Что формируется у детей в начальной школе. Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Приготовление домашних заданий

Из опыта консультирования известно немало случаев, когда родители бывают в состоянии недоумения от поведения своего ребенка в школе.

Пример: Семилетний Алеша в домашних условиях ведет себя покладисто, дружелюбно, выполняет требования родителей, занимается самостоятельно уроками, да и вообще помогает маме по уходу за младшей сестрой. Но однажды, мама пошла на родительское собрание, где классный руководитель Алеши был в негодовании от его поведения, манер общения и способов взаимодействия. У мамы в голове не укладываются эти вещи.

И ведь действительно, как, один ребенок может вести себя различным образом в разных ситуациях? Ответ прост: может.

Вся тонкость такого амбивалентного поведения в различных условиях заключается в том, что придя в школу, перед ребенком встали новые условия и требования, которых не было в предыдущие 6-7 лет. Это обстоятельство накладывает весомый отпечаток и, к сожалению, не все дети способны принять новые правила поведения. В школе возникают запреты на общение во время урока, отвлечение на незначимые признаки и ставятся требования на выполнение четкого ряда задач. Часто, дети оказываются не готовы к такому режиму, и в результате, не могут сформировать адекватные взаимоотношения с педагогами.

Для того чтобы предотвратить эти ситуации, мы должны помнить о важности подготовки ребенка к школе. Спешу заверить, что детский сад, не всегда способен дать то, что оказывается необходимо в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте велика значимость общения и совместной деятельности родителей и ребенка. Не стоит забывать, что ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Через нее вы можете ставить перед ребенком задачи, которые будут способствовать развитию ответственности и произвольности, что необходимо для учеников младшего звена. Например, в качестве игры, вы можете построить сюжет, где необходимым условием будет выполнить определенное действие.

Также, не бойтесь привлекать ребенка к трудовой и хозяйственной деятельности. Вам может показаться, что он еще очень мал или выполнит задание плохо, однако, любой опыт будет полезен для его становления ответственности. Ребенку необходимо чувство значимости, которое вы можете поддержать в нем, путем назначения важных заданий. Безусловно, если, например, 10 тарелок будете мыть вы, это получиться намного быстрее и продуктивнее. Однако в обучении и воспитании ребенка важен не столько результат и скорость, сколько сам процесс.

Ребенок должен научиться орудовать средствами для того, чтобы в полной мере овладеть ими. В отношении процесса школьного обучения, вы также можете помочь ребенку. Объясните ему, для чего нужна школа, что там делают, как себя надо вести. Ответьте на все «Почему?» ребенка. Продумайте и опробуйте с ним схему выполнения домашнего задания, ведь важно помнить о том, что учителя дают материал, но ведь они не могут отследить процесс выполнения домашнего задания. И в этом случае, на помощь ребенку должны прийти вы. Не надо делать за ребенка задания, помогите ему сориентироваться в задаче и найти верный способ ее решения.

Таким образом, для родителей важно помнить, что для успешного становления процесса обучения необходима продуманная работа в период дошкольничества и помощь в адаптации к школе с первого дня обучения. Для ребенка важным взрослым вплоть до периода подросткового возраста являются родители, которым необходимо помочь своему ребенку в становления личности, поведения и эмоций!

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности. Что это — проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию — ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше. Вам кажется, что ребёнок плохо учится потому, что он ленится и всячески оттягивает момент начала приготовления домашнего задания? Потому, что он отвлекается и невнимательно слушает на уроке? Всё с точностью до наоборот: ребёнку не хочется делать уроки (а иногда и ходить в школу), потому что он понимает, что не успешен. Он был недостаточно подготовлен к школе!

Ему трудно учиться, ему многое непонятно в объяснениях учителя и домашних заданиях. Но он в этом не виноват. Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Мне хочется, чтобы вы правильно поняли положение дел и предприняли все меры к тому, чтобы помочь ребёнку справиться со школьными трудностями. Поэтому я составила правила для родителей ученика начальной школы.

  1. Спокойствие, только спокойствие!
  2. Больше позитива — старайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное — с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!
  3. Забудьте всё, что вы вспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать! Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!
  4. Примите как данность: новые государственные стандарты образования составлены таким образом, чтобы родители помогали детям в учёбе, во всяком случае, в начальной школе. Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Даже если ему легко даются самые серьёзные предметы — русский язык и математика, вы обязательно должны слушать, как ребёнок читает тексты по литературному чтению, его пересказы. Сейчас в школах очень трудная программа по курсу «Окружающий мир». Многие задания по этому предмету ребёнок может выполнить только с помощью взрослого!
  5. Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать — школьные правила, учителей, директора, учебные программы. А как можно уважать то, что родная мама критикует?
  6. Никогда не выражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.
  7. С какими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность — помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы — внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда.
  8. Уважайте своего ребёнка! Не кричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери — вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?
  9. Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов! Если вы встаёте в школу в 7.00, в 22.00 школьник должен отойти ко сну. Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!
  10. Ограничивайте время просмотра ТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день — это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.
  11. Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете, то и почаще) выбирайтесь в «культпоходы» — в музей, в театр. Используйте каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.
  12. Помогать ребёнку выполнять домашние задания — это не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

Наталья Большакова

Обсуждение

Мне кажется, очень важно подготовить ребенка к новой жизни. Вот как в статье сказано. У нас благо была программа начальная школа 21 века. Там в первом классе был адаптационный период. Все детки смогли привыкнуть и без всякого стресса взяться за учебу. Класс у нас сейчас очень сильный, подготовленный.

25.08.2018 15:18:35, Потешкина Марина

Я считаю, что если уделять достаточное количество внимания ребенку, делать уроки с ним вместе, помогать и объяснять ему то, что ему непонятно - проблем с учебой не возникнет в принципе!

У моей дочери в начальных классах возникли проблемы с учебой. Не могли заставить ее заняться домашними заданиями. А если уж это нам удавалось, дочь каждый раз пыталась найти повод, чтобы от уроков увильнуть. Хотя сказать, что она у меня слабый в учебе или несмышленый ребенок не могу. Когда спросили у нее в чем дело, она призналась, что ей трудно долго сидеть за столом. У нее стоял обычный твердый стул и как оказалось, на нем действительно ребенку усидеть нелегко. Решение мы этому нашли - купили стул Moll Maximo 15. Он очень яркий, имеет красивые формы, изготовлен из качественного материала. Все углы закруглены, механизмы безопасны для ребенка. Дочь делает уроки с удовольствием теперь, может усидеть довольно долго, так как в сидении стула встроены амортизаторы. Стул отлично перемещается и по твердой, и по мягкой поверхности. Но самое главное его преимущество - возможность самостоятельно регулировать высоту сидения и спинки, а также глубину стула. С этим дочь справляется даже самостоятельно. Когда дочь будет подрастать - мы сможем вместо покупки нового стула просто настроить этот стул Maximo и сэкономить деньги.
Советую каждому родителю, прежде чем ругать ребенка, выяснить причины того, почему делать уроки он не хочет. Решение может быть таким простым и полезным!

Самое главное, это чтобы повезло с классным учителем и она нашла подход к ребенку и сумела его заинтересовать.

Комментировать статью "Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?"

Проблема в школе. Не знаю, что происходит и что делать. Дочка учится в 2 классе. Сколько я не разговаривала с учителем начальной школы, а потом и средней, чтобы не раскрашивали тексты Если ребенок в школу "ходить боится", мне кажется, что тут проблема не в школьной...

Обсуждение

Сколько я не разговаривала с учителем начальной школы, а потом и средней, чтобы не раскрашивали тексты моего дисграфика сплошным красным и не ставили на титульном листе тетради наверху в ряд 20 двоек.

Но это совершенно бесполезно. Как я поняла - это скрытый садизм так проявляется. Свое зависимое положение и низкую заработную плату учитель вот так вымещает на слабых учениках.

Другим объяснить это маниакальное усердие выставлять 2/2 в работах заведомо неспособного написать норму ребенка - я не могу.

Ну и дневник тоже представляет предмет особого интереса - что они там выписывают и выставляют.

Это склонность к садизму и вымещение на детях своей неустроенной жизни. Ничего более.

Проблема, скорее всего, не в целенаправленном занижении отметок, а в том, что у девочки пока не сформированы учебные навыки (автоматизмы), необходимые во 2 классе + имеет место дефицит внимания (судя по Вашим описаниям). В 1 классе отметок нет, поэтому сложно бывает сориентироваться, насколько ребенок справляется с программой, а во 2 классе начинаются отметки, и сразу возникает много вопросов - на каком основании ребенок не получает отметку, на которую рассчитывал он сам (у него-то пока объективного восприятия нет - сделал, значит, молодец, значит, "5", раньше-то хвалили взрослые). Оценки выставляются в соответствии с нормативами, учитываются, конечно, особенности ребенка, но не до такой степени, чтобы завышать-занижать оценки. Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок-то новый), какие слабые стороны, какие проблемы заметила, над чем надо прицельно работать в первую очередь. Легче всего обвинить в предвзятости, тогда возникает логичный вопрос: ЗАЧЕМ это учителю? Ваша девочка как-то неудобна из-за поведения? - судя по всему, с поведением все нормально... С какими-то заданиями она справляется, с какими-то ПОКА - нет... Хорошо бы проконсультироваться с нейропсихологом, чтобы выявить реальные причины неуспешности (возможно, медицинские). В последнее время проблему излишне "психологизируют" - педагогические или медицинские проблемы пытаются решать психологическими средствами, потому и результата нет. В этом возрасте главное для ребенка - чувствовать себя умелым, компетентным, в этом и надо помогать, а не играть "в поддавки". Главное дело возраста - учеба, главная задача - научиться учиться и научиться мыслить, главная ошибка - критика учителя... в этом направлении и движемся)) Удачи Вам!

24.09.2017 13:59:13, Nina52

Перевод в другую школу. Психология.. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены В начальных классах учился хорошо, в пятом скатился на тройки. Школа обычная.

Обсуждение

Интересно, в каком городе Вы живете. В Москве и Подмосковье уже давно для оплаты дороги существуют карточки.

Мой сын сменил 4 школы.) Вообще без проблем.
Учиться далеко от дома имеет смысл, только если школа супер и другой такой нет. А если школа вполне обычная, уже в 5 классе - тройки, то зачем такие страдания?

Реальные программы начальной школы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Чем проще программа в началке, тем лучше. Я за прописи весь первый класс и 4 урока в день. Иначе потом этих специально подготовленных к поступлению детей ждут проблемы в учёбе.

Обсуждение

"Школа России". Если кратко "почему",то вменяемая программа, базовая. Без оглядки на "талантливого учителя".
И учебники частично в школе выдавали и выдают. Деревья сохраняем:-)

"Школа России"! Есть и будет. Всем того же желаю.

23.05.2013 23:00:32, Акелла

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать - школьные правила, учителей, директора, учебные программы.

Обсуждение

Мальчики, 13,5 лет, 11,5 и 8-летки. Всем очень нравится, готовы жить в гимназии, мелкие стонут:"Забери нас поздно-поздно". У них всех какая-то бурная жисть там идет, кружки, друзья и т.д.

18.01.2010 09:48:00, 4 сына

"А вашим детям в школе нравится?" Учиться - не особо, а так - да:)

Проблемы в первом классе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Проблемы в первом классе. Девочки, всем привет. Подскажите пожалуйста, что делать: старшая дочка, возраст 6 лет 10 мес., пошла в этом году в первый класс.

Обсуждение

Не надо к психологу, подождите. Мне всю первую четверть учительница говорила:"Почему он у Вас на парте лежит?" "Ну, во-первых, не у меня. Во-вторых, спрошу у него." Ответ ребенка:"Мыслей много, голова тяжелая, на руку ложится. А когда меня спрашивают, я всегда поднимаюсь." Ничего, полежал полгода (не мешал никому), потом все прошло, а в новой школе вообще об этом даже разговора не было. Пошел в школу в 6,5. Сейчас второй класс. Подождите, прошло очень мало времени. Дочка должна привыкнуть к школе, к учительнице, подготовка совсем-совсем другое, ИМХО,там они дошколята, а здесь все по-взрослому. Не гоните ее и удачи Вам!

Вы прям хотите всего и сразу. Так не бывает. Не нужно ребенку вот такое говорить: "что это такое, давай тогда в садик вернемся и будешь в садик ходить с малышами" Зачем же собственного ребенка обижать и расстраивать? Практически все они такие в большей или меньшей степени, при чем, не только в 1 кл. и это нормально. "спросила тут у учителя как мы учимся" ,а что за нужда у вас спрашивать такое у учителя, когда вы только начали учебу, понятное дело, что пока никак (адаптационный период). Вы просто не оставили ей выбора. Вы неволнуйтесь, если что-то пойдет не так учитель сам вас найдет, а так получилось вы сами учителя провоцируете на такие разговоры, а потом на ребенка давление оказываете. Лучше у ребенка по чаще спрашивать "что нового", "что интересного" "что больше всего понравилось, запомнилось" , а если даже что не так, и даже если вам об этом сообщили учителя, так надо понимать, что эта информация исключительно для вас, а не с целью вывалить и заставить решить все эти проблемы разом, маленького ребенка. Это мне кажется всегда так, не только в начальной школе, потому и на собрания родительские, детей не пускают, чтоб они слышали то что считают нужным их родители.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Ксения Кнорре Дмитриева

Большинство из вас уже знают, в какую школу пойдет ребенок, что за учитель будет закладывать образовательные основы и знания ваших детей.

Но, что будет в реальности итогом начального образования наших чад, сейчас предположить достаточно трудно. Посему, обо всем по порядку:

Начальная школа.

Для начала давайте разберемся, какое значение имеет начальная школа в дальнейшем образовании наших детей? Ответ прост:

Начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса, в который входят ваши дети!

Поэтому в идеале начальная школа не должна быть ни излишне сложной, - ни излишне слабой. Она должна быть сильной, а учитель должен быть настоящим профессионалом. И главное: она должна быть одинаково сильной для всех детей. Распределение по способностям в начальной школе не допустимо (за исключением случаев врожденной одаренности, которые крайне редки).

Именно по итогам начальной школы вы будете оценивать уровень способностей и интеллектуальную направленность своего ребенка на этап средней школы и старшей. А за ними и на всю оставшуюся жизнь. Но это в идеале, а как там дело обстоит в реальности?

Что значит для начальной школы, точнее: программы обучения в начальной школе, быть не слишком сложной и не слишком слабой?

Как-то раз один замечательный учитель математики, учебник для начальной школы которого, до сих пор остается не превзойденным с моей точки зрения, мне сказал: «Что важно в начальной школе? - Русский, математика и чтение! Все остальное совершенно лишнее и мешает развитию образовательного навыка у ребенка. А Вы посмотрите, что сейчас делается?» (Б.П. Гейдман).

На тот момент (начало 2000-х) действительно программы начальных школ пестрили предметным многообразием в ущерб основным предметам. Дети, прошедшие такие программы к окончанию средней школы теряли мотивацию к учебе, процесс образования в школе становился для них обузой. А вынужденное участие родителей в подготовке рефератов не по возрасту, презентаций и прочего, дезориентировали ребенка в границах самостоятельности в деле осуществления собственного учебного процесса.

Теперь о том, что такое слабая начальная школа, (она «заступила на пост» с программой министерства образования и науки «Школа 2000). Кидаться в крайности - это наша любимая национальная забава. Но вернемся к теме: Речь идет о примитивности программ основных предметов начальной школы под видом лозунга «у детей должно быть детство» . «Детство» у таких детей, как правило, сводится к планшету, компьютеру и телевизору в «нон стопе». Последствия реализуются на этапе переходного возраста, когда авторитет родителей перестает быть доминирующим.

Примитивность программ обучения сводится к упрощенной программе по математике, очень маленьким домашним заданиям по русскому языку. Ну и, соответственно, чтению на уровне скорости и навыка, не предусматривающего проверку осмысления прочитанного, т.е. искусственного занижения интеллектуальных возможностей ребенка.

Но как оно должно быть, если все это формируется «по - уму»?

Русский язык : программа по русскому языку рассчитана на то, чтобы ребенок получил навык автоматической грамотности. Этому способствует логопедическое здоровье ребенка, за которым родители должны следить на дошкольном этапе, и базовая теория русского языка в начальной школе, закрепленная большими домашними заданиями, объем которых предполагает установления навыка правописания, переходящего в автоматизм.

Смело могу сказать, что основы русского языка, основной объем грамотного письма, закладываются в начальной школе. Упущение этого этапа очень трудно компенсируется: Расчет на репетиров по русскому в старшей школе, может и не оправдаться совсем. Поэтому к русскому родителям надо быть особенно внимательными.

Математика : Прежде всего, напомню азы того, что такое математика. Математика - это язык любой науки. То явление жизни, что на обычном языке объясняется большим объемом текста, на языке математики может быть представлено одной формулой. Поэтому без математики нет науки, чтобы ни говорили разного рода «гуманитарии».

Именно этому свойству математики и учатся наши дети, загибая пальчики в устном счете, решая задачки на скорость парохода по течению реки и против течения и т.д. Навык понимания соответствия математической записи реальному явлению жизни должны освоить наши дети в начальной школе, и тогда в средней школе не будет проблем с естественнонаучными предметами.

Отдельно хочу остановиться на том, нужна ли математика девочкам? - Просто необходима. И не затем, чтобы потом «высушить мозги», как любят говаривать малосведущие, в вопросах организации образования, люди. А затем, чтобы научиться искусству «интеллектуальных многоходовок». Именно этот навык - первейшая задача математики. Здесь суть опасности примитивных программ по математике в начальной школе, в которых отсутствует «задачка с подковыркой», отсутствует «неоднозначность» пути решения и возможного конечного ответа.

Ребенок, решая примеры и задачки по математике, должен научиться замечать «детали», скрытые в условии задачи или примере, который решается двумя действиями, уравнениями и прочее. Осваивая такие задачки, ученик получает огромное удовольствие от процесса познания, чем закрепляется мотивация на обучение и ощущение горизонтов человеческого знания на всю оставшуюся жизнь.

Чтение : Теперь о чтении - пожалуй, самый главный навык, который Ваш ребенок должен освоить за время начальной школы. От него зависит успешное освоение и математики и родного языка. Нужно не просто научить ребенка читать - нужно научить ребенка читать осмысленно, т.е. в процессе чтения ученик должен осмыслить максимум содержания написанного. Это не так просто, как кажется. Учитель для этого дает задания на пересказ текста и заучивания стихов. Так же в начальной школе практикуются изложения и маленькие домашние сочинения.

Для начала тексты должны быть простыми и емкими по смыслу: «мама мыла раму» . Ребенок мгновенно представляет себе процесс, ему это обеспечивает содержательная емкость и краткость предложения. Поэтому за текстами, которые даются детям для чтения на первых порах, надо особенно следить. Не плохо, если ваш малыш пришел в школу читающим, и у него есть возможность углублять навык осмысленного чтения легкими пересказами и заучиванием небольших стихов.

Если вашему малышу трудно дается учение наизусть, попробуйте с ребенком пересказать стишок, который он учит. Описание стихотворного образа очень важно для осмысленного запоминания и тренировки осознанной памяти. Помогайте ребенку тем, что показывайте ему стихотворные образы в реальной жизни. Для этого очень хорошо читать «пейзажную классику», которой вдоволь у русских поэтов и писателей. Сейчас все это продается в стихотворных сборниках для детей в серии «Времена года». Тем более, что все эти стихи и рассказы будут в программе по чтению начальной школы все четыре года и потом перейдут на пятый класс в программу по литературе. ...

Что касается всех остальных предметов, принятых в начальной школе : изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, физкультура - все они необходимы и учат ребенка восприятию миру через язык классического творчества и радость движения. То, что школьная программа упорядочивает эти процессы «заданиями» с конкретным содержанием - это правильно, ибо упорядочивание процесса усвоения восприятия окружающего мира языком познания с включением всех его видов (зрительного, тактильного, слухового, кинетического (движение тела)), - это основная методологическая задача образования по отношению к подрастающему поколению.

Что касается нововведений последнего времени в школьные программы для начальной школы типа информатики, истории и иностранного языка: Информатика - это реальность нашего времени, от нее никуда не деться, да и не надо. Но нужна ли она ребенку на первых этапах обучения? - Мое мнение - НЕТ. Почему?

Во-первых, дети на уровне примитивного пользователя и так осваивают новые социальные навыки с раннего детства достаточно легко, а глубинная суть информатики, которая ложиться потом в основы профессионального программирования - это математика. И сегодня формируются программы по математики для начальной школы, которые учитывают этот фактор. Поэтому отдельный предмет в начальной школе - это лукавство, заигрывание с не сведущими родителями. Что касается логики, выделенной в отдельный предмет, еще одной предвестницы информатики: хорошая программа по математике ее в себя включает, но выделенная в отдельный предмет, она лишней не будет. Главное, чтобы не в ущерб основным предметам.

Теперь об иностранном языке : наш век подразумевает английский. От этого никуда не деться. Поэтому грамотные школы вводят его со второго класса. И здесь есть свои нюансы: первоклассники начала 90-х оказались в свое время в крайне сложной ситуации, когда к моменту поступления в ВУЗ вдруг выяснилось, что на английском они пишут и читают грамотнее, чем на русском. Их «продвинутые» матери бросились нанимать репетиров по русскому, которым предстояло не только научить подростка грамотному письму, но еще и искусству сочинения. Естественно, все кончилось взятками при поступлении - тогда это было не проблемой. Как же так вышло?

«Постсоветские матери», алчущие западных благ и пережившие их недоступность в своей молодости, бросились компенсировать своим чадам это интенсивным обучением иностранному языку в ущерб русскому. А школы, оказавшиеся в зависимости от «воли матери» радостно ответили на запрос. Это было большой ошибкой.

Иностранный язык, безусловно, нужен, но акцент в начальной школе должен был быть сделан на грамматику, а не на лексику. И даже, если ребенок готов к усвоению и того и другого, доминанта родного языка и языка национального общения, должна быть в начальной школе выше, чем объемы иностранного, если, конечно, вы не собираетесь менять гражданство и страну проживания. Или уже не живете на несколько стран.

Там, где учителю удалось правильно расставить акценты в пользу грамматики иностранного языка и частого повторения одного и того же основополагающего правила восприятия иностранной речи, ученикам в средней школе ничего ни стоило «повесить» на это богатую лексику. Те дети, у кого основы процесса соотношения усилий на освоение русского и английского языков были нарушены, получали проблемы.

Что касается всего остального: истории и прочего . В начальной школе эти направления учитываются программой «Родной речи», и умножаются программами по внеклассному чтению на лето. Поэтому перегруз различными научными направлениями в начальной школе не просто не нужен, но и опасен. Ведь любая наука строится по своей логике как предметной, так и теоретической - детям до 10 лет она не нужна. Потом они освоят ее легко, если предыдущие этапы их обучения были составлены правильно.

Что еще хочу отметить: Планируя образование своих детей, мы очень часто ориентируемся на собственный опыт, и тем самым, ограничиваем разнообразие дорог, которые наш ребенок способен освоить. Например, «математикой у нас никто не занимается», или «я в школу не ходила, и ничего! - ходила в школу искусств» и т.д. Чаще всего, дети таких родителей повторяют их дороги. Но акцентировать это при ребенке не стоит, его будущее не предсказуемо, ограничивать его собственными возможностями не честно. Дайте время своему чаду, и понаблюдайте - можете совершить открытие. Или просто, делайте, как чувствуете, но при ребенке не высказывайте свою позицию.

В свое время я отдала ребенка в музыкальную школу, не имея к этому сама ни малейшей склонности - процесс был сложный, но ребенок получил музыкальное образование, хоть и не стал профессиональным музыкантом. Это позволило моей дочери обрести музыкальный вкус, чувство музыкальной грамотности и многократно расширило ее кругозор. Выяснилось.,что у нее есть и слух, и голос и все, что нужно для игры на фортепьяно. Я уж молчу про эффект от занятий музыкой, который заключается в том, что в процесс музицирования включены все инструменты освоения действительности: мышление, моторика пальцев рук, ритм ноги для педали, зрение и слух.

Кстати, если Вам не очень повезло со школой и контингентом в классе, или ваш ребенок слишком умен для своего возраста, но у вас нет возможности это реализовать традиционным процессом образования - занятия любым видом искусства, особенно музыкой - это спасение!

Вот так, дорогие родители, выглядит в самом общем виде процесс обучения вашего дитя в начальной школе. Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этой теме: Не позволяйте ставить на своих детях эксперименты по типу: «Зачем нам устный счет, если есть калькулятор?» Или: «Зачем нам письмо, когда есть клавиатура?» - Это глупость страшная и не поправимая. Вступая в процесс обучения, ребенок осваивает все этапы становления знания человечества об окружающем мире. Среди них этап становления речи, этап становления письма, этап становления математической формализации жизни, и как следствие образования науки.

Вспомните, как развивается эмбрион в утробе матери: он проходит все основные этапы эволюции, прежде, чем превратиться в человека. Так же и образование вашего чада проходит все этапы формирования культурно - исторического опыта нации. Ничего лишнего здесь нет и быть не может. А если наш мозг и эволюционирует в смысле познавательных процессов, то очень медленно. И когда дети начнут рождаться «с определенным навыком чтения и речи», никто не может предсказать. Время биологической эволюции исчисляется миллионами, миллиардами лет. Поэтому все по порядку, - «бежать через ступени» смысла нет.