Свобода и вседозволенность. Падение оплота свободы

Свобода. Какой силой наполнено это слово, какую притягательность и власть оно имеет! Во имя свободы убивали и шли на смерть, поднимали восстания и сжигали себя заживо. Свободе ставили памятники и воспевали ее в стихах, делали знаменем борьбы и смыслом жизни. Ее же душили, ее запрещали, объявляли иллюзией и вредной философией.

В наказание за преступления лишают свободы, как самого дорого, что есть у человека, кроме самой жизни. Те, кто лишен свободы, ни о чем не мечтают так страстно, как о ней.

И в то же время свою свободу люди очень легко отдают тиранам и диктаторам всех мастей и рангов, меняя ее на относительно сытое и безопасное существование. Ничто в мире не требует столько ответственности, зрелости и силы, как свобода.

Что такое свобода?

Ничто в мире не определяется так разнообразно и противоречиво, как свобода. Причем в разные эпохи люди понимают под свободой разные вещи.

Однажды европейский путешественник посетил африканскую страну накануне ее освобождения от колониального господства. Все предвкушали скорую свободу и очень этому радовались. Когда же он спросил у одного человека, что для него означает свобода, то услышал в ответ, что это когда можно будет забыть о глупых правилах дорожного движения и не платить в общественном транспорте.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему почти всегда кажется, что родители дают ему слишком мало свободы, и поднимает бунт в различных формах. Но, получи он желаемое, избавься от опеки родителей, что с ним будет? Сможет ли он заработать себе на жизнь, сможет ли учиться? Мы знаем, что дети, бесконтрольно и свободно выросшие на улице, в большинстве случаев начинают вести асоциальный образ жизни.

Человек не может существовать вне общества себе подобных. А это означает, что он подчиняется различным законам, правилам и условностям. Он зависим от людей, и от него зависимы люди. Робинзон Крузо стал свободен от социальных рамок, и как же он мечтал снова оказаться в них! Но это литературный герой, а в реальности человек на необитаемом острове просто сходит с ума. Так что означает быть свободным?

Свобода духа

Христианство, пожалуй, единственная религия, которая заявляет о себе, что дарует свободу. Однако человек, далекий от христианства, считает, что быть христианином означает закабалить себя, подчиниться устаревшим заповедям и прихотям священников.

Ничто настолько не далеко от истины, как подобное представление! Христианство - вероучение свободы, поскольку в нем это понятие является одним из основополагающих. Об этом не раз говорится на страницах Нового Завета: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Но свобода, которую дает Господь, очень отличается от свободы в понимании революционеров, хиппи, консерваторов, вообще людей неверующих.
Как и почти все в мире, свобода является понятием парным, подразумевающим свою противоположность - рабство. Мы не сможем понять, какую свободу предлагает Бог, пока не выясним, чем является ее противоположность.

О рабстве много говорится в Писании. Стоит обратить внимание, что Новый Завет писался во времена античности, когда рабство было нормой жизни! Ни у кого тогда не вызывало сомнений, что это единственно возможный способ существования общества. И Писание учит, что рабы должны повиноваться своим господам от чистого сердца, по совести, а не из-за страха. Нигде в Библии мы не найдем призыва к поднятию восстания.

Но даже свободные люди в то время по нашим меркам свободными не были. Общество было очень структурировано. В Римской империи человек от рождения входил в состав семьи, рода, полиса, государства и всегда находился в отношениях жесткого подчинения: старшему в семье, роде, деревне, городе и так далее. Всюду царила жесткая иерархия, за пределы которой выйти было невозможно. Человек не мог выжить в том мире самостоятельно, как теперь, потому и не мыслил себя отдельно от своей социальной группы. Одним из самых страшных наказаний было изгнание из той социальной ячейки, к которой человек принадлежал. Если ему не удавалось присоединиться к другой семье, клану, цеху или гильдии, человек был обречен. О свободе же человека как индивидуума начали задумываться только в эпоху Возрождения.

От какого же рабства призывает освободиться Библия? Какую свободу дарует Христос? Эта свобода не имеет отношения к социальному и политическому положению человека в обществе. Бог освобождает от рабства греха: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6:17-18). Свобода, которую предлагает Христос, - это духовная свобода.

Свобода во Христе

Духовная свобода непроста для понимания, потому что человек, являясь существом телесным, имеет тенденцию смешивать духовное и плотское. Тем более что любые взаимоотношения, любые связи имеют и духовную подоплеку. Однако давайте попробуем разобраться.

Единственным истинно свободным существом и началом всякой свободы можно назвать только Бога. Он один не зависим ни от кого и имеет источник свободы в Самом Себе. Свои качества Господь отчасти передал и творению, в частности, человеку, созданному по образу и подобию Божьему. Одним из таких качеств является свобода. Но свобода человека имеет существенные отличия от свободы Бога.

Она обязательно подразумевает выбор, иначе о свободе и речи идти не может. Какой же выбор был у человека с момента его сотворения? Он мог выбирать между Богом и не-Богом, потому что иного выбора в духовном мире не существует. Человек осуществил этот выбор, избрав не-Бога, то есть зло, когда ослушался Божьего повеления в Эдемском саду. В результате он свободу потерял, стал рабом греха, познал принуждение, страдание и смерть. Осуществив на практике свою свободу, человек ее утратил, потому что сделал неправильный выбор. Дело в том, что только осознанное и добровольное подчинение Тому, Кто истинно и безусловно свободен, и есть настоящая свобода! Все остальное - это рабство греха. А грех действительно порабощает человека, это очень жестокий хозяин, который своего раба ненавидит и мечтает уничтожить.

С тех пор, как человек попал в это рабство, он потерял возможность выбора, потому что новый хозяин - грех - изменил природу человека, так что, как бы ни желал он поступать праведно, это не получается. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

Христос все изменил. Он открыл Путь на Небо, вновь ввел человека в непосредственное общение с Богом и даровал возможность выбора. Потому что всякий раскаявшийся в грехах верующий в Христа как в Спасителя человек, вступивший в завет с Богом через водное крещение, получает в результате духовного возрождения новую духовную природу, которая не подвержена рабству греха, и потому имеет возможность выбора, а значит, свободу.

Как удержать свободу

Однако получить духовную свободу - только начало. Дальше начинается тяжелая борьба за то, чтобы эту свободу удержать. Ведь свободному духом христианину приходится жить в несвободном грешном мире, желающим вновь поработить его. Но даже не это самое страшное. Намного тяжелее бороться с собственной плотью, которая стремится взять верх над духом. Но теперь возможно одержать победу! Ведь дух свободен, и человек больше не раб греха!

Апостол Павел сполна испытал все тяготы борьбы с искушениями и грехом. Он написал строки, которые напоминают крик о помощи: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:22-24). И сам же отвечает на этот вопрос: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:9-15).

Это пример проявления духовной свободы в действии. Свобода христианина и состоит в том, что он имеет право выбора: либо подчинить плоть духу, либо наоборот.

Здесь следует сделать уточнение и объяснить, что подразумевает Новый Завет под плотью. Ни в коем случае не стоит считать, что это только физическое тело или естественные потребности организма, осуществляемые дозволенным Богом способом. Плоть - это весь комплекс греховных устремлений, привычек и желаний, которые свойственны ветхой природе падшего человеческого существа.

Новый Завет неоднократно предупреждает о том, что духовной свободой необходимо распорядиться правильно. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). И далее апостол Павел перечисляет, что же такое дела плоти: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное».

Свобода - не вседозволенность

Как свобода может стать поводом ко всем этим перечисленным грехам? Может, если она понимается как вседозволенность, если не признаются авторитеты, если человек сам себя ставит мерилом праведности, игнорируя установленную Богом иерархию в Церкви, ее учение.

Христианин может впасть в обольщение, считая себя достаточно сильным и свободным, чтобы делать вещи, на первый взгляд, не греховные, но стоящие на грани дозволенного. Например, Библия нигде категорически не запрещает употребление спиртного, но христианин, считающий себя достаточно свободным, чтобы немного выпить вина во время праздника, очень близко подходит ко греху. И вполне может упасть или, что еще хуже, стать соблазном для других. Его свобода в этом случае станет поводом ко греху, ведь грань между правильным и дозволенным, дозволенным и нежелательным, нежелательным и запретным очень тонка и не стоит пытаться определить, насколько.

Бог уважает свободу человека и никогда не будет принуждать к чему-либо. Но злоупотребление свободой губительно. Бог наказывает грешника тем, что не препятствует избранному пути, на котором его ждут страдания как следствие неправильного выбора. Наградой праведника и правильного выбора будет жизнь вечная. Истинная свобода всегда делает правильный выбор.

Станислав БУЛАНОВ

Свобода – не вседозволенность

Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления – физического или психологического. Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующей улыбкой, которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодовалого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать отнесет его в постель. На самом деле ребенок все больше устает и возбуждается. Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность словами. В конце концов усталая и разочарованная мать хватает его на руки и тащит плачущего в постель. Одна молодая пара, считающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с вопросом, хорошо ли будет, если они установят в детской пожарную сигнализацию. Приведенные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не сочетается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же довольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям. Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антракте я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учеников Саммерхилла?» – «Велел бы ему заткнуться», – ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, – сказал мой друг, – потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действительно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, – сказала она, – я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естественна, – восхищенно прокомментировала мать. – Настоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка – разные вещи. Если трехлетний ребенок хочет пройтись по обеденному столу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухожу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.

На практике расхождение интересов между родителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зоя уважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумагами. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социальные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кричит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» – в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой мере связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла через период огромного интереса к моим очкам – она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы посмотреть, что это такое. Я не возражал, ни взглядом, ни голосом не показывал никакого беспокойства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала. Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие украшения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она постепенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами. Конечно, саморегуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собственном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупреждающе кричать в подобном случае. Здраво – без шума устранить опасность.

Обычный аргумент против свободы для детей таков: жизнь сурова, и мы обязаны так воспитать детей, чтобы они впоследствии к ней приспособились, – стало быть, должны их вышколить. Если мы позволим им делать все, что они хотят, как же дети когда-нибудь смогут работать под чьим-то началом? По силам ли им будет конкуренция с теми, кто приучен к дисциплине, в состоянии ли они когда-нибудь выработать самодисциплину?

Возражающие против предоставления детям свободы используют этот аргумент и не понимают, что исходят из ничем не обоснованного и никак не доказанного допущения: что ребенок не будет ни расти, ни развиваться, если только не заставлять его это делать. В то же время все 39 лет моего опыта в Саммерхилле опровергают данное допущение.

Свобода необходима ребенку потому, что только тогда он может расти естественным образом, т. е. хорошо. Я вижу плоды несвободы и подавления в тех новых учениках, которых ко мне переводят из приготовительных и монастырских школ. Эти дети – смесь неискренности с невероятной вежливостью и фальшивыми манерами.

Их реакция на свободу стремительна и предсказуема. Первую пару недель они открывают дверь перед учителями, обращаются ко мне «сэр» и тщательно умываются. Они смотрят на меня с «уважением», в котором прочитывается страх. Через несколько недель свободы они показывают себя истинных: становятся грубыми, неумытыми, утрачивают все свои манеры. Они делают все то, что раньше им запрещали: сквернословят, курят, ломают вещи, при этом сохраняют неискреннюю вежливость в глазах и в голосе.

На то, чтобы расстаться с неискренностью, у них уходит, по крайней мере, полгода. По истечении этого срока они утрачивают и притворную почтительность обращения к тем, кого считали властью. Всего через 6 месяцев они становятся естественными здоровыми детьми, которые говорят то, что думают, без смущения или грубости. Когда ребенок достаточно рано обретает свободу, ему не приходится проживать эту стадию неискренности или притворства. Именно абсолютная искренность учеников больше всего поражает посетителей Саммерхилла.

Возможно, самое большое открытие, которое мы сделали в Саммерхилле, – ребенок рождается искренним существом. Мы решили у себя в школе предоставить детей самим себе, чтобы узнать, каковы они на самом деле, – это единственно возможный способ обращения с детьми. Новаторская школа будущего должна будет двигаться именно таким путем, если захочет внести свой вклад в знание о детях и, что гораздо важнее, в счастье детей.

Я понимаю и принимаю как должное, что искренность порой создает неловкие ситуации. Например, недавно трехлетняя девчушка, посмотрев на нашего бородатого посетителя, сказала: «Что-то мне не нравится твое лицо». Посетитель оказался на высоте. «А мне твое нравится», – отпарировал он, и Мэри улыбнулась.

Я не стану агитировать за предоставление свободы детям. Полчаса, проведенные со свободным ребенком, убеждают лучше, чем целая книга аргументов. Увидеть – значит поверить.

Дать свободу – значит позволить ребенку жить своей собственной жизнью. Только и всего! Но убийственная привычка поучать, формировать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы.

Как ребенок реагирует на свободу? И смышленые, и не слишком сообразительные дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде. Это выражается в том, что они становятся все более искренними и доброжелательными и все менее агрессивными. Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии. Лишь один раз за 39 лет я видел в Саммерхилле драку, завершившуюся разбитыми носами. А ведь у нас всегда есть какой-нибудь маленький задира, потому что, какой бы свободной ни была школа, она не в силах полностью преодолеть влияние плохой семьи. Характер, приобретенный в первые месяцы или годы жизни, способен смягчиться в условиях свободы, но он никогда не изменится на противоположный. Главный враг свободы – страх. Если мы расскажем детям о сексе, не вырастут ли они распущенными? Если мы не будем подвергать пьесы цензуре, не восторжествует ли безнравственность?

Взрослые, которые боятся, что дети станут испорченными, на самом деле испорчены сами, аналогично тому, что именно люди с грязными мыслями требуют закрытых купальных костюмов. Если человека что-нибудь постоянно шокирует, то именно оно больше всего его интересует. Ханжа – это распутник, не имеющий мужества посмотреть в лицо своей обнаженной душе.

Учеников Саммерхилла нельзя шокировать не потому, что они погрязли в грехе. Они изжили свой интерес к шокирующим вещам и больше не нуждаются в них ни как в предметах для разговора, ни как в поводах для юмора.

Из книги Анти-Карнеги автора Шостром Эверетт Л.

Глава 7 СВОБОДА? СВОБОДА! И наконец, мы можем перейти к двум последним характеристикам актуализации - свободе и осознанию.Одним из наиболее распространенных предрассудков является мнение, что каждый человек имеет свои собственные, особые, определенные качества. Мы

автора Уингет Ларри

СВОБОДА Любовь - это свобода. Привязанность лишает нас любви. Привязанность - несовместима. Любовь совместима. Привязанность - это рабство. Привязанность предъявляет требования. Любовь ничего не требует. Дипак Чопра Забавно, что мы подошли к теме свободы как раз в

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

СВОБОДА Любовь – это свобода. Привязанность лишает нас любви. Привязанность – несовместима. Любовь совместима. Привязанность – это рабство. Привязанность предъявляет требования. Любовь ничего не требует. Дипак Чопра Забавно, что мы подошли к теме свободы как раз в

Из книги Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике автора Баскаков Владимир Юрьевич

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Вседозволенность = психотравма А в последние годы на моем горизонте все чаще появляются дошкольники, поведение которых поначалу наводит на самые печальные мысли - настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Хочется сходу направить их к психиатру, но я уже знаю,

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Свобода личности Свобода - это основной принцип, обязательное условие существования личности. Именно свобода отличает человеческое существо от животного, потому что человек обладает способностью разорвать прочную цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Гедонистическая вседозволенность Существует пара черт характера, неотделимых от ненасытного пристрастия к удовольствиям, - это избегание страданий и сопутствующая ему гедонистическая ориентация, характерная для личностей энеа-типа VII. Внутренне связана с этими

Из книги Как выйти замуж за богатого автора Волгина Ксения

Глава 22. «СВОБОДА, СВОБОДА И ЕЩЕ РАЗ СВОБОДА» Итак, если вы всерьез намерены вскоре стать женой преуспевающего и богатого мужчины, постарайтесь не разочаровать его в период, предшествующий этому. Иначе он просто-напросто покинет вас, не утруждая себя при этом какими-то

Из книги ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ автора Свирский Ефим

Упражнение № 9. Свобода и либерализация (фальшивая свобода) Вступление:Как на уровне любви существуют любовь и влюблённость, так и на уровне свободы у нас есть чувство настоящей свободы и чувство, которое на самом деле оказывается фальшивой свободой. Чувство

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Свобода Слова свой и свобода однокоренные, поэтому из слова свой можно увидеть значение слова свобода, которое вложили в него предки, создавая его.Когда люди свои? Когда они разделяют общие взгляды, стиль жизнь, традиции, обычаи. Представьте себе, что вы принадлежите к

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

Из книги Самое главное, чему стоит научить ребенка автора Федорова Дарья

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Свобода Эрих Фромм утверждал, что каждый человек активно старается избежать свободы (этот термин не следует путать с правом выбора и политическими свободами). Но чем же объяснить это бегство от свободы? Почему люди отказываются быть свободными? Фромм соглашался

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Либерализм не значит вседозволенность Такой либерализм иногда ошибочно интерпретируют как вседозволенность: однако это совершенно не так! Всякое поведение приемлемо только, если оно имеет глубинный смысл для конкретного человека. Внимание к модам, позициям как раз

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Свобода - не вседозволенность.

Саморегуляция ребенка противоположна внешней регуляции. Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления - физического или психологического.

Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующей улыбкой, которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодовалого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать отнесет его в постель. На самом деле ребенок все больше устает и возбуждается.

Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность словами. В конце концов усталая и разочарованная мать хватает его на руки и тащит плачущего в постель. Одна молодая пара, считающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с вопросом, хорошо ли будет, если они установят в детской пожарную сигнализацию.

Приведенные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не сочетается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же довольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям.

Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антракте я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учени­ков Саммерхилла?» - «Велел бы ему заткнуться», - ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, - сказал мой друг, - потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действительно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, - сказала она, - я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естественна, - восхищенно прокомментировала мать. - Настоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка - разные вещи.

Если трехлетний ребенок хочет пройтись по обеденному столу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухожу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.

На практике расхождение интересов между родителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зоя (моя дочь) уважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумагами. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социальные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кричит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» - в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой мере связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла через период огромного интереса к моим очкам - она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы посмотреть, что это такое. Я не возражал, ни взглядом, ни голосом не показывал никакого беспокойства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала.

Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие украшения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она постепенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами.

Конечно, саморегуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собственном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупреждающе кричать в подобном случае. Здраво - без шума устранить опасность.

Все новости
  • - Упражнения в вышивании на картоне (работа детей в Монтессори-группе)
  • - Осенние пальчиковые игры для детей (круг по системе Монтессори). Осенние развивающие игры для малышей от 1 года, "Дождик", "Дождь град и снег" и другие

  • - Полировка дерева в Монтессори - классе. Полировка дерева - одно из Упражнений Повседневной Жизни монтессори класса. Ребёнок достигает глубокой концентрации, появляется усидчивость, развивается координация рук и глаз, мелкая и крупная моторика, и, к тому же маленький человек обретает самостоятельность - учится сам ухаживать за пространством вокруг.

  • - Творческая работа с пластилином Времена года. Работа в Монтессори-среде

  • - Монтессори-педагогика в логопедии. Автоматизируем звук С в игре. "Математическая пицца" Составляем предложения: Это пицца с колбасой, с капустой, с перцем, с луком... На этом же материале можно отрабатывать категорию творительного падежа с предлогом, а также согласование существительных с числительными. Можно также построить ролевую игру в форме диалога, т.к. к пицце прилагается меню).

«Цель видящих – свобода» (КК, кн. 7)

Все люди жаждут свободы, но не знают, что это такое, путая ее с вседозволенностью, где все приобретается мановением палочек, однако если бы и могло так быть - «читерство» по опыту – быстро наскучивает. Но наскучивает им и кажущаяся непреодолимой закономерность Бытия. Человек сталкивается с жестоким выбором – скучать ли от того, что игра перестала интересовать или скучать от того, что у тебя нет тяму разобраться в параметрах игры.

Похоже, что многие болеют детским максимализмом, который выступает сразу против любых ограничений, без понимания последствий. Ограничения нужны. Чтобы вода не уходила в песок, и имела смысл своего существования (производила полезную работу), ей нужны ограничения в виде труб и заглушек. Мы с Вами тоже вода и обязаны произвести работу. Нас для этого создали. Но это одна сторона. А другая – в том, что именно эта полезная работа нам самим-то и нужна для развития. Часто видим, как небритые детишки бастуют то против труб, то против заглушек, то против вентилей, то против сгонов. И такие забастовки иногда приводят к дырам и неполадкам в системе, обессмысливая их же собственную жизнь. Лучше бастовать против дыр и неполадок, что означает – работать, как положено. Те, кто призывают к свободе, сами несвободны, более того, стремятся к несвободе, стараясь зачем-то стать заметными. Свобода – дело интимное, о нем не кричат и не призывают.

Если непонятна свобода, то можно решить задачу от противного: поскольку обычно у людей все вверх дном, то если обычный человек понимает свободу как вседозволенность (права), то необычный человек понимает свободу как ответственность (обязанности). Отсюда истинная свобода есть всеответственность. Применив правило целостности, получаем, что свобода есть равновесие прав и обязанностей. Хочешь больше прав – прояви больше ответственности.

Кто больше свободен – бомж или миллионер? Воин должен верить, что каждый бомж воплотил свою мечту о свободе: о том, чтобы не работать, а все необходимое иметь. Мечты сбываются. Свобода – вещь относительная, но намекает, что свободнее всех тот, кто занят любимым делом. Вы еще более свободны, если Вы можете полюбить любое дело или Ваша стратегия включает в себя творческое участие в любых делах – похоже на безупречность и вообще путь воина, не так ли?

Но если любовь к делу делает Вас свободным, и в то же время она является проводимым через Вас Духом, то очевидно, что свободой является абсолютное подчинение Высшему. Подчинение в данном случае – условие наивысшей проводимости любви, интереса, креатива. Например, «Нагваль, будучи проводником абстрактного, имеет возможность выражать его посредством своих действий» (КК, кн. 8) . Но следует понять, что чтобы проводить Дух, необязательно быть Нагвалем: «давным-давно был человек, обычный человек без особых свойств. Как и всякий иной, он был проводником духа» (КК, кн. 8).


Люди полагают, что чем меньше законов, тем свободнее, а некоторые из них даже надеются, что путь Знания уведет их туда, где Законов меньше, но настаиваю на том, что свобода зиждется на Законах. И чем дальше путь, тем выше Закон, и тем он строже. Свобода это ведь возможность, власть, а власть обязывает. Подобно тому что, президент страны не может позволить себе то, что позволяет себе всякий несвободный среднестатистический человек. Если ты свободен то и ответственен, а значит у тебя все меньше права на ошибку.

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Любое сказанное нами кому-либо слово, да просто присутствие! - ограничивает его свободу. Права каждого человека пересекаются с правами еще сотен людей. Эта давка и есть основное ограничение свободы. Каждый стремится покуситься на свободу другого, и эта взвешенная система представляет собой систему повышенного непрекращающегося давления, войны и агрессии. Человек может просто позволить всем быть свободными, подарив им свою свободу, но свободнее от этого он вряд ли станет, а будет сметен захватчиками. Здесь нужно плавно выйти из той системы, где все это происходит. Не быть там, перестать участвовать в переделе тех крох материи, за которые все бьются. Выйдя из области социальных распрей, можно контролируемо поддерживать необходимую связь с социумом, потому что без этого можно атрофировать необходимый социальный опыт.

Если мы хотим быть свободными, кроме того, чтобы научиться выходить из неписаных соглашений, следует также научиться давать свободу окружающим, и порой предоставить других самим себе. Иногда это значит - просто исчезнуть, но можно делать и иначе - так чтобы сказанные слова и присутствие не ограничивали бы свободу, а приближали бы человека к свободе.

Что же именно нам на самом деле нужно? Пойдем от обратного - нам не нужна абсолютная свобода, ибо нечем нам ее вкусить. Например, ум свободен «лепить» все, что пожелает, но это не приносит ему удовлетворения. Очевидно из-за того, что плоды ума – пустышки. Видимо нас интересует свобода создавать (и разрушать) нечто нефантомное, реальное, энергофактное, а это очевидно уровень от ФТ (физического тела) до ЭТ (энергетического тела). Диапазон в том, что ФТ, являясь некоей материальной частью ЭТ, может лишь перемещать и переформировать материю, ЭТ подразумевает уже возможность переводить энергетическое в материальное и обратно. Что это значит? Это, по сути, выражение перехода неорганического осознания в органическое и обратно. Так вот косвенно мы доказали что выражением высокой ступени свободы для человека является свободный выверт в дубль и обратно (ЦСС), а наивысшим – переход от состояния Двойника к Личности и обратно. «Он сказал мне, что собирается продемонстрировать практическое маневрирование вторым вниманием, и тут же превратился в светящееся яйцо» (КК, кн. 6).

Согласно дуальному мышлению - свобода заключается в выходе из несвободы, но это не есть свобода, а лишь переход на другую сторону несвободы - вседозволенность. Выйдя из несвободы, вы не получаете свободу. Вседозволенность – это потенциальная энергия системы, а несвобода – кинетическая. Они переходят одна в другую. Падать легко, подниматься трудно. В сумме = 0. Но свобода заключена не в этой системе координат, а над ней.

Свобода это третья точка, которая заключается в наличии выбора между вседозволенностью и несвободой, что проще всего понять как свободная несвобода+несвободная свобода. То есть, иметь выбор между небытием и бытием. Но в целом, если б не проблемы с памятью/энергией, каждое существо на земле уже имеет этот выбор на уровне осознавания Двойника. Получается что наша личностная несвобода это половина всей свободы Двойника. Вторая половина ее заключена в нашем осознании своей целостности при жизни. Если Человек в Бытии уравняется с Двойником в Небытии – он обретает полноценную свободу. Получается 3 стадии уравновешивания:

Уравновешивание решение и действий. Гармонизация Тоналя. Стать человеком.

Уравновешивание Тоналя и Нагуаля. Целостность самого себя. Маг, видящий.

Уравновешивание Бытия и Небытия. Полное осознание как обретение свободы.

Вседозволенность - это выходящее за рамки установленных общественно-политических норм поведение человека, не считающегося с правами других людей и чувствующего свою безнаказанность. Это действия, являющиеся выгодными исключительно для совершающей их особы, последствиями которых является умышленное либо бездумное причинение обиды и ущерба окружающим.

Свобода - это вседозволенность?

Иногда свобода понимается как вседозволенность. В действительности эти понятия, похожие по звучанию, несут совершенно разную смысловую нагрузку.

Свобода - необходимый элемент полноценной жизни, является неотъемлемой составляющей счастья каждого человека и незыблемой основой любого государства, управление которым основано на Свобода вероисповедания, слова, любви, совести, передвижения - именно эти критерии лежат в основе полноценной реализации индивидуума в обществе. Свобода, за которую воюют и которую завоевывают, начинается с маленьких личностных побед человека и заканчивается отстаиванием независимости целых государств.

Понятие свободы тесно сочетается с ответственностью (перед собой и обществом), которую каждый человек возлагает на себя в процессе совершения определенных поступков, понимая соизмеримость выполнения задуманного в рамках существующих ограничений. Жизнь в обществе приводит к сталкиванию свобод разных людей, что требует правильного, без ущерба для окружающих, приспосабливания. Важно понимать, что абсолютной свободы быть не может, так как человек постоянно зависит от каких - то обстоятельств (закон, права и свободы других людей, общественные ценности, взаимное уважение).

Примеры вседозволенности

Свобода заканчивается в тот момент, когда совершаемые действия затрагивают интересы других людей в негативном аспекте. То есть индивидуум слышит только себя, не считается со свободой других граждан и поступает исключительно в выгоду своим интересам.

Именно в этот миг его свобода перерастает во вседозволенность, которая страшна тем, что ведет к анархии. Каждый должен четко представлять и понимать, чем опасна вседозволенность. Ярким примером тому может послужить Французская революция, когда естественная идея прав воспринималась человеком в неверном контексте, что в конечном итоге привело к полнейшей диктатуре.

Вседозволенность - это исключительно отрицательная категория, несущая разрушение, боль и смерть, нашла свое проявление в умах определенных политических деятелей и привела к страшным событиям в мире в целом. ХХ век запомнился чудовищными идеями Гитлера и Сталина, унесшими жизни многих миллионов людей.

Вседозволенность закладывается в детстве?

Зачастую вседозволенность (синонимы - «всепозволительность», «беспредел», «беспредельщина», «всенипочёмство») в человека закладывается с детских лет, когда ребенок, не зная отказа ни в чем, получает желаемое легко и в полном объеме. Именно эта легкость исполнения желаний обуславливает их бездумный рост по мере взросления особы.

Часто в школьной и семейной практике, где провозглашается свободное воспитание, имеет место и вседозволенность, как принцип самовыражения ребенка и невмешательства в естественный процесс его приспосабливания к обществу. Разрешенная в качестве разового эксперимента вседозволенность - это тактический ход педагога в процессе воспитания и обучения; но чаще всего учителя и родители идут на поводу у детей, позволяя им вольности, которые причиняют вред самим же детям, порождая их конфликт с окружающим миром и развивая в них особенный вид эгоизма - деспотизм.

Ребенок довольно быстро понимает, каким способом ему добиться желаемого, орудием осуществления которого становятся крик, слезы, истерика.

Не дать проявиться вседозволенности

У истоков вседозволенности стоит беспричинный страх всего окружающего мира и самого себя, что вынуждает человека не только обороняться, но и нападать.

Сильная и уверенная в себе личность никогда не воспрепятствует свободе другого человека. Самая опасная вседозволенность - это моральная, подтачивающая личность изнутри и не столь явно проявляющаяся. Как нельзя лучше человеческую жизнь характеризует христианская сущность и 10 заповедей, лежащие в основе любого права и закона:

Не дать проявиться вседозволенности способны:

  • совесть;
  • нравственность, привитая в семье с рождения;
  • традиции, передаваемые из века в век поколениями;
  • родителей, ставящих в пример свою жизнь и поступки.