Получение качественного образования в доу по фгос. Доклад на тему «управление качеством дошкольного образования в условиях реализации фгос до

В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


Организационная база

Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:


Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

людмила тугова
Качество дошкольного образования - это качество жизни

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -

это качество жизни ребёнка .

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования , в том числе и дошкольного . Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования , а место комфортного пребывания дошкольников .

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ ?

1. От качества работы воспитателя .

2. От отношений, которые сложились в коллективе.

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Еще одним существенным вопросом при формировании системы оценки качества образования является вопрос «А кто же ее проводит?» .

Оценка персонала ДОУ семьями дошкольников начинается еще до момента прихода ребенка в детский сад, причем информацией может послужить и личный опыт общения с сотрудниками, и не всегда объективное мнение других людей.

Семьи, в которых ребенок постоянно ходит в детский сад, отмечают, что просто быть под присмотром взрослых и «получать образование и воспитание у профессиональных педагогов» – это не одно и то же. Для родителей в данном случае важны те знания и профессиональные умения, которые демонстрируют в работе с детьми воспитатели и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений .

Значимость для родителей дошкольников качества «человеческого ресурса» подтверждает тот факт, что среди причин выбора детского сада наибольший приоритет получают причины, так или иначе связанные с персоналом ДОУ. На первое место среди двадцати двух различных характеристик дошкольного образовательного учреждения семьи поставили такую причину выбора, как «здесь доброжелательно относятся к детям и родителям» (64,5% от общего количества участников анкетного опроса среди родителей дошкольников , чьи дети посещают ДОУ). На третьем месте – «хороший уход и присмотр за ребенком» (59,5%) . Следует отметить, что наличие специалистов различного профиля (психологов, логопедов и т. д.) больше чем для половины родителей (53,3%) является более существенным критерием при выборе детского сада, чем даже его удобное месторасположение (45,5%) или приемлемая родительская плата (23,4%) .

Для семей дошкольников важно , чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.

Таким образом , можно сделать следующий вывод : и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.

Родители оперируют при оценке простыми, ясными для них категориями и понятиями.

В одних источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования , выступают следующие : удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения ; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение (см. Приложение 1. Анкета для родителей)

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам :

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

Во время оценки качества образовательной деятельности нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. Педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия (см. Приложение 2. Диагностическая карта)

Значимые с точки зрения специалистов системы образования критерии и показатели могут не иметь того же смысла для родителей, быть им не совсем понятны, а значит, не важны.

При формировании системы оценки необходимо учитывать особенности данной ступени, которые определяют приоритетность объектов оценивания и наличие специфичных критериев оценки (см. Приложение 3. Оценочная карта)

Родители вне зависимости от деятельности органов управления образования , надзора и контроля в сфере образования самостоятельно , порой, не имея объективной информации и необходимых методик, проводят оценку качества дошкольного образования и деятельности педагогов и на ее основе делают свой потребительский выбор.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования . Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования .

Публикации по теме:

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную.

Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.

Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.

Татьяна Миганова
Доклад на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до»

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка .

Понятие «качество » многогранно и с позиции каждого его участника также трактуется по-разному :

Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания детей учиться;

Обеспечение возможности поступлении в престижную школу;

Обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т. д.)

Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения , родителями :

Успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;

Оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

Поддержание интереса детей к учебному процессу;

Успешное развитие детей в процессе их обучения;

Сохранение физического и психического здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

Обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Таким образом , качество - это то , что удовлетворяет требованиям потребителя. Хотя, это не значит, что то, что не удовлетворяет потребителя, не является качественным . Один и тот же предмет, в одно и то же время может удовлетворять потребности одного потребителя и не удовлетворять потребности другого. Поэтому способность качества удовлетворять потребности относится не к сущности качества , а к уровню или варианту качества , которое достигается при создании услуг.

После вступления в силу ФГОС ДО , вся система управления дошкольной образовательной организацией и методическая работа, как компонент управления качеством этой системы , претерпела существенные преобразования и стала приводиться в соответствие с основными положениями (содержанием) этого документа.

Для управления качеством образования , нужно иметь ответы на три вопроса : первый – «что формировать, что воспитывать?» : второй – «как обучать, как воспитывать?» ; третий – «каков (достигнутый) уровень образованности и (или) социализованности?». И, когда мы говорим, «иметь ответы» , то это означает иметь инструментальное обеспечение, которым должен быть оснащен каждый педагог, отвечая на эти вопросы : «Что?» ; «Как?» ; «Каков?» .

Ответ на вопрос «Что?» соответствует стандартному содержанию образования и (или) социализации; ответ на вопрос «Как?» соответствует стандартному содержанию обучения и воспитания; ответ на вопрос «Каков?» соответствует стандартной образованности и (или) социализованности, которые и выступают «целевыми ориентирами» дошкольного образования .

Таким образом вся работа в ДОО должна быть ориентирована на увеличение качества образованности и (или) социализованности воспитанников, а это становится возможным за счет увеличения качества обучения и (или) воспитания, т. е. включения в образовательный процесс более эффективных, инновационных инструментов а) воздействия (форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания) и б) оценивания образованности и социализованности детей. И других «целевых ориентиров» у нас нет и быть не может; ведь и родители, и дети, и педагоги, и государство стремятся к все более высокому уровню образованности и социализованности всех граждан с самого юного возраста.

Генеральной задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования , в том числе дошкольного , является обеспечение его качества . Дошкольное образование в законодательном порядке провозглашено одним из уровней образования в нашей стране . В связи с этим нужно отметить, что современное дошкольное образование является :

Не присмотром и уходом, а образованием ;

Не школьным и дополнительным, а именно дошкольным , учитывающим специфику возраста;

Не дошкольным образованием вчерашнего дня , а современным дошкольным образованием , ориентированным на потребности семьи и общества.

Для дошкольного образования 2014 год стал поистине знаковым.

Впервые в российской истории разработан федеральный государственный стандарт дошкольного образования . Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, самым главным из которых является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства , как важного этапа в общем развитии человека.

С целью внедрения стандарта на территории района разработаны необходимые нормативные документы.

Обеспечено научно-методическое сопровождение образовательных организаций .

Введение ФГОС ДО сопровождается внедрением в образовательный процесс организации следующих нововведений, реализация которых будет способствовать повышению качества образования :

психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей дошкольного возраста ;

определение требований к условиям реализации основных образовательных программ ;

использование деятельностных технологий;

планирование результатов образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования .

С целью получения оценки качества образования необходимо :

своевременно получить анализ и оценку информации;

выявить отрицательную динамику развития при ее наличии;

определить эффективные психолого-педагогические условия для коррекции .

В условиях реализации ФГОС ДО является наличие специальных умений у педагогов. Законом «Об образовании » определены различного вида оценки качества образования : внешняя оценка качества образования , внутренняя оценка качества образования , независимая оценка качества образования . Все эти оценки носят характер прозрачности и гласности оценивания результатов работы образовательной организации .

Руководителям , необходимо сконцентрировать усилия на создании материально-технических условий , соответствующих требованиям стандарта. Особое внимание необходимо уделить созданию условий для детей-инвалидов . Принять меры по удовлетворению растущего спроса населения на услуги логопедического характера.

На фоне положительных тенденций, происходящих в системе дошкольного образования , нас не могут не волновать несчастные случаи в детских садах области. Осознавая, что нет ничего ценнее, чем жизнь и здоровье ребенка, руководитель любой образовательной организации обязан создать все условия для безопасности детей.

Стандарт дошкольного образования утверждает точку зрения на

ребенка, как на человека «играющего» . В связи с чем дошкольным образовательным организациям при методическом сопровождении деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе по новым стандартам дошкольного образования необходимо акцентировать внимание на использовании инновационных методов и игровых форм работы с детьми.

Другим важным направлением работы в системе дошкольного образования стало обеспечение его доступности, ликвидация очередности в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента РФ.

Следующей задачей, стоящей перед дошкольным образованием , является сопровождение родителей детей от 0 до 3 лет создание консультативных пунктов, где можно получить консультацию по обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста .

Следующим шагом должно стать сокращение очередности в детские сады детей в возрасте до 3 лет.

Возникает необходимость постановки четких задач перед системой дошкольного образования . Первоочередными задачами в свете серьезных изменений, связанных с внедрением ФГОС , являются : повышение , создание материально-технических условий , т. е. дальнейшее проведение капитального и текущего ремонта дошкольных образовательных организаций , дальнейшее внедрение системы оценки качества дошкольного образования , повышение посещаемости через систему физкультурно-оздоровительной работы, увеличение количества образовательных услуг , предоставляемых организациями дошкольного образования , выход дошкольных образовательных учреждений на режим работы в рамках инновационной деятельности в тесном сотрудничестве с Институтом развития образования .

Повышению качества работы образовательных организаций , росту профессионализма педагогов способствует инновационная и экспериментальная деятельность. 273 ФЗ «Об образовании » рассматривает реализацию инновационных проектов и программ как одну из возможностей развития системы образования организации .

Сегодня необходим переход образовательных организаций из режима функционирования в режим развития. Каждая образовательная организация должна определить стратегию своего развития. Необходимо сделать так, чтобы инновации стали одним из приоритетных направлений деятельности детских садов района, давали стимул для движения вперед, способствовали повышению качества образования .

Помимо конкурсных мероприятий различного уровня, эффективной формой повышения квалификации педагогов, действенным средством обмена опытом призваны быть методические объединения педагогов. Практика показывает, что проблема повышения личностно-профессиональной компетентности педагога наиболее эффективно реализуется в активном участии педагогов в работе методического объединения.

Целью работы методических объединений является способствование роста профессионального мастерства педагогов, расширение профессионального кругозора, развитие творческой и профессиональной активности и инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов.

Позиционирование труда воспитателя может произвести только воспитатель, любящий свою профессию и дело, в большинстве своем, всей своей жизни. Но, имея хорошие результаты, нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к улучшению деятельности.

Мы знаем как и чему учить и воспитывать детей и глубоко убеждены, что при устойчивой поддержке со стороны государства, из стен наших детских садов будут выходить достойные граждан великой страны.

Мы с вами счастливые люди только потому, что нас дважды в год поздравляют с новым годом.

С наступающим новым учебным годом, уважаемые коллеги!


Актуальность проблемы В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени


Актуальность проблемы Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно новому закону «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»


Качество дошкольного образования В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; механизм управления качеством образованием; информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.


Качество дошкольного образования Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны: личностно-ориентированная модель образования - качество определяется уровнем развития личности; системный подход – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую; деятельностный подход - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; культуросообразная модель определяет качество как творчество личности и т.п.


Качество дошкольного образования В теории менеджмента качество это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Качество дошкольного образования Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования


Качество дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством


Качество дошкольного образования На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. ??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования


Качество дошкольного образования К ним основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и др.) 1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; 2. показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;


Качество дошкольного образования 3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; 4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;


Качество дошкольного образования 5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.; 6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования






Качество дошкольного образования Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме; Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностран. языку, хореографии


Качество дошкольного образования Для педагогов: сохранение психического,физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием


Качество дошкольного образования Для руководителей ДОУ: успешность деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение ООП, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ


Качество дошкольного образования В исследованиях Л.Л.Ивановойи др. выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.




Качество дошкольного образования 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения


Качество дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).


Качество дошкольного образования В том же пункте: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей


Качество дошкольного образования Там же: При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


Качество дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


Качество дошкольного образования 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


Качество дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы




Актуальность проблемы изучения мониторинга и диагностики как методов исследования Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница?


Определение Мониторинг Диагностика Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров


Этапы Мониторинг Диагностика М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: определение и обоснование объектов; определение критериев и показателей,; выбор соответствующих методов; подготовка инструментария, технологических карт; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как: сравнение; анализ; прогнозирование; интерпретация; информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов


Функции Мониторинг Диагностика Интегративная; диагностическая; экспертная; информационная; прагматическая; обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами Информационная; оценочная; управленческая; ориентационная; коррекционная обслуживания научных исследований




Методы Мониторинг Диагностика Методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент); методы качественного анализа и количественной обработки результатов; методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; метод рейтинга По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций






Мониторинг и диагностика Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки»


Мониторинг и диагностика В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства






Экспертиза и экспертная оценка В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке: оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер); оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко); оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт) Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы.




Виды экспертных оценок В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений


Экспертное заключение Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы


Экспертное заключение Экспертное заключение может включать в себя следующие разделы: краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; перечень источников информации; общая характеристика изучаемого объекта; экспертные оценки; экспертные рекомендации


Эксперт Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта


Эксперт По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, ккреативность и т.д. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт


Внутренний экспертный совет В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением


Внутренний экспертный совет Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность




Порядок проведения экспертных оценок Информационно-аналитический этап предполагает: сбор информации об изучаемом объекте; выбор показателей для анализа изучаемого объекта; собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям




Порядок проведения экспертных оценок На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта





Санникова Л.Н.
заведующий кафедрой дошкольного
и специального образования

Актуальность проблемы

В соответствии с новым Федеральным
Законом «Об образовании в РФ»
дошкольное образование
выделено как уровень общего
образования, соотвественно
государство теперь гарантирует не
только доступность, но и качество
образования на этой ступени

Обновление в нормативном сопровождении
деятельности ДОО приводит к
изменениям в различных аспектах
функционирования и развития
образовательного процесса.
Это касается и применения
педагогического мониторинга,
диагностики и других методов
исследования образовательной
деятельности в дошкольной организации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В настоящее время педагогические исследования
проблемы качества разрабатываются в
следующих направлениях:
понятие качества образования;
способы оценивания качества образования;
механизм управления качеством образованием;
информационные технологии, мониторинг и
качество образования,
система управления качеством образования и
др.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Международная организация по
стандартизации определяет качество как
совокупность свойств и характеристик
продукции или услуги, которые придают
им способность удовлетворять
обусловленные или предполагаемые
потребности

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Теория управления качеством исходит из
положения, что деятельность по управлению
качеством не может быть эффективной после того,
как продукция произведена; эта деятельность
должна осуществляться в ходе производства
продукции.
Возможна также деятельность по обеспечению
качества, которая предшествует процессу
производства.
!!! Эти два высказывания имеют большое значение
для выработки эффективной технологии
управления качеством дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

На сегодняшний день нет единых подходов
к определению параметров, по которым
можно было бы выявить качество
дошкольного образования, его
результаты.
??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ
можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

К основным параметрам оценки качества
дошкольного образования можно отнести
(И.Б.Едакова и др.)
1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы
из оценки качества образования так же
недопустимо, как недопустимо сводить всю
оценку качества образования только к ним;
2. показатели личностного развития, такие как
реативность, мотивация, произвольность,
любознательность, смекалка, степень
нравственной развитости и т.д.;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3. уровень готовности ребёнка к школе, что
является основанием преемственности с
ней и обеспечивает подготовку к
освоению программы первой ступени
общего образования;
4. психолого-педагогические условия
развития ребёнка в ДОУ. Оно
предусматривает создание специальных
условий;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

5. профессиональная компетентность педагога:
качество образовательной работы в детском
саду зависит от его мастерства, физического и
психического состояния, нагрузки и т.д.;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме.
Общественный авторитет детского сада
выступает прямым следствием результатов
образовательного процесса.
Это далеко не полный перечень параметров, по
которым можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Сложность оценки качества дошкольного
образования заключается в том, что много
субъектов, предъявляющих требования к нему
Для каждого участника (дети, родители,
педагоги, руководители)
образовательных отношений в ДОУ качество
дошкольного образования имеет
индивидуальную характеристику

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для детей: «хороший детский сад» - это где «много
играют» и обучение проводится в интересной для
них игровой форме;
Для родителей: эффективное обучение детей,
«обучение без утомления», гарантирующее
сохранение их здоровья психического, физического,
поддержание желания детей учиться и успешность
обучения, в том числе престижным предметам:
иностран. языку, хореографии

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для педагогов:
сохранение психического,физического здоровья
детей,
положительная оценка руководителями ДОО и
родителями,
успешное освоение ООП всеми детьми,
поддержание интереса дошкольников к
образовательному процессу и рациональное
использование учебного времени детей и рабочего
времени педагогов,
обеспечение образовательного процесса всеми
необходимыми пособиями и оборудованием

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для руководителей ДОО:
успешность деятельности педагогов и
воспитанников,
полное усвоение ООП,
сохранение здоровья детей,
подготовка детей к школе,
рациональное использование учебного времени
и рабочего времени педагогов,
высокая оценка деятельности педагогов
родителями и детьми и повышение престижа
ДОО

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для обеспечения качества недостаточно
констатации возникшего несоотвествия,
необходимо выявить и
проанализировать причины его
возникновения, а также спроектировать и
организовать мероприятия по
повышению уровня качества.
Именно в этом и заключается
управление качеством

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

ФЗ «Об образовании в РФ» статья 28.
Компетенция, права, обязанности и
ответственность образовательной
организации
п. 13 - проведение самообследования,
обеспечение функционирования
внутренней системы оценки качества
образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Оценка качества дошкольного
образования на современном этапе
осуществляется через
внешнюю и
внутреннюю оценку

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Вводится Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования, что согласно новому закону «Об
образовании в РФ» означает «совокупность
обязательных требований к дошкольному
образованию, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Остановимся подробнее на тех пунктах
Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования, которые напрямую касаются
проблемы педагогической диагностики и
мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

1.5. Стандарт направлен на достижение
следующих целей:
3) обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного
образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3.2.3. При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В том же пункте:
Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Там же:
При необходимости используется психологическая
диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты
(педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие
возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным
основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня
развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том
числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного)
задания посредством их включения в показатели качества
выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда
работников Организации.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Федеральные государственные
требования к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования определяли
необходимость включения в программу
такого раздела, как система
мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Федеральном государственном
образовательном стандарте
дошкольного образования в
качестве оценки индивидуального
развития детей предлагается
осуществлять педагогическую
диагностику (мониторинг)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

По ФГОС основная идея диагностики
– это давать оценку развитию
ребенка, но только сравнивая его с
самим собой.
Это позволяет увидеть динамику
развития ребёнка, скорректировать
работу воспитателя.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Рассмотрим основные положения,
касающиеся качества дошкольного
образования, представленные в
Примерной основной
образовательной программе
дошкольного образования
(одобрена решением от 20 мая 2015 года)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В пункте ПООП 1.3. Развивающее оценивание
качества образовательной деятельности по
Программе отмечается, что
оценивание качества образовательной
деятельности, осуществляемой Организацией
по Программе, представляет собой важную
составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее
усовершенствование

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки образовательной деятельности,
предусмотренная Программой, предполагает
оценивание качества условий образовательной
деятельности, обеспечиваемых Организаций,
включая психолого-педагогические, кадровые,
материально-технические, финансовые,
информационно-методические, управление
Организацией и т. д..
Программой не предусматривается оценивание
качества образовательной деятельности
Организации на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрена система мониторинга
динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка
в ходе образовательной деятельности;
карты развития ребенка;
различные шкалы индивидуального развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программа предоставляет Организации
право самостоятельного выбора (!!!)
инструментов педагогической и
психологической диагностики развития
детей, в том числе, его динамики.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрены следующие уровни
системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая
как профессиональный инструмент педагога с
целью получения обратной связи от
собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной
работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка Организации;
внешняя оценка Организации, в том числе
независимая профессиональная и общественная
оценка

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


должна быть сфокусирована на оценивании психологопедагогических и других условий реализации
основной образовательной программы в Организации в
пяти образовательных областях, определенных
Стандартом;
учитывает образовательные предпочтения и
удовлетворенность дошкольным образованием со
стороны семьи ребенка;
исключает использование оценки индивидуального
развития ребенка в контексте оценки работы
Организации;
исключает унификацию и поддерживает вариативность
программ, форм и методов дошкольного образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки качества дошкольного образования:
способствует открытости по отношению к
ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и
государства;
включает как оценку педагогами Организации
собственной работы, так и независимую
профессиональную и общественную оценку условий
образовательной деятельности в дошкольной
организации;
использует единые инструменты, оценивающие
условия реализации программы в Организации, как
для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Навигаторе образовательных программ
дошкольного образования на сайте
Федерального института развития образования
представлены вариативные образовательные
программы, в которых обозначены различные
подходы к проведению педагогической
диагностики, мониторинга в рамках освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Реализация программы «От рождения до
школы» предполагает оценку индивидуального
развития детей.
Такая оценка производится педагогом в рамках
педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Инструментарий для педагогической диагностики («От
рождения до школы») - карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
игровой деятельности;
познавательной деятельности;
проектной деятельности;
художественной деятельности;
физического развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«От рождения до школы»: карты
наблюдений детского развития с
рекомендациями по выстраиванию
индивидуальной траектории развития
каждого ребенка по всем возрастным
группам готовятся к печати в
издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В программе «Детство» отмечается
необходимость проведения и
педагогической диагностики и
педагогического мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


воспитателя детского сада преимущественно
направлена на
изучение ребенка дошкольного возраста для
познания его индивидуальности и оценки его
развития как субъекта познания, общения и
деятельности;
понимание мотивов его поступков, видение
скрытых резервов личностного развития,
предвидение его поведения в будущем

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: познание и понимание педагогом ребенка
дошкольного возраста как основная цель
педагогической диагностики в ДОО определяет
использование им преимущественно
малоформализованных диагностических методов:
наблюдение проявлений ребенка в деятельности и
общении с другими субъектами педагогического
процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются
анализ продуктов детской деятельности, простые
тесты, специальные диагностические ситуации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: педагогическая диагностика
достижений ребенка направлена на изучение:
деятельностных умений ребенка;
интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
личностных особенностей ребенка;
поведенческих проявлений ребенка;

сверстниками;
особенностей взаимодействия ребенка со
взрослыми

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: мониторинг в детском саду
направлен на отслеживание качества
дошкольного образования:
Качества результатов деятельности ДОО.
Качества педагогического процесса,
реализуемого в ДОО.
Качества условий деятельности ДОО.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество результатов деятельности ДОО
должно оцениваться по следующим параметрам:
степень освоения ребенком ОП, его образовательных
достижений с целью индивидуализации образования,
развития способностей и склонностей, интересов
воспитанников;
степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенности различных групп потребителей
(родителей, учителей, воспитателей) деятельностью
детского сада

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество педагогического процесса,
реализуемого в ДОО изучается через
отслеживание качества:
образовательной деятельности,
осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности и в ходе
режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности
детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации
основной образовательной программы
дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: оценка качества условий
деятельности ДОО предполагает анализ:
особенностей профессиональной
компетентности педагогов;
развивающей предметнопространственной среды детского сада

Методы сбора информации

Диагностика (определение)
Педагогическая диагностика – это процесс
распознавания различных педагогических явлений
и определение их состояния в определённый
момент на основе использования необходимых для
этого параметров.
Диагностика опирается на технико-методическую
оснащенность педагога
(!!! важно наличие инструмента оценки)

Методы сбора информации

Этапы диагностики
И.Ю. Гутник выделяет такие этапы диагностики:
Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
Планирование предстоящего диагностирования.
Выбор диагностических средств (критериев, показателей, методов).
Сбор информации о диагностируемом объекте.
Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации,
анализ, систематизация.
Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе
анализа достоверной информации.
Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и
оценка педагогического диагноза.
. Практическое использование результатов педагогической диагностики.

Методы сбора информации

Функции диагностики
Информационная;
оценочная;
управленческая;
ориентационная;
коррекционная
обслуживания научных исследований

Методы сбора информации

Принципы диагностики
Целостности;
главного звена;
объективности;
детерменизма;
анализа и синтеза

Методы сбора информации

Диагностика: способы сбора информации
По степени «вмешательства» в поведение педагога
выделяют:
пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование,
интервьюирование, анализ документации;
активные: диагностический эксперимент, анализ
конкретных ситуаций

Методы сбора информации

Мониторинг как система сбора
информации об объекте может включать
в себя диагностику.
Диагностика будет выступать по
отношению к мониторингу как метод
сбора информации

Методы сбора информации

Наблюдение - это целенаправленное и
планомерное восприятие явления,
процесса, объекта и др., результаты
которого фиксируются наблюдателем исследователем.
Сущность наблюдения - точная и
полная фиксация фактов с помощью всех
органов чувств и имеющегося жизненного
опыта, знаний и умений.

Методы сбора информации

Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на
исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор
необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как
фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с
использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации
(каков результат? какие выводы следуют из полученной
информации?)

Методы сбора информации

? что может выступить объектом
наблюдений в образовательном
процессе дошкольного учреждения
? какие параметры можно
использовать для наблюдения за
родителями, когда приводят и
забирают детей из детского сада

Методы сбора информации



I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением
сверстника, возникает по инициативе отдельных детей и т.д.).
2. Обсуждается ли замысел игры с партнерами, учитываются ли точки их зрения.
II. Содержание игры.
1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или
общественные взаимоотношения между людьми).
2. Насколько разнообразно содержание игры.
3. Сколько событий дети объединяют в один сюжет.
4. Каковы источники сюжетов игры (кино, мультфильмы, книги, наблюдения, рассказы
взрослых и др.). Насколько развернут сюжет.
III. Игровые роли и взаимодействие детей в игре.
1. Какие средства используют для взаимодействия с партнерами в игре (ролевая речь,
предметные действия, мимика, пантомимика).
2. Кто из детей и как руководит распределением ролей.
IV. Игровые действия и игровые предметы.
1. Используют ли дети образные игрушки, игровые атрибуты. Как?
2. Как воспринимается воображаемая ситуация, понимается ли ее условность.

Методы сбора информации

Схема наблюдения и анализа игровой деятельности старших дошкольников
(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
V. Игровые правила.
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры.
2. Следят ли за выполнением правил друг другом.
3. Как реагируют на нарушения правил партнерами по игре.
VI. Особенности конфликтов в игре.
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение
ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).
2. Каковы способы разрешения конфликтов.
VII. Роль взрослого в руководстве игрой.
1. Обращаются ли дети к взрослому в процессе игры и по поводу чего.
2. Предлагают ли принять взрослому участие в игре.
Результаты фиксируются по ходу наблюдения с указанием даты и места
обследования.

Методы сбора информации

Одним из активно используемых методов сбора
информации об индивидуальных достижениях
дошкольника явлется портфолио.
Портфолио своеобразной копилкой личных
достижений ребенка в различных видах
деятельности, портфолио дает возможность
педагогам фиксировать неповторимые
индивидуальные проявления детей в течение
всего времени пребывания их в дошкольном
учреждении

Методы сбора информации

Создание портфолио дошкольника - это
новая технология оценивания в которой
прежде всего, преодолеваются типичные
недостатки традиционной системы
оценивания:
субъективизм;
ограниченность;
недооценивание возможностей детей

Методы сбора информации

Структура портфолио дошкольника может
быть представлена тремя основными
блоками:
"Какой он (ребенок) хороший";
"Какой он умелый";
"Какой он успешный".
В каждом блоке есть разделы учебного
портфолио: раздел документов, раздел
работ, раздел отзывов

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя
следующие материалы:
сочинение родителей о ребенке;
размышления воспитателей о ребенке;
неформальная беседа "Расскажи о себе";
интервью у друзей, других детей;самооценка по тесту
"Лесенка";книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и
мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;
психолого-педагогическая характеристика ребенка;
корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту,
щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
благодарственное письмо родителям - за воспитание
ребенка; иллюстративные документы - фото-,
видеоматериалы.

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок умелый" включает в себя пакет
материалов:
анкеты для родителей;