Анкета для родителей первоклассников в период адаптации. Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошел в школу? Посещал ли Ваш ребенок детский сад

Виды проверки домашней работы по русскому языку

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

^ При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

Фронтальная проверка выполнения упражнения;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка выполнения письменного задания;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной.

По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

  • Вопрос автору (в форме интервью)

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике - Исааку Нюьтону, по геометрии - Пифагору, по литературе - Федору Михайловичу Достоевскому.

  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды , которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

  • Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

  • Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

  • Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

  • Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся - традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса - поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

  • Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого - с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная - о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый - «Хочу ответить!».

  • Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант - ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка
  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя - держать ситуацию под контролем.

Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

  • Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

  • Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей - похлопать в ладоши, если же ответ неверный - потопать ножками. Эта игра - отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

  • Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

  • Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

  • Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются:

1) проверка письменных домашних заданий;

2) проверка теоретических знаний;

3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.

Проверка письменных домашних заданий – это средство выяснения уровня знаний, умений и навыков по пройденному на предыдущем уроке материалу, средство установления преемственной связи между уроками. Проверка домашнего задания должна быть регулярной, разнообразной. Стандартная форма проверки – сплошное устное комментированное чтение. Проверку домашнего задания можно активизировать следующими способами: 1.Проведением выборочной проверки, требующей от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты и классифицировать их в соответствии с целевой установкой. 2.Самопроверка, позволяющая учащимся проверить выполненную работу путём сличения с образцом, заранее записанным на доске, с помощью словарей, справочных пособий и т.д. 3.Взаимопроверка, позволяющая учащимся обменяться тетрадями и отметить ошибки в работах друг друга. Можно также привлечь консультантов, помощников учителя. 4.Выполнение задания аналогичного домашнему. В этом случае домашнее задание проверяется учителем после урока. 5.Написание различных диктантов, включающих в себя слова, словосочетания, предложения из домашнего упражнения. Проверка домашнего задания должна проводиться в начале урока и длиться до 10 минут.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Методика проверки домашнего задания:

  1. Вопрос 2. Способы проверки домашнего задания. Их сильные и слабые стороны.
  2. Примерный вариант решения индивидуального домашнего задания «Вычисление пределов»