Маяковский своим поведением возмущает политических арестованных к неповиновению к чинам полицейского дома... 16-го сего августа... Маяковский, обозвав часового “холуем”, стал кричать по коридору, чтобы слышали все арестованные, выражаясь: “Товарищи, старосту холуй гонит в камеру”, чем возмутил всех арестованных, кои, в свою очередь, стали шуметь”. Строптивого 16-летнего юношу переводят в одиночную камеру. Там впервые он начинает писать стихи. Впоследствии он так оценивал результаты своих поэтических опытов: “Вышло ходульно и ревплаксиво”. Стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал началом своей творческой деятельности именно осень 1909 г., проведенную в тюрьме. По выходе из тюрьмы перед Маяковским возникла сложная дилемма - продолжать заниматься революционной деятельностью или посвятить себя искусству. Он выбирает второе.

В 1911 г. он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Именно здесь происходит встреча с людьми, оказавшими влияние на становление его поэзии. Это В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк. Они совместно создают одну из литературных групп русских футуристов и называют себя “кубофутуристами”. Именно под знаком футуризма развивается дореволюционное творчество Маяковского. Футуризм как литературный метод и направление зародился в Италии в самом начале 10-х гг. XX в. Однако в России был известен лишь манифест итальянских футуристов, но еще не были переведены их стихи, поэтому русские футуристы в значительной мере формировались самостоятельно. Футуризм (от лат. futurum - будущее) воспринимался как школа искусства будущего, и эту устремленность в будущее Маяковский пронес через всю свою жизнь. Кубофутуристы отличались прежде всего резким неприятием всей предшествующей культуры, отрицали современное устройство общества и резко, до скандальности, обличали его в своем творчестве (названия их сборников: “Дохлая луна”, “Пощечина общественному вкусу” - говорят сами за себя). В их произведениях доминировала социальная тематика, в особенности тема города. Город воспринимался как нечто враждебное человеку (“Адище города” - у Маяковского). Именно в сборнике “Пощечина общественному вкусу” (1912) были опубликованы два первых произведения поэта - стихотворения “Ночь” и “Утро”. В это время поэту очень трудно было найти аудиторию, которая бы его понимала. Отсюда тот образ “грубого гунна”, варвара, который Маяковский избрал для себя в этот период. Противостояние между ним и слушателями иногда доходило до того, что из толпы кричали: “Маяковский, когда Вы застрелитесь?” На что поэт, закончив выступление, отвечал: “А теперь желающие получить в морду могут становиться в очередь”. И все же, несмотря на выбранный образ, Маяковский был человеком легкоранимым, остро чувствующим чужую боль. Это нашло отражение в его статье “О разных Маяковских”.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война глубоко потрясла поэта. Стихотворения “Война объявлена”, “Мама и убитый немцами вечер” (оба - 1914) носят явно антивоенный характер. Однако жизнь в тылу была еще невыносимее: возмущало равнодушие и праздное любопытство обывателей, обличению которых посвящено стихотворение “Вам!” (1915). Маяковский стремится добровольцем уйти на фронт, однако вследствие политической неблагонадежности ему и в этом было отказано.

До революции Маяковский попробовал себя в разных жанрах. Он писал лирику, поэмы (“Флейта-позвоночник”, 1916; “Война и мир”, 1916; “Человек”, 1917), создал трагедию “Владимир Маяковский” (1914) и целый ряд сатирических стихотворений. Ключевым произведением этого периода стала поэма (“тетраптих”) “Облако в штанах” (1915), состоящая из пролога и четырех частей или, как писал сам Маяковский, из четырех криков “Долой!”: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” Сам поэт хотел назвать свое произведение “Тринадцатый апостол”, показав себя как глашатая нового учения. Однако в цензурном комитете ему пригрозили каторгой, исключили шесть страниц, т.е. одну четверть текста, и потребовали изменить название. Кроме того, цензоры заявили, что лирика не может быть соединена с грубостью. Тогда он включил в поэму иронические строки: “Хотите - ...буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!” - и этот образ сделал названием произведения. Мироощущение дореволюционного Маяковского по преимуществу трагично, лирический герой его поэзии одинок в мире, где все покупается и продается: и любовь, и Бог, и совесть.

Октябрьскую революцию поэт воспринял восторженно. Он пришел в Смольный, писал лозунги, рисовал плакаты. В 1918 г. Маяковский создает “Мистерию-буфф”, в 1919-1920 гг. - поэму “150 000 000”. Если старому миру он четырежды крикнул “Долой”, то революции он воскликнул: “Четырежды славься, благословенная!” Вместо трагического мироощущения доминирующим пафосом его поэзии становится оптимизм и героика. Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой - борьба за утверждение нового общества. Коммунизм и будущее стали для него практически синонимами. Новый строй оказался его кредо, символом веры, которому поэт посвятил свое творчество и свою жизнь. Поэт сплавляет стихи и публицистику, его язык сжат, емок, афористичен. Сюжеты его произведений часто условны, фантастичны, образы тяготеют к сатирическому или героическому гротеску.

В 1922 г. создаются поэмы “Люблю”, “IV Интернационал”, “Пятый Интернационал”, в 1923-м - поэмы “Про это” и “Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского”. Постепенно к 1924 г. складывается новый художественный метод, который Маяковский назвал “тенденциозный реализм”. Язык стихов Маяковского становится все более ясным и понятным, поэт ограничивает использование гипербол и сложных развернутых метафор. В 1924 г. он пишет поэму “Владимир Ильич Ленин”. 1925-1926 годы проходят в разъездах: Америка, Мексика, Куба, Испания, “Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка и т.д....” - такова география выступлений, приведенная в автобиографическом очерке с характерным названием “Я сам”. В 1925 г. публикуется поэма “Летающий пролетарий”. В 1927 г. Маяковский пишет поэму “Хорошо!”, посвященную десятилетию советской власти. Однако он не был “придворным поэтом”, он слишком хорошо видел и общественные недостатки, которым задумывал посвятить поэму “Плохо”. Воплотить этот замысел не удалось, тем не менее две главные опасности, угрожавшие, по мысли поэта, созданию нового общества, - мещанство и бюрократизм - были отчетливо проявлены в пьесах “Клоп” (1928), “Баня” (1929). Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В его произведениях конца 20-х гг. все чаще стали возникать трагические мотивы. Его называли лишь “попутчиком”, а не “пролетарским писателем”. Ему всячески мешали провести выставку, посвященную 20-летию его творческой деятельности. Крайне обострилась и его личная жизнь. Все это привело к гибели поэта. Он покончил с собой в 1930 г., так и не закончив поэму “Во весь голос”.

Сложной была судьба поэта, непростой оказалась и судьба его творческого наследия. О нем забывают, перестают печатать. И лишь после фразы Сталина: “Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи”, - вновь появляются в печати произведения Маяковского, его издают огромными тиражами, его декламируют со всевозможных трибун, его делают официальным поэтом. “Главначпупсы” используют искренность Маяковского, его глубокую убежденность в конечном торжестве нового общества и новых взаимоотношений между людьми. Вместе с тем та же искренность в разоблачении бюрократизма, трагические сомнения в стихах поэта были неудобны. И тогда делается то, что сам он глубоко ненавидел: наводится “хрестоматийный глянец”, размазывается “мраморная слизь”. He печатают или ничего не говорят о неудобных строчках. Даже такая знаменитая вещь, как поэма “Владимир Ильич Ленин”, публиковалась вплоть до начала 70-х гг. без той части вступления, в которой Маяковский протестует против обожествления вождя.

Как теперь относиться к таким произведениям - поэмам “Владимир Ильич Ленин”, “Хорошо!”? Можно ли и нужно ли о них говорить вообще и следует ли высказывать свою точку зрения? О них следует говорить, если они имеют отношение к выбранной теме сочинения. Разумеется, никто не может лишить пишущего права дать свою точку зрения на описываемые события. Однако следует избегать внеэстетического подхода, попытки, отказавшись от анализа художественных особенностей поэм, видеть в них только документ, полно или искаженно отражающий действительность. Лишенными смысла окажутся и упреки в адрес поэта, который не написал тогда (60 с лишним лет назад) про то, о чем мы узнаем только сегодня. В этой связи уместно вспомнить высказывание А.С. Пушкина о том, что судить поэта надо прежде всего по тем законам, которые он сам над собой признавал.

ОСНОВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Художественные принципы Маяковского, сформировавшиеся еще в футуристический период творчества, во многом сохранили свою актуальность и позднее. Более всего отличало кубофутуристов с эстетической точки зрения их стремление к синтезу живописи и поэзии, с одной стороны, и концепция “самовитого” слова - с другой. Будучи не только поэтами, но и художниками, они стремились создавать яркие, красочные, контрастные цветовые гаммы в своих стихах. Мир и особенно город они отражали с помощью геометрических форм - кубов, треугольников, параллельных линий. Это сближало их поэзию с живописью “Бубнового валета” - известной в России группы художников. Что же касается “самовитого” слова, то под этим подразумевалось слово как таковое, очищенное, по словам футуристов, от позднейших смысловых наслоений или созданное самим поэтом. Словотворчество стало одной из главных задач в литературе футуризма. Маяковский широко вводил в свои произведения язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова, например знаменитое: жираф - “длинношеее животное”. Вместе с тем его слова были понятны слушателям (в отличие от “заумных” неологизмов А. Крученых, которые зачастую были понятны лишь одному автору). Отрицательное же отношение к предшествующей культуре, которое Маяковский поначалу разделял, было им в начале 20-х гг. решительно пересмотрено.

После революции Маяковский стал одним из организаторов и руководителей новой литературной группы - ЛЕФ (Левый фронт). Лефовцы выдвинули три новых принципа искусства: 1) принцип социального заказа; 2) принцип литературы факта; 3) принцип искусства-жизнестроения. Под социальным заказом Маяковский подразумевал то, что художник должен сам внутренне понять и прочувствовать необходимость писать именно на ту тему, которая особенно актуальна и имеет общественное значение в данный момент. Когда страна воюет, тема художника - война. Когда страна строит, тема поэзии - строительство. Второй принцип - это принцип отбора материала для творчества. Факт и только факт, а не вымысел должен стать предметом искусства. Поэтому Маяковский и лефовцы посвящают стихи Генуэзской конференции, колдобинам на улице, пуску Кузнецкстроя, созданию нового города-сада, открытию новой рабочей столовой - все эти факты для них общественно значимы. Даже такое, казалось бы, абсолютно фантастическое событие, как встреча и разговор с Солнцем, поэт рисует как реально случившееся происшествие, точно указывая его место и время.

Третий принцип - определяющий для поэзии Маяковского. Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на нее. Автор “Слова о полку Игореве” призывал к единению русских князей, Пушкин воспевал и приближал свободу, Толстой и Достоевский стремились возродить духовные христианские ценности. Маяковский видел главной своей задачей с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему - вот задача искусства, по мысли Маяковского. Поэтому когда страна воюет, поэт - солдат. Он не чувствует никакой разницы между собой и красноармейцем, никакой разницы между своим пером и штыком. Когда страна строит, поэт - строитель. Он не гнушается быть “ассенизатором и водовозом”. Он добывает радий, строит города. Эти три принципа окончательно оформили поэтическую систему Маяковского. Он стремился вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько непосредственно через живое общение. Поэтому его стих - это прежде всего ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами людей. Это, как правило, стих неклассический. Маяковский много писал акцентным (тоническим) стихом. Строка делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделена интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Сначала это выделение на письме обозначалось записью “в столбик”. Зачастую один стих делился на две или три, изредка четыре строки, записывавшиеся одна над другой. Если стихи были длинными, то иногда трудно было заметить рифмы, как в стихотворении “Послушайте!” (1914), в котором непросто узнать традиционные перекрестные четверостишия с рифмами нужно - были - жемчужиной - пыли, опоздал - руку - звезда - муку, наружно - да - нужно - звезда. В 1923 г. Маяковский перешел к собранной “лесенке”, выделявшей акцентные доли и одновременно подчеркивавшей единство стиха. Окончательно “лесенка” сложилась во время работы над лирической поэмой “Про это”. Такое расположение акцентных долей дало новые возможности рифмовки. Маяковский рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец и т.п. Рифма Маяковского часто неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с несколькими короткими.

Декламационный принцип акцентного стиха распространяется и на другие стиховые формы. Так, значительная часть “Письма товарищу Кострову...” (1928) написана разностопным хореем, но тоже разбитым “лесенкой” и интонационно не отличающимся, а, напротив, органично сочетающимся с акцентными долями. “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (1920) написано сочетанием 4- и 3-стопного ямба, разбитого “столбиком”, а два стиха среди ямбов хореические: “медленно и верно”, “нас, товарищ, двое!”

В целом поэтическая система Маяковского была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию XX в.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Поскольку предмет и способ изображения в лирике принципиально отличается от предмета и способа изображения в драматургии, то анализировать лирику так же, как эпос и драму, невозможно. Существуют общепринятые приемы и правила анализа стихотворения. Стереотипный алгоритм примерно таков: дата, история создания, тема, жанр, особенности языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.). Однако применение шаблона зачастую не дает результатов, если пишущий оказывается не в состоянии передать смысл переживания, лежащего в основе стихотворения. А ведь переживание нередко усложнено, многократно видоизменяется в рамках одного произведения. Переживание всегда строится благодаря сопоставлению или противопоставлению каких-нибудь явлений, фактов, идей, состояний (любви и ненависти, жизни и смерти, реального и желаемого). Результатом этого оказывается и то состояние тревоги, жалости, надежды, грусти, оптимизма, уверенности, силы, которое передается читателю.

В лирике Маяковского необходимо выделить и осмыслить ключевые слова. Именно они будут содержать скрытую или явную антитезу либо скрытую или явную аналогию. Это хорошо видно на примере стихотворения “Послушайте!”. Главной, исходной фразой, определяющей состояние лирического героя, конечно, является вопрос: “Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?” Почему вдруг возник этот вопрос в душе поэта? Ответ на него скрыт в антитезе, которую поэт дает в пятой строчке (третьем стихе). Обычным людям на все высокие материи, в том числе и на звезды, наплевать; звезды, по мысли Маяковского, для большинства людей лишь плевочки (вот оно, ключевое слово). Однако есть кто-то, кто вопреки всему называет звезду жемчужиной (второе ключевое слово антитезы). Этот кто-то не похож на других. Он понимает, что значит свет для людей. И он посредник между Богом и Человечеством. Это раскрывается в последующих строках, когда этот некто просит Бога зажечь звезды, а затем спрашивает у какого-то человека: “...теперьтебе... не страшно?” Вот в чем смысл и значение звездного света. Свет прогоняет страх, который овладевает людьми в темную, мрачную, беспросветную ночь. Завершается это стихотворение вновь утверждением о том, что в этом мире все-таки есть те, кто стремится донести до человечества свет звезд. Финал возвращает читателя к началу, но на новом уровне: ответ на вопрос уже дан.

Вот так, с помощью осмысления ключевых слов, “нервных окончаний” всего произведения, и можно подойти к его идее и тематике.

Стихотворение “Послушайте!”, безусловно, образец философской лирики. В нем раскрываются вопросы смысла жизни и назначения творчества. И хотя это стихотворение написано в ранний период литературной деятельности поэта, в 1914 г., стремление нести людям свет Маяковский пронес через всю свою жизнь.

Видоизменения в переживаниях и в ситуациях ярко отражаются в композиции стихотворения. Любые изменения времени, пространства, ввод новых героев, новая антитеза могут служить основой для выделения частей композиции. В данном случае композиция трехчастная, кольцевая, поскольку открывается и заканчивается одним и тем же вопросом.

Кроме ключевых слов и особенностей композиции при анализе стихотворения необходимо определить качества личности и состояние лирического героя (не путать с образом автора!), хотя именно в творчестве Маяковского бывает нелегко разграничить субъект переживания в каком-либо стихотворении и авторскую личность. В данном случае мы можем сказать, что главная черта лирического героя - гуманизм, стремление помочь людям, внутренняя тревога за них при внешнем, кажущемся спокойствии. Что же касается языка стихотворения, то он очень прост и одновременно возвышен, кроме слова плевочки, которое отражает состояние не лирического героя, а окружающих его людей. Стихотворение написано как прямое обращение, прямое послание к людям. Выделение ключевых слов, помимо всего прочего, очень помогает решить проблему цитирования. Далеко не обязательно запоминать целые строфы или расположение акцентных долей в “лесенке”. Может оказаться достаточным цитирование ключевых слов.

В связи с проблемой цитирования возникает еще один вопрос: обязательно ли соблюдать авторские знаки препинания? He будет ошибкой, если пишущий, не помня авторской расстановки знаков препинания, расставит знаки в соответствии с правилами современного русского языка.

Есть еще один очень важный вопрос, возникающий в связи с сочинениями по лирике: какие стихотворения необходимо обязательно проанализировать, чтобы раскрыть тему? Ответ однозначен: обязательно нужно анализировать те стихотворения, которые имеют отношение к теме и включены в программу. Внепрограммные стихотворения можно привлекать к анализу по желанию.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОЭЗИИ. Наряду с темой революции тема назначения поэзии у Маяковского представлена практически во всех программных произведениях. Поэзия и жизнь для него - одно и то же. Дореволюционное отношение к искусству как к способу развлечения сытых и богатых Маяковский не приемлет. Его оценка схожа с оценками, высказанными Лермонтовым и Некрасовым, но выражает он это по-своему: “Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе” (“Облако в штанах”). Его поэт пророчествует (“...в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”), возвращает людям улиц отобранные у них право и возможность говорить в литературе, бунтует против Бога, провозглашает веру в Человека (“Мы - каждый - держим в своей пятерне миров приводные ремни!”) и призывает людей к борьбе против несправедливого мироустройства, поскольку “уже ничего простить нельзя”: “Выньте, гулящие, руки из брюк - берите камень, нож или бомбу, а если у которого нету рук - пришел, чтоб и бился лбом бы!” Поэт, по Маяковскому, должен отдать людям все: “Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! - и окровавленную дам, как знамя”. Это - жертва во имя новой жизни. В этом смысл и назначение его поэзии (“..говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!”). Только способность отдать всего себя людям позволяет бросить вызов мирозданию: “Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!”

Задача поэта - нести свет всему человечеству. Свет звезд (как в стихотворении “Послушайте!”) и свет Солнца. “Необычайное приключение...” построено именно как описание встречи и разговора поэта с Солнцем, но, даже использовав фантастический прием, Маяковский строит стихотворение так, как будто то, что там написано, - реальный факт. Постоянная работа на злобу дня, выполнение социального заказа - дело очень трудное. Жара, пекло и тяжелая работа - вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов, и Солнце приходит к нему, однако на дерзости оно смотрит снисходительно, и тогда завязывается разговор по душам. Поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТА, а Солнцу тяжело нести свет людям. И вот здесь обнаруживается главное: поэзия и солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Как только солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Работа эта непростая, но люди не могут жить без света. Поэтому, по мысли В. Маяковского, не важно, хорошо ты себя чувствуешь или плохо, бодр и свеж ты или устал - ты взялся за эту ношу, и ты обязан ее нести. Отсюда бескомпромиссный поэтический лозунг, завершающий стихотворение.

Иная встреча положена в основу “Разговора с фининспектором о поэзии” (1926). Эта встреча вполне реальная. К поэту пришел фининспектор, чтобы взятье него налог. Поэт воспринимает как несправедливость то, что с него берут налоги так же, как с “имеющих лабазы и угодья”. Он считает, что поэзия - такой же труд, как и труд рабочего. Поэзия одновременно и “езда в незнаемое”, и “добыча радия”, тяжелый и опасный труд. “Рифма поэта - / и ласка, и лозунг, и штык, и кнут”. Поэт - и “народа водитель”, и “народный слуга”. Он полностью отдает самого себя людям - душу, силы, нервы. “Происходит страшнейшая из амортизаций - / амортизация сердца и души”. А на то, о чем хотелось бы написать поэму, не хватает времени. Сжигая свои силы и нервы, поэт приближается к смерти, а своими стихами он дарит бессмертие всем окружающим, в том числе и фининспектору. И поэт полон обиды на бюрократов и канцеляристов, считающих, “что всего делов - / это пользоваться чужими словесами”, и бросает им вызов - предлагает написать какое-нибудь стихотворение самим.

Подводит итог своему творчеству Маяковский во вступлении к поэме “Во весь голос”. Поэту необходим прямой разговор с читателями-потомками. Он хочет объяснить людям будущего, в том числе и нам, почему он писал именно так - некрасиво, неэстетично, жестко, почему так много его стихов посвящено злобе дня. He зря ли было отдано так много сил по мелочам? Надо ли было наступать “на горло собственной песне”? He проще ли было писать красивую лирику? Это мучительные для поэта вопросы. Ho его ответ на них однозначен. Он писал об этом, потому что это было, он писал так, потому что так говорили люди его времени, и писал для того, чтобы избавить мир от его пороков и язв и приблизить будущее, “коммунистическое далеко”, в которое он глубоко верил. Поэт ощущает себя бордом за счастье людей, за революцию, и это ощущение воплощено в развернутой метафоре. Маяковский представляет себя полководцем, принимающим парад войск. Войска - это вся его поэзия. “Стихи стоят свинцово-тяжело, / готовые и к смерти и к бессмертной славе”. Поэт не знает, будут ли его стихи живы в будущем, будут ли их читать или же они будут восприниматься лишь как факт истории, отражающий реалии давно ушедшей эпохи. Ho он знает, что своими стихами приближает это самое будущее, борясь с грубостью, хамством, хулиганством, болезнями, врагами нового общества. Он отдает все свои стихи “до самого последнего листка” новому миру. Он отрекается от славы, от “бронзы многопудья” и “мраморной слизи”, отрекается от материальных ценностей. Здесь отчетливо проявляется не только сходство, но и различие во взглядах на посмертную славу между Пушкиным и Маяковским: памятником себе и своей поэзии, общим памятником всем, кто пал в борьбе, последний готов считать даже не художественное творчество, а “построенный в боях социализм” - то общество здоровых, сильных, прекрасных людей, в которое он верил. Поэзия для Маяковского - “жизнестроение”. И если новая жизнь будет построена, значит, все писалось не зря, значит, поэт переживет себя и преодолеет смерть если не в славе, то в новой, прекрасной жизни. Ради этого он, обладавший глобальным ощущением собственного “я”, готов растворить в процессе созидания жизни даже самого себя, лишь бы эта мечта стала реальностью.

Чувство любви воспринимается и отражается поэтом не так, как оно воспринималось и отражалось в традиции классики XIX в. Еще в поэме “Облако в штанах” Маяковский изображает чувство любви при помощи развернутой метафоры - гигантского пожара: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Ho чувства поэта оказываются никому не нужными, его возлюбленная выходит замуж за другого: “Значит - опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу”. Поэт воспринимает разрыв с любимой не как личное поражение, а как результат уродующего влияния общества на человеческие взаимотношения: женщины предпочитают продавать себя богатым. Это еще одно подтверждение тому, что общество необходимо изменить.

После революции, в то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви? Маяковский посвящает ей поэму “Люблю”. Это не только глубоко личные переживания. Еще более далеко это от того, что подразумевают под любовью обыватели. “Обыкновенному” (“Обыкновенно так” - название первой части произведения), обыденному восприятию чувства противопоставлено восприятие, сформировавшееся в душе поэта. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. Любовь, данная, по мысли Маяковского, любому человеку от рождения, в сердцах обыкновенных людей “между служб, доходов и прочего” “... поцветет, поцветет - и скукожится” (ср. лермонтовское “на время - не стоит труда, а вечно любить невозможно” или тютчевское “мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей”). Утрата любви - жизненный закон, против которого восстает поэт. Его чувство неизменно и верно. О том, как оно возникло, развивалось и крепло, повествуется в последующих четырех главах. Сердце поэта, еще с детства способное вместить все мироздание, в юношестве подвергается испытанию на прочность тюремным заключением (“Меня вот любить учили в Бутырках”), сытой обеспеченности власть имущих противопоставлены безденежье и одиночество (“Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая”). Ho торговать чувством любви, в отличие от “жирных”, поэт не может. Чувства его безграничны - “громада любовь, громада ненависть”. Любовь переполняет поэта, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна - слишком огромна. И вот наконец появляется женщина, “разглядевшая просто мальчика” в этом сильном великане, которая “взяла и просто отобрала сердце”. Так развивается конфликт в трех последующих главах поэмы. Наивысшего напряжения противоречие, вызванное неразделенностью чувства любви, достигает в главе “Ты”, и здесь же оно разрешается: отдав свое сердце любимой, поэт счастлив. Три завершающие главы раскрывают причину его счастья. Оно не в том, чтобы сохранить сокровище сердца, как банкиры хранят свой капитал, а в том, чтобы подарить сердце тому, кого любишь. В способности дарить любовь, ничего не желая взамен, и заключается, по Маяковскому, секрет ее неизменности и вечности.

Той же теме в основном посвящены и два поэтических послания Маяковского - “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и “Письмо Татьяне Яковлевой” (оба - 1928). В “Письме товарищу Кострову...” поэт отвергает и игру в любовь, и ее внешний антураж, и брак, и страсть обладания, и традиционное представление о ревности. Он говорит о любви как о чувстве огромном, дающем силу жить, как о движущей силе своего творчества. Эта сила - любовь к людям, к каждому человеку и ко всему человечеству. У нее вселенский масштаб. И вся работа над словом ведется для того, чтобы оно взвилось “золоторожденной кометой” и освещало человеческую жизнь, уничтожало пороки “хвостатой сияющей саблей”, могло бы “подымать, вести и влечь”. Это чувство, с которым никто и ничто не в силах совладать.

“Письмо Татьяне Яковлевой” во многом схоже по содержанию с предшествующим посланием. Маяковский все так же не приемлет страсть, ревность (“чувство отпрысков дворянских”), для него по-прежнему не имеют значения узы брака. Однако акцент в изображении переживания сделан на другом - на том, что революционное противостояние и гражданская война наложили свой отпечаток на все, даже на взаимоотношения мужчины и женщины. В данном случае они стали непреодолимым барьером между Яковлевой, эмигранткой, много перенесшей во время войны, и поэтом. “Я не сам, а я ревную за Советскую Россию”. По его мнению, случившееся с дворянством хотя и страшно, но закономерно: “...мы не виноваты - ста мильонам было плохо”. Теперь же, спустя 8 лет после окончания войны, он призывает ее вернуться, он говорит ей о своей любви. И даже то, что она может ответить отказом, не обескураживает поэта. Финал стихотворения (“Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем”) свидетельствует об уверенности Маяковского как в том, что его любовь найдет отклик в сердце женщины, так и в том, что идеи революции овладеют и Францией.

Вместе с тем вера Маяковского в конечное торжество новых взаимоотношений между людьми подвергалась серьезным испытаниям. Он отчетливо понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего - мещанство и бюрократизм - и дал такую системную критику пороков, унаследованных новым миром от старого, какую в то время не всегда осмеливались давать даже противники советской власти. Корень мещанства - в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Об этом говорит стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” (1918). Даже звукоподражание, передающее стук копыт по мостовой, у Маяковского несет смысловую нагрузку. “Гриб. Грабь. Гроб. Груб” - будто отстукивают копыта. А перед читателем - реалии того времени - грабежи, грубость, смерть. В центре сюжетно-композиционной организации произведения, казалось бы, малозначительный факт: зеваки, “штаны пришедшие Кузнецким клешить”, смеются над упавшей лошадью. Они не чувствуют боли живого существа. Ее ощущает лишь поэт. Он видит глаза лошади, видит слезы. Он понимает, что все живые существа - и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно (“все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь”). И лошадь вдруг поднимается на ноги, идет и становится в стойло. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта: “И стоило жить, и работать стоило”. Таков неожиданный для читателя, но очень характерный для Маяковского вывод, дающий представление и о смысле его жизни, и о цели творчества.

Стихотворение “О дряни”, написанное в конце Гражданской войны (1920-1921), уже показывает нового чиновника, который очень скоро станет полновластным хозяином страны. Героям, боровшимся за советскую власть, противопоставлены мещане, бюрократы. Поэт безжалостен в оценках и называет мещан “дрянью”, “мурлом”, “мразью”. Эти грубые, антиэстетичные слова - единственная достойная, по мысли Маяковского, оценка этого явления в советской действительности, которое ново лишь по форме, по сути же своей - старо как мир.

Кто они, эти люди, занимающие ответственные хозяйственные посты? Может быть, это те герои, которые воевали в Гражданскую войну? Нет, они отсиживались где-то во время революции, а теперь стеклись, “наскоро оперенья переменив, / и засели во все учреждения”. Единственное, что их беспокоит, - это их собственное благополучие. Поэт предметно отражает страсть таких людей к вещам: пианино, самовар, “тихоокеанские галифища”, платье с серпом и молотом. Даже портрет Маркса в алой рамке оказался одним из символов мещанского быта. И здесь Маяковский использует фантастический прием. Маркс на портрете оживает и кричит: “Скорее головы канарейкам сверните - / чтоб коммунизм канарейками не был побит!” Разумеется, этот лозунг не имеет ничего общего с призывом к жестокости. Канарейка здесь - символ мещанского быта. Следовательно, речь идет о борьбе с мещанством.

Когда мещанин попадает из теплой, уютной комнаты в кабинет, он лишь имитирует трудовую активность, создает видимость работы. Об этом говорит стихотворение “Прозаседавшиеся” (1922). У чиновников просто нет времени работать - они заседают. Расходятся “кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет”, кто на заседание “А-бе-ве-ге-де-же-зе-кома”. А суть заседаний - простейший вопрос вроде покупки склянки чернил. Это противоречие углубляется и обостряется поэтом до предела. Он берет расхожую фразу чиновников-канцеляристов “столько дел, хоть разорвись” и с помощью фантастического гротеска реализует эту ситуацию (“до пояса - здесь, а остальное - там”). Видя, что бумажная рутина губит любое живое дело, поэт восклицает: “О, хотя бы еще одно заседание / относительно искоренения всех заседаний!”