Интересные факты фильма Спасти рядового Райана. Художественные изыски постановки

  • Dolby Vision
  • 2 ч. 49 мин.
    • 4.6, Оценок: 48
      • Взять напрокат 129 р
      • Купить 349 р

    Просмотреть в iTunes

    "Закадровый перевод". Том Хэнкс, Эдвард Бернс, Мэтт Дэймон, Том Сайзмор, Вин Дизель – в драме Стивена Спилберга! Самым опасным заданием самой великой войны для этих восьмерых стало... спасение девятого. Вы увидите события глазами солдат из небольшого отряда: история начинается в июне 44-го, в день высадки союзных войск в Европе, на пляже, где оказываются наши герои, получившие особое задание. Капитану Джону Миллеру (Том Хэнкс) предстоит провести своих людей сквозь вражеские пули, чтобы найти рядового Джеймса Райана, трое братьев которого погибли в бою. Сталкиваясь, казалось бы, с непреодолимыми препятствиями, солдаты задаются вопросом: почему они должны рисковать восемью жизнями ради спасения одной? В жестоких реалиях войны каждый из мужчин ищет свой ответ – и вместе с ним находит в себе силы смотреть в неопределенное будущее с мужеством, хладнокровием и отвагой. Получивший всенародное признание критиков и зрителей, фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» – незабываемый шедевр, который оказал глубокое влияние на весь мир кинематографа. Фильм стал лауреатом премии «Оскар» в пяти номинациях: «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа», «Монтаж», «Звук» и «Звукорежиссура». Вдобавок Спилберг получил за эту работу свою третью премию Американской гильдии режиссеров, премию «Дух Нормандии», а также две награды от военных организаций: награду Объединения зрелищных предприятий Вооруженных сил Вашингтона и самую высшую публичную гражданскую награду от Министерства Армии США.

      • Взять напрокат 129 р
      • Купить 349 р

    Просмотреть в iTunes

    Ханс Шмидт.
    (умер 30 мая 2010 года)
    Его письмо режисёрру фильма "Спасти рядового Райана", Стивену Спилбергу:

    Уважаемый мистер Спилберг,
    позвольте мне, дважды раненому ветерану ВСС и участнику трёх кампаний, (битвы за Бельгию, Венгрию и Австрию) прокомментировать вашу картину "Спасти рядового Райана".
    Прочитав много хвалебных отзывов об этом успешном и, будем говорить "впечатляющем" фильме, я надеюсь, что Вы не возражаете против некоторой критики со стороны немца и немецко-американской точки зрения.
    Кроме резни в самом начале истории, во время вторжения на пляж Омаха, (что я не могу прокомментировать т.к не был там) многие сцены сражений казались нереальными. Да, Вы приложили весьма похвальные усилия, чтобы обеспечить аутентичность происходящего с помощью оригинальной немецкой техники и оружия.(Schützenpanzerwagen (SPW), 42 MG и Kettenkrad) И, в то время как появление немецкой пехоты регулярной армии в бункерах Нормандии не было хорошо изображено, Waffen SS участвовавшие в городском бою, в конце фильма, были вполне должным образом изображены. Мой комментарий о нереалестичности батальных сцен основывается на том факте, что ВСС не действовали так, как Вы изобразили их в фильме. Для нас был привычен вид американской и русской пехоты, собирающейся вокруг своих танков, но сами ВСС действовали подобным образом очень редко. (первыми американцами, которых я встретил во время боёв в Бельгии, была дюжина G.I. , погибших рядом с самоходкой, уничтоженной гаубицей) Кроме того, почти все немецкие солдаты в фильме или с очень короткими стрижками, или с выбритыми головами, что не соответсвует действительности. Возможно, что вы перепутали немецких солдат с русскими. Или, если сказать иначе, сыграло свою роль то, что Вы еврей, и Вы, просто, захотели провести параллель от современных скинхедов к ВСС и другим солдатам третьего райха.
    Кроме того, для съёмок Вы должны были использовать 18 или 19-ти летних мальчиков, а не более старших парней. Средний возраст военнослужащих героической дивизии "Hitlerjugend", включая офицеров, в боях за Канн составлял 19 лет!
    Сцена, в которой G.I. показывает свою "звезду давида" немецким военнопленным со словами: "Я еврей, я еврей" настолько возмутительна, что даже смешна. Я могу Вам сказать, что если бы подобный случай произошёл бы в действительности, то немецкие солдаты сказали бы друг другу: "Этот парень идиот!" Вы, кажется, не знаете, что для среднестатистического немецкого солдата Второй Мировой, независимо от рода войск, раса, цвет или религия врага не имели абсолютно никакого значения. Ему это было безразлично. Кроме того, Вы совершили серьёзную ошибку: в фильме происходит движение кинокамеры от одной еврейской могилы со звездой давида ко всем остальным могилам с христианскими крестами. Я знаю, что Вы хотели этим сказать, но уверен, что был не единственным, кто попробовал отыскать среди сотен могильных крестов ещё хотя бы одну звезду давида. Уверен, Вы знаете, что её там не было. Фактически Вы произвели абсолютно противоположный эффект тому, что задумывали. Эта сцена делает лживыми заявления еврейских организаций о том, что число добровольцев евреев во Вторую Мировую было огромным и, что их вклад в победу тоже велик. Я посещал Люксембурское военное кладбище на котором похоронен генерал Паттон и пробовал посчитать еврейские звёзды на могилах. Был удивлён их отсутствием.
    После 1 мировой войны некоторые лидеры немецких евреев использовали такую уловку: они заявляли тогда и заявляют сейчас, что "12 000 евреев отдали свои жизни за Отечество", что, по идее должно подчеркнуть их роль в той войне, но в действительности этого не было. Возможно они эксплуатируют эти "12 000" как некий символ того, что "с нашей точки зрения, мы сделали достаточно".
    Во время Второй Мировой, как и сейчас, четверть населения Америки можно считать американскими немцами. Зная о патриотизме американских немцев мы можем убедится, что их число в вооружённых силах было равным или даже выше чем их официальный процент от общего населения. А в данном фильме мы не слышим ни одного немецкого имени среди американцев. Вы забыли Нимица, Арнольда, Шпаэца или даже Эйзенхауэра? Ну, возможно капитан Миллер из Пенсильвании был немцем, чьё имя звучит на английский лад. Возможно кто-то думает, что изобилие немецких имён, таких как Голдберг, Розенталь, Сильверштейн и Спилберг удовлетворяет потребность в "немецко-американском" представлении.
    Мой заключительный комментарий касается описания расстрела немецких военнопленных. Изучение американской литературы по Второй мировой показывает, что подобных инцедентов было множество и подобные нарушения законов войны обычно прощались, "потому что какой-то G.I.` рассердился на немцев, которые только что убили одного из его самых дорогих товарищей". Иначе говоря гнев и военное преступление были понятны и простительны. В фильме Вы, кажется, соглашаетесь с этой позицией, так как Вы разрешаете только одному из солдат, а именно признанному трусу сказать, что никто не смеет стрелять во вражеских солдат, которые сложили оружие.
    Как бывший немецкий солдат я могу уверить Вас, что у нас не было того, что я называю неарийским мышлением. Я хорошо помню, когда в январе 1945-го мы сидели вместе с десятью захваченными американцами после жестокого сражения, и G.I. были искренне удивлены, что мы обращались с ними почти как с приятелями, без злобы. Если Вы хотите знать почему, я Вам отвечу. Мы не подвергались многолетней пропаганде в отличии от американских и британских солдат, которые насмотрелись слишком много антинемецких военных фильмов, обычно сделанных Вашей братией.
    (К вашему сведению: я никогда не видел антиамериканских военных фильмов - в компании UFA не было еврейских режисёрров.)

    С уважением, Ганс Шмидт.

    Фильм Спасти рядового Райана (оригинальное название Saving Private Ryan) в 1998 году снял режиссер Стивен Спилберг. Сценаристом выступил Роберт Родат. Фильм идет 169 мин. / 02:49.

    Слоган фильма:
    «The movie that inspired to the world to remember»

    1. Роль Капарзо была написана специально для Вина Дизеля после того, как Спилберг ознакомился с предыдущими работами актера.
    2. В качестве танков PzKpfw VI «Tигр» в фильме использованы закамуфлированные Т-34-85, это заметно по характерному устройству ходовой части танков.
    3. Все ведущие актеры в принудительном порядке проходили армейские тренировки в течение нескольких дней; исключение было сделано лишь для Мэтта Дэймона, которому, несмотря на присутствующую в названии фамилию его героя, все-таки отводилась второстепенная роль.
    4. В Сингапуре фильм получил невиданный доселе рейтинг NC-16 (от 16 лет). С одной стороны, картина была весьма жестокой, что исключало получение рейтинга PG, с другой — в картине не было и мысли о сексуальной тематике, в связи с чем, рейтинг R также не мог быть получен. Тогда-то и был найден компромиссный вариант рейтинга.
    5. Фильм не был допущен к прокату цензорами Индии из-за слишком большого количества сцен насилия. В связи с этим к Спилбергу были предъявлены требования вырезать из индийской версии картины самые жестокие моменты. Однако Стивен, к удивлению индийских прокатчиков, отказался и предложил Индии вообще отказаться от релиза. Понимая всю серьезность ситуации, премьер-министр Индии решил посмотреть картину сам и, оставшись потрясенным увиденным, принял решение выпустить на экраны страны оригинальную версию без купюр.
    6. В одном из эпизодов Апхэму (Джереми Дэвис) делают замечание насчет того, что он отдал честь своему командиру (Том Хэнкс) и тем самым указал на него снайперам. В «Форресте Гампе» (1994) в аналогичной ситуации был наказан герой Тома Хэнкса.
    7. В оригинальной версии сценария речь персонажа Тома Хэнкса, обращенная к остальным участникам боевого подразделения, была намного длиннее (в ней герой рассказывает о том, что он готов сделать, чтобы вернуться обратно домой). Воспротивился сам Хэнкс, заявив, что его персонажу не стоит так разглагольствовать. Спилберг согласился, и монолог был серьезно купирован.
    8. Последняя картина, монтаж которой производился «по старинке», без применения цифровых технологий, ставшая победителем церемонии Оскар в номинации «Лучший монтаж».
    9. На роль рядового Райана приглашался Эдвард Нортон.
    10. Режиссер Стивен Спилберг начал задумываться о приглашении в проект Мэтта Дэймона после просмотра картины «Мужество в бою», но долгое время считал актера слишком худосочным. С легкой подачи Робина Уильямса Спилберг познакомился с Дэймоном на съемочной площадке «Умницы Уилла Хантинга» и изменил свое мнение.
    11. До Тома Хэнкса на главную роль претендовали Харрисон Форд и Мэл Гибсон.
    12. Картина основана на реальных событиях, произошедших с братьями Ниландами во время Второй мировой войны.
    13. Многие ветераны войны выразили благодарность Стивену Спилбергу, снявшему, по их мнению, достоверное кино. Именно они посоветовали Стивену показать в кадре многочисленные натуралистичные моменты и тем самым приблизить повествование к реальным событиям.
    14. В игре «Call of Duty: World at War», в первой миссии, есть мини-отсылка к этому фильму. На рядового Райана нападает горящий японец.
    15. В силу обстоятельств основная часть съемок картины была перенесена с территории Великобритании на ирландские земли. Британское министерство обороны отказалось оказать съемочной группе необходимую помощь, предоставив в качестве статистов своих бойцов. Тогда-то на выручку Спилбергу и пришли ирландские солдаты (около 250 человек).
    16. В фильме показано ровно 206 трупов.
    17. Для съемок сцен, в которых солдатам отрывает руки и ноги, были приглашены настоящие инвалиды.
    18. Для съемок первой сцены картины амуниция актеров была изготовлена из древесины, т. к. таскать металл на себе в течение нескончаемого количества дублей было слишком тяжело.
    19. Несмотря на то, что Стивен Спилберг намеренно снизил цветность пленки примерно на 60%, уповая на то, что действие картины происходит во времена, когда цветного телевидения еще не существовало, две ведущие кабельные компании Америки (DirecTV и Dish) при показе картины на своих каналах вернули настоящие цвета обратно. После первых двух дней показа на Центры поддержки данных каналов обрушился шквал звонков недовольных граждан, посетовавших на отсутствие цветовой гаммы в передаваемой картинке.

    Очень часто встречается мнение что -де сюжет вышеуказанного фильма Голливуд высосал из пальца, что в реальной жизни такого никогда не случилось бы, и что это просто пропаганда американского капитализма с человеческим лицом. Вот довольно типичное высказывание некоего dabat_3 , недавно увиденною мною в комментариях к заметке Исаева о фильме "Ярость" (Fury): "Тот же Райан это сопли про мать-демократию, которая заботится о каждом своем гражданине, даже посылая на убой группу солдат, чтобы спасти единственного сына добропорядочной американской матери самого гумманого на свете государства".


    Человеку воспитанному в культурном контексте стран бывшего СССР и впрямь трудно поверить в сюжет фильма. У советского правительства в годы войны был тотальный контроль над прессой и отсутствовала какая бы то ни было легитимная политическая оппозиция. Стало быть негативные медиа-поводы аля-Райан имели довольно малый шанс стать достоянием широкой общественности, а если бы даже и стали то ни на что особо не повлияли бы. Далее, война была для советского народа настолько кровопролитна, что гибель всех сыновьев одной семьи в те годы не видится чем-то из ряда вон выходящим. Например у моего деда на фронте погибли все дядьки (одного разбомбили в эшелоне на пути к фронту, один был убит в ленинградском расчете ПВО прямым попаданием немецкой бомбы, один вызвался добровольцем в разведку в ходе битвы за Воронеж и пропал без вести). Уверен что и у многих из тех кто читает этот текст имеются схожие семейные истории.

    Но ведь война для США были совершенно другой. Там даже несмотря на военную цензуру СМИ имели довольно широкую свободу действий, и зачастую жестко критиковали правительство. Тот факт что относительно СССР США потеряли куда меньше народу означает что случаи гибели всех братьев из одной американской семьи разом были довольно редки, и в силу этого могли становиться национальным медиа-поводом. Возьмем случай с пятью братьями Салливан. 3 января 1942 они завербовались на службу во флоте с условием, что служить они будут вместе. Американский флот уже тогда проводил политику разделения родственников, но это правило тогда не соблюдалось жёстко. Все пять были включены в команду лёгкого крейсера "Джуно".

    Во время морского сражения близ Гуадалканала крейсер был потоплен японской подводной лодкой I-26, погиб весь экипаж за исключением десяти человек -- в том числе и все пять братьев Салливан. Их судьба стала настолько широко известен стране, что сам президент Рузвельт отправил письмо их родителям с выражением своего соболезнования:

    В честь братьев назвали корабль, эсминец DD-537. К слову в составе американского флота и сейчас имеется корабль USS Sullivans (DDG-68), девиз которого "Мы держимся вместе". Образ братьев широко использовался для продажи военных займов, а в 1944 о них сняли фильм.

    Само собой разумеется, что военно-политическому руководство страны в меру сил хотелось бы избежать подобных случаев в будущем. Ведь оппозиция (включающая в себя немало недавних изоляционистов) никуда не делась. Никто не отменял на время войны и выборы: в конце 1942 были промежуточные выборы в Конгресс, в конце 1944 были выборы президента. Так что горе матери и отца потерявших разом всех пятерых сыновей могло быть использовано в предвыборной компании (политики всегда остаются политиками) для критики компетентности руководства флота, а следовательно и верхновного главнокомандующего Рузвельта. Ну и в целом, американское правительство все время беспокоилось об общей поддержке войны народом; чтобы бывает когда та поддержка угасает отлично продемонстрировал Вьетнам.

    Так что вскоре после случая с Салливанами вооруженные силы США начали жестко проводить политику разделения родственников. Более того появилась неофициальная политика защиты членов семьи, уже потерявших нескольких своих родных на военной службе. Так, когда в 1944 в течении нескольких месяцев погибли четырех братьев Боргстромов из шести, пятый брат был демобилизован после петиции его родителей, а шестого брата освободили от военного призыва. Другой случай: в 1945 году служащий в Италии Генри Бьютхорн был отозван домой после того как один из его двух братьев погиб во Франции, а второй на Тихом океане. Наконец есть довольно известный случай с четырьмя братьями Ниланд. В мае 1944 Эдвард Ниланд пропал без вести над джунглями Бирмы после того как его Б-25 был сбит. Роберт и Фред Ниланд десантировались в Нормандии в ходе вторжения во Францию. В тот же день, 6 июня, Роберт был убит. На следующий день в районе сектора "Юта" погиб четвертый брат, Престон Ниланд. Через несколько дней парашютист Фред Ниланд был отозван со фронта в Англию, а затем отправлен в США -- там он служил военным полицейским до конца войны. Собственно Фред Ниланд и является прототипом Райана из фильма.

    Так что ничего невозможного в сюжете фильма нет, и дело тут не в том что "американская мать-демократия самая гуманная на свете" -- в контексте американской системы эти действия смотрятся вполне органично. И кстати это отнюдь не отменяет возможности позлословить: комментатор выше мог с куда большим основанием желчно написать, что фильм "Спасение рядового Райена" это история о том как политики послали группу солдат на опасное задание не в силу военной необходимости, а ради пары тысячных процентов рейтинга в предстоящих через пять месяцев выборах. Собственно, протагонист в фильме об этом говорит почти прямым текстом:

    COLONEL ANDERSON
    There"s a Private James Ryan who
    parachuted in with the Hundred-and-
    First near Ramelle. I want you to
    take a squad up there. If he"s alive,
    bring him back to the beach for
    debarkation. Take whoever you need,
    you"ve got your pick of the company.

    MILLER
    A private, sir?

    COLONEL ANDERSON
    He"s the last of four brothers, the
    other three were killed in action.
    This is straight from the Chief of
    Staff.

    MILLER HESITATES, THEN:
    Respectfully, sir, sending men all
    the way up to Ramelle to save one
    private doesn"t make a fucking,
    goddamned bit of sense.

    MILLER
    The numbers don"t make sense, sir.
    His brothers are dead, that"s too
    bad, but they"re out of the equation.
    Sending men up there is bleeding
    heart crapola from three thousand
    miles away. One private is simply
    not worth a squad.

    COLONEL ANDERSON
    This one is. He"s worth a lot more
    than that.

    Упрощенно, Миллер указывает на то, что рисковать целым отделением ради одного-единственного солдата -- идиотизм. А полковник в ответ говорит что это приказ начальника объединённого комитета начальников штабов, и что для того этот рядовой значит куда больше чем какое-то там отделение. Почему это так я и попытался объяснить выше. К слову большинство американцев это "почему" в той или иной мере осознают -- свобода прессы и какая-никакая подотчетность правительства народу (со всеми вытекающими из этого хорошими и плохими вещами) для них являются чем-то самим собой разумеющимся.