Биология - комплексная наука о природе. Биология – наука о жизни

Краткое содержание:

Биология – наука, изучающая живые организмы, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами.

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

Дополнительно:

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития.

Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Биология (греч.bios ,- жизнь, logos- учение, наука) - наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества.

Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения - животным, растениям, вирусам - существуют специальные науки, изучающие каждую из названных групп организмов :

· зоология (наука о животных);

· ботаника (наука о растениях);

· вирусология (наука о вмрусах).

В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками являются :

· микология (наука о грибах);

· альгология (наука о водорослях);

· бриология (наука о мхах) и т. д.

К зоологическим наукам относятся :

· протозоология - учение о простейших;

· арахнология - о паукообразных;

· энтомология - о насекомых и т. д.

Классификацией живых существ занимается систематика.

Ряд биологических наук изучает морфологию, т. е. строение организмов, другие - физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой.

К морфологическим наукам относятся :

· анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений;

· гистология - наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

История развития биологии насчитывает более 2000 лет. Еще античными врачами и философами были предприняты попытки познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий). Из множества проведенных исследований необходимо упомянуть наиболее важные для понимания законов биологии.

· У. Гарвей (1578-1657) открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп;

· 1665 г. - Р.Гук описал клеточное строение пробки; ввел термин «клетка»;

· 1677 г. - АЛевенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

· 1826 г. - К.Бэр наблюдал яйцеклетку млекопитающих;

· 1828 г. - Р.Броун открыл клеточное ядро;

· 1735 г. - К. Линней создал систему классификации растений и животных;

· XVIII в. - в России М.ВЛомоносов и Л.Эйлер создали современный по тем временам микроскоп, позволяющий вести наблюдения за разнообразными биологическими объектами;

· 1838, 1839 гг. - Т.Шванн, М.Шлейден независимо друг от друга сформулировали клеточную теорию, согласно которой клетки признавались элементарной единицей строения растений и животных;

· 1858 г. - Р.Вирхов создал учение о клеточной патологии, ввел постулат: «каждая клетка из клетки»;

· 1859 г. - Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

· 1865 г. - Г.Мендель открыл закон наследования признаков, что способствовало рождению генетики как науки;

· 1881 г. - Л.Пастер открыл принцип вакцин, заложил основы микробиологии и иммунологии;

· 1882 г. - И.Мечников сформулировал фагоцитар­ную теорию, был награжден Нобелевской премией;

· 1900 г. - К.Ландштейнер открыл группы крови человека, был награжден Нобелевской премией;

· 1953 г. - Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК, были награждены Нобелевской премией.

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения - природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей. Наиболее общими методами исследования биологии являются

наблюдение (позволяет описать биологические явления),

сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов),

эксперимент или опыт, моделирование (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях), (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения), исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы.

Значение биологии как науки исключительно велико , так как познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира.

Биология как наука

Определение 1

Биология – наука о жизни, её формах и закономерностях развития. Предметом изучения в биологии является разнообразие живых существ, которые вымерли и ныне населяют Землю, их строение (от молекулярного до анатомо-морфологического), функции, индивидуальное развитие, происхождение, эволюция, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.

Биология исследует общие закономерности, свойства жизни во всех её проявлениях: обмен веществ и энергии, рост и развитие, движение, размножение, наследственность и изменчивость, саморегуляцию, дискретность и т. п.

Современный живой мир делят на царства:

  • Бактерии,
  • Растения,
  • Животные,
  • Грибы.

Бактерии – это организмы клеточного строения, но бактериальная клетка не содержит сформированного ядра. Такие организмы называют прокариотами .

Растения, животные и грибы в клетках имеют сформированное ядро. Это - эукариоты .

Отдельной группой стоят вирусы - доклеточные организмы. Свойство живого они проявляют только пребывая в клетках других организмов.

Значение биологических знаний

Значение биологии как науки очень велико, поскольку познавая историческое развитие органического мира от молекулярного до биогеоценотического уровня можно определить проводящую роль этих знаний в формировании материалистического мировоззрения и понять основоположные философские и методологические проблемы (форма, содержание, целостность, прогресс в природе и т.п.).

Биологические знания способствуют в решении жизненно важных практических проблем. Быстрые темпы возрастания населения, постоянное уменьшение сельскохозяйственных угодий, создало глобальную проблему современности – производство пищи. Это задание способны решить растениеводство и животноводство, которые базируются на достижениях генетики и селекции. Используя законы наследственности и изменчивости есть возможность создавать высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. Благодаря этому становится возможным более интенсивное ведение сельскохозяйственного производства, что сможет удловлетворить глобальные потребности населения в пищевых ресурсах.

Достижения современной биологии практически примененяются в промышленности: биологически синтезируют аминокислоты, кормовые белки, ферменты, витамины, стимуляторы роста и средства защиты растений, органические кислоты и др.

Методами генной инженерии биологи создали организмы, имеющие новые комбинации наследственных признаков и свойств.

Пример 1

Учёные генетики создали растения с повышенной стойкостью к заболеваниям, имеющие способность фиксировать атмосферный азот и т. п.

Кроме того, на основе достижений генной инженерии разработаны биотехнологии, связанные с производством биологически активных веществ (инсулина, антибиотиков, интерферона, новых вакцин для профилактики заболеваний человека и животных).

Теоретические достижения биологии широко используются в медицине. Именно открытия в биологии определяют уровень современной медицинской науки. В частности, благодаря генетическим исследованиям стала возможной разработка методов ранней диагностики, лечения и профилактики многих наследственных заболеваний человека (альбинизма, гемофилии, бесплодности и т.п.). С ними много в чём связан дальнейший прогресс медицины.

Только на основе современных биологических исследований стало возможным решение таких важных проблем современности, как охрана окружающей естественной среды, рациональное использование природных ресурсов и повышение продуктивности растительного мира. Они предвидят выявление и устранение негативных последствий действия человека на природу (загрязнение среды многими вредными веществами), определение режимов рационального использования биосферных резервов.

Замечание 1

Целью биологии является обеспечение сохранения биосферы и способности природы к самовоспроизведению.

План урока №1

«Биология – наука о жизни..»

1. Цели урока

Показать актуальность биологических знаний, выявить значения общей биологии и ее место в системе биологических знаний

2. Оборудование

Таблицы с изображением различных форм жизни

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Введение

Биология-наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи многообразие. Биология относится к естественным наукам

Термин «биология» - Т. Рузом 1797

Общепринятым он стал 1802 –

В) Биология –это комплексная наука

2. зоология - ихтиология-орнитология-этология

4.физиология

8.генетика

9. микробиология

10. экология

3. биотехнология

4. ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Биология 9 класс

План урока №2

«Методы исследования в биологии»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории

2. Новые понятия

Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний учащихся

Б) Изучение нового материала

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение

Сравнение

Эксперимент

Сравнительный метод

Описательный и исторический метод

МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Наблюдение Эксперимент

Проверенные результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов

Проверенная входе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

Биология 9 класс

План урока №3

Тема

«Сущность жизни и свойства живого»

1. Цели урока

Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Жизнь-это

1.Особая форма жизни белковых тел.

2.Самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.

3.Способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, приводит к разложению белков (Энгельс)

В) Самостоятельное задание для учащихся по§ 3

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

СВОЙСТВО

ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВА

Единый хим. состав и принцип строения

Все живые орг-мы открытые системы

Обмен веществ с окружающей средой

Живые организмы развиваются

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды

Все живое размножается

Наследственность и изменчивость

Приспособление к определенной среде обитания

3. Закрепление изученного материала

Биология 9 класс

План урока №4

Тема

«Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.»

1. Цели урока

Выявить уровни организации живого; дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между полимерами и мономерами

2. Оборудование

Таблицы «Уровни организации жизни»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Изучение нового материала

Уровни организации живой природы.

Запись на доске и в тетради

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Молекулярный

Органоиды

Атомы и молекулы

Клеточный

Клетка (организм)

Органоиды

Тканевой

Органный

Организменный

Организм

Системы органов

Популяционно-видовой

Популяция

Биогеоценотический

(экосистемный)

Биогеоценоз

(экосистема)

Популяции

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

(экосистемы)

В) Новая тема – органические вещества

Основой всех орг. в-в служит углевод.

Органические вещества -соединения содержащие углевод(кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки.

Углеродные цепочки могут быть:

Линейные

Разветвленные

Циклические

Г) Новая тема – ПОЛИМЕРЫ И МОНОМЕРЫ

ПОЛИМЕРЫ -СОСТОЯТ ИЗ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЧАСТИЦ МОНОМЕРОВ

РЕГУЛЯРНЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ -СОСТОЯТ ИЗ ОДИНАКОВЫХ МОНОМЕРОВ

-А-А-А-А-А-А-А-А-

-А-Б-А-Б-А-Б-А-Б-

НЕРЕГУЛЯРНЫЕ –СОСТОЯТ ИЗ РАЗНЫХ МОНОМЕРОВ

-А-Б-Б-Б-В-А-А-А-Б-Б-В-

БИОПОЛИМЕРЫ- природные высокомолекулярные соединения(белки, НК, жиры, сахариды и их производные, служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.

Д)

Биология 9 класс

План урока №5

Тема

«Углеводы.»

1. Цели урока

Изучить особенности строения орг. в-в на примере углеводов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.

2. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний (биологический диктант)

Б) Новая тема – углеводы или сахариды

Являются одной из основных групп орг. в-в. они входят в состав всех живых организмов.

Общая формула С n (Н2О) m

Заполнить таб. используя текст учебника § 1.2

Тип углеводов

Название в-в

Свойства

Структурная формула

Моносахариды

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

Дисахариды

Сахароза, мальтоза, лактоза

Полисахариды

Крахмал, гликоген, клетчатка, хитин, целлюлоза.

Функции углеводов

Энергетическая

Строительная

Г) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока №6

Тема

«Липиды.»

1. Цели урока

Изучить особенности строения орг. в-в на примере липидов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.

2. Оборудование

Таблицы «жиры»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний

Б) Новая тема – Липиды

Общая характеристика

Липиды –группа жироподобных веществ, не растворимых в воде. Состоят из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.

В) Функции жиров

1. источник энергии для организма

2. защитная

3. строительная

4. регуляторная

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися

Биология 9 класс

План урока №7

Тема

«Состав и строение белков.

Функции белков»

1. Цели урока

Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков в организме, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Оборудование

Таблицы «строение белка». «функции белков».

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний

Б) Новая тема

Белки или протеины –сложные орг. в-ва, представляющие собой гигантские полимерные молекулы, мономерами которых являются аминокислоты.

Общая формула аминокислот

https://pandia.ru/text/78/217/images/image006_25.gif" width="78 height=2" height="2">H2N – CH – COOH карбоксильная группа

https://pandia.ru/text/78/217/images/image009_20.gif" width="70" height="29">Белки

Глобулярные Фибриллярные

https://pandia.ru/text/78/217/images/image012_17.gif" width="43 height=30" height="30"> Ферменты эластин

Простые Сложные

Е) С/р. выписать в тетрадь «функции белков»

Ж) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока №8

Тема

Тип «Нуклеиновые кислоты.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с особенностями строения молекул ДНК и РНК, выявить основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК, рассмотреть виды РНК и их значение для организма.

2. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Нуклеиновые кислоты.

Характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности ; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Провести сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам.

Схема строения нуклеотида

Азотистое основание углевод

А, Т, Г, Ц дезоксирибоза или остаток фосфорной

А=Т, Г- Ц рибоза кислоты

В) Специфические свойства ДНК

Репликация – процесс удвоения ДНК

Г) Закрепление пройденного материала

Составит цепь ДНК по фрагменту одной из цепи

ГГГЦААТТЦ

Достройте к данному участку ДНК участок иРНК

Г-А-Ц-Т-А-Ц-А-А-Г -

Биология 9 класс

План урока № 9

Тема

«АТФ и другие органические соединения клетки.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ, доказать, что АТФ является универсальным источником энергии для организмов; рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.

2. Оборудование

Таблицы «Ферменты». «АТФ»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Аденозинтрифосфат – это нуклеотид который играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах и известен в первую очередь как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

АТФ был открыт в 1929 г. Карлом Ломанном, а в 1941г. Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке

Структура АТФ

Аденин рибоза три остатка

фосфорной

кислоты, соединенные

макроэргической

связью

АТФ+Н2О АДФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль

АДФ+Н2О АМФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль

В организме энергия синтезируется из АДФ с использование энергии окисляющихся в-в.

АДФ+Н3РО4+энергия АТФ+Н2О

Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.

Гиповитаминоз –недостаток витаминов

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов

Гипервитаминоз –избыток витаминов

Витамины

Жирорастворимые –А, D,E, K,F

Водорастворимые – В, С,РР и др.

В) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока № 10

Тема

«Биологические катализаторы. »

1. Цели урока

Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.

2. Оборудование

Таблица «Ферменты»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Катализ явление ускорения реакции без изменения ее общего результата.

Катализаторы вещества, изменяющие скорость химической реакции,
но не входящие в состав продуктов реакции.

Ферменты биологические катализаторы

Фермент = белок + кофермент (небелковое соединение)

Механизм работы фермента
(механизм «ключ – замок»)

субстрат

Комплекс

«фермент -

субстрат»

продукты

В). Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Как устроена молекула АТФ?

2. Какое значение играет АТФ в организме?

3. Как образуется АТФ?

4. Что такое макроэргическая связь?

5. Что нового вы узнали о витаминах?

6. Зачем нужны витамины в организме?

7. Что такое катализ?

8. Как называются биологические катализаторы?

9. Какой механизм работы фермента вы знаете?

Домашнее задание: § 1.7–1.8 (повторить § 1.4–1.6).

Биология 9 класс

План урока № 11

Тема

«Вирусы.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с неклеточной формой жизни – вирусами , рассмотреть основные признаки вирусов, особенности их размножения; повторить и обобщить материал, изученный в разделе «Молекулярный уровень».

Элементы содержания: вирусы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Вирус табачной мозаики», «Цикл развития вируса», «Вирусы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

III. Изучение нового материала.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК ), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид ). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК , либо РНК .

Вирусы являются одной из самых распространённых форм существования органической материи на планете по численности: воды Мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов – около 1011 частиц на миллилитр воды.

Основные признаки вирусов

1. Мельчайшие размеры (проходят через бактериальные фильтры и не видны в оптический микроскоп).

3. Отсутствие собственного обмена веществ.

4. Неклеточная форма строения.

Размножение вирусов

1-я фаза – прикрепление вирусных частиц к клетке хозяина.

2-я фаза – проникновение вируса внутрь клетки.

3-я фаза – внутриклеточное размножение вируса.

4-я фаза – выход новых вирусных частиц из клетки.

Цил развития вируса

450 " style="width:337.5pt;border-collapse:collapse">

Организмы

Заболевание

Растения

Животные

ТЕМА 1.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

КРИТЕРИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1. Основные вопросы теории

Биология – наука о жизни (с греч. bios – жизнь, logos – учение, наука).

1779 г. – Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф. Энгельс)

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». (М.В. Волькенштейн)

Биологические науки

от объекта

исследования

сквозные

специальные

ботаника

альгология

лихенология

бриология

дендрология

микология

зоология

энтомология

ихтиология

орнитология

териология

микробиология

вирусология

систематика

палеонтология

морфология

анатомия

физиология

биогеография

цитология

гистология

эмбриология

биохимия

молекулярная биология

генетика

эволюционное учение

экология

этология

гигиена

Критерии живых систем

3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе – носители генетической информации – ДНК, РНК.

4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.

5. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

Развитие живой формы материи

онтогенез

филогенез

(индивидуальное развитие)

(историческое развитие)

6. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.

тропизмы

настии

таксисы

рефлекс

изменение

характера роста

движение отдельных частей растительного организма

изменение характера движения

ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой

у растений: геотропизм, гелиотропизм

движение листьев к свету

у простейших: хемотаксис, фототаксис

у многоклеточных животных

7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.

8. Дискретность. Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные и сезонные ритмы).

10. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

11. Единство химического состава.

Для определения живого все критерии нужно использовать в совокупности.

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой целостную, сложно организованную, иерархическую систему. Выделяют следующие связанные между собой уровни организации живой материи .

Уровни

организации

Биологическая

система

Элементы,

образующие систему

1. Молекулярный

Клетка

Молекулы неорганических и органических веществ

2. Клеточный

Клетка

(организм)

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Биогеоценотический

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

Методы исследования живой природы

  1. Наблюдение (описание биологического явления).
  2. Сравнение (находит общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов).
  3. Эксперимент, или опыт (изучает свойства биологических объектов в контролируемых условиях).
  4. Моделирование (имитируются многие процессы, недо-ступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения).
  5. Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).
  6. Инструментальные методы (микроскопия (световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т.д.).

2. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых
систем;

г) строение и функции растений и животных.

2. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

3. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

4. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительно-исторический;

г) метод наблюдения и описания объектов.

5. Живые системы считаются открытыми, потому что:

а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;

в) они обладают способностью к адаптации;

г) они способны размножаться.

6. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

7. Какой из уровней жизни является первым надорганизменным?

а) биосферный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) организменный.

8. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) систематика;

г) эмбриология.

9. Изучением роли митохондрий в метаболизме занимается наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) органическая химия;

г) молекулярная биология.

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

а) окрашивание;

б) центрифугирование;

в) моделирование;

г) биохимический.

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

а) клеточный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) биосферный.

12. Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки:

а) палеонтологии;

б) молекулярной биологии;

в) сравнительной физиологии;

г) экологии.

13. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

а) морфология;

б) систематика;

в) экология;

г) физиология.

14. Палеонтология – наука, которая изучает:

а) ископаемые остатки организмов;

б) причины мутаций;

в) законы наследственности;

г) зародышевое развитие организмов.

15. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:

а) организменный;

б) биогеоценотический;

в) биосферный;

г) популяционно-видовой.

16. В ходе пластического обмена происходит:

а) окисление глюкозы;

б) окисление липидов;

в) синтез неорганических веществ;

г) синтез органических веществ.

17. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования;

б) гибридологического;

в) цитогенетического;

г) биохимического.

18. Гомеостаз – это:

а) обмен веществ и превращение энергии;

б) регулярное снабжение организма пищей;

в) поддержание постоянства среды;

г) поддержание изменчивости организма.

19. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

а) лизосомы;

б) рибосомы;

в) клеточный центр;

г) хлоропласты.

20. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:

а) рост;

б) движение;

в) раздражимость;

г) ритмичность.

3. Установите соответствие

1. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.