Конспект занятия по обучению грамоте «Звук. Обучение грамоте ст

Цели урока:

Задачи урока:

  • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
  • Формировать навык чтения.
  • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
  • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).

2. Актуализация знаний.

"Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.

Кругом цветы, яркая зелень.

Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.

Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

3. Введение в новую тему. Слайд 3.

Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?

Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.

А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.

Чёрен, да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук)

Где стоит звук [ж]?

4. Физминутка

А теперь все дружно стали!

Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

5. Характеристика звука.

Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.

Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.

Выполним его звуковой анализ.

  • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
  • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
  • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

В этом слове 3 звука,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.

Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.

6. Ввод буквы Жж.

Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.

Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? (Буква очень похожа на жука)

Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук

(Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)

6. Творческая работа.

Выложите эту букву на пластилине из фасоли.

7. Физминутка для глаз. Слайд 8.

8. Работа с учебником.

Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.

  • Какие буквы в 1 строке? (печатные )
  • Какие буквы во 2 строке? (письменные)
  • Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
  • Какие буквы в правом? (строчные )

Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.

Рассмотрите рисунок.

Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)

Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)

Работаем со схемами слов.

  • Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3 ) Какому слову она соответствует? (Жук ). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом ) Впишите букву, обозначающую его в схему.
  • Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4 ) Какому слову она соответствует? (Лыжи ). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем ). Впишите букву, обозначающую его.
  • Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5 ) Какому слову она соответствует? (Жираф ) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом ). Впишите букву, обозначающую его.

9. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (раз, два, три),
Ручками похлопали (раз, два, три),
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

10. Чтение слогов. Слайд 9.

Читают теперь мальчики. Теперь девочки.

жа аж
жо ож
жу уж
жи иж

Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.

11. Чистоговорки. Слайд 10.

А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.

Жу-жу-жу - я на веточке :.

Жа-жа-жа - есть иголки у :.

Жи-жи-жи - здесь живут : .

12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.

ужи живут
ежи живой
стрижи жаба

Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.

13 .Работа над предложением. Слайд12 .

Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

(В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

Прочитайте запись друг другу.

Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.

Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)

Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

Сколько слов в этом предложении?(7 )

Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

Скажите, а что такое живой уголок?

Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

14. Итог. Слайд 13.

  • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
  • С какой буквой?
  • Кто её соседи по алфавиту?

    1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

    Чтение слогов. (слайд 3)

    Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж - всегда твёрдый.

    2.Знакомство с буквой ж.

    Стала снежинка

    Буквою Ж.

    Солнце её

    Не растопит уже.

    Физкультминутка.(слайд 5)

    На лужайке, на ромашке

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко-низко наклоняюсь

    1. Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

    (учебник, с. 14)

    4. (учебник, с. 14)

    6. Работа над скороговоркой.

    Физкультминутка под музыку .

    1. Правописание -жи- (учебник с.15)

    жи - пиши всегда с -и-. (слайд 6)

    8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

    Кто жил у Жени?

    9. (учебник с. 15)

    Смогли ли мы их выполнить?

    Если на уроке всё было понятно и легко - красные звёздочки

    Если были небольшие затруднения - зелёные звёздочки

    Если было очень трудно, не понятно - синие звёздочки

    Спасибо за урок!

    Резервный материал

    Ответы на вопросы теста.

    Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да - ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

    ТЕСТ (слайд 7)

    1. Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    2. Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    3. Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    4. Звук [ж] - бывает мягким звуком. ()

    5. В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    6. Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    7. Слово жаба - состоит из 2 слогов. (х)

    8. Жук, уж, ёж - стоят в единственном числе. (х)

    9. В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква Ж »

Урок обучения грамоте УМК «Перспектива» 1класс.

Урок 60. Звук [ж]. буква Ж ж

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж],буквой Жж ; развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: открытие нового знания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск информации в текстах и картинках; логические – овладевают основами смыслового чтения текстов, учатся выделять существенную информацию.

Коммуникативные : умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [ж], буква Жж . Слово как название предмета, действия, признака. Жанр литературного произведения. Жанровое своеобразие художественного произведения. Слог -жи -.

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку. (слайд 2)

Произнесём девиз урока «С малой удачи начинается большой успех»

Чтобы достичь успеха на уроке мы должны быть…(ответы детей) (дисциплинированными, внимательными, слушать учителя).

II. Речевая разминка

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж-ж)

III. Постановка учебной задачи

Какой звук вы произнесли?

Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ж] и буква ж)(слайд 2)

Поставьте задачи урока(слайд 2)

    Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж

    Учиться отличать звук и букву от других звуков и букв

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

Прочитайте модели слов (жук,жаба)

Найдите и произнесите новый звук из этих слов (ж) в паре.

Дайте характеристику этому звуку (согл., зв., тв.)(слайд 3)

А можем ли мы произнести его мягко? Какие гласные звуки смягчают согласные? (е,ё, ю,и, я).

Чтение слогов. (слайд 3)

Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж – всегда твёрдый.

2.Знакомство с буквой ж.

Найдём букву, которая обозначает этот звук на ленте букв.

На что похожа буква жэ? (слайд 4)

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её

Не растопит уже.

Давайте откроем пропись на с. и напечатаем эту букву.

А какие слова спрятались в схемах. (работа в парах и на доске)

Физкультминутка.(слайд 5)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь

    Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

(учебник, с. 14)

Посмотрите на слова в столбиках. Прочитайте первые слова в 1 столбике.

Что общего у всех этих слов? (1гл., 1слог, в ед. числе)

Прочитайте вторые слова в 1 столбике. Что общего у этих слов? (2гл., 2слога, во мн. числе)

Как изменятся слова жаворонки, журавли если будут обозначать один предмет?

4. Работа с текстом «Жук и жаба» (учебник, с. 14)

Про жука и жабу есть текст, который так и называется «Жук и жаба».

Прочитайте его (работа в паре).

Определите, что вы прочитали: сказку или рассказ? (сказку)

С каких слов часто начинается сказка? (Жили- были)

Найдите в тексте и назовите слова с новым звуком. Обведите в этих словах новую букву.

    Работа с предложениями «Кто где живёт?»

Прочитайте вопрос и продолжите ответ на него. Сосчитайте слова, в которых есть изучаемая буква.

6. Работа над скороговоркой.

Читаем. Проговариваем. Говорим быстро.

Физкультминутка под музыку .

    Правописание -жи- (учебник с.15)

Прочитаем слова. Какой звук слышим после звука ж? А пишем? Ваня держит табличку с орфограммой -жи – пиши всегда с –и-. (слайд 6)

8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

Прочитайте рассказ по цепочке. Найди и подчеркни в тексте изучаемую орфограмму.

Кто жил у Жени?

Чем кормил Женя ёжика? (яблоками, морковкой, молоком)

Кто сможет рассказать этот текст? (пересказ текста детьми)

9. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (учебник с. 15)

Прочитайте начало фраз и закончите их.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Наш урок подошёл к завершению. Вернёмся к нашим задачам. (слайд 8)

Смогли ли мы их выполнить?

Буква Ж в честь нашего знакомства хочет устроить салют.

Если на уроке всё было понятно и легко – красные звёздочки

Если были небольшие затруднения – зелёные звёздочки

Если было очень трудно, не понятно – синие звёздочки

Выберите и прикрепите звёздочку.

Спасибо за урок!

Резервный материал

Ответы на вопросы теста.

Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да – ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

ТЕСТ (слайд 7)

    Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    Звук [ж] – бывает мягким звуком. ()

    В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    Слово жаба – состоит из 2 слогов. (х)

    Жук, уж, ёж – стоят в единственном числе. (х)

    В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Непростой для освоения дошкольниками звук Ж обладает следующими характеристиками: согласный, твердый, звонкий. Постановкой его можно заниматься тогда, когда в речи ребенка уже есть . Важно, что артикуляция звука Ж и Ш одинакова, различие одно - наличие или отсутствие работы голосовых связок. Эту разницу легко показать, прикасаясь к наружной стороне горла: «шипим» – горло спокойно, «жужжим» – оно вибрирует.

Дети легко могут не только услышать разницу между этими парными звуками, но и почувствовать дифференциацию звуков Ш и Ж тактильно. После этого можно переходить к постановке звука.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
    “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
    “Поработали - устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
    “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”




Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж, Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа - ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ - дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа - мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи - есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит - жужжит, сидит - молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях.

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один - много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети - во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя - жираф, Соня - слоник, Шура - гарик и т.д).
  • Федорова Екатерина

    логопед-дефектолог