100 баллов егэ по биологии. Нужно ли сдавать ЕГЭ после колледжа и техникума? баллов на ЕГЭ по обществознанию и истории

«Всерос» по биологии

Я училась в лицее № 2 имени академика Валиева в городе Мамадыш. В старшей школе я выбрала естественно-научный профиль, где углубленно изучала биологию, химию и физику. С 9 класса моя учительница по биологии Роза Махмутовна Ханафеева начала готовить меня ко Всероссийской олимпиаде школьников. Сначала я прошла школьный этап, где заняла первое место, далее муниципальный этап (первое место), потом поехала на республиканский этап (четвертое место), прошла отбор на финал в Саранске и стала там призером. В 10 классе я повторила этот путь и закрепила свой успех, став призером на финале в Ульяновске. В 11 классе я прошла все этапы вплоть до республиканского, но приняла решение не участвовать в финале, чтобы все силы направить на подготовку к ЕГЭ. В приоритете для меня было хорошо сдать экзамены и получить высокие баллы. К тому же, моя победа на «Всеросе» в 10 классе уже давала мне льготы при поступлении в вузы.

Большая работа

Готовясь к олимпиадам, я проделала огромную работу. Чтобы побеждать на соревнованиях такого уровня, нужно готовиться постоянно: все время читать, регулярно заниматься, узнавать что-то новое по разным темам, решать олимпиадные задачи. Конечно, большой вклад в мой успех внесла наша школьная учительница по биологии, которая руководила всей подготовкой, организовывала занятия, возила нас на биологические школы. Например, мы ездили на биологический факультет Казанского федерального университета на олимпиадные сборы, где, в основном, готовились к практическому туру. В школе же мы изучали теорию.

На пути к ЕГЭ

После такой активной олимпиадной деятельности подготовка к ЕГЭ была для меня несложной. Ведь большинство тем я уже выучила. Мне оставалось лишь вновь повторить весь материал и доучить проблемные разделы. Еще нужно было «нарешать» как можно больше тестовых заданий, чтобы познакомиться с форматом экзамена, понять, что и как там могут спрашивать, с какой стороны нужно подходить к каждому вопросу, изучить типы заданий. Готовились к экзамену мы в рамках основного расписания и на дополнительных кружках по биологии, которые также были организованы в школе.

Что касается учебных пособий, то я могу порекомендовать учебник Билича и Крыжановского «Биология для абитуриентов». Также я использовала сайты «Решу ЕГЭ» , «Незнайка» и сайт ФИПИ , там можно найти задания по всем темам. В период подготовки к ЕГЭ каждый день я решала по одному или по два варианта экзамена, и могу сказать, что на это уходит не так много времени, как кажется. При этом в голове накапливается информация об огромном количестве пройденных заданий и методах их решения.

Простое и сложное

Я считаю, что простых тем в биологии нет. Конечно, каждый ученик может назвать разделы, которые ему более интересны и менее интересны. У меня любимые темы — ботаника и анатомия, а самый сложный для меня раздел — молекулярная биология. Хуже всего дается то, что нельзя «потрогать руками», что изучается лишь в теории. Но даже такие темы вполне реально освоить на хорошем уровне.

Официальные «пробники» мы писали раз в месяц, по расписанию, и баллы у меня были по ним средние. Сначала я получала в районе 86 баллов, потом — больше 90 баллов, но до сотни не доходила никогда. Накануне экзамена я рассчитывала где-то на 96 баллов, о 100 даже не мечтала, такой результат казался мне космическим и недосягаемым.

Легкий ЕГЭ

Когда я получила свой вариант на экзамене, то удивилась: мне показалось, что все очень просто. Я пробежалась глазами по всему КИМу и увидела, что вопросов, над которыми нужно будет поразмышлять, докапываясь до ответа, не так уж и много. Настроение сразу улучшилось, мне осталось лишь внимательно и спокойно выполнить одно задание за другим. На ЕГЭ я поняла, какую большую роль сыграло регулярное решение вариантов во время подготовки. Я «нарешала» их столько и так набила руку, что во время экзамена ответы находила моментально. Когда я вышла из аудитории, то поняла, что все нормально, я справилась и точно получу больше 90 баллов.

Хочу стать врачом

В день объявления итогов экзамена мне позвонила учительница и радостно сообщила: «Алина, у тебя 100 баллов!». Я очень удивилась и, честно говоря, не до конца ей поверила, ведь такого не бывает. Но потом я зашла на сайт с результатами и увидела цифру «100». Вот тогда победа стала реальностью. А мои друзья и знакомые сказали, что не сомневались во мне, что всегда в меня верили и я заслужила свои 100 баллов. Я считаю, что залог успеха — в постоянной работе, нужно идти к своей цели, требуется стремление и старание. Также очень важна поддержка школьного учителя и родителей.

Я всегда хотела стать врачом и учиться в Казанском государственном медицинском университете. Но на всякий случай я также подала документы в Ижевскую государственную медицинскую академию и на биофак Казанского федерального университета. В итоге, в КГМУ меня зачислили вне конкурса как победителя «Всероса» по биологии, и сейчас я учусь здесь на лечебном факультете.

Education

Набрать 300 баллов по ЕГЭ (химия, биология, русский)

Я поставила себе цель набрать максимальное количество баллов по всем трём ЕГЭ. Я реально желаю этого достичь и поэтому буду стараться весь учебный год, буду усердно готовиться, чтобы достичь то, чего я так сильно хочу.

А хочу получить этот результат за тем, чтобы поступить на бюджет в Первый медицинский университет в Санкт-Петербурге.

Goal Accomplishment Criteria

Получила результаты ЕГЭ 2017

Personal resources

Учебники, справочники, пособия, учителя, репетиторы, интернет-ресурсы.

Goal ecological compatibility

Каждый человек может сделать все, чего он пожелает. Если пожелает.

  1. Август. Начало реализации цели.

    Август-месяц: летняя пора, которая вот-вот уже перерастёт в школьную. Настало время начинать реализацию своих целей и готовиться к ЕГЭ.

    Готовлюсь самостоятельно по блокам фипи (биология), по сайту РешуЕГЭ (химия) вплоть до 14 августа. А по русскому иду заниматься с репетитором уже с начала августа.

    Мой план подготовки таков:

    1 . Биология как наука. Методы научного познания.

    1.1. Биология как наука

    1.2. Уровневая организация и эволюция.

    2 . Клетка как биологическая система

    2.1. Клеточная теория

    2.2. Многообразие клеток

    2.3. Химический состав клетки

    2.4. Строение клетки

    2.5. Обмен веществ и превращение энергии

    2.6. Генетическая информация в клетке

    2.7. Клетка-генетическая единица живого

    3 . Организм как биологическая система

    3.1. Разнообразие организмов

    3.2. Воспроизведение организмов

    3.3. Онтогенез

    3.4. Генетика

    3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы

    3.6. Закономерности изменчивости

    3.7. Значение генетики для медицины

    3.8. Селекция

    3.9. Биотехнология

    4. Система и многообразие органического мира

    4.1. Многообразие организмов. Систематические категории

    1. Алканы и циклоалканы

    4. Алкадиены

    5. Ароматические углеводороды

    6. Спирты и фенол

    7. Альдегиды и кретоны

Конечно, надо хорошо подготовиться к экзамену и ознакомиться с тем, какие пробелы в знаниях по биологии были выявлены при сдаче ЕГЭ в 2015 году. В экзамене приняло участие 127000 выпускников, что составило 19,6% от общего количества участников ЕГЭ в 2015 году. 89 человек выполнили работы на сто баллов. Но 15% ребят не удалось набрать необходимого минимального количества баллов.

Как показывают результаты ЕГЭ, основной курс школы выпускниками усвоен. Не вызвали особых трудностей задания по знанию материала о грибах, бактериях, растениях и животных. С вопросами по экологии ребята тоже справились. Не вызвала затруднений и анатомия человека.

Однако работа с рисунком, графиком или схемой, задания, требующие обобщения, стали проблемными (справились только 34% ребят). Значит нужно больше выполнять соответствующих заданий, вдумчиво анализировать представленные в учебниках рисунки (а именно они в основном взяты в качестве экзаменационных) и тренироваться в определении объекта, явления, изображенного на нем.

С заданиями по генетике и биотехнологии справились только 35% выпускников.

Выполнение заданий раздела «Человек и его здоровье» свидетельствует о том, что школьники усвоили основные знания, умения и навыки по указанному материалу. Однако низки показатели знаний кровеносной системы человека, дыхания. Это еще раз доказывает, что нужно как можно больше упражняться в решении пробных ЕГЭ по биологии: кажется, что темы нетрудные, как-нибудь отвечу. Однако именно такая иллюзорная простота и приводит к получению в результате низких баллов.

Раздел «Эволюция живой природы» традиционно вызывает затруднения. При подготовке к ЕГЭ обратите внимание ребенка на факторы эволюции, мутации, виды, популяции. Необходимо четко усвоить доказательства эволюции.

Сложными оказались задания, требующие сопоставления, сравнения объектов, процессов, установления соответствия и последовательности.

Традиционно непростыми были вопросы по селекции и биотехнологии. Однако следует отметить, что выпускники стали успешнее решать задачи по генетике.

К заданиям, требующим развернутого ответа, школьники с низким уровнем подготовки даже не приступали.

Итак, проблемных тем, вопросов, заданий и задач, как показал ЕГЭ, много. Поэтому требуется серьезное отношение к самому выбору биологии для сдачи. С какой целью она выбирается ребенком? Если баллы по этому предмету являются проходными в выбранный вуз – тогда есть смысл его сдавать. Но желание успешно сдать экзамен, а также жизненная необходимость достичь хорошего результата (иначе не поступить в учебное учреждение) должно стать для любимого чада мощной мотивацией осознанного подхода к изучению данного предмета, ответственного отношения к подготовке.

Посоветуйте ребенку сначала внимательно ознакомиться со Спецификацией контрольно измерительных материалов, где описана структура экзаменационного материала, распределение материала по уровню сложности, продолжительность экзамена.

Очень важный документ для правильной подготовки – Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки, который дает подробные сведения о том, знание каких материалов курса «Биология» проверяются и что конкретно.

Непременно основательно изучите «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по биологии». Очень ценный документ. Выпишите все проблемные задания, вопросы, ставящие выпускников на экзамене в тупик и работайте над ними с удвоенной силой. Это и называется «учиться на чужих ошибках». Ведь набраться опыта на своих промахах в данном случае возможности не предоставится.

И конечно путеводная звезда, ориентирующая, в полном ли объеме ребенок готовится, не пропустил ли какие разделы, – это демоверсия ЕГЭ по биологии новая и варианты данного экзамена за прошлые годы.

Все эти материалы можно найти на сайте ФИПИ.

Простое изучение всех учебников за годы обучения в школе положительных результатов не даст. Такой вариант подготовки даже не рассматривайте – он тупиковый. Ребенок только время зря потеряет.

Запишите любимое чадо на курсы в организации дополнительного образования, специализирующиеся на подготовке к сдаче ЕГЭ. Пусть активно занимается самоподготовкой, можно обратиться за помощью и к опытным репетиторам.

Но в любом случае вам нужно и самим знать, на какие темы, вопросы, задания стоит обратить внимание и контролировать их усвоение ребенком.

М.: 2018. - 512 с.

Предлагаемое пособие содержит теоретический материал и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями. Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

Формат: pdf

Размер: 7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 12
Что должен знать выпускник средней школы 12
Как проверяется экзаменационная работа 12
Словарь терминов ЕГЭ 12
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 22
Часть 1 22
Часть 2 31
Ответы к заданиям 33
Часть 1 33
Часть 2 33
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 35
РАЗДЕЛ I. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 35
Вегетативные органы растений 35
Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растения и окружающая среда 35
Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Удобрения. Видоизменения корня 40
Лист. Значение листьев в жизни растений. Внешнее строение листа. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листопад 44
Стебель. Понятие о побеге. Развитие побега из почки.
Значение стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец.
Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: их строение и хозяйственное значение 47
Вегетативное размножение цветковых растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения 50
Задания 52
Генеративные органы растений. Семя. Плод 55
Цветок и плод. Строение цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение 55
Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов
и семян. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человека.... 58
Семя. Строение семян двудольного и однодольного растений. Состав семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян 60
Задания 62
Водоросли 65
Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве 65
Задания 70
Мхи. Папоротникообразные 73
Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности строения. Образование торфа и его значение 73
Папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение 75
Задания 77
Голосеменные 80
Строение и размножение голосеменных на примере сосны и ели. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве 80
Задания 82
/Покрытосеменные 85
Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях. Значение международных названий растений 85
Основные семейства класса Двудольные 86
Основные семейства класса Однодольные 90
Задания 91
Развитие растительного мира на Земле 94
Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира. Создание культурных растений человеком 94
Бактерии 97
Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий и их роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними 97
Задания 102
Грибы. Лишайники 105
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве 105
Строение, питание, размножение лишайников. Симбиоз.
Роль лишайников в природе и хозяйстве 110
Задания 112
РАЗДЕЛ II . Животные 115
Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений.
Классификация животных 115
Одноклеточные 118
Общая характеристика 118
Тип Саркомастигофоры. Представители.
Строение, распространение, значение 120
Тип Инфузории. Инфузория-туфелька, особенности строения и процессов жизнедеятельности, раздражимость, размножение 123
Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит - возбудитель малярии 124
Задания 125
Многоклеточные 128
Тип Кишечнополостные, общая характеристика типа 128
Пресноводный полип - гидра: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое 130
Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение 131
Задания 132
Плоские, Круглые и Кольчатые черви 136
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение, мускулатура, питание, дыхание, выделение, нервная система,
размножение, регенерация 136
Представители типа Плоские черви: их строение, распространение и значение 137
Тип Круглые черви (Нематоды). Общая характеристика типа. Внешнее строение, полость тела, питание, размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними 140
Представители типа Круглые черви: строение, распространение, значение 141
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, регенерация, размножение 142
Представители типа Кольчатые черви: строение, распространение и значение 144
Задания 145
Тип Моллюски 149
Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности 149
Представители типа Моллюски: строение, распространение, значение 151
Задания 153
Тип Членистоногие 157
Общая характеристика типа 157
Класс Ракообразные. Речной рак: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности.... 159
Класс Паукообразные. Паук-крестовик: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Роль клещей в природе и их практическое значение.
Меры защиты человека от клещей 161
Задания 163
Класс Насекомые. Общая характеристика 166
Отряды насекомых с полным превращением: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые 168
Насекомые с неполным превращением: отряд Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства 173
Задания 174
Тип Хордовые 177
Общая характеристика типа. Класс Головохордовые. Ланцетник: среда обитания, внешнее строение и особенности внутренней организации 177
Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса. Речной окунь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, поведение, размножение и развитие. Многообразие рыб 179
Задания 183
Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных 186
Задания 191
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.
Многообразие современных пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры 194
Задания 200
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты. Происхождение птиц 203
Задания 209
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Отряды млекопитающих 213
Задания 220
РАЗДЕЛ III. Человек и его здоровье 224
Общий обзор организма человека. Органы и системы органов.
Краткие сведения о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей 224
Опорно-двигательная система человека. Строение костей, соединения костей. Скелет человека, отделы скелета 228
Мышцы человека, их строение и функции. Поперечно-полосатые мышцы. Гладкие мышцы 232
Задания 235
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями 238
Задания 245
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция сердца 248
Задания 253
Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Гуморальная и нервная регуляция дыхания 256
Задания 260
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения и процесс пищеварения и всасывания в разных отделах пищеварительного тракта; роль пищеварительных желез.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения 263
Задания 267
Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Витамины и их значение для организма 271
Задания 279
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ 282
Кожа: строение и функции. Роль кожи в регуляции теплоотдачи 285
Задания 286
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме 290
Размножение и развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека 294
Задания 298
Значение нервной системы. Понятие о рефлексе 301
Спинной мозг 301
Строение и функции отделов головного мозга 303
Вегетативная нервная система 309
Задания 310
Органы чувств. Анализаторы 314
Задания 319
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Бодрствование и сон. Сознание и мышление 323
Задания 327
РАЗДЕЛ IV. Общая биология 332
Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания 332
Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных 334
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции 336
Задания 337
Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование 342
Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация 346
Задания 348
Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру 352
Задания 356
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества 359
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство 361
Задания 363
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции 367
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере 369
Задания 372
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Фотопериодизм. Деятельность человека как экологический фактор 375
Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы 380
Задания 381
Популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования 385
Вид, его экологическая характеристика 388
Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов 388
Агроценозы 395
Задания 396
Клеточная теория 400
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Особенности строения клеток прокариот и эукариот 400
Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности 402
Задания 402
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов 406
Задания 412
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества, их роль в клетке. Самоудвоение ДНК 416
Задания 420
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Значение АТФ в энергетическом обмене 423
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез 426
Задания 428
Биосинтез белка 432
Задания 434
Деление клетки и его значение. Митоз 437
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение 438
Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие 442
Задания 443
Генетика 447
Задачи генетики. Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота.
Наследование при неполном доминировании 447
Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления. Цитологические основы расщепления 451
Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.
Перекрест хромосом 453
Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности 455
Задания 458
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости 462
Мутации и их причины. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Экспериментальное получение мутаций 464
Генетика и теория эволюции. Генетика популяций 467
Задания 471
Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений 475
Селекция растений: основные методы и роль естественного отбора. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис.
Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений 477
Селекция животных: типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных 480
Селекция грибов и бактерий, ее значение для микробиологической промышленности. Основные направления биотехнологии 482
Задания 483
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 487
Вариант 1 487
Часть 1 487
Часть 2 496
Ответы к заданиям 498
Вариант 2 500
Часть 1 500
Часть 2 509
Ответы к заданиям 511

В рамках проекта «Последние 30», исследующего феномен постсоветского пространства, десять бывших выпускников, когда-то написавших ЕГЭ на 100 баллов, рассказали, как готовились к госэкзамену, и дали советы тем, кто сдает ЕГЭ 2015.

1. Анна Коновалова, журналист


«Химию я выбрала не сразу... За два года до выпуска мой папа, физик-химик, посоветовал мне сдавать химию. В какой-то момент поняла, что мне нравится химия, поэтому выбрала фармацевтический факультет.

Занималась очень насыщенно. Спецкурс по химии шел раз в неделю по три с половиной часа. К этому прибавлялись три урока химии в течение недели. Репетитора посещала два раза в неделю по полтора часа. Помимо этого, я ходила в медико-биологическую школу два раза в неделю.

Тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ, очень важно нанять репетитора. Очень редко бывает так, что человек очень умный, целеустремленный и способен сам контролировать свой процесс подготовки к экзамену. И, пожалуйста, не надо начинать готовиться к ЕГЭ в мае».

6. Петр Дорожилов, студент НИУ ВШЭ

Учился в Сергиевом Посаде и сдал математику на 100 баллов в 2013 году.


«К ЕГЭ я начал готовиться сразу, как сдал в девятом классе ГИА. В итоге я очень спокойно и без волнения сдал математику, потому что был уверен в собственных силах.

Выпускникам этого года желаю усердно готовиться, прорешивать как можно больше вариантов и не пытаться списать на экзамене».

7. Ольга Кузьменко, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова