Второй летний институт по богословию и науке. Проведение летнего студенческого лагеря пстби и пстгу

Московский летний богословский институт (МЛБИ)


Летний институт по богословию и науке (ЛИБН)

Программа дополнительного профессионального образованияпо направлению «Теология»

Летние богословские институты - образовательный проект ББИ, имеющий целью повышение уровня знаний участников в области богословия, а также развитие диалога между богословием и другими дисциплинами.



Участники. В проекте могут принять участие студенты и выпускники духовных и светских высших учебных заведений, аспиранты, преподаватели школ и вузов, а также все, кто желает расширить свои знания в области богословия и религиоведения.


Формат. В подаваемой заявке кандидат выбирает один из летних институтов, МЛБИ или ЛИБН. Занятия проходят в две сессии по 5 дней (4-5 пар в день). Лекции и семинары проводят лучшие преподаватели ББИ и других вузов, в том числе зарубежных. Посещение слушателями всех занятий обязательно.

Лекционные курсы. Слушателям предлагаются курсы по следующим темам.


МЛБИ


* Богословие Нового Завета


* Экзегетика Ветхого Завета


* Философия религии


* Русская религиозная философия


* Богословие творения


* Богословие иконы


* Христианство в современном мире


* Биоэтика


ЛИБН


* Космология и богословие


* Философские аспекты диалога науки и богословия


* Вера и знание в русской философии


* Биоэтика


* Богословие культуры


* Богословие Нового Завета


Уровни обучения. МЛБИ и ЛИБН включают в себя три уровня.

Первый (базовый) уровень является обязательным для всех участников. Он предполагает прослушивание предлагаемых в рамках МЛБИ или ЛИБН лекционных курсов, участие в семинарских занятиях и написание итоговых тестов. По результатам тестов выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается удостоверение о повышении квалификации. В сертификате и свидетельстве указываются прослушанные курсы, общее количество затраченного на обучение времени (108 часа, 3 кредита).

Второй (продвинутый) уровень предназначен для тех, кто хочет более основательно освоить одну из прослушанных в рамках базового курса дисциплин. Это предполагает предварительную подготовку к лекциям и семинарам, более интенсивную работу в ходе МЛБИ/ЛИБН, а также специализацию по одной из тем по окончании МЛБИ/ЛИБН.


Для более успешного усвоения лекционного материала и активного участия в семинарах и дискуссиях участникам за месяц до начала занятий высылаются материалы для подготовки и вопросы к семинарам; изучив эти материалы, участники дают письменные ответы на предложенные вопросы и высылают их организаторам по электронной почте до начала МЛБИ/ЛИБН. Ответы оцениваются преподавателями МЛБИ/ЛИБН и используются самими участниками в ходе семинарских занятий.


Во время МЛБИ/ЛИБН участники выбирают заинтересовавшую их тему в рамках одного из лекционных курсов и согласовывают ее с преподавателем. Затем, по возвращении домой, они в течение трех месяцев самостоятельно изучают дополнительную литературу по данной теме и пишут итоговую квалификационную работу (эссе), которая отправляется в ББИ и оценивается преподавателями. В случае положительной оценки участнику проекта выдается сертификат или удостоверение второго уровня, в котором указывается общее количество времени, затраченного на предварительную подготовку, на обучение в МЛБИ/ЛИБН и на написание эссе (180 часов, 5 кредитов).


Итоговая квалификационная работа (эссе) .


Итоговое эссе должно представлять собой основательное рассмотрение выбранной темы, выполненное на хорошем академическом уровне и с использованием соответствующей современной научной литературы. По своему уровню эссе должно соответствовать курсовой работе в вузах (ссылка).


Третий уровень (профессиональная переподготовка) означает либо прохождение как МЛБИ, так и ЛИБН на первом и втором уровне (т.е. участие в обоих летних институтах в разные годы), либо прохождение одного из летних институтов и курса дистанционного обучения в ББИ. В этом случае лицам с высшим образованием выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Программа МЛБИ

Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Богословие Нового Завета

А. С. Десницкий Экзегетика Ветхого Завета

Г. Б. Гутнер Философия религии

А. В Нестерук Богословие творения (космология)

А. А. Шевченко Введение в биоэтику

И.К. Языкова Богословие иконы

Т. Оболевич Русская религиозная философия

О. В. Куропаткина Христианство в современном мире

Программа ЛИБН

Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Богословие Нового Завета

Г. Б. Гутнер Философские аспекты диалога науки и богословия

А. В Нестерук Космология и богословие

А. А. Шевченко Введение в биоэтику

И.К. Языкова Богословие культуры

Т. Оболевич Вера и знание в русской философии

Библейско-богословский Иститут святого апостола Андрея

Предыстория

Летний институт по богословию и
науке продолжает уже прочно установившуюся в ББИ традицию регулярного проведения
Летних богословских институтов (ЛБИ), в ходе которых студенты и выпускники
богословских учебных заведений, преподаватели религиозных дисциплин, журналисты
и многие другие получают уникальную возможность познакомиться с результатами
современных исследований в области богословия, библеистики, церковной истории и
прочих богословских дисциплин. Начиная с 1999 г., ЛБИ проводился 12 раз в
Беларуси, на Украине и в России и оказался чрезвычайно эффективной формой
повышения уровня богословских знаний участников. В 2005 г. впервые был проведен
специализированный Летний институт, целиком посвященный проблемам взаимодействия
богословия и науки. Новый опыт оказался весьма успешным, и в 2006 г. ББИ
организует II Летний институт по богословию и науке, который пройдет с 14 по 26
августа в Москве.

Концептуальные основы
диалога

Летний институт по богословию и науке (ЛИБН) проводится
в рамках осуществления образовательной части проекта «Развитие диалога религии и
науки в России и СНГ на академическом, образовательном и информационном
уровнях». В данном проекте диалог между богословием и наукой рассматривается как
многостороннее взаимодействие двух сфер единой интеллектуально-духовной
деятельности человека (что следует основному направлению в русской
богословско-философской традиции, заданному Владимиром Соловьевым и другими
мыслителями Серебряного века). Такое понимание предполагает в то же время четкое
осознание специфики как научной, так и богословской деятельности, что позволяет
исключить всякую попытку навязывания одной из сторон присущих ей принципов
другой стороне. Именно поэтому ключевым в данном случае является слово диалог,
подразумевающее атмосферу открытости и уважения к мнению оппонента. При этом
стремление избежать упрощенных решений и поспешных выводов диктует необходимость
поддержания высокого научного уровня дискуссии, что может быть достигнуто
посредством привлечения ведущих богословов, философов и ученых, заинтересованных
в установлении активного и плодотворного диалога. Однако не менее важным
является вовлечение в диалог начинающих исследователей, педагогов,
представителей СМИ и просто интересующихся данными вопросами, поскольку проблема
отношений между религиозным и научным мировоззрениями в той или иной мере
затрагивает сегодня практически каждого. При этом значительная часть конфликтов
в этой области связана с укоренившимися в сознании многих людей представлениями
о неизменном противостоянии религиозной и научной сфер, а также с недостатком
информации о современном состоянии диалога между богословием и наукой. Именно в
преодолении упомянутых выше шаблонов, а также в ознакомлении с результатами
активно ведущихся на Западе исследований в сфере взаимодействия богословия и
науки и заключается основная цель ЛИБН.

Цели и
аудитория

ЛИБН ориентирован на две основные категории
слушателей: 1) тех, кто имеет базовое богословские образование и желает
познакомиться с достижениями современной науки и влиянием последней на различные
аспекты современного богословия; 2) тех, кто имеет естественнонаучное или
небогословское гуманитарное образование и желает познакомиться с современной
богословской мыслью и теми возможностями, которые она предоставляет ученому при
осмыслении своей деятельности в общемировоззренческом контексте. Программа
института рассчитана на студентов старших курсов и выпускников вузов, семинарий
и академий, преподавателей естественнонаучных, гуманитарных и богословских
дисциплин, врачей, журналистов, а также всех, кто заинтересован в установлении
серьезного диалога между богословием и наукой.

Описание

Продолжительность и тематика. ЛИБН
представляет собой двухнедельную программу интенсивных курсов по ключевым темам,
связанным с проблемами диалога между богословием и наукой. Тематика курсов
включает вопросы взаимодействия богословия как с естественнонаучными, так и с
гуманитарными дисциплинами.

Предполагаются следующие темы
курсов:

Основные концепции современного естествознания и их
богословское осмысление;
- христианские основания европейской науки;
-
прикладная наука и христианская этика: экология, биоэтика и др. проблемы;
-
богословие культуры;
- философские аспекты диалога богословия и науки;
-
личность как научная и богословская проблема;
- богословие истории.

В
течение двух недель участникам ЛИБН предстоит прослушать 6-7 лекционных курсов
(по 6-8 академических часов в день), а также принять активное участие в ряде
семинаров и круглых столов, посвященных обсуждаемым в лекциях проблемам.

Лекции. Для чтения лекций приглашены ведущие российские
и зарубежные специалисты по вопросам диалога богословия и науки. Ограниченное
количество отведенных на лекционные курсы часов предполагает высокую
информативную насыщенность преподаваемого материала, в связи с чем от участников
требуется обязательное посещение всех лекций. Дополнительную информацию об
обсуждаемых в лекциях проблемах участники ЛИБН смогут почерпнуть в изданиях ББИ
серии «Богословие и наука», которые можно будет приобрести со значительными
скидками (см. ниже).

Дискуссии. Дискуссионному аспекту
ЛИБН придается особое значение, поскольку диалог богословия и науки находится на
этапе становления и от участников ЛИБН ожидается не столько пассивное усвоение
«наработанного» материала, сколько активное личное участие в обсуждении
«горячих» проблем диалога. Дискуссии будут проходить под руководством
преподавателей, читающих лекционные курсы, либо других специалистов по вопросам
диалога богословия и науки. Участники ЛИБН должны уметь вести научную дискуссию,
т.е. грамотно излагать и аргументировать свою точку зрения. Недопустимы
неуважительные выпады в адрес оппонента.

Итоги. По
прослушанным курсам участники ЛИБН сдают зачеты (с оценкой или без таковой, в
зависимости от курса). Работа участников ЛИБН оценивается также на основании их
активности в ходе семинарских занятий и круглых столов. По результатам итоговой
аттестации выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается
свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Участие, оплата, проезд, регистрация

Желающие
пройти обучение в ЛИБН должны заполнить href="http://standrews.ru/private/standrews/prices/reg_form_SITS-2006.doc" target="_blank">анкету
участника
и прислать ее в ББИ (по электронной почте, по обычной почте или по
факсу) не позднее 1 июля 2006 года (в теме электронного письма
необходимо сделать пометку «ЛИБН»). Из подавших анкеты на конкурсной основе
отбираются участники ЛИБН. Количество мест ограничено; приславшие анкеты раньше
пользуются преимуществом. Подробное расписание занятий будет выслано слушателям
дополнительно, после получения анкет и проведения конкурса на участие в ЛИБН.
Результаты конкурса будут известны после 15 июля 2006 года и
сообщены всем приславшим анкету. Анкеты можно найти на сайте ББИ .

Первый БЛБИ (1999 г) был организован в Белоруссии по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Двухнедельные семинары проводятся на турбазе на берегу жемчужины Беларуси озера Нарочь. Устроителем Белорусской летней богословской школы для молодежи является Христианский образовательный центр имени святых Кирилла и Мефодия

Первый Московский ЛБИ состоялся в августе 2002 года. Адрес проведения: Истринский район, деревня Горки. Стипендии участникам МЛБИ предназначены преимущественно для студентов очных отделений духовных семинарий и академий.

В 2003 году ЛБИ по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира был организован на базе Киевской духовной семинарии в Киево-Печерской Лавре.(КЛБИ). Так на первом киевском летнем институте украинские модернисты обсуждали библеистику (Ю.А. Вестель «Библейская экзегетика»), о христианском понимании истории (С.Б. Крымский «Богословие истории»).

Московский летний богословский институт (МЛБИ) и Летний институт по межконфессиональному и межрелигиозному диалогу (ЛИД) включают в себя три уровня.

Первый (базовый) уровень является обязательным для всех участников. Он включает прослушивание предлагаемых в рамках МЛБИ или ЛИД лекционных курсов, участие в семинарских занятиях и написание итоговых тестов. По результатам тестов выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается удостоверение о повышении квалификации.

Второй (продвинутый) уровень предназначен для тех, кто хочет более основательно освоить одну из прослушанных в рамках базового курса дисциплин. Это предполагает предварительную подготовку к лекциям и семинарам, более интенсивную работу в ходе МЛБИ/ЛИД, а также специализацию по одной из тем по окончании МЛБИ/ЛИД.

Третий уровень (профессиональная переподготовка) означает либо прохождение на двух уровнях как МЛБИ, так и ЛИД (т.е. участие в обоих летних институтах в разные годы), либо прохождение на двух уровнях одного из летних институтов и прохождение курса дистанционного обучения в ББИ. В этом случае лицам с высшим образованием выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Программа МЛБИ предполагает проведение занятий по следующим предметам:

  • Богословие Нового Завета
  • Философия религии
  • Экзегетика Ветхого Завета
  • Богословие эволюции
  • Религия в современном мире
  • Наука и богословие
  • Богословие культуры
  • Современное западное богословие
история 1999 КЛБИ-2012

Лейтмотивом Киевского ЛБИ-2012 звучала тема Свидетельства, составляющего основу христианской жизни. В качестве преподавателей были приглашены экуменисты из разных стран мира: США, Франции, Италии, Болгарии, России, Украины, Белоруссии.

Темы занятий были представлены самые различные, были здесь лекции (А. О. Баумейстер, Украина) и круглый стол, посвященный проблеме секуляризации, лекции по богословию псалмов (П. Валлиер, США), по проблеме апостольского свидетельства и предания (о. Дидье Берте, Франция), по теоэстетике (А. С. Филоненко, Украина), по творчеству М. Бахтина (С. Сини, Италия), по проблеме свидетельства в контексте «устной истории» (И. В. Голубович, Украина), по истории итальянских христианских реликвий (зав. культурными инициативами патриаршего подворья в Бари М. Талалай, Италия) и многим другим проблемам.

Ощущалась и очевидная преемственность с институтом 2011 года. В частности тема КЛБИ 2011 года - детство – была своеобразным образом продолжена в лекциях протоиерея Петра Коломейцева (Россия) и Валентина Кожухарова (Болгария; правда, несколько в ином контексте – в русле проблематики христианкой психологии и педагогики).

В 2012 году в полной мере была реализована идея епископа Илария (Шишковского), который также принимал участие в работе Института, о необходимости сотрудничества мира Церкви и мира искусства, озвученная на прошлогоднем «круглом столе». Принцип такого симбиоза осуществлялся здесь и ранее – воплощением его были, например, вечера поэзии Дмитрия Строцева, Вениамина Блаженного, концерт кобзарской музыки и т.д.

Состоялось празднование юбилея одного из вдохновителей и «отцов-основателей» института Константина Борисовича Сигова. И юбилея уже ставшего верным другом КЛБИ и постоянным его преподавателем, директора Парижской семинарии о. Дидье Берте, а также главного юбилея – 10-й годовщины основания самого КЛБИ, празднование которой было организовано устроителями проекта с особым размахом. Были здесь и фейерверк, и шумные народные танцы с песнями в исполнении неподражаемых «Божичей», и праздничный торт, запуск в небо китайских фонариков и, конечно, песни у костра (а прыжков через костер не было? - ред.)

МЛБИ-2013 ЛБИ-2013 БЛБИ-2014

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ушедшего на покой Белорусского митрополита Филарета (Вахромеева) на этом посту сменил Рязанский митрополит Павел, который первым делом пресек экуменическую деятельность Христианского образовательного центра имени Кирилла и Мефодия - на котором держались в значительной степени сначала теологический факультет ЕГУ, а потом и Институт теологии БГУ, Кирилло-Мефодьевские чтения и Летние Богословские институты. После того как митрополит Павел уволил создателя и многолетнего руководителя МХОЦ Григория Довгялло, поставив на его место молодого священника, МХОЦ, как организация, сошел со сцены.

В конце июня-начале июля 2014 года формат занятий в Летнем богословском институте в корне изменился. В этом году Институт был впервые организован на базе Минской духовной семинарии, расположенной в древнем Свято-Успенском Жировичском монастыре. 12 представителей Бобруйской епархии приняли участие в работе института. Представители инославных конфессий, а также плеяда преподавателей из числа С-Петербургских священников-модернистов вроде оо. Федорова, Митрофанова или Ивлиева и даже о. Александр Шимбалев к работе в Институте допущены не были.

Судя по фотографиям, слушателями института являлись достаточно благочестивые миряне (в том числе преклонного возраста), интересующиеся Православным богословием. Занятия в институте проходили в течение недели. Помимо лекционной нагрузки пребывание слушателей было наполнено обширной внеучебной программой: экскурсионными поездками, видеолекториями и др.

По завершении обучения ректор архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий вручил слушателям ЛБИ соответствующие сертификаты.

МЛБИ-2016

С 4 по 16 июля 2016 года в Подмосковье проходил первый Летний Богословский институт по межрелигиозному диалогу (ЛЕД).

В числе преподавателей: профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), журналист и бывший зам.гл.редакторв «Изд-ва МП» Сергей Чапнин, профессор Портсмутского университета Алексей Нестерук, профессор, заведующая кафедрой философии религии Папского университета сестра Тереза Оболевич, кандидат философских наук, профессор из Великобритании Доминик Рубин, исламовед Ахмет Ярлыкапов, аспирант ИФ РАН индолог и религиовед Сергей Лобанов, старший научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН Оксана Куропаткина, ректор Лютеранской семинарии г. Санкт-Петербурга Антон Тихомиров.

Студенты ЛЕД-2016 приехали из разных городов России и ближнего зарубежья: из Владимира, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Украины и Армении. Одним из студентов стал клирик Смоленской епархии иерей Дмитрий Коротаев, ответственный за миссионерскую работу в Кардымовском благочинии.

В течение двух недель участники Института прослушали несколько лекционных курсов, а также приняли активное участие в ряде семинаров и круглых столов.

Особое внимание было уделено таким темам как:

  • «Авраамические религии» в диалоге;
  • Ислам в современном мире;
  • Восточные религии в диалоге с христианством;
  • Межконфессиональный диалог в современном христианстве;
  • Религия и общество;
  • Философские концепции диалога.
БЛБИ-2017

По благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия занятия проходили на базе семинарии. Программа института включала в себя интенсивный курс лекций, которые проводили преподаватели Минской духовной семинарии .

источники
  • // Все ереси. – 2017. – 29 января. – Дата обращения: 30.1.2017.

Нам необходима широкая поддержка выпускников и друзей Института. Дело не только в том, что когда в фонд поддержки вуза жертвуют понемногу сразу большое количество людей, то он становится гораздо более устойчивым финансово. Нам важно знать и мы должны иметь возможность продемонстрировать внешним, что Институт имеет широкую общественную поддержку. Это вопрос выживания Института.

Показать полностью

Пастырская подготовка в ПСТБИ осуществляется исключительно за счет пожертвований через Фонд развития ПСТГУ (http://endowment.pstgu.ru ).
Эти пожертвования делятся на три вида: 1) на текущую деятельность, 2) на конкретные проекты, 3) на формирование целевого капитала.

Текущая деятельность – это в первую очередь обеспечение образовательного процесса и практик. За счет сетевого способа организации учебного процесса, эти расходы сильно сокращены, т.к. в рамках ПСТБИ осуществляется преподавание только специальных пастырских дисциплин. Преподавание дисциплин базового богословского образования осуществляется за счет ПСТГУ в рамках богословского факультета.

Проектная деятельность – это отдельные научные, церковно-практические и иные проекты ПСТБИ. Например, Летняя богословская школа (июль, 2014 года), модернизация сайта ПСТБИ (проект завершился 15 ноября 2014 года), Летний трудовой лагерь студентов ПСТБИ и ПСТГУ (ежегодный проект) , стипендия имени прп. Романа Сладкопевца (ежегодный проект), научно-практический проект по изучению проблем пастырской подготовки «Сколько священников необходимо России?» (начало проекта планируется в сентябре 2015 года) и т.п.

Целевой капитал (эндаумент) - это сформированная за счёт пожертвований часть денежных средств или иного имущества, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Доход от управления может использоваться только на цели, которые определены при формировании целевого капитала. Финансирование программ вуза происходит за счет доходов от инвестирования, а сам капитал фонда остается неприкосновенным. Для благотворителей – это гарантия сохранности средств и того, что они не будут израсходованы за один год, а будут работать в течение многих лет. Для вуза подобный фонд является одновременно и «подушкой безопасности», гарантирующей дополнительные доходы бюджета, и источником финансирования долгосрочных крупных программ. В мировой практике учебные заведения создают и используют фонды целевого капитала, как очень эффективный инструмент формирования бюджета. Еще в 16 веке были созданы подобия целевых фондов для поддержки кафедр богословия в Оксфорде и Кембридже. Западные университеты практически все имеют свои фонды, которые могут достигать гигантских размеров. В ведущих вузах мира, таких как Гарвардский, Йельский и другие университеты, на поступления из эндаумент-фондов приходится 25-40% доходов бюджета. Размер эндаументов 80 вузов мира (США, Великобритании, Японии и Австралии) превышает миллиард долларов.
В России самыми крупными являются фонды поддержки таких вузов, как МГИМО, Академия народного хозяйства, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики и др.

Доход от целевого капитала в рамках Фонда развития ПСТГУ(http://endowment.pstgu.ru ). направляется на поддержку деятельности ПСТБИ. На 1 сентября 2014 года размер целевого капитала составлял 6 млн. руб.

Бюджет пастырской подготовки ПСТБИ на 2014 год состоит из расходов на образовательную деятельность и организацию практик 2 795 т.руб., проектную деятельность 1 387 т.р. и административное и хозяйственное обеспечение 3 536 т.р., начисления на фонд заработной платы 1 912 т.р. Всего: 9 630 т.р.

За период с 15 октября 2014 года пожертвования на проектную и текущую деятельность перечислили 10 человек на общую сумму 12 тыс. руб.

Уставная деятельность Богословского института

Мы будем благодарны за любые пожертвования на текущие нужды. Этот вариант оставляет возможность для руководства ПСТБИ распределить средства на самые «горящие» проекты. Бюджет пастырской подготовки ПСТБИ на 2015 год составил 11 007 т.р. в мировой практике считается, что нормально развивающийся вуз от 15% до 30% бюджета должен покрывать за счет частных пожертвований. В 2015 году сумма частных пожертвований на ПСТБИ составила 2 002,8 т.р., т.е. 18,2%. В бюджете 2016 года расходы на пастырскую подготовку составляют 15 383 т.р. 15% от этой суммы составляет около 2 310 т.р. Мы хотим попытаться собрать в 2016 году около 16% текущего бюджета за счет частных пожертвований - 2 500 т.р.

  • Общая стоимость проекта: 2 500 000 руб.
  • Начало проекта: декабрь, 2016
  • До начала проекта: 12 мес.
  • Пожертвования внесло: 18 человек.
  • Собрано: 47 200 руб.
  • Осталось собрать: 2 452 800 руб.
Проведение Летнего студенческого лагеря ПСТБИ и ПСТГУ

Летний лагерь ПСТБИ проводит в Иоанно - Богословском монастыре под Рязанью. Лагерь имеет четыре главных составляющих – совместная молитва (утреннее и вечернее правило, богослужения), общение (обсуждения, пение у костра, поэтический клуб, игры, спорт, отдых), труд (монастырские послушание, обеспечение лагеря), личное развитие (летняя школа, лекции приглашенных профессоров, встречи, дискуссии, подготовка проектов). Организаторы лагеря - сами студенты. Студенты ПСТБИ – ядро лагеря, к участию приглашаются студенты богословского факультета и других факультетов ПСТГУ. Общее число насельников – 70 человек, продолжительность – 22 дня.

  • Общая стоимость проекта: 200 000 руб.
  • Начало проекта: июнь, 2016
  • До начала проекта: 5 мес.
  • Пожертвования внесло: 21 человек.
  • Собрано: 30 900 руб.
  • Осталось собрать: 179 400 руб.
Стипендия имени прп. Романа Сладкопевца для студентов, активно участвующих в работе хора

Мужской хор Богословского института и Богословского факультета ПСТГУ как самостоятельный коллектив родился в 2004 году по благословению ректора Университета. С тех пор и по настоящее время руководителем хора является диак. Алексей Зайцев, дирижер, выпускник Московской Консерватории.

Хор занимает важное место в жизни Богословского института и Богословского факультета: его можно услышать и на богослужениях, и на факультетских праздниках, и в миссионерских поездках. Несмотря на то, что основной задачей является пение богослужений, коллектив имеет опыт концертной деятельности, было записано несколько дисков.

Среди студентов почти никто не имеет специального музыкального образования. Фактически - это любительский хор, несущий профессиональную нагрузку. Пение в хоре - дополнительная большая нагрузка для студентов, помимо учебы и прочей внеучебной работы. Это еженедельные репетиции и службы.

Ежегодно десять самых активных студентов из хора получают стипендию имени преподобного Романа Сладкопевца. Этот святой был выбран покровителем активных участников хора не случайно. В его житии есть замечательная деталь. Он был клириком одной из столичных Константинопольских церквей V - VI века. При этом он не умел петь и его буквально вытолкнули на середину храма и заставили петь одного на богослужении в присутствии императора и патриарха! Он осрамился и в глубокой скорби молился Богородице. Она явилась святому Роману и дала ему замечательный голос и поэтический дар, которым он служил Богу всю свою жизнь. Так и мы надеемся и просим святого, чтобы пение любителей, проявляющих усердие и энтузиазм, вкладывающих в это свой большой труд, оказалось угодно Богу и стало вполне профессиональным.

Десять студентов получают эту стипендию в течении года, по результатам работы в предыдущем году. Стипендия небольшая - 3 000 руб. в месяц и имеет скорее символическое значение, но часто является большим подспорьем для студентов. Общая стоимость проекта: 10мес.*3000*12=360 000 рублей. Стипендия назначается каждый семестр по результатам работы в предыдущем семестре.

  • Общая стоимость проекта: 360 000 руб.
  • Начало проекта: август, 2015
  • До начала проекта: 8 мес.
  • Пожертвования внесло: 15 человек.
  • Собрано: 32 800 руб.
  • Осталось собрать: 327 200 руб.
Реализация научного проекта "Сколько священников необходимо России?"

Цель проекта изучить подходы к оценкам необходимого количества духовенства в различных странах, изучить возможные способы пастырской подготовки и ее содержания. В рамках проекта предполагается провести многодневный экспертный семинар и подготовить ряд обзоров о состоянии пастырской подготовки, пастырской практики, и количестве духовенства в странах с сильными православными традициями и влиянием (Греция и Румыния), в странах с сильным влиянием Католицизма (Италия, Франция, Германия, США). Соотнести полученные данные с ситуацией в России. Рабочая группа проекта 6 человек. Основные статьи расходов: командировки в изучаемые страны 400 т.р., приобретение литературы 120 т.р., зарплата участников проекта 1 240 т.р., подготовка и проведение трехдневного экспертного семинара, подготовка материалов семинара (20 участников) 1 500 т.р.. Продолжительность проекта 2 года. Первый этап 2015-16 уч. год - 2 020 т.р., второй этап 2016-17 уч.год - 1 240 т.р. В случае, если собранных средств с учетом привлечения внешних грантов окажется недостаточно для реализации проекта в целом, он будет реализован частично или будет продолжен после заявленного срока окончания проекта

ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН

  • Общая стоимость проекта: 2 020 000 руб. (первый этап)
  • Начало проекта: ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН
  • До начала проекта: ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН
  • Пожертвования внесло: 27 человек.
  • Собрано: 450 000 руб.
  • Осталось собрать: ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН

– Алексей Эдуардович, вспоминаю, что первое интервью я брала у Вас почти 20 лет назад для «Радио России». Мы тогда хотели познакомить слушателей программы «Верую» с чем-то очень необычным – светским богословским образовательным учреждением. После 70 лет советского атеизма это звучало экзотически. Настрой тогда у Вас был, я помню, воодушевленный, приподнятый, коллектив института был полон планов. С каким настроением Вы встречаете четвертьвековой юбилей ББИ?

– Знаете, вспоминаются слова апостола Павла: «Если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я»(2 Кор.11, 21). Все-таки, несмотря на все огорчения, которых, конечно, хватало на всех этапах нашей работы, нам есть чем «похвалиться».

Вот, например, передо мной наши книги – больше 300 изданий. Это не брошюры, а сложнейшие богословские труды всех христианских конфессий. И, может, не каждый день, но регулярно мы получаем какие-то отзывы, часто неформальные, что называется, крики души – от людей, до которых какая-нибудь из наших книжек дошла, или от ректоров семинарий, или библиотекарей. Не сдерживая чувств, они пишут: эта книга – просто шедевр; без ваших книг было бы невозможно развивать богословское образование и т.д. Это очень нас поддерживает.

Мы знаем себе цену: какого рода книги мы выпускаем, какие учебные программы и академические проекты мы развиваем. Но довольно часто возникает проблема – а как найти тех людей, кому это необходимо, как до них достучаться. И когда чудо встречи все-таки происходит: будь то читатели книги, наши выпускники, участники наших конференций или Летнего богословского института – практически всегда ты потом получаешь отклик, слышишь, как они оценивают роль ББИ в их жизни… Это можно сравнить с педагогами, врачами – теми, кто видит результат почти сразу.

Но мы далеки от того, чтобы почивать на лаврах. Недаром юбилейную конференцию, которая пройдет 23 сентября, мы решили назвать «Богословие растерянности», с подзаголовком «Пути академического богословия в постсоветском пространстве». Возможно, это звучит неожиданно, но вспомним, что апостолы, общаясь с Иисусом, были растеряны, вся история Церкви тоже отмечена растерянностью… Начиная нашу работу 25 лет назад, мы были полностью растеряны – никакого же академического богословия после 70 лет советской власти не было! И теперь тоже растерянность – но уже другая…

– Конечно, хочется вспомнить, как все начиналось.

– Разумеется, ББИ возник не в один момент. Мы ведем отсчет своей истории от 8 сентября 1990 г., когда в Воскресном православном университете состоялась первая лекция его основателя – отца Александра Меня. На следующее утро, 9 сентября, он был убит.

Резонно спросить: но причем здесь ББИ? Отец Александр придумал православный лекторий для взрослых, очень хорошего уровня. После его убийства дело было продолжено, и возник Общедоступный православный университет. Я в нем был секретарем Попечительского совета и исполнительным директором. У нас были прекрасные лекторы, и лет через пять мы поняли, что у нас уже сложилась полноценная программа для высшего богословского образования. И в конце 1994 – начале 1995 года мы основали ББИ.

Таким образом, мы не можем назвать отца Александра основателем нашего учреждения, но вдохновителем – точно можем. Кроме того, он был духовным отцом некоторых наших преподавателей.

– Вы тоже были духовным чадом отца Александра Меня?

– Нет, так сказать я не могу, но он сыграл очень важную роль в моей жизни. Я по образованию физик-теоретик, в моей среде – и в профессиональной, и в семье – абсолютно не было религиозных людей. Но меня всегда интересовала философия, а в конце 1980-х появились какие-то книги по богословию. Дрейф в эту сторону был также связан с моим профессиональным интересом к космологии и квантовой физике – происхождению и устройству Вселенной.

В год 1000-летия Крещения Руси я принял крещение – в переполненном подмосковном храме со страшной скоростью читались какие-то тексты на непонятном языке, и я, признаться, не очень понял, что произошло и что мне дальше делать…

Как-то в Историко-архивном институте я случайно увидел объявление о лекции по русской философии, которую прочитает протоиерей Александр Мень. Меня это заинтересовало, я пришел – и все! Это было как взрыв! Я ходил потом на все его лекции и на другие лекции по теме христианства, в том числе – Ирины Языковой, которая потом стала проректором ББИ.

Летом 1990 г. я поехал на Алтай в отпуск, там хотел причаститься, а священник меня шуганул, не разрешил (у меня была рубашка с короткими рукавами). Я расстроился, но решил, как только прилечу в Москву, поехать в первое же воскресенье к отцу Александру, исповедоваться и причаститься.

И вот 8 сентября я был на его лекции на тему «Христианство», спросил у него после лекции, может ли он уделить мне на следующий день, в воскресенье, время для серьезного разговора, он пригласил приехать (он меня уже знал, я много вопросов ему задавал)…

9 сентября я был в Новой Деревне, но отца Александра не дождался. Его в этот день убили. Первый наш серьезный разговор, к которому я готовился, не состоялся. Но он, несомненно, очень сильно повлиял на меня. Если бы не он, не знаю, как бы моя судьба сложилась. Занимался бы физикой до сих пор или туризмом…

– Как же физик-теоретик стал богословом, ректором богословского вуза?

– Мне было очень интересно заниматься богословием, и это соответствовало тогда моему внутреннему состоянию. Хотелось сделать что-то хорошее и важное в этой области, и развитие академического богословского образования казалось достойной задачей.

Не очень было понятно, как к этой задаче подступиться, с чего начать. К счастью, вокруг Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, сложился круг преподавателей – архиепископ Михаил Мудьюгин, Наталья Леонидовна Трауберг, Элла Львовна Лаевская, отец Иннокентий Павлов, Ирина Языкова, отец Вениамин Новик и другие, – которые ощутили, что можно уже перешагнуть рамки этого «университета», который был общественной организацией, а не учебным заведением и не ставил целью давать академическое богословское образование. И многие слушатели этого университета тоже хотели более серьезно продолжать образование. Потребность была налицо.

Я закончил физтех, как физик-теоретик получил прекрасную школу на кафедре академика В.Л. Гинзбурга, потом работал в бывшей лаборатории А.С. Компанейца, так что по роду деятельности был, можно сказать, причастен к высочайшему уровню фундаментальной науки (а физика в СССР была действительно на мировом уровне). Поэтому я знал изнутри, что такое хорошо и что такое плохо в научной деятельности.

Но когда я переключился на богословие, я увидел – ой, как же там все плохо-то! Но ругать было некого: понятно, что в течение 70 лет был почти полный разгром Церкви, а академическое богословие для мирян вообще было уголовным преступлением, в семинариях учились по репринтам XIX века – традиция не развивалась и была практически утеряна.

Конечно, среди священнослужителей всегда были очень талантливые люди, которые ухитрялись получать хорошее образование. Но они его не столько получали, сколько брали: они каким-то образом находили доступ к каким-то архивам, библиотекам, закрытым фондам, иногда – к зарубежным изданиям. Я знаю, что в Питерской (тогда – Ленинградской – Прим.ред .) духовной академии целый ряд книг – нет, не издавался, а переводился, и эти переводы, отпечатанные на машинке, где-то в столе у ректора лежали, и наиболее активные студенты и преподаватели могли это почитать. Но в целом уровень богословского образования был очень низкий.

И вот, придя из физики, я не стал изобретать велосипед, а попытался воплотить известные мне формы академической работы в основанном тогда богословском институте. Например, академик Гинзбург устраивал открытые общемосковские еженедельные семинары по физике. Ну и мы сделали такие регулярные семинары для тех, кто интересовался богословием. Постарались поднять академический уровень богословских конференций, академические издания тоже сразу оказались в наших планах, научно-богословский журнал, конкурс молодых ученых и т.д. – все это пришло из моего опыта в физике. Ну, конечно, и моя учеба на богословском факультете в Оксфорде помогла.

– За много лет к названию – Библейско-богословский институт святого апостола Андрея – все уже привыкли. А как появилось это название, как оно связано с вашими задачами?

– Само название появилось примерно 20 лет назад. Для нас это было просто: мы исходили из того, что у нас во главе всегда была Библия, значит – библеистика. Почти сразу мы столкнулись с тем, что православные, услышав «библейский», тут же говорили: «Вы баптисты». Т.е. упоминание о Библии в православной среде тогда ассоциировалось исключительно с протестантами.

Примечательно, что прошло несколько лет – и такой реакции больше нет. Думаю, это говорит о том, что восприятие изучения Библии православными изменилось. Понятно, что это не только мы сделали, но наш приоритет всегда был – современная библеистика, мы над этим последовательно работали. Это то, что касается первой части названия. Вторая отражает нашу не менее важную задачу – развитие богословской среды в России. А «святого апостола Андрея» – это придумала Наталья Леонидовна Трауберг.

– Формирование богословской среды почти на пустом месте – задача амбициозная. Как вы планировали ее решать?

– ББИ – это, как я говорю, «три в одном»: единство и взаимосвязь учебной деятельности, академических проектов (конференции, семинары и т.д.) и издательства. Как это все появилось? Конечно, совсем не так, что мы сидели и думали: что бы нам такого еще сделать? Все вытекало из потребностей.

Вот мы учим студентов, значит – нужны книги, их нет и взять негде. Значит, нужно их издавать. Стали переводить и издавать для своих студентов, а оказалось, что это нужно всем. Так же возникла и идея развития богословской среды: вот наши преподаватели, старшие студенты, выпускники, друзья – как это все держать вместе? Есть важные темы, которые в воздухе витают, их надо обсудить, семинаров уже не хватает – делаем конференции.

Темы иногда связываются с каким-то юбилейным поводом – например, 500-летие Геннадиевской Библии, и тогда мы обсуждаем разные аспекты библеистики, проблему библейских переводов и т.д. А иногда темы возникают, что называется, из самой жизни, из взаимодействия Церкви с обществом, с культурой, с наукой и т.д.

За эти годы мы провели точно больше 100 конференций (я, кстати, никогда не считал, надо бы посчитать). Сейчас ежегодно мы организуем больше десятка серьезных международных конференций.

Формированию богословской среды служат и конкурсы работ по богословию для молодежи, и наши летние богословские институты, и презентации наших книг, и публичные лекции памяти отца Александра Меня, и книжный клуб ББИ. И мы стараемся в нашу среду вовлекать представителей зарубежных университетов и богословских центров – за эти годы наработано прочное сотрудничество с богословами Англии, Германии, США, Италии, Нидерландов, Греции и многих других стран.

– Расскажите подробнее об уникальном издательстве ББИ – мне кажется, столько богословских книг сейчас никто и не выпускает.

– С самого начала мы хотели, чтобы библеистика развивалась в России на мировом уровне. Конечно, по многим причинам это почти невозможно сделать, но мы старались, как могли. Мы выбирали самые-самые лучшие книги, которые только существуют в мире по библеистике, и переводили их на русский язык. В основном, естественно, это книги неправославных авторов.

Поначалу мы опасались настороженного отношения в семинариях. Но, как я уже упоминал, наши книжки были встречены с большим энтузиазмом. Архиепископ Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета РПЦ, прислал нам благодарственное письмо, особенно подчеркнув, как важно использовать в учебном процессе «Текстологию Нового Завета» Брюса Мецгера и другие книги этого протестантского богослова. Т.е., к счастью, не было никакого предубеждения из-за конфессиональной принадлежности авторов.

Наши книги используются не только в православных, но и в католических, и в протестантских учебных заведениях, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, – везде, где говорят и учатся по-русски. Это было для нас приятное удивление и хороший стимул.

Нельзя сказать, что мы единственные издатели академической богословской литературы на русском языке. К счастью, сейчас ее издают и другие. Но мы – лидеры в СНГ в области академической богословской литературы, потому что мы на этом специализируемся и имеем большой опыт. Может, это прозвучит нескромно, но я не могу себе представить богословскую среду в России без наших книг сейчас.

Книги ББИ “ушли в народ” – женщина в метро читает книгу Ганса Кюнга “Церковь”

– Издательская деятельность ББИ не затмила ли учебную? Как развивалась образовательная деятельность?

– Я думаю, что наша издательская деятельность помогала образовательной. Она и возникла из необходимости развития качественного образования, а впоследствии помогала расширять круг наших академических связей. Естественно, наши студенты и преподаватели принимали активное участие в работе издательства.

Что касается учебной работы, то она тоже была построена по принципу физтеха: студентов там учили не «профессиональные» преподаватели, которые читают из года в год свои курсы, но действующие ученые с мировыми именами. И в ББИ мы поняли, что нам нужны в первую очередь специалисты самого высокого уровня, которых мы приглашали для каждой темы, в том числе – из других стран, из Оксфорда (где я сам учился богословию), Кембриджа и т.д.

Таким образом, в период расцвета учебной деятельности в нашей орбите было 45 преподавателей, причем кто-то из них мог прочитать всего пару лекций в год. В 1997 году ББИ получил лицензию на высшее образование, а в 2002 году стал первым в Москве вузом, получившим госаккредитацию по направлению «теология» – сначала на 5 лет, потом еще на 5. Через 10 лет в 2013 году мы решили госаккредитацию не продлевать.

– То есть сейчас вы не учите студентов? Почему?

– Учим, но изменились формы и приоритеты. Понимаете, мы очень маленькое учреждение – и по площади, и по количеству студентов. А требования аккредитации одинаковы – что для МГУ, что для нас. Аккредитация – это безумно дорогое мероприятие, а мы же не могли эти деньги со студентов собирать. Кроме этого, год за годом шло усложнение административных процедур. Может, в чем-то это хорошо и неизбежно, так происходит во всем мире. Но особый энтузиазм в обучении студентов, ясность целей и относительная простота их осуществления – все это, увы, осталось в прошлом.

Сейчас в области образования примерно 80%, если не 90% – это не сама учеба, а сопутствующие вещи (комиссии, бумаги и т.д.) Мы не хотели жертвовать качеством образования: нас не очень интересовали многие предметы, которые мы вынуждены были бы читать в рамках госстандарта и наоборот – то, чему мы хотели обучать, могло оставаться за рамками стандарта.

Кроме того, нас не устраивал уровень бакалавриата (это не столько образование, сколько воспитание и доучивание после школы – абитуриенты приходили совершенно неподготовленные, и был большой отсев), а выше нас не пускали.

Когда мы начинали, мы были одни из немногих. Теперь у нас богословские факультеты и кафедры на каждом шагу. Поэтому мы решили, что не хотим продолжать госаккредитацию. Думаю, это было правильное решение. Теперь мы занимаемся программами дополнительного образования и помогаем другим вузам. Думаю, что успешно.

– Самая известная из ваших программ дополнительного образования – это Летние богословские институты (ЛБИ), и каждый год находятся желающие их посетить. С чем вы это связываете?

– Не просто находятся желающие, но нам приходится их довольно жестко отбирать, мы просто не можем взять всех желающих. Главное – человек уже должен иметь базовое богословское образование (семинария, институт, даже хороший уровень самообразования). Таким предоставляется возможность апгрейда богословского образования (повышение квалификации – это все-таки неточный перевод): лучшие преподаватели читают им очень интенсивные курсы.

Началось все в Белоруссии в 1999 году по благословению патриаршего экзарха митрополита Филарета, который поддерживал многие наши начинания и проекты. В сотрудничестве с минским Образовательным центром святителей Кирилла и Мефодия, нашими многолетними партнерами, мы провели первый ЛБИ.

Митрополит Филарет сразу оценил важность этого проекта: он благословлял многих выпускников семинарий и старших студентов участвовать в летней программе. Кстати, сборник учебных программ ББИ – один из наших бестселлеров в свое время – митрополит Филарет передал руководству создаваемого в Минске богословского факультета, и наши программы использовались при разработке стандартов теологического образования в Белоруссии.

Потом ЛБИ мы провели и в Киеве, по благословению митрополита Владимира, прямо в Киево-Печерской Лавре, для семинаристов и преподавателей. И только после этого мы решились на Москву, и здесь уже ЛБИ носит межконфессиональный характер, т.е. в нем могут принять участие христиане всех конфессий. Т.е. ЛБИ, как и ББИ в целом, дает программу православного богословского образования, но максимальной степени открытости – так, чтобы католики и протестанты или даже неверующие люди тоже заинтересовались православным подходом к богословию.

Этим летом мы проводили уже 14-й Московский ЛБИ, и год на год не приходится: бывает, что большинство участников – православные, иногда это маститые протоиереи, был даже проректор Сретенской духовной семинарии. Все они – люди ищущие, желающие повысить уровень своих богословских знаний, и мы это очень ценим.

В целом можно сказать, что ЛБИ – это самый успешный и один из самых важных наших проектов. Когда у нас было больше возможностей, в ЛБИ бывало и по 80 человек, а сейчас – примерно 50. Никогда не было сомнений, стоит ли продолжать ЛБИ. Тем более что многие из тех, кто прошел через ЛБИ, говорят не только о существенном для них «повышении богословской квалификации», но еще и о «расширении горизонтов», ведь в подмосковном пансионате происходит не только учеба, но и общение с соучениками и преподавателями, которое потом продолжается и за пределами ЛБИ. Это тоже создает ту самую богословскую среду, ради которой мы работаем.

– Но есть еще один проект – Летний институт по богословию и науке. Чем он отличается от ЛБИ?

– Да, в этом летнем проекте другой принцип: «входной билет» не предполагает базового богословского образования, но зато нужен высокий образовательный ценз. Среди слушателей есть кандидаты и доктора наук, однажды было даже 7 докторов наук.

Этот летний институт (ЛИБН) – междисциплинарный: вместе собираются философы, физики, богословы и не только – те, кому со стороны науки важна богословская перспектива, или наоборот – богословы, которым важно понять научные парадигмы. Акцент там не столько на лекциях, сколько на круглых столах, семинарах, где уже состоявшиеся ученые обсуждают общие проблемы на хорошем академическом уровне.

По нашим правилам, институт можно посетить только дважды (ЛБИ и ЛИБН), но многие с удовольствием приехали бы еще и еще раз.

– Ну и наконец – конференции ББИ. Кажется, конференциями сейчас никого уже не удивишь. В чем особенность этой работы в ББИ?

– Как я уже сказал, конференции нужны нам не сами по себе, не «для галочки». Они, как и семинары, и круглые столы, и студенческие чтения, возникли из естественной потребности развивать богословскую среду в диалоге и сотрудничестве. Я имею в виду диалог в самом широком плане: диалог богословия и науки, церкви и общества, христианства и культуры, межконфессиональный, межрелигиозный и междисциплинарный диалог. Это просто как форма жизни, особенно необходимая сейчас в России.

Вот пример: одна из конференций, которая состоится 24-27 сентября, посвящена теме «Библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», она приурочена к выходу в свет нового перевода Библии . Над этим переводом 22 года в Институте перевода Библии в Заокском работала межконфессиональная группа библеистов и филологов, а издан этот перевод в издательстве ББИ. Конференцию устраивают вместе, в диалоге и сотрудничестве, наш институт, Институт перевода Библии в Заокском, католический Институт св. Фомы, Амстердамский свободный университет.

Конечно, конференции организовывают и другие образовательные и научные учреждения, и неплохие, надо признать. Но мы стараемся держать максимально высокий академический уровень. Поэтому всегда отбираем участников, не гонимся за их количеством. Пользуясь случаем, в преддверии юбилея ББИ хочу всех пригласить на наши конференции, анонсы которых всегда можно найти на .

– Каким Вы видите ББИ еще через четверть века?

Хороший вопрос! Я же Вам уже намекал на богословие растерянности… Мы бы очень хотели найти хороших партнеров в учебной и академической деятельности, чтобы объединить наши усилия и ресурсы с общей целью развития богословского образования и многогранного диалога. Здесь работы – непочатый край!

Мне бы виделось и мечталось что-то вроде Boston Theological Institute или Graduate Theological Union в Беркли, которые представляют собой объединения десятка богословских школ разных конфессий и даже религий (включая православные семинарии). Студенты каждой школы могут пользоваться всеми ресурсами партнеров и посещать их курсы. Кстати, у ББИ есть небольшая, но уникальная библиотека. Ну а в издательской деятельности – мы же только начали… Что такое 300 или 400 книг? Здесь наши планы необъятны, хотя и конкретны. Современное богословие – это очень интересная и активно развивающаяся область. Хватило бы сил и возможностей…