Будущему психологу. Будущее психологии или психология без будущего

«Настоящее и будущее моей профессии »

Сча?стье — субъективное состояние человека, находящегося в полной гармонии с внешним и внутренним миром. Всем нам знакома с детства формула Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»

Я счастливый человек, ведь у меня есть любимая профессия. Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я точно знала: буду работать с детьми. Я всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Мне с ними комфортно и интересно. Они чувствуют это и отвечают взаимностью. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, среди детей мне хорошо, я с радостью иду на работу. Ведь я там «свой среди своих». Жаль только, что времени на все планы и задумки не хватает, а иногда и сил, но главное - двигаться вперед: дорогу осилит идущий.

Главная моя цель - помочь детям смотреть на жизнь с оптимизмом, быть счастливыми. Я учу их черпать силы в маленьких мелочах повседневности, видеть то прекрасное, что есть внутри каждого из нас. Учу детей необходимости принимать на себя ответственность, за свои дела и поступки, держать слово. Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Очевидно, что человек, всю жизнь исследующий природу и свойства души, и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит.

Я учу своих учеников быть счастливыми. Мало кто из нас задумывается, какое счастье для человека свободно двигаться и мыслить, разговаривать и помнить, не понимая, как обеспечиваются эти процессы и какие сложнейшие механизмы обеспечивают нашу жизнедеятельность. Это понимают только люди, которые по тем или иным причинам лишились этих возможностей и которые учатся ходить, читать и говорить заново. Те, кто переживает свою ненужность и бесполезность часто очень зациклены на своих собственных проблемах и варятся в своих переживаниях, горестях и обидах. Для того, чтобы быть счастливым, нужно в первую очередь понимать, что счастье находится внутри нас. Быть счастливым означает проживать состояние счастья, а это значит, что нужно в первую очередь жить. И ведь бывает так, что мы сами, можно сказать - добровольно, лишаем себя любви родителей и близких нам людей, потому что мы считаем, что они не такие или живут не так, как нам кажется, они должны были бы жить. Обиды и незавершенные отношения отнимают у нас очень много сил, и возможно, что на счастье их уже не хватает. Принять свою судьбу, своих родителей и близких такими, какие они есть (даже если это и родители, которые отказались от нас - они все равно дали нам жизнь) поможет освободить много сил для своей собственной жизни и для счастья. Принять свое тело и свой пол, свою национальность, цвет волос и форму глаз, рост, вес, и все что связано с внешностью - это тоже освободит много энергии для счастья. Мы можем быть счастливы тогда, когда живем своей жизнью, а не ожиданиями близких людей или же сами возлагаем на них надежды, которые не сбываются и отсюда разочарования следуют одно за другим.

Результат работы психолога виден не всегда и далеко не сразу, в последнее время с развитием информационных технологий, компьютерных, люди испытывают дефицит «живого» общения, а такое общение не сможет заменить элементарную беседу. Я часто повторяю себе слова О.В.Куваева: «Во всяком человеке - Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда!»

Придя на работу в школу, я всегда помнила, что пришла реализовывать не свои какие-то амбиции и замыслы, а быть тем самым звеном школьного механизма, который поможет мне работать для всех: учеников, родителей, педагогов. Я считаю, что психолог должен быть как дирижер в оркестре в школьном коллективе. Он как луч оптимизма и источник энергии. Психолог должен быть тем человеком, к которому хочется прийти, которому доверяешь. На сегодняшний день, считаю, что основной задачей общеобразовательной школы является не воспитание физика, математика, химика, а подготовка учащихся к жизни, в которой он сможет стать хорошим сыном, хорошим специалистом, хозяином своего будущего дома. Просто быть счастливым человеком, который верит в то, что он нужен и полезен обществу.

«Все мы родом из детства…», и большая часть этого детства проходит в семье. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Сегодня семья как социальный институт претерпевает изменения. Она утратила свои изначальные функции: любви, заботы и поддержки. Искажение семейных отношений породили «социальное сиротство» - утрату детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был «спасительной гаванью».

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к ребёнку в семье. Общение психолога с родителями даст им представление о его работе в школе, поможет увидеть ребенка с другой стороны, даст понять, что психолог в школе - для ребенка.

Считаю необходимым на современном этапе укрепление связи семьи и школы в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей и повышение его результативности. С этой целью мною создан банк методических материалов для проведения родительских лекториев: «Психология мужского поведения» (о роли мужчины в семье, в воспитании детей); «Нет трудных детей на свете - есть дети, которым вовремя не помогли» (тренинги по профилактике нежелательного поведения); «К школе готов!» (о возрастных особенностях и адаптации в социуме); «Семейная гостиная» (лекторий и тренинг о стилях воспитания в семье); «Тропинка, ведущая в бездну» по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и пр.

В заключение каждого из мероприятий родителям предлагаю памятки-брошюры с рекомендациями, которые они могут использовать в процессе воспитания детей. Свои выступления сопровождаю показом презентаций, т. к. это интересно родителям, позволяет образно и ёмко охватить большой спектр информации по теме.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душе ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком… Смело войти в мир и занять в нем свое место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.Мне особенно близки слова А. С. Макаренко «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

К счастью, я нашла понимание не только у своих учеников, но и у их родителей, оказавшихся талантливыми и умными людьми, главное же - заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая! На мой взгляд, общение со взрослыми, самыми близкими взрослыми - своими родителями и родителями своих друзей, помогает детям преодолеть тот барьер, который часто становится критически разобщающим поколения, не находящие общего языка, а ведь общий язык может появиться из общих интересов. Очень часто родителям я говорю такие слова: «Сейте добрые дела в душах своих детей и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они будут в свое время…»

Ведь именно в школьные годы в душу каждого ученика закладывается фундамент будущего. Это фундамент, на котором в дальнейшем появится дом. Он будет совершенствоваться и в конечном итоге приобретет крепкие стены, прочную крышу, и светлое ядро! Дети - наше будущее, и какими они вырастут, зависит от общества, окружения, от нас. Больше всего хочется, чтобы они чувствовали себя счастливыми. А кто может в этом помочь? Конечно, родители, учителя, психологи. Главное - мы должны их любить! Просто любить…и быть счастливыми!.

Своим ученикам и их родителям я даю такие советы:

  1. Настраиваться всегда только на хорошее. Постарайтесь избегать любых негативных эмоций и, самое главное, не создавайте их себе сами. Поверьте, это за вас с успехом сделают другие. Научитесь создавать себе хорошее настроение при любой погоде и самочувствии.
  2. Чаще улыбайтесь, хотя бы даже просто самому себе. Оптимисты и счастливые люди часто улыбаются. Посмотрите на иностранцев - у них принято иметь имидж удачливого человека, и они без конца улыбаются. К тому же медики давно доказали, что напряжение лицевых мышц при улыбке подает в мозг человека специфические сигналы, действующие на центры удовольствия, и самочувствие на самом деле улучшается.
  3. Постарайтесь жить настоящим и уметь наслаждаться им… Ведь отличное настроение и счастье обычно складываются из многих милых сердцу мелочей. Старайтесь не огорчать других и не огорчайтесь сами. Ловите прекрасные мгновения нашей жизни!
  4. Поставьте перед собой благородную цель. Человек, у которого есть в жизни цель, чувствует себя значительно увереннее. И не огорчайтесь, если не удается достичь ее сразу - цель может совпадать с вашей заветной мечтой. Главное - делать к ней хотя бы маленький шажок каждый день.

Чтобы вырастить детей счастливыми , надо самим быть счастливыми . И весь секрет!

Деятельность школьного психолога интересна, но в тоже время сложна и многогранна. Психолог в образовании работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с родителями или педагогами, третьему нужно научиться любить или дружить. В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое, налаживая общение и помогая ученикам познавать себя и мир людей.

Настоящее нашей профессии пока не радует. О том, что педагоги-психологи работают и успешно выполняют свои задачи вопреки тому, что у них нет достаточной нормативно-правовой базы и элементарной юридической защиты, мы все знаем. И в этом не вина, а беда психологов. Несмотря на полное безразличие к условиям нашей работы, педагоги-психологи сами стараются добиваться для себя достойного правового статуса. Но, к сожалению, никакого документа, определяющего деятельность психологов в системе образования, до сих пор не принято. Что же сейчас реально может и должен сделать каждый специалист? Конечно же, надо работать над формированием позитивного общественного мнения о школьных психологах на уровне не только образовательного учреждения, но и своего города, региона, страны.

Будущее психологии в школе видится мне более прогрессивным, она еще больше внедрится в массы. Уйдет недоверие общества к ней, психология займет достойное место среди естественно-гуманитарных наук, а педагоги-психологи займут достойное место в образовании! Я очень надеюсь, что психологи в школах помогут всем участникам образовательного процесса в преодолении личных трудностей, кризисов, научат себя правильно вести в стрессовых ситуациях и помогут всем людям быть счастливыми!.

Будьте счастливы!

Иногда при выборе профессии будущим психологом движут стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении и любви.

Желание помогать нередко приводит к негативным последствиям: психолог стремится получить результаты, подталкивая клиента двигаться быстрее, чем тот готов.

Самые важные для психолога качества: интерес к людям, любопытство, доброжелательность и уважение.

Будущий психолог обязан проходить личную терапию и супервизию.

Кому-то они кажутся особенными людьми, владеющими ключами от человеческих душ. Оракулами, способными разгадать наши тайны, неведомые нам самим. Целителями, избавляющими от душевной боли. Попробуем отрешиться от романтических представлений и взглянуть трезво на эту работу. Потому что психолог – это просто работа. Но совсем не простая.

Желание помогать

Психолог – помогающая профессия, клиенты обращаются к психологам за помощью… Из этого вроде бы следует, что в психологи должны идти люди, которые стремятся помогать другим? Не все так однозначно.

«В основе нашей профессии, конечно, есть стремление приносить пользу, помогать, – говорит гештальт-терапевт Нифонт Долгополов. – Но я много лет занимаюсь обучением психологов и могу сказать, что ярко выраженное желание помогать часто приводит к негативным последствиям ». С этим согласна системный семейный терапевт Анна Варга. «Если психолог горит желанием помочь и переполнен жалостью к клиенту, это плохая мотивация. За ней с большой вероятностью скрываются собственные непроработанные проблемы».

Чем это оборачивается для клиента? «Психолог стремится поскорей получить видимые результаты своей работы, подтверждая самому себе, что он помог, и таким образом повышая свою профессиональную самооценку, – объясняет Нифонт Долгополов. – При этом он нарушает границы клиента, подталкивая его продвигаться в терапии быстрей, чем тот готов». Этим психолог может причинить вред клиенту, если тот усилит сопротивление или вообще уйдет из терапии. Вот почему помощь не может быть целью терапии.

«Главное – понять клиента, выстроить с ним психотерапевтический контакт, а помощь – это побочный эффект», – заключает Анна Варга.

Такой вот парадокс: желание помогать мешает помогать.

Интерес к людям

Что ж, тогда, может быть, будущему психологу нужно любить людей? Совсем не обязательно, возражает Нифонт Долгополов. Более того, в некоторых случаях это может стать препятствием в психологической работе, поскольку сильное чувство мешает специалисту сохранять необходимую позицию «нейтральности».

Это справедливо и в отношении негативных эмоций. Может ли специалист испытывать, например, отвращение к клиенту? «Это абсолютно непрофессионально! – восклицает Анна Варга. – Представьте себе хирурга, который вместо того, чтобы оперировать, начнет размышлять о том, что пациент некрасив. Так же с психологом: когда во время работы он входит в профессиональную позицию, он уже «не совсем человек», скорее, функция».

А вот что действительно крайне важно для психолога, соглашаются наши эксперты, так это искреннее любопытство и интерес к людям , к их внутреннему миру. Нифонт Долгополов добавляет к этому еще два качества: доброжелательность , чтобы вместе с клиентом исследовать его внутренний мир, и уважение – оно предполагает, что любые особенности и поступки другого человека заслуживают внимательного отношения и рассмотрения. «Если я уважаю другого человека, – говорит гештальт-терапевт, – то я даю ему право на его собственные мысли, чувства, ценности, даже если они не совпадают с моими».

Хорошее отношение к себе

«Я не могу по-доброму и уважительно относиться к другому человеку, если не люблю и не уважаю себя, невысоко себя оцениваю, – подчеркивает Нифонт Долгополов. – Мера моей терпимости к другим людям, и в частности к клиентам, зависит от того, насколько я терпим к своим недостаткам, к своим действиям, насколько умею признавать их, при этом не разрушая свои ценности и идеалы».

Это подразумевает способность к рефлексии – сознаванию своих мыслей, переживаний, действий, которое развивается в обучении. Если родители интересуются внутренним миром ребенка, если для них это ценность, то они и его побуждают обращать интерес внутрь себя, отмечает Нифонт Долгополов. Интерес этот может прийти и через литературу, и шире – культуру, если ребенка в семье к ней приобщают. Такой детский опыт может быть хорошей (но не обязательной) предпосылкой для занятий психологией.

В любом случае во время обучения студент-психолог проведет много часов в терапии, подчеркивает Анна Варга. «Уж наблюдать за собой и отдавать себе отчет в том, что происходит в его душе, психолога научат. Если, конечно, это серьезное учебное заведение. Порой приходится сталкиваться с тем, что практикующий психолог сам не был клиентом, и это очень плохо».

Психолог и другие: кто есть кто

Психолог – специалист, получивший психологическое образование. Может заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги и профориентацию, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать.

Психотерапевт работает с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Помимо базового (психологического или медицинского) образования ему необходимо получить дополнительную специализацию по психотерапии. Задача психотерапевта – помочь пациенту глубже понять себя, изменить мышление и поведение, чтобы стать более счастливым и продуктивным. Психотерапевт, не имеющий медицинского образования, не имеет права ставить диагнозы и выписывать лекарственные препараты.

Психиатр – врач, который консультирует психически здоровых и психически больных людей и лечит с помощью лекарств.

Сам себе терапевт

Бывает и обратная ситуация. Психология часто привлекает тех, кто на самом деле хочет (часто бессознательно) разобраться со своими собственными проблемами и трудностями. То есть их интерес скорее направлен не вовне, на других людей, а внутрь, на себя самих. Терапия, которую студент проходит во время учебы, поможет разобраться, что на самом деле привело его в эту профессию, и вполне возможно, что он сумеет разрешить свои проблемы.

«Нет ничего плохого, когда изначально студентом движет желание получить помощь самому, если в ходе обучения он успешно продвигается в самоисцелении, – считает Нифонт Долгополов. – Этот опыт может стать хорошим основанием для того, чтобы понимать других и помогать им».

Если же его проблемы не решаются и он остается более клиентом терапевта, чем профессионалом, то он не сможет соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему система психологического образования. «Преподаватели ему объяснят, что лучше бы подумать о другой специальности. Да и сам студент обычно понимает, что не справляется», – говорит Анна Варга. «Но даже если он и получит сертификат психолога, то не сможет реально помогать клиентам и, скорей всего, они к нему не пойдут», – добавляет Нифонт Долгополов.

Ложные мотивы

Разобраться с вопросом «зачем я иду в эту профессию?» для будущего психолога чрезвычайно важно. В основе этого выбора могут быть скрытые мотивы, всплывающие в ключевые моменты личной психотерапии: стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении, любви

«Все это рентные мотивы (человек хочет получать «ренту» от своей профессии), и они недопустимы», – объясняет Анна Варга. «Если в ходе обучения мы выясняем, что ученик стремится использовать клиентов для удовлетворения своих эгоцентрических потребностей, для нас это сигнал, что ему противопоказано заниматься практикой, и он может не получить сертификат», – подтверждает Нифонт Долгополов.

Учиться у других, работать над собой

Наконец, те, кто полагает, что профессия психолога позволит им спокойно зарабатывать на жизнь, ни перед кем не отчитываясь, должны расстаться с иллюзиями. Эта работа предполагает огромное чувство ответственности, а может нести с собой и риски, как, например, встречи с нестабильными или порой опасными клиентами.

Сама учеба будет долгой. Нельзя стать практикующим психологом, поступив в вуз сразу после школы. «Такие молодые люди получают базовое психологическое образование и могут работать исследователями, – рассказывает Анна Варга. – Но для того, чтобы заняться практикой, им не хватает опыта переживаний, который поможет им понимать то, что расскажут клиенты. Чтобы стать, например, семейным психотерапевтом, придется учиться еще четыре года. К нам нередко приходят зрелые люди после 35 – и это, пожалуй, самый хороший вариант».

Учеба будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия

Кроме того, и во время учебы, и став практикующим специалистом, психолог регулярно проходит супервизии, где обсуждает свою работу с опытными коллегами. «Студентов нередко родные спрашивают: «Когда уже ты выучишься и перестанешь ходить на свои тренинги?! – улыбается Нифонт Долгополов. – А ответить можно только одно: это будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия».

Психолог должен быть членом хотя бы одного профессионального сообщества: «В противном случае он никто ! – восклицает Анна Варга. – За ним нет коллективного органа, с которым он может советоваться, который будет давать ему обратную связь, а в случае недопустимых ошибок применит санкции».

Культурный багаж

Нам может казаться, что это необходимое условие для успешной практики, особенно если мы читали книги классиков психологии, удивляясь богатству их культурных ассоциаций. На самом деле это зависит от подхода, который выберет для себя специалист.

Например, в системной семейной терапии, объясняет Анна Варга, профессионал действительно должен быть широко образован, разбираться в таких смежных областях, как медицина, психиатрия, философия, нейронауки, этология (поведение животных), знать современные культурные тренды: кино, театр, литературу, потому что это та внешняя среда, которая окружает семью.

А, скажем, для краткосрочной психологической помощи, когда речь идет о стрессе или шоке, культурный багаж необязателен, достаточно владеть необходимыми стратегиями, чтобы получить хороший результат. В гештальт-методе необходимы внимательность и умение хорошо описывать увиденное и услышанное. «Для этого скорее нужен богатый язык, – размышляет Нифонт Долгополов. – А это уже зависит от богатства личности. Ведь психолог работает собой, своими мыслями, переживаниями, своим личным опытом . Хотя, конечно, профессиональные знания из смежных областей также необходимы».

Дар или ремесло?

На этот вопрос Анна Варга отвечает категорически: «Никакой это не дар! Я против этого мифа! Это профессия. Это мастерство. И даже в каком-то смысле ремесло». По ее мнению, любой человек может им овладеть при условии, что его хорошо обучили. Единственное – он должен понимать свои профессиональные ограничения. Так, добросовестный и ответственный психолог, который не блещет яркими идеями, может эффективно работать как ведущий тренингов.

«Как и в любой профессии, среди психологов есть особо одаренные люди. Вспоминаю, как ярко работали мои учителя с большой аудиторией, как они воодушевляли сотни людей в зале. Вот для этого нужен талант, – размышляет Нифонт Долгополов. – Но это вовсе не обязательно для практического психолога. Имея хорошую школу и кропотливо работая с клиентом, всегда можно приносить большую пользу».

Но как не утратить живой интерес к профессии после долгих лет практики и встреч с сотнями клиентов? «Психолог не должен работать на износ, это ведет к угасанию энергии и у него не будет естественного импульса включаться в клиента, – отвечает Нифонт Долгополов. – Чтобы избежать выгорания, нужно ограничить количество клиентов ». И еще заботиться о себе, уделять внимание разным сферам своей жизни, а не только профессиональной.

Сочинение

«Почему я выбрал профессию психолога»

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.



ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»

А.Н. Леонтьев говорил о том, что психолог – это архитектор, перед которым замечательный строительный материал, есть даже законченные блоки, но нет архитектурного проекта. Каждый интуитивно догадывается, как собрать этот строительный материал воедино. Но верность построения этого проекта вызывает споры, так как у каждого человека свой жизненный опыт. Чтобы спорить – надо знать. Это как принцип «зелённого винограда», описанный в басне Эзопа «Лиса и виноград». Сначала надо достать, а потом отказаться. Сначала надо сделать, а потом отказаться. Сначала освоить, а потом опровергать. Я решил прийти в психологию для того, чтобы обрести определённые научные знания, а также специальные умения и навыки, а потом уже строить свой «архитектурный проект» и отстаивать его.

Для меня наука психология – это нечто таинственное, отсюда и безумно привлекательное. Люди, пришедшие в психологию, кажутся удивительными. Психолог может проникать в такие глубины человеческого сознания, которые неподвластны простому обывателю. На мой взгляд, со знанием психологии легче идти по жизненному пути. Знание психологии даёт человеку возможность стать лучше, быть как бы над, но при этом и не забывать, что ты в любой момент можешь быть и под. Психология помогает человеку находится в гармонии не только с самим с собой, но и с окружающим миром, а также находить точки соприкосновения в сложных жизненных ситуациях. Это путь к познанию, как себя, так и других. Это возможность саморазвития. Приобретённые в рамках психологии умения и навыки дают некую защищённость, так как получённый научный опыт позволяет прогнозировать поведение людей и ход их мыслей, что значимо помогает во всех областях деятельности.

Мой выбор данной профессии продиктован также тем, что психология помогает в общении с людьми, в общении с разными людьми. Она учит терпимости, учит быть человека сильным, относится с юмором к трудностям. На мой взгляд, психолог должен быть альтруистом. Ведь помощь людям – это удивительное дело. В этой профессии нужно не просто уметь и знать как это делать, а ещё и уметь сопереживать и эмоционально отдаваться этому делу. В конце концов, не боги горшки обжигают. А психолог своего рода скульптор, творец, творец зрелой и гармоничной личности.

КАКИМ Я СЕБЯ ВИЖУ ПСИХОЛОГОМ В БУДУЩЕМ

Будучи еще совсем маленьким, я был полон энтузиазма разобраться что, зачем и почему все устроено именно так как устроено.

Я задавал много вопросов людям более старшего возраста из разных коллективов и разных видов деятельности, которые мне давали ответы. Причем эти ответы не всегда совпадали с тем, что бы мне хотелось от них услышать. Так же из-за своего любопытства я часто попадал в различные не всегда приятные истории. Эти истории происходили в разные периоды моей жизни, при участии различных людей. Если обобщить все выше сказанное, то я дорогой ценой получал необходимый жизненный опыт, ответы на свои вопросы.

Сейчас я понимаю, что наука психология может давать ответы на многие вопросы без необходимости набивать свои собственные шишки, не наступать по многу раз на одни и те же грабли.

Исходя из всего этого, я бы хотел работать в сфере психологии в первую очередь для того, чтобы помогать людям разобраться в себе, справляться с различными жизненными ситуациями и помогать им не чувствовать себя оставленными наедине со своими проблемами. Я вижу себя психологом, работающим например, в школе с трудными подростками, так как у меня есть желание помочь молодым людям, у которых еще не совсем сформировалось четкое представление об окружающем их мире, ценностях и границе между добром и злом.

Думаю, что в роли психолога я бы с удовольствием поработал в реабилитационном центре, в котором оказывается помощь людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. От таких людей отворачивается общество, их презирают и не понимают. К таким людям нужен особый подход, и я считаю, получив необходимые знания и опыт, я мог бы помочь им.

Помимо этого, изучение психология оказало бы значительную пользу и мне самому в повседневной жизни, в общении с близкими и друзьями, в понимании устройства нашего общества в целом.


Меня часто клиенты и будущие коллеги спрашивают в письмах и в личных сообщениях, где я училась и как стала практикующим психологом. Не претендуя ни на что, просто расскажу, как это было у меня.

Профессору Сафину, когда я получала диплом, было, кажется, 75 лет.

Он страстно любил психологию, жестко с нас спрашивал и я его считаю одним из своих Учителей -во всех смыслах.

Он вел Высшие Курсы практической психологии при Баш Пед Университете в Уфе. На базе высшего образования, обучение в течение почти двух лет, дневная форма. Каждый день с двух часов дня до вечера. Теория несколько недель, практика несколько недель, экзамен. Теория, практика, экзамен. Никаких сессий и зимних каникул- все сдавалось блоками.

Сафин приглашал для нас лучших преподавателей и устраивал лучшие семинары. Около двухсот вопросов на каждый экзамен, а сколько экзаменов было- сосчитать трудно. Практика по диагностике в психиатрической больнице, практика по дефектологии- в доме ребенка с аномалиями развития. Диплом защищался при условии, что выпускники начинают вести платную частную практику (за символическую цену) и проходят супервизию. Клиентский опыт был обязателен (собственная терапия), это было условие всего времени обучения.

Он читал основные блоки лекций, теорию личности, возрастную психологию, детскую психологию, в области которой он и был профессором. Вел специализацию по директивному гипнозу. Я туда не ходила, так как в то время уже специализировалась по недирективному, мягкому эриксоновскому.

Вел он свои лекции страстно, и к нам относился страстно. "Как вы будете работать, -раздраженно кричал он, - если вы сейчас не выдерживаете нагрузок?? Вы знаете, что такое выгорание терапевта? Выдержите мои нагрузки- выдержите все! Слабаки!" Мы втягивали головы в плечи. "Я вас люблю!" - точно так же раздраженно прибавлял он, неизменно в конце каждой своей гневной речи.

Он очень крепко, помимо всего прочего, дал нам процедурные вопросы. Как отвечать на первый звонок, как устанавливать условия приема и их соблюдать.

Он вбил мне в голову следующее правило: когда ты практикуешь, ты должен построить систему поддержки собственной психики и тела. Работа тяжелая. Даже если это не специализация на работе с потерями, горем, не паллиативная терапия. А просто частная практика, как у меня, по вопросам отношений, развития, обретения смыслов и тд.

Как писал Ирвин Ялом - "кто сказал, что терапевтам много платят?" Практикующий психолог каждый день, хоть и не с каждым клиентом, работает с такими темами как потери, травмы, измены, расставания, разводы, смерти, изнасилования, насилие в раннем возрасте, в семье, инцесты, депрессивные, нарушенные состояния. К тебе приходят с бессоницей или с неудачами в работе, и ты находишь латентную, хорошо маскированную депрессию, потому что несколько лет назад пришедший запретил себе как следует оплакать умерших родителей. Ты ищешь, как именно клиентка разрушает отношения, и наталкиваешься на "почти забытое" изнасилование в юности.

Поэтому - еженедельно свой психолог. Еженедельно- супервизия с другим психологом-наставником. У меня это Хамитова Инна Юрьвна, семейный терапевт, принимающий в Институте практической психологии и психоанализа. Регулярные супервизии и внутренняя проработанность, собственный клиентский опыт - это обязательные требования к профессии.

Йога, или любое регулярное движение, дыхательные техники- обязательны, иначе, в полном сознании и ясной памяти свалишься в болезнь от перегрузок.

И ежегодные регулярные обучения. Эта профессия не имеет потолка. Вы всегда, на любой ступени мастерства, встретитесь с тем, чего не знаете и с чем не справляетесь.

Моя другая наставница, Порошина Татьяна Юрьевна, психолог от Бога, говорила: наши три инструмента - это способность к самоанализу, к эмпатии и способность точно формулировать сложные вещи.

Вы, уважаемые будущие коллеги, столкнетесь много с чем. В переносе вас будет трясти от гнева или обиды, и вы будете обязаны осторожно говорить об этом с клиентом. Вас и вашу работу будут обесценивать или оценивать негативно; вас будут идеализировать а потом обвинять, что вы не соответствуете; вас будут соблазнять, отвергать и проделывать с вами все то, что ваши клиенты проделывают с близкими им людьми; с вами будут пытаться разрушать отношения, и вы увидите травму своего пациента в действии. Вам нельзя будет вступать с вашими клиентами в двойные отношения любого рода, даже если очень хочется, потому что терапия на этом кончится.

В этом профессиональном сообществе существует огромная коллегиальная поддержка. Ни один профессионал не скажет плохо о коллеге: напротив, дурные высказывания о коллегах-психологах свидетельствуют о неуверенной профессиональной идентификации.

Я принадлежу к гуманистической школе, клиентцентрированной школе Карла Роджерса. Я не психаналитик, не бихевиорист, не "телесник".

Вместе с пришедшим ко мне человеком мы ищем его собственные скрытые ресурсы, неосознанные или заблокированные. Мягко включается работа бессознательного, направленная на решение проблемы. Нередко бывает, что люди, которые утверждают, что никогда не видят снов, в терапии начинают их видеть. Начинают делать то, на что раньше не решались...

Самая лучшая награда для меня- когда клиент заканчивает терапию, говоря - я стал другим человеком. Спасибо. Такая последняя сессия делает меня счастливой, хоть и немного грустно.

Девочка, которая двадцать лет не носила юбки, пришла однажды ко мне на сеанс в мини и скромно сидела, ожидая когда я замечу. Когда я заметила, мы с ней смеялись от радости. У нее красивые ноги, которых она стеснялась. Это была одна из лучших встреч в моей пока еще короткой практике.

Девочка, которая не позволяла себе эмоций, теперь открыто смеется и плачет, если хочется. Девушка, которая не позволяла себе отношений вообще, выходит замуж. Молодой человек, который между первым и вторым сеансом съехал от родителей: ему нужен был лишь небольшой толчок. Клиентка, с которой у меня была не встреча, а схватка спустя полгода после начала работы: она прятала огромный кусок агрессии, улыбалась и мучилась, и я приняла рискованное решение спровоцировать ее гнев на себя. Мы с ней едва выплыли в конце, обесиленные, почти плачущие, и она поняла- если даже ты не улыбаешься, тебя все равно можно любить.

И навалом неудач, разочарованных клиентов, бессонных ночей, супервизий, растерянности и отчаяния.

Мне приходится объяснять женщинам, что на терапии не выдают тортиков и мужчин в качестве приза за хорошо сделанную работу над собой. Мне приходится объяснять мужчинам, что проблемы в отношениях в паре не решается путем бегства в другие отношения. Иногда я, как училка, жестко, говорю об ответственности и авторстве собственной жизни и собственных отношений. Иногда говорю мягко.

Меня обзывали и швыряли деньги. Будили звонками среди ночи. Нарушали условия и размазывали агрессией по стенке, презрительно говоря - вам за это деньги платят. Обращались как с обслугой и как с гуру, и второе всегда оканчивается хуже.

Вы увидите, как клиент, рядом с которым плечо к плечу вы только что работали на его проблемой, вдруг оказывается по другую сторону баррикад: теперь вы одна, а он и его проблема- против. Это всегда страшно и требует нечеловеческой выдержки, а вы всего лишь человек.

Мне очень везет с наставниками. Это профессор Сафин Вадим Фатхиевич, который научил меня страсти в профессии. Порошина Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, практикующий психолог, научившая меня терпению и взявшая меня впервые, еще зеленую совсем, читать курс по конфликтологии. Это психологи из Уфы.

Это Гинзбург Михаил Романович, у которого я проходила специализацию по эриксоновской терапии, открывший мне чудесную магию человеческой психики. Это Ирина Якович, на семинаре по VIP-консультированию давшая нам множество практических техник. И, конечно, это Кроль Леонид Маркович, у которого я только начинаю учиться. Это специалисты Института Групповой и Семейной терапии в Москве.

Посмотрите на меня, - говорил профессор Сафин, расхаживая на лекции между рядами, -- я много курю, ем и болтаю. Я типичный орально травмированный!!

Эта профессия требует любви, терпения и чувства юмора. Иначе никак...

Я за то, чтобы психологи имели базовое профессиональное образование.

Под катом - то, чему я обучалась у Сафина.

Эссе «Психолог - профессия будущего»

Психолога КГУ «Камышинский комплекс

«Общеобразовательная средняя школа

детский сад» отдела образования Шемонаихинского района»

Болтовской Надежды Александровны

Я с солнца сбрасываю полог,

Я утро начинаю здесь.

Моя профессия – психолог…

Или призванье это есть?

Я здесь касаюсь откровенья,

Я здесь ступаю не спеша.

Моя профессия – доверье.

Мое призвание – душа.

В нем все – серьезность и ирония,

Вершин триумф, игра теней.

Моя профессия – гармония,

Мое призванье – верность ей.

О.А.Коваль

Мир становится все сложнее, а его устройство и динамика оказались и вовсе непривычно запутанными. Мы привыкли к доступности научных объяснений. Нас приучили, что все в действительности не так глубоко и основательно, так что понять все происходящее может практически каждый человек. Однако реальный опыт столкновения с проблемами доказывает факт радикального усложнения картины мира. Технократичность картины мира радует новизной и комфортностью, но возникают проблемы одиночества, разобщенности интересов, эгоистичность и потребительство, которые разрушают многовековые ценности человеческих отношений. В диалоге с другими людьми и самим собой человек испытывает всё большую потребность и в этом может помочь психолог.

Психолог…Кто он? Для чего он? Какой он? Что он делает?

Как мне кажется, психолог, это не обычная профессия, это наверно даже и не совсем профессия, это призвание, так как не каждый человек мог бы им стать. И нет однозначного ответа на вопрос «Кто такой психолог?», «Чем он занимается». Многие люди это понимают и воспринимают по-своему. Вот, например, профессия врач, или почтальон, или повар. Если провести опрос, то все ответы будут практически одинаковыми: «Повар – готовит еду», «Почтальон – разносит почту», «Врач – лечит больных людей». А о психологе все отзываются по-разному. Кто-то думает, что это бесполезная и совсем не нужная профессия, кто-то думает, что психолог это своего рода волшебник, который может одним взглядом увидеть все проблемы человека, «взмахнуть рукой» и проблем, как и не было, а некоторые даже остерегаются эту профессию и не хотят к ней никак относиться. А знаете как продвинется психология в будущем? Уже сегодня начинают свое развитие новые направления: тренинги успешной коммуникации, студии актерской психопластики, кружки прикладной конфликтологии, центры танцевальной психотерапии, группы экстремального аутотренинга, школы развития творческого мышления.совершенствование интуиции и восприятия внутреннего мира, раскрытие потенциала памяти, интенсификация обучаемости.

Психология как наука, призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика . Эта наука, которая соединит все науки, связанные с развитием человечества, сфер его деятельности, круга интересов, пространства управления эмоциями, чувствами индивидуально и в команде единомышленников, искусство не нарушать личное пространство других людей. Мир и созидание – вот залог успешного развития человечества, это первостепенная задача исследования современной психологии. «Человек рождён для счастья…» - говорил Владимир Галактионович Короленко. Чтобы быть счастливым, ребенку требуются не только надежные руки окружающих людей, добрые открытые сердца родных и близких, но и здоровье, физическое и психическое.

Я считаю, что для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, востребованным в будущем, не достаточно иметь высшее образование и квалификацию, необходимо постоянно саморазвиваться, не зацикливаться на прежнем опыте работы, а идти вперед, применяя различные инновационные технологии в своей работе.

Считаю, что мой профессиональный путь – это путь эколога детства, потому что школа- не только то место, где дети получают знания, где им передаются умения и навыки, идеалы, традиции, но и то место, где развивается личность ребёнка в целом…Оказать поддержку взрослеющему человеку – это и есть моя главная задача и основной смысл работы. Считаю, что очень важно быть рядом с ребёнком в трудной ситуации, вовремя поддержать, вселить в него веру в себя, сопереживать его неудачам и радоваться успехам. Моим профессиональным кредо является передача всем доброй положительной энергии. Я слабым говорю: «Держись!» и им помочь готова всей душой, и снова чья-то маленькая жизнь в моих руках становится большой… Для меня психология - это не только работа, но и жизнь, не только профессиональная реализация и карьерный рост, но и путь к саморазвитию и самореализации. Это путь к созданию самой себя, работы с удивительным миром Детства, процесс познания других людей, а так же постоянное творчество. Каждый день я творю себя и свою судьбу и этому пытаюсь научить других. Хочу, чтобы человек после моего занятия, тренинга или консультации смог в дальнейшем и сам строить свою жизнь, решать возникшие проблемы иметь доступ к своим творческим ресурсам.

Для меня профессия психолога равноценна профессии врача, который спасает человеческие жизни, или профессии пожарного, который тушит пожар и выносит из пламени людей. Вот так и психолог, всегда изменяет или спасает жизнь человеку, или помогает «вынести» его из «пожара» собственных мыслей.

Хочу закончить свои размышления словами Бориса Михайловича Теплова: «Психология даёт возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо для самовоспитания… для того, чтобы сознательно выбирать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить больше всего удовлетворения».

Что ж, путь психолога нелёгок,каменист, Но подводя итог прошедших буден, С детьми я словно, начинаю новый лист, Как новый день, который, завтра будет…