Парцелляция примеры в русском языке. Примеры парцелляции

Парцелляция

(от франц. parcelle – частица) – стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. Фраза, в которой реализуется структурно господствующая часть предложения, называется базовой (основной); фраза, в которой реализуется структурно зависимая часть предложения (отчленяемая часть), называется парцеллятом. Базовая часть и парцеллят (парцелляты) образуют парцеллированную конструкцию. Напр.:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В данной парцеллированной конструкции базовая часть – "Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих" , парцелляты – "Играя по своей собственной первоочередной системе", "Плача настоящими слезами, не глицериновыми", "Истекая не клюквенным соком", "Никому не подражая", "Ничего не имитируя" .

С точки зрения актуального членения предложения (см.) П. представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, т.е. средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).

В письменной речи между расчленяемыми частями предложения ставится пунктуационный знак конца предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). Напр.:

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "я" (Ю. Азаров); Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин); Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев); Но все бросаю, все… Сейчас будем пить чай… С конфетами! (А. Приставкин).

П. может также оформляться при помощи точки с запятой, тире, скобок. Напр.:

Все-таки люди сходятся, именно что вот сходные – похожие, общие там, внутри себя, по своему строю. А они с ним были куда как несхожи… Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно (А. Курчаткин); Он чувствовал себя необходимой деталью мирозданья – в какой-то мере, естественно. Потому что масштабы не имеют значения (М. Чулаки); Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть (Труд, 12 февр. 1998 г.).

Случаи подобного пунктуационного оформления П. не являются частотными.

Возможно написание парцеллята как с прописной, так и (значительно реже) со строчной буквы, напр.:

– …Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! (Южно-Сибирский вестник, 15 окт. 1994 г.).

Можно встретить размещение базовой части парцеллированной конструкции и парцеллята (парцеллятов) в разных абзацах. Напр.:

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша (А. Солженицын);

А сейчас этот жанр… политическая острота, сатирическое мышление, умный юмор настолько нужны и любимы, что когда меня один министр спросил: "Чем вы так быстро берете публику?"

В лингвистической литературе можно встретить обозначение одних и тех же речевых фактов то термином "парцелляция", то термином "присоединение". Однако их не следует смешивать, так как присоединение – это грамматическая категория, обладающая собственным грамматическим значением (значением добавочного сообщения) и собственной грамматической формой (специальными союзами, союзными речениями, интонацией). Причем П. может "накладываться" на присоединительные отношения и усиливать их. Напр.:

О чем же новое произведение? Я не могу пересказать. Да и не надо этого делать (Лит. газета, 30 апр. 1995 г.); Надежды на новые перемены враз улетучились от новых, более высоких, цен на все молочные продукты. Причем "новизна" эта оказалась довольно внушительной – где-то процентов на 25–30 (Хакасия, 9 января 1997 г.).

П. может осуществляться не только в простых, но и сложных предложениях разных структурно-семантических типов (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Напр.:

Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака (Комсомольская правда, 4–9 янв. 1998 г.); У банды Малахова было три полных комплекта милицейского оборудования. Еще у них были наручники. Настоящие. Которые в свободной продаже не появляются. Но которые по сходной цене на токарном станке смастерит любой работяга (зарплату ведь на заводах не платят) (АиФ, 6 марта 1998 г.); Жили-были на свете три брата. Один работал лаборантом-технологом. Другой – электромонтажником (Известия, 15 августа 1970 г.).

Прием П. используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием конкретных стилистических функций он представлен в текстах художественных и публицистических. Так, в следующих примерах из худож. прозы П. используется в изобразительных целях:

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы.

Положил руку на трубку.

Взял ее.

– Саша. Соедини с Хабалыгиным (А. Солженицын) (изобразительный эффект "замедленного кадра");

Ребятам так и сказали: хотите, мол, нажраться, поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали (А. Приставкин) (выделение наиболее существенных деталей общей картины).

П. часто вступает в конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими приемами, усиливая их прагматический (воздействующий) потенциал. Напр.:

Вскоре на манеже появилась русая циркачка в слюдяном шарфе. И в воздух. По лестнице, опущенной пилотом. На лету. Без страховки. Кокетливо помахивая узкой ладошкой (Н. Воронов).

В приведенном примере П. взаимодействует с эллипсисом, выполняя функцию выделения наиболее важных элементов общей картины, способствующих большей наглядности образа. Ср.: …появилась русая циркачка в слюдяном шарфе и поднялась в воздух по лестнице, опущенной пилотом…

Редко встречается слоговая П., которая осуществляется в предложении, состоящем из одного слова. Напр.:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та (В. Набоков).

Лит. : Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М., 1977; Сковородников А.П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – Филол. науки. – 1978. – №1; Его же: О функциях парцелляции в современном русском литературном языке. – РЯШ . – 1980. – №5; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981; Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 1979; Библиографический указатель по вопросам присоединения, парцеллирования и сложного синтаксического целого. – Самарканд, 1987; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

Г.А. Копнина


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парцелляция" в других словарях:

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    парцелляция - и, ж. parceller. 1. Дробление земли на мелкие участки. Мобилизация земли в нашей округе происходила в двух противоположных направлениях в направлении парцелляции, при переходе земли к крестьянам, и в направлении концентрации, при скупке земель… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, парцелляции, мн. нет, жен. (экон., с. х.). Действие по гл. парцеллировать. Парцелляция землевладения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    парцелляция - парцеллирование, дробление, разбивка Словарь русских синонимов. парцелляция сущ., кол во синонимов: 4 дробление (29) … Словарь синонимов

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя » – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы.

Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.

Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.

Примеры :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! » – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин » – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры :

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно » – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть » – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! » – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака » – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Во множестве терминов, используемых в языкознании, путаются не только школьники, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, но и студенты филологических факультетов. Частый недочет – это нахождение парцелляции в отрывке, предложенном для анализа. Парцелляция – слово красивое, и явление обозначает, на первый взгляд, вроде бы простое, но, увы и ах, ошибок в определении обычно бывает немало.

Парцелляция – это, как правило, два предложения. Одно из них считается базовым, из него и рождается второе предложение. Если первое всегда двусоставное, то есть оно имеет и подлежащее, и сказуемое, то второе представляет собой только односоставное. В качестве примера разберем такое предложение:

Я очень люблю этого человека и не могу без него жить. Очень люблю. Именно этого человека. Жить не могу. Совсем не могу. Без него не могу.

В первом предложении, как и было указано выше, есть подлежащее «Я» и сказуемое «люблю и не могу жить». Смысл парцеллята - следующих четырех предложений - понятен и без главных членов.

Для чего понадобилась парцелляция в этой синтаксической конструкции? Во-первых, говорящий выделил то, что посчитал самым важным. Во-вторых, читатель или слушатель без труда определил его манеру говорить. Что еще можно выразить парцеллированной синтаксической конструкцией? Изобразительная функция поможет показать речь так, как опытный оператор, снимая кино, показывает в замедленной съемке полет пули. Это поможет усилить эффект длительности быстрого действия. Эмоционально-выделительная функция сделает деталь более выпуклой, чтобы показать именно ее в общей картине. А можно показать и контраст, усилив его парцеллятом.

Вот оказывается, какая важная персона этот прием - оружие экспрессивного синтаксиса. Отличное средство, чтобы показать, как нарастают эмоции и внутреннее состояние говорящего. Нужно усилить эмоциональность высказывания? Применяем парцеллят. Не нужна эмоция? Важнее скрытая оценка? И снова парцеллят придет на помощь. Красоты и полноты владения речью говорящий здесь, конечно, не продемонстрирует, но мысль и чувства передаст, несмотря на явную склонность парцеллятов к телеграфному стилю.

Собственно, само слово «парцелляция» так и переводится с французского «parceller» на русский язык, как «делить на части» или можно сказать «дробить». Ставим точки между отдельными словами или словосочетаниями в предложении, а для большей выразительности можно и восклицательные знаки использовать и получаем парцеллированную конструкцию. Поэты и прозаики охотно используют этот прием в своих произведениях, добавляя бессоюзие или многосоюзие.

Прием, называемый «асиндетон» (бессоюзие) нужен для того, чтобы показать, как быстро, а лучше сказать, стремительно меняются изображаемые события. В таких предложениях нет лишних слов, показаны одни только действующие лица или действия, которые эти лица производят. Помните «Полтаву» А. С. Пушкина? Рассмотрим знаменитые строчки с точки зрения нахождения в них приема парцелляции с бессоюзием.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Картина получилась выпуклая, и для придания ей выразительности не нужны прилагательные и наречия. Читателю все предельно ясно, и картина представляется очень образной: страшный и безжалостный бой, несущий смерть!

Намеренное использование лишних союзов в предложении, то есть многосоюзие называется полисиндетон. Этот прием позволяет выделить, как-то обособить каждое слово, а вместе с ним и образ.

Я и кричала, и плакала, и на колени вставала – ничего не помогло. И ушел. И не позвонил. И не позвонит. И надеяться не на что.

Что сюда можно добавить? Пожалуй, нечего, потому картина отчаяния покинутой женщины, составленная из отдельных фрагментов, стоит перед глазами.

Знаете, с чем обычно сравнивают парцелляцию? Ни за что не догадаетесь! С картинами Пикассо! Та же расчлененность общего на части, и та же экспрессия в каждом фрагменте. Настоящий кубизм! Красиво, не правда ли? И абсолютно точно, с точки зрения определения термина «парцелляция».

В связи с введением в практику единого государственного экзамена по русскому языку назрела необходимость более подробно остановиться на отдельных вопросах орфографии и синтаксиса, в частности на проблеме выделения в текстах парцеллированных конструкций, выявления их стилистической роли в текстах разной стилевой принадлежности. Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10-11 классов эта тема не представлена, можно найти материал только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и там он носит рекомендательный характер, не представлены упражнения по теме.

Урок в 11 классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности. Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для боле качественной подготовки выпускников необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи. Активное привлечение старшеклассников на этапе подготовки к уроку, использование информационной технологии при изучении данной темы делает процесс обучения более мотивированным и привлекательным. Сочетание на уроке теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.

Цель урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

Задачи:

ХОД УРОКА

I этап урока. Вступительное слово учителя

Обратите внимание на тему урока. Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложении и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств выразительности речи через синтаксис.

II этап урока. Реализация домашнего задания. (Задания были даны индивидуально и по группам с учётом интересов и способностей учащихся).

1. История вопроса (1 ученик)

«Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В.В.Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Идеи В.В.Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцелляция, сегментация, лексический повтор, с синтаксическим распространением, номинативные предложения и прочее. Это были работы Е. А. Иванчиковой, А.С.Попова, К.А.Роговой, А.П.Сковородникова. С тех пор парцелляция была описана во многих аспектах, немало сделано и для установления продуктивности отдельных парцеллированных структур и их роли в разных стилях и жанрах речи.»

2. Выступление группы «лингвистов» со слайдовой презентацией «Что такое парцелляция?» (Приложение 1 )

III этап урока. Самостоятельная работа

Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.

По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что он чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.

Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.

Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами, травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать привычную – весёлую жизнь.

После проверки полученных вариантов ответов необходимо подвести итог: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано. Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили писатели и поэты.

IV этап урока. Выступление группы «литературоведов»

1 ученик: «Первым периодом внедрения парцелляции в литературную речь по праву можно считать конец 19 начало 20 века – эпоху появления авангардной литературы. (Например, творчество В.В. Маяковского, М. Цветаевой.) С модернизмом в начале века в язык художественной литературы пришло желание «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, симметричную логику».

Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?

(В.В.Маяковский)

2 ученик: «Вторым этапом можно считать использование парцелляции в художественной литературе 60-70-х годов, причём не только авторами авангардной молодёжной прозы, но и ориентированными на традицию и классику «деревенщиками», почвенниками 20 века – В. Астафьевым, В. Распутиным, Ф. Абрамовым, В. Шукшиным. Широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи. Например, «А городской старик смотрел на него. Внимательно, Грустно.»
Новый всплеск в этом процессе произошёл в перестроечные времена. Бунтарство, анархизм, бессистемность проявились в беспрецедентном расшатывании норм языка. На смену единообразному соцреализму приходит многоликий постмодернизм. Ярким примером может служить творчество С. Довлатова. У этого писателя есть излюбленные средства экспрессивного синтаксиса: номинативные цепочки, парцелляции, вставные конструкции.

(В качестве домашнего задания ученикам предлагается подыскать примеры использования парцелляции в произведениях этого писателя)

V этап урока. «Проба пера…» – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции. Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» (Приложение 2) На доске записан пример: «Витамины для больных диабетом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их в аптеках вашего города!»

После выполнения этого задания зачитываются наиболее удачные работы, исправляются неточности в использовании приёма парцелляции, даются рекомендации.

VI этап урока. Выводы:

  • Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
  • С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
  • Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
  • Именно в синтаксисе в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»

Приложение 2

Карточка-информатор

  1. Рекламное объявление имеет свою структуру: рекламный лозунг, аргументирующий текст, сведенья – адрес, средства связи, условия поставки.
  2. Реклама должна быть краткой, ведь потребитель способен запомнить немногое.
  3. Сообщение о достоинствах товара необходимо показать так, чтобы это было привлекательно.
  4. Помните, что парцеллированные конструкции помогут выделить главную информацию, выбрать доверительный тон с потенциальным покупателем.

Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.

Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:

  • Анафора;
  • Градация;
  • Гипербола;
  • Инверсия;
  • Ирония;
  • Литота;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос;
  • Сравнение;
  • Синекдоха;
  • Эпифора;
  • Эллипсис .

Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.

Парцелляция - синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Строение парцелляции

Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.

Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:

«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.

Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент , вложить новый смысл в звучание предложения.

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

«Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…» (А. Фет.)

«Били копыта. Пели будто:

— Груб…»

«Что ж, выходите.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс покойника…»

«Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне — наплевать!

Я — хороший…»

«Приду в четыре,» — сказала Мария.

Десять…»

(В. Маяковский.)

«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»

«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)

«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»