Путешествие капельки воды сказка презентация. Конспект занятия «Путешествие капельки в природе» (старшая группа) Видео

светлана кондратьева
Конспект занятия «Путешествие капельки в природе» (старшая группа) Видео

Конспект занятия .

"Путешествие капельки в природе " старшая группа

Образовательная область : познание.

Цель : ознакомление детей с представлением о воде, ее свойствах; развитие навыка последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас; пробуждение интереса к природе , ее явлениям.

Задачи :

Образовательные :

1. Дать представление детям о природном явлении - круговорот воды в природе .

2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и местонахождении воды в природе .

3. Продолжать учить технике безопасности при проведении опытов.

Воспитательные :

Воспитывать экологическую культуру детей, бережное экономное отношение к воде.

Развивающие :

1. Развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности.

2. Развивать память и внимание, воображение и логическое мышление.

Методы и приемы : игровой, наглядный, экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.

Планируемые результаты : в процессе исследовательской деятельности, воспитанник получит представления о воде и о ее свойствах, о круговороте воды в природе и о ее местонахождении.

Критерии оценки деятельности детей : активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками и взрослым, эмоциональность.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись – звуки воды. (Появляется капелька ) .

Воспитатель : ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Кто это?

А знаете, что капелька мне рассказала ? Она говорит, что появилась только сегодня. Упала с неба. И говорит, что она мокрая и холодная. Она хочет найти свой дом и вернуться к маме. А еще она очень боится, что вся вода пропадет.

Воспитатель : ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется, одна пустыня).

Воспитатель : ребята, я предлагаю вам с капелькой , послушать сказку про одну отважную капельку и какое путешествие она совершает в природе .

Презентация «Ходит капелька по кругу » .

Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло

жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды . Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.

Воспитатель : вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька . Оно называется круговорот воды (движение по кругу) повторите, как называется путешествие ?

(ответы детей)

Вот видишь, капелька , не надо бояться, что ты не попадешь домой. Выглянет солнышко и ты обязательно поднимешься к своей маме на облачко.

Воспитатель : Но перед тем как нам тебя отпустить, я вам предлагаю, всем вместе, окунуться в царство воды – подводную лабораторию, где мы в процессе исследования получим представления о воде и о ее свойствах.

Чтобы попасть в это царство, необходимо произнести волшебные слова, произносим все вместе…

Физкультминутка «волшебные слова» под музыку – журчание воды.

Дождик капнул на лошадку – правой рукой касаемся левой.

На цветы – круговое движение правой рукой,

И на дорожку – обе руки перед собой,

Льется, льется – ой-ой-ой – покачивание головой,

Побежали мы домой – бег на месте.

Воспитатель : вот мы и на месте. Занимайте, ребята, места в лаборатории.

Давайте вспомним правила поведения :

Быть аккуратными

Не спешить

Внимательно слушать

Не вставать с места

Не толкаться

Опыт №1 : Вода жидкая, может течь.

Воспитатель : если перелить воду из одного стакана в другой, мы увидим, что? Льется вода? Почему?

Вывод : Вода жидкая.

Опыт №2 : Какой формы вода?

Воспитатель : (Если взять узкую баночку и наполнить ее водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Перелейте воду из своего стаканчика в тарелку. Она растекается лужицей).

Вывод : вода не имеет форму и принимает ту форму, в которой она находится.

Опыт №3 : Какого цвета вода?

Воспитатель : (Если взять стакан с водой и 5 разных цветных полосок, по очереди опускать и сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной)

Вывод : чистая вода не имеет цвета.

Опыт №4 : Вода может изменить свой цвет.

Воспитатель : в воду добавим волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Возьмем ватную палочку и помешаем ею в стакане с водой. Какая стала вода?

Вывод : вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт №5 : Какого вкуса и запаха вода?

Воспитатель : (Если попробовать, понюхать воду и апельсиновый сок, то мы почувствуем, что вода не имеет вкуса и запаха, а апельсиновый сок наоборот.)

Вывод : у воды нет вкуса и запаха.

Опыт №6 : Вода – растворитель.

Воспитатель : (если размешать в воде сахар, соль и попробовать на вкус.

Что изменится? Вода станет соленой, сладкой).

А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Они растворятся).

Вывод : вода растворяет вещества.

Воспитатель : ну вот, Капелька , на этом наше увлекательное путешествие в страну водных превращений подошло к концу. Мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства?

Перечислите :

Вода не имеет формы;

Вода не имеет запаха и вкуса;

Вода – растворитель.

Капельке пора возвращаться на облачко, она говорит вам до свидания…и на память о встрече дарит вам свои маленькие капельки - обереги . До новых встреч, ребята….

Публикации по теме:

Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа) Интегрированное занятие по изодеятельности: «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа) Задачи: 1. Учить комбинировать знакомые способы.

«Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.

Конспект НОД по познавательному развитию средняя группа «Путешествие Капельки» Цели: 1. Формирование представлений о реке Увельки, представлений о природных источниках воды, воды используемой в быту, с помощью опыта.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в весенний лес» (старшая группа) Тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: Обобщить и закрепить знание детей о признаках весны, диких и домашних животных. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по экологии «Будь другом природе». Свойства воды и воздуха. Старшая группа Задачи: Воспитательные: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.

Конспект занятия в творческой мастерской «Путешествие капельки» (подготовительная группа) Цель: развитие креативных способностей старших дошкольников. Коррекционно-образовательные задачи: - формировать умение продолжать мысль.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес» (старшая-подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия на тему "Путешествие в осенний лес" Старшая-подготовительная группа Воспитатель: Дружнова Л. Е. МК ДОУ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых.

Библиотека изображений:

«Путешествие капельки» конспект занятия в средней группе

Выполнила:

Заббарова Р.Н

Группа:924у


  • Образовательная область
  • Интеграция
  • Виды деятельности
  • Форма - проведения
  • Познание.
  • Коммуникация, Художественное творчество.
  • познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
  • занятие - путешествие.

Цели и задачи НОД

  • Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение

к окружающему миру, воспитывать правильное

отношение к своему здоровью.


  • Заучивание стихотворений о воде.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение сказок, познавательной литературы о воде.
  • Наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды).
  • Наблюдение за цветами (полив).

  • кукла «Капитошка»,
  • капли воды (большие и маленькие),
  • три ёмкости для опыта,
  • воронка,
  • плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле;
  • готовые шаблоны для аквариума,
  • макароны - рыбки.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра – начинается с улыбки!»

2. Игровая ситуация (В гости приходит кукла «Капитоша»).

3. Беседа о необходимости воды для всех живых существ.


4. Путешествие – поиск капелек по группе:

Уголок природы (цветы надо поливать).

Аквариум (рыбки живут в воде, без неё они погибнут).

Около мойки (младшему воспитателю вода нужна, чтобы мыть посуду, вытирать пыль).

Игровой уголок (вода нужна, чтобы мыть игрушки, стирать куклам одежду)

В туалетной комнате (вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, выполнять необходимые гигиенические требования).


5. Физкультминутка:

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

6. Экспериментальная деятельность:

«Как воду сделать чистой».

Для эксперимента возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Вода стала чистой.


Итог НОД

Ответы детей на вопросы:

«Для чего нужна вода?»

«Как нужно беречь воду?»

«Что будет, если на Земле исчезнет вода?»

Рисунки детей на тему:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проект выполнил ученик 4 класс.

Введение
Вода - одно из самых удивительных веществ в природе. Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух.

Вода образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу (от греческих слов гидро - вода, сфера - шар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды - пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.

Вода - наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она всегда была, она есть и всегда будет. В чем же её секрет? Почему вода на Земле не кончается?

Актуальность темы исследования: расширение кругозора. Практическое применение знаний, умений, навыков во взаимодействии с окружающим миром. Поиск ответов на вопросы: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Цель работы - проследить путешествие капли воды по земному шару , изучив тем самым, круговорот воды в природе. Узнать причины изменения состояния воды (газообразное, жидкое, твердое). Выяснить, что количество воды в природе не меняется.

Объект исследования: круговорот воды природы.

Предмет исследования : вода.

В основу исследования положена гипотеза: роль круговорота воды в природе велика.

Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи :

  • Расширить свои знания о воде. Уточнить, в каких состояниях она существует в природе.
  • Изучить свойства воды и выяснить её роль в природе.
  • Ознакомиться с путешествием воды в природе.
  • Провести опыты с водой и льдом.
  • Сделать правильные выводы.
  • Научиться работать с разными источниками информации.

Работая над проектом, мы использовали следующие методы :

  • Работа с печатной литературой и интернет - ресурсами
  • Проведение экспериментов
  • Обобщение полученных знаний

Описание этапов проекта:

  • Выяснить, что вода окружает нас повсюду, её состояние разнообразно, а количество воды в природе неизменно.
  • Узнать, что такое круговорот воды в природе и как он происходит.
  • Провести исследования воды. Ответить на вопрос «Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?»
  • Понаблюдать на практике за превращением воды в пар, воды в лёд, т. е. за процессами испарения воды, замораживание воды.

Теоретическая часть

Работая с текстовыми источниками, мы узнали, что вода - одно из самых удивительных и самых важных веществ на земле.

Роль воды на нашей планете очень велика. Все растения и животные состоят главным образом из воды, которая необходима для зарождения и поддержания жизни. Например, тело человека состоит из воды на 2/3. Для нормальной работы организма нам необходимо ежедневно пить воду, возмещая потерю жидкости выделяемой из организма. Без воды человек может прожить не более 4-х суток.

Вода - великая путешественница, постоянно меняет свой облик: превращается то в пар, то в лёд. Состояния воды - газообразное, жидкое, твёрдое зависят от её температуры.

Вода - это жидкость без вкуса, запаха и цвета. Вода состоит из молекул. Они настолько малы, что даже в самой маленькой дождевой капле их миллиарды. Каждая молекула воды состоит из двух элементов: водорода и кислорода и обладает определёнными свойствами. Одно из самых важных свойств обыкновенной - это её удивительная способность растворять различные вещества.

При нагревании воды происходит испарение - переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние. Конденсация - это процесс обратный процессу испарения, в результате которого, вода из газообразного состояния переходит в жидкое состояние. Вода замерзает при температуре 0о С градусов. Лёд - твёрдый, молекулы в нём сильно связаны между собой.

Вода есть всюду. В природе происходит непрерывный круговорот воды. Испаряясь с поверхности земли, рек, озер, морей и океанов, вода в виде пара попадает в воздух. Там пар охлаждается, конденсируется (соединяется) в капельки, из которых образуются облака. Водяной пар возвращается на землю в виде осадков. Осадки - это атмосферная влага, которая оседает на землю в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея и т.п.

Часть воды просачивается в почву, тем самым питая растения, но значительно больше выпавшей воды реки уносят в моря и океаны. Вода опять начинает испаряться с их поверхности, и процесс круговорота начинается вновь.

Этапы круговорота воды в природе:

  • Испарение воды с поверхности
  • Охлаждение пара и конденсация
  • Образование облаков и перемещение их на сушу
  • Выпадение осадков
  • Пополнение рек и подземных вод
  • Сток в моря и океаны

Так же в процессе круговорота участвуют ледники, в которых вода концентрируется в твердом состоянии. Лёд круглый год покрывает Арктику, Антарктику и вершины гор. В холодных морях плавают ледяные глыбы. Это айсберги - огромные куски льда, отломившиеся от ледников с Северного и Южного полюса, и плавающие в открытом океане, повинуясь ветрам и течениям. Айсберг показывает только свою вершину, большая часть его спрятана под водой. Это опасно для кораблей.

Водные ресурсы на нашей планете являются обновляемым.

Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше - около 9 700 лет.
Различают несколько видов круговорота воды в природе.

Большой (мировой) круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки. Там он выпадает в виде атмосферных осадков, а затем возвращается в океан в виде стока. Очень важно, что в этом процессе изменяется качество воды, ведь при испарении солёная морская вода превращается в пресную воду, а загрязнённая - очищается почвой.

Малый (океанический) круговорот - вода, испаряясь над океаном, конденсируется и выпадает опять же в него снова в виде осадков.

Внутриконтинентальный круговорот - вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.
Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть хозяйственная деятельность человека.

Создание промышленности, уничтожение лесов, распашка огромных территорий, осушение и орошение земель, создание гигантских водохранилищ и плотин, расходование воды на различные хозяйственные нужды - всё это в значительной степени изменило гидрологические процессы на Земле. Используя ресурсы, не стоит забывать о том, насколько велико значение воды в природе.

К ее использованию следует подходить очень рационально. Извлекая из круговорота значительную часть воды, мы можем нарушить процесс, что приведёт к необратимым последствиям. Результатом такого вмешательства становятся засухи, наводнения.

Работая над поиском информации для моего проекта, я наткнулся на интересные факты о воде:

Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно).

В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!

Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твёрдое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.

На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.

Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.

Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому - 3,7%.

Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.

Основную часть пресной воды содержат ледники. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 метра (примерно с 20-этажный дом). Около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.

Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.

Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.

На производство одного автомобиля уходит больше 177 тысяч литров воды.

Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде.

Естественный процесс очищения загрязненных подземных вод занимает несколько тысячелетий.

Практическая часть

Узнав так много о свойствах воды и ее превращениях в природе, мы захотели на практике посмотреть, как вода может находиться в разных состояниях.

Опыт № 1
Проверим, какими качествами обладает вода.
Для этого возьмем питьевую воду и фруктовый сок. Нальем воду в прозрачный стакан. В такой же стакан нальем фруктовый сок. Сравним жидкости органолептическим методом, т.е. сравним их вкус, цвет, запах с помощью наших органов чувств.
Мы сделали вывод, что в отличие от сока, вода - это жидкость без вкуса, запаха и цвета.

Опыт № 2

Возьмем крупную соль, прозрачный стакан с водой и ложку. Добавим в стакан с водой соль, перемешиваем. Сравним, изменились ли свойства воды органолептическим методом. Увидим, что соль из стакана исчезла, а вода осталась прозрачной и имеет соленый вкус.
Мы сделали вывод, что вода является растворителем.

Опыт № 3
Попробуем перевести воду из жидкого состояния в твердое и обратно. Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время вытащим формочку и убедимся, что она замерзла и превратилась в лед. Подержав лед в руках, мы увидим, как он начал таять. Положим лед на тарелку и подождем некоторое время. Убедимся, что лед в тарелке превратился в воду.
Мы сделали выводы:
- при низких температурах вода превращается в лед;
- при нагревании лед тает.

Опыт № 4
Проверим, как проходят процессы испарения и конденсации воды.
Для этого нальем воду в кастрюлю и накроем стеклянной крышкой. Нагреем кастрюлю на газовой плите. Через некоторое время вода в кастрюле закипела, и на крышке появилось испарение. Выключим плиту и охладим крышку. Обнаружим появившийся на ней конденсат. Проследим, куда падают капли.

В ходе опыта мы сделали вывод, что нагреваясь, вода испаряется. Пар оседает на поверхности крышки. Охлажденный пар образует капли воды, которые падают вниз на землю.

Опыт № 5
Узнаем, тонет ли лед? Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Опустим полученный кубик льда в стакан с водой. Лед не утонул в стакане и плавает на поверхности.
Следовательно, лед легче воды. Можно сделать вывод, что именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут.

Заключение

Работая над проектом, мы узнал много интересных сведений о воде:

  • При нагревании вода расширяется (парообразное состояние).
  • При охлаждении вода сжимается (жидкое состояние).
  • При замерзании вода опять расширяется (твердое состояние).
  • Вода необходима для всех живых существ, растений и животных. Человек должен беречь воду от загрязнения. Вода - это источник жизни на Земле.
  • Вода находится в движении и при этом переходит из одного состояния в другое. В природе постоянно происходит круговорот воды. Общее количество воды на земле не меняется. Какое количество воды с поверхности испаряется, такое же возвращается на поверхность земли.
  • Круговорот воды в природе - один из главных процессов на планете Земля.
  • Круговорот воды происходит под влиянием Солнца и вращения Земли.
  • Круговорот воды лежит в основе многих процессов, происходящих в природе.
  • Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки. Роль круговорота воды очень велика.

Китакпаева Мария Валерьевна, учитель начальных классов КГУ «Путинцевская средняя школа», с. Путинцево Восточно-Казахстанская область

Чтобы скачать материал или !