Лучший способ защиты нападение. Психологическая защита и нападение

» статьёй Лучшая защита — это нападение? Где рассмотрим вопросы защиты с точки зрения того, что это, какие разновидности защиты бывают и в каких случаях оптимально использовать тот или иной вариант защиты.

Лучшая защита — это нападение? Возможно, вы слышали это крылатое выражение. И заметили, что в названии статьи после него стоит вопросительный знак. То есть, как бы, данное утверждение ставится под сомнение.

Вы можете возмутиться: «Ведь данное утверждение — истинная правда! Как можно в нём сомневаться?» И будете правы. Если смотреть в общем, то лучшая защита — это действительно нападение.

Почему? В первую очередь потому, что нападая при защите, вы используете такую полезную вещь, как внезапная атака , . Мы уже не раз останавливались на этих важных понятиях, поэтому подробно о них говорить не будем, а перейдём к сути.

Суть же такова: общий взгляд на принцип «» не учитывает таких важных вещей, как готовность бить и готовность получать . Если вы прочтёте материалы по этой теме, проанализируете свой опыт и разнообразные схватки, которых полно по телевизору и в реальности, то сможете чётко выделить два типа сражающихся людей:

  • люди, у которых готовность получать высока, и
  • люди, у которых готовность получать низка.

В принципе, проводить детальное различие между двумя этими типами людей — не задача данной статьи, мы остановимся на этом в дальнейшем. Единственное, что нам пока нужно, так это важное наблюдение : что когда готовность получать не плетётся по плинтусам, и человек не забывает о защите, то он — наиболее верный кандидат на победу. Почему? Потому что он в состоянии пожертвовать чем-то, чтобы подобраться к противнику ближе. Смысл не в том, чтобы чем-то жертвовать. Смысл в том, что у человека есть такая готовность, и он будет не только тупо защищаться, хоть и атакуя, но и рисковать.

И здесь мы возвращаемся к основной теме статьи и видим следующий пункт:

Результативное нападение в качестве лучшей защиты возможно тогда, когда у человека есть высокая готовность получать.

То есть, принцип «лучшая защита — это нападение » на самом деле должен рассматриваться с точки зрения того, какая защита имеется в виду и для каких целей. Наверное, вы уже поняли, что данное крылатое выражение описывает лишь один аспект защиты — активную защиту, которая предусматривает высокую готовность бить. Тогда как готовность получать базируется в первую очередь на пассивной защите .

Соответственно, возникает вопрос: а каким таким образом повысить свою готовность получать? Соответственно, ответ очень прост: с помощью совершенствования пассивной защиты . И теперь вы, наверное, понимаете, зачем некоторые люди:

  • бьют друг друга по животу, «тренируя» пресс;
  • набивают голову о грушу и друг о друга (подробнее про работу головой описывает статья «Работа головой при самозащите «);
  • закаляются и лежат на гвоздях;
  • кидают друг в друга ножи;
  • ломают кирпичи руками иногами;
  • набивают голени и локтевые кости о брёвна (подробнее про работу ногами в статье «Маваши. Удар ногой в голову. Защита «);
  • учатся терпеть сильную боль;
  • и применяют другие способы, как укрепить тело .

В результате в некоторых случаях люди приобретают действительно серьёзную готовность получать. Но что намного более часто случается, люди после таких тренировок приобретают многочисленные микротравмы внутренних органов и костей , которые отнюдь не благоприятно сказываются на здоровье и длительности жизни.

Таким образом, наработка готовности получать за счёт своего тела — это трудный и болезненный путь, где до конца доходят далеко не все.

Какие ещё есть варианты повышения готовности получать? Ну, ответ лежит на поверхности — с помощью некоторых из подручных предметов для самообороны . Так, ранее мы уже сталкивались с таким предметом, как (например, в статье «Книга, газета, журнал в качестве предмета для самозащиты «). Это хороший, добротный предмет для самообороны, который, помимо прочих достоинств, обладает ещё и свойством пассивной защиты . То есть, говоря практически, книга подставляется в место удара противника, за счёт чего его удар не приносит вреда. С точки зрения готовности получать книга помогает тем, что может защитить жизненно важные области (пах, голову), когда вы прорываетесь для решающей атаки.

Но помимо книги, не очень удобной в качестве функции пассивной защиты, существует ещё множество предметов, которые могут повысить готовность получать, не ограничивая готовности бить. И начнём мы с одной полезной штуки, которая известна с самой что ни на есть седой древности.

Эта штука — ткань, намотанная на руку . Впервые была использована ещё первобытными людьми, когда нужно было быстро защититься от удара дубинки. Тогда на руку наматывалась шкура. Но постепенно технологии развивались, и появились новые способы.

Самый основной способ, аналог ткани, намотанной на руку — это доспех . Данная разновидность пассивной защиты настолько распространена и настолько повышает готовность получать, увеличивая способности бойца, что от доспеха не отказались до сих пор. Однако, на сегодня для простых граждан доспех не актуален.

Не был он актуален и для простых граждан сотни и тысячи лет назад. Подумайте: зачем обычному человеку носить на себе доспех по пути из дома в магазин? Не носят доспех сейчас, не носили его и раньше. Однако, в отличие от современности, раньше в ходу были такие интересные атрибуты одежды, как плащи . Вы все видели плащи: фильмах обычно герои красиво сдирают с себя плащи перед тем как сойтись со злодеями в смертельной схватке.

Далее, о чём стоит сказать как о предмете пассивной защиты, повышающем готовность получать, это разделочная доска . Данный вид оружия самозащиты ещё будет затронут в дальнейшем, однако, доска даже в большей степени, чем книга, является идеальной мишенью для подставки под удары. При этом даже в том случае, если противник умеет разбивать доски, вы не лишаетесь оружия, а удваиваете его количество 🙂

Естественно, доска должна быть НЕ сосновая (а лучше буковая, ясеневая). Толщина доски должна быть больше двух сантиметров. Лучше всего, если это не просто кусок доски (хотя и он подойдёт в крайнем случае), а заранее купленная небольшая разделочная доска с удобной ручкой или прорезью для пальцев. Кстати, учитывайте, что доской можно не только защищаться, как тканью, намотанной на руку, но ещё и дать противнику в голову.

Ещё один интересный пример скрытой пассивной защиты автор нашёл в какой-то книжке-боевике. Берётся обычная непрозрачная папка для бумаг. А в неё помещается вырезанный по формату А4 лист пятимиллиметровой стали. Как применить такую пассивную защиту? Очень просто — закрыться такой папкой. Естественно, у неподготовленного бандита может возникнуть искушение пробить за раз и папку, и голову защитившегося. Чего не произойдёт, поскольку его кулак натолкнётся на сталь.

Такая папка — хорошая защита как от , так и . Единственное что — такую папку сложно держать, примерно как и книгу. Поэтому если у папки будет надёжная петля на руку, то это может значительно помочь процессу самозащиты .

Также нельзя обойти стороной сумку, пакет, портфель, рюкзак и прочие атрибуты, которые намного чаще бывают с собой, чем разделочная доска или металлическая пластина в папке. Подробнее про этот способ вы можете прочесть в статье с видео «Самозащита с помощью сумок, пакетов и т.д. «. Здесь есть нюанс — чем тяжелее сумка, тем сложнее ею маневрировать. Поэтому для защиты лучше пользоваться плотной, но лёгкой сумкой.

И напоследок хотелось бы рассказать о более современном способе пассивной защиты. Так, мы живём не в каменном веке, и существуют технологии, которые расширяют наши возможности в различных областях жизни. В том числе и в самообороне . Для нас сейчас важны такие материалы, как кевлар и дайнима . И таких интересных изделий, как перчатки .

Мы хотим сказать, что замена обычных перчаток (или дополнение) на кевларовые (дайнимовые) приведёт к значительному росту готовности получать, причём в первую очередь по отношению к одному из самых опасных орудий улиц — ножу. Почему? Потому что нож не в состоянии прорезать ткань дайнима и не может разрезать сухую кевларовую ткань. Поэтому если вы решили оказать сопротивление нападающим с ножами, то кевларовые (дайнимовые) перчатки повысят вашу готовность получать во много раз. И, соответственно, во столько же раз повысят ваши шансы выйти из ситуации более менее целым.

Но по отношению к перчаткам из кевлара есть один нюанс — от порезов они защищают, а от ударов — нет. Поэтому их можно несколько модифицировать для коррекции этого нюанса. Для этого нужна толстая резина (0,5-1 см) и пара перчаток. Берём резину, обводим на ней контур своей ладони, вырезаем, вкладываем в перчатку и надеваем на руку.

Всё, от скользящих ударов, как и от порезов-уколов тыльная сторона кисти руки защищена!

В принципе, коротко про пассивную защиту мы рассказали. Также нужно упомянуть, что для наших целей важно отличать пассивную защиту по двум показателям:

  • защита от удара
  • защита от пореза, укола.

Если вы посмотрите, то все перечисленные способы повышения готовности получать могут сделать или то, или другое, или оба варианта вместе. Так что когда вы будете выбирать себе пассивную защиту для повышения готовности получать, учитывайте возможности каждого предмета. Кстати, в статье затронуты далеко не все возможные подручные средства пассивной самозащиты. И если вы можете дополнить список — пишите отзывы !

Также важно помнить, что необходимость как в нападении, так и в пассивной защите возникает только тогда , когда вы пренебрегли правилами самообороны и самозащиты и не достигли дальней цели самозащиты .

Таким образом, лучшая защита — это нападение лишь при условии, что ваша пассивная защита действительно повышает вашу готовность получать.

Возможно вы обратили внимание на то, что все перечисленные способы касаются только физической стороны готовности получать. Тогда как намного более важна сторона внутренняя, психологическая. Об умственной стороне готовности получать мы поговорим в следующих статьях.

В 2013 году на конференции Black Hat Europe исследователь и наш постоянный автор Алексей Синцов представил публике исследование, в котором описал концепцию активного ханипота и опробовал ее на практике .

С тех пор прошло уже два года, но в публичном доступе программных решений, основанных на концепции наступательной безопасности, не появилось.

С одной стороны, на рынке информационной безопасности явно выделяются тренды в направлении классической пассивной защиты: появляются новые игроки со своими SIEM-системами, «импортозамещаются» классические средства защиты, развиваются технологии борьбы с APT. С другой стороны, в индустрии всплыли компании, которые не брезгуют продавать полноценную малварь, предназначенную для комплексного мониторинга зараженной рабочей станции. В результате подобные разработки находят своего потребителя в лице правоохранительных органов.

Однако в случае с «правительственной малварью» (о ней мы подробно писали в номере 180 нашего журнала) ее использование в каком бы то ни было виде - прямое нарушение закона. А значит, этот подход противоречит концепции «наступательной безопасности».

Нападение - лучшая форма защиты

«Лучшая защита - это нападение», - говорил Александр Македонский. Слова полководца подкрепляет тот факт, что защищающаяся сторона вынуждена определить множество вариантов действий стороны атакующей. И как результат, следом за сценарием атаки идет сценарий реакции на это событие, что откидывает защищающуюся сторону на шаг назад. Это в классической модели процесса конфликта.

Применительно к ИБ превентивные меры борьбы с какой-либо угрозой зачастую оказываются эффективнее, чем ответные. Однако архитектура любого автоматизированного решения для борьбы с тем или иным видом угроз, основанная на контроле огромного количества точек присутствия, все-таки намекает на то, что серебряная пуля может лететь в преступника, уже убегающего из инфраструктуры с ценными данными. Именно по этой причине никто не позиционирует решения класса antiAPT как «убийцу» услуг тестирования на проникновение и расследования инцидентов.

APT - атаки, часто напоминающие работу хирургическим инструментом, они используют одновременно несколько возможных вариантов проникновения и продвижения к цели. Злодей на каждом из этапов проводит тщательную инвентаризацию и определенно учитывает наличие, тип и свойства защитных решений. Другими словами, инциденты будут даже в инфраструктуре, нашпигованной защитными программно-аппаратными продуктами различного типа. Победитель противостояния ручной работы атакующего против автоматизированного средства защищающегося заранее определен.

Тем не менее это ни в коем случае не отменяет необходимость использовать средства защиты. Просто всегда в голове стоит держать самый пессимистичный сценарий развития событий: злодей проник в инфраструктуру и вытащил из нее ценную информацию.
Индустрия уже довольно давно знает о достоинствах ханипотов. Именно исследователи и государственные структуры, а не службы безопасности каких-либо коммерческих организаций могут оценить прелесть подобных решений, которые позволяют поймать какую-либо малварь или свежий эксплойт к уязвимости для дальнейшего анализа.

Почему бизнесу неинтересны решения подобного класса? Потому что «false positive» может отправить клиента в ханипот, а бизнес уложить на лопатки. Так что незачем испытывать судьбу. И тем не менее в ходе расследования ИБ-инцидента этот бизнес вынужден инвестировать средства в оперативно-разыскные мероприятия, чтобы найти «ответчика».

Задачу расследования инцидентов можно упростить (если не решить вовсе) активным ханипотом, который описал Алексей Синцов. Точнее говоря, автоматизированное средство защиты может помочь идентифицировать субъекта инцидента, и зачастую еще до того, как этот инцидент случился и злодей сбежал с ценными данными.

Основные вопросы, которые может вызвать активный ханипот, атакующий нарушителя:

  • Легально ли с юридической точки зрения атаковать хакера в ответ?
  • Как мне убедиться в том, что ханипот не атакует клиента?

Юридические аспекты

Исследователь, предложивший концепцию системы «обратного тестирования на проникновение», оставил правовую сторону ее использования на откуп юристам и прочим компетентным в этом вопросе людям. Попробуем вместе оценить, насколько легально использование подобной системы.

Рассмотрим сценарий, который описывал Алексей.

  1. Атакующий успешно эксплуатирует уязвимость (или серию уязвимостей) в веб-приложении (SQL inj, XSS, bruteforce и так далее) и попадает в закрытую зону веб-ресурса (админ-панель).
  2. В админ-панели атакующий находит документы, которые предназначены для внутреннего пользования, и скачивает эти документы.
  3. Документ содержит payload, который открывает канал утечки каких-либо данных об атакующем.

Последний пункт - тот самый камень преткновения между логикой и законом. С одной стороны, злодей скомпрометировал целевую информационную систему. Несет ли объект атаки ответственность за все последующие действия злодея? Ответ: да, несет. Однако все зависит от payload’a. Если документ содержит эксплойт или каким-либо образом допускает исполнение произвольного кода в операционной системе, то это нарушение закона. И такой инцидент законодательство каждой страны описывает по-своему.

Например, это может нарушать «privacy laws» в США. Эти законы (Wiretap Act, Electronic Communication Privacy Act) ограничивают вмешательство в частную жизнь, даже если это происходит в процессе взлома offensive-ханипота. С другой стороны, есть такое понятие, как «льгота для сервиса, находящегося под защитой», которое позволяет собирать информацию о злоумышленниках до тех пор и только в тех случаях, когда такая технология направлена строго на защиту какого-либо объекта. Другими словами, существуют льготы для оперативно-разыскных мероприятий.

Кроме того, данный offensive-ханипот может не использовать сомнительные инструменты вроде эксплойтов, а взять на вооружение легитимные особенности прикладного программного обеспечения. Например, шаблон Word-документа может подгружаться с удаленного сервера и таким образом создавать канал утечки информации о рабочей станции атакующего. Из всего этого напрашивается вывод: ситуация, когда данные о злоумышленнике получены при помощи offensive-ханипота, может неоднозначно интерпретироваться с юридической точки зрения и зависит от методов и средств, которые используются для деанонимизации нарушителя.

Архитектура offensive honeypot

Решение типа «offensive honeypot» должно выполнять следующие задачи:

  1. Определять начальную стадию атаки.
  2. Идентифицировать все последующие обращения атакующего к целевой системе (то есть отделить его от потока легитимных обращений к целевой ИС).
  3. Фиксировать каждое действие атакующего.
  4. На каждом этапе атаки получать информацию об атакующем и его окружении.
    При этом - никаких false positive. Последний пункт - полет фантазии и творчество для специалиста, проектирующего ханипот.

В своем исследовании Алексей классифицировал возможных атакующих следующим образом:

  1. Автоматизированные средства (боты).
  2. Скрипт-киддисы.
  3. Black hat’ы.
  4. White hat’ы.

Если цели каждой из этих ролей интуитивно не понятны, рекомендую обратиться к вайтпейперу исследования. Для каждой из этих ролей offensive-ханипот должен реализовать свой сценарий нападения. В данном случае очень хорошо применить теорию игр, но об этом поговорим в другой раз.

Рассмотрим архитектуру решения на примере ханипота для веб-приложений. Впоследствии мы расширим эту концепцию до полноценной инфраструктуры.

Итак, требования к архитектуре:

  • быстрая интеграция с целевой ИС;
  • прозрачность как для клиента, так и для атакующего.

Фронтенд для целевой информационной системы решает следующие задачи:

  1. Анализ запроса к бэкенду (задача web application firewall).
  2. В случае если запрос легитимный, фронтенд перенаправляет его бэкенду.
  3. Если запрос нелегитимный, фронтенд осуществляет фингерпринт браузера пользователя и перенаправляет его в ханипот (либо внедряет JS-код в оригинальные страницы).

О конкретных инструментах и их использовании мы поговорим в следующем материале. Пока что можно сделать прогноз: в качестве средства frontend будет использоваться веб-сервер nginx (возможно использование в связке с NAXSI WAF). Более того, пейлоадам и сценариям, при которых они будут загружаться на сторону атакующего, можно посвятить отдельный номер.

Заключение

«Наступательная безопасность» - понятие, которое с ростом количества инцидентов в корпоративном и государственном секторе будет набирать обороты и в будущем станет появляться в инфраструктуре в том или ином виде. Еще позавчера понятие «кибервойска» было в словарном запасе футурологов и фанатов жанра киберпанк. Возможно, уже завтра активные защитные решения, основанные на наступательном принципе, станут неотъемлемой частью этих самых «кибервойск».

Вопрос для Дениса: что будет, если сидеть сейчас в интернете из-под Win 95/98? Буду ли я уязвим для drive-by-атак и современной малвари?

С одной стороны, владелец нового банковского трояна в меньшей степени заинтересован в пользователях Win 98 по той причине, что, скорее всего такой юзер не пользуется онлайн-банкингом (конечно, он генерит номера кред и сидит на порносайтах через «веб-архив». - Прим. ред.). Но с другой - машинками с древними ОС (содержащими уязвимости нулевого дня) не брезгуют владельцы ботнетов, использующие свои детища, например, для DDoS-атак. А как мы уже знаем, для DDoS’а «все средства хороши».

Но есть и третья сторона - практическая. Согласно статистике используемых платформ (www.w3schools.com/browsers/browsers_os.asp), доля Win XP на апрель 2015 года составляла 3,6% от общего числа ОС, и с каждым месяцем она падает. Соответственно, Win 9x практически полностью ушла в небытие, а это значит, что разработчики малвари, нацеленной на кражу денежных средств из онлайн-банкинга, меньше всего заинтересованы в поддержке этих ОС.

Стоит помнить, что вирмейкеры - народ непривередливый, они стараются максимально абстрагироваться от ОС и не завязывать функциональность своих продуктов на конкретные версии. Для этого они используют типовые API-функции, которые не меняются со временем и, таким образом, гарантируют обратную совместимость со старыми версиями ОС. За примерами далеко ходить не нужно - разработчики малвари BlackEnergy2 написали ядро, которое успешно отрабатывает как в Win 7, так и в Win 9x. Сторонние модули к этой малвари уже могут иметь свои особенности, которые не позволят им исполняться в «запылившейся» среде. И в этом случае задача определения окружения ложится на дроппер, который любезно откроет двери в операционную систему, если она удовлетворят требованиям злодеев.

Задай вопрос Денису

Теперь ты можешь задать свой умный (или не очень) вопрос на тему безопасности в целом и малвари в частности, а Денис - публично на него ответит. Спамим сюда: [email protected].

Психиатрия, как наука о внутреннем мире человека, накопила не только знания о лечении душевных расстройств. Трудно найти лучших манипуляторов людьми, чем психиатры и психотерапевты. Они используют психические "бреши", слабые места, для несанкционированного доступа к святая святых - подсознанию и, таким образом, управляют нами, достигая желаемого результата. Безусловно, врачи пользуются этим во благо пациентов. Однако и вы имеете право узнать о таких "дырах" и сами использовать их.

В жизни бывают моменты, когда нужно "сломать" программу вашего собеседника или противника. Кстати, задумайтесь,- всегда ли окружающие относятся к вам доброжелательно или ждут момента, когда вы оступитесь? А как отношения с начальством?
Оставляя за читателем право выбора в использовании некоторых рецептов, я оставляю за ним и ответственность за последствия их применения. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Это не всегда безопасно. Можно и по лицу получить...

Переходя к технике психозащиты и нападения, психосоциальным технологиям, определимся, чего же мы хотим? C честью и достоинством выйти из затруднительных ситуаций, избежать падения чувства собственной значимости, "сделать" противника, быть всегда уверенным в себе.

Все способы защиты и нападения можно разделить на осознаваемые (применяемые целенаправленно) и неосознаваемые (реализуемые самой психикой в ответ на стимул).

1. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО И ОСОЗНАННО

Амортизация
Берет свое начало из транзактного анализа, подробное изложение которого можно найти в книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди". Нападающий рассматривается как Родитель (человек, который знает, что надо делать, поучающий, наказывающий и т.п.), а защищающийся как Ребенок. Ребенок не спорит и не доказывает правоту, а мягко и несколько виновато соглашается:
- "Да, я плохой. Да, я опоздал на 3 часа. Может действительно у меня с головой не в порядке?" и т.д.
Применение амортизации обосновано в конфликтах с людьми, от которых вы несколько зависите и/или с которыми хотите сохранить хорошие отношения. В разговоре каждый собеседник "посылает" и в свою очередь "получает" импульс. Это упрощенное понятие транзакции. Во время этого процесса он посылает и получает эти импульсы с одной из трех позиций - Родителя, Взрослого или Ребенка. Например, когда вы сердитесь на кого-то и грозитесь наказать, то выступаете в роли Родителя. Когда дурачитесь с любимым человеком - вы Ребенок. Когда являетесь "холодным" компьютером и обсуждаете возможные выгоды от нового направления вашего бизнеса с коллегами, вы - Взрослый. "Переключения" происходят постоянно.
Структура личности по Эрику Берну:

Транзакция (общение) выглядит так:

Особенность транзакции еще и в том, что она направлена к определенной части личности - Родителю, Взрослому, Ребенку. Секрет бесконфликтного общения - уловить, к какой части личности направлена транзакция и ответить "параллельной", как на рисунке. Если же транзакции пересекаются, то возникает конфликт.
Например: от Родителя к Ребенку: "Иванов! Ты не хочешь выпить за мое здоровье! А ну, наливай!" К конфликту (пересечению) приведет ответная транзакция, направленная от Взрослого к Взрослому: "Не могу, я за рулем и т.п:"

Транзактный анализ по Эрику Берну весьма популярен в среде психотерапевтов.

Гротескное усиление
В ответ на обидные слова агрессора вы усиливаете их "обидность":
- Ты нехороший, бессердечный человек
- Да я вообще мерзкий, отвратительный тип, люди от меня на улице шарахаются

Применение гротескного усиления обосновано в конфликтах с людьми, от которых Вы не зависите и/или на отношения с которыми вам наплевать.

Защита в третьем лице
В ответ на слова агрессора Вы обращаетесь к одушевленному или неодушевленному помощнику:
- Мой дорогой друг, Вы посмотрите только, как несчастен это вопящий, всклокоченный человек. У него от крика так смешно слюни изо рта вылетают!
Применение защиты в третьем лице может осуществляться в широком диапазоне в зависимости от выбираемой вами степени оценочности. Минимальная (практически не обидная, то же самое, что обратная связь) - это только объективная информация о собеседнике (громкий или нет голос, интонации речи и т.п.), максимальная (побуждает проявлять свои эмоции двигательно) - это ярлык. Этот способ считается самым эффективным для пробивания чьей-либо защиты.

Военный вариант ("под дурака")
В ответ на "наезд" вы отвечаете словами из "другой оперы". Например, если Вам говорят:
- Я тебя предупреждал, что если еще раз тут увижу спящим на ночном дежурстве, то выгоню с работы, и вот вы попались, голубчик!
Попробуйте ответить:
- Сколько раз напоминаю слесарю - зайди в подвал, почини трубу с холодной водой, так нет же, он горячую закрывает...!
И перехватив инициативу, эмоционально продолжайте гнуть свою линию. Уже через несколько фраз агрессор будет обескуражен настолько, что бессильно махнет на вас рукой - что с дураком связываться.

Перенос центра проблемы (на нападающего)
На "наезд" вы отвечаете: "Я смотрю на тебя, как ты это говоришь, как слова подбираешь и убеждаюсь, что у тебя с этим точно проблема, серьезные сложности: ты поработай над этим."
Агрессор сразу начинает рефлексировать (фокусировать внимание на событиях внутреннего мира) и загружаться. Применение переноса центра проблемы может использоваться в конфликтах с разными людьми с последующим вашим исчезновением (пока он там задумался).

Трансформирование или переформирование (визуализация негативного образа нападающего)
Представив агрессора: - в "клоунском наряде"
- голым
- уменьшенным в размерах
- в гробу
Вы можете заметить, что его обидные слова не такие уж и обидные, и вообще он вдруг вызывает жалость, сочувствие, желание помочь ему в его несчастье, либо вы неожиданно для себя и для него начинаете улыбаться. По крайней мере, дохлый голый карлик, наряженный в клоунский колпак и лежащий в гробу не сможет так сильно подействовать на вас, как большой и грозный начальник. Применение трансформирования обосновано в случаях, когда Вам остается только молчать.

2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПСИХИКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ("НОРМА")

Перцептивная деформация
Акт восприятия делится на два этапа - бессознательный (перцепция) и осознаваемый (узнавание образа). Базовые подпрограммы психики (подсознание) могут предполагать уровень эмоциональной реакции на втором этапе и если возможна боль, разочарование, фрустрация, то второй этап "деформируется".
Наиболее хорошо это описывает поговорка "любовь слепа", применяемая в случае, когда объективно "нехорошие" действия "предмета обожания" не замечаются влюбленным человеком.

Вытеснение
По прошествии некоторого времени события, вызывающие боль, страх, другие сильные эмоции, "забываются". Такое явление называется вытеснением.
Хороший пример - это две лучшие подруги, прежде поругавшиеся. При последующей встрече они обе "забывают" о размолвке.

Рационализация
Снижение значимости объекта, в отношении которого не удалось удовлетворить потребность ("сам дурак").

Восприятие себя слабым
"Кто я такой, чтобы решиться сделать ЭТО?"

Вымещение
Реализация своих эмоционально-двигательных тенденций на объектах, которые их не вызывали (срывание злости на членах семьи).

Уход в воображаемый мир
Кто из нас не мечтает?

Проекция
Перенос не осознаваемых в себе отрицательных мотивов на других и соответствующая интерпретация поведения других ("ВСЕ воруют; ВСЕ пьют")
Примечание: не путать с вполне объективной способностью человека прогнозировать или выявлять закономерности поведения окружающих. Проекция отличается тотальностью.

Сублимация (самоактуализация, творчество)
Недозволенное или нереализуемое желание трансформируется в социально одобряемый поступок (влюбленные, пишущие стихи "недоступному" объекту притязаний).

Фиксация
Уходит корнями в наше "зверское" прошлое. Автоматическое повторение случайных действий или поступков, предшествовавших эмоционально положительному событию (ритуал перед экзаменом).

Дистанцирование (общение в рамках формального поведения)
Человек, причинивший неудобства, отдаляется и общение сводится к формальному ("здравствуйте" и "до свидания").

Изменение отношения
В ответ на действия человека ваши представления о нем и отношение к нему меняется. Адекватная реализация этого способа считается признаком здоровой личности.

3. СПОСОБЫ НАПАДЕНИЯ

Комментирование (вслух себе или помощнику)
Похож на "атаку в третьем лице" (см. выше). Произносятся реплики (как-бы для себя, но окружающие их тоже слышат), касательно мотивов собеседника, его личности и т.п.

"Трехходовка"
Нападение в три этапа:
- безоценочное описание происходящего ("Я сегодня работал 8 часов, пришел домой, уже вечер, на кухне немытые тарелки, стол не вытерт...")
- описание возникших эмоций ("...это вызывает во мне обиду, я чувствую себя дискомфортно...")
- желаемое ("...я хочу, чтобы ты убрал мусор или сделал то-то и то-то.")

Сравнение в свою пользу
Значимые для собеседника переживания вами обесцениваются. Например, далекий знакомый долго рассказывает, как его любимая теща долго и тяжело болеет, а он героически ищет ей лекарства по всему городу ("ну, все болели и ничего, живем")

4. НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ-НАПАДЕНИЯ

Интерпретация (навешивание ярлыков)
Объяснение мотивов поведения человеку, реализующему это поведение. Такое обращение "задевает" собеседника, так как зачастую Ваше объяснение не имеет ничего общего с истинными причинами. После того, как ваш собеседник "взорвется", попробуйте применить перенос центра проблемы на нападающего (см. выше).

Шантаж
При уязвимости своей позиции, можно попробовать запугать человека.

Демонстративная агрессивность
Совершив проступок, можно вести себя нарочито грубо, придираться к мелочам, "отвлекать внимание". Чаще всего объект "ведется".

5. "ГРУБАЯ" ПСИХОЗАЩИТА, РАЗНОЕ
"Незастегнутая ширинка" или опустошение буфера памяти. Запоминание информации человеком проходит в несколько этапов и при огромной долговременной памяти, буфер оперативной памяти невелик. Для предотвращения запоминания можно переполнить его и тогда информация будет утеряна навсегда. Типичный пример: ваша девушка только что сказала свой домашний телефон парню, который, по-вашему мнению, знать его не должен. Нужно тут же переполнить его оперативную память более значимой для него информацией: сразу обратите внимание на его незастегнутый гульфик - "у тебя ширинка расстегнута!" или еще грубее - "это правда, что у тебя одного яйца нет?". Если это женщина, скажите, что у нее или помада размазана или на одежде жирное пятно.

"Если бы у меня была такая нижняя челюсть"
Упоминание о недостатках лица (не всегда реальных) для женщины является психотравмой. По этому поводу вспоминается поучительный пример. Некто (в советские времена), дождался своей очереди к скандальной продавщице и задумчиво произнес: "Да-а-а, если бы у меня был такой подбородок, я бы тоже так себя вел". После этого, ничего не купив, вышел из магазина. Дома женщина долго изучала свое отражение в зеркале, после чего "осознала", какая у нее уродливая (большая или маленькая или кривая - она сама определила это для себя) нижняя челюсть. Впоследствие она еще долго лечилась у психотерапевта, который рассказал мне эту историю.

"Мне в 12 кабинет"
Чтобы без пропуска пройти мимо вахтера, еще только пытающегося вас остановить, опередите его, сказав: "Мне в 12 кабинет". Пускай думает, а вы времени не теряйте.

Наведение транса парадоксальной логикой
Когда моего друга-психотерапевта останавливает гаишник, он некоторое время специально оправдывается, а затем использует фразу с парадоксальной логикой (в которой грамматически все правильно, но части между собой логически не связаны): "Вообще-то я аккуратный водитель, потому что... я врач" и молчит. Гаишник задумчиво глядит в никуда, чувствует, что что-то не так, а понять не может, протягивает документы и говорит: "До свидания".

Поломка программы действий
Непредсказуемое поведение, выходящее за рамки ожидаемого от вас, сильно обескураживает человека и предоставляет вам тайм-аут. Например, вы движетесь на пустой дороге по второй или третьей полосе и вдруг чувствуете, что стоящий впереди гаишник хочет вас остановить. Он ожидает, что вы хотите быть "подальше от него". Не теряйте времени - ломайте программу - включайте правый поворот и занимайте ближнюю к нему полосу. Пока он будет думать над вашим нелогичным поступком, проезжайте мимо. ИЛИ: в темном переулке мрачные личности просят у вас закурить. Ожидаемые от вас ответы: "нет, на- возьми, бросил" и т.п. Сломайте программу, скажите что-нибудь типа: "Оба-на! Тебя сегодня по телевизору показывали" или про закрытую библиотеку или еще что-нибудь и проходите мимо, пока враг размышляет - при чем здесь телевизор?

Даже странно, что ты об этом говоришь...
Иногда в процессе спора или конфликта, когда две стороны уже зашли в тупик и конструктивная нить разговора утрачена, можно применить один из способов завершения бесплодного разговора. Дождитесь, пока оппонент не произнесет что-нибудь, типа: "Да я хороший, я сделал для тебя то-то и то-то..." и озадачьте его: "Вообще то наш разговор касался такой-то темы и даже странно, что ты говоришь об этом..."
Теперь можно спокойно уходить.

Практическое нейро-лингвистическое программирование
а) метод "трех Да"
Это типично НЛП-стский (НЛП читается как эн-эл-пи) способ убеждения собеседника. НЛП сравнительно новая область психологии, пришедшая на смену классическому гипнотическому методу в некоторых его клинических вариантах. НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование) позволяет сохранять полноценный контакт с пациентом, без погружения его в гипноз. Беседа строится так, что пациент не замечает "воздействия".
Техника "трех Да" (есть еще "семь Да", "девять Да", но они неприменимы в привычном разговоре) заключается в следующем.
Продумайте про себя три (или более) неоспоримых свойства (или качества, или события) вашего случая и постройте из них связное предложение. Затем добавьте то спорное утверждение, которое необходимо "протолкнуть". При "проговаривании" происходит следующее: собеседник слышит ваше первое утверждение и про себя говорит "Да" (поэтому нужна неоспоримость - лучше всего для этого подходят реальные факты: небо синее, деньги бумажные, забор деревянный и т.п.), то же происходит со вторым (хотите - добавьте третье и четвертое и пятое - только чтобы собеседник не заскучал от монолога). Теперь, когда вы произносите спорное утверждение с вопросительной интонацией, то ответ "Да" можно услышать чаще, чем "Нет".
Модификация этого способа - метод трех "Нет".
б) "Да, но..."
Частица "но" несет в себе отрицание. Наверняка, вам не раз приходилось выслушивать: "Да, это замечательная вещь, такая полезная в деле, необходимая, но... зайдите завтра". В переводе на "подсознательный язык" эта фраза звучит так: "Это вещь бесполезная, ненужная и мне не интересная ". Таким образом всегда можно завуалировать свой отказ.
А как вам фраза: "Ты человек умный, воспитанный, но поздороваться забыл"?
в) выпадающая "не"
Психологи установили интересное свойство памяти в отношении всяческих запретов. Оказалось, что человек хочет их нарушать и нарушает весьма успешно, еще со времен Адама и Евы.
В случае, когда какая-то просьба содержит "не", то эта самая "не" забывается и выполняется остальная часть пожелания. Скорее всего, пожелание "не забудь поливать цветы каждое утро", преобразуется в совершенно обратное (можете проверить сами - уберите "не").
Если хотите, чтобы ваши просьбы исполнялись, формируйте их без "не",- "каждое утро поливай цветы!". В других случаях можно "подставлять" человека такими просьбами, а потом долго ему об этом напоминать...

Метод "Стоп-стоп" и прием против него
Если вы хотите сбить с мысли собеседника, то сделать это очень просто: скажите "Стоп, стоп!" и сделав вид, что не поняли, переспросите его (можно просто повторить его последнее предложение с вопросительной ситуацией). Это здорово сбивает с мысли, ломает "программу".
Если же вы о чем-то увлеченно говорите и вдруг слышите "Подожди, подожди!", то знайте, что против вас используют этот прием. Контрприем сопровождается заявлением (с элементом возмущения): "Что подожди!?" (это "ломает программу" оппонента).

Выражение "сочувствия"
Если вы стали объектом чьих-то абсолютно беспочвенных, злобных нападок (например, орет кондуктор в трамвае или вас пытаются втянуть в автобусную склоку, "навешивая ярлыки") и при этом вы знаете себе цену, то общепринятые действия (спор, ответное "навешивание ярлыков") обесценят вас в глазах окружающих. Такие ситуации вообще считаются индикатором внутренненй самооценки. Высокая самооценка сочетается с сочувственным, сопереживающим поведением. У людей не все ладится в семейной жизни, проблемы на работе и прочее. Поэтому ничего не говорите, сочувствуйте...

Способ "выбора поведения"
Этот способ описан Ричардом Бахом в его книге "Мессия поневоле":
"...только подобия притягиваются. Поступая так, как свойственно вам и вашей личности, постоянно спрашивая себя - именно так я хочу поступить? - и продолжая только после утвердительного ответа, вы заметите, что те люди, которые эти поступки воспринимают глупыми и пустыми, постепенно отталкиваются и уходят, те же, что видят в них глубину, смысл и родство, притягиваются к вам и формируют ваше окружение...."

Способ "привлечения"
Это больше житейский способ сделать себя привлекательным в глазах собеседника. Собеседнику всегда нравится, когда интересуются его идеями, точками зрения на какие-то события, планами на будущее и т.п. В разговоре старайтесь больше говорить о собеседнике и ваш статус резко возрастет. Постарайтесь не переборщить и не дойти до подхалимажа - вы ведь тоже личность со своей точкой зрения. А с личностью всегда общаться приятно.
Собеседнику нравится, если:

  • прощают, когда он не совсем прав
  • его уважают
  • он чувствует, что не должен быть в наилучшей форме (ну пьян немного, не всегда же так)
  • ценят его мнение
  • ему доверяют (что он говорит правду)
  • он чувствует, что с ним приятно
  • он не должен одевать маску и вести себя формально
  • его выслушивают
  • с ним советуются по существенным вопросам
  • вам важно, что с ним происходит

Способ "знакомства с красивым представителем противоположного пола"
Есть такая теория, что все, что мы узнаем в своей жизни, на самом деле уже нам известно, только мы про это... забыли.
Общайтесь с новым человеком, как со своим старым знакомым - спрашивайте: "Что нового?", делитесь своими новостями, спорьте, будьте раскованы и непосредственны.

Метод "прекрасного слушателя"
Прекрасный слушатель отличается от просто слушателя тем, что он не молчит, преданно глядя в глаза, а стимулирует собеседника, поощряет его. Есть такие приемы активного слушания, как: Повторение и переформулировка (парафраз и повторение) - вы своими словами уточняете то, что услышали
Отражение - вы стараетесь выявить основное чувство, в котором находится собеседник
Обобщение - из большого количества информации выбирается основное. Это может быть сделано как с помощью парафраза, так и уточняющими вопросами. Например, если собеседник предъявляет большое количество претензий - можно уточнить: "Что Вас беспокоит больше всего?"

Способ "я тебя правильно понял...?"
Помогает в общении с людьми, страшащимися брать на себя ответственность. Например, кто-то "наезжает" на вас, пытается запугать и т.п. Дождавшись паузы, переспросите: "Я правильно понял, что ты пытаешься наехать на меня?". Если противник стушевался, то ура, если ответил утвердительно, то можно продолжить свою линию (сочувственно): "По-другому не получается, да?". Вообще, я считаю, что драка и мордобой - результат недоразвитости речевого аппарата.

"Всё есть выбор"
В случае, когда на вас пытаются давить тем, что ваше действие или бездействие приносит боль, разочарование или другие неприятности, помните о том, что человек самостоятельно в процессе своего становления выбирает, что ему нравится, а что нет, где испытывать радость, а где мучиться от боли. Как говорится, не нас обижают, а мы обижаемся.
Пример: "не смейте писать нелестные отзывы об этой страничке, это причиняет мне ужасную боль!"

Ярослав Филатов, врач-психотерапевт

Часто ли было у вас такое, что вы заподозрили кого-то, в чем-то нехорошем, и приведя довольно веские доводы, а человек сразу начал атаковать вас, обвиняя, теперь, в том, что вы так плохо о нем подумали?

Представьте себя в следующей ситуации: вы совершили, какой либо аморальный проступок, признание в котором было бы для вас равнозначно социальному самоубийству. Вас обвинили в этом, ваш хороший знакомый/друг/коллега/член семьи. Вы признаетесь ли ему? Либо посчитаете более разумным выходом из ситуации, упрекнув его в подобном ходе мысли?

Самое интересное в подобной тактике то, что она очень часто срабатывает, ибо жертву лжи, на самом деле, на долю секунды охватывает чувство вины за подобное предположение. Для того чтобы данная тактика лжи сработала, необходим положительный статус отношении лжеца и жертвы, в противном случае, ложь может не удастся. Какова причина успеха данной тактики?

* на самом деле, все очень просто. Лжец играет на чувствах, на уже построенных отношениях, обвиняя жертву в подобном ходе мыслей, а жертву, не ожидавшую подобной реакции, особенно от хорошо знакомого человека, охватывают сомнения, лжец тем временем начинает наступает с большим напором, жертва уже начинает испытывать чувство вины, и возможно страх разрушения построенных отношении.

* самым лучшим средством, для распознавания лжи в подобной ситуации является наблюдение за языком жестов, мимикой и интонации, но команда Face - Reader может дать вам отличный совет для раскусывания подобного рода лжецов". Поделившись своими подозрениями, внимательно следите за мимикой собеседника. Скорее всего вы увидите либо, страх, гнев (гнев на то, что вы раскусили его, но может наблюдаться и "Праведный Гнев", вследствие ложных обвинении, во избежание подобных казусов, необходимо досконально изучить признаки истинного гнева, т. к гнев может быть сфальсифицирован.

* во избежание проблем с толкованиями, советуем не заявлять прямо о своих подозрениях, а заинтриговать потенциального лжеца, заявив, что подозреваете одного человека, от которого не ожидали подобного. В данном раскладе, лжеца сдаст его мимика. На лице должно проскользнуть микровыражение, хотя не исключено и микровыражение, страха.

Лучшая защита - это нападение. Психологическая атака противника

Различают несколько видов влияния и атак на противника. Первый вид - убеждение. Он призван взывать к рациональному и основан на четких логических доказательствах и выводах. Получение согласия противника на каждом шаге доказательства называется методом положительных ответов Сократа.

Второй вид – самопродвижение. Проводится с помощью реальной демонстрации возможностей и формулирования своих запросов и условий. Так же можно предъявлять документы, укрепляющие ваш авторитет в глазах противника – это дипломы, сертификаты, справки и прочее.

Следующее, чем можно воспользоваться при так называемом нападении – это внушение. Оно основано на уверенном вербальном и невербальном поведении, использовании отчетливой и размерной речи, приглушенного освещения, ритмических звуков, коротких прикосновениях и способствует установлению доверительного контакта.

Четвертое – принуждение. Сюда можно отнести объявление жестких сроков и рамок, наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений, запугивание последствиями, угроза наказанием.

Как не парадоксально, но грамотное игнорирование партнера тоже может быть нападением. Для этого необходимо демонстративно пропускать все, сказанное им, молчать или переводить тему разговора совсем в другое русло.

Кроме перечисленных способов влияния в качестве психологических атак противника так же могут быть использованы просьбы, деструктивная критика и манипуляции.

Нападение – лучшая защита

Поставить цель и правильно оценивать ситуацию – далеко еще не все. У вас должна быть и решимость действовать, ибо цели, желания, устремления становятся реальностями только в результате конкретных действий.

«Hападение – лучшая защита», – любил повторять адмирал У. Халси и добавлял, что этот девиз применим не только в войне. Любые проблемы – личные, государственные, военные, – по его словам, делаются менее сложными, если от них не увиливать, а встречать лицом к лицу. Коснитесь чертополоха робкой рукой, говаривал Хасли, и он вас уколет, ухватите смело, и его колючки раскрошатся.

Ничто в этом мире не бывает гарантированным на 100 процентов. Очень часто преуспевающий человек отличается от неудачника не способностями, не яркими идеями, а смелостью, готовностью сделать ставку на собственные идеи, пойти на обдуманный риск и действовать.

Если мы ничего не будем предпринимать до тех пор, пока не появится абсолютная уверенность в успехе, мы ничего не добьемся.

Уважительное отношение к критике – это ключ к счастливым и здоровым отношениям. Возможность временно отложить в сторону свои собственные чувства и собственное видение ситуации и прислушаться к чувствам и точке зрения возлюбленных позволит вам спокойно развеять обиды и преодолеть конфликты. Без этого безопасного пространства любовь и доброжелательность в отношениях рискует исчезнуть из-за негодования и гнева.

Однако никто не любит, когда его критикуют. Никто не любит слышать, что разочаровал человека, которого любит. Никому не нравится чувствовать вину, быть непонятыми и недооцененными. И многие из нас являются экспертами в оборонительной позиции – в том, как защитить себя и сломать оборону другого.

Знакомы ли вам эти стили поведения в конфликте?

1. Задабривание. Критическое замечание исключается и отметается. «Да, дорогой, как скажешь».

2. Обесценивание. Один человек пытается убедить другого, что его или её жалоба не имеет права на существование. «Зачем раздувать из мухи слона? Ты пытаешься найти причину для расстройства? Это даже не проблема».

3. Хроническое откладывание. Если кто-то в паре начинает жаловаться, другой постоянно находит способы отложить обсуждение. «Ты действительно хочешь обсудить это сейчас? Я слишком занят, чтобы говорить об этом».

4. Чувство жалости. Восприятие критики изменяется, когда её получатель меняет тему разговора на свои собственные чувства и страхи. «Почему ты так груб со мной? Как ты думаешь, что я при всем этом чувствую?» Подобной реакцией может быть плач, попытки надуться, задумчивость, эмоциональное и физическое отстранение и даже саморазрушительные действия.

5. Обобщение. Вместо того, чтобы сосредоточиться на реальной проблеме, которую поднимает пассия, человек превращает её в нечто огромное и глобальное, таким способом пытаясь скрыть проблемы и избежать их. «Я сплошное разочарование, никогда ничего не делаю правильно. Ты вечно недоволен».

6. Сужение. Вместо того, чтобы решить назревшую проблему, придумываются причины и отговорки, чтобы избежать критики. «Я чувствовал себя неважно сегодня утром и не мог ни на чем сосредоточиться. Я должен был работать в тот вечер. Я опоздал, потому что была пробка».

7. Издевательства. Запугивание используется, чтобы остановить поток критики. Это может быть повышенный голос, стучание кулаком по столу, неопределенные или конкретные угрозы, касающиеся того, что может произойти, если другой человек продолжит пытаться говорить о проблеме.

8. Игнорирование. Перед лицом критики человек просто выходит из комнаты или дома, или игнорирует другого, когда он или она пытается пожаловаться.

9. Передача ответственности. Тот, кто подвергается критике, передает ответственность другому. «Ты слишком чувствительная, слишком критичная, вечно несчастная. Может, если бы ты поступил иначе, я бы была другой». Эта передача ответственности может быть даже в форме указания на саму критику как на причину поведения. «Если бы ты не ворчала на меня так много, я бы сделал больше того, чего ты просишь».

10. Переигрывание. Критика отклоняется путем перевода разговора в русло ответной критики. «Я не могу поверить, что ты расстроена. Я сам расстроен. Ты причиняешь мне много беспокойства».

11. Саботаж. Один прекращает любой разговор о критике со стороны другого, заявляя, что он или она непреклонны настолько, что не будут даже обсуждать возможности изменения. «Да, я такой. Живи с этим. Это то, на что ты подписалась, когда мы решили быть вместе. Если ты не можешь принять меня таким, какой я есть – дверь там».

12. Отрицание. Критические замечания категорически отрицаются. «Я не делал этого. Я этого не говорил».

13. Нейтрализация. Человек, получающий жалобы, нейтрализует критику, объясняя, что его или её намерения были поняты неправильно. «Я вовсе не хотел расстраивать тебя. Я не думаю, что ты должна злиться на меня, я только пытался быть полезным».

Обращая внимание на ваше собственное поведение в конфликте, вы сможете распознать и обозначить поведение своего мужчины или своей женщины. Это существенно улучшит здоровое общение и отношения. Это осознание позволит вам бросить вызов своим защитным реакциям, работать над тем, чтобы стать сильнее и терпеливее, и открыто выслушивать критику, продолжая стоять на своем, когда вы сойдете с дороги отточенной оборонительной позиции в отношении своего любимого человека.

Однако будьте готовы к тяжелому пути вперед. Ликвидация собственной обороны – невероятно трудоемкая работа. И даже если замечание дается в достаточно уважительной форме (и это весьма большое "если", и конечно, они должны быть для того, чтобы пара могла двигаться в сторону здорового общения), наши модели поведения в конфликте укоренились прочно.

Когда вы или ваш мужчина сможете сделать хотя бы небольшой шаг в сторону открытости, отметьте этот момент. Позвольте себе почувствовать кайф от того, что вы достаточно сильны, чтобы разрушить оборону, открыто и с уважением выслушать критику, и напоминайте себе хранить уверенность в отношениях, где было бы безопасное пространство для реальности, в которой, как бы мы ни старались, мы иногда разочаровываем и расстраиваем других.

Даниэль Гросманн


Часто ли было у вас такое, что вы заподозрили кого-то в чем-то нехорошем, и, приведя довольно веские доводы, человек сразу начал атаковать вас, обвиняя, теперь, в том, что вы так плохо о нем подумали?

Представьте себя в следующей ситуации: вы совершили какой-либо аморальный проступок, признание в котором было бы для вас равнозначно социальному самоубийству. Вас обвинил в этом ваш хороший знакомый/друг/коллега/член семьи. Признаетесь ли вы ему? Либо посчитаете более разумным выходом из ситуации, упрекнув его в подобном ходе мысли?

Самое интересное в подобной тактике то, что она очень часто срабатывает, ибо жертву лжи, на самом деле, на долю секунды охватывает чувство вины за подобное предположение. Для того чтобы данная тактика лжи сработала, необходим положительный статус в отношении лжеца и жертвы, в противном случае ложь может не удастся. Какова причина успеха данной тактики?

На самом деле, все очень просто. Лжец играет на чувствах, на уже построенных отношениях, обвиняя жертву в подобном ходе мыслей, а жертву, не ожидавшую подобной реакции, особенно от хорошо знакомого человека, охватывают сомнения, лжец тем временем начинает наступает с большим напором, жертва уже начинает испытывать чувство вины, и, возможно, страх разрушения построенных отношении.

Самым лучшим средством, для распознавания лжи в подобной ситуации является наблюдение за языком жестов, мимикой и интонации, но команда face-reader может дать вам отличный совет для раскусывания подобного рода лжецов». Поделившись своими подозрениями, внимательно следите за мимикой собеседника. Скорее всего, вы увидите либо страх, гнев (гнев на то, что вы раскусили его, НО может наблюдаться и «праведный гнев», вследствие ложных обвинении, во избежание подобных казусов, необходимо досконально изучить признаки истинного гнева, т.к. гнев может быть сфальсифицирован.

Во избежание проблем с толкованиями советуем не заявлять прямо о своих подозрениях, а заинтриговать потенциального лжеца, заявив, что подозреваете одного человека, от которого не ожидали подобного. В данном раскладе лжеца сдаст его мимика.
источник

Александр Македонский, в свое время основавший одну из обширнейших мировых империй часто говорил, что лучшая защита - это нападение. Однако, сегодняшняя действительность такова, что во время непредвиденной стычки или потасовки на улице, лучше пользоваться рядом простых советов, которые в некоторых случаях позволят сохранить драгоценное здоровье, а в других - выйти победителем из схватки.

Первое правило - зрительное. Постоянно держите в поле своего зрения всех потенциальных врагов. Если вы видите, что силы врага явно превосходят ваши, то лучше воспользоваться не кулаками, а стопами. В данном случае бегство с места потенциальной стычки вряд ли можно назвать трусостью, по крайней мере, такой вариант развития событий куда лучше напрасного геройства.

Если потасовка завязалась на безлюдной улице, то лучше привлечь внимания прохожих людей. Такие случайные свидетели крайне нежелательны для потенциальных нападающих, так как они могут вызвать полицию или просто прийти на помощь.

В тех случаях, когда прямого контакта не избежать, постарайтесь действовать со всей решительностью. Высокий боевой дух, и отсутствие страха - признак того, что из нежелательной стычки победителем выйдете именно Вы.

При прямом контакте постарайтесь сначала отвлечь внимание нападающего. Для этого могут пригодиться любые подручные средства: горсть монет или песка, перчатка, шапка, зажигалка или простая пачка сигарет. Все это, брошенное в нужный момент нападающему в лицо на несколько секунд отвлечет его внимание. И тут следует либо переходить к наступательным действиям (если вы уверены в своих силах), либо быстро ретироваться с места нападения.

При избрании первого варианта развития событий вам придется вступить в кулачный бой. Бейте сильно и наверняка. При ударе старайтесь вкладываться в него всем корпусом, а не только бить руками. Наиболее уязвимым и дестабилизирующим местом для удара является треугольник, охватывающий область носа (верхушка треугольника) и расходящийся вниз до границ скул и подбородка.

Один правильный и точный удар в это место, тут же выведет вашего нападающего из равновесия и собьет на землю. Этого времени хватит для того, чтобы закрепить свой успех, скрутив соперника на земле и вызвать органы правопорядка.