Медный всадник темы и мотивы поэмы. Темы и мотивы в лирике тема

Был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский . Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением .

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как


Основа поэтической философии - идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А. Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Теоретические понятия, которые должны быть раскрыты: ассоциативный ряд, звуковой ряд, психологизм (детальное изображение внутреннего мира лирического героя, его. настроений и чувств). См. также 9 класс, тема №32.
Тексты: «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое Ь дыханье...». «Заря прощается с ірземлею...». «Облаком волнис- I тым...». «На железной дороге». I «Это утро, радость эта...» и др. по і выбору.

41. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Н.А. НЕКРАСОВА (1821-1877)
I
\ I
Обстановка, в которой прошло детство поэта: Волга; родители - Алексей Сергеевич Некрасов (мелкопоместный дворянин, отличавшийся крутым нравом) и Елена Андреевна Закревская (по характеру добрая и чуткая). Мечта о литературной деятельности. Учеба в университете против воли отца. Встреча с Белинским и сближение с ним (1841 г.) - переломный момент в творческой биографии Некрасова. Участие Некрасова в борьбе за утверждение гоголевского направления в литературе. Деятельность Некрасова в качестве редактора «Современника», затем «Отечественных записок». Поэмы Некрасова.
42. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМАТИКА ЛИРИКИ НЕКРАСОВА
Личностный тон, народность лирики, прозаизация поэзии, сатира Новаторство Некрасова в раскрытии традиционных тем. Связь природы с жизнью народа. Друзья - товарищи по взглядам и борьбе. Любимая - друг и помощник в трудную минуту. Самые светлые чувства - любовь матери и любовь к матери. Популярность интимной лирики в кругах разночинной интеллигенции.
Тексты: «Перед дождем», «Несжатая полоса», «В столицах шум, гремят витии. ». «Зеленый шум», «Тургеневу, «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Друзьям», «Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Зина», «Внимая ужасам войны...», «Затворница»

42 (А). ТЕМА НАРОДА И ТЕМА ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. НЕКРАСОВА
Тема народа - основная в лирике Некрасова. Новаторство Некрасова в изображении крестьян Автобиографические мотивы в лирике на народную тематику. Трагическая судьба женщин-крестьянок. Глубокое сочувствие обездоленным крестьянам. Резкое осуждение вельмож, презирающих народ. Крестьяне могут надеяться только на себя. Призыв к революционной борьбе, обращенный к крестьянству. Понятие о народности литературы. Народность - воплощение национального характера в отдельном произведении писателя или в его творчестве в целом. Как правило, «народные» произведения получают одобрение широких читательских кругов.
Тексты: «Родина», «В дороге», «Тройка», «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда». «Песня Еремушке», «Песни», «С работы», «Внимая ужасам войны», «В полном разгаре страда деревенская», «Псовая охота», «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860), «Свобода» (1861), «Железная дорога» (1864), «Как празднуют трусу» (1876) и др. по выбору.
I 42 (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. . НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ I СЧАСТЬЕ
" Муза поэта - родная сестра | закабаленного, замученного наро- I да. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; сми- I рения и прощения. Поэт-сатирик I - подлинный гуманист, во имя I любви к людям обличающий в них " все то, что мешает стать лучше. | Утверждение гражданственности, і патриотизма и народности поэзии.
Призывы к служению народу. I Дружба Некрасова с Белинс- I ким, Чернышевским, Добролюбо- I вым. Роль Белинского в станов- " лении Некрасова как революцион- I ного демократа и поэта Образ і Белинского в стихах Некрасова.
Образ Добролюбова. Историчес- I кое значение деятельности и лич- I ности Добролюбова, истинного і патриота России. Образ Черны- " шевского. Жизнь Чернышевского I - пример героического служения I, идеалу добра, несмотря на ясное срgt;понимание того, что служение это- I му идеалу ведет к гибели. | Тексты: «Вчерашний день, і часу в шестом.. », «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и I гражданин», «Элегия» («Я лиру по- I святил народу своему...»), «Надры- ¦ вается сердце от муки», «Душно! " без счастья и воли...», «О, Муза! j Я у двери гроба», «Памяти Белин- | ского», «В.Г. Белинский, «Медве- . жья охота», «Памяти Добролюбо- 1 ва», «Чернышевский», Не рыдай так j безумно над ним»; «Пророк» (о Н.Г і Чернышевском,); «Смолкли чест- ; ные, доблестно павшие».

Еще по теме 40. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА:

  1. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского
  2. 14. виды мотивов и уровни их осознания. Осознанные мотивы и их характеристика и неосозноваеммые мотивы и их характеристика.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как , Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. , Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов сказывается в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам.

Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:

Не так, любезный друг, писатели богаты,
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки,
Лачужка под землей, высоки чердаки.

Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:

Я влюблен, я очарован,
Я совсем оганчарован.

Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:

Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: "Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?"- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении "Любовь одна- веселье жизни хладной":

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую приклонит красоту!

Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И. Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении "Двенадцатое октября":

Печален я: со мною друга нет...

Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде "Вольность":

Владыки! вам венец и трон

Дает закон- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении "Деревня":

Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя...

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение "Из Пиндемонти", где есть строка:

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал "Памятник". В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -