Какая информация лучше воспринимается. Как научиться воспринимать информацию? Вредные советы

Установлено, что область видения глаз не ограничивается только фиксационной линией движения глаз по строчке, а образует значительное "поле зрения" в несколько строчек выше и ниже читаемой, фиксируемой глазом.

Строчки, лежащие выше или ниже читаемой, воспринимаются в "боковых полях видения".

Спрашивается, какое значение имеют эти "боковые поля видения" для взрослого чтеца или школьника, который готовится к поступлению в ВУЗы Польши , России, Европы или США?

Опыты с устранением таковых полей показали, что взрослый читатель, ограниченный в своем поле чтения лишь одной строчкой, испытывает какую-то беспомощность в понимании читаемого текста.

Дело в том, что боковые или косвенные поля видения, давая возможность оглядываться на пройденный путь и заглядывать в дальнейший, ориентируют читателя в содержании цельного воспринимаемого текста, помогая в установлении связи между читаемыми словами и даже фразами.

Иную картину мы видим в чтении ребенка. Прежде всего глаз его движется не скачками или толчками, как у взрослого, а равномерно от буквы к букве, делая на строчке столько остановок, сколько имеется буквенных значков. При этом поле чтения ребенка суживается до одной воспринимаемой в фиксационной линии движения глаз строчки, а боковые поля видения, давая ряд фиксационных, мешающих раздражений, не только не помогают акту чтения, а расстраивают его, отвлекая глаз к этим мешающим фиксационным раздражениям.

Оценивая с точки зрения добытых экспериментальной педагогикой данных относительно актов чтения взрослого и ребенка как методы обучения грамоте, так и пособия для чтения (буквари и азбуки), мы должны прежде всего принять общее положение, что целью обучения грамоте является приведение ребенка (начинающего) к типу чтения грамотного, т. е. выработать в нем уменье читать целыми словами, приучить его глаза к таким же движениям при чтении, какие совершают глаза грамотного человека.

Почти все издававшиеся до недавнего времени азбуки и буквари в этом отношении резко противоречили тем требованиям, какие должны быть к ним предъявлены с указанных точек зрения.

Раскройте первые страницы любого букваря: вы здесь найдете все, что развлекает внимание маленького читателя, целый ряд мешающих раздражений, отвлекающих глаз от фиксационной линии чтения. Тут и буквы разного формата, величины и шрифтов, тут и рисунки, и образцы прописи! И самая фиксационная линия читателя явится не такой, к какой должен бы привыкать глаз читающего: эта линия не ведет глаз читателя от левого края строчки к правой, а ведет по вертикальной линии сверху вниз.

Знаменитые столбцы слов в букварях распространенного типа не способствуют выработке нужных навыков движения глаз при чтении. Не находит для себя места и поводов в этих букварях и упразднение боковых или косвенных полей видения, имеющих важное значение в ориентировании читателя в содержании читаемого материала.

В самом деле, какой повод для ориентирования в тексте читаемого могут дать слова столбцов букварей?

Редкие из старых азбук и букварей удовлетворяли указанным условиям. Можно указать на два классических пособия, которые удовлетворяли многим и главнейшим из перечисленных требований, это — "Родное Слово" Ушинского и "Новая Азбука" Л.Н. Толстого. Из современных пособий, по мнению П. О. Афанасьева, более или менее удовлетворяет указанным условиям букварь Фортунатовой и Шлегер "Шаг за шагом".

В издаваемом Государственным Издательством букваре П. О. Афанасьева "Читай, пиши, считай", автор его стремился согласовать как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание с приведенными требованиями.

Из рассмотренного видно, что все те явления, с которыми мы имеем дело в книге, — восприятие напечатанных слов, выделительных конструкций, восприятие объектов изобразительной графики, — всё это получает должное объяснение в свете структурной психологии.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.

Это непросто — рассортировать всю массу поступающей буквально отовсюду информации, отделить зерна от плевел, затем среди зерен выбрать те, которые наиболее нужны для питания интеллекта, переработать их, сделать выводы и отложить в память результат. Кто-то способен организовать весь процесс, начиная от первоначальной приемки информации и заканчивая последним этапом, кто-то сбивается еще в самом начале.

Восприятие информации — дело сложное и индивидуальное. На это самое восприятие оказывает влияние множество факторов: возраст, жизненный опыт, образование, воспитание, социальный статус (причем как самого человека, так и его родственников), семейное положение, наличие/отсутствие детей, широта круга общения, половая принадлежность и так далее. Восприятие информации может зависеть от состояния здоровья и даже от того, что человек ел на завтрак и как ему этот завтрак понравился.

Мне бы хотелось предложить читателям несколько универсальных советов, касающихся восприятия информации. Возможно, для кого-то они станут лодкой в бурном информационном море или спасательным кругом, для кого-то могут стать камнем на шее. Это уж как кому повезет.

Итак, советы.

Первое , что следует усвоить любому получателю любой информации: прав всегда он. Правильным является только его отношение к информации и его форма восприятия. Иные толкования недопустимы в принципе. Подобная позиция позволяет сохранять душевное равновесие и комфорт в любых случаях, а также поддерживает осознание собственной исключительности и значимости. Помните: командир всегда прав, если же он не прав, то см. пункт 1.

Второе : информацию не обязательно воспринимать и даже принимать в полном объеме. Например, читая эту статью, можно ограничиться первым и последним абзацем. Или любым из середины. Или даже парой строк. На основании этого уже можно делать выводы. В конце концов, у вас ведь имеется собственный жизненный опыт и вы давно научились мыслить самостоятельно! Следовательно, вы имеете право и можете сделать вывод исходя даже из неполных данных. Помните: график любой функции представляет собой прямую линию, и его можно построить всего лишь по двум точкам.

Третье : если вы что-то не понимаете в получаемой информации, то виноват всегда ее носитель. Даже не допускайте мысли о том, что у вас не хватает образования, знаний, жизненного опыта и так далее, или что вы просто столкнулись с чем-то, чему до сих пор не видели аналогов. Ни в коем случае. Это — или неверная передача информации, плохая форма ее подачи, или ошибка в информации. Помните: параллельные прямые не пересекаются ни при каких условиях, даже в неевклидовом пространстве.

Четвертое : не забывайте критиковать носителей невоспринимаемой (неправильной) информации. Это поддержит вашу уверенность в себе, своих знаниях, жизненном опыте и жизненной позиции. Кроме того, это поможет носителю неправильной информации осознать свою ошибку, а также укажет на его недостаток знаний и жизненного опыта и неправильность его жизненной позиции. А это, в свою очередь, укрепит вас еще больше.

Пятое . Будьте абсолютно уверены в том, что вашего образования и так далее вполне достаточно для адекватного восприятия любой информации на любую тему. Вы в равной степени способны обсуждать и физику твердого тела, и проводить сравнительный анализ различных языковых групп. Причем на подобную универсальность способны только вы. Остальные, кто на это претендует, глубоко заблуждаются. Помните: А + В = С в любых условиях и при любых обстоятельствах, А + В не может быть равно, А ни под каким видом.

Шестое . Не вздумайте повышать ваш образовательный уровень с целью научиться воспринимать информацию правильно и в более полном объеме. Образование, знания и так далее не имеют никакого значения для восприятия информации.

Седьмое . Если вам вдруг указали на ошибки в вашем восприятии информации, не огорчайтесь. Это не вы ошибаетесь, а ваши критики. Если вы получили из другого источника информацию, которая подтверждает вашу неправоту, это всего лишь означает, что ошибается и другой источник. Или два источника. Или три. Или сто. Количество значения не имеет, речь идет лишь о качестве (см. пункт первый).

И последнее . Специально для тех, кто склонен пропускать половину заголовка статьи: все вышеизложенные советы являются вредными . И как к ним относиться — решайте сами. Кто-то сразу принимает на веру факт, что цианистый калий вреден для организма, и, соответственно, не тащит в рот кристаллы цианида, не принимает его в растворе и так далее. А кто-то, услышав о вредности цианистого калия, сразу рвется его попробовать и затем, если, конечно, успевает, поднимает крик о том, что цианиды-то, оказывается, есть нельзя!

Так что, уважаемые читатели, думайте, воспринимайте, информируйтесь! Но не забывайте о том, что цианистый калий — яд.

Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3Dпринтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3Dинсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4Dпревращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.

Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова