Российские станции в арктике. Арктическая наука: год на полярной станции

Антарктическая научная станция "Восток"

Полюс холода Земли
(из цикла "На задворках планеты" )

Станция Восток - российская антарктическая научная станция, единственная используемая Россией в настоящее время внутри континента. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Как уникальная научно-исследовательская станция она была основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. Длительное время начальником станции был В. С. Сидоров.

Климатические условия в районе станции - одни из тяжелейших на Земле. Они отличаются очень сильными морозами в течение всего года. Здесь зарегистрирована самая низкая температура на планете из всех метеорологических станций в XX веке: -89,2 град.C (21 июля 1983). Самым тёплым летним днём на станции Восток за всё время её существования остаётся день 16 декабря 1957 г. Тогда термометр зафиксировал 13,6 градусов мороза. Район получил название Полюс холода Земли. Толщина ледяного покрова под станцией составляет 3700 м.


Жесточайшие морозы способствуют почти нулевой влажности воздуха в районе станции. Среднегодовая скорость ветра около 5 м/с, максимальная 27 м/с (почти 100 км/ч). Высота расположения «Востока» - 3488 метров над уровнем моря, что вызывает острую нехватку кислорода. Из-за низкой температуры воздуха в районе станции его давление с высотой падает быстрее, чем в средних широтах, и подсчитано, что содержание кислорода в атмосфере в районе станции эквивалентно высоте пяти тысяч метров. Ионизация воздуха сильно повышена. Парциальное давление газов также отличается от такового в привычном для нас воздухе. А острая нехватка углекислого газа в воздухе в этих местах, приводит к сбоям в механизме регуляции дыхания.


Полярная ночь длится с 23 апреля по 20 августа, 120 дней в году, что составляет чуть менее 4 месяцев, или трети всего года. Всего два месяца в году среднемесячная температура воздуха превышает -40 град.C и четыре месяца - -60 град.C. С марта по октябрь стоят суровые морозы, и только в ноябре наступают относительно комфортные условия.

Акклиматизация к таким условиям продолжается от одной недели до одного-двух месяцев и сопровождается головокружением и мельканием в глазах, болью в ушах и носовыми кровотечениями, чувством удушья и резким повышением давления, потерей сна и понижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в суставах и мышцах, потерей веса от трёх до пяти (известны случаи до 12) килограммов.


Средняя температура самых тёплых месяцев, декабря и января, -35,1 и -35,5 град.C соответственно, что эквивалентно холодной сибирской зиме. Средняя температура самого холодного месяца, августа, составляет -75,3 град.C, иногда опускается ниже -88,3 град.C. Для сравнения: январь 1892 года в Верхоянске (самый холодный за всю историю наблюдений в России) имел среднюю температуру -57,1 град.C. Самый холодный суточный максимум температуры составляет -52 град.C, в мае температура за всё время измерений не поднималась выше -41.6 град.C. Осадков здесь практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков - всего около 18 мм.


Научно-исследовательская станция «Восток» расположена в 1253 км от Южного полюса, в 1410 км от станции «Мирный» и в 1260 км от ближайшего побережья моря. Добраться до станции зимой практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами (в летний, относительно тёплый период) и санно-гусеничным поездом (в остальное время) от станции «Мирный». Подробно трудности доставки грузов этим способом описал Владимир Санин в своих книгах «Новичок в Антарктиде» и «72 градуса ниже нуля».


«Восток» расположен вблизи от Южного геомагнитного полюса Земли и является одним из наиболее подходящих мест для исследования изменений в магнитном поле Земли. Обычно на станции летом находятся 40 человек - учёных и инженеров. Зимой их количество сокращается до 20. Более сорока лет российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические, геофизические и гляциологические наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др. Здесь в середине 1990-х годов, в результате бурения ледниковых отложений (вначале термобуровыми снарядами, а затем электромеханическими снарядами на грузонесущем кабеле), было обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток (крупнейшее подлёдное озеро Антарктиды). Озеро расположено под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250x50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. кв.км. Глубина более 1200 м.


В ночь на 13 апреля 1982 года в результате пожара полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, и станция осталась обесточена. 20 человек на протяжении 8 месяцев провели героическую зимовку, согреваясь самодельными буржуйками на дизельном топливе, пока из Мирного не пришёл санно-гусеничный поезд с новой дизель-электрической установкой. Интересно, что станция удалена от экватора примерно на такое же расстояние, как города Лонгйир и Баренцбург на Шпицбергене в Северном полушарии, где абсолютный минимум температуры составляет всего -46,3 град.C, абсолютный максимум аж +17,5 град.C, а среднегодовая температура -14,4 град.C. Такую разницу создает особый климат Антарктиды.

Начало работы станции знаменуется вовсе не торжественным моментом подъема российского флага над кают-компанией. Официально дрейфующая станция начинает свою работу с момента передачи первой метеосводки в ААНИИ, а оттуда — в глобальную метеорологическую сеть. Поскольку, как известно, «Арктика — кухня погоды», эти данные обеспечивают метеорологов чрезвычайно ценной информацией. Изучение барических (давление, скорость и направление ветра на различных высотах) и температурных профилей атмосферы с помощью зондов до высоты 30 км используется не только для предсказания погоды — эти данные в дальнейшем могут использоваться как для фундаментальных научных целей, таких как уточнение моделей физики атмосферы, так и для прикладных— например, обеспечения полетов самолетов. За все эти данные ответственны метеорологи и аэрологи.

Работа метеоролога может показаться простой — это снятие метеоданных и их отсылка в Росгидромет. Для этого на 10-метровой метеомачте расположен набор датчиков, измеряющих скорость и направление ветра, температуру и влажность, видимость и давление. Вся информация, в том числе от выносных датчиков (температуры снега и льда, интенсивности солнечной радиации), стекается на метеостанцию. Хотя данные снимаются со станции дистанционно, проводить измерения без выхода на метеоплощадку получается далеко не всегда. «Чашки анемометров и радиационная защита метеобудки, где расположены датчики температуры и влажности воздуха, обмерзают, их приходится очищать от изморози (для доступа к верхней части мачты последняя сделана ‘ломающейся"), — поясняет инженер-метеоролог СП-36 Илья Бобков.- А в период таяния растяжки постоянно приходится крепить, чтобы мачта была устойчивой. Кроме того, станция не рассчитана на работу в условиях столь суровых морозов, ниже — 40 °C, поэтому мы вмонтировали туда подогрев — обычную 40-ваттную лампу накаливания. Конечно, есть станции, рассчитанные на столь низкие температуры, но они менее точные».

Сверху видно все

На СП-36 впервые в истории арктических исследований был опробован в работе легкий 5-кг БПЛА казанской компании «Эникс» с размахом крыла 140 см и радиусом действия 15 км (такой же аппарат будет нести вахту и на СП-37). Правда, он использовался в первую очередь не для научных целей, а для обеспечения жизнедеятельности и безопасности станции — разведки ледовой обстановки в ближайшем окружении. В частности, аппарат очень четко зафиксировал те трещины, которые прошли по льдине СП-36 12 апреля — они хорошо просматривались на снимках. Методика использования БЛА пока еще отрабатывается, одна из компаний в Санкт-Петербурге сотрудничает с ААНИИ в области обработки и привязки изображений, передаваемых с борта БЛА. Со временем планируется оснастить БЛА различными датчиками для сбора научной информации (на станции уже экспериментировали с установкой аэрологических датчиков).

Выше 10 м — область работы аэрологов. «Мы изучаем верхние слои атмосферы с помощью аэрологических зондов, — объясняет ведущий инженер-аэролог СП-36 Сергей Овчинников. — Зонд — это коробочка массой 140 г, ее прикрепляют к аэростату — шару объемом около 1,5 м³, наполненному водородом, который получают химическим способом в газогенераторе высокого давления — из порошка ферросилициума, едкого натра и воды. В зонд встроены GPS-приемник, телеметрический передатчик, а также датчики температуры, давления и влажности. Каждые две секунды зонд передает информацию вместе со своими координатами на наземную приемную станцию». Координаты зонда позволяют рассчитать его перемещение, скорость и направление ветра на различных высотах (высота определяется барометрическим способом). Электроника зонда питается от водозаливной батареи, которую предварительно выдерживают в воде несколько минут (подобными источниками питания оснащаются спасательные жилеты с аварийными маяками).

«Зонды запускаются каждый день в 0 и в 12 часов по Гринвичу, если позволяют погодные условия, при сильном ветре зонд просто «прибивает» к земле. За неполный год состоялось 640 выпусков, — говорит Сергей Овчинников.- Средняя высота подъема составила 28770 м, максимальная — 32400 м. Скорость подъема зонда — около 300 м в минуту, так что предельной высоты он достигает приблизительно за час-полтора, шар по мере подъема раздувается, а потом лопается, и зонд падает на землю. Правда, найти его практически невозможно, так что прибор одноразовый, хоть и дорогой».


Вода

«Основной упор в нашей работе делается на измерение параметров течений, а также температуры, электропроводности, плотности воды, — говорит океанолог СП-36 Сергей Кузьмин.- За последние годы парк приборов значительно обновился, и теперь мы можем получать результаты с высокой точностью, соответствующей мировому уровню. Сейчас мы используем приборы-профилографы, которые позволяют измерять скорость течения с помощью поперечного эффекта Доплера в нескольких слоях.

В основном исследовали атлантические течения, верхняя граница которых находится на глубине 180−220 м, а ядро — 270−400 м». Кроме изучения течений было предусмотрено ежедневное изучение толщи воды с помощью зонда, измерявшего электропроводность и температуру, каждые шесть дней проводились исследования на глубине до 1000 м, чтобы «захватить» атлантические воды, а раз в неделю зонд опускался на всю максимальную длину троса — 3400 м, чтобы изучить глубоководные слои. «В некоторых районах, — объясняет Сергей Кузьмин, — в глубоких слоях можно наблюдать геотермальный эффект».

Домики на льдине

Дрейфующая станция представляет собой несколько домиков, расставленных на льдине. Домики, называемые ПДКО (Полярный дом Канаки-Овчинникова), собираются из щитов — слоев бакелитовой фанеры, между которыми проложен в качестве утеплителя толстый слой пенопласта. Щиты соединяются между собой специальными замками, в щели набивают утеплитель (войлок), и домик становится вполне пригодным для жилья. Разумеется, при условии наличия отопления — либо электрического (масляные калориферы и тепловентиляторы), либо специальные печки на керосине или солярке.
Жизнь людей на станции в прямом смысле слова зависит от топлива — солярки для дизельных электростанций (ДЭС). Поэтому топливо берут с запасом — почти тысячу бочек (около 180 тонн, за год было израсходовано около 110 тонн). Бочки распределяют по топливным депо — расставляют в различных местах льдины, на случай, если часть топлива будет потеряна при возникновении трещин. Энергию обеспечивают два 30-кВт дизеля ДЭС, которые работают поочередно по 500 моточасов (до смены масла), еще один дизель стоит в дежурном режиме. Кроме дизтоплива для ДЭС и тракторов, на станции есть небольшой запас бензина, на котором работают снегоходы, и авиационного керосина — это позволяет заправлять самолеты, прилетающие на станцию весной и летом.

В задачу океанологов на СП-36 входил также и сбор проб для последующего анализа гидрохимиками. «Три раза за время зимовки — весной, летом и осенью — мы отбирали керн льда, который затем растапливали при комнатной температуре, полученную воду пропускали через фильтр, затем снова замораживали, — говорит Сергей. — И фильтр, и лед специальным образом упаковывали для последующего анализа. Точно так же отбирали пробы снега и подледную воду. Брали и пробы воздуха — с помощью аспиратора, который прокачивал воздух через несколько фильтров, задерживавших мельчайшие частицы. Ранее таким образом удалось, например, обнаружить пыльцу некоторых видов растений, которая долетает в приполюсные районы из Канады и российской тайги».


Метеомачту стараются устанавливать подальше от «жилой зоны» и в особенности от дизельной электростанции, чтобы исключить влияние посторонних факторов на показания чувствительных датчиков.

Для чего изучают течения? «Путем сравнения с данными, накопленными за предыдущие годы, можно выяснить климатические тенденции, — отвечает Сергей. — Такой анализ позволит понять, например, поведение льдов в Северном Ледовитом океане, что чрезвычайно важно не только в фундаментальном отношении, но и в чисто прикладном — например, при освоении природных ресурсов Арктики».

Снег

Программа специальных метеорологических исследований включала несколько разделов. Исследовалась структура снежно-ледяного покрова, его теплофизические и радиационные свойства — то есть то, как он отражает и поглощает солнечную радиацию. «Дело в том, что у снега высокая отражающая способность, и по этой характеристике, например на спутниковых снимках, он очень напоминает облачный слой, — поясняет метеоролог Сергей Шутилин. — Особенно зимой, когда температура и там и там составляет несколько десятков градусов ниже нуля. Я изучал теплофизические свойства снега в зависимости от температуры, ветра, облачности и солнечной радиации». Измерялось также и проникновение солнечной радиации (разумеется, во время полярного дня) сквозь снег и лед на различные глубины (в том числе и в воду). Изучались также морфология снега и его теплофизические свойства — температура на различных глубинах, плотность, пористость, фракционный состав кристаллов в различных слоях. Эти данные совместно с радиационными характеристиками помогут уточнить описание снежно-ледяного покрова в моделях различного уровня — как в глобальных климатических, так и в региональных.


Слева: метеоданные снимаются с метеостанции дистанционно, но посидеть в тепле метеорологам удается редко — мачта часто обмерзает, анемометры перестают вращаться и их приходится очищать от изморози. Справа: толщина льда измеряется с помощью мерных реек, которые опускаются в лунки, высверленные мотобуром, на специальном ледовом полигоне.

Во время полярного дня проводили измерения доходящего до поверхности Земли ультрафиолета, а в полярную ночь с помощью газоанализаторов изучали концентрации углекислого газа, приземного озона и метана, выбросы которого в Арктике связаны, по‑видимому, с геологическими процессами. С помощью специального газоанализатора удалось также получить, по словам Сергея Шутилина, уникальные данные о потоках углекислого газа и водяного пара через поверхность снега и льда: «Ранее существовала модель, согласно которой талые воды с побережья попадали в океан, океан покрывался льдом, и под ним шли анаэробные процессы. А после того, как поверхность освобождалась от льда, в атмосферу шел поток углекислого газа. Мы обнаружили, что поток идет в обратную сторону: когда льда нет, то в океан, а когда есть — в атмосферу! Впрочем, это может зависеть и от района — например, измерения на СП-35, которая дрейфовала ближе к югу и к шельфовым морям в восточном полушарии, согласуются с приведенной гипотезой. Так что нужны дополнительные исследования».


Трещина, прошедшая по льдине, к счастью, обошла лагерь станции стороной. Такие трещины — одна из самых серьезных опасностей для людей на дрейфующей станции.

Лед

Ко льду сейчас привлечено самое пристальное внимание, ведь он — наглядный индикатор происходящих в Арктике процессов. Поэтому его изучение чрезвычайно важно. В первую очередь это оценка массового баланса льда. Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»

«Мы также взяли несколько кернов молодого и старого льда, которые будут исследовать в ААНИИ, — химический состав, механические свойства, морфология, — рассказывает ледоисследователь СП-36 Никита Кузнецов. — Эта информация может быть использована при уточнении различных климатических моделей, а также, например, в инженерных целях, в том числе и для строительства ледоколов».

Полярные станции, ледокольный флот и авиация стали теми тремя китами, на которых опиралось регулярное арктическое судоходство. В навигацию станции передавали судам и самолетам информацию о погоде и состоянии льдов, поддерживали радиосвязь, давали пеленги штурманам для определения точного положения в море и в воздухе.

В эти годы сложилась стандартная инфраструктура полярной станции. Этот силуэт арктического поселения сохранился посию пору. Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную («механку»), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции — начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы — служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов. Как правило, это были сплоченные и дружные коллективы, где люди притирались друг к другу в общей работе. Да и вся Арктика тогда жила одной большой семьей: по радио сообща отмечали праздники, передавали вести на Большую землю, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды и провожали в последний путь… В октябре 1928 года на острове Большом Ляховском вступила в строй станция под руководством участника седовской экспедиции Николая Пинегина. В 1929 году на месте зимовки «Святого Фоки» в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая отечественная станция на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Тремя годами позже на острове Рудольфа, на широте 81°48′, появилась еще одна — самая северная в мире — полярная станция. В 1930 году в эфир вышла полярная станция на Северной Земле, развернутая отважной четверкой первопроходцев под руководством Г. А. Ушакова на острове Домашнем. Время показало, что место на намывной косе острова было выбрано неудачно, поэтому в 1954 году станцию перенесли на остров Голомянный.

История этой полярной станции осталась в биографии Арктики одним из самых ярких примеров разумного героизма, коллективной спаянности, продуманностидействий, давших потрясающий по своей эффективности результат. Действиями крошечной экспедиции, состоящей всего из четырех человек, в течение нескольких лет был нанесен на карту целый архипелаг, а полярная станция меж тем регулярно передавала в эфир метеоданные. Открытие новых полярных станций планомерно продолжалось. В 1931 году начала работать станция на самом севере Новой Земли — мысе Желания. Станция на мысе Желания имела большое значение для развития морских промыслов, стала опорной базой для промышленников.

В 1932 году вышли в эфир станции в Русской Гавани, на Гыданском полуострове и на мысе Челюскин. Последняя была значительно расширена и двумя годами позже обрела статус объединенной гидрометстанции. Возглавил ее И. Д. Папанин, ставший позже руководителем первой дрейфующей станции «Северный полюс». Кстати сказать, с Папаниным на мысе Челюскин работал и будущий участник легендарного дрейфа Е. К. Федоров. Его имя сегодня носит полярная станция.

В восточном секторе Арктики сеть станций развивалась быстро, охватывая своим покрытием огромную территорию. К началу этого процесса (в 30-х годах) здесь действовали всего две станции, открытые на острове Врангеля и на мысе Шалаурова. В 1932 году открылись станции западнее Анабарского залива, в бухтах Нордвик и Тикси. В 1933 году заработали полярные станции на острове Четырехстолбовом в архипелаге Медвежьи острова, на мысе Шмидта и на крайнем востоке Чукотки, в поселке Уэлен. Станция в проливе Санникова, основанная на южном берегу острова Котельный Новосибирского архипелага, изучала пролив, его пригодность для плавания судов, до той поры ходивших только проливом Лаптева. Исследования дали возможность сделать при необходимости пролив Санникова вторым возможным проходом кораблей в этом районе плавания. Полярная станция в одном из самых труднодоступных районов Арктики, на архипелаге Де -Лонга, позволила изучить его острова, лишь открытые, но так и не исследованные. Станция способствоваларазвитию полярной авиации и ее проникновению все дальше на север.

Практика строительства сети полярных станций создала первичную базу службы погоды в арк тическом регионе России, сделав его более безопасным для освоения. Если на западе Арктики в 1933-1942 годах открылось около пятнадцати полярных станций, то в Восточной Арктике их число за тот же период увеличилось примерно до тридцати, причем проникли они и в такие дальние уголки региона, как остров Генритетты. К рубежу 30-40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях — 32, в море Лаптевых — 16, в Восточно-Сибирском море — 14, в Чукотском море и Беринговом проливе — 13 станций. Война не обошла стороной советские полярные станции. Некоторые из них стали объектами нападений подводных лодок и десанта их экипажей. 26 июля 1942 года в Малых Кармакулах артогнем немецкой подводной лодки U-601 в течение 40-50 минут были уничтожены гидросамолет и ветродвигатель, сожжены два склада, двумя снарядами разрушено здание радиостанции. Утром 8 сентября того же года подлодка U-251 в течение получаса вела огонь по полярной станции острова Уединения. Снаряды попали в жилой дом, в радиостанцию, в хозяйственные постройки. Но радиоаппаратура не пострадала. Станция продолжила работу. 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда. Метеорологи, к счастью, успели укрыться в камнях. 24 сентября эта же лодка уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия (более она не восста- навливалась). В сентябре 1944 года к полярной станции на мысе Стерлегова подошли две подводные лодки «кригсмарине» и высадили десант. В три часа утра немцы окружили жилой дом станции, где находились зимовщики. Немцы настояли на передаче в Диксон всех положенных по расписанию радиограмм. Сигнал тревоги, переданный в одной из них, распознан не был. Здания полярной станции, разрушенные огнем субмарины, сгорели дотла. Пятеро сотрудников были увезены в плен. 12 августа 1944 года подводной лодкой U-365 судно «Марина Раскова» с работниками гидрометслужбы на борту было потоплено в районе остова Белого вместе с кораблямиохранения.

Погибли 362 человека. Это была самая крупная катастрофа военного времени в Арктике. Многие станции центрального сектора Арктики остались без смены… Немецкие силы представляли собой реальную угрозу работе беззащитных полярных станций. Кроме того, немцы создали на самом западном острове ЗФИ — Земле Александры — свою постоянную метеостанцию и установили несколько автоматических метеостанций. Ведь информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Оперативное и тактическое планирование военных операций в Арктике стало невозможным без учета погодных условий. О присутствии немцев на ЗФИ стало известно лишь после войны, а в том месте, где базировалась их метеостанция, в 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию — Нагурскую. Через пять лет на Земле Франца-Иосифа, на острове Хейса, была открыта самая крупная здесь станция: полярная обсерватория Дружная, переименованная в 1972 году в обсерваторию имени Э. Т. Кренкеля. В 70-80-х годах она была крупнейшим исследовательским поселением на архипелаге. В 1959 году была открыта полярная станция на о. Виктория. А вот станцию на входящем в архипелаг острове Гукера в 1960 году закрыли из-за неудобного местоположения и постоянных проблем с источником пресной воды. «Детские болезни» периода создания сети полярных станций со временем были успешно преодолены, технология их работы — отлажена, а научная работа в высоких широтах на базе стационарных условий разворачивалась в завидных масштабах. Статистика показывает, что в 20-е годы полярные станции покрывали, главным образом, бассейн Карского моря. В 30-е годы новые станции равномерно покрывали уже все арктическое побережье. В 40-е новые «полярки» осваивали самый тяжелый по льдам район пролива Вилькицкого и Северную Якутию.

Полвека назад, 22 февраля 1968 года, была открыта одна из первых советских полярных станций - «Беллинсгаузен», получившая свое имя в честь первооткрывателя Антарктиды Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Для ее возведения выбрали остров Кинг-Джордж, входящий в группу Южных Шетландских островов. Сотрудники станции, как и другие временные поселенцы Антарктики, занимались и занимаются географическими, геологическими, биологическими исследованиями континента. Антарктида до сих пор остается неизведанной, новые научные данные о ней удается получать каждый день. В летнее время на материке трудятся около пяти тысяч человек, на зиму остается не более тысячи.

Антарктическая станция Карстена Борхгревинка

Конец XIX века стал героической эпохой в истории антарктических исследований. Первая полярная станция была построена в 1889 году норвежским исследователем Карстеном Борхгревинком и представляла собой утепленную хижину, которая сохранилась до наших дней.


Первая более или менее «на совесть» построенная антарктическая станция - так называемый Дом Омонда

Первым капитальным строением здесь стал так называемый Дом Омонда, возведенный шотландской национальной экспедицией в 1903 году. Интересно, что стены этого дома выложены из местных камней без использования раствора. Крышу сделали из дерева и корабельной парусины.

В Антарктике до сих пор сохранились многие заброшенные постройки разных лет, сегодня их посещают в основном туристы.


Постоянные станции в Антарктике начали активно строить в 1940-е годы. Территориальные притязания на материк тогда озвучивали Германия, Великобритания, Аргентина и Чили. В 1954-м здесь появилась австралийская станция, в 1956-м - французская («Дюмон-д ’Юрвиль»), американская (« Мак-Мёрдо» , одна из крупнейших) и советская («Мирный»).


В 1959 году был заключен международный договор об Антарктике. Документ предусматривает демилитаризацию материка, превращение его в безъядерную зону и использование в интересах всего человечества ради научных исследований. У шестого материка также нет никаких институтов власти и гражданства. Зато есть собственный флаг и даже интернет-домен - .aq.


Все исследователи Антарктики сталкиваются с местными суровыми климатическими условиями. На материке температура обычно –20–25 °C, а в 1983 году в районе российской станции «Восток» была зафиксирована рекордная температура –89,2 °C.


Во льдах Антарктиды сосредоточено примерно 70% пресной воды планеты Земля. Несмотря на это, шестой континент славится необычайной сухостью воздуха. В год здесь выпадает не более 10 см осадков. Одно из самых интересных мест тут - так называемые сухие долины Мак-Мёрдо, занимающие площадь около 8000 квадратных километров. Эти долины почти свободны ото льда - настолько сильные ветра здесь дуют. На протяжении тысячелетий в этом регионе вообще не было никаких осадков.


В Антарктиде нет часовых поясов. Исследователи, которые здесь находятся, живут по времени своих государств. И куда ни глянь, везде север.


Любопытно, но когда-то в Антарктиде была своя атомная электростанция. Она функционировала почти 12 лет, с 1960 по 1972 год, и располагалась на американской станции «Мак-Мёрдо» . Сейчас энергию тут добывают с помощью солнечных батарей и ветрогенераторов. Помимо этого, при каждом удобном случае на материк забрасывают топливо.

Площадь полярных станций со всеми постройками и техникой обычно невелика - это особенно хорошо заметно с воздуха, - но внутри всегда есть все необходимое для круглогодичного проживания, включая столовую, госпиталь и спортивный зал.


На крупных станциях, посещаемых туристами, есть даже небольшие магазины. Помимо этого, в Антарктиде находится самый южный бар в мире - на станции «Академик Вернадский», принадлежащей Украине.


Истинный географический и так называемый церемониальный Южный полюс - разные вещи. Первый неприметен, а второй окружен флагами и является излюбленным местом для фотографирования у добравшихся сюда туристов.


Поездку на Южный полюс сегодня смело можно назвать самым дорогим путешествием на свете: перелет из Чили или ЮАР обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Также до побережья на круизных судах ежегодно доплывают несколько десятков тысяч человек, но не более сотни попадают вглубь континента и достигают самого полюса.

Фото: DEA / G. DAGLI ORTI / Contributor / Getty Images, Probably William Speirs Bruce, 1867-1921 / commons.wikimedia.org Marketa Jirouskova / Getty Images, Delta Images / Getty Images, Martin Harvey / Getty Images, Hubertus Kanus (х2) / Getty Images, Johner Images / Getty Images, cunfek / Getty Images, Hubertus Kanus / Getty Images, WanRu Chen / Getty Images, Stefan Christmann / Getty Images, David Merron Photography (в анонсе) / Getty Images, SammyVision / Getty Images, wigwam press / Getty Images, Grant Dixon / Getty Images, DR. DAVID MILLAR/SCIENCE PHOTO LIBRARY / Getty Images

Научные станции СССР

Сеть советских антарктических станций стала создаваться в 1956 г. в связи с подготовкой к проведению Международного геофизического года и началом деятельности Советских антарктических экспедиций. Первой была построена на берегу моря Дейвиса главная база - обсерватория Мирный. Вначале советские антарктические станции открывались в центральной части побережья и в глубине Восточной Антарктиды. После МГГ большая часть этих станций была закрыта. В дальнейшем советские станции открывались в других районах.

Беллинсгаузен (62°12" ю.ш. 58°58" з.д., 16 м над уровнем моря). Станция расположена на юго-западной оконечности острова Кинг-Джордж (Ватерлоо), на полуострове Файлдс. Основные станционные сооружения построены на свободном от льда участке на берегу ручья, вытекающего из небольшого озера и впадающего в бухту Ардли.

Остров Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящий в Южно-Шетландский архипелаг, впервые был нанесен на карту экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в феврале 1821 г. и назван Ватерлоо в память о знаменитой победе над войсками Наполеона. Название Кинг-Джордж дали ему позже англичане. Длина его около 80 км, ширина 30 км, площадь 1338 км 2 . Почти весь он покрыт льдом, и только юго-западная оконечность, где расположена станция, свободна от ледникового покрова. Этот участок имеет холмистый рельеф с высотами 100-200 м. Между холмами расположены многочисленные озера.

Климатические условия здесь более мягкие, чем в районах расположения других советских антарктических станций. Средняя годовая температура около -4°, в зимние месяцы морозы могут достигать -27°, но даже в середине зимы бывают оттепели. Летом температура воздуха поднимается до 6-8° выше нуля. Небо почти все время затянуто облаками, осадки выпадают почти каждый день. В районе станции много тюленей, в том числе морских слонов и морских леопардов, есть морские котики, много птиц.

В комплекс станционных сооружений входят электростанция, радиостанция, жилые, служебные и складские помещения, аэрологический павильон с радиолокатором, метеорологическая площадка, емкости для топлива и другие сооружения.

Станция открыта 22 февраля 1968 г. На первую зимовку осталось 11 человек, в последующие годы зимовочный персонал увеличился до 23 человек.

На станции ведутся аэрометеорологические, океанологические, гляциологические, геофизические наблюдения, а также биологические и медицинские исследования. Кроме того, она служит базой для полевых маршрутных исследований на острове.

В 1970 г. на полуострове Файлдс рядом с советской станцией Беллинсгаузен была открыта чилийская станция Президент Эдуарде Фрей.

Восток (78°28" ю.ш. 106°48" в.д., 3488 м над уровнем моря). Станция расположена в глубине Восточной Антарктиды в районе Южного геомагнитного полюса и полюса холода нашей планеты. Она находится на расстоянии 1260 км от берега и 1410 км от Мирного. Толщина ледникового покрова в этом районе составляет 3700 м, а верхних слоев снега и фирна - более 60 м.

В районе станции преобладает ясная, малооблачная погода с очень низкими температурами в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха равна -55°, максимальная -13,6°, минимальная -88,3°. Круглосуточная полярная ночь длится почти 4 месяца (с 24 апреля до 20 августа).

Основные сооружения станции, размещенные на снежной поверхности ледникового плато, состоят из главного здания с кают-компанией, жилого здания, в котором оборудован небольшой зал для собраний и занятий спортом, аэрологический павильон с радиолокатором, электростанция, здание буровой установки и другие служебные помещения. Над станцией возвышаются две сорокаметровые металлические мачты, на которых подвешена антенна для специальных геофизических наблюдений. В 100 метрах от станции проложена взлетно-посадочная полоса.

Станция Восток открыта 16 декабря 1957 г. Первые годы зимовочный персонал состоял из 11-16 человек, а начиная с 1970 г. увеличился до 23 человек. 21 января 1962 г. в связи с временными трудностями в снабжении станция Восток была законсервирована и до 25 января 1963 г. работы на ней не производились.

На станции выполняются систематические наблюдения по аэрометеорологии, геофизике, гляциологии, а также медицинские исследования. С 1970 г. здесь ведется бурение ледникового покрова. Кроме того, она является базой для полевых маршрутных исследований в Центральной Антарктиде.

Снабжение станции и смена зимовочного персонала осуществляются из Мирного самолетами и санно-гусеничными поездами.

Ленинградская (69°30" ю.ш. 159°23" в.д., 300 м над уровнем моря). Расположена на Берегу Отса (северное побережье Земли Виктории). Станционные сооружения размещены на свободном от льда участке на вершине нунатака в одном километре от берега. Море в районе станции круглый год покрыто льдом. У берега устанавливается припай, ширина которого к концу зимы достигает 50-60 км. Температура воздуха в этом районе почти весь год отрицательна. Только в редкие летние дни она поднимается выше нуля, зимой же морозы превышают 30-40°. Часто бушуют ураганы, сопровождаемые метелями. Более полутора месяцев, с конца мая до середины июля, длится полярная ночь.

Сооружения станции состоят из нескольких домов и служебных построек, в которых разместились жилые помещения, кают-компания, медицинский пункт, радиостанция, электростанция, мастерская, склад, баня-прачечная и другие службы.

Станция открыта 25 февраля 1971 г. На ней проводятся наблюдения по метеорологии, земному магнетизму, океанологии и гляциологии. В первый год зимовочный персонал станции состоял из 7, а в последующие годы - 11-13 человек. Смена зимовочного персонала и снабжение станции осуществляются экспедиционными судами. При благоприятных условиях грузы доставляются по припаю санно-гусеничным транспортом, а когда это невозможно - вертолетами и самолетами.

Мирный (66°33" ю.ш. 93°01° в.д., 35 м над уровнем моря). Обсерватория Мирный расположена на берегу моря Дейвиса, получившего название Берега Правды. Море в этом районе почти круглый год покрыто дрейфующим льдом и айсбергами. У берега ежегодно устанавливается припай, ширина которого к концу зимы достигает 30-40 км.

Для побережья в районе Мирного характерны устойчивые по направлению и частые сильные ветры, а также отрицательные температуры в течение почти всего года. Средняя температура воздуха в Мирном -11,3°, максимальная +8°, минимальная -40°. Наиболее часты штормы и ураганы в зимний период, сопровождающиеся метелями. Обсерватория находится точно на полярном круге, поэтому круглосуточной полярной ночи здесь не бывает. Во время полярного дня в декабре благодаря рефракции даже в полночь солнце не опускается за горизонт; однако это наблюдается лишь в течение нескольких суток.

Здания научного поселка построены частично на выходах коренных скальных пород, а частично на поверхности ледника толщиною 80-100 м. В 1973 г. началась реконструкция Мирного. На свободных ото льда сопках Комсомольская и Радио построены три больших двухэтажных дома, в которых разместились жилые помещения, лаборатории, кают-компания, радиостанция и другие служебные помещения. На вершинах сопок Комсомольской и Моренной, а также на небольшом островке находятся топливные склады.

В районе обсерватории на поверхности ледника оборудована взлетно-посадочная полоса для самолетов на лыжах. Обсерватория имеет большой парк гусеничных машин (тягачи, трактора, вездеходы), используемых для разгрузки судов и снабжения станции Восток.

Обсерватория Мирный открыта 13 февраля 1956 г. До 1971 г. она была главной базой Советских антарктических экспедиций. Зимовочный персонал 57-145 человек. В Мирном осуществляется широкий комплекс аэрометеорологических и геофизических исследований. Проводятся также систематические гляциологические, океанологические, биологические наблюдения и медицинские исследования. Кроме того, Мирный является базой для полевых маршрутных исследований в глубине континента и на побережье, а также базой снабжения внутриконтинентальной станции Восток.

Молодежная (67°40" ю.ш. 45°50" в.д., 42 м над уровнем моря). Советский антарктический метеорологический центр Молодежная находится в западной части Земли Эндерби на берегу залива Алашеева (море Космонавтов). Поселок расположен в небольшом прибрежном оазисе (холмы Тала) в 0,5-0,6 км от берега. Оазис представляет собой холмистую местность с грядами свободных от льда и снега скальных пород, разобщенных заснеженными впадинами. К югу от поселка поверхность ледника повышается, и уже на расстоянии 10 км высота ее достигает 500 м с лишним.

Климат в районе Молодежной, так же как и в районе Мирного, отличается отрицательными температурами воздуха в течение почти всего года, а также сильными и частыми ветрами. Температуры воздуха: средняя годовая -11°, максимальная +8,5°, минимальная -42°. Море Космонавтов в районе Молодежной большую часть года покрыто льдом. Много айсбергов. Ширина припая к концу зимы достигает почти 100 км. Полярная ночь длится полмесяца, с 15 по 30 июня, а полярный день - почти полтора месяца, с начала декабря по середину января.

Строительство Молодежной началось 23 февраля 1962 г. С этого же времени начались и научные наблюдения. Однако в первый год обеспечить станцию всем необходимым для зимовки не удалось, и 31 марта она была законсервирована. Строительство станции и научные наблюдения были возобновлены 4 января 1963 г. С тех пор работы на Молодежной ведутся непрерывно.

Научный поселок Молодежная насчитывает более 70 различных сооружений В число этих сооружений входят жилые дома, столовая - кают-компания здания ЭВМ, приемной и передающей радиостанций, электростанция с четырьмя дизель-генераторами, станция ракетного зондирования, аэрологический павильон и другие служебные помещения. Склады топлива представляют собой металлические емкости, которые периодически пополняются танкерами.

В районе поселка на ледниковой поверхности оборудована взлетно-посадочная полоса для лыжных самолетов. Начато создание аэродрома для тяжелых самолетов.

Первые два года существования станции Молодежная ее зимовочный персонал состоял всего лишь из 11-12 человек, однако в последующие годы зимовочное «население» Молодежной постепенно увеличивалось и в 1971 г превысило 100 человек. Начиная с этого года Молодежная стала главной базой Советских антарктических экспедиций. Здесь находится руководство зимовочными экспедициями, а сама станция превратилась в Антарктический метеорологический центр На Молодежной выполняется комплекс агрометеорологических и геофизических исследований (в том числе ракетное зондирование атмосферы, прием спутниковой информации, радиолокация метеорных следов и т.д.), а также ведутся наблюдения по океанологии, гляциологии, биологические и медицинские исследования. Кроме того, на Молодежную возложены сбор метеорологической информации со всех советских антарктических станций и первичная ее обработка (с помощью ЭВМ «Минск-32»). Молодежная является также базой полевых маршрутных исследований в прилегающих районах Восточной Антарктиды

Снабжение и смена персонала производятся с помощью экспедиционных судов, для разгрузки которых применяются вертолеты и самолеты.

Новолазаревская (70°46" ю.ш. 11°50" в.д., 99 м над уровнем моря) Расположена на выходах коренных пород в восточной оконечности оазиса Ширмахера на побережье Земли Королевы Мод, примерно в 80 км от берега моря Лазарева К северу от станции, в сторону моря простирается слабоволнистая поверхность шельфового ледника, а с юга- склон материкового ледникового покрова поверхность которого уже в 50 км от станции достигает высоты 1000 м.

Море в этом районе круглый год покрыто дрейфующими льдами припай к концу зимы достигает ширины 15-25 км. Средняя годовая температура воздуха в районе станции -11°, минимальная -41°, максимальная +9,9° Часто особенно зимой, дуют ураганные ветры, сопровождаемые сильными метелями Полярная ночь длится около двух месяцев.

Сооружения станции состоят в основном из деревянных сборно-щитовых домов, в которых размещены жилые помещения, кают-компания, электростанция, радиостанция, научные лаборатории, склады и другие служебные помещения.

В районе станции на поверхности ледника имеются взлетно-посадочные полосы. Станция открыта 18 января 1961 г. На ней выполняется комплекс наблюдении по аэрометеорологии, геофизике, гляциологии, океанологии, а также

ведутся медицинские исследования. Станция служит базой для полевых маршрутных исследований в прилегающих районах материка.

Персонал станции - 12-23 человека. Смена персонала и снабжение станции осуществляются экспедиционными судами и наземным санно-гусеничным транспортом.

Советские антарктические станции, действовавшие ранее

Станция Оазис 21 января 1959 г. передана Польской Народной Республике, получила название Добровольская.