Причины отсутствия правильного звука у ребенка. Победа над дефектами речи – возможна ли без врача? Текст для развития дикции

Дефекты речи бывают органического и неорганического характера. Обычно при органических дефектах наблюдается чрезмерно выдвинутая вперед верхняя челюсть или слишком выдвинутая нижняя, неправильная расстановка зубов, щели между зубами, открытый передний и боковой прикус, короткая уздечка языка, мешающая правильной артикуляции шипящих звуков и звука Р. Мы не будем подробно останавливаться на органических недостатках, это не входит в нашу задачу. В этих случаях рекомендуем обращаться к врачам-стоматологам и к логопедам. Когда же при нормальном строении артикуляционного аппарата (далее артик. аппарата) имеют место дефекты произнесения отдельных звуков, свистящих, шипящих, сонорных, то это недостатки неорганического характера, которые обычно поддаются исправлению.

Каждый звук имеет свою, ему свойственную, нормальную установку артик. аппарата (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), и малейшее отклонение от этой нормальной установки искажает правильное произнесение. В этом и заключается главная причина дефектов отдельных звуков при наличии нормального артик. аппарата. Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть.

Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто, нужно работать очень терпеливо, последовательно, чтобы путем сознательной упорной тренировки исправить свою речь. Необходимым условием для исправления недостатков является наличие хорошего слуха и систематическая тренировка.

Дефекты речи при произнесении С, З, СЬ, ЗЬ, Ц

Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам. При мягких СЬ, ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сильно упирается в резцы. Звук Ц образуется от сочетания Т и С, произносится слитно.

Дефекты свистящих звуков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка находится между зубами. Для исправлении этого дефекта надо кончик языка опустить за нижние резцы и прижать к ним. Зубы при этом сблизить. Следите, чтобы гласные после С, З, Ц не произносились сквозь зубы. Также, для исправления шепелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на кончик языка. Задвиньте язык за нижние резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для прохода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С, З, Ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам. Для исправления надо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки С, З, Ц произносятся тупо, без характерного свиста. В этом положении кончик языка находится между нижними и верхними зубами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправления этого дефекта надо, при помощи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по желобку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда кончик языка либо оттянут от нижних зубов, а спинка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка поднят к альвеолам и поэтому вместо свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой дефект надо не напрягать язык и оттянуть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С, З, Ц, при этом прижимайте кончик языка к нижним зубам. Также для исправления упомянутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С, З, Ц и пословицами, поговорками.

Дефекты речи при произнесении Ш, Ж, Ч, Щ

При произнесении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. Зубы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Иногда у дикторов наблюдаются отклонения от нормальной установки артик. аппарата. Это случается, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут назад. В некоторых же случаях диктор либо очень сильно выдвигает губы вперед (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает губы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, язык хоть и поднят, но прижимается или к альвеолам, или к твердому нёбу, чего быть не должно.

Для исправления дефекта при произнесении Ш, Ж надо постараться добиться абсолютно правильной установки этих звуков и тренироваться на скороговорках и пословицах для звуков Ш, Ж. Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З. Надо выдвинуть губы вперед, кончик языка поднять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. предлагается положение нормальной установки Ш и Ж. Но при этом произносить СА, ЗА. В результате получатся правильные звуки.

Звук Ч – сложный, аффрикат. Он образуется путем слитного произношения смягченных ТЬ и ШЬ. При произнесении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, чем при Ш. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижимается к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не сразу удается добиться правильного звучания Ч, предлагается, прижимая кончик языка к началу твёрдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получится правильный Ч. Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч.

Щ – аффрикат. Этот звук произносится как мягкое протяжное ШЬ: шь-шь-шь. Кончик языка находится ниже, чем при Ш, ближе к альвеолам, но не касается их. Для исправления этого звука надо произносить СЯ, держа язык на весу у начала твердого нёба ближе к альвеолам. В результате получится правильный звук Щ. Также тренируйте скороговорки и поговорки на Щ.



Сразу хочу предупредить, что эта статья не зря называется Как исправить или улучшить свое произношение. Здесь вы не найдете советов, как добиться «чисто лондонского произношения» или полностью избавиться от русского акцента. Чтобы достичь таких «высот», нужно несколько лет прожить в Англии, а еще лучше — там родиться.

Цель этой статьи, так сказать, более утилитарная — именно исправить или улучшить произношение.

Вы, конечно, можете сразу спросить, а зачем тогда прилагать усилия в этой области, раз акцент все равно останется. Ответ очень прост — чтобы ваш собеседник вас понимал! Ведь неправильное произношение отдельных звуков или неправильная интонация — это не только «некрасиво». Коверкая звуки, путая восходящую или нисходящую интонации, выделяя ударением не те слова в предложении, вы, просто-напросто, выдаете слушателю не ту информацию, какую хотели бы.

Вот два небольших примера.

Попробуйте оглушить конечный звук (заменить звук g на звук k) у последнего существительного в простой фразе My friend has a dog, и вместо владельца собаки (a dog) ваш приятель превратится во владельца судоверфи (a dock)!


А теперь попробуйте в той же фразе выделять логическим
ударением разные слова. И каждый раз у вас будет получаться другой смысл!
MY friend has a dog. — так вы подчеркиваете, что собака есть именно у вашего, а не у Васиного друга.

My FRIEND has a dog. — а так вы подчеркиваете, что собака есть именно у друга, а не у врага.
My friend HAS a dog. — так вы хотите дать понять, что у вашего друга действительно есть собака, как бы вам не доказывали, что собаки у него нет.
My friend has A dog. — у него какая-то собака, а не та самая, конкретная.
My friend has a DOG. — у него собака, а не крокодил!

То есть, можно сказать, что любая составляющая произношения(звуки, интонация, словесное и логическое ударение) несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому правильное произношение — это не желательная «опция», но совершенно необходимое качество. Но хочу вас заверить — если вы научитесь правильно передавать информацию при помощи органов речи, то автоматически приобретете «вполне приличное английское произношение»!

Итак, конкретные советы на тему, как исправить или улучшить свое произношение.

Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье.



3. Произношение английских гласных звуков. Кулак, как помощник.
4. Английская интонация.
5. Смысловые группы.
6. Логическое или фразовое ударение.
7. Ритмика.
8. Примерный фонетический урок.

Примечание: Далее в этой статье мы будем рассматривать только особенности английского произношения по сравнению с русским, а также наиболее распространенные фонетические ошибки, которые допускают учащиеся.

Здесь не будет, например, подробного описания расположения органов речи при произнесении того или иного звука. Найти их сейчас не проблема. С другой стороны, не забывайте, что подобные описания совершенно бесполезны, если вы не будете заниматься со специальными фонетическими аудио-записями.

В этой же статье вы найдете полезные практические советы и «маленькие хитрости», которые, уверен, помогут вам освоить английское произношение. И вот первый совет — перед тем, как прочитать про тот или иной звук, обязательно послушайте, как его произносят английские дикторы на ваших учебных дисках или кассетах.

1. «Пиратский» карандаш для гимнастики.
Приступая к занятиям фонетикой, нужно помнить, что по сравнению с русским, английское произношение более интенсивное, более энергичное. Органы речи работает намного четче. Например, в конце слов английские согласные звуки, в отличие от русских, никогда не оглушаются. (См. выше пример с собакой и судоверфью.) Кроме того, все эти альвеолярные, межзубные или губно-губные звуки конкретно о них см. ниже) должны произноситься именно с применением тех органов речи, о которых говорится в их названии. Но русскому человеку такая «гимнастика» органов речи дается с трудом, особенно, на первых порах. Поэтому свои органы речи нужно тренировать. Поможет вам в этом обычный карандаш.

Упражнение с карандашом.

Вы, наверняка, видели в кино, как пираты взбираются по веревочным лестницам на борт взятого на абордаж судна, держа в
зубах кинжалы. Вот именно таким способом вам следует зажать в зубах карандаш (или старую пластиковую ручку) и читать вслух любой текст (можно даже русский) в течение хотя бы 10-15 минут. Причем, несмотря на помеху, читать надо стараться так, чтобы как можно правильнее произносить все звуки и слова. Такое упражнение следует выполнять каждый день перед тем, как заняться непосредственно фонетикой. Что это дает? При помощи карандаша вы усложняете «жизнь» своим органам речи (в основном языку и губам), благодаря чему они становятся более гибкими и послушными. (Здесь можно привести аналогию с гантелями, помогающими развивать силу и повышать тонус мышц тела.) Эффект от такого
упражнения заметен после первого же занятия. Попробуйте продержаться с карандашом в зубах 20 минут, читая вслух
любой текст, а потом прочтите этот же текст еще раз уже без карандаша. Вы сразу заметите, насколько лучше станут слушаться вас ваши язык и губы, и насколько четче станет ваше произношение даже с русским текстом! А после недели таких занятий улучшение вашей дикции заметят все ваши родственники и знакомые. Между
прочим, благотворное воздействие на дикцию подобной временной помехи могут подтвердить на своем опыте те, кто в детстве носил во рту специальные пластинки или скобы, чтобы зубы росли ровными и красивыми. Такие приспособления очень мешают говорить, но стоит их вынуть, например, перед тем, как отвечать урок у доски, как произношение становится чуть ли не дикторским!

2. Произношение английских согласных звуков.

А теперь разберем некоторые особенности произношения английских согласных звуков. Сразу запомните, что в русском и английском языках нет одинаковых звуков.
Никаких! Есть только очень приблизительно похожие.
Английские согласные звуки можно разделить на несколько типов, в зависимости от органов речи, которые участвуют в их произношении.

Губно-губные.



Back
с придыханием Pen
Sum

Как уже ясно из названия, эти звуки произносятся только губами. Но в отличие от подобных русских звуков, которые произносятся довольно вяло, английские звуки этого типа произносятся очень энергично.

Совет такой: представьте себе, что ваши губы — это своеобразная «плотина» на пути воздуха, которая сначала задерживает звук, а потом резко прорывается, выпуская его наружу. Внимательно послушайте, как произносят эти звуки (и слова с этим звуками) дикторы на ваших фонетических дисках или кассетах. Повторяйте за ними, не забывая про «плотину». Чтобы ощутить разницу между английскими и русскими звуками этого типа, произнесите слово мама сначала по-русски, а потом -- «с английским акцентом», то есть, подставив в него английский звук [m]. То же самое можно сделать и со звуками [ b ] и [p], подставив их, например, в слова барабан и переплет.

Только не забывайте, что звук [p] перед ударными гласными
произносится еще и с так называемым придыханием! Запишите себя при помощи микрофона и сравните свое произношение с произношением диктора.




Звук [w]

К губно-губным звукам можно отнести и звук [w].
Произносить его очень просто, если четко следовать правилу. Нужно вытянуть губы трубочкой, а потом резко их растянуть в стороны, издав при этом гласный звук, похожий на У. Другие органы речи в произнесении этого звука не участвуют. По опыту знаю, что ученики умудряются одновременно прикусывать нижнюю губу (как при звуке [v]) или вообще произносят [v] вместо [w]. Но, как я уже говорил, замена одного звука другим приводит к искажению смысла. Например, слово wet (влажность, сырость, мокрый, влажный) при неправильном произношении первого согласного звука превращается в слово vet — разговорное сокращение от слов veteran
(ветеран) или veterinary (ветеринар).

Межзубные звуки.


В русском языке подобных звуков нет. Чтобы их правильно произносить, кончик (именно кончик!) языка нужно поместить между передними зубами. Причем, при произнесении этих звуков язык не должен касаться нижней губы. Используйте зеркало, чтобы проверить, правильно ли вы все делаете.

Многие ученики, особенно дети, боятся произносить глухой звук [T] в слове three, потому что при неправильном произношении у них получается неприличное русское слово. Поэтому вместо они говорят , что уже значит не «три», а «свободный». Но если все делать правильно, то у вас не будет даже намека ни на что другое кроме английского three.

Так что тренируйтесь. Про звуки [r] и [J] смотрите в соответствующих разделах.

Еще один практический совет. Оба этих межзубных звука дает сочетание букв th. А вот когда они дают звонкий [D], а когда глухой [T], многие не знают. На этот счет есть небольшое правило: В большинстве случаев сочетание th читается как звонкий звук в служебных словах (then, that, though), а как глухой — в «значимых» (thing, think, thank, thought).

Альвеолярные звуки.




Альвеолярные — звуки, при произношении которых, кончик
языка ставится на альвеолы. Что такое альвеолы? Это бугорок над передними зубами (естественно, с внутренней стороны!). Причем язык должен касаться этого бугорка самым кончиком. Как говорится, «не шлепайте языком»!

Обратите внимание, что при произношении русских звуков,
похожих на альвеолярные английские, язык касается зубов, а не альвеол.

Английские звуки [l] и [n], как и другие согласные звуки, не смягчаются!

Заодно запомните, что, в отличие от русских согласных
звуков, английские согласные звуки при произношении никогда не удваиваются.

Сравните наше деревя нн ый (двойное нн произносится) и английское running -- ["rAnIN].
Обратите внимание, что глухой звук [t] перед ударными гласными произносится с придыханием.
В качестве тренировки, попробуйте произнести с «английским акцентом» русские слова с аналогичными звуками.

Маленькая хитрость

Многие знают, как трудно произносить альвеолярные и межзубные звуки, когда они следуют друг за другом, например, как в сочетании on the.

В быстрой речи просто не успеваешь убрать язык с альвеол и поставить его между зубами. В таких случаях можно пойти на маленькую хитрость — альвеолярные звуки произносить не на альвеолах, а на зубах или даже между зубами. Здесь только нельзя забывать одно правило — «жертвовать» можно альвеолярными звуками, а не межзубными! То есть, менять место произнесения альвеолярных, а не межзубных. В сочетании on the именно звук [n] произносится на зубах или между ними, а не звук [D] сзади зубов ближе к альвеолам.

Губно-зубные звуки.


При произнесении этих английских звуков верхние зубы несильно прикусывают нижнюю губу. Запомните, верхняя губа здесь не нужна!
Обратите внимание, что при произнесении похожих русских звуков В и Ф зубы только касаются тыльной стороны нижней губы. Не делайте так при произнесении [v] и [f]! И еще — эти английские звуки произносятся намного энергичнее, чем похожие русские, а звук [v] на конце слов не оглушается.

И не путайте звуки [w] и [v], например, в словосочетании very well.

Небные звуки

Z

Картавость – довольно распространенный дефект речи, связанный с нарушением произношения буквы «р ». Все обладатели этой особенности условно делятся на две категории: те, кто умудрился сделать дефект своей «изюминкой», и те, кто всерьез страдает от его наличия.

Второй фактор обычно связан с невозможностью реализоваться в любимой профессиональной области. Действительно, картавость часто воспринимается людьми как нечто комичное. Общество редко может всерьез воспринять музыканта, оратора, адвоката или политика с выраженным речевым несовершенством.

Артикуляционная особенность успешно корректируется в детском возрасте, но если ваши родители по какой-либо причине упустили этот момент – не стоит отчаиваться. Любое отклонение поправимо и в зрелом возрасте! Как научиться выговаривать букву р?

Рассмотрим варианты

Существует два основных метода разрешения этой проблемы, когда обращение к детскому логопеду уже неактуально. Развитие картавости в подавляющем большинстве случаев связано со специфическим строением ротовой полости, а именно – укороченной лингвальной уздечкой языка.

Ваша непосредственная цель – удлинить ее до оптимального состояния. Самый простой способ научиться выговаривать букву «р » взрослому – хирургическое вмешательство. Операция предполагает частичное подрезание элемента, проводится под местной анестезией за 15-20 минут и не влечет за собой никаких осложнений.

Надрез заживает спустя 4-6 дней, после чего подвижность органа полностью восстанавливается. Но если вы – не сторонник радикальных вариантов решения проблемы, мы готовы предложить вам альтернативные способы для самостоятельного домашнего применения.

Простые способы постепенного удлинения уздечки языка

Желая научиться полноценно говорить букву «р », вам нужно подготовиться к тому, что процесс будет долог и тернист. Никто не может гарантировать вам быстрого наступления результата. Но регулярное выполнение следующих упражнений практически гарантирует вам постепенную, но верную победу над дефектом речи.


  • Улыбка. Основной проблемой картавости является задержка воздуха в глотке, под влиянием чего интенсивность звука существенно снижается или совсем нейтрализуется. Чтобы устранить это нарушение, растяните губы в широкой улыбке. Прижмите кончик языка к небу и с силой выдыхайте. Рот при этом должен оставаться открытым. Это упражнение рекомендуется выполнять по 3-5 минут на ежедневной основе;
  • Хватка. Чтобы повысить «маневренность » речевых органов, попробуйте следующую технику. Широко улыбнитесь и выньте кончик языка, расположив его между зубами. Легонько покусывайте не менее 15 раз. Мышцы при этом должны оставаться напряженными;
  • Растяжка. Упражнение, направленное непосредственно на вытягивание уздечки, по праву считается одним из самых эффективных среди логопедической гимнастики. Оно предельно простое, и выполнять его можно когда угодно. Кстати, чем чаще вы станете это делать, тем скорее отметите положительную динамику. Для выполнения упражнения просто высуньте язык до максимально возможного предела, и попытайтесь дотянуться его кончиком до носа или подбородка. Задержитесь в положении на 1-1,5 минуты, передохните и повторите цикл 10 раз;
  • Повторение – мать учения! Поэтому чтобы научиться четко поставленной речи, требуется постоянно «давить» на ее слабые места. Повторяйте слова, содержащие «вражескую » букву. Чтоб отследить изменения, записывайте свою речь на диктофон. Не лишним станет обращение к скороговоркам. Сначала выбирайте легкие и проговаривайте их медленно, а как только приловчитесь, возьмите за привычку усложнять себе задачу;
  • «Вспомогательная артиллерия ». Анкилоглоссия может быть исправлена с помощью произношения других твердых звуков. Ваше вооружение – набор согласных «т », «д » и «л ». Твердо произносите их, добавляя звуку протяженности при помощи гласной «э ». Вы отметите, что техника провоцирует ваш речевой аппарат на произношение буквы р. Особенно отчетливо это будет заметно при проговаривании жесткой «л»;
  • Глиссирующая р. Если у вас возникают трудности с мягким произношением звука, используйте для коррекции дефекта английские слова. Как только вы освоите этот этап, вы легко сможете включить отчетливый звук в родной язык.

Если в течение 1,5-2 месяцев вы не наблюдаете положительных изменений, посетите логопеда. Постановка речи имеет свои особенности и различия в каждом индивидуальном случае, поэтому если вам не подходят общепринятые корректирующие стандарты, доктор подберет их для вас в индивидуальном порядке.

А если ламбдацизм?…

Другой распространенной проблемой произношения является ламбдацизм. Эта проблема куда более сложна, нежели анкилоглоссия, однако при должном старании также поддается коррекции.

Если вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву «л », вы также можете обратиться к своеобразной зарядке и речевым тренировкам:

  • Имитация. Попробуйте напрячь мускулатуру языка так, будто говорите букву «у». Главный нюанс: делать это нужно с сомкнутыми губами и без звука;
  • Трубка. С силой сомкните зубы и постарайтесь немного выдвинуть челюсть вперед;
  • Иголка. Широко улыбнитесь без обнажения зубов. Максимально напрягите язык и высуньте его в «остром» состоянии изо рта;
  • Щелчок. Снова растяните рот в улыбке, прижмите кончик языка к небу и создайте эффект вакуума. Попробуйте сымитировать щелчки, похожие на шаги в обуви на каблуке;
  • «А-метод ». Раскройте рот в полную амплитуду. Высуньте язык и, произнося протяжный звук «а», поднимите кончик органа вверх. Таким образом, у вас получится переходное сочетание этих букв. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете произносить «л» абсолютно четко;
  • «Ы-метод ». Подберите слова с комбинацией букв «л » и «ы » (улыбка, лыжи, лычка, лыко и т.д.). Как только у вас получится корректная «л » в межзубном произношении, зафиксируйте положение и старайтесь в дальнейшем регулировать его до этого предела.

Проблемы «С» и «Ш»

Встречаются и другие насущные для обладателей проблемы с артикуляционным аппаратом. Обычно они связаны с шипящими.

Как научиться правильно выговаривать букву «с »? У тех, кто обладает таким дефектом, получается произносить звук, отдаленно напоминающий букву «ф ». Ее и стоит использовать в собственных благих намерениях! Постарайтесь протяжно произнести глухой звук «ф », при этом оттяните нижнюю губу вперед и вниз. Делайте это постепенно.

Вы с удивлением обнаружите, что кончик вашего языка машинально тянется вверх, к основанию зубов, в результате чего выходит полноценный «с ». Задержитесь в таком положении и попытайтесь выровнять зубы на манер заборчика. В результате регулярного выполнения, вы без труда «поставите » звук за короткий временной промежуток.

Вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву ш? Тогда:


  • Ежедневно выполняйте комплекс упражнений, направленных на развитие нижней челюсти;
  • Включите в свой гимнастический курс тренировки для укрепления губ;
  • Развивайте подвижность и маневренность языка на базе приведенных выше речевых упражнений;
  • Чаще всего этот дефект встречается со смежными проблемами шипящих и жужжащих. Даже если они выражены слабее, не забывайте делать упор и на них;
  • Научитесь делать речевой орган широким, как лопата, и удерживайте его в таком положении как можно дольше;
  • Тяните к небу все края кончика языка, даже если это тяжело, или кажется невозможным;
  • Старайтесь имитировать животные звуки. То, как шипит змея или кошка.

Любые дефекты речи, несомненно, могут существенно снизить качество жизни, особенно если это касается делового поприща. Но отчаиваться не стоит – все поправимо, и все в ваших руках! Следуйте нашему простому руководству и наслаждайтесь блестящими результатами.

Инструкция

Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в положении можно использовать чайную ложку или палец.

Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.