Обращение к коллегам ты или вы. Category: Обращение

Текст

Екатерина Сивкова

В рубрике «Цифровой этикет» Look At Me рассказывает о том, как вести себя в интернете правильно и вежливо. В новом выпуске говорим о том, как всё-таки обращаться к другим пользователям: «ты» или «вы».

Не стесняйтесь обращаться на «ты» в интернете: философия Сети отрицает иерархию.



Как это работает

Перед англоязычными пользователями такой дилеммы не стоит: есть «you», и не нужно долго раздумывать, обращаясь к незнакомцу онлайн. В русскоязычном интернете всё гораздо сложнее: есть «ты», «вы» и постоянное соблюдение субординации из-за этого (людей, которые зачем-то используют «Вы», мы намеренно проигнорируем) . Но, учитывая, что разные способы обращения - это выстраивание определенной иерархии, возникает вопрос: логично ли в интернете, который вроде бы всех уравнивает, отталкиваться от возможно устаревшей системы разделений на «ты» и «вы»?

Напротив, не стоит ждать уважительного «вы», если возможность комментировать ваши посты и фотографии предоставлена любому встречному

Интернет обеспечил свободу доступа к информации, а значит, разрушил существующие социальные барьеры или как минимум оградил от них виртуальный мир. Пользователи стали не просто равны - им предоставили шанс стать в Сети кем угодно: изменить облик (поставить аватар по душе) и выбрать любое имя (придумать никнейм) . Обычно «вы» уместно и крайне желательно при обращении к людям, старшим по возрасту, по социальной иерархии и просто незнакомцам. Но в интернете эти факторы не играют большой роли и могут быть легко сфальсифицированы.

Безусловно, в странах с той же языковой особенностью, что и в России (например, Франция, Италия, Испания) , «вы» в виртуальной среде постепенно отмирает, и всё больше людей обращаются друг к другу только на «ты». Исследователи интернета и специалисты в сфере коммуникаций считают, что всё зависит от тех границ, что вы сами выстраиваете: если вы защищаете себя настройками приватности и не очень контактны в обсуждениях (допустим, совсем их избегаете) , то, конечно, «тыканье» со стороны других пользователей для вас травматично. Напротив, не стоит ждать уважительного «вы», если возможность комментировать ваши посты и фотографии предоставлена любому встречному. Но общая тенденция направлена на то, чтобы сделать равными всех пользователей, в том числе лингвистически. Вы, конечно, можете использовать «вы», но скоро останетесь в меньшинстве.

Общение начинается с грамотного обращения. По правилам этикета общения на «ты» можно обращаться к самым близким и детям моложе 18 лет (по некоторым данным к уже положено говорить «Вы»). Ко всем остальным людям, даже незнакомым, которые с вами одного возраста, надо обращаться на «Вы».

Правилами этикета предписано переходить на «Вы», называть родственника или друга по имени-отчеству в присутствии посторонних. Иногда бывает неуместно в обществе демонстрировать фамильярные или родственные отношения.

От обращения «вы» к «ты» перейти нужно тактично. Хорошо, когда инициативу в этом плане проявит женщина или более старший по возрасту (положению).

Упоминая в разговоре о ком-то, не говорите о них в третьем лице. Вместо «он» или «она» лучше назовите их по имени-отчеству. Например, «Александр Петрович просил передать…» или «Анна Сергеевна будет Вас ждать…»

Обычно в зависимости от обстоятельств используют следующие виды обращения:

  1. Официальные (гражданин, мадам, господин; в отдельных случаях с титулами и званиями);
  2. Неофициальное (обычно по имени, чаще на «ты»);
  3. Без личного обращения (когда вы вынуждены обратиться к человеку незнакомому с какой-то просбьой - помогут фразы «прошу прощения», «позвольте», «подскажите», и т.д.)

Ни в коем случае нельзя обращаться к человеку — «мужчина» или «женщина», «дедушка» или «мальчик». Представительниц сферы услуг у нас привыкли называть «девушками». Но это не по этикету - на западе подобным образом обращаются исключительно к путанам. Поэтому поосторожнее - лучше предпочесть безличное обращение.

Если вы перепутали имя или споткнулись в разговоре, достаточно

Не последнюю роль при общении играет дистанция между собеседниками. Для людей малознакомых или деловых партнеров оптимальное расстояние - 2 вытянутые руки. Причем каждый собеседник имеет возможность выйти из разговора - никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицу или лацкан пиджака.



При общении важно правильно выбрать тему беседы. Недопустимо предаваться продолжительным воспоминаниям, рассказам о своих делах, вести длительный монолог, акцентировать внимание на детях, снах, привычках, вкусах, проблемах со здоровьем, сплетням.

Говорить о присутствующих - дурной тон, это может спровоцировать щекотливую ситуацию.

Если вы замечаете, что разговор собеседнику явно неприятен, коротко извинитесь и переведите беседу в другую, более нейтральную плоскость.

Проявление неуважения - говорить на непонятном для окружающих языке или жаргоне, включая профессиональные сленг. Кстати, познакомившись в гостях с юристом или врачом, не просите - это вопиющая бестактность! Лучше договоритесь об отдельной встрече у них в офисе, чтобы прояснить вопрос.

При неинтересном или утомительном разговоре хороший тон - не показать неудовольствия, раздражения, нетерпения, чтобы прервать беседу. Не принято также перебивать говорящего, делать ему замечания.

Забавные истории, анекдоты уместны в небольшом количестве и желательно в тему разговора.

Явно наблюдать за человеком или пристально его разглядывать, особенно, когда он ест, по правилам этикета неприлично.

Очень важным моментом в этикете общения является обращение к человеку. На «ты» допустимо обращаться лишь к близким друзьям и детям, не достигшим совершеннолетия. Ко всем остальным, независимо от того, знакомы вы или нет, необходимо обращаться только на «вы» . Родственников и друзей при посторонних людях также следует называть на «вы», а также обращаться по имени и отчеству, особенно когда нельзя показывать родственные отношения с человеком.

Тактичным должен быть и переход на «ты». Обычно, инициативу в этом переходе берут женщины или более старшие люди по социальному положению или по возрасту. Когда вы ведёте с кем-либо беседу, правильнее будет, упоминая кого-то, назвать его по имени и отчеству, вместо слов «он» и «она». Если вы упоминаете своих родственников, также следует их называть по имени и отчеству: «Ирина Алексеевна приедет к вам…», «Виктор Сергеевич сегодня плохо себя чувствует…».

Этикет общения предписывает несколько видов обращения , которые можно использовать исходя из ситуации:

1) Официальное обращение (гражданин, господин, товарищ, мадам, также можно использовать звания и титулы того, к кому обращаются);
2) Неофициальное обращение (на «ты», по имени, дорогой друг, подруга);
3) Безличное обращение (если необходимо обратиться к незнакомцу, то используются следующие фразы: «извините», «прошу прощения», «подскажите», «позвольте» и т. д.)

По этикету при обращении к человеку нельзя разделять его по половому признаку – «женщина», «мужчина»; по роду занятий – «сантехник», «грузчик»; по возрасту – «старик», «ребенок». Однако, позволяется называть работниц из сферы услуг – «девушка», но всё же, в таком случае, лучше применять безличное обращение.

Если Вы, произнося имя собеседника, запнулись или перепутали его, то необходимо извиниться .

Самая лучшая дистанция при общении с незнакомыми людьми и деловыми партнерами является 2 вытянутые руки . Если собеседник хочет закончить разговор и уйти, нельзя задерживать его за лацкан или преграждать путь.

Главное в общении – это хорошая тема для беседы . Длинные монологи, воспоминания, рассказы о своих делах, заботах, детях, привычках считаются не лучшими темами для разговора. Также нельзя «перемалывать косточки» знакомым и жаловаться на свое здоровье. А в незнакомом обществе из-за обсуждения присутствующих людей вы можете оказаться в неловкой ситуации.

По этикету при разговоре не следует затрагивать тем, неприятных для собеседника. Если это произошло нужно извиниться и перевести разговор на нейтральную тему. Также не стоит разговаривать на профессиональном жаргоне или на незнакомом для остальных языке. Кстати, если захотите получить профессиональный совет от специалиста, например юриста или врача, общаясь в неформальной атмосфере, в гостях, то помните, что это бестактно.

Если какой-либо разговор вам не интересен, то не показывайте этого и постарайтесь скрыть своё раздражение. Тем более непозволительно исправлять собеседника и делать свои замечания, прерывая его речь. Веселые истории и анекдоты хороши в меру. Чрезмерное их количество является моветоном. Также нельзя пристально разглядывать человека, особенно во время приёма пищи.


Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

А.С.Пушкин

Требует соблюдения некоторых негласных правил. Одной из форм речевого этикета является обращение.

В зависимости от возраста, пола, положения, степени знакомства и родства мы по-разному обращаемся к людям. При этом особое значение имеет интонация, потому что произнесённое обращение при разной интонации приобретает различный смысл.

Обращения бывают официальные и неофициальные. К официальным обращениям в настоящее время относятся несколько забытые нами: «сударь», «сударыня», «господин», «госпожа». Иногда используются более привычные для нас «товарищ», «гражданин». В роли обращений могут выступать слова, которые обозначают профессию, например, «водитель, доктор, дежурный». На даче или в доме, где вы живёте, можно обратиться к людям «сосед, соседка».

Неэтично употреблять такие безликие обращения, как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек» их стоит заменить словосочетаниями типа «Будьте любезны…», «Извините, пожалуйста…», «прошу Вас…», «Простите, пожалуйста…» и т.д. При использовании таких форм как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек», возникают особые неудобства при определении возраста собеседника: назвав особу женского пола, женщиной, вы можете оскорбить даму, которая считает себя достаточно молодой.

«Вы» или «ты»?

В XVIII веке при Петре I вошёл в моду европейский стиль поведения и в обиход входит местоимение «вы». До этого времени русские люди обращались друг к другу только на «ты». «Ты» – исконно русское обращение, а «Вы» можно считать западно-европейским.

Обращаясь к собеседнику на «Вы», мы подчёркиваем наше вежливое отношение. Это местоимение мы используем при обращении к незнакомому или малознакомому человеку, к равному или старшему по возрасту, вышестоящему начальству. «Вы» мы можем сказать другу в официальной обстановке. При учениках и студентах преподаватели обращаются к друг другу на «Вы» и по имени и отчеству. На «Вы» они называют и старшеклассников и студентов.

Местоимение «ты» используется при общении между более близкими людьми: сверстниками, одноклассниками, родными. Слово «ты» указывает на доверительные, тёплые отношения между людьми. Мы говорим «ты» хорошо знакомому человеку при дружеских отношениях в неофициальной обстановке, к равному или младшему по возрасту, но предварительно обговорив этот вопрос. Если одна из сторон не склонна переходить на «ты», то другая сторона должна продолжать общение на прежних условиях.

В деловых кругах переход на «ты» может быть только с согласия двух сторон, а инициатива перехода должна исходить от старшего по возрасту или служебному положению. То есть предложить говорить «ты» может старший младшему. Но в свою очередь, младший по возрасту сотрудник может попросить старших, чтобы ему говорили «ты».

Обращение «Вы» или «ты» не зависит от того, употребили мы при этом только имя или же имя и отчество, можно сказать: «Здравствуй, Илья Петрович», а можно: «Здравствуйте, Илья». Обратите внимание, что обращение на «ты» или на «Вы» без сочетания имени звучит оскорбительно.

www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Использование определенного вида обращения зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с человеком, к которому обращаетесь, насколько он вам близок. Если вы только что познакомились и хотите о чем-то попросить его, начните просьбу со слов «будьте добры», «простите», «позвольте» и т. д.

Есть несколько вариантов обращений: доверительное (уважаемые коллеги, дорогие друзья и т. д.), шуточное (ласковое прозвище), интимное (дорогой, милый, родной), официальное (господин Шатров, госпожа Раускене). В зависимости от того, в каких отношениях собеседники, допустимы обращения друг к другу. С незнакомыми людьми следует разговаривать исключительно на «вы», даже если они говорят вам «ты» или чем-либо неприятны. Это создает необходимую дистанцию и демонстрирует уважение к собеседнику. Согласно правилам хорошего тона обращение на «ты» возможно только с близкими людьми, родственниками и друзьями. Выбрать правильную манеру поведения должен каждый в зависимости от конкретной ситуации, контекста происходящих событий.

В деловом кругу можно обращаться, называя звание, прибавляя «гражданин» или «господин». Незнакомых людей ни в коем случае нельзя именовать «дяденькой» или «тетенькой», это проявление вульгарности и невоспитанности. Начинать обращаться на «вы» следует уже к шестнадцатилетним подросткам. Если практика заставляет применять какие-то иные правила, следует очень серьезно отнестись к собственной моральной позиции. Например, вы работаете в одном коллективе с близким /другом или родственником. Это ни в коем случае не дает права тыкать ему в рабочей обстановке среди посторонних людей. Такое обращение должно остаться за дверьми рабочего помещения или офиса. Не стоит откликаться на фамильярные обращения к вам типа «эй!», «эй, ты!». Лучше проигнорировать, не читая нравоучений и не вступая в диалог. Это будет личным примером. Если в разговоре появились повышенные тона и атмосфера стала напряженной, собеседник переходит на личности, грубит, фамильярничает - ни в коем случае не уподобляйтесь невоспитанному и недалекому человеку, а старайтесь держаться по-прежнему корректно. Это будет лучше и для ваших нервов, и для воздействия на грубияна. Ведь так он унижает не вас, а себя. И самый важный показатель воспитания - соблюдение правила: никогда не говорить об отсутствующем человеке в третьем лице, используя личные местоимения «он» и «она». Да и вообще обсуждать отсутствующих людей - дурной тон. Воздержитесь от этого.

Когда в коллективе, куда вы пришли, принято обращение на «ты», попытайтесь все же держать свой стиль и говорить коллегам «вы». Но если это противоречит правилам коллектива и вызывает неприязнь - примите нормы этого круга, не навязывая своих, это будет внутренним моральным уставом, который тоже следует в какой-то мере соблюдать. Как правило, официальные обращения со временем переходят в дружеские. В этом нет ничего удивительного, потому что совместная работа сближает людей, делает их друзьями. Существуют некоторые правила перехода обращения с «вы» на «ты». Предложения такого перехода (то есть отмены официоза) должны исходить от старшего к младшему, от начальника к подчиненному. В отношениях разнополых коллег ситуация сложнее. Чаще всего допускают, что предлагает мужчина, а за женщиной остается право на согласие или отказ. Современное эмансипированное общество позволяет и обратную ситуацию, когда предложение такого перехода исходит от женщины к мужчине.

К сожалению, многие невоспитанные люди считают корректное обращение на «вы» архаизмом и пережитком. Ранее на Руси обращение на «ты» было традиционным, пока Петр I не ввел реформы, согласно которым в русский обиход из немецкого языка перекочевало вежливое обращение на «вы», что вызвало массовый ропот и многими воспринималось как иерархичность и чинопоклонство. Но в современном русском языке привилось обращение на «вы» как знак уважения к собеседнику, вежливости и воспитанности. Эта форма обращения стала неотъемлемой частью культуры, пришедшей к нам с Запада, как и многие другие идеи и ценности, прочно обосновавшиеся в нашем обиходе. Соблюдение правил обращения свидетельствует о внутренней культуре человека, поэтому представляет собой важную часть общей национальной культуры.