Автор работы методы научного исследования. Понятие метода и методологии научных исследований

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

1. Понятие методологии и методики научных исследований.

2. Методология теоретических исследований.

3. Основы методологии исследований эмпирического уровня.

4. Познавательные приемы и формы научных исследований.

1. Понятие методологии и методики научных исследований

Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии.

Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В.Шейко и Н.Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего:

Определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

Определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель;

Обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

Введение новой информации к фонду теории науки;

Уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке;

Создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания.

Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности.

Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей.

Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека.

Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики.

Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается.

Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования.

Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем.

Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования.

Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту.

Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов.

Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Ейнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие.

В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки.

Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке.

В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки.

Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности.

Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.

Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Соответствует требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 270800.68 - «Строительство» магистерская программа «Подземное и городское строительство». Соответствует содержанию дисциплины «Методология научных исследований».
Предназначено для систематизации и углубления знаний студентов в ходе подготовки к зачету.

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .
1.1. Определение науки
Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука является важнейшей составляющей духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
- совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
- деятельность, направленная на получение новых достоверных знаний;
- совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие познания и знания.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания: математики, физики, биологии и т.д.
Целью науки является получение знаний о субъективном и объективном мире.
Задачами науки являются:
- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
- обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
- систематизация полученных знаний;

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Методологические основы научного знания.
1.1. Определение науки.
1.2. Наука и другие формы освоения действительности.
1.3. Основные этапы развития науки.
1.4. Понятие о научном знании.
1.5. Методы научного познания.
1.6. Этические и эстетические основания методологии.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 2. Выбор направления научного исследования.
Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы.
2.1. Методы выбора и цели направления научного исследования.
2.2. Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы.
2.3. Актуальность и научная новизна исследования.
2.4. Выдвижение рабочей гипотезы. Вопросы для самоконтроля.
Глава 3. Поиск, накопление и обработка научной информации.
3.1. Документальные источники информации.
3.2. Анализ документов.
3.3. Поиск и накопление научной информации.
3.4. Электронные формы информационных ресурсов.
3.5. Обработка научной информации, её фиксация и хранение. Вопросы для самоконтроля.
Глава 4. Теоретические и экспериментальные исследования.
4.1. Методы и особенности теоретических исследований.
4.2. Структура и модели теоретического исследования.
4.3. Общие сведения об экспериментальных исследованиях.
4.4. Методика и планирование эксперимента.
4.5. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.
4.6. Организация рабочего места экспериментатора.
4.7. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 5. Обработка результатов экспериментальных исследований.
5.1. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях.
5.2. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности.
5.3. Методы графической обработки результатов измерений.
5.4. Оформление результатов научного исследования.
5.5. Устное представление информации.
5.6. Изложение и аргументация выводов научной работы.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 6. Понятие и структура магистерской диссертации.
6.1. Понятие и признаки магистерской диссертации.
6.2. Структура магистерской диссертации.
6.3. Формулирование цели и задач исследования.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 7. Основы изобретательского творчества.
7.1. Общие сведения.
7.2. Объекты изобретения.
7.3. Условия патентоспособности изобретения.
7.4. Условия патентоспособности полезной модели.
7.5. Условия патентоспособности промышленного образца.
7.6. Патентный поиск.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 8. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности.
8.1. Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями.
8.2. Основные принципы организации деятельности научного коллектива.
8.3. Методы сплочения научного коллектива.
8.4. Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного.
8.5. Особенности научной деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 9. Роль науки в современном обществе.
9.1. Социальные функции науки.
9.2. Наука и нравственность.
9.3. Противоречия в науке и в практике.
Вопросы для самоконтроля.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология научных исследований, учебное пособие, Пономарев А.Б., Пикулева Э.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Под методом понимается совокупность операций и приемов, с помощью которых практически и теоретически можно изучить и освоить действительность. Благодаря методу человек вооружается системой правил, принципов и требований, используя которые, он может добиться и достичь поставленной цели. Владея тем или иным методом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные действия для решения той или иной задачи.

Изучением методов уже длительное время занимается целая область знаний - методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится - «учение о методах». Основы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Древнем Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, с помощью которых определяли последовательность процедур по измерению земельных наделов. Изучением методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель.

Занимаясь изучением закономерностей человеческой методология научного исследования вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Самой главной задачей методологии является изучение различных исследования, таких, как происхождение, сущность, эффективность и др.

Методология научного исследования состоит из следующих уровней:

1. Конкретонаучная методология - делает упор на методики проведения исследования и технические приемы.

2. Общенаучная методология - представляет собой учение о методах, принципах и формах знания, которые функционируют в различных науках. Здесь выделяются (эксперимент, наблюдение) и общелогические методы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3. Философская методология - включает философские положения, способы, идеи, которые можно использовать для познания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень практически не используется.

Понятие научного исследования, исходя из современной методологии, включает в себя следующее:

· Наличие объекта исследования;

· Разработка методов, выявление фактов, формулирование гипотез, выяснение причин;

· Четкое разделение гипотезы и установленных фактов;

· Прогнозирование и объяснения явлений и фактов.

Цель научного исследования - это конечный результат, полученный после его проведения. И если каждый метод используются для достижения определенных целей, то методология в целом призвана решить следующие задачи:

1. Выявление и осмысление движущихся сил, оснований, предпосылок, закономерности функционирования познавательной деятельности, научного знания.

2. Организация проектно-конструкторской деятельности, проведение ее анализа и критики.

Помимо этого, современная методология преследует такие цели, как:

3. Изучение реальности и обогащение методологического инструментария.

4. Нахождения связи между мышлением человека и его реальностью.

5. Нахождение связи и взаимосвязи в мыслительной действительности и деятельности, в практике познания.

6. Выработка нового отношения и понимания к символическим системам познания.

7. Преодоление универсальности конкретнонаучного мышления и натурализма филосовского.

Методология научного исследования - это не просто набор научных методов, а настоящая система, элементы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, ей нельзя приписывать главенствующее положение. Несмотря на то, что методология включает в себя и глубину воображения, и гибкость ума, и развитость фантазии, а также силу и интуицию, она всего лишь вспомогательный фактор творческого развития человека.

Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие "методология" в литературе употребляется в двух значениях:

  • 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
  • 2) учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. По мнению других авторов, методология есть учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета. В конечном счете, под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.

Существуют следующие уровни методологии:

  • 1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
  • 2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
  • 3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

Методология - как учение о способах и приемах исследования - рассматривает существенные характеристики конкретных методов познания, которые составляют общее направление исследования. К таким методам следует отнести приемы и способы эмпирического и теоретического этапов исследования.

Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.

Методологический аппарат включает в себя:

  • - принципы организации и проведения научного исследования;
  • - методы научного исследования и способы определения его стратегии;
  • - научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.

Основные принципы методологии познания:

  • - принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными Практика -- критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью;
  • - принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного;
  • - принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке;
  • - принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;
  • - принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.
  • - принцип системности, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему.
  • - принцип всесторонности изучения процессов и явлений. Любой феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в вузе сложен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и в конечном счете -- в целостной теории, раскрывающей суть исследуемой проблемы. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений, Одно из важнейших требований комплексного подхода -- установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование -- использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать ту или иную проблему с помощью какого-то одного универсального метода.
  • - принцип единства исторического и логического. Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. История развития личности, например, служит своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории развития личности сказывается ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию"

Существуют разные уровни методологического анализа, в частности:

  • - динамический уровень: мировоззренческая интерпретация результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального подхода;
  • - статический уровень; принципы, подходы, формы исследования, которые носят общенаучный характер;
  • - аналитико-синтетический уровень, то есть конкретно-научная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;
  • - предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;
  • - междисциплинарный уровень - методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь в взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.