Классный час на тему толерантность милосердия. Классный час на тему: Классный час на тему: Толерантность

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическое пособие

«Формы и методы организации этапа

всесторонней проверки домашнего задания».

(для преподавателей ОУ)

Пособие составлено учителем начальных классов Гульченко Еленой Юрьевной.

Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

Содержание.

    Введение

    Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

    Литература и интернет ресурсы.

Формы и методы организации этапа

всесторонней проверки домашнего задания.

Цель: обобщить педагогический опыт при организации проверки домашнего задания. Помочь педагогам в организации всесторонней проверки домашнего задания.

Задачи:

    Описать практические методы организации проверки домашнего задания.

    Показать актуальность систематичности проверки домашних заданий, а так же важность применения разнообразных форм и методов.

Введение.

«Фактически постепенно должна

стираться грань между

классными и домашними заданиями

с переходом к непрерывной,

индивидуальной, самостоятельной

учебной деятельности школьника».

Эльконин – Давыдов

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Новые подходы к современному уроку предполагают 7 этапов всесторонней проверки домашнего задания:

Для решения дидактической задачи этапа необходимо у становить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

    Содержание этапа перед учителем ставит цель в ыяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

    Условия достижения положительных результатов возможно при использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса

    Показателем выполнения дидактической задачи урока является возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков

    Оптимальность предъявляемых требований среди других этапов урока, позволяет учитывать возрастные и иңдивидуальные особенности детей; при этом отдается предпочтение заданиям поискового и проблемного характера.

    Использование различных форм и методов контроля способствует активизации мыслительной деятельности на уроке . Доминирующими становятся поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

    Ошибки, допускаемые при реализации , такие как однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаөмого материала приводят к применению новых подходов к решению данного вопроса.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки.

Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания.

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.

    Инновационные методы проверки домашнего задания

Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому я использую инновационные методы проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Например:

- Какие открытия ты сделал для себя во время работы? (Вопрос к автору презентации о жизни и творчестве В.П. Астафьева.)

Поднимите руки, кому сосед по парте помог. Чем?

- Проанализируйте собственный текст.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

- Вы прослушали ответ Влада. Какие рекомендации вы можете ему дать?

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Например:

- Сравните свои записи с моими. Если есть полное совпадение, поставьте себе 1 балл; если у вас информации больше, добавьте ещё 1 балл.

Дискуссия . Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Тематический кроссворд . Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

Взаимная проверка . При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
3. Рекомендации по организации устного опроса.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. В своей работе я использую следующие способы:

Опрос-светофор . В качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

Солидарный опрос . Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

Взаимный опрос . Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

Тихий опрос. Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

Опросная цепочка . Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Лист «защиты» . Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.

4.Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Игра «Рисуем ответ» . Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

Игра «Похлопаем-потопаем». Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

Командная игра «Что и почему?» . В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

Игра «Семицветик» . Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока одна из команд не соберет цветок полностью.

Игра «Лови мяч» . Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Подведем итоги. Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

5.Литература и интернет-ресурсы:

    / Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/

    /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/

    / Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/

    / Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/

    http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru

Мареева Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Верхне-Колыбельский филиал МБОУ лицея с.Хлевное
Населённый пункт: с.Верхняя Колыбелька
Наименование материала: статья
Тема: Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку
Дата публикации: 13.08.2016
Раздел: среднее образование

Верхне – Колыбельский филиал МБОУ лицея с.Хлевное Хлевенского муниципального района Липецкой области Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку Мареева Ю.Н., учитель русского языка и литературы
Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку. Мареева Ю.Н., учитель русского языка и литературы Верхне – Колыбельского филиала МБОУ лицея с. Хлевное. Домашнее задание – важная составная часть процесса обучения. Однако существуют различные подходы к рассмотрению данного вопроса. Высказываются мнения, что домашнее задание не обязательно. Но исследования показывают: проблема повышения качества образования может быть успешно решена только при условии, если высокое качество учебных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся. На уроках русского языка, как справедливо замечает Харламов И.Ф., имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память, ученикам необходимо осуществлять их последующее повторение, чему и способствует домашнее задание. Не всегда, в силу различных обстоятельств, учителю удается поддерживать необходимый темп работы на уроке с учетом возможностей всех учеников, при этом у преподавателя остается мало времени на закрепление материала, развитие самостоятельности школьников. А домашняя работа является дополнением и продолжением работы на уроке, способствует углублению знаний и приучает к самостоятельному мышлению и умению применять полученные знания на практике, творчески выполнять домашнее задание. Кроме контрольной и обучающей функций, домашняя работа имеет большой воспитательный потенциал, способствует развитию важных качеств лично сти и черт характера: трудолюбия, с а м о с тоя т е л ь н о с т и, инициативности, аккуратности, силы воли. Однако домашняя работа становится целесообразной только тогда, когда организован учет выполнения заданий. Чем чаще и тщательнее контролируется домашняя работа, тем регулярнее она выполняется. Учителю необходимо организовать работу так, чтобы у обучающихся никогда не возникло сомнение: обязательно ли должно выполняться домашнее задание.
Как показывает практика, на проверку домашней работы по русскому языку следует отводить 8-10 минут. Если этого времени не хватает, то, вероятно, учитель либо использовал нерациональные способы проверки, либо дал ученикам слишком большое задание, или вместо проверки занялся тренировкой. При проверке письменного домашнего задания преподаватель ставит разные цели. Например, может быть важным установление самого факта выполнения домашнего задания всеми школьниками. Целью может являться проверка нового материала и, если нужно, доработка его в процессе разбора выполненного задания. Часто проверка письменного домашнего задания служит цели повторения материала, нужного для перехода к новой теме. Таким образом, тщательный контроль за выполнением домашней работы играет важную роль, как для ученика, так и для учителя. Дидактический принцип сознательности и активности реализуется и в процессе выполнения домашнего задания, и в процессе его проверки. Сознательность школьников в обучении проявляется в понимании учебного материала, то есть в логическом связывании последующего с предыдущим, в различении главного и второстепенного, в умении пользоваться приобретенными знаниями для объяснения новых фактов и применения их к решению практических задач, в умении опираться на знания в собственных суждениях. Достижение сознательности учеников в обучении неразрывно связано с активностью. Как особенность личности человека, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учебе, в общении, в различных видах творчества. Воспитание активности надо начинать с раннего возраста. Взрослые не должны сами удовлетворять все желания и потребности ребенка, а создавать такую ситуацию, которая бы требовала от него активного поиска путей их удовлетворения. Как особенность личности, активность проявляется и при проверке письменных домашних заданий по русскому языку. Чем интереснее, разнообразнее будет проверка, тем выше активность школьников. А для этого преподавателю следует как можно чаще использовать новые способы проверки, создавать такую ситуацию, которая требовала бы активного поиска и решения поставленных задач. Об активных способах проверки письменных домашних заданиях на уроках русского языка в методической и педагогической литературе написано немного. Наиболее широко эту проблему осветил Панов Б.Т.в своей работе «Типы и структура уроков русского языка». Большое внимание данной проблеме уделяется в статье Желтовской Л.Я. «Экономичные приемы и средства проверки знаний учащихся». Подробно описывает отдельные способы проверки Баранов М.Т. в статье «Проверка домашнего задания на уроках русского языка». Анализ данной методической литературы позволил найти около 20 способов проверки письменных домашних заданий. 1. Выполнение в классе работы, аналогичной домашней. 2. Взаимопроверка. 3. Выборочная проверка.
4. Проверка с помощью консультации. 5. Проверка с помощью сигнальных карточек. 6. Проверка по цифровому коду. 7. Проверка с помощью диктанта. 8. Игра – соревнование. 9. Проверка «по цепочке». 10.Проверка с игровым моментом. 11.«Однотипные примеры». 12.Проверка с помощью ассистентов. 13.«Беглая» проверка. 14.Самостоятельная работа. 15.Составление таблиц. 16.Тестирование. 17.Проверка с помощью тестовых компьютерных программ. Сегодня широкие возможности для активной проверки письменных домашних заданий по русскому языку предоставляет использование современных информационных технологий. Я уверена, что в методической копилке каждого преподавателя есть разные интересные способы. В своей педагогической практике я неоднократно сталкивалась с недобросовестным некачественным выполнением письменных домашних заданий по русскому языку. С целью решения данной проблемы стараюсь сочетать традиционные и необычные способы проверки, которые активизируют мыслительную деятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Ученик должен осознать, что, если он делает домашнее задание несамостоятельно, не до конца, неаккуратно, не выполняя дополнительных заданий, он может оказаться вне чего – то важного и интересного. С некоторыми формами проверки, которые мы сами придумали, которые интересны детям и нравятся мне, как учителю, я хочу вас познакомить. Сразу отмечу, что данные способы более эффективны в условиях с небольшой наполняемостью классов. Прозвенел звонок, учитель входит в класс, приветствует учеников, но никто садиться не спешит, потом что нужно получить допуск к уроку. Допуск чаще всего проводится на материале домашнего задания. Например, «Какую гласную вставили в слове шел и почему?», «Какую гласную написали в корне слова коснулись и почему?», « Сколько букв и сколько звуков в слове красивые?», «Как объясните поставку запятой в предложении №8», «Что в домашнем упражнении показалось трудным?» и т.д. Данная форма легко наполняется любым содержанием, в зависимости от темы и задач проверки. Допуск можно получить, ответив на один или на 3 вопроса, показав тетрадь с домашним заданием и т.д. В который раз не проводилась бы подобная проверка, для каждого ученика важно услышать слова: «Ваня, ты получаешь допуск к уроку, садись». И не очень приятно стоять одному, делая очередную попытку получить допуск, когда все остальные одноклассники сидят уже за партами и готовы работать дальше. А чтобы подобного не случилось, надо добросовестно выполнять домашнее задание, и все. Данный способ
позволяет проверить не только письменное, но устное задание, задает высокий темп работы на уроке, создает почву для творчества: у нас есть несколько вариантов развития событий для тех, кто с третьей попытки не получает допуск. Особый интерес у моих учеников вызывает такой способ проверки домашнего задания как «Опрос – линейка». Небольшая наполняемость классов и просторные кабинеты позволяют использовать данную форму. Все обучающиеся выстраиваются в одну линию, взяв с собой тетради, и по очереди отвечают на вопросы по домашнему упражнению. Если ответ правильный, ученик делает шаг вперед, неверный – остается на месте, право ответа переходит к следующему. Все, кто прилежно и самостоятельно делал домашнее задание, уверенно двигаются вперед навстречу отличной оценке, оставляя позади недобросовестных одноклассников. Такое наглядное продвижение активизирует и мотивирует школьников, создает ситуацию успеха. Победители знают, что прежде, чем поставить отличную оценку, учитель обязательно проверит аккуратность и правильность оформления домашней работы, наличие выполненных дополнительных разборов. Оценки можно поставить как всем участникам, так и отдельным ученикам: впереди шагающим или отстающим. Для поддержки мотивации у слабоуспевающих учеников провожу индивидуальный опрос «Пятерочка». Чтобы получить отличную оценку, нужно всего лишь ответить на 5 вопросов по домашнему упражнению. Одна ошибка – минус балл. Мои ученики часто интересуются: «Когда у нас будет акция по домашнему заданию?». Если урок начинается с акции «Все по пять», это значит, каждый ученик может выбрать себе одно из предложенных заданий, аналогичному домашнему упражнению, и получить «пятерку». «Ребята, у нас акция, все, кто правильно сделал фонетический разбор в домашнем упражнении, получат пять баллов». Бывает и так: «Начнем урок с акции, все, кто не выполнил творческое дополнительное задание, получат оценки». Если у ребят на столе лежат раскрытые тетради с домашним заданием, а сами они не спеша передвигаются по классу, рассматривая, как выполнили работы одноклассники, значит у них важное ответственное дело – заполнить полученные бланки, где должны написать свои имена и фамилии ученики, которые самостоятельно выполнили домашнее задание, правильно оформили работы, сделали дополнительные разборы, не допустили орфографических и пунктуационных ошибок, не забыли подчеркнуть орфограммы, умеют их объяснять, кому было трудно, кто считает, что он выполнил работу на «пятерку», у кого самый красивый почерк, кто считает, что ему нужно переписать работу и т.д. Роль домашнего задания в процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.

Виды домашних заданий

I. К урокам изучения нового материала

1) Заучивание материала учебника и его пересказ;

2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3) Сбор материалов из дополнительных источников;

II. К урокам обобщения

1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6) Подборка дополнительного материала по теме;

III.К урокам обучения применять знания

1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

2) Решение задач, аналогичных классным;

3) Решение задач нестандартных;

4) Решение задач с меж предметными связями;

5) Самостоятельное составление задач;

6) Самостоятельное изучение несложного материала;

7) Работа над ошибками;

IV. К урокам контроля и проверки знаний

1) Письменные ответы на вопросы;

2) Домашняя контрольная работа;

3) Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания

1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

5. Карточки для слабых учащихся:

С пропусками, которые нужно заполнить

С ошибками, которые нужно исправить

С неоконченными решениями.

6. На доске чертеж

Составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

Решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

Составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

1. У доски ученик решил домашний пример

a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на следующие основные виды: письменные, текстовые, математические, мнемонические .

К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь. Причем следует отделить письмо от непосредственного решения. Процесс письма сам по себе является достаточно трудоемким для младшего школьника. Его ощущения можно сравнить с ощущениями человека, который пишет ручкой, постоянно меняющей свою длину. Процесс письма требует от школьника непрерывного приспособления, и поэтому ребенок не может долго заниматься письменной работой, а значит, количество выполненных упражнений не улучшает качества письма. Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка, используя следующие приемы:

1. Заглядывая в тетрадки школьника, каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите за них.

2. Работать над красотой почерка можно, положив кальку на странички прописей и обводя буквы.

3. Не заставляйте писать ребенка безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть он после написания каждой буквы отрывает ручку от листа, такой способ существенно облегчит ребенку процесс письма.

4. Во время выполнения заданий, где письмо выполняет второстепенную роль, никогда не критикуйте качество почерка ребенка.
К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.

Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста - улучшении техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения. Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами.
1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.
3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". Им с удовольствием занимаются даже те дети, которые с отвращением относятся к чтению. На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист так, чтобы не осталось незакрашенного места. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

Намного легче готовить текстовые домашние задания не только тем школьникам, у которых высокая техника чтения, но и тем, кто знает определенные приемы работы с текстами. Ниже мы приводим некоторые из этих приемов, чтобы вы могли помочь ребенку овладеть ими. Ваша помощь может длиться до тех пор, пока он не почувствует преимущества их использования и не привыкнет к ним.
1. Для усвоения текста любого содержания используйте прием разделения на части, количество которых не должно превышать 6-7. Выделите в каждой из них главную мысль, придумайте название. Можно к каждой части нарисовать небольшой схематичный значок - пиктограмму, с помощью которой легко вспоминается основная мысль данной части.
2. Метод пиктограмм хорошо подходит и для заучивания наизусть стихов. Прочитайте одно четверостишие, запомните его, придумайте и нарисуйте подходящую для каждой строчки пиктограмму. Проверьте, как вы запомнили четверостишие, и переходите к следующему. Каждый раз, работая с очередным четверостишием, припоминайте все предыдущие. Конечно, если что-то забыли, всегда можно воспользоваться текстом и подсмотреть.
3. Готовя текст для пересказа, четко сформулируйте первую фразу. Повторите ее несколько раз с тем, чтобы хорошо запомнить. Теперь вам не надо долго думать, прежде чем начать пересказывать. Вы хорошо знаете начало пересказа. Этот простой прием позволяет придать уверенность учащемуся, задать нужный темп речи и произвести благоприятное впечатление, что тоже немаловажно.
4. При работе с текстами гуманитарного содержания (литература, история) используйте метод выделения важной информации. Нарисуйте таблицу со следующими столбцами: "Люди", "События", "Даты", "Трудные слова". Читая текст, постепенно заполняйте таблицу. Затем повторите прочитанное с опорой на информацию в таблице. Этот прием помогает ученику выделить и лучше запомнить трудную для него часть текста.
5. При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родители могут предложить школьнику рисовать картинки и схемы к задачам (тем более что некоторые программы предусматривают составление схемы), разыгрывать их содержание с помощью различных предметов и игрушек. Решая задачи, объясняя их ребенку, можно использовать прием сведения к противоречию. Если ребенок сделал ошибку, то, как мы уже отмечали выше, взрослому следует упростить задачу настолько, чтобы ее решение не вызывало трудности.

Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а также научить определять, достаточно ли данных для того, чтобы решить задачу, - далеко не всегда ребенок понимает, что в задаче может "чего-то не хватать". Если ваш маленький ученик испытывает сложности с математикой, наберитесь терпения: вполне возможно, что понять, какие конкретно вычисления (сложение или вычитание, умножение или деление) предстоит сделать, у него получится далеко не сразу. Для ребенка само слово "задача" может внушать страх, из-за которого он уже не видит ни условия, ни вопроса, ни тем более способа решения.
Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях ("Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?"). Обязательно поощряйте ребенка, если сразу не получится решить правильно, не огорчайтесь (и тем более не демонстрируйте огорчение ребенку) - значит, ваша задача пока еще сложна. Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя ("Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны сдать?"). И не сомневайтесь: рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.
В начальной школе большую часть домашних уроков составляют мнемонические задания , нацеленные на запоминание информации. Учащимся необходимо запомнить буквы и цифры, законы и правила, стихотворения и прозу, слова с трудными орфограммами и иностранные слова. Если ребенок использует для запоминания только один, самый распространенный прием - повторение, то это неизбежно привнесет в обучение скуку. Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению.

Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на уроке знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.

Этапы проверки выполнения домашнего задания

Среди новых подходов к современному уроку существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:

  1. Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников.
  2. Содержание этапа предполагает, что перед учителем стоит цель выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
  3. Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.
  4. Показателем того, что дидактическая задача урока выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
  5. Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
  6. При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.
  7. Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.

Методы организации контроля

Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест.

Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы.

Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанный пример для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки , среди которых:

  1. Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
  2. Рецензирование устного ответа – ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.
  3. Диктант по домашнему заданию. Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.
  4. Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.
  5. Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.


Формы контроля выполнения задания

Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:

  1. Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.
  2. Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.
  3. Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.
  4. Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.
  5. Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.
  6. Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.
  7. Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.

Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников.

Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.

Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками.

Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.

Для учителя результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учеников, а с другой – своей деятельности на предыдущем уроке. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов.

  • При помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
  • Использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
  • Определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
  • Если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
  • Если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
  • Проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет.

В начале 2010-2011 учебного года, на августовском педсовете в школе, заполняя анкету, я отметила, что у меня вызывает затруднение проверка домашнего задания. Не могу сказать, что это была правда, просто отметила, потому что все остальное мне интересно и понятно, а что явилось новым когда-то, было позже мною изучено в процессе работы или нахождения в отпуске. Тему проверки домашнего задания я отметила потому еще, что подумала об интересных формах проверки, как их осуществить, чтобы не превратить домашнее задание в банальное повторение классной работы со стороны обучающихся и в элементарный контроль воспроизведения изучаемого материала с помощью родителей или ГДЗ, столь популярных сегодня. Как с помощью домашней работы и контроля ее развивать мыслительную деятельность обучающихся, познавательную активность, самоанализ и самооценку детей, эстетическое и нравственное начало в детях? Это и привело к тому, что наряду с ведением микро-семинара о роли исследования и проекта в рамках урока и во внеурочной деятельности, темой работы по самообразованию я выбрала именно «Творческий подход к проверке домашнего задания. Нестандартные формы работы».

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель.

Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом-одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работ :

Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий, которые позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение.

Основные цели творческого домашнего задания:

Во многих методических источниках я читала, что рекомендуется давать одно творческое задание в месяц с временным периодом на подготовку – неделя. Сегодня не могу согласиться с данными рекомендациями, поскольку объем творческого задания можно варьировать, соответственно и срок на выполнение увеличивать или уменьшать. Например, изучая большую по объему тему, рассчитанную на две-три недели, можно в начале изучения, на уроке первом, ставя проблему, дать творческое задание по составлению проекта по заданным направлениям. Каждая группа или отдельные учащиеся сами определятся с направлением, формой работы, учитывая, что у них срок до указанной учителем даты, когда состоится урок «Представления (презентации) проектов по теме»…». Или наоборот, в учебнике русского языка по программе С.И. Львовой содержится огромное количество творческих заданий по написанию мини-сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и т.д. или упражнений «На уроке физики (биологии, химии, математики)…», что требует небольшого объема работы: 10-12 строк, но серьезной мыслительной деятельности и поиск информации в источниках по другим школьным предметам. Такое творческое задание мои ученики получают 1 раз в неделю. Сначала сочинения их пугали, поиск в справочниках не удавался, но со временем они поняли, что не просто научились рассуждать и находить нужные им сведения самостоятельно, а этот способ обучения и выполнения домашней работы им нравится. Подобный путь прошли и задания типа «Составить схему (таблицу, конспект, рисунок) по теоретическому материала & …». Причем последний тип задания не только носит дифференцированный характер, но и помогает развивать мыслительную активность, повторить теоретические сведения, помочь выяснить ученику самостоятельно алгоритм для практической работы по теме.

Классификация творческих домашних заданий

По виду деятельности

По уровню оформления

Вопросник
Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Сообщение
Доклад
Сочинение
Реферат
Исследование
Эссе
Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
Групповая (10–15 чел)
Коллективная
Рабочая (в тетради, «с листа»…).
Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
  • файл-лист;
  • буклет;
  • брошюра;
  • газета;
  • альбом;
  • «раскладушка»

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка . Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях. Таким образом, можно выделить следующие основные способы проверки домашнего задания :

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися, но довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ ответа тоже можно выставить оценку. Оснащение кабинета, в котором я работаю, позволяет мне также проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестовых программ по русскому языку, когда не я, а компьютерная программа комментирует ученику его оценку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им. Возможность выполнения интерактивных тестов или диктантов на образовательных сайтах или порталах, когда мои обучающиеся регистрируются как мои ученики на моей странице учителя (Тест-мастер, gramota.ru и т.д.), позволяет мне дома или после урока проследить on-line не только общий рейтинг, т.е. уровень и качество компетенций по изучаемым темам всего класса или всех моих учеников, но и каждого ученика в отдельности, поскольку результаты тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и выполняется общий анализ работы.

Фронтальный контроль , чаще всего используемый в школьной практике, может носить поверхностный характер (при проверке работ письменных всех учащихся класса во время их самостоятельной работы на уроке), а может быть более глубоким во внеурочное время учителя, когда педагог может полно проследить не только наличие и правильность работ, но и выполнение дополнительных заданий к упражнению.

Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень усвоения материала, а также уровень знаний учащихся «слабой группы» в отдельности. Кроме того, при фронтальном устном опросе можно использовать как вопросы для воспроизведения информации , так и вопросы, ставящие проблему , что развивает мыслительную активность обучающихся, а не просто позволяет им воспроизвести выученное.

Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу. Но различными способами. Например, после написания словарного диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой другого цвета отмечают и исправляют ошибки, затем некоторые из них устно комментируют правильное написание. Другая самопроверка проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети комментируют правописание в тексте домашней работы, воспроизведенном на доске, отмечая для себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в домашнем упражнении.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая корысть с моей стороны, поскольку я не только могу потом, проверяя эти работы, проанализировать уровень усвоения изученной темы, выявить готовность обучающихся к изучению следующего материала, но и поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и каждый проверял. При взаимопроверке возможен и полезен прием, который я называю «Веер». Проверив на перемене работы нескольких сильных обучающихся, назначаю консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные мною консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочную проверку я чаще всего осуществляю письменных работ, называя отдельных учеников на перемене перед уроком или во время самостоятельной работы ребят, проверяя их домашние задания полно и глубоко, затем анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или же в собранных со всего классах работах проверяю отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания , направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.Какая помощь может и должна быть оказана?Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий.

Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. /Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/
  2. /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/
  3. /Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/
  4. /Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/
  5. http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru