Кто такой виталий бонивур в ютубе. Виталий Баневур: герой с вырванным сердцем

Отца Владимира Ильича Ульянова-Ленина можно смело назвать неординарной личностью. Благодаря завидным способностям, благородным устремлениям, честному труду и упорству Илья Николаевич достиг больших успехов, наград и званий. Он был добрым семьянином и настоящим профессионалом своего дела.

Отец Ленина дослужился до должности директора народных училищ Симбирской губернии, стал действительным статским советником, что давало ему право на дворянский титул, хотя по рождению он был астраханским мещанином. Впрочем, историки до сих пор спорят о происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В его генеалогии, по разным версиям, есть калмыцкие и чувашские корни.

Поборник народного образования

14 (26 – по новому стилю) июля 1831 года в Астрахани в семье портного Николая Васильевича Ульянина и его супруги Анны Алексеевны родился сын Илья. Отец вскоре изменил окончание своей фамилии, и мальчика записали в документах Ульяновым.

Илья рос младшим ребёнком в семье. Брат Василий был старше его на 12 лет, сестры Мария и Федосья – на 10 и 8 лет соответственно.

Поскольку отец этого семейства умер через пять лет после рождения младшего сына, обязанности по воспитанию и образованию Ильи взял на себя его брат Василий, которому тогда было всего 17 лет.

Незаурядные способности мальчика к наукам проявились довольно рано. Из Астраханской гимназии Илья Ульянов был выпущен с серебряной медалью. В 1854 году после окончания Казанского университета он получил степень кандидата математических наук.

Молодой специалист начал работать учителем в Пензе. В возрасте 32 лет он женился на 28-летней Марии Александровне Бланк и перевелся в Нижегородскую мужскую гимназию на должность старшего учителя математики и физики. Этот 1863 год стал по-настоящему поворотным в его жизни.

Успехи Ильи Ульянова были замечены руководством, и уже через три года педагог получил должность чиновника – его назначили инспектором народных училищ Симбирской губернии (сейчас это Ульяновская область). А в 1874 году он получил пост уже директора народных училищ.

Илья Николаевич контролировал деятельность земских школ, приходских, городских и уездных училищ. В его обязанности входило открытие новых учебных заведений, подбор хороших педагогов, решение административно-хозяйственных вопросов, пропаганда всеобщего образования. Особо ратовал отец Ленина за равные права на обучение для всех детей, независимо от их национальности.

Благодаря усилиям Ильи Ульянова расходы местных бюджетов на образование с 1869 по 1886 год в Симбирской губернии возросли в 15(!) раз. В регионе за это время было построено более 150 новых школ, а количество учеников увеличилось с 10 до 20 тысяч. Повысилось и качество образования.

Звание действительного статского советника Илья Николаевич получил в 1877 году, а незадолго до смерти был награжден орденом Святого Станислава I степени. Умер Ульянов 12 (24) января 1886 года в Симбирске от кровоизлияния в мозг, прожив меньше 55 лет.

Супруга действительного статского советника Мария Александровна, по сведениям некоторых историков, по отцу была еврейкой, а по материнской линии имела немецко-шведские корни. В семье отца Ленина родились восемь детей, двое из которых умерли в младенческом возрасте.

Он был чувашем?

Некоторые историки полагают, что Николай Васильевич Ульянин – отец Ильи Николаевича – был чувашем по национальности. По архивным данным, Астраханский земский суд в 1798 году утвердил список крестьян, прибывших в Нижнее Поволжье. Там значится и Н.В. Ульянин, который ранее был крепостным помещика Степана Брехова из села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии. Согласно документу земского суда, дед Ленина оставил родные места и перебрался в Астрахань в 1791 году.

В книге «Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства» российский историк Аким Арутюнов пишет, что район нижегородского села Андросово в те времена был населен чувашами. И представителей русской национальности среди крестьян практически не было.

Однако прямых доказательств чувашского происхождения Николая Васильевича Ульянина не сохранилось. Но то, что предки Ленина по отцовской линии были православными христианами, - установленный факт.

В конце XVIII века многие крепостные крестьяне бежали в Нижнее Поволжье от своих помещиков. А поскольку эти земли необходимо было заселять, власти не возвращали беглецов прежним хозяевам. Дедушка Ленина тоже подался в бега. На новом месте он стал работать портным, и в 1808 году получил официальный статус мещанина, что было подтверждено указом Астраханской казённой палаты.

Фамилия Ульянин, образованная от женского имени, свидетельствует о принадлежности к крестьянскому сословию. Такие фамилии часто давали детям дворовых девок, когда отец не мог, например, официально записать ребенка на себя. Поэтому Николай Васильевич предпочёл более приличествующую мещанскому сословию фамилию Ульянов.

Интересно, что в документах сохранилось описание внешности дедушки Ленина по отцовской линии. Астраханский земский суд в приказе от 1799 года указал, что рост Николая Васильевича составлял около 164 см, лицо было белым, глаза – карими, волосы, усы и борода - светло-русыми.

Калмыцкие корни

Главным источником сведений о калмыцких корнях Ленина является писательница Мариэтта Шагинян. Её книга «Семья Ульяновых», изданная в 1938 году, вызвала резкую критику со стороны партийного руководства. Коммунисты обвинили писательницу в искажении фактов, поскольку, по их мнению, любые утверждения о том, что в облике Владимира Ильича Ленина, являющегося гордостью русского народа, есть черты представителя монголоидной расы, имеют идеологически враждебное звучание.

Мариэтта Шагинян писала, что в Астраханском архиве она обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Анна Алексеевна (мать Ильи Ульянова) была крещёной калмычкой, её отец – астраханский мещанин Алексей Лукьянович Смирнов – крещёным калмыком, а мать русской (предположительно). Писательница сетовала на то, что сотрудницы архива не разрешили ей снять копию с этого документа. В качестве косвенного доказательства калмыцкого происхождения Ленина она указывала на его узкие карие глаза и азиатскую линию скул, доставшиеся вождю мировой революции от бабушки по отцовской линии.

Известно, что семья Смирновых была зажиточной и уважаемой в городе. Алексей Лукьянович занимал пост мещанского старосты Астрахани, имел солидный дом и множество слуг.

По одним данным, 23-летняя Анна Алексеевна Смирнова вышла замуж за 53-летнего Николая Васильевича Ульянина в 1923 году. Однако в Ревизской сказке (своеобразной переписи населения) за 1816 год они упомянуты уже как супруги. Там же указано, что их первенец Александр умер в возрасте четырёх месяцев от роду в 1812 году. Значит, родители Ильи Ульянова могли пожениться в 1811 году или в начале 1812 года, и на момент свадьбы Николаю Васильевичу было 43 года, а Анне Алексеевне - 24. Супруги жили вполне благополучно в двухэтажном доме в центре Астрахани. Сейчас в этом здании располагается Музей истории города. На первом этаже дома портной Николай Васильевич принимал клиентов, а на втором располагались жилые комнаты.

Что касается калмыцкого происхождения Ленина, то Астрахань, как известно, город многонациональный. Русские начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVI веке, а земли эти в те времена были населены в основном ногайцами и калмыками. Некоторые из них принимали христианство. Так что прадед Ленина мог быть и калмыком.

Отдельные исследователи утверждают, что Илья Николаевич потому и отстаивал равные права на обучение для детей всех народностей, что сам относил себя к представителям национальных меньшинств. Лично ему полученное образование помогло сделать карьеру, и он надеялся, что и другим оно поможет выйти в люди.

УЛЬЯНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

Педагог, просветитель, организатор образования в Симбирской губ. в 1860-1880-е, отец В.И. Ульянова (Ленина). Родился в семье портного, бывшего крепостного. (По"ревизской сказке" 1811 его отец Николай Васильевич У. числился ремесленником в мещанском сословии. Женат он был на Анне Алексеевне Смирновой, дочери астраханского мещанина. Некоторые исследователи указывают на ее калмыцкое происхождение. Однако документов, подтверждающих это, пока не найдено). Обладая огромным трудолюбием и большими способностями, он успешно с серебряной медалью окончил Астраханскую гимназию (1850),поступил на физико-математический ф-т Казанского ун-та и, преодолев немало трудностей, в 1854 окончил его, получив звание кандидата физико-математических наук. Получив назначение, У.поступил на должность старшего учителя Пензенского дворянского ин-та. Он стал одним из организаторов воскресной школы и метеостанции в Пензе, здесь же он познакомился и в 1863 женился на Марии Александровне Бланк. В том же году У. был переведен в Нижний Новгород, где преподавал физику, математику, космографию одновременно в трех учебных заведениях: мужской гимназии, в Мариинском женском уч-ще, землемерно-таксаторских классах, и, кроме того, некоторое время работал воспитателем в дворянском ин-те. В 1869 У. был назначен на должность инспектора народных уч-щ Симб. губ. Он всей душой отдался новой работе, уделяя особое внимание созданию новых школ, организации обучения и воспитания на основе передовой педагогики, новых методов преподавания русского языка и арифметики, способствовал широкому применению наглядности в обучении. За годы работы Ильи Николаевича в губернии были открыты десятки новых школ. Благодаря этому тысячи крестьянских детей получили доступ к образованию. С 1874 У. стал директором народных уч-щ Симб. губ. Круг его обязанностей резко увеличился. Очень часто выезжал в уезды и села губернии, интересовался жизнью людей, старался привносить в нее гуманистические начала, приверженцем которых был сам. Особую роль он сыграл в подготовке учительских кадров. Учителей, которых подготовил У., благодарные современники называли "ульяновцами". Много сделал Илья Николаевич для просвещения людей нерусских национальностей: татар, мордвы, чувашей. Значительных успехов при его поддержке достигла Симбирская центральная чувашская школа, которая превратилась в главный очаг просвещения чувашского народа. Илья Николаевич скоропостижно скончался в своем рабочем кабинете. Журнал "Новь" в янв. 1886 писал о нем: "Он очень много потрудился на пользу народного образования, поставив его как в Симбирске, так и в губернии едва ли не лучше, чем оно поставлено в других местах России". Педагогические воззрения У. формировались под влиянием революционно-демократических идей Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова. В области методики обучения он был последователем К.Д. Ушинского. Огромное влияние У. оказал на воспитание и становление передовых демократических взглядов у членов своей семьи. (см.УЛЬЯНОВЫ). Похоронен в южной части быв. Покровского мужского монастыря. На могиле установлен скромный памятник. Имя У.присвоено Ульяновскому государственному педагогическому ун-ту, его носят многие общеобразовательные школы Ульяновской обл. и страны. В Ульяновске установлен памятник У. (возле входа в сквер на месте бывшего Покровского монастыря) и бюст (около главного корпуса педуниверситета). В педуниверситете работает музей, экспозиция которого подробно рассказывает о деятельности просветителя. Кроме этого действует музей "Народное образование"в бывшем здании женского, затем мужского приходского уч-ща, затем школы (до 1930), быв. жилого дома.

Ульянов Илья Николаевич - великий российский государственный деятель в сфере образования 19 века.

Внес весомый вклад в развитие народного образования в стране, инициировал ряд важнейших начинаний в сфере просвещения. Благодаря ему в учебных заведениях были введены новаторские формы обучения, а сами педагоги стали проходить квалификационные курсы. Обучением народа стали заниматься учителя-профессионалы.

Детство Ильи Ульянова

14 июля 1831 года в семье беглого крестьянина из Нижегородской губернии, осевшего в Астрахани, родился Илья Ульянов.

Его отец, Николай Васильевич, крестьянин помещика Брехова не получив вольную, сбежал в 1791 году в В 1797 году он получил вольную на условиях обязательного проживания в регионе. С этого времени Николай Васильевич начинает осваивать портняжное ремесло, вступает в цех портных.

Мать Ильи, Смирнова Анна Алексеевна, была моложе своего мужа на 19 лет.

В пять лет Илья лишился отца. Вся тяжесть забот легла на старшего брата Ильи Василия, который остался единственным кормильцем в семье.

И все же отсутствие отца не стало катастрофой для мальчика, так как Василий в полной мере заменил ему родителя. С ранних лет Илья Ульянов проявил себя способным учеником. Сделав исключение, его принимают в Астраханскую мужскую гимназию, которую он оканчивает в 1850 году, став первым в истории учебного заведения гимназистом, получившим серебряную медаль.

Студенческие годы

Илья Ульянов, биография которого начиналась тяжелыми событиями и фактами (отсутствие отца-кормильца, большая семья), все же не оставил своего стремления к знаниям.

В 1850 году он поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Юноше сильно повезло: учебное заведение возглавлял выдающийся ученый Н. И. Лобачевский, который отличался прогрессивными взглядами на педагогику, науку и общество. Благодаря ему и формировались взгляды молодого Ильи Николаевича.

Будучи студентом, юноша занимался в метеорологической и астрономической обсерватории. Это способствовало тому, что Ульянов И. Н. получает ученую степень кандидата математических наук за работу «Способ Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфуса».

В 1854 году он окончил университет.

Начало педагогической деятельности

В середине 1855 года молодой ученый был назначен учителем математики и физики Пензенского дворянского института.

Здесь Ульянов продолжает метеонаблюдения по распоряжению своего учителя

По сути, Пенза для Ульянова И. Н. стала началом его самостоятельной деятельности в педагогике, науке, обществе. Здесь Ульянов Илья проявил себя высококвалифицированным педагогом и воспитателем. Ему принадлежит ряд инициатив в сфере просвещения.

Одновременно с этим работа дала ему навыки руководителя, которые получили свое развитие в последующие годы.

В Пензе Ульянов И. Н. встречает Марию Александровну Бланк, которая становится его женой, подарившей ему впоследствии шестерых детей.

В 1863 году они переезжают в Нижний Новгород, где глава семьи получает должность старшего учителя математики и физики в мужской гимназии. Одновременно с этим ведет преподавательскую и воспитательную работу в других учебных заведениях. При этом проявляет творческий подход к учебному процессу. Постепенно у него формируется собственная педагогическая система и взгляды на образование.

Деятельность Ульянова в сфере народного образования

В 1869 году Илья Ульянов назначается Министерством народного образования инспектором народных училищ а через 5 лет - директором народных училищ. Последнее назначение расширило возможности педагога-новатора.

Директор Ульянов в первую очередь лично ознакомился с состоянием училищ. Оно было плачевным: из 421 школы работали только 89, а более трети учителей не были профессионалами, их замещали приходские священники. Земская власть демонстративно бездействовала.

Энергичный и самоотверженный И. Н. Ульянов смог привлечь на свою сторону прогрессивные круги губернии. Вскоре Симбирская губерния вошла в число лучших в сфере народного образования.

Достижения И. Н. Ульянова в сфере народного образования

Илья Ульянов, достижения которого в сфере народного образования вызывают глубокое уважение к нему у всех прогрессивных людей прошлого и нынешнего времени, провел гигантскую работу по совершенствованию системы образования в России.

Под его руководством в 1872 году была открыта Порецкая учительская семинария, подготовившая целую плеяду учителей-«ульяновцев». В школы пришли педагоги-профессионалы.

В Среднем Поволжье впервые была создана целая сеть школ для мордовских, чувашских и татарских детей. При этом обучение велось на их родном языке.

В губернии увеличилось число образовательных заведений. Только количество чувашских школ было доведено до тридцати восьми. Появилось более двухсот новых зданий для учебных заведений.

Архивы подтверждают, что Илья Николаевич жертвовал личные средства на новые школы, издание учебников.

Илья Николаевич мог вполне носить фамилию Ульянин, так как документы Государственного архива Астраханской области свидетельствуют о том, что первоначально фамилия его отца была именно таковой. Этот факт подтверждается и Государственным архивом Горьковской области, где найдены документы о деде Ульянова, Никите Григорьевиче Ульянине.

Но как появилась фамилия Ульянов? Как оказалось, по прихоти чиновников.

Как известно, Николай Васильевич, отец Ильи, жил с семьей в Астрахани в собственном доме. В 1823 году за неуплату подати и других повинностей он попадает в «Ведомости об астраханских мещанах», но уже под фамилией Ульянов. С этого времени он всегда упоминается как Ульянов.

В заключение

24 января 1886 года скоропостижно умер Ульянов Илья Николаевич, биография которого заполнена благородными делами во имя народного просвещения. Память о нем увековечена бюстом в Ульяновске.

Пройдут годы, но вклад великого просветителя XIX века Ульянова И. Н. останется непреходящей ценностью для России.


В советской иконографии комсомольца Виталия Бонивура изображали светловолосым славянским парнем с внешностью Ярилы. Но скорее всего сын еврейских мещан из Варшавы Бориса Залмановича и Анны Наумовны был чернявым, кучерявым и крючконосым.

Статья (в сокращении) Дмитрия Климова для Русского Би-Би-Си. Опубликована 05.08.2004. Оригинал .

Дальневосточным ученым в третьем томе фундаментального исследования "История Дальнего Востока России" удалось объективно описать историю региона, впервые избавить ее от большевистских мифов. В конце 1980-х в Институте истории, этнографии и археологи народов Дальнего Востока задумали издать в шести томах историю Дальнего Востока России.
Первый том, описывающий период с первобытных времен до ХХVII века, вышел в 1989 году, второй, охватывающий события с ХХVII века по 1917 год - в 1991 году. Третий том вышел 13 лет спустя. Директор института Виктор Ларин объясняет задержку отсутствием финансирования и сменой общественного строя.

Пришлось изменить концепцию истории Гражданской войны и описать события объективно, без идеологических штампов. Переписанная история оказалась правдивой, но вряд ли увлекательной, как это получалось ранее.

Несгораемый Лазо.


Памятники Сергею Лазо, "сожжённому в паравозной топке интервентами и белогвардейцами" разбросаны по всему Дальнему Востоку.

Прежде всего, из истории региона вычеркнули факт сожжения в топке паровоза Сергея Лазо. Действительно, 26-летний командир партизанского отряда погиб в 1920 году, но более прозаично. После работы в архивах выяснилось, что его отряд состоял не только из большевиков, но и заключенных читинской тюрьмы, которых освободили с условием, что они перейдут на сторону "красных". Однако, бывшие зеки не исправились, а наоборот своими грабежами и агрессией доставляли много хлопот большевикам.

О смерти Сергея Лазо первой сообщила японская газета "Джапан Кроникл" - в апреле 1920 года он был расстрелян во Владивостоке и труп сожжен. Спустя полгода объявился безымянный машинист паровоза, который рассказал, будто бы видел, как на станции Уссури японцы передали казакам из отряда Бочкарева три мешка, в которых были три человека. Казаки попытались затолкать их в топку паровоза, но они сопротивлялись, тогда их расстреляли и мертвыми засунули в топку. Эта история еще в советское время казалась малоправдоподобной.
"Они [советские историки] посмотрели бы хоть раз на настоящий паровоз - в него даже кошку на лопате не закинешь, - говорит краевед Юрий Филатов, еще в конце 1980-х проверявший достоверность подвигов Сергея Лазо и Виталия Бонивура. - Размеры входного отверстия были 64 на 45 сантиметров".
С паровозом случился еще один казус. В начале 70-х годов ХХ века в Уссурийске установили паровоз, в топке которого, будто бы, и сожгли Лазо. На постаменте оказался американский локомотив 40-х годов выпуска, попавший в Советский Союз по ленд-лизу.

Установленный во Владивостоке памятник Сергею Лазо тоже имеет отношение к пересмотру истории. Прежде на гранитном постаменте стоял памятник царскому адмиралу Завойко. Оккупировавшие город красные партизаны вначале отпилили голову у памятника, затем снесли целиком и переплавили. На пустующий постамент поставили скульптуру Лазо.

Бонивур - "красный" хиппи.


Главный герой культового советского фильма "Сердце Бонивура" в исполнении актёра Льва Прыгунова.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.

Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались. Три первых школьных года в гимназии номер 1 я просидел как раз под одной из таких фотографий.
Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын Виталий Бонивур погиб незадолго до прихода красных. Подобное продолжение легенды не укладывались в официальную канву жизнеописания героя и потому всячески пресекались. Тем более, что впоследствии по роману был снят одноименный фильм.
На самом деле, по словам Юрия Филатова, родители Бонивура были ювелирами, приехали во Владивосток из Польши. В гимназии будущий "герой" учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. В итоге он влюбился в девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.

"Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".

"Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли".

"Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его родители с приходом красных партизан уехали за границу", - добавляет краевед.
Получить всесоюзную известность спустя 30 лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман.

P. S. ЗАБВЕНИЕ.

Памятник Виталию Бонивуру был установлен возле средней школы № 14 города Коряжмы (Архангельской области), но на сегодняшний день, от времени и погодных условий, он разрушился. Все, что от него осталось - постамент, на котором когда-то стоял бюст героя гражданской войны. Нынешние мальчишки - современные ученики, ползают по остаткам бывшей реликвии, и наверняка не знают ни кто такой Бонивур, ни кто такие пионеры…

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Виталий Борисович Баневур (Бонивур)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Революционер, участник Гражданской войны на Дальнем Востоке
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
РСФСР 22x20px РСФСР

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Вита́лий Бори́сович Баневу́р (Бониву́р) ( (1902 ) - 17 сентября ? ) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец .

Биография

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки . Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова . В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин (расстрелян как «враг народа ») в фельетоне, опубликованном в 1925 году, даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка . Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

…Баневур сидел за машинкой, в распахнутую дверь влетел мальчишка:

Баневур!
- Ну? - неохотно отозвался Баневур, разыскивая на клавишах букву «щ».
- Белые! Беги! Скорей!
Баневур вскочил, спрятал в кожаную сумку канцелярию райбюро и выбежал. Через заборы, огороды - в лес, начинавшийся тут же, рядом с деревней. Но, перелезая последнюю изгородь, он внезапно ударил себя по лбу:
- А машинка?
Оставить белым гордость райбюро, великолепный «Ундервуд», побывавший под пулями Каппеля и японцев? «Ундервуд», честно выполнявший свои комсомольские обязанности, если не считать букву «щ»? Баневур колебался. Затем быстро засыпал сумку землей, бегом вернулся в избу и схватил машинку с недописанным листом о комсомольской годовщине. Выбежать он уже не успел…

«Комсомольская правда», 29/Х-25

Напишите отзыв о статье "Баневур, Виталий Борисович"

Литература

Фильмография

Память

Примечания

Ссылки

  • (версия BBC)
  • // «Комсомольская правда», 29/Х-25

Отрывок, характеризующий Баневур, Виталий Борисович

Караффа расслабленно опустился в кресло и совершенно спокойно произнёс:
– Люди интересуют меня лишь настолько, сколь послушны они нашей святейшей церкви. Или сколь неординарны и необычны их умы. Но таковые попадаются, к сожалению, очень редко. Обычная же толпа не интересует меня вообще! Это сборище мало мыслящего мяса, которое не годится более ни на что, кроме как на выполнение чужой воли и чужих приказов, ибо их мозг не в состоянии постичь даже самую примитивную истину.
Даже зная Караффу, я чувствовала, как у меня от волнения закружилась голова... Как же возможно было жить, думая такое?!.
– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.
Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…