Социальный педагог функции и его роли. Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения

Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы.

Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понятие «функции педагогического процесса», которое определяется как: «назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс» . Исходя из этого, по аналогии можно рассмотреть и понятие «функции социального педагога» как: назначение, роль, ради которых возникла и осуществляется организованно и целенаправленно социально-педагогическая деятельность.

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов профессиональной деятельности.

Такие функции, как правило, формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных социальных службах. Их выделяют исследователи в своих научных работах, авторы учебников и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться и по количеству, и по названию, и по содержанию.

Так в «Справочнике социального педагога» (автор-составитель Т.А. Шишковец) выделяются 10 функций социального педагога образовательного учреждения:

Аналитико-диагностическая;

Прогностическая,

Организационно-коммуникативная,

Коррекционная,

Социально-профилактическая и реабилитационная,

Координационно-организационная,

Социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся,

Охранно-защитная,

Психотерапевтическая,

В учебном пособии «Социальная педагогика» под редакцией М.А. Галагузовой рассматривается 7 функций:

Диагностическая,

Прогностическая,

Посредническая,

Коррекционно-реабилитационная,

Охранно-защитная,

Эвристическая.

Анализируя научные работы, статьи, посвященные изучению особенностей профессии - социальный педагог, можно встретить и другие точки зрения на данный вопрос. В этой связи интерес представляет позиция Натальи Боталовой, рассмотренная в статье «Функции социального педагога», где раскрывается специфика и отличие деятельности социального педагога от работы школьного учителя через то, какие функции он выполняет. Автор называет 11 функций:

Диагностическая,

Прогностическая,

Правозащитная,

Предупредительно-профилактическая,

Посредническая,

Организационная,

Коммуникативная,

Социально-педагогическая,

Социально-психологическая,

Социально-медицинская,

Социально-бытовая

Однако, как считает Н. Боталова, в образовательных учреждениях особое значение приобретают методическая, организаторская и административная функции.

Методическая функция. Планирование любой системы - необходимое условие воспроизводства и развития социально-экономических и других отношений. Планирование должно на всех уровнях отвечать ряду требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. На основании школьной политики, в соответствии с ее приоритетами, принципами, целями, разрабатывается школьная программа мероприятий, охватывающая детей, родителей, педагогов и учитывающая ресурсы поддерживающих групп. Определяется школьный координатор (социальный педагог - заместитель директора по правовому регулированию), который отвечает за выполнение программ, обеспечивает методическое руководство, назначает сроки и контролирует исполнение мероприятий. Обычно мероприятия разбиваются на этапы (подготовительный, деятельностный, оценочно-отчетный) и время их проведения фиксируется в календарном плане.

Наличие информации по итогам работы школы за год рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок принятия обоснованных управленческих решений по вопросу развития образовательной школы в перспективе. Составной частью обоснования и разработки прогнозов при планировании развития школы является ее функционирование на один год и более длительные сроки. Успешное претворение в жизнь концепции развития школы зависит от качества планов и комплексно-целевых программ, а также от уровня их реализации.

Организаторская функция. Во всех взаимосвязанных этапах управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Эта стадия - организация исполнения решений.

Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения и формального закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы распределения и кооперации труда. Конкретное выделение этапов, функциональных стадий в организационно-исполнительской деятельности позволяет спроектировать содержание деятельности социального педагога. В зависимости от общих целей социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Конечно, не все проблемы социальный педагог может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты) для комплексного решения проблем.

Административная функция. Задачи управления конкретизируют поэтапное претворение в жизнь концепции развития школы, определяют средства осуществления плана и комплексно-целевой программы. Принципы и содержание управления устанавливают те исходные позиции и правила, руководствуясь которыми можно достичь цели.

В условиях большой самостоятельности, предоставления многих прав и полномочий самой школе контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника становится традиционным для многих школ.

Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления развития школы в целом.

На школу, являющуюся сложной, многоуровневой и относительно законченной системой, в процессе функционирования оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Это диктует необходимость взаимодействия прогнозов при планировании как между звеньями внутри школы, так и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих с ней.

Социальный педагог для изучения работы классных руководителей с классным коллективом осуществляет просмотр документации (планов, отчетов), непосредственно наблюдает за проведением мероприятий, наличием отклоняющегося поведения у школьников, проводит беседы с учащимися, родителями. Регулярный контроль предупреждает стихийность, неритмичность в работе.

Диагностическая,

Профилактическая,

Просветительская,

Правозащитная,

Воспитательная

Что касается воспитательной функции, по мнению автора, в деятельности школьного социального педагога ей отводится особое место, так как при реализации этой функции свои усилия социальный педагог направляет, прежде всего, на детей с асоциальным поведением и взрослых членов семьи. Социальный педагог пытается формировать положительные личностные качества характера, значимые для жизнедеятельности школьника и его активной жизненной позиции. Он помогает в овладении позитивными социальными ролями, правилами поведения в обществе, обеспечивает возможность нормально развиваться и самореализовываться, воспитывает социальную активность. Социальный педагог работает с семьей в целях установления здоровых отношений между ребенком и взрослыми. Социальный педагог в образовательных учреждениях должен помочь ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации.

Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:

1) Диагностическая:

Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

Выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;

Содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.

2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:

Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;

Осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;

Осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;

Педагогическое просвещение родителей и детей;

Обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;

Формирование педагогической культуры родителей.

3) Организационная:

Организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

Включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

Влияние на разумную организацию досуга детей.

4) Прогностическая:

Программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;

Проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

Разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;

Экспертиза документов и материалов;

5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:

Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;

Приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;

Осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;

Влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

Организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.

6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:

Осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:

Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;

Помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.

7) Организационно-коммуникативная:

Способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;

Установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;

Накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

Формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

8) Правозащитная функция или охранно-защитная:

Использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,

Представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;

Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;

Взаимодействие с органами социальной защиты.

9) Исследовательская или организационно-методическая:

Проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;

Разработка программ, методик, технологий деятельности;

Подготовка методических материалов;

Осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;

Организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семья, его школа и его микросоциальное окружение.

Основные направления деятельности социального педагога определяются его функциями.

Как правило, деятельность социального педагога начинается с диагностики , которая включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Он изучает социальную ситуации в масштабах конкретной территории, бытовые условий жизни детей, из семей, особенности микросоциума, выявляет его позитивные и негативные влияния, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей, семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. В практике часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление.

Выявив психологические, педагогические, медицинские или правовые проблемы ребенка и семьи, социальный педагог выступает посредником между своими подопечными и необходимыми им специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции.

Важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных социальных ролей. Такая работа проводится с детьми и подростками, имеющими педагогические и психологические проблемы, подвергшимися личностному давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников.

Для защиты прав и интересов личности социальному педагогу нередко приходится прибегать к использованию имеющегося арсенала правовых норм, применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к подопечным социального педагога. Кроме того, часто возникает необходимость разработки и реализации комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсации ограниченных социальных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций

Но социальный педагог работает не только с теми детьми, которые уже имеют педагогические и психологические проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает ребенку правильность и необходимость определенного поведения, доводит до его сознания нормы и правила поведения, прогнозирует его поступки и предотвращает такие, которые имеют негативный характер, помогает к адаптации к новым социальным условиям.

Социальный педагог проводит также просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками. Отмечает значение личного примера и авторитета взрослых. Обращает внимание на причины и последствия девиантного поведения у детей и возможности их раннего выявления.

Главным направлением в деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога - поддержать, вселить уверенность ребенку в свои силы, в свои возможности.

Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность социальных инициатив. Он стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам ребенка, его потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознает свою педагогическую позицию - это ведущий участок общего дела. Вместе с детьми и взрослыми)а не за них) - такова основная заповедь социального педагога.

Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка социальных инициатив взрослых и детей, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития способности и готовности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями, общественными организациями. Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное воспитание через создание в образовательном учреждении модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей и их общении и таким образом оздоровить окружающую их микросреду.

Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет подключить к социальному развитию детей различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и. прежде всего, самого учащегося.

Социальный педагог вносит педагогический компонент, педагогическую целесообразность в общую межведомственную систему социальных служб, общую социальную работу, проводимую различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными помощниками.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и государственно-общественными организациями, его задача - заботиться о ребенке и его семье. Одновременно он - защитник интересов конкретного человека, законных прав каждой семьи, взрослых и детей.

Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;

2) социально-педагогическая защита прав ребенка;

3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;

4) социально-педагогическое консультирование;

5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;

7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);

8) организационно-методическая деятельность.

  • Вопрос № 15. Роль игры в учебном процессе
  • Вопрос № 16. Урок как основная форма организации обучения в школе. Типы и структура урока
  • Вопрос № 17. История развития форм организации обучения
  • Вопрос № 18. Управление системой образования в рф. Система внутришкольного управления
  • Вопрос № 19. Приемы устного и письменного опроса по социологии в школе.
  • Вопрос № 20. Средства наглядности на занятиях по социологии.
  • Вопрос № 21. Методы диагностики знаний учащихся по социологии.
  • Вопрос № 22. Реферат, доклад и контрольная работа по социологии.
  • Вопрос № 23. Тесты, социологические турниры и учебные кроссворды: методика их применения.
  • Вопрос № 24. Организация домашней работы учащихся.
  • Вопрос № 25. Система образования в рф
  • Вопрос №27. Основные направления инновационной деятельности в современном образовании. Понятие пед эксперимента. Анализ реального опыта.
  • Вопрос № 28. Формы и методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; ответственность общества за их воспитание.
  • Вопрос № 29. Тестирование в системе образования: сущность метода, его оценка и перспективы использования.
  • Вопрос № 30. Методы диагностики коллектива учащихся
  • Вопрос № 31. Основы социальной педагогики.
  • Вопрос № 32. Педагогическая диагностика: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 33. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи.
  • Тема 1. Моя жизнь, ее ценность и смысл (4 часа).
  • Тема 2. Кто меня окружает (4 часа)?
  • Тема 3. Общество, в котором я живу (4 часа).
  • Тема 4. Что я знаю о явлениях общественной жизни? (6 часов)
  • Тема 5. Что и как я делаю в обществе? (образ моей жизни) (4 часа)
  • Тема 6. Мои обязанности и права в обществе (2 часа).
  • Тема 7. Моя жизнь как арена творчества (6 часов).
  • Тема 8. Игровой практикум (6 часов).
  • Часть I. Социология о природе и дифференциации общества (10 класс)
  • Тема 5. Первое "погружение" социологии в реальность: общество в
  • Тема 27. Стратегия жизни в системе социального ориентирования
  • Тема 28. Модели жизнедеятельности людей в обществе (3 часа).
  • Тема 29. Социальные технологии как средства оптимизации жизнедеятельности людей (3 часа).
  • Тема 30. Социология в моей жизни (социологическая игра "социум-2") (6 часов).
  • Вопрос 34. Программа курса социологии: её роль, основные элементы и порядок составления (на примере одной из социологических дисциплин).
  • Вопрос 35. Культура речи. Особенности публичной речи преподавателя.
  • Вопрос 36. Лекция по социологии. Примерный план лекции по одной из социологических дисциплин.
  • Вопрос № 38 Социологический практикум.
  • Вопрос №39. Методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору)
  • Вопрос №40. Методы диагностики личности учащегося
  • Вопрос № 41. Дидактическая модель и структура содержания учебного предмета «Социология»
  • Вопрос № 43. Особенности и система социологического образования
  • Вопрос № 44. Роль образования в социализации личности
  • Вопрос № 45. Учебные игры и методика их проведения на занятиях по социологии
  • Вопрос № 47. Закон «Об образовании» и его значение для развития системы образования
  • 1. Государственные / Федеральные
  • 2. Ведомственные
  • 3. Региональные
  • 1. Основное среднее (9 классов)
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе
  • Вопрос № 50. Образовательные (учебные) технологии: понятие и виды
  • Вопрос № 52. Современные информационные технологии в образовании
  • Билет №53. Типология школьников: основания и психолого-педагогическое значение.
  • Билет №54. Сущность проблемного обучения.
  • Билет № 55. Роль сми в социализации подрастающего поколения.
  • Билет № 56. Социальная работа с людьми, освободившимися из мест лишения свободы.
  • Вопрос № 57. 1. Понятие и задачи практического занятия в несоц. Специальностях.
  • 2. Групповые и индивидуальные работы.
  • 3. Программа и занятие по социологии.
  • Вопрос № 58. Предмет и объект социальной педагогики.
  • 2. Сущность социализации.
  • 3. Механизмы и агенты социализации.
  • Вопрос № 59. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета
  • 2. Экзамен как форма контроля знаний.
  • Вопрос № 60. Роль религии в воспитании
  • 1. Роль и функции религии в воспитании.
  • 2. Религия как субъект социально – педагогической деятельности.
  • 3. Принципы соц. – пед. Деятельности в конфессии:
  • Вопрос 61. Контроль в структуре учебно-воспитательного процесса.
  • Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности.
  • Вопрос № 63. Особенности профессиональной деятельности учителя-преподавателя, его профессиональная карьера. Методы диагностики профессиональных качеств учителя (преподавателя).
  • Вопрос № 64: Формы и методы организации самостоятельной и факультативной работы студентов.
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе

    Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

    Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

    Основу их деятельности составляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей. Они оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

    Главной направленностью деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков.

    Социальный педагог включает клиентов (и детей, и взрослых) в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы. Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.

    Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у детей и взрослых общей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми, людьми старшего поколения, людьми разных интересов и увлечений помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы.

    Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и “выводит” на их решение социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает детям и подросткам использовать личные ресурсы, возможности микросоциума для преодоления трудностей.

    Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и нормализацию отношений в семье, ее микросоциуме по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия.

    Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, постоянно действующий семинар по семейной педагогике, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

    Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Представляя и защищая интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

    Разнообразие проблем в подростковой среде, социуме, в целом от социального педагога требует конкретных действий в конкретных ситуациях. В практике определились основные этапы практической деятельности социального педагога независимо от специализации.

    Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога – знакомство с подростками с девиантным поведением, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

    Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социальной педагогики, организации разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб, формирует актив добровольных помощников, организует непосредственную деятельность среди населения с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

    На третьем этапе совершенствует характер своей работы, различные ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы “вмешательства”). Вместе с педагогическими работниками, психологами изучает и анализирует сложные ситуации.

    МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Диапазон методов работы социального педагога мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

    Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

    Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

    Поможет составить представление о ребенке изучение его био­графии, его поступков и мотивов.

    Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

    При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

    СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ (должностная инструкция)

    1. Общие положения

    1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.

    1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.

    1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются

    Классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

    1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом РФ, указами Президента РФ, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы, трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

    2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

    2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

    2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

    2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

    3. Должностные обязанности

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует:

    Личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

    Перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;

    Ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

    3.2. Прогнозирует

    Последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;

    Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.

    3.3. Планирует и организует

    Процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;

    Мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;

    Сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;

    Систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;

    Систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.

    3.4. Координирует:

    Совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;

    Взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

    3.5. Руководит:

    Деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;

    Созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    3.6. Контролирует

    Реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;

    Выполнение принятых решений в области социальной адаптации;

    Дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.

    3.7. Корректирует

    Ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    3.8. Разрабатывает

    Нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;

    Отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.

    3.9. Консультирует

    Родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

    Лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

    3.10. Содействует

    Созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;

    Установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Принимать участие:

    В разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

    В разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

    В разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

    В ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

    4.2. Вносить предложения:

    О создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;

    О начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.

    4.3. Устанавливать от имени школы

    Деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

    Для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

    4.5. Контролировать и оценивать

    Ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

    4.6. Требовать

    От участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

    4.7. Давать

    Обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

    4.8. Привлекать

    К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.9. Повышать

    Свою квалификацию,

    5. Ответственность

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    Социальный педагог:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

    6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора по социальным вопросам и охране детства письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

    6.4. Получает от директора школы, заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    6.7. Исполняет обязанности заместителя директора школы по социальным вопросам и по воспитательной работе в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

    Роль социального педагога в современном обществе

    Профессия учителя очень древняя. Роль социального педагога в прогрессивном развитии общества значительно моложе. Он воспитывает и сопровождает юное поколение на протяжении учебы в школе. Формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что социальный педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

    Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

    Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

    Назову основные функции социального педагога в современном обществе :

    1. Педагог выполняет роль «двигателя » в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

    2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

    3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора» , накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных,

    интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их

    затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

    4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист , оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому – неприемлемые.

    Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

    5. Назову ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

    Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодёжи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

    6. И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

    Итак, роль социального педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях . В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.


    В деятельности социального педагога можно выделить следующиефункции:

    · диагностическую (ставит "социальный диагноз", изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, диагностирует характер отношений между людьми, выявляет позитивные и негативные проблемы);

    · прогностическую (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социальной работе);

    · посредническую (налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

    · коррекционно-реабилитационную (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);

    · охранно-защитную (использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов).

    Таким образом, в своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Прежде всего, это роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о здоровье (духовном, физическом и психическом) населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами. Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения; добивается социальной справедливости, помогает реализовать способности. Он является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности, побуждает к действию, инициативе, творчеству. Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов в решении их проблем, помогает развивать способности самим решать свои проблемы. Он выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей, на протяжении ряда лет он как бы ведет семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем. Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов, является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом. Социальный педагог выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов работы с конкретным клиентом.

    Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

    Тема 3. Функции и социальные роли социального педагога

    Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.

    Аналитико-диагностическая функция:

    изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;

    выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;

    ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

    устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;

    содействует выявлению особо одаренных детей;

    выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

    Прогностическая функция:

    на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;

    планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

    строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.

    Организационно-коммуникативная функция:

    способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

    формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

    строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

    Коррекционная функция:

    осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

    усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

    осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

    Координационно-организационная функция:

    организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

    включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

    организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

    координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

    взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

    выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

    Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:

    оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;

    устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом).

    Охранно-защитная функция:

    использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

    содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

    взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

    Психотерапевтическая функция:

    заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;

    устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

    оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);

    оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

    оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;

    организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха.

    Социально-профилактическая функция:

    организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

    влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;

    организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.

    Реабилитационная функция:

    организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.

    ____________

    Задачи: ♦ изучить и проанализировать функции социального педагога; ♦ определить социальные роли специалиста.

    План занятия

    1. Функции социального педагога и их сущность.

    2. Социальные роли специалиста.

    3. Ознакомление с деятельностью социальных педагогов, работающих в разных сферах (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)

    Практические задания

    Задание первое

    1. Проанализируйте функции социального педагога, обратившись к изученным вами источникам и предложенным материалам.

    2. Насколько полно, по вашему мнению, эти материалы отражают деятельность социального педагога?

    Задание второе

    1. Допишите утверждения:

    По моему мнению, социальный педагог должен...

    По моему мнению, социальный педагог может...

    По моему мнению, социальный педагог – это...

    По моему мнению, социальному педагогу необходимо...

    2. Проанализируйте ответы, организуйте дискуссию.

    Задание третье

    Составьте «Карту деятельности школьного социального педагога» (работа с педагогическим коллективом; внешкольное взаимодействие; внутришкольное взаимодействие; повышение профессионализма).

    Задание четвертое

    1. Познакомьтесь с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности социальных педагогов в социально-педагогических учреждениях (Центр помощи семье и детям, Социально-педагогический комплекс, Центр детского и юношеского творчества и др.).

    2. Проанализируйте, какие виды специализаций социального педагога востребованы в том или ином социально-педагогическом учреждении в зависимости от его назначения.

    3. По итогам наблюдения сделайте выводы, какие функции и каким образом реализует социальный педагог в том или ином социально-педагогическом учреждении.

    Задание пятое

    Проанализируйте социальные роли социального педагога. Дополните схему 1.

    Роли социального педагога

    МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

    Социальные роли специалиста

    Социальный педагог, социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, он оказывает влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

    Социальный работник (социальный педагог) выполняет:

    роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества; работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;

    роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;

    роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;

    роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;

    роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;

    роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом;

    роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

    По кн.: Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995. - С. 15-17.

    Итоговое занятие

    Проводится «Круглый стол» по проблемам профессиональной деятельности социального педагога. Его участники студенты (слушатели), преподаватели, социальные педагоги, работающие в различных сферах социально-педагогической деятельности.

    Примерный круг обсуждаемых вопросов: «Учет современной социально-экономической ситуации в деятельности социального педагога», «Личность социального педагога», «Проблемы в практической деятельности социального педагога», «Пути решения социально-педагогических проблем», «Из опыта работы социальных педагогов», «Перспективы развития деятельности социального педагога».

    Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Тема 4. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Социальная педагогика как область науки делает свои первые шаги, но ее истоки можно найти в трудах многих отечественных педагогов, психологов. Особенно бурно социальная педагогика как наука стала развиваться в последние десятилетия. Успешно разрабатывают вопросы социальной педагогики и социальной работы И.Н. Андреева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.В. Васильева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Д. Маврин, И.А. Маврина, А. В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.

    Однако развивающаяся область педагогической науки еще не совсем четко определила свои основные категории. Практика опережает развитие теории, и это приводит к тому, что вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики является дискуссионным, хотя связь их очевидна.

    Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет. Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.

    ___________

    Задачи: ♦ определить предмет, объект социальной педагогики; ♦ определить место социальной педагогики в системе социальных наук, выявить соотношение социальной педагогики и социальной работы; ♦ раскрыть функции социальной педагогики.

    План занятия

    1. Предмет и объект социальной педагогики.

    2. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.

    3. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

    4. Основные функции социальной педагогики.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Задание первое

    Проанализируйте приведенные ниже определения социальной педагогики.

    «Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)».

    А.В. Мудрик

    «Социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды.

    Социальная педагогика как область практической социальной деятельности всегда рассматривает эти проблемы в конкретных, определенных культурно-исторических условиях жизни общества, конкретизирует положения общей педагогики в личностно-средовом контексте. Как наука в структуре гуманитарного образования, социальная педагогика призвана заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, творческой активности человека».

    В.Г. Бочарова

    «Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды».

    В.Д. Семенов

    «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах».

    X . Мискес

    «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостояние негативным отклонениям от норм поведения».

    Е. Молленхауэр

    «Социальная педагогика исследует проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа».

    П. Наторп

    Задание второе

    1. Определите место социальной педагогики в системе наук о человеке, социальных наук.

    2. Раскройте сущность разделов социальной педагогики как отрасли интегративного знания (схема 2).

    Социальная педагогика как отрасль интегративного знания

    (А.В. Мудрик)

    (М.А. Галагузова)

    ПЕДАГОГИКА

    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

    Заимствованные

    Собственные

    3аимствованные

    Собственные

    Образование

    Образование

    Обучение

    Обучение

    Социальное обучение

    Воспитание

    Воспитание

    Социальное воспитание

    Дети (ребенок)

    Дети (ребенок)

    Личность

    Личность

    Развитие

    Развитие

    Деятельность

    Педагогическая деятельность

    Деятельность

    Социально-педагогическая деятельность

    Общество

    Общество

    Социальный институт

    Социализация

    Социализация

    Социальная адаптация

    Социальная реабилитация

    Задание третье

    Проанализируйте функции социальной педагогики: теоретико-познавательную, прикладную, гуманистическую и др. (см. материалы к теме).

    Задание четвертое ; под ред. М. А. Галагузовой, ... 2007. - 250 с. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для...

  • Социальные реформы и социальная работа реалии и перспективы

    Документ

    Центр «Академия», 2004. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога : пособие для студентов / Под ред...