Вертеть глагол исключение. Прочтите, что я выписала вам из словарей. Вывод с76 в рамочке

Потому что из глаголов с безударными личными окончаниями только эти 11 глаголов плюс все глаголы на ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) относятся ко второму спряжению. Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к первому спряжению.

ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВИЛА:

В русском языке в настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Например:

Спрягаем глагол ИДТИ в настоящем времени:
1 лицо: я иду, мы идем.
2 лицо: ты идешь, вы идете.
3 лицо: он (она, оно) идет, они идут.

Спрягаем глагол ПРИЛЕТЕТЬ в будущем времени:
1 лицо: я прилечу, мы прилетим.
2 лицо: ты прилетишь, вы прилетите.
3 лицо: он (она, оно) прилетит, они прилетят.

Окончания глагола, с помощью которых глаголы изменяются по ЛИЦАМ и числам, называются ЛИЧНЫМИ. При этом существует всего два варианта личных окончаний глагола:

1 спряжение - окончания У (Ю), ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ).
2 спряжение - окончания У (Ю), ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ).

Если личные окончания глагола УДАРНЫЕ, то никаких проблем с написанием не возникает. Чтобы в этом убедиться, прочитайте вслух, подчеркивая голосом ударение, приведенные выше примеры спряжения глаголов ИДТИ и ПРИЛЕТЕТЬ.
Их спряжение определяется на слух. Только надо твердо помнить, что 1 спряжение - окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ), а 2 спряжение - окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ).

Если же личные окончания глагола БЕЗУДАРНЫЕ, то здесь возникают проблемы с правописанием.
Они кол.т дрова. КОЛЮТ или КОЛЯТ?
Она пол.т грядки. ПОЛЕТ или ПОЛИТ?
Они бор.тся за мир. БОРЮТСЯ ИЛИ БОРЯТСЯ?
Они кле.т конверты. КЛЕЮТ или КЛЕЯТ?
Они стел.т белье. СТЕЛЮТ или СТЕЛЯТ?
Они тяжело дыш.т. ДЫШАТ или ДЫШУТ?

КАК ЖЕ БЫТЬ? КАК ПОСТУПИТЬ С ГЛАГОЛАМИ, В КОТОРЫХ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ БЕЗУДАРНЫЕ?
Нужно определить спряжение глагола по следующему правилу:

Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2 спряжению относятся:
1) все глаголы на ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
2) 7 глаголов на ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
3) 4 глагола на АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1 спряжению.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Применяем это правило к глаголам с безударными личными окончаниями.

Они кол.т дрова. КОЛЮТ или КОЛЯТ? КОЛОТЬ - ко 2 спр. не относится (не входит в группы на ИТЬ, 7 на ЕТЬ, 4 на АТЬ), значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, они КОЛЮТ дрова.

Она пол.т грядки. ПОЛЕТ или ПОЛИТ? ПОЛОТЬ - ко 2 спр. не относится (не входит в группы на ИТЬ, 7 на ЕТЬ, 4 глагола на АТЬ) , значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, она ПОЛЕТ грядки.

Они бор.тся за мир. БОРЮТСЯ ИЛИ БОРЯТСЯ? Бороться - ко 2 спр. не относится (так как не входит в группы глаголов на ИТЬ, 7 глаголов на ЕТЬ, 4 глаголов на АТЬ) , значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, они БОРЮТСЯ за мир.

Они кле.т конверты. КЛЕЮТ или КЛЕЯТ? Клеить - на ИТЬ (и это не БРИТЬ, СТЕЛИТЬ). Значит, КЛЕИТЬ - глагол 2 спряжения. А глаголы 2 спряжения имеют личные окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Значит, они КЛЕЯТ конверты.

Они стел.т белье. СТЕЛЮТ или СТЕЛЯТ? Стелить - все глаголы на ИТЬ относятся ко 2 спр., а БРИТЬ, СТЕЛИТЬ - к первому. Значит, стелить - 1 спр., значит, они СТЕЛЮТ белье.

Они тяжело дыш.т. ДЫШАТ или ДЫШУТ? ДЫШАТЬ - входит в группу 4 глаголов на АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ, значит, относится ко 2 спряжению. Значит, при спряжении будет иметь окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Значит, они ДЫШАТ.

Таким образом, чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить его в неопределенную форму и посмотреть, есть ли он в списке глаголов, относящихся ко 2 спряжению. Если есть - 2 спряжение, личные окончания у него будут ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Если этого глагола нет в списке, то он 1 спряжения, и при изменении по лицам и числам (то есть спряжении) у него будут окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ).

Правило, обведенное крестиками, нужно выучить наизусть.

«Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола».

Котлярова В.А.

Учитель начальных классов



«Кто много видит и слышит,

тот много знает ».

(пословица)



Алгоритм

Прочитай глагол

Определи окончание глагола

Ударное

Безударное

-е (-ё) – 1 спр.

-и – 2 спр.

3 – е лицо мн.ч.

-ут (-ют) – 1 спр.

-ат (-ят) – 2 спр.

Поставить глагол в н.ф.

Если -а-, -о-, -я-, -у, -е- перед

суф. – ть- 1 спр.

Если -и- перед суф. –ть -2 спр.



ИСКЛЮЧЕНИЕ - уклонение от

нормы, отступление от общих

правил.

Словарь Ушакова



Глаголы – исключения

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Брить, стелить.



Алгоритм

Прочитай глагол

Определи окончание глагола

Глаголы – исключения

Брить, стелить – 1 спр.

Гнать, держать, смотреть

и видеть, дышать,

слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть – 2 спр.

Безударное

Ударное

Поставить глагол в н.ф.

Если -а-, -о-, -я-, -у, -е-

перед суф. – ть- 1 спр.

Если -и-

перед суф. –ть -2 спр.

-е (-ё) – 1 спр.

-и – 2 спр.

3 – е лицо мн.ч.

-ут (-ют) – 1 спр.

-ат (-ят) – 2 спр.



Домашнее задание

Дидактический материал стр.77, упр.156



Шкала успеха

Материал усвоен, ошибки не допускаю

Материал усвоен, но ошибки еще допускаю

Было много ошибок, т.к. ничего не понятно на уроке

Ничего не получилось на уроке



Конспект

Урока русского языка в 4 классе Образовательная система «Школа 2100»

Учитель: Кузнецова Е.А

Тема: «Глаголы - исключения»

Тип урока: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированныеиндивидуальные карточки,

памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»

Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Задачи

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, I спряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык»

Презентация

Тетрадь

Дифференцированные карточки с заданиями

Памятка-стихотворение

Таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Ученики:

Слайд 5 - 6

Взаимопроверка (замена тетрадей) 6 баллов. Если есть ошибки отнимается количество баллов

Отмечают в листе самооценки

Гореть. Это глагол.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. Деловой настрой (1 минута)

Девиз нашего урока:

Ум и сердце

В работу вложи,

Каждой секундой

В труде дорожи

2.Эмоциональный настрой (2 минуты)

Мы – умные!

Мы - дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

. Проверка дом. Задания

Откройте тетради, запишите дату, классная работа .

3. Организационный момент. (1 мин.)

4. Словарная работа. (2 мин.)

Разминка для пальцев.

– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.

    Перекатывание ручки в руках.

– Какая буква пропущена в слове «гореть»?

Можно ли проверить?

1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?

а) …втобус, в…сток, б…гаж;

б) в…кзал, г…реть, к…стёр;

в) м…роз, …ллея, ур…жай.

.В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?

а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;

б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;

в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.

Проверка

б) вокзал, гореть, костер;

в) кастрюля, растение, квартира

Какое слово здесь лишнее? Почему? Обоснуйте.

II . Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать знания по теме глагол

По временам, лицам и числам

- Время – настоящее, прошедшее и будущее.

- В начальной, неопределённой

- Горишь

Делят окончания на две группы.

Вспоминают окончания I иII спряжений.

В учебной деятельности

Обобщают знания по теме глагол.

Определяют спряжение глаголов.

Организует деятельность обучающихся.

1.Повторение знаний о глаголе, как части речи

- Как изменяются глаголы

- Назовите времена глагола.

Как изменяются по лицам? По числам?

В какой форме стоит глагол ГОРЕТЬ?

- Измените его так, чтобы оно стояло в форме

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ЕД, ЧИСЛО, 2 ЛИЦО

- Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе. Но не все категории глагола мы назвали, вспомните о них на следующем этапе работы.

2. Повторение.

Слова на карточках на доске. На какие группы можно их разделить? (1 – 2 спряжение)

Решаешь 1, изменяешь1, горишь2, говоришь2, видишь?, определяешь1, сидишь2,

Где встречаются эти действия вам?

Составьте несколько предложений о своей учебной деятельности с данными глаголами.(Устно)

Как определить спряжение глагола? (По окончанию)

Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? - А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется по суффиксу, который стоит в начальной форме перед -ть-)

На что указывает – и - (на 2спр.)

А все остальные? (на 1 спр.)

Спишите, в 2 столбика, определите спряжение этих глаголов.

1 спряжение 2 спряжение

определяешь1 горишь2

решаешь 1, говоришь2

сидишь2

изменяешь1

Один ученик у доски распределяет карточки с объяснением.

Всё задание выполнено? Что у нас вызвало затруднение?

Со словом видешь у нас возникла проблема, которую мы с вами должны решить.

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

III . Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы.

Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

Кроме глаголов –исключений

ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

1.Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов на с. 73 в учебнике

Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм?

Постарайтесь объяснить свое мнение. Вы уверены, что это глагол - исключение?

Прочтите алгоритм на с 124 учебника. На что вы обратили внимание в 3 пункте?

Кроме каких слов?

К какой же группе глаголов относится слово видишь?

Так какова тема нашего урока?.

Какие цели поставим перед собой?

Запомнить глаголы-исключения.

Правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Учиться определять спряжение глаголов-исключений.

Пополнить свой словарный запас

Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать:

Сначала подумаю, потом скажу..Учись слушать, научишься и говорить.

2. Работа с учебником. №260 Прочтите

Работа по вопросам с. 75 сверху

Вывод с76 в рамочке

Вопрос под правилом

Что такое «Исключение»?

Ответы детей

Прочтите, что я выписала вам из словарей

ВЫВОД – правило с. 87

Выставить схему - опору

Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте свой ответ.

Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Личностные УУД : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Выполняют движения под музыку.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

IV .Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.

Спрягают глаголы исключения.

Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)

Самооценка 1б

Самооценка 2 б

Слайд 16

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд

Смотреть слышать стелить дышать

(Проверка на доске)

Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2 Задание. (парами).Собери пословицу.

В чужом глазу соринку види т, в своём бревна не замечае т.

Слыши т звон, да не знае т, где он.

Любят того, кто не обиди т никого.

Кто много види т и слыши т, тот много знае т

Воду в решете не удержи шь.

Охотник слыши т, как лес дыши т

Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Более низкий уровень списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

Слайд 17- 21

Релаксация для глаз.

Самооценка 11 б.

У кого есть ошибки отнимают соответствующее количество баллов

Проверка слайд 22

Проверка слайд 23

3.. У вас лежит текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы – исключения.

.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.

4. Задание. (устно) на доске. «Паровозик».

Поочередно подходят к доске и ставят склонение, объясняя свой выбор.

Гнать 2 (искл), смотреть 2 (искл), болеть 1, уважать 1

Ходить 2, чистить 2, стелить 1(искл), купить 2

V . Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Глаголы -исключения

Организует деятельность обучающихся

С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

На прошлом уроке мы с вами составили схему определения спряжения глаголов. Что теперь мы добавим в неё?

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.

VI . Домашнее задание.

Выучить стихотворение, правило на стр.76, упр.262

Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).

– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам схему, которую мы сейчас дополнили и веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.

Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает и комментирует работу обучающихся

Посчитайте баллы на полях своих тетрадей

16-19 баллов – высокий уровень

10-15 баллов – средний уровень

Меньше 10 баллов низкий уровень

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует рефлексию

– Над какой темой работали?

– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

Сегодня я доволен работой, т. к. …

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД : анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.