Главные темы творчества есенина с примерами. Основные мотивы в лирике с

Я сердцем никогда не лгу…

Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из простой крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.

Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.

До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские вопросы неизменно отражаются через описание родного края:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты - это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.

Например,

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Черный - цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный - как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!

Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:

"Пустая забава! Одни разговоры!

Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен..."

Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я - последний поэт деревни". Он воспевает деревню, простой быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему - самая главная тема.

(Дом родителей Есенина )

Особенность лирики Есенина еще и в том, что все стихи поэта очень эмоциональны. Он многолик в своих произведениях: то скромный романтик, то бесшабашный гуляка-парень, то грустный скиталец, чьи песни звучат с болью и надрывом. Именно эти яркие эмоции до сих пор заставляют восхищаться поэзией Есенина и никого не оставляют равнодушным.

Я горжусь Есениным, потому что он никогда не отделял свою судьбу от судьбы Родины. А ведь мог, подобно многим другим, уехать в другую страну, жить безбедно, обзавестись поклонниками, и - "прощай, немытая Россия". Но нет! Не таков был "последний поэт деревни". И лучше всего жизненная позиция великого Мастера выражена, на мой взгляд, в следующих строках:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!" -

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

Лирика Есенина

План

1. Народный поэт

2.Пейзажная лирика

3.Гражданская лирика

4.Филосовская лирика

5.Заключение

Народный поэт. навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.

Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.

Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.

Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения - родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.

С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.

Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.

Есенин признавал отсталость старого патриархального мира. Но его разрушение не привело к возникновению достойной альтернативы. Ярким выражением взглядов Есенина стало стихотворение «Русь Советская», в котором поэт с грустью замечает, что обновленный деревенский мир погрузился в еще большее невежество. Причем это состояние объявляется властью достигнутым идеалом. Есенин не мог найти своего места в новом обществе. Его тоска по старому миру может служить олицетворением общероссийской невозвратимой утраты.

Филосовская лирика. Эта огромная часть творчества Есенина и в наше время продолжает подвергаться критическим нападкам. Печально известна разгульная жизнь скандального поэта. На этом основано утверждение, что Есенин символизирует собой пьяницу и хулигана, бесцельно растерявшего свой талант и воспевшего такой образ жизни. В качестве примера приводится цикл «Москва кабацкая» и часто встречающиеся в стихотворениях поэта намеки на самоубийство. Современники открыто обвиняли Есенина в «упадочничестве», «духовной прострации» и антиобщественной позиции.

Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала - старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.

Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.

Введение.

1.Детство поэта

2.Любовь к родине

3. Своеобразие мироощущения лирического героя

5.Особенности метафоры в поэзии Есенина

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Многократно возрос интерес к великолепным произведениям замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Прочитав многие произведения Есенина, я тоже заинтересовалась его творчеством. Особенно мне понравились его лирические проникновенные произведения о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество когда-нибудь возрастет.

В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать и поэта С.А.Есенина.

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.

Сергей Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе "закрытых" авторов. Тем не менее, не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное - в истоках его таланта.

1.Детство поэта

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1885 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь село Есенино). «Фамилия Есенин- русская-коренная, в ней звучат языческие корни- овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками» , - писал Алексей Толстой.

Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в семье сложилась довольно тяжелая. Мать не ладила со свекровью, её родители- Титовы- чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала своего маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. Дед Сергея был старообрядцем, он любил внука. И Сергей помнил, как дедушка читал ему книги. Кроме деда, мальчика знакомила с народным творчеством и его бабушка. « Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. Толчки давала бабушка. Она рассказывала сказки. Народные сказки с плохими концами не нравились, и я их переделывал на свой лад» Старуха нянька рассказывала ему сказки, «которые знают все крестьянские дети». Я считаю, таким образом, духовная жизнь мальчика сформировывалась под влиянием священной истории и народной поэзии.

Однако мальчика Есенина «мирская» жизнь захватывала гораздо больше. Есенин с удовольствием вспоминал: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За озорство меня ругала только бабка,- вспоминал Сергей Александрович,- а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: « Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче».

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. « Детство прошло среди полей и степей», - писал он. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной русской природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Ещё в детстве зародилась у него искренняя любовь и сердечная жалость ко всему живому. «Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать», - вспоминала его мать. Эта любовь к животным осталась у него на всю жизнь.

Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырёхклассное училище. Ученье давалось ему легко.Он был бойким, сообразительным мальчиком.

В 30 верстах от Константинова находился небольшой городок Спас-Клепики, где была « Второклассная учительская школа », готовившая учителей церковно-приходских школ.

Сравнительно небольшая плата за обучение и интернат делали её вполне доступной для людей среднего достатка. В эту школу и был отдан в 1909 году Есенин. Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Учителя сумели привить ученикам любовь к русской литературе, к её лучшим образцам. По вечерам они собирались в одной из комнат интерната, читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто - либо читал свои стихи. Чаще всего это был Есенин. У него уже и тогда имелось немало стихов.

Уже в школьные годы Сергей стал проявлять поэтические наклонности. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Сам он писал: « Сознательное творчество отношу к 16-17 годам» т.е к 1911-1912 годам.

В эту пору он написал довольно много стихотворений. Некоторые позже вошли в первый сборник « Радуница». Стихи этих лет далеко не равноценны. Мне кажется, просто в них отразились поиски собственного поэтического голоса.

Стихи Есенина 1910-1912 годов убеждают, что уже в эту раннюю пору он находит собственный путь в поэзии. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – всё это в той или иной мере присуще самым ранним его произведениям.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется -на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. "Я брат вам по крови ", - обращается Есенин к грузинским поэтам. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства "того места, где он родился". Он утверждает: "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой родиной Фирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий" . Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую", чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце "любовь к родному краю " - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

2.Любовь к родине.

Деревенская Россия для Есенина – это не только крестьянская хата, но и природа, которая её окружает. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды - все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа - венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины

Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просто ров, например, «вечером синим», «вечером лунным», «за метался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др.

Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отде лить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «От говорила роща золотая...». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить «березовым, весенним язы ком», «милым» лирическому герою.

Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Поэт писал: “Россия - какое хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синее что-то”. Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”, - говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, - и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, - “чувство Родины”.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

А Русь - это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны.

3.Своеобразие мироощущения лирического героя.

Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лири ческого героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая» . Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник.

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой - его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой...

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы ». Повторяющееся слово « не жаль » еще больше под черкивает чувство утраты.

Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей моло дости: журавли теперь пролетают «печально», конопляник «грезит», дерево «роняет тихо листья».

Природа и лирический герой в этом стихотворении не разрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы до стичь гармонии с миром.

4. Образы животных в лирике Есенина

Особое место в лирике Есенина занимают образы жи вотных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно все ми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описа но, - «Корова».

С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:

Скоро на гречневом свете

С той же сыновней судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со свои ми детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бед ной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: «выгон щик грубый», «сердце неласково к шуму», «грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т.д.

Но, как и у человека, у животного есть надежда. Пос ледние строки стихотворения помогают понять, о чем меч тает корова:

Снится ей белая роща

И травяные луга.

«Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огор чений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив вве ден для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.

Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

5.Особенности метафоры в поэзии Есенина.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”: “Сыплет черемуха снегом” Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы (береста) также “связываются” друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(”Снежная равнина, белая луна “)
С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
(”Снежная замять крутит бойко…”)
Каждого образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Здесь слово “окно” - только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” - “атрибутом” окна:
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:
Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(”Береза”)
Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня…
Ты увидишь из окошка белый саван мой…
(”О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…”)
Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” - и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: ” Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…” (”Микола”)
Таким образом, окно - важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна - это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно - граница этих миров.
Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за се толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом /Опрокинулся отчий дом” (”Нощь и поле, и крик петухов…”) “Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины” (”О красном вечере задумалась дорога…”) Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”:
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.
Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”. Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
(”Гой ты, Русь, моя родная…”)
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
(”В том краю, где желтая крапива…”)
Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
(”Закружилась пряжа…”)
К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни - в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира - внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:
За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю - милая никогда не встретится. (“Песня”)
Проходил я мимо, сердцу все равно -
Просто захотелось заглянуть в окно.
(”Не криви улыбку, руки теребя…”)
В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого - есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Заключение.

Есенин - русская художественная идея. Сергей Есенин - самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как про фессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением зага дочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору бо гатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифоло гических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» само родный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безот ветная тишина.

С.Есенин - представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции с письменной.

Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, они писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом, о национально-исторической и национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народа создали в начале ХХ века высокохудожественную лирику.

Общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских художников с большой литературой, их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии ХХ века.

С.Есенин - это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов "Радуница" как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается, не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримых пейзажных образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления: "Черемуха манит рукавом", "Словно белой косынкой подвязалась сосна" и т.п. В то же время поэт активно использует прием психологического параллелизма, к примеру, "С алым соком ягоды на коже..." или "На закат ты розовый похожа...".

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому. В таком взгляде были отголоски древнего представления о человеке, природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.

Сложная и, по сути, во многом изощренная поэзия Есенина чрезвычайно расширила кольцовскую стихию, придала ей несколько иные очертания.

Но основополагающие принципы, несмотря на реформы, остались неизменными. Они то и определили духовное родство двух самобытных художников - прямых выразителей сознания русского народа.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Список литературы:

  1. Е. Наумов «Сергей Есенин. Жизнь и творчество». Москва-Ленинград. «Просвещение» 1965
  2. http://esenin.ru/
  3. С. Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Москва. «Современная Россия» , «Современник» 1990
  4. Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С. - Москва: Советская Россия, 1968.
  5. С. Есенин. Стихотворения. Поэмы. Ташкент. «Укитувчи» 1985
  6. http://www.philosofiya.ru/priroda_i_rodina.html

Сергей Есенин - это одно из самых известных поэтических имен в русской литературе XX века. За свои короткие три десятка лет поэт смог отразить в своих произведениях наиболее значимые моменты в истории страны, которые не всегда приводили к столь желанному "светлому будущему". Возможно, по этой причине в поэзии Есенина одним из основных является уникальное мировоззрение, полное трагизма и одновременно тонкого видения окружающей природы.

Значение Родины для поэта

В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох - Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война - все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.

Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.

Отношение к революции

Одно из наиболее его горьких признаний можно найти в произведении «Я последний поэт деревни». В нем звучит глубокая боль по причине гибели крестьянского быта, который он воспевал на всех этапах своего творчества. В сочинении по творчеству Есенина учащийся может упомянуть, что Есенин был сторонником Октябрьской революции, однако впоследствии понял: она не принесла в повседневную жизнь людей свободы и богатства. Наоборот, эти события еще больше усугубили положение простых людей. Крестьяне стали еще более бесправными. И самое основное - революция принесла развитие городам, а значит, и постепенное вырождение традиционной сельской жизни.

Прощание с любимой деревней

Поэт во многих своих произведениях прощается с деревней. Он ощущает, что и его время прошло. В особенности хорошо слышно это в таких наполненных горечью строчках:

«Скоро, скоро часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час!»

Есенин в действительности стал одним из последних поэтов, воспевавших уходящую эпоху. У поэта возникает конфликт с новой страной. Тема Родины в творчестве Есенина - одна из основных - теперь становится одновременно самой болезненной. Ведь в ней поэт ощущает себя совершенно чужим. Помимо этого, Есенину не было известно, куда ведут Родину, в каком направлении совершаются политические события и как все это отразится на его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на московских изогнутых улицах». В произведениях, написанных уже в последние годы его нелегкого земного пути, можно найти поэтическое воспевание природы, в котором одновременно присутствует горечь о прошлой жизни, полной счастья.

Предчувствие своей гибели

В особенности трагичны произведения, которые написаны в 1925 году, последнем в жизни Есенина. Он будто бы предчувствовал свою скорую гибель, прощался со своими близкими родственниками. В стихах Сергей Александрович признавался в том, что готов уйти навсегда. Ярче всего это чувство было отражено в его стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья». 28 декабря 1925 года Есенин погибает, оставив за собой целый шлейф неразгаданных тайн. Он был последним поэтом, который в своем творчестве воспевал традиционный деревенский патриархальный уклад и бережное отношение к матушке-природе. На смену сельской жизни, описанной в стихах Есенина, пришли совершенно новые правила и законы, установления которых так боялся сам поэт.

Персидские мотивы в творчестве Есенина. Сборник

Сочинение по творчеству Есенина необходимо также дополнить информацией о том, какую роль сыграли в поэзии Сергея Александровича восточные мотивы. Персия стала для поэта настоящей Меккой, вдохновившей его на написание цикла под названием «Персидские мотивы». Одной из целей жизни Есенина стало поклонение могилам Персии. Поэт мечтал побывать в Ширазе. Он был уверен в том, что в этих краях с ним произойдет настоящее чудо: его душа сможет отозваться на все увиденное и услышанное в этой неповторимой «стране роз». Есенин на себе познал очарование персидской лирики. Множество написанных им произведений отражает в себе мечты о загадочном востоке, с помощью которого поэт хотел прикоснуться к совершенно иному, волшебному миру. Однако даже в этих произведениях не раз упоминается и родная природа. Как бы ни мечтал поэт об экзотических восточных краях, Родина всегда остается для него единственной и неповторимой.

Желание побывать в Персии

В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.

Периодизация творчества поэта

Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:

  • Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
  • Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему - отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
  • Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник - «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
  • Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник - «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.

Тема любви в творчестве поэта

Художественное сознание обычно намного острее переживает чувства. И любовь для поэта может стать как самым большим счастьем, так и источником страданий. Лирический герой произведений Есенина обладает страстным и увлекающимся характером. При этом одной из главных особенностей лирики поэта является отражение внутренних переживаний посредством описания природы. Например, таким является произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Одни из самых глубоких своих произведений поэт посвящал А. Я. Миклашевской. Это стихотворения из цикла «Любовь хулигана». Любовная тема также широко раскрывается в сборнике «Персидские мотивы».