Загадки с разделительным ь знаком. Тема: Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

«Ъ и Ь знаки» - Пьеса. Воробьи. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Съёмка. Ь пишется в корне после согласных, но перед гласными: ю,я… Подъём. Польёт. Объезд. Объём. Серьёзный. Чутьё. Листья. Объявление. Объяснит. Муравьи. Бельё. Пьёт.

«Разделительный твёрдый и мягкий знак» - Муравьи колосья объявления свинья воробьи компьютер вьюга листья обезьяна. Догадаться вы сумели? Снежная буря, метель. Твердый знак. Полоса земли вдоль берега моря, озера. Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки. И, У, А после шипящих.

«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Проверь себя. Весёлые рифмы. Мягкость согласных звуков. Физкультминутка. Измените слова по данному образцу. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов. Составьте цепочку слов. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета. Загадки. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

«Разделительные знаки» - Упражнение. Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в следующих случаях. 16. Правило 1. Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах. Разделительные знаки Ъ и Ь. Правило 2. Твердый знак (Ъ). Твердый знак и мягкий знак. Содержание. Мягкий знак (Ь). Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных.

«Мягкий знак после шипящих» - Меч. Мягкий знак после шипящих. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Краткое прилагательное. Словарно – орфографическая работа. Печь. Развитие речи. Работа по карточкам. Ь после шипящих на конце слова. Рожь, мощь. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Найдите соответствие цифры букве. Правописание на конце слова Ь.

«Мягкий знак после шипящих» - Жгуч (кр. П.). 3 скл. - вещь, ночь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь. Сторож – 2 скл. Комментированное письмо. Тишь (3 скл.) - безлюдье вокруг. Дочь – 3 скл. Пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.). Свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.). Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется.

Всего в теме 23 презентации

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

«Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

Знаки «Ь» и «Ъ»

Веселые стихи

«Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак!

Е. Тарлапан

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

Вьюга хлещет так и сяк,

Бьет в лицо крупой сыпучей,

Очень жесткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

«Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит – только так.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Это буква – мягкий знак.

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

«Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

Всем известно без подсказки:

Твердый знак как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

В. Степанов

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш-ш-ш-ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю.

Е. Тарлапан

– Как мы пишем твердый знак?

– Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

А. Потапова

Пословицы и поговорки

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Игры

И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

Игра «Закончи слово».

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

Игра «Превращение слов».

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

Игра «Доскажи словечко».

В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь).

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица).

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные… (коньки).

Огромная кошка мелькнет за

стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет, зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот… (огонь).

Игра «Грамматическая арифметика».

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

Игра «Всегда маленькие».

Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

кроссворды

1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

2. Слова с «Ь».

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

3. Допишите буквы.

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

4. Слова с «Ь» и «Ъ».

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

Загадки

Ковш, половник и черпак.