Кто может заниматься психологическим консультированием. Что такое психологическое консультирование? Виды психологического консультирования

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии . В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами.

Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Елизаров А.Н .).

Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. При этом в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями. Эти лица становятся пациентами для консультанта, если они предъявляют проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1998), пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом и заключается основное отличие психологического консультирования от психотерапии.

Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций (Немов, 1999). Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы, возможности и жизненный опыт. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом и заключается основная задача психологического консультирования, считает Немов (1999).

Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.


Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении В.Д. Менделевича. Под психологическим консультированием, пишет автор, подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич, 1998).

Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В.Д., 1998).

В качестве пациентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование в этом случае отличается нейтральной позицией консультанта. Широкий круг проблем, которые невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии, проблем, связанных с трудностями формирования, развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных взаимоотношений, социальными девиациями, возрастными кризисами, составляет в этой связи предмет психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины:

1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

2) Консультирование помогает обучаться новому поведению;

3) Консультирование способствует развитию личности;

4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

5) Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

К основным принципам этой философии относятся следующие три положения :

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно, в соответствии с собственными ценностями и целями, потребностями и стремлениями, решать свои проблемы. В широком смысле, в консультировании принимается тезис о том, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение для кардинальных целей оказания психологической помощи таких ключевых психологических терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), о,кейность (Берн, Харрис).

Существует точка зрения, в соответствии с которой психологическое консультирование проводится и в отношении соматически или психически больных. Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющими какие-либо психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с отдельными клиентами или с группами клиентов, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей.

При этом имеется в виду, что при наличии какого-либо психического расстройства личность, страдающая таким расстройством, может параллельно испытывать определенные психологические трудности, иметь определенные психологические проблемы, которые могут быть связаны или не связаны с сопутствующим психическим заболеванием. Консультирование адресуется не патопсихологической или психопатологической симптоматике, а личности, которая может иметь эту симптоматику. Цель консультирования в этом случае состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

При этом психологическое воздействие, не затрагивая непосредственно патологический процесс, направлено на изменение психологических установок, отношения к заболеванию. По мнению Елизарова, спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Автор полагает, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения, в то время как термин «Психологическая коррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Елизаров А.Н. считает также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция - на решение внутренних проблем клиента.

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, преимущественная обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование, в частности, стало широко использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

1. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

2. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

3. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

4. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

5. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

6. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии (Елизаров А.Н.).

Таким образом, в самом общем виде, выделяются следующие специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

Консультирование ориентировано преимущественно на клинически здоровую личность;

В качестве консультируемых выступают лица, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также лица, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

Консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;

Эта ориентация основана на убеждении в том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста;

Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, чем на их прошлое;

Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь;

Консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимоотношениях личности и среды;

В консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание клиентам его ценностей;

Консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного - исследуются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.

Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 - 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности.

Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя (Алешина Ю.Е.,1994).

Психологическое консультирование профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психолог помогает человеку найти свои внутренние ресурсы, осознать ранее подавленные переживания и стереотипы поведения. На психологической консультации люди понимают причины своих трудностей и учатся с ними справляться.

Существует несколько видов психологического консультирования:

  1. Интимно-личностное консультирование. Предполагается работа с внутренними проблемами и состояниями клиента (поиск смысла жизни, повышенная тревожность, сложности во взаимодействии с людьми и т.д.).
  2. Семейное консультирование. Сюда относится не только непосредственная работа с парами, но и консультирование в добрачный период, а также в период развода. Кроме того, сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены.
  3. Профессиональное консультирование — это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).
  4. Организационное (производственное) консультирование направлено на решение вопросов взаимодействия в коллективе, эффективного управления, мотивации персонала и т.д.

Этические принципы психологического консультирования

Психолог-консультант в своей работе придерживается своеобразного "этического кодекса", соблюдение которого позволяет создать максимально безопасную атмосферу для продуктивной работы с клиентом. Ниже перечислены основные положения "Этического кодекса психолога".

  1. Конфиденциальность . Любая информация, полученная от клиента, не может быть передана третьим лицам (даже родственникам и друзьям) без предварительного согласия.
  2. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту. Консультант внимательно слушает клиента, стараясь понять его и принимая таким, какой он есть, не давая собственных оценок совершённым действиям.
  3. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента , а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.
  4. Отсутствие советов и готовых решений. Психолог помогает клиенту найти оптимальный для него выход из сложившейся ситуации. Но при этом никогда не даст готовых "рецептов" как поступить.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Отношения психолога-консультанта и клиента носят особый характер и сами по себе имеют некий терапевтический эффект. Поэтому присутствие других отношений между психологом и клиентом (дружеских, родственных, рабочих) является крайне нежелательным. По этой причине психологам запрещается консультировать близких друзей, родственников, супругов.

Существует мнение, что человек "должен" сам решать свои проблемы. Это справедливо для тех случаев, когда он действительно способен успешно это делать. Однако следует помнить, что человек вовсе не "должен" оставаться без помощи, когда она ему необходима. Принять психологическую помощь, тем более оказываемую в качестве профессиональной услуги, вовсе не зазорно. Это поступок сильного человека, заботящегося о своем здоровье, хорошем самочувствии и личной эффективности.


1 вопрос

    • Что такое психологическое консультирование

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

    • Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

2 вопрос

§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте

Здравствуйте, уважаемые читатели! Психологическое консультирование - это работа психолога со своим клиентом. Сегодня мы будем говорить с вами о том, в чем заключается его суть, какое оно бывает, чем отличается, какие задачи решает и как выглядит его структура.

Если вы практикующий психолог или просто хотите узнать больше об этом, то вам не обойтись без книги Римантаса Кочюнаса «Психологическое консультирование. Учебное пособие ». Данная работа поможет понять как лучше войти в консультацию, наладить контакт с клиентом, структурировать и правильно выйти из консультации.

Что такое психологическое консультирование

Данный вид работы психолога и клиента является относительно молодой практикой. Появилось это направление в ответ на потребность психически здорового человека в помощи .

Здесь мы говорим о людях, которые не могут самостоятельно справиться с такими проблемами, как трудности на работе, проблемы в личной жизни, конфликты с окружающими и так далее. Как вы можете заметить, речь идет о психически здоровых людях, которые столкнулись с проблемами в повседневной жизни.

Определений термина «психологическое консультирование» на сегодняшний день существует большое количество, в зависимости от вида, особенностей работы и задач, которые ставит клиент. Я предлагаю остановиться на следующем определении: это профессиональная помощь специалиста человеку в разрешении нынешних проблем, содействие в , своих целей и выбор наилучшей тактики поведения для .

Процесс консультации включает в себя несколько основ: специалист направляет человека, но не выбирает за него; происходит трансформация поведенческих моделей; данный процесс направлен на личностное развитие человека; клиент считается независимым, ответственным индивидуумом, который самостоятельно принимает решения и делает выбор.

Таким образом, мы видим что подход консультанта к клиенту основывается на том, что каждая личность имеет право собственного выбора, каждый заслуживает доверия и уважения, человек сам несет за себя ответственность.

Задача психологического консультирования

Однозначно определить какая задача должна быть решена во время консультирования не вдаваясь в подробности сложно. Это зависит от целей самого человека и ориентированности специалиста.

Есть несколько основных задач, которые в той или иной мере присутствуют в любом консультировании.

  1. Специалист помогает человеку сформировать такую тактику поведения, которая будет направлена на .
  2. Научить справляться с трудностями, которые могут встретиться в дальнейшем.
  3. Умение принимать эффективные решения (сюда входит анализ своих поступков, оценка последствий, риск при определенном выборе, грамотное , управление временными ресурсами и так далее).
  4. Развитие . Сюда входит и завязывание новых отношений, и поддержание уже имеющихся.
  5. Сегодня многие люди сталкиваются с проблемами в общении, поэтому задача консультанта научить человека бороться со своими и налаживать межличностные отношения.
  6. Специалист учит раскрывать весь потенциал и помогает с реализацией.

Помимо этого, задача психолога может быть связана и с его направлением работы. Так например, психолог, работающий в психоаналитическом направлении, будет стремиться перевести бессознательный материл в сознательный. терапевт будет работать со свободой человека и его осознанием собственных .

Более того, задача консультации зависит и оттого, с какой проблемой обратился клиент. Здесь мы сталкиваемся с возрастной терапией, например, работа с подростками. Или семейная психотерапия, задача которой - налаживание контакта между супругами и решение их межличностных проблем.

Чаще всего специалист выбирает для себя определенное направление и работает именно в этой сфере. Психолог, который работает только с родителями и детьми. Или специалист, который занимается исключительно индивидуальным консультированием и не работает с группами.

Другие предпочитают решать проблемы в сфере бизнеса. Карьерный рост, профессиональное ориентирование, налаживание атмосферы в коллективе. И у каждого направления существуют свои методы и техники работы с клиентами.

Структура психологического консультирования

Как и любой другой рабочий процесс, психологическая консультация имеет свою структуру и этапы. Нельзя утверждать, что каждая консультация будет проходить именно по такому сценарию, ведь все зависит от проблемы, с которой пришел человек, от методов и техник, с которыми предпочитает работать специалист, от самого процесса работы и так далее.

Однако, мы можем выделить несколько стадий, которые входят в системную модель психологического консультирования.

  1. Знакомство. На этом этапе психолог узнает клиента и наоборот. Между ними развивается доверие и понимание. Именно в начале работы должен установиться контакт между специалистом и клиентом, иначе дальнейшая работа будет невозможна.
  2. Определение проблемы. Здесь консультант должен четко сформулировать проблемы, которые есть у клиента. Основная задача этого этапа - достичь одинакового понимания. И психолог и клиент должны четко понимать какие проблемы они будут пытаться решить.
  3. Возможные решения. В момент беседы консультант подсказывает и подталкивает человека к самостоятельному поиску решений. Задача психолога - побудить консультируемого самому называть варианты.
  4. Планирование. Данный этап предназначен для более детального анализа имеющихся вариантов решения проблемы. Здесь рассматривается предыдущий опыт человека, его стандартные модели поведения, которые мешают реализации желаемого. Кроме того, именно на этом этапе консультант помогает клиенту понять, что некоторые задачи не могут быть решены быстро и просто, требуют много времени и ресурсов.
  5. Реализация. В этот период специалист помогает клиенту выстраивать новое поведение. На этапе реализации для психолога крайне важно помочь человеку справиться с неудачей, если таковая последует. Специалисту важно показать, что мелкая неудача - это не повод все бросать. Нужно сконцентрироваться на конечной цели и продолжать действовать в рамках ее реализации.
  6. Рефлексия. На последнем этапе психолог и клиент оценивают проделанную работу, решена ли была задача и в какой мере, обобщаются результаты, делаются выводы. Клиент дает обратную связь психологу.

Как показывает практика, никогда не может быть двух одинаковых консультаций. Даже если два человека придут со схожими задачами. Ведь проблема может только снаружи казаться одинаковой, а в своей основе иметь разные причины появления и как следствие, разные варианты решения.

Поскольку часто путают такие понятия, как психологическое консультирование и психотерапия, то я бы хотела рассказать об отличиях.

  • Во-первых, консультация предназначена только для психически здорового человека. Здесь мы говорим про клиента, который в повседневной жизни столкнулся с трудностями и не может самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.
  • Во-вторых, это направление работает в большей степени с настоящим и будущим человека и не продолжается более 15-20 встреч.
  • В-третьих, консультирование ставит своей задачей помощь в изменении деструктивных моделей поведения человека, которые мешают его личностному развитию.

Надеюсь, что теперь вы имеете полное представление о том, что такое психологическое консультирование. Если у вас остались вопросы, то обязательно напишите о них в комментариях и мы вместе будем разбираться дальше.

Желаю вам быть счастливым и довольным своей жизнью.
Удачи!

Психологическая помощь область практического применения психологии ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Согласно определению принятому Советом Правления АСА США в октябре 1997 года профессиональное консультирование представляет собой применение принципов психической гигиены психологии развития человека в ходе когнитивных аффективных


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3225. Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы 171.72 KB
Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.
2472. Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники 18.54 KB
Охрана детства – это система мер государственного муниципального общественного и частного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. VI этап охрана здоровья школьника Организация обследования и лечебнооздоровительных мероприятий детям поступающим в школы; медицинский контроль за санитарногигиеническими условиями внешней среды: медицинский контроль за состоянием здоровья детей проведение плановой диспансеризации организация санитарнопросветительной работы среди родителей школьников...
20458. Консультирование в управлении современной организации 30.25 KB
Развитие консультирования в России Говоря о том что управленческое консультирование является новым видом деятельности для России некоторые авторы отмечают наличие необходимого но недостаточного в сравнении с западным уровнем опыта у российских консультантов. Акцент нужно сделать на том что как такового опыта консультационной поддержки...
5576. Клинико-психосоматическое консультирование и принципы взаимоотношений 16.01 KB
С одной стороны это классическое консультирование психосоматических пациентов и пациентов с психическими проблемами а с другой стороны специализированное обсуждение проблем пациентов и психотерапевтическое сопровождение их дальнейшего обслуживания. Целенаправленное требование междисциплинарной кооперации как опорного пункта службы консультаций и взаимодействия направлено...
676. Кадровое консультирование как элемент развития кадровой службы 262.09 KB
При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия организации фирмы т. В настоящее время прослеживается тенденция к усложнению структурного и функционального состава организаций что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм и методов управления персоналом. Появилась потребность в качественно новых задачах развития персонала при этом обнаруживается недостаточный уровень подготовки службы управления персоналом к этой работе.2 ...
11276. Психологическое здоровье учащихся 9.83 KB
Программы психологического здоровья: Вместе не страшно для учащихся первых и вторых классов. Линия роста для учащихся среднего звена Программа Изменения Программа Мы против наркотиков Линия жизни для учащихся старших классов МЫ для детей инвалидов Психологическая программа Вместе не страшно Программа психологического содействия...
21165. Психологическое манипулирование сознанием избирателя 18.29 KB
Психологическое манипулирование сознанием избирателя Рудаков Леонид Владимирович Государственный морской университет имени адмирала Ф. В статье рассмотрены проблемы психологической сущности манипулирования сознанием избирателя через призму законов манипулирования сознанием системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к голосованию. В условиях идеологической неоднородности и использования властью психологических технологий манипулирования социумом актуальность темы...
11020. Влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка 159.43 KB
Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Роль отца в формировании личности ребенка. Эмпирическое исследование влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка...
13375. Психологическое развитие и особенности личности в подростковом возрасте 7.92 KB
Характерной чертой этого возраста является любознательность пытливость ума стремление к познанию и информации подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний но не обращая порой внимания что знания надо систематизировать. Как правило подростки направляют умственную деятельность на ту сферу которая больше всего их увлекает. Когда говорят что ребёнок взрослеет имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей причём как равноправного участника этой жизни. Все так же в семье к ребенку относятся...
101. Омонимы (homos – один) 7.67 KB
Классификация омонимов: Лексические собственно омонимы – слова имеющие одинаковую форму звучание написание но разные по лексическому значению. Полные лексические омонимы – слова которые совпадают во всех грамматических формах гриф – птица гриф – музыкальный инструмент гриф – печать гриф – штанга. Неполные частичные – слова принадлежащие к одной части речи но у которых система грамматических форм совпадает не полностью лук – овощ лук – оружие; зреть – спеть зреть видеть.