Древние Афины. Греция

Среди столиц древних цивилизаций мира нет города, который подобно Афинам, просуществовал 15 веков. И существует до сих пор как столица Греции, как культурный центр страны, как город в котором прошлое неразрывно связано с настоящим.

Влияние Афин на европейскую и мировую культуру невозможно переоценить. Литература, религия, философия, поэзия, театр, архитектура, скульптура сначала Римской империи, а потом и Европы — прямые наследники греческой культуры. Такие глобальные понятия человечества как демократия, конституция тоже греческого происхождения. Как и современный спорт, который «родом» из греческих Олимпийских игр.

Безусловно, без греческой культуры и ее столицы Афин, современный мир был бы иным.

Античный период

В истории Афин мифы древней Греции переплетаются с реальностью. Это не удивительно.
Город названный в честь любимой дочери Зевса, уже в эпоху микенской культуры, в 13 веке до нашей эры, был большим и известным в античном мире, культурным и политическим центром Греции.

Основателем Афин считается Тесей. Именно ему приписывают освобождение афинян от дани, которую город платил Миносу, правителю Крита. Тесей объединил разрозненные города – полисы вокруг Афин в единый город – государство. Но у Тесея не было достойных приемников, и после его смерти власть в Афинах перешла к нескольким богатым аристократическим семьям.

В 594 году до н.э. произошло знаковое событие не только в истории Афин, но и в истории всего человечества. Афины получили Конституцию, Верховный Суд и Народное собрание.
Три ветви власти сохранились до нашего времени!

Сто лет спустя начались войны с персами. Афины поддержали восстание многочисленных греческих городов в Малой Азии. Персидская армия небольшими силами высадилась в городе Марафон, недалеко от Афин.

Бег на марафонскую дистанцию равен расстоянию между городом Марафоном и Афинами. Гонец пробежал ее, чтобы предупредить город о надвигающейся опасности, и умер, сообщив о нашествии персов.

До наших дней в память об этом событии проводится бег на марафонскую дистанцию, эта дисциплина входит в программу Олимпийских игр. Благодаря подвигу грека, предупредившего афинян, и руководству полководца Милтиада, афиняне победили в этой битве.

Десять лет спустя великий персидский царь Ксеркс с огромной армией победил в битве под Фермопилами. История 300 спартанцев – один из эпизодов этой легендарной битвы. Отважные спартанцы сдерживали армию Ксеркса, пока греки собирали силы. Но это не помогло.

Армия персов вошла в Афины все прекрасные храмы города были разрушены.

Но после победы в морском сражении, в котором греки под руководством афинского стратега Фемистокла уничтожили, персидский флот, война закончилась полной победой греков.

Фемистокл был не только выдающимся полководцем, но и прекрасным политиком. По его инициативе Афины были окружены оборонительными стенами, построен порт Пирей (до сегодняшних дней важнейший порт Греции), город стал сильной морской державой.

Золотой век

Великолепные памятники Афин, особенно Парфенон, относятся к периоду наивысшего расцвета города – государства, так называемому Золотому веку. Этот период относится к 5 веку до н.э., времени правления Перикла.

Величайший памятник архитектуры Парфенон был построен при Перикле, что сделало его имя легендарным.
Золотой век Афин – это время великих философов Анаксагора и Сократа, историков, чьи работы цитируются и сегодня, спустя столько веков, Геродота и Фукидида.

Поэты – драматурги Софокл, Эврипид и Эсхил не только не забыты, но спектакли по их пьесам ставятся и сегодня. Время не властно над достижениями великих греков. Их имена популярны и известны в мире, наряду с именами современников.

Афины после Золотого века

К сожалению, Золотой век Афин был не долог, его прервали две войны со Спартой с 431 по 404 годы до н.э. Эти войны были за главенство над греческими государствами.

С поражением в этих войнах Афины утратили свое политическое влияние, но оставались культурной столицей античного мира. Имена Праксителя, Демосфена, Платона и Ксенофонта связаны именно с этим периодом.

В 3 веке до н.э. новое бедствие постигло Афины. Нашествие войска, ставшей могущественной Македонии, во главе с Филиппом Вторым, а потом и его сыном Александром Македонским, привели к упадку Афин.

В 146 году до н.э. Грецию завоевали римляне. Консул Сулла в 86 году до н.э. вывез из Афин огромное количество великих произведений искусства. Но почти 5 веков после этого в Афинах существовали философские школы, что позволяло после всех грабительских нашествий быть центром античного мира.

Только после закрытия школ в 529 году н.э. Афины пришли в окончательный упадок. На долгое время великий город стал маленьким провинциальным городом Византийской империи.

Под турецким игом

Османская империя пришла на смену Византийской. Турок–мусульман мало интересовали ценности античной культуры. В 1458 году они захватили Афины. Многие старинные здания, памятники архитектуры и целые районы были уничтожены с 17 по 19 век.

Самым негативным образом на судьбу города повлияли войны между Османской империей и Венецианской республикой. В 17 веке во время штурма Афин венецианцами был разрушен Парфенон.

К концу 19 века Османская империя утратила свое могущество, все страны, входящие к этому времени в ее состав стали бороться за независимость. Не была исключением и Греция.

В 1833 году Афины вновь стали столицей возрождающейся после ига страны. Трудно было представить, что разрушенное и маленькое селение было когда-то великим городом–государством. В стране наступили времена монархии, которую вскоре сменила конституционная монархия.

Над загадкой этого храма долго бились ученые и после долгих лет исследований секрет был найден в особом расположении колонн. Главное украшение храма – статую Афины – в 5 в до н.э. увезли в Константинополь, и там она погибла при пожаре.

История Акрополя – это легенды и мифы Древней Греции. Здесь Эгей в порыве отчаяния в ожидании сына Тесея бросился в море. Там где Посейдон поспорил с Афиной, построен , со святилищем Пандоры, великолепными скульптурами Кариатид, которые являются колоннами храма.

Любимой едой греков является различное мясо, рыба и морепродукты.

Днем туристы обычно проводят время на экскурсиях. Вечером можно отдохнуть в одном из бесчисленных ресторанах, кафе, барах и тавернах.

В районе Вари, где расположено несколько популярных таверн, можно отведать «барашка на вертеле». Великолепная и кокрецци подаются во всех тавернах этого района. Недаром эти таверны называются «обжорными рядами». Средний счет на четверых составит порядка 100 евро.

Любителям античности — ресторан «Археон Гевсис» — предлагает воссозданную по источникам античную кухню.
Интерьер ресторана, ложа для приема пищи создают иллюзию древнего мира. Туристы одеваются в хитоны, ноги омывают розовой водой, а в завершение на голову возлагается лавровый венок.
Адрес ресторана: Kodratou, Athens, Grees.
Телефон: +30 210 5239661.

Морепродукты и блюда из них можно попробовать в тавернах недалеко от Пирея. Это недешево, но очень вкусно. Средний счет, в зависимости от выбранных деликатесов, от 30 евро на человека.

Мясной ресторан Строфи находится на крыше старинного особняка недалеко . Ужин с видом на Парфенон, вкусное мясо, местное вино – о чем еще может мечтать усталый турист жарким вечером?

Адрес ресторана: Rovertou Galli 25 P.C. 11742 Athens.
Телефон: +210 92141130.

Афины – город туристический. Поэтому на маршрутах и в ресторанах, посещаемых туристами, цены высоки. Но если немного отклониться от туристической тропы и найти , то цены в разы ниже.

Так бюджетные цены на завтрак обед и ужин составляют: 162 – 243 рубля, 162 – 324 рубля, 325 – 500 рублей соответственно. Литр местного вина 205 – 285 рублей, 0,33 пива 41 – 164 рубля. Дешево, вкусно и сытно.

Культурная жизнь Афин

Афины, как и древности, сегодня не только столица страны, но и культурный центр Греции.
Здесь находится Национальная опера Греции , концертные залы, театры.

Государственный статус опера получила только в 1939 году. Сегодня это крупнейший театр страны в репертуаре которого оперы, балеты, оперетты, концерты симфонической оперы, концерты классической музыки, детские спектакли.

Адрес театра: Греция, Афины, 59 Akadimias st.
Телефон: 30 210 3643725

Театр Ликавитос — необычный. Он находится на вершине холма над городом. Театр не репертуарный, не имеет своей труппы, а сдается для концертов звезд мировой рок- и поп- музыки.

Дворец Музыки в Афинах построен в 1961 году.
Появление такого современного зала стало возможно благодаря участию многих организаций, правительства Греции, Национального банка, частных лиц.
Во Дворце несколько концертных залов, музыкальная и мультимудийная библиотеки.
При строительстве Дворца Музыки были использованы передовые технологии. Концерты, которые здесь регулярно проходят, являются заметным событием в культурной жизни столицы.

Адрес: Проспект Василиссис Софиас и Коккали, Афины.
Телефон: (+30)21072-82-333.
Вебсайт: www.megaron.gr.

Ночная жизнь Афин

Ночная жизнь Афин бурная, разнообразная и интересная. Бары, дискотеки, клубы предлагают программы на любой вкус: национальную греческую музыку, джаз, рок, соул – все, что душе угодно.

Один из самых популярных и любимых клубов Афин «Villa Mercedes» , который находится в центре города, предлагает танцевальную музыку самых разных стилей.

В клубе хорошая танцевальная площадка и прекрасно оснащенная сцена, на которой выступают знаменитые диджеи Armin Van Buuren, ERIC PRYDZ и David Guetta. Здесь часто проводятся тематические вечеринки.

Много туристов проводят вечер под Акрополем. Представление под названием «Звук и свет» это красивое и незабываемое зрелище. Увидеть его можно из кафе на Плаке. В тавернах старого города можно прослушать фольклорную программу.

Клуб — Berlin Club — днем обычное кафе. Вечером это место превращается в прекрасный рок-н-ролльный клуб.
Танцевальная площадка всегда переполнена. Часто в клубе работают известные диджеи.
Здесь есть бар с богатым ассортиментом напитков и закусок.
Клуб открыт до 4 утра.
Адрес: Agias Paraskevis 72, Bournazi Square.
Цены: коктейли в ночных клубах Афин стоят от 7 до 12 евро, бутылка вина от 50-80 до 100 евро, бутылка виски стоит от 80 до 200 евро. В большинстве клубов входной билет дает право на бесплатный напиток.

В Афинах и ближайших окрестностях столицы несколько десятков ночных клубов, не считая таверн с танцевальными фольклорными программами.
Описать их все – невозможно. Но прекрасным завершением вечера является посещение ночного клуба, в котором можно потанцевать, послушать музыку и выпить хороший коктейль.

Где остановиться

В Афинах более 200 отелей, рассчитанных на любые вкусы и финансовые возможности туристов. Выбор не прост, но мы постараемся помочь вам его сделать.
Предлагаем познакомиться с некоторыми популярными отелями греческой столицы, находящимися в самом её центре.

Отель Crowne Plaza Athens City Centre

Этот пятизвездочный отель для любителей роскоши.
Находится почти в 3 километрах от центра, в тихом месте. Станция метро рядом.

Набор услуг — типичный для отеля высокой звездности: фитнесс–зал, сауна, бассейн на крыше.
Цена проживания зависит от типа номера, и начинается от 6715 рублей.
Бронирование можно осуществлять напрямую через сайт отеля.

Адрес: Michalacopoulou Street 50, Athens, 11528 Греция.

Отель Novus City

Расположен всего в километре от центра, недалеко от Национального археологического музея Афин, Парфенона, Акрополя. Имеет категорию 4 звезды.

Цены за одну ночь в двухместном номере начинаются с 4751 рубля и увеличиваются в зависимости от категории номера до 7206 рублей. Завтрак включен в стоимость проживания.
В отеле есть бассейн, спа – услуги, ресторан, бесплатная парковка.

Адрес: 23, Karolou.Str., Афины

Отель Athens Center Square

Небольшой трехзвездочный отель в 400 метрах от центра города около центрального рынка прекрасно подойдет любителям шопинга.
Рынок начинается у самых дверей.

Достоинством является великолепный вид на Акрополь, который открывается из некоторых номеров — они, конечно, стоят дороже.
Минимальная цена за номер 5924 рубля.

Адрес отеля: 15 Aristogitonos Street & corner of Athinas 7 Kapnikareas, 10552.

Economy Hotel

Отель 2 звезды для бюджетных туристов находится всего в полукилометре от самых популярных достопримечательностей столицы – Парфенона, музея Котзия, Агоры.

Цена на двухместный номер за ночь составляет 3363 рубля, завтрак включен в стоимость.

Адрес отеля: 5, Kleisthenous str, Афины

Отель Alma

Этот 2-звёздный отель расположен в 900 метрах от самого центра Афин, и он, вероятно, самый экономичный из всех гостиничных предприятий, работающих в самом сердце греческой столицы.

Цена двухместного номера составляет 2810 рублей. Туристы в своих отзывах отмечают чистоту в номерах и соответствие отношения цена/качество.
Большинство туристов едет в Афины совсем не для того, чтобы проводить время в номерах, а для ночлега отель вполне комфортабелен.

Адрес: 5 Dorou Str Gr, 10432, Афины.

Куда обращаться в экстренных ситуациях

К сожалению, не всегда путешествия проходят без происшествий. Можно потерять документы, заболеть, попасть в ситуацию, требующую вмешательства полиции.
В экстренных случаях необходимо иметь телефоны для связи с соответствующими службами.

При потере документов нужно обратиться в Консульский отдел Посольства России в Греции:
Афины, 152 32 Халандри, ул. Тзавелла 5 , тел.: 210 671-19-45, телефоны: 210 671-19-06, 210 672-88-49, 210 671-19-35, 210 674-97-08.

При проблемах со здоровьем:

Необходимо обратиться по телефонам, которые указаны в полисе медицинского страхования, который является обязательным для получения Шенгенской визы.
Только врачи, вызванные по этим телефонам, оказывают медицинскую помощь бесплатно! Любые другие врачебные услуги для российских туристов — платные.

Телефон полиции 100, пожарной службы 199, помощь на дорогах 104. Однако не стоит забывать, что далеко не все в Греции знают английский язык.

Афины – один из самых интересных туристических городов мира. Богатейшая история, памятники архитектуры, музеи, рестораны и таверны, пляжи и ночные клубы – все в столице располагает к разнообразному, интересному отдыху.

Очень красивая страна. Жизнь всегда бурлит.
Больше всего нравиться местная кухня. Очень разнообразная и вкусная.
До моря: Город на берегу моря. Купаться можно по сути круглый год. Летом, когда слишком много народа, центральные пляжи таки грязноваты. Лучше прокатиться 30 мин автобусом на юг.

Доброжелательное и разное. Зависит от того, из какой вы страны и как надолго. К туристам - только позитивно. Была удивлена, что различают россиянок и украинок. Если из пост совка и девушка - избегай быть русской хотя бы в первые минуты знакомства.

"Очень жизнерадостный, простой и открытый народ.
Любит выходить из дома и сидеть в кино, кафе, ресторанах независимо от сезона и погоды.

Средние школы - как повезет. Но большинство местного населения отправляет детей к репетиторам, так как для сдачи унифицированного госекзамена по окончании школы (одновременно вступление в универ), часто школьной программы недостаточно.
С университетами дела обстоят довольно хорошо. Лучше всего медикам - греческий, как и латынь, основа медицинской терминологии. В компании с разговорным языком, термины запоминаются намного быстрее.
Бакалавр в основном бесплатный, магистратура - от 0 до 700 евро семестр. Но есть возможность стипендий и других программ.

В общем хорошее. Перед иностранцами стараются как могут. Но с местных часто требуют "подмазать". Для полной уверенности - обращатся в частную клинику.

Почти все знают английский. Местный средне сложный. Народ разговорчивый, поэтому при встречном желании учеба идет легко.

Средне. Есть хайвеи, построенные к Олимпиаде, а есть просто раздолбанные дороги (в основном в старых городских районах). Улицы преимущественно узкие с односторонним движением. Тротуаров почти нет и с парковкой часто есть проблемы. В новых районах ситуация немного лучше.
Главный общественный транспорт - метро.
Велосипеды популярны в ""плоских"" городах (Салоники, Ларисса, Волос, Коринф и т.д.). В Афинах много перепадов высоты.
Выезд в другие страны: Шенген.

Цены в среднем как киевские (а зарплаты таки больше). Сезонные продукты всегда дешевле. В ресторанах цены те же, но порции огромные.
Транспорт дороже. Одежда дешевле.

Люди с хорошим образованием, особенно технари, нужны везде и всегда. Если образования нет или оно слабое - пополнение в армии безработных.

новое - хорошее, стартует от 300 евро. В старых районах может и дешевле найтись, но может быть немало проблем из-за частых землетрясений.

Не сталкивалась. Но и не испытываю судьбу в емигрантских районах. В общественном транспорте бывают карманники.

История культуры древней Греции и Рима Куманецкий Казимеж

ЖИЗНЬ В АФИНАХ

ЖИЗНЬ В АФИНАХ

Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических Афин ярко представляет нам уже не раз упоминавшаяся речь Перикла в «Истории» Фукидида: «В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям, и не высказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады». Подобная же атмосфера большого свободного города царила, вероятно, и в Милете эпохи архаики, позволяя Фалесу или Анаксимандру спокойно заниматься тем, чем не занимался никто: размышлениями над природой вселенной. В Афины V в. до н. э„создавшие у себя наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов. На улицах Афин, кроме местного уроженца Сократа, можно было встретить философов-софистов Протагора из Абдеры и Горгия из сицилийских Леонтин, поэта Продика с Кеоса, живописца Полигнота с Тасоса. Все они, а особенно софисты - учителя мудрости, оказывали большое влияние на умы афинской молодежи. Огромный духовный, культурный подъем афинского общества начиная примерно с середины V в. до н. э. мы называем «аттическим просвещением». Плоды его сказались быстро: поколение афинян эпохи Пелопоннесской войны уже мало напоминало генерацию воинственных и суровых «марафономахов» - победителей персов в сражении при Марафоне.

«Город наш - школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», - продолжает свою речь Перикл у Фукидида. Тем не менее жизнь в этом богатом и просвещенном городе больших возможностей была простой и не имела ничего из той роскоши, которой окружали себя высшие слои городского населения Востока или, позднее, Древнего Рима. Рядовой афинянин был неприхотлив, обходился лишь самым необходимым в том, что касалось еды, одежды и жилья. В V в. до н. э., в отличие от столетия предшествовавшего, на улицах было уже не увидеть мужчин, разодетых по ионийской или восточной моде в пурпур, со щегольски подстриженными длинными бородами, с золотыми заколками в волосах. Местная шерстяная пряжа вытеснила привезенные издалека тонкие ткани. На смену длинному ионийскому хитону пришел у мужчин короткий дорический хитон, а хитон женский стал похож на старинный пеплум. Аристократия и в демократических Афинах пыталась выделиться своими нарядами: так, сторонники аристократической Спарты надевали, короткие спартанские плащи, трибоны, а аристократическая молодежь, служившая в коннице, охотно украшала свои хламиды золотом и пурпуром. Простые афиняне одевались скромно, так что на улице, как тогда говорили, трудно было отличить свободного от раба.

Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо - рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами - пирами. В зал, где пировали греки, вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, финики, фиги, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

Как именно будет проходить пир, решал симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой пропорции смешивать вино с водой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром. В Афинах второй половины V в. до н. э., где учили молодежь Сократ и софисты, на пирах вели философские споры, состязались в риторике. Очевидно, не на всех пирах атмосфера была столь насыщенно интеллектуальной, как на том, который описал Платой (диалог «Пир»). Участники симпосионов не чуждались обычно и простых игр и забав вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников.

Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях, женщина пользовалась куда меньшей свободой, чем у дорян. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству. Конечно, женщины в зажиточных семьях жили не так скучно и однообразно. Вазовые росписи представляют нам гречанок, занятых не только прядением шерсти и вышиванием, но и такими развлечениями, как игра в мяч. Немало времени посвящала афинянка из богатой семьи уходу за собой, купанию и макияжу, созданию изысканных причесок - все это тожеизображено на вазах со всей откровенностью. Хотя моды в Афинах эпохи Перикла были очень простые, росписи на керамике являют нам большое разнообразие причесок, украшений, головных уборов и лент, хитонов и гиматиев.

Браки заключались чаще всего по имущественным соображениям, причем сама невеста никак не могла повлиять на свою судьбу. Однако это не значит, будто новобрачную всегда ожидала горькая участь. Многочисленные надгробные стелы, покрытые самыми сентиментальными надписями, говорят о том, что совсем не редко семейная жизнь строилась на искренней любви и привязанности. Зато уж в общественной, тем более в политической, жизни женщины не принимали в Афинах никакого участия. Только гетеры, обладавшие большей свободой и лучше образованные, могли до некоторой степени влиять на общественные дела. Не забудем, что подруга великого Перикла, Аспасия, к чьему мнению он прислушивался, была родом не из Афин, а из Милета, где женщины чувствовали себя вольнее. Афины же не дали миру ни общественных деятельниц, ни поэтесс, в то время как Лесбос гордился своей Сапфо, Аргос Телесиллой, Беотия Коринной.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Писистрат в Афинах В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Чума в Афинах (М. Н. Ботвинник) В театре Диониса шло представление трагедии Софокла «Эдип-царь». В Греции хорошо знали миф об ужасной судьбе Эдипа.У коринфского царя Полиба не было детей. Однажды пастух, пасший стада этого царя в горах Киферона, отделяющих Коринфский

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В пятом веке в Афинах Ответ 3.64Этого человека звали «эпистат». Он избирался из состава Совета Пятисот сроком на одни сутки.Ответ 3.65Архонт-басилей («царь») был одним из десяти членов выборного афинского Ареопага. Он осуществлял в основном жреческие и судебные функции.Ответ

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

А между тем в Афинах… Спустя назначенный срок Солон вернулся в родной город, но, к своему глубокому сожалению, не нашел там мира и согласия. В Афинах происходили смуты, и хотя еще действовали законы Солона, но все ожидали переворота и желали другого государственного строя.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Олигархия в Афинах Последовательные неудачи демократии, завершившиеся катастрофой в Сиракузах, посеяли во всех слоях народа недоверие к демократическим институтам. Активные противники демократии происходили главным образом из высшего и среднего классов, которые

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э. Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в

автора Олмстед Альберт

Кимон и Перикл в Афинах Со времени окончательной победы над персами у Евримедона Кимон стал признанным проводником политики Афин. Когда восстали илоты в Спарте, он убедил афинян послать ей на помощь войска, согласно условиям военного союза, образованного на острове

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

«Отец истории» в Афинах В тот же год (445 до н. э.) в Афинах появился Геродот. Его изначальное «Кругосветное путешествие» превратилось в полную историю великой войны, в которой европейские греки успешно сражались с персидскими захватчиками. После его путешествия по

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 1. Государство в Афинах Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЖИЗНЬ В АФИНАХ Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Демократические преобразования в Афинах Перикл После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции.По свидетельству историка

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 27. Утверждение демократии в Афинах Реформы Солона Солон. Древнегреческая скульптураАфинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Постройки Адриана в Афинах Адриан очень увлекался греческой культурой, и его время отмечено сильным интересом к эллинистическому Востоку. Корни этого явления лежат в том огромном значении, которое восточные провинции имели в экономической жизни Римской империи II века.

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и

  • В условиях глубокого вакуума субстрат высыхает и жизнь невозможна.
  • Ведаю, что Жизнь в Великом Роде вечна, и должны мы заботиться о вечном, идя стезёю Прави.
  • Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смысл
  • Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес представляет поэтому повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего рассмотреть на примере афинян.

    Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на улицы города прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос «Что слышно?», который для нас является глупой и докучливой привычкой, - имел свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события. Существующие обычаи позволяли людям легко вступать в общение, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.

    Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений - это доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами «время, когда рынок полон», гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где занимались спортом, вели

    философские дискуссии, обсуждали политические события и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

    Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы. Здесь присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

    В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. «Ориентализация», насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма - синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

    В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам- вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры - он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

    В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.


    | | 3 | |

    Жизнь в Афинах

    Акрополь. Религия. Театр. Демократия. Медицина
    В классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен. Одним из самых величественных сооружений стал храмовый комплекс на горе Акрополь. Центром этого комплекса был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

    Основные знания о Древней Греции почерпнуты нами из произведений литературы и искусства того времени. Гончарные изделия часто украшали сценами обыденной жизни. Скульпторы высекали прекрасные статуи, философы записывали свои мысли и идеи, драматурги создавали пьесы, основанные на событиях реальной жизни.
    Древние греки поклонялись множеству богов и богинь. Считалось, что 12 первостепенных богов обитали на Олимпе, самой высокой горе в Греции. Главным олимпийским богом был Зевс.

    В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Драматурги, такие как Софокл и Аристофан, сочиняли пьесы, в которых играли актеры. Пьесы разделялись на два основных типа, комедию и трагедию. Многие из этих пьес, написанных тогда, не потеряли своей популярности и в наше время.
    Зрители приходили в театр на весь день. Обычно они смотрели три трагедии или три комедии, после чего следовала коротенькая пьеса, именуемая сатирой, которая подшучивала над серьезным мифом или событием.

    Публика рассаживалась по каменным скамьям в полукруглом открытом амфитеатре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.

    Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.

    В Древней Греции самыми важными зданиями были храмы. В каждом храме стояли скульптурные изображения того бога, которому был посвящен храм.

    В Древней Греции народ высказывался против того, чтобы им правили богатые граждане. В Афинах была введена система правления, именуемая «демократией», что означает «народовластие». При демократии каждый гражданин имел право высказать свое мнение о том, как управляется город-государство. Правителей выбирали голосованием, но ни женщины, ни рабы гражданами не считались и, следовательно, не могли голосовать. Все афинские граждане были участниками городской ассамблеи, которая созывалась раз в неделю. На этой ассамблее мог выступить любой гражданин. Над ассамблеей стоял совет из 500 членов, выбиравшихся по жребию.
    Греки уважали свободу слова. В центре греческого города было открытое пространство, называемое «агора», где проводились собрания и произносились политические речи.

    Оратор произносит политическую речь на агоре.

    Если народ был недоволен каким-нибудь членом правительства, то по итогам голосования его могли сместить с занимаемой должности. Свое мнение афинские граждане высказывали, выцарапывая имя политика на черепках; такой черепок назывался «острака».
    Медицина
    Основы современной медицины также были заложены в Древней Греции. Целитель Гиппократ основал медицинскую школу на острове Кос. Врачеватели должны были давать клятву Гиппократа, в которой говорилось об обязанностях и ответственности врачевателя. И в наше время все врачи приносят клятву Гиппократа.