К чему относится воля. Воля это в психологии определение



Во́ля

[решимость] сущ. , ж. , употр. очень часто

1. Волей называют способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей.

Сила воли. | Усилие воли. | Человек с сильной волей. | Отец всегда говорил мне, что волю надо закалять.

2. Когда вы советуете кому-либо собрать всю волю в кулак , вы рекомендуете ему предпринять все возможные усилия, чтобы сделать что-то, преодолеть что-то и т. п.

Перед предстоящим испытанием я собрал всю волю в кулак.

3. Волей называют сильное желание, решимость делать что-либо.

Воля к жизни. | Усилием воли я заставил себя не думать о неприятностях. | Может быть у власти нет политической воли бороться с коррупцией?

4. Ваша воля - это ваше желание, требование.

5. Последней волей называют последнее желание человека перед смертью.

Мы выполнили последнюю волю покойного и похоронили его рядом с женой.

6. Когда вы говорите, что что-либо происходит по воле случая или судьбы , вы имеете в виду, что это происходит из-за каких-то обстоятельств, которые не зависят от вас.

Три года назад, по воле случая, мы встретились с ним в Японии.

волево́й прил.

Волевой человек. | Волевое решение.

[свобода] сущ. , ж. , употр. нечасто

1. Волей называют свободу, возможность быть там, где вы хотите.

Жить на воле. | Серёжа выпустил ежа на волю.

2. Когда о человеке говорят, что он рукам воли не даёт , то имеют в виду, что он не позволяет себе ударить другого человека.

Рукам воли давать не следует!

3. Когда вы говорите, что вы делаете что-либо волей-неволей , вы имеете в виду, что вам приходится это делать, хотя вы не всегда хотите.

Волей-неволей приходится мириться с его присутствием. | Ему волей-неволей пришлось извиниться.

во́люшка сущ. , ж.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "воля" в других словарях:

    воля - Воля … Словарь синонимов русского языка

    - (лат. voluntas, англ. will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие В. имело два основных значения: 1) способность… … Философская энциклопедия

    Жен. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. У человека… … Толковый словарь Даля

    ВОЛЯ - ВОЛЯ (лат. voluntas, греч. βούλησις, θέλησις), специфическая способность или сила. В истории античной философии была влиятельна т. н. классическая рационалистическая традиция, согласно которой воля понимается как способность разума к… … Античная философия

    - (1) 1. Жизнь по своему обычаю, укладу, без насилия: Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. 25. Съ мученыими Христа ради хотя ликъствовати, прѣда же тѣло свое на наготу, волю на попьрание... Изб. Св. 1076 г … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Понятие В. было введено в античный период для… … Большая психологическая энциклопедия

    Желание, требование; свобода, вольность, приволье, раздолье. Свобода воли. Последняя воля. Ср. . См. желание, свобода.. выпускать на волю, давать волю, давать полную волю, железная воля, отдавать на чью л. волю, передавать на чью л. волю, по… … Словарь синонимов

    ВОЛЯ, воли, мн. нет, жен. 1. Одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках (науч. филос.). Деятельность воли зависит от внешних условий. Свобода воли. 2. без доп. или к чему. Сознательное стремление к… … Толковый словарь Ушакова

    - «ВОЛЯ», одно из фольклорных произв. раннего Л. (1831), в к ром широко использованы олицетворения метафорич. параллели («мать степь широкая», «братья березы да сосны»), свойственные поэтике «удалых» песен. Персонифицированный образ воли, хорошо… … Лермонтовская энциклопедия

    Воля - Воля ♦ Volonté Способность желать; потенциальное действие или потенция в действии. Не следует путать волю с хотением, хотя оба понятия очень близки. Хотеть можно много противоречивых вещей одновременно (например, бросить курить и закурить),… … Философский словарь Спонвиля

    И, жен. Нов.Производные: Волька; Волюша; Волюка.Происхождение: (Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Воля и, ж. Нов. Производные: Волька; Волюша; Волюка. [Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного… … Словарь личных имен

Книги

  • Воля как предмет функциональной психологии , М. Я. Басов. Впервые переиздаются наиболее значительные работы выдающегося отечественного психолога, представителя петербургской психологической школы Михаила Яковлевича Басова, ученика А. Ф. Лазурского.…

Каждый человек знает, что такое воля, но понимают это понятие до конца далеко не все. Сам по себе термин используется в современной речи достаточно часто, но смысл, который в него вкладывают, не всегда соответствует действительности. В данной статье поговорим о том, что такое воля и можно ли развить это качество в себе.

Общее понятие

Каждый человек - это личность, обладающая особым набором качеств. Некоторые из них приобретенные, другие же врожденные. Такая способность человека, как воля, связана с его мыслительной деятельностью и желаниями. У каждого индивидуума она может быть развита по-разному. Так, например, человек с сильной волей четко знает, чего он хочет, и уверенно следует к своей цели. Наоборот же, если эта способность развита слабо, сложно принимать решения и достигать целей. В жизни человека со слабой волей его судьбой управляют разные факторы и люди, только не он сам.

Сознательная саморегуляция

Рассматривая вопрос о том, что такое воля, следует обратить особое внимание на то, что эта способность является осмысленной и сознательной. Она контролируется многими отделами головного мозга и в целом зависит от психотипа человека. Учитывая выше написанное, можно сделать вывод, что полное управление своей деятельностью - это и есть воля. Есть и еще один немаловажный нюанс. Многие психологи утверждают, что обязательным условием присутствия воли является цель. Так, стремление человека к достижению определенного желания и есть проявление этой способности.

Сила воли

Достаточно часто это простое слово из четырех букв встречается в определенных словосочетаниях. Так, пожалуй, одним из самых популярных является «сила воли». Смысл слов достаточно прост. В это понятие вкладывают умение к самоубеждению. Но так ли это? Так, например, человек хочет бросить курить. Он убеждает себя в том, что эта привычка не приносит в его жизнь ничего хорошего. Затем происходят попытки не брать в руки сигареты. Если они оказываются успешными, говорят, что у человека есть сила воли. Если же такого запала хватило только на несколько часов или дней, то можно сказать, что у него ее нет. Получается, что человек не смог себя убедить? Не факт. Так, личность может быть твердо убеждена, что курить - это плохо, но при этом продолжать делать затяжку одну за другой. Поэтому умение самоубеждаться - это еще не сила воли. Так, одного желания и понимания оказывается слишком мало. Также нужно придерживаться изначального плана и не отступать от него.

Рассмотрим, что такое воля, с другой стороны. Человек ставит перед собой трудноосуществимую задачу (истинное намерение) и придерживается ее во что бы то ни стало. Именно это и есть сила воли. Кроме всего прочего, она характеризуется определенными функциями. Без них это будет всего-навсего желание и попытки его осуществить.

Основные функции

Воля - это достаточно сложное понятие в психологии. Для того чтобы его понять, следует знать, какие основные функции оно может выполнять.

  • Так, первая и самая важная функция - это побудительная. Она обеспечивает начало тех или иных действий для преодоления некоторых препятствий.
  • Вторая функция - это стабилизация. Она связана с волевыми усилиями, которые помогают поддерживать активность на определенном уровне, несмотря на помехи.
  • Третья функция называется тормозная. Ее предназначение - тормозить желания и цели, которые несовместимы с основной.

Любую ситуацию, где имеет место проявление силы воли, можно рассмотреть согласно данным функциям. Обратимся к примеру, который мы рассматривали ранее. Так, человек решил бросить курить, чтобы, например, сэкономить деньги - это побудительная функция. Представим ситуацию, что у него это получается, но тут приходит в гости друг и предлагает выкурить по одной штучке. Отказ от предложения и будет функцией стабилизации. Когда человеку вдруг придет в голову бросить эту глупую затею и начать экономить на чем-нибудь другом, сработает тормозная функция. Он еще раз все переосмыслит и решит, что не будет отступать от цели.

Черты личности

Как уже было сказано ранее, не каждый человек обладает сильной волей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от свойств личности. Для того чтобы понять, что значит слово «воля», рассмотрим, в каких личностях она проявляется наиболее часто.

Так, волевой человек, как правило, целеустремленный, решительный, настойчивый, самостоятельный. Такая личность обладает хорошей выдержкой и дисциплиной. Эти качества очень важны для человека с сильной волей. Так, например, нерешительному индивидууму будет очень сложно принять решение и поставить перед собой цель. Настойчивость поможет ему во чтобы то ни стало придерживаться плана и не отступать от поставленной цели. Самостоятельность будет проявляться в том, что он без посторонней помощи будет осуществлять задуманное.

Древнегреческие философы

Значение слова «воля» было интересно еще древнегреческим философам. Они тщательно изучали эту способность и пытались понять ее суть. Так, например, Аристотель считал, что воля связана с разумом. В этот термин он вкладывал определенные действия и поступки человека. Аристотель считал, что воля - это истинные желания человека, то, что он хочет больше всего. Они не связаны с потребностями, а возникают только в результате размышлений. Платон, в свою очередь, связывал волю с душой. Ведь именно внутренний мир человека, его сознание может контролировать желания. Только душа определяет и пробуждает активность человека и желание действовать.

Воля и Библия

Мало кто задумывается о том, что именно в Библии можно найти множество информации касательно слова «воля». Так, это способность Бога делать и желать все, что Он хочет. Именно по воле Господа происходят многие события, описанные в Библии. Бог - проявление высшего разума. Именно Он наделен властью и могуществом делать все, что Ему хочется. Так, становится понятным, что воля - это истинные желания и путь к их осуществлению. Поскольку человек создан по образу и подобию Бога, он также наделен этой способностью.

Можно ли тренировать волю?

Если кому-то нравится думать, что его жизнью управляет кто-то другой, то такому человеку вряд ли будет интересно узнать, что волю можно тренировать. Как бы это ни звучало парадоксально, но на самом деле человек - творение Бога, и он сам вправе управлять своей жизнью и судьбой. Но для того чтобы избежать ответственности, некоторые люди подсознательно не хотят признавать это. Они перекладывают обязанности на других людей и живут не по своей воле, а по воле случая. На самом деле это достаточно удобная позиция, ведь потом, в случае неудачи, можно обвинить любого, только не себя.

Волю можно и нужно тренировать, ведь по своей сути данная способность - это свобода. Когда человек управляет своей жизнью, перед ним нет невыполнимых задач. Он абсолютно свободен делать то, чего хочет на самом деле. Такая важная способность, как сила воли, может значительно облегчить человеку жизнь, сделать ее насыщеннее и колоритнее.

Самосовершенствование

Многие ученые на вопрос о том, что означает слово «воля», отвечают так: это способность, которая помогает человеку привести его жизнь в порядок. И на самом деле постановка целей и получение результатов - это весьма важно. Для того чтобы развить силу воли, необходимо тренировать те качества личности, о которых мы упоминали ранее. Так, человеку следует стать более решительным, самостоятельным, настойчивым. Еще одна важная деталь - это организованность. Для начала необходимо дисциплинировать себя. Постарайтесь организовать свой день так, чтобы выполнять определенные действия в одно и то же время. Например, завтракайте каждый день ровно в 8 утра.

Еще один синоним к слову "воля" - это "целеустремленность". Постарайтесь ставить перед собой небольшие задачи и выполнять их в четкие сроки. Немаловажно обратить внимание и на сиюминутные желания. Это главные враги силы воли. Когда возникает какое-либо желание, для начала его необходимо проанализировать. Так, например, вам захотелось кусочек шоколада. Проанализируйте, насколько он вам необходим именно сейчас. Поставьте перед собой цель съесть его ровно через час. Нужно убедить себя в том, что ваш разум контролирует ваше тело, а не наоборот.

Таким способом нужно постараться дисциплинировать себя во многих вещах. Сила воли - это на самом деле способность человека контролировать свои мысли и желания с учетом основной и главной задачи. Если вы каждый раз будете останавливаться и задумываться о необходимости того или иного действия, то уже спустя месяц вы заметите, что поставить перед собой задачу и выполнить ее вам будет гораздо легче.

Так маленькими усилиями и формируется сила воли. Немаловажно помнить и о том, что чем лучше будет мотивация, тем легче будет выполнять те или иные задачи. Люди, у которых эта способность хорошо развита, более успешны. Они умеют планировать свое время и идут к цели маленькими, но уверенными шагами.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется.в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),уверенность в себе . Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными:ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду:деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные . В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность . Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать "нет" своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им "да" (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью "списывают" свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на "объективные условия" - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

Контрольные вопросы

1. Каковы понятия и основные признаки воли?

2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли. Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком "+" избранный тобой один из трех ответов: "да", "не знаю (иногда)", "нет":

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту - в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова "противной стороны"?

Варианты ответа

Номер ответа

Итого

Не знаю, иногда

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной системе: "да" - 2 балла; "нет" - 0 баллов; "не знаю" - 1 балл.

0 - 12 баллов . С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением "что мне, больше всех надо?.." Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что "переделать" в своем характере. Если удастся - от этого ты только выиграешь.

13 - 21 балл . Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 - 30 баллов . С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

    Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. - М., 1983. - С. 454 - 465.

    Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979. - С. 67.

    Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - С. 194, 204 - 213.

    Котыпло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971. - С. 11 - 51.

    Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - С. 357 - 366.

    Общая психология. - М., 1986. - С. 385 - 400.

    Психологический словарь. - С. 53, 54.

    Психология. Словарь. - С. 62, 63.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - С. 182 - 211.

    Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методика США). - С. 20 - 22.

    Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986. - С. 3 - 23.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Понятие воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Функции воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Произвольные и непроизвольные волевые действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Структура волевого действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Волевые качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Теории воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Патология воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Введение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это свойственно человеку.

Мы не всегда можем отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных.

Понятие воли

Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля - высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ - воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля - субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Функции воли

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Первая - инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Вторая - стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третья - ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения.

Воля как процесс - это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли - генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности - самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Произвольные и непроизвольные

волевые действия

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Структура волевого действия

Структуру волевого действия можно представить в виде схемы:

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. В этом действии можно отчетливо выделить следующие простые этапы:

1) побуждение;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевые качества

Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость.

Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Теории воли

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

1. Воля как волюнтаризм

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли. Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля, как и все остальное, нуждается в причине». И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля неспособна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма.

2. Воля как «свободный выбор»

Голландский философ Б. Спиноза борьбу побуждений рассматривал как борьбу идей. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода.

Однако английский мыслитель Дж. Локк пытался вычленить вопрос о свободном выборе из общей проблемы свободы воли. Свобода же состоит «именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или желанию».

Американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения. Поэтому волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный, но нужный объект и сосредоточении на нем внимания. Причисляя себя к волюнтаристам, У. Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.

Л.С. Выготский при обсуждении проблемы воли также связывал это понятие со свободой выбора.

3. Воля как «произвольная мотивация»

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые, было явно сформулировано Аристотелем. Философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного соединения со стремлением, придающим решению побудительную силу.

Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли.

Г.И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. К.Н. Корнилов прочеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив.

Л.С. Выготский выделял в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

4. Воля как долженствование

Спецификой этого подхода к понимаю воли является то, что волю рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью.

Патология воли

Выделяют патологию высшей и низшей волевой деятельности. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. При этом обнаруживается патологическое искажение мотивации волевой активности. Проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами.

Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающаяся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения. Абулия - отсутствие побуждений, желаний влечений. Наблюдается при хроническихзаболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как: снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства), социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей и т.д.

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения. Например: патология пищевого инстинкта (булимия - усиление влечения к пище, связанное с отсутствием чувства насыщения; анорексия - ослабление или отсутствие чувства голода), патология инстинкта самосохранения: фобии - беспричинное чувство страха за свою жизнь; агорафобия - страх открытых пространств, близких к ним ситуаций, таких, как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место (обычно - домой); патология полового инстинкта (гиперсексуальность, расстройства половой идентификации)

Также бывают расстройства привычек и влечений (склонность к азартным играм).

Заключение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В целом волевые процессы выполняют три основные функции: инициирующая, стабилизирующая, ингибирующая.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Структуру воли можно представить в виде следующих этапов:

1) побуждение;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Патологию воли делят на низшую и высшую. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения.