Мышление возникает. Мышление добавить свою цену в базу комментарий

Мышление – это умственный и психологический процесс поиска правильного решения, исходя из имеющихся данных о проблеме или задаче, а также возможных путей ее решения с наибольшей выгодой для соискателя или с наименьшими для него затратами.

Этим термином можно назвать и процесс познания окружающего мира в физическом или чувственном плане. Благодаря ему существует воображение, память и речь.

К наукам, изучающим мышление, относятся:

  • Философия: изучает взаимодействие мышления и бытия, а также часто рассматривает его как сознание, дух, или психику;
  • психология интересуется им как причиной появления результатов работы, а также процессом его действия, как оно осуществляется и благодаря чему. В отличие от логики, психология изучает его в том числе в нарушенной и искаженной форме;
  • нейрофизиология изучает механизмы, благодаря которым оно осуществляется;
  • логику интересует только истинное или правильное мышление ();
  • социология изучает это понятие с точки зрения социальных групп;
  • кибернетика интересуется им в рамках искусственного интеллекта.
  • понимание или анализ условий происходящего;
  • решение проблемы или установка цели поиска, а позже связи между известной информацией и неизвестной;
  • построение цепочки целей, которые приведут к решению существующей проблемы;
  • анализ своего способа мышления, поведения или действий (рефлексия) позволяет лицу добиваться поставленных целей и контролировать себя.

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Благодаря палатализации звуков в южных и восточных языках славянской группы звукосочетание [сл"] превратилось в [шл"]. Изменения произошли в праславянский период.

Какие теории изучают?

В зависимости от понимания и ракурса изучения понятия выделяют следующие теории и школы:

  • Ассоциативная . Психические процессы протекают благодаря ассоциациям, а все, что есть в психике, это чувственные представления, связанные все теми же ассоциациями. Мышление состоит из суждения и умозаключения. Суждение – это ассоциирующиеся представления, умозаключение – это ассоциирующиеся между собой суждения, в результате чего из них возникает третье суждение как вывод.
  • Асоцианистская . Развитием мышления считают процесс накопления ассоциаций, который возникает самопроизвольно.
  • Теория Вюрцбургской школы . Мышлением считали внутренний акт или действие. Считали, что мысль развивается благодаря взаимодействию разных мнений. Оно впервые было выделено в самостоятельную деятельность. По мнению представителей школы, не связано с практической деятельностью, речью и чувственными образами.
  • Логика изучает этотпроцесс с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
  • В гештальтпсихологии – это внезапный процесс выделения значимых особенностей поставленной задачи.
  • Мышление как рефлексия, созерцание и способ решения задач;
  • Мышление как деятельность;
  • В гуманистической психологии изучаются проблемы самоактуализации и их влияние на мыслительные процессы.
  • Информационно-кибернетическая теория . В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи.
  • Бихевиоризм рассматривает мышление как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.
  • Теория мотивации изучает связь мышления с возможной мотивацией, которая движет человеком.

Мыслительные процессы в философии

Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.

Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.

Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому . Философ считал тело и душу человека неразделимыми.

Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.

По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.

В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.

В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую ». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.

Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.

Вольтер также выступал против декартовской двойственности.

Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.

Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.

В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.

Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.

Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.

Мышление в психологии

Когнитивная

Мышление связывают с переработкой информации и изучают именно в этом контексте. Его развитие возможно с возникновением символических функций и формированием понятий. К внутренним когнитивным структурам относятся образы и понятия, благодаря им человек имеет возможность изучать окружающий мир, понимать его и применять знания в дальнейшей познавательной деятельности.

Она стремится изучать его, память и восприятие не изолировано. Когнитивная психология разработала огромный арсенал методов и способов, а также разработала массу теоретических моделей, которые способны объяснить некоторые моменты мыслительного процесса.

Клиническая

При изучении учитываются следующие факторы: внешний вид больного, речь, поведение. Достоверный анализ требует изучения каждого его этапа и всего мыслительного хода больного. При контакте с больным важно установить наличие или отсутствие заблуждений, страхов, ложных идей, а также выяснить, какого отношение больного к ним сейчас и ранее, кроме того, необходимо понять, как мышление лица влияет на поведение.

Для анализа мыслительного процесса больных клиническая психология также использует рисунки, схемы, или написанные кому-либо письма.

В патопсихологической диагностике используются следующие приемы для анализа:

  • складывание картинок;
  • понимание художественных текстов;
  • определение последовательности событий и прочие.

Анализ в клинической психологии важен для определения болезни и соответственно курса лечения.

Психоанализ

В психоанализе мышление рассматривается в качестве мотивационного процесса , т. е. его тип и характер связаны с мотивацией лица, но не с активным понимаем своей цели или потребностей, а с глубинной мотивацией. Например, З. Фрейд в своей работе об остроумии и ее отношении к бессознательному утверждал, что остроумие это результат или признак творческого мыслительного процесса, которое возникло из-за неудовлетворенности своих потребностей в прошлом.

Эти процессы связаны либо с глубинными мотивами, либо с мотивами получения желаемого, которые также могут быть глубинными, и поэтому могут человеком и не осознаваться.

Их связь с мотивацией изучалась в психоанализе лишь косвенно. Психоанализ не дает информацию о том, как практически мотивация влияет на организацию и строение этого процесса.

Э. Блэйлеру принадлежит теория аутистического мышления в психоанализе. Автор считает, что аутизм – это форма, при которой у человека доминирует внутренний мир над внешним. Между аутистическим и обычным мыслительными процессами нет четкой разницы, поскольку аутистическое способно проникать в обычное. Аутистические процессы дают выражение скрытым тенденциям и влечениям человека. Для этой формы нет времени, т. к. оно не важно.

Мышление человека, по мнению Э. Блейлера, связано и объясняется аффективными потребностями, опасениями, желаниями или комплексами. Иногда люди бессознательно выбирают определенную форму для защиты от окружающего мира.

Физиология

Мыслительный процесс – это и высшая форма отражения действительности и психологический акт достижения цели. Оно возможно только при наличии мотивации. Умственная деятельность реализуется при помощи речи. В соответствии с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями, предметно-образное мышление существует благодаря правому полушарию большого мозга, а абстрактное и словесно-логическое – левому. Нарушения умственной деятельности возможны при повреждениях в теменно-затылочных и височных отделах левого полушария большого мозга.

Социальная психология

Мышление – это одна из наиболее важных характеристик человека и социума. Его развитие возможно только в обществе и благодаря общению с другими членами этого общества. Его возникновение в социологии - это диалог с сами собой.

Взаимодействие человека с обществом непрерывно влияет на мыслительные процессы. Минимум треть своей жизни люди тратят именно на то, чтобы научиться выживать в социуме. Некоторые ученые полагают, что это период значительно больше и составляет всю жизнь человека.

Социализация человека начинается с самого рождения, когда родители учат его элементарным навыкам, воспитывают в нем какие-то моральные качества, и закладывают в отпрыске какую-то модель поведения в обществе. После человек находится под влиянием своих друзей, одноклассников, а позже супруга, коллег и прочих людей. Влияние общества неизбежно, поскольку, чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться и адаптироваться под общие правила в социуме. Даже при намеренном сопротивлении устоявшихся норм жизни бессознательное влияние на мыслительные процессы человека неизбежно, т.к. человек не живет обособленно в лесу или в пустыне, а живет в социуме.

Коллективное бессознательное, в соответствии с работами К.-Г. Юнга, является универсальным и может встречаться повсюду. Это архетипы, которые существовали еще до рождения человека. К архетипам могут относиться схемы поведения, чувств, переживаний, которые можно встретить в мифологических мотивах.

Личное бессознательное – это те черты или элементы личности человека, которые были подавлены в нем благодаря воспитанию. Заставить человека забыть можно воспоминания, болезненные мысли, неосознанные чувства, комплексы.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Мышление – психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Особенности процесса

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Основные понятия

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие – есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление и другие психические процессы

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки – языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Виды мышления

  • Мышление без образное (англ. imageless thought) – мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
  • Мышление визуальное. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы.
  • Мышление дискурсивное (discursus – рассуждение) – опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.
  • Мышление комплексное (англ. complex thinking) – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.
  • Мышление наглядно-действенное – один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.
  • Мышление наглядно-образное – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
  • Мышление образное – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.
  • Мышление практическое (англ. practical thinking) – процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.
  • Мышление продуктивное (англ. productive thinking) – синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, – это задача познать самого себя.
  • Мышление теоретическое – основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Основные мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Этапы развития мышления

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни. Дальнейшее развитие и совершенствование этой способности протекает в связи: а) с жизненным опытом ребенка, б) его практической деятельностью, в) овладением речью, г) воспитывающим влиянием школьного обучения. Этот процесс развития мышления характеризуется следующими особенностями:

  • В раннем детском возрасте мышление ребенка носит наглядно-действенный характер оно связано с непосредственным восприятием предметов и манипулированием с ними. Отражаемые при этом связи между вещами вначале носят генерализованный характер, лишь под влиянием жизненного опыта сменяющийся в дальнейшем более точной дифференцировкой. Так, уже на первом году жизни ребенок, обжегшись о блестящий чайник, отдергивает руку и от других блестящих предметов. В основе этого действия лежит образование условнорефлекторной связи между кожным ощущением ожога и зрительным ощущением блестящей поверхности предмета, о который ребенок ожегся. Однако в дальнейшем, когда прикосновение к блестящим предметам в ряде случаев не сопровождалось ощущением ожога, ребенок начинает связывать это ощущение более точно с температурными особенностями предметов.
  • На этой стадии ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению: у него возникают понятия (пока еще очень элементарные) о вещах и существующих между ними связях только в процессе непосредственного оперирования с вещами, реального соединения и разъединения вещей и их элементов. Ребенок этого возраста мыслит только о том, что является предметом деятельности; его мышление о данных вещах прекращается вместе с прекращением деятельности. Ни прошлое, ни тем более будущее не являются пока еще содержанием его мышления; он еще не способен планировать свою деятельность, предвидеть ее результаты и целенаправленно стремиться к ним.
  • Овладение ребенком речью к концу второго года жизни значительно расширяет его возможности обобщения вещей и их свойств. Этому содействует называние разных предметов одним и тем же словом (слово «стол» одинаково обозначает и обеденный, и кухонный, и письменный столы, помогая таким образом ребенку образовать общее понятие о столе), а также обозначение одного предмета разными словами с более широким и более узким значением.
  • Образуемые при этом ребенком понятия вещей пока еще очень сильно связаны с их конкретными образами: постепенно эти образы благодаря участию речи становятся все более и более обобщенными. Понятия, которыми ребенок оперирует на данной стадии развития мышления, вначале носят просто предметный характер: в сознании ребенка возникает недифференцированный образ предмета, о котором он думает. В дальнейшем этот образ становится более дифференцированным в своем содержании. Соответственно этому развивается и речь ребенка: вначале в его словаре отмечаются исключительно имена существительные, затем появляются прилагательные и, наконец, глаголы.
  • Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми, от которых дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. В связи с этим мышление ребенка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности. Содержание понятий начинает обогащаться за счет мыслимых связей и отношений, хотя опора на конкретный, наглядный материал еще долго остается, вплоть до младшего школьного возраста. Ребенка начинают интересовать причинные связи и отношения вещей. В связи с этим он начинает сравнивать и сопоставлять явления, более точно выделять их существенные признаки, оперировать при этом простейшими абстрактными понятиями (материала, веса, числа и т.д.). При всем том мышление детей дошкольного возраста отличается несовершенством, изобилует многочисленными ошибками и неточностями, что стоит в связи с отсутствием необходимых знаний и недостаточностью жизненного опыта.
  • В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. Этому содействуют программа и методы обучения, направленные на сообщение детям определенной системы знаний, усвоение путем упражнения под руководством учителя определенных приемов мышления (при объяснительном чтении, при решении задач на определенные правила и т. д.), обогащение и развитие в процессе обучения правильной речи. Ребенок все в большей и большей степени начинает пользоваться в процессе мышления отвлеченными понятиями, однако в целом его мышление продолжает опираться на конкретные восприятия и представления.
  • Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и, особенно в старшем школьном возрасте. Этому содействует усвоение основ наук. В связи с этим мышление учащихся старших классов школы протекает уже на базе научных понятий, в которых отражаются наиболее существенные признаки и взаимосвязь явлений. Учащиеся приучаются к точному логическому определению понятий, их мышление в процессе обучения приобретает плановый, осознанный характер. Это выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и исправлять допущенные в рассуждении ошибки. Большое значение при этом приобретает речь – умение ученика точно и ясно выразить свои мысли в словах.

Стратегии мышления

При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

  • Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.
  • Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.
  • Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к успеху в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление, то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи. Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если интеллект у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста.

  • Не оставайтесь беспомощными. Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

  • Отдайтесь страсти. Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное – лишь развлечение.

  • Действуйте. Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: страх и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом – делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.
  • Пройдите лишний километр или два. Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного.
  • Ожидайте результатов. Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться мотивированным и подталкивает к улучшениям.
  • Будьте гибкими. Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не получат результат.
  • Исследования показывают, что жевательная резинка способствует улучшению мыслительных способностей. В результате жевания резинки повышается приток крови к головному мозгу. Такие люди имеют лучшие способности к концентрации внимания и запоминанию информации. Хорошо использовать жевательные резинки, которые не содержат сахара, чтобы избежать любых побочных эффектов.
  • Когда вы учитесь, старайтесь активизировать все органы чувств. Разные части головного мозга запоминают разные сенсорные данные. Например, за распознание и запоминание картинок отвечает одна часть головного мозга, а за звуки – другая.
  • Как было уже сказано, головоломки на самом деле могут быть очень полезными. Они заставляют вас серьезно поразмышлять над чем-то. Они стимулируют работу мозга, а также пробуждают в человеке способность осмысления. Постарайтесь купить журнал с головоломками, чтобы побольше упражняться.
  • После здорового сна вам будет легче думать.
  • Медиация способствует улучшению мышления. Каждый день уделяйте таким занятиям 5 минут утром и столько же времени перед сном.

Мышление является своеобразной, высшей для человека формой сознания с функциями управления поведением. Вот как образно определил мышление великий американский психолог и философ начала XX в. Уильям Джеймса: «Мышление можно сравнить с театральным действом, в каждой сцене которого одновременно присутствует множество возможностей выбора. Деятельность сознания заключается в сравнении между собой этих возможностей, отборе некоторых из них и вытеснении всех остальных за счет усиления или ослабления концентрации внимания… Иными словами, работа сознания над данными, которые оно получает, напоминает работу скульптора над глыбой мрамора. (James, 1890, р. 288-289).»

Мышление можно образно сравнить с поведением музыканта, слух которого привычно-спонтанно выбирает из какофонии окружающих звуков только нравящиеся, после чего начинает привычно сочинять бесконечные импровизации давно заезженной для него темы. Брюнер (Вгипег, 1957) дал очень глубокое сжатое определение мышлению: «Выход за пределы наличной информации» (цит. по. Д.Халперн). Иными словами, из массы разрозненной информации мышление строит новую реальность (модель несуществующего пока будущего, либо иного мира).

С мышлением связаны процессы приема, оценки, переработки, хранения информации, а также выбора решения. Суть человеческого мышления - трансформация ограниченной информации в некий речевой код (звуки, слова, предложения), который в последующем сам служит материалом общения. Мысль есть кодирование и декодирование информации. Конечный итог трансформации - некий мыслеобраз, несущий отпечаток эмоций. С эзотерической точки зрения, все отражения объектов в форме мыслеобразов материалистичны (наполнены энергией); различие между отражением (мыслеобразом) и исходным объектом - в их «тонкости» (плотности энергии).

Результатом мышления есть мысль, оформленная в слово или предложение; мышление неразрывно связано с речью. О мышлении судят по двум критериям: анализу поступков и анализу особенностей речи индивида.

Мышление имеет характерные черты:

  • способность к произвольному выбору объекта изучения;
  • способность к анализу, синтезу, кодированию, образованию банка данных, декодированию, сличению, принятию решения о действии, наблюдению за изменениями, сопоставлению ожидаемого и полученного результатов;
  • способность к акту творения - созданию собственной информационной модели мира.

Отличительной чертой человеческого мышления считается способность к логике, умению из имеющихся суждений (посылок) сделать очевидный (либо неочевидный, но правильный) вывод (заключение). Существует ряд законов, описывающих логику; заключения, которые не согласуются с законами логики, называют алогичными. Примером простейшей частной формы логики есть силлогизм; суть его - из двух утверждений, которые называются посылками, делают обоснованный вывод (заключение).

Процесс мышления зависит от целого ряда факторов (находится под их влиянием). Это:

  • предварительный опыт (предубеждения, стереотипы, интроекция);
  • сопутствующие обстоятельства (стресс);
  • физическое и психическое состояние индивида (усталость, эмоции, желания);
  • ментальные (мыслительные) возможности индивида (генотипически унаследованные способности и фенотипически приобретенные навыки).

В обычной жизни человеческие рассуждения всегда несут отпечаток субъективизма, и объективны лишь отчасти. В неблагоприятных условиях (сильный стресс, паника) мышление порой становится алогичным; человек не воспринимает либо игнорирует вполне очевидные факты, делая из них неверные выводы. Пример: ребенок чуть не утонул, с тех пор, даже став взрослым, он боится подходить к воде ближе, чем на 10 метров.

Стереотипы и предубеждения

В результате когнитивной деятельности у человека в течение жизни формируется система стереотипов по всем аспектам жизни. Стереотип - это обобщенное представление, некий обобщенный образ о том или ином предмете. Примеры: политик, как правило, это мужчина; известный, часто муссируемый стереотип – умственные способности блондинок. Феномен стереотипа позволяет быстро отнести предмет внимания к той или иной категории. Безусловно, это помогает быстро ориентироваться в ситуации. С другой стороны, если у человека сложился стереотип – начинает срабатывать феномен предубеждения (ложного обобщения и «додумывания»). Пример: у женщины сложился определенный негативный стереотип поведения мужчин по отношению к ней; нового знакомого она автоматически отнесла к категории повес и была несказанно приятно удивлена, когда этот знакомый на поверку оказался совсем иным, нежели она ранее представляла.

В своей известной книге о предубеждениях Олпорт (Allport, 1954) пишет: «Стереотип может жить и набирать силу вопреки всем имеющимся фактам…» (цит. по. Д.Халперн). Именно поэтому всегда необходимо отслеживать, что и как мы думаем и воспринимаем, чтобы уменьшить отрицательное влияние стереотипа. Фиске (Fiske, 1993) тонко заметил: «Без стереотипов будет намного меньше поводов для того, чтобы кого-то ненавидеть, изгонять, истреблять» (цит. по. Д.Халперн)..

Операции мышления

В ходе мышления происходят следующие операции:

Сравнение - установление тождеств и различий между предметами и явлениями, выделение существенных и несущественных элементов.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на множественные элементы с последующим рассмотрением их вне связи с целым; при этом выделяются существенные и несущественные элементы. С анализа начинается любое научное исследование.

Синтез - соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам. Синтез не является «зеркальной» операцией анализа.

Обобщение - процесс выделения и означивания относительно устойчивых свойств окружающего мира. На базе обобщения создаются различные классификации (например, животных, растений и пр.).

Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) - высшая степень обобщения существенных свойств и связей объектов с полным отрывом их от непосредственных чувственно-образных качеств предметов. Различают формальную абстракцию (на базе теоретических построений) и содержательную (на основе непосредственного опыта).

Представление формирует в единое целое существенные и случайные связи в предмете; иными словами, создается чувственный образ объекта.

Понятие , в отличие от представления, заключает в себе качественно новое, иное знание о предмете, в котором образ лишается чувствственного компонента. На этом этапе происходит отделение от чувственных характеристик предмета и превращение его в самодостаточный объект. Понятие - это символьное отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое действие, воспроизводящее предмет познания в абстракции. Можно сказать, это своего рода экономная минипрограмма (драйвер), созданная в результате объемной работы познания предмета.

Суждение представляет собой оформленную в словесную формулировку мысль. В суждении всегда что-то утверждается (или отрицается). Суждение представляет собой высшую, конечную форму мыслительного процесса (но не познания!). В решении проблемной ситуации мышление всегда и обязательно завершается неким суждением. В теории и практике описания когнитивных процессов используется ряд специальных терминов, например «умственные действия» и «умозаключение», а также «дедукция» и «индукция».

Умственные действия обозначают познавательные операции человека, направленные на выявление тех признаков предметов, которые не даны в перцептивном (чувственном) плане. Развитие математики, физики и вообще теории науки осуществляется благодаря умственным действиям.

Умозаключение - логический вывод на основе установления связи между какими-либо суждениями. Умозаключение облекается в словесную форму, за счет чего открывается перспектива выхода из-под влияния перцептивного поля. Различают два вида умозаключений: дедуктивный (логический вывод на основании перехода от общих положений к частным) и индуктивный (логический вывод на основании перехода от частных положений к общим). Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

  • всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);
  • всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;
  • если варьирует причина, варьирует и феномен;
  • если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

Виды мышления

При описании психических процессов выделяют следующие виды и направленности мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное (абстрактно-образное), а также конвергентное и дивергентное.

Наглядно-действенное мышление проявляется в умении манипулировать реальными предметами и обслуживает прежде всего практические задачи.

Наглядно-образное мышление отражает способность к моделированию и разрешению проблемной ситуации в виде представлений о предметах.

Визуальное, или абстрактно-образное мышление (лат. visualis - зрительный) представляет чисто творческий акт познания. Оно напрямую связано с абстрактно-образной репрезентацией объектов действительности и решением проблемных задач путем внутреннего образного моделирования абстрактными понятиями.

Конвергентное мышление (лат. convergere - сходиться) - форма мышления, основанная на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Иными словами, происходит последовательный выбор из множества элементарных операций той единственной, необходимой для решения этой задачи. Иначе конвергентное мышление называют индукцией (от частного к общему). Пример: у каждого из окружающих – одна голова, следовательно, у всех людей одна голова. Иными словами, из множества мелких фактов строится общая гипотеза.

Дивергентное мышление (лат. divergere - расходиться) - форма мышления, противоположная конвергентному; основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Иначе дивергентное мышление называют дедукцией (от общего к частному). Пример: все англичане носят шляпы, следовательно, если человек в шляпе, он – англичанин. Иными словами, из одного общего суждения делается частное предположение.

1038

Человек бессмертен

благодаря познанию.

Познание, мышление - это

корень его жизни,

его бессмертия".

Г. В. Ф. Гегель

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира. Мышление характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов. Рассмотри понятие мышления с точки зрения психологии и философии.

С точки зрения психологии

Мышление -- совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление -- опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление (психология) (одна из психических функций) -- психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом многогранном процессе они делают акцент. Психолог О.К.Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности.

Психолог А.В.Брушлинский подчёркивал, что мышление - это прежде всего «отыскание и открытие существенно нового» .

По мнению С.Л.Рубинштейна, разумное поведение должно быть адекватно ситуации и целесообразно использовать соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия. Такое поведение должно достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия . Он подчёркивал также, что мышление не сводится к функционированию уже готовых знаний; оно должно быть раскрыто прежде всего как продуктивный процесс, способный приводить к новым знаниям.

Н.Н. Данилова предлагает рассматривать мышление как «процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.»

С точки зрения философии

"То, что мы называем мысями... зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"

Бертран Рассел.

Мышление -- высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин -- логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления - это процесс Припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Понятие мышления у Декарта

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа - это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души - желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т.е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом - она помещена в гипофизе.

Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов - образов, умственных действий, волевых актов и т.д.

В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчеркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания. Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, т.е. Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно ее отражают.Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ - сомнение во всем. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, т.е. на свои мысли и сомнения.

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления - отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Младенчество Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возраст Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период - яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возраст В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

Характеристика Комбинации Трансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

Возраст Характеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия - элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия - высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возраст В этот период мышление приобретает качественно другой окрас - рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возраст Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.