Переход на новые стандарты в начальной школе. Переход на новые образовательные стандарты

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №1»
«Развитие профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго поколения»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя в свете ФГОС»

Подготовила: Зиборова М.М. – учитель биологии высшей

Чернь, 2013

Переход на новые стандарты образования в основной школе.

Профессиональные компетенции учителя в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Одним из ключевых направлений является совершенствование профессионального мастерства учителя. Задача состоит в том, чтобы в школе работали учителя, обладающие ключевыми компетенциями и способные сформировать у своих учеников основные умения учиться и организовывать свою деятельность.

Данные требования реализуются через новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, которые смещают акцент на получение учеником личностных, метапредметных и предметных результатов.

Переход на стандарты второго поколения осуществляется поэтапно.


  1. Начальная школа 2011-2012 учебный год
ФГОС начального общего образования

(утв. Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357)


  1. Основное общее образование 2015-2016 учебный год
ФГОС основного общего образования

  1. Среднее (полное) общее образование 2020-2021 учебный год
ФГОС среднего (полного) общего образования

пока не принят.

Для перехода на работу по стандартам второго поколения должны быть обеспечены критерии готовности на трех уровнях (федеральный, региональный, школьный).

· Создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

· Создание финансово-экономического обеспечения.

· Создание организационного обеспечения.

· Создание кадрового обеспечения.

· Создание информационного обеспечения.

· Создание материально-технического обеспечения

Соответствие образовательного учреждения этим критериям позволяет эффективно вести работу по внедрению ФГОС. Основная работа по реализации новых стандартов ложится на учителей школ. Большое внимание ОУ должно быть уделено созданию кадрового потенциала. Нужно помнить, что большинство школ работало по традиционной системе.

Развитием понятия учебного предмета является включение в него не только части содержания, которую нужно усвоить, но и средства для усвоения содержания учащимися. Основным способом усвоения содержания до сих пор является традиционное обучение, основанное на изложении содержания учебного предмета учителем и восприятием этого изложения учениками. Причем изложение знаний направлено не на конкретного ученика, а некоторого усредненного учащегося. При традиционном обучении единственным источником новых знаний для ученика является учитель и основная задача учителя передать эти знания ученику. Ответственным за передачу знаний является учитель. Поэтому после изучения нового материала идет его закрепление, контроль, корректировка, оценивание.

Реформа школьного образования предполагает переход с объяснительного на деятельностный метод обучения. Это невозможно сделать в рамках традиционного подхода. При деятельностном подходе ученики не пассивные получатели знаний по предложенной учителем схеме, а активные участники его получения. Поэтому учитель, организуя совместную деятельность с учениками, мотивирует, побуждает, организует, координирует, создает, помогает, управляет, стимулирует.

Основной подход состоит в том, что ребенок в активной деятельностной форме осваивает знания, а также приобретает надпредметные навыки работы (универсальные учебные действия).

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.

Переход к деятельностному подходу в обучении меняет роль учителя в учебном процессе. Появляются следующие новые роли:

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Не принимает решения и не дает готовых ответов.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель обладает педагогическим тактом, наблюдательностью и рефлексией.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика (3).

Кроме определенной роли в образовательном процессе учитель выстраивает свою собственную концепцию работы на основе следующих факторов.

· Выбор методов обучения.

· Предпочтение тех или иных видов поощрения или наказания.

· Подбор средств воспитания.

Большую роль играют личные качества учителя: манера поведения, реакция на педагогические ситуации, индивидуальный темп работы, эмоциональность.

В связи с таким подходом по-новому встает вопрос о преемственности обучения в начальной и основной школе. В начальной школе ученики привыкают к индивидуальному стилю работы учителя, и это способствует взаимопониманию, эффективной коллективной работы и получением результатов.

В (2) отмечается, что учебное сотрудничество представляет собой четыре линии:

1) учитель-ученик;

2) ученик-ученик;

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе;

4) учитель-учительский коллектив.

С переходом в основную школу, с началом работы учителей-предметников, эти линии взаимодействия становятся неоднородными. Например, может сложиться так, что взаимодействие учитель-ученик будет меняться с переходом с изучения одного предмета на другой. Можно предложить несколько способов смягчения этой ситуации. Один из них – это шестилетняя начальная школа. Второй – это использование педагогических технологий, в частности, открытых образовательных технологий (4). Они позволяют учителю и ученику максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.

Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности.

· Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии.

· Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах.

· Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.

Хорошие результаты дает использование проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Общее правило разработки проблемной ситуации: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи.

Наиболее распространенный вариант проблемной ситуации возникает тогда, когда учащийся сталкивается с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Другой вариант возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией.

Ещё один вариант проблемных ситуаций возникает при затруднении учащегося в обосновании и осознании выполняемых им действий. Конечно, перечень примеров, раскрывающих способы создания проблемных ситуаций, отнюдь не исчерпывается вышеперечисленными.

Таким образом, перед учителями школы стоит серьезная задача по развитию новых компетенций и организации учебного процесса на деятельностной основе.


Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации не-определенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способ-ность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2. Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

3. Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

Свобода учащегося быть самим собой;

Каждый человек обладает своим «совершенством»;

Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо-собностям, интересам и возможностям;

Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси-мальной степени может способствовать его развитию.

4. Профессиональные качества:

Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уча-щихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

Иметь развитую способность к критике и рефлексии;

Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безли-ким;

Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответствен-ность за результат, любознательность, способность к кооперации и

диалогу и т.п.

Демонстрировать увлеченность своим предметом;

Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

5. Профессиональные компетенции учителя.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

6. Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому плани-ровать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответст-венности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, исто-рию и культуру каждого народа

 Любящий свою Родину

 Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

 Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

7. Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей сре-ды»

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, (само-стоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Участие детей в различных формах дискуссии.

Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить картину мира на основе своего понимания и куль-турных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться выказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный ре-зультат.

Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являет-ся первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

8. Основные компетенции современного учителя.

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу учащихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

«Переход на новые образовательные стандарты»

«В учении нельзя останавливаться»
Сюнь-цзы

2015-2016 учебный год стал для нас началом перехода на новые образовательные стандарты на ступени основного общего образования. А значит, перед педагогами и школой в целом, ставятся новые задачи.

Планируя работу с новыми стандартами, я выяснила, что в соответствии с ФГОС меняется направленность педагогической деятельности. Основы обучения, реализуемые по новым стандартам, требуют от меня умения учить детей формировать своё мышление, свою учебную деятельность, умение добывать знания. Изменения в современной педагогике отличаются постоянной подвижностью и разнообразием. Мне, как учителю необходимо быстро и умело адаптироваться под создавшиеся условия, к изменениям в содержании образования. Большое значение имеет готовность саморазвиваться и стремление принять и понять новое, передовое.

Понять, готова ли я к работе по новым стандартам можно по следующим показателям: знание предмета, психологическая готовность реализации ФГОС, умение применять полученные знания.

Особенностью нового стандарта является системно - деятельностный подход. Целью - развитие личности на основе формирования УУД. Главное требование к условиям осуществления ФГОС - инновационный характер в структуре образования. В прошлое уходят традиционные представления результатов обучения в виде ЗУН. Немаловажно, что одной из особенностей нового стандарта является изменение учебных планов, появление внеурочной деятельности и индивидуальных планов обучения.

Работая с новым образовательным стандартом, необходимо планировать не только урок, но и вариативную деятельность ребенка. Для меня и всех педагогов стоит очень сложная задача, так как в большей мере приходится проектировать образовательную среду ученика и класса в целом, следовать за ходом мысли ученика, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться.

Одним из сложнейших и обязательных условий реализации ФГОС является рефлексия на уроке. В словарях дается следующее определение: рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление, самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Моя готовность к реализации ФГОС нового поколения характеризуется наличием соответствующих ценностных ориентаций, любовью к своей профессии, предмету.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта, необходимо обладать определенными знаниями (компетенциями).

Социально-личностные компетенции : способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность, способность индивидуализировать образовательный процесс, способность понимать и принимать точку зрения других участников образовательного процесса, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.

Постановка целей и задач педагогической деятельности : способность перевести тему урока в педагогическую задачу, способность ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями обучающихся.

Мотивация учебной деятельности : способность обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, способность превращать учебную задачу в личностно значимую.

Информационная компетентность : глубокое знание своего предмета, качественное использование методов преподавания, знание психологических аспектов обучающихся, самообразование.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : способность разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, способность принимать решения в различных педагогических ситуациях.

Компетенции в организации учебной деятельности : способность педагога к взаимопониманию, сотрудничеству, чувствовать интересы других участников образовательного процесса, оказывать помощь в обучении, позитивный настрой педагога, использование современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

При освоении новых ФГОС обнаружила ряд проблем, объединила их в три группы: общие, личностные и системные.

Общая проблема в неготовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные проблемы связаны с психологической неготовностью педагога к изменениям в традиционной, сложившейся педагогической деятельности. Нет осознания себя, как учителя «нового поколения».

Системные проблемы обусловлены неподготовленностью педагогов к выполнению требований ФГОС, в том числе недостаточностью опыта проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение новых стандартов в полной мере зависит от мотивации на изменения в методах и приемах своей деятельности. Новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей работе – вот основа успешной работы по ФГОС.

Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа»

1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

6 октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Попробуем кратко объяснить, что такое новый образовательный стандарт, зачем и по каким причинам он был принят, и с помощью чего он будет реализовываться.

По каким причинам и для чего был принят Стандарт.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться уже на первой ступени обучения, система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.

2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.

Результат этого - трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками . День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.

5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Что такое новый образовательный стандарт.

ФГОС-2поколения – это целый пакет документов, включающий в себя несколько программ, которые до этого относились к внеклассной работе: программа внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного воспитания, программа здоровья. В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.

Так уж повелось в российской школе, что главное внимание в триаде «знания – умения – навыки» всегда уделялось знаниям, поэтому стандарт воспринимался, прежде всего, как перечень знаний, которые должны были освоить ученики. Такому стандарту соответствовали тексты большинства учебников, в которых содержались все необходимые для запоминания знания. Закрепление уместно было выполнять с помощью репродуктивных заданий, а контроль – с помощью простых тестов, проверяющих фактические знания. Поэтому наши школьники и занимали последние позиции в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA).

Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться .

В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения ».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.

III. С помощью чего Стандарт будет реализовываться.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации деятельности школьников. Поэтому в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, которые применяются на всех уроках, начиная с предшкольной подготовки:

Технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

Проблемно-диалогическую технологию,

Технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Чем же эти технологии отличаются от традиционных?

Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Объяснение нового материала - тоже дело учителя, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Дело ученика – рассказать, что он выучил, и получить отметку. У кого лучше память (зрительная или слуховая), тот лучше и расскажет.

Напротив, современные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и технология оценивания - позволяют учащимся самостоятельно открывать знания .

Покажем, как это происходит.

Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью вступительной статьи к учебнику, а также специального методического аппарата. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.

Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение.

Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения . Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте. Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.

Технология продуктивного чтения (возможна при работе с любым текстом на любом уроке):

1. Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

2. Работа с текстом во время чтения

Использование приемов понимания текста.

3 . Работа с текстом после чтения.

Творческое задание.

Обобщающая беседа.

Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему авторы включают таблицу требований с основными умениями в дневники и предлагают самим школьникам учиться себя оценивать.

Основные задачи новой технологии (технологии оценивания):

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Таким образом, сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В результате обучения главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.


ПЕРЕХОД НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Воронежский государственный педагогический университет

Одним из элементов модернизации российского образования является переход на новое поколение образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 г. по Федеральным государственным образовательным стандартам начнут работать высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также начальная школа. Для системы высшего образования РФ – это уже третье поколение стандартов, для школы – второе. История внедрения образовательных стандартов довольно долгая и имеет несколько этапов. В начале 1990 годов, у государства было ожидание, что с переходом на рыночную экономику в стране будет развиваться негосударственное образование. Возникал вопрос – как регулировать негосударственную сферу образования в условиях либерализации? Отсюда и возникла идея образовательных стандартов, как нормативных документов, которые должны будут регулировать сферу образования. Первые стандарты были разработаны для системы высшего профессионального образования, затем они распространились и на другие уровни образования.

Если посмотреть, какова история образовательных стандартов в западных государствах, то следует отметить, что до конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты, как инструмент повышения качества образовательных результатов образования, не применялись. В ряде европейских стран реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. На десятилетие раньше, с середины 1980-х гг., стандарты образования начали внедряться в США.

Какими же факторами объясняется переход российского образования на ФГОС нового поколения и в чем их отличие от ныне действующих стандартов?

Прежде всего, это те существенные изменения, которые произошли в современном обществе в последнее время. «В условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии», – говорит министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В этой связи возникает необходимость изменить парадигму: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Должна поменяться и роль учителя. Он не может быть только ретранслятором знаний. Его главная задача – сформировать у обучающихся такие компетенции, которые помогут им самостоятельно приобретать знания и уметь применять их в практической деятельности.

Задачи, стоящие перед современной школой, нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из ее направлений является повышение качество образования, которое и должны обеспечить новые образовательные стандарты. Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования подготовлены в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением практических работников . В основу разработки стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. При этом стандарты разрабатывались как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающие: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования.

Школьные образовательные стандарты базируются на двух основаниях. Это Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является идеологической и методологической основой новых школьных стандартов. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Разработчиками Концепции являются директор издательства «Просвещение» А. М. Кондаков, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. А. Я. Данилюк, директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков.

К числу базовых национальных ценностей российского общества этот документ относит: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство и литературу, природу, человечество. Эти национальные ценности, по мнению авторов документа, должны определять идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел «Требования к структуре основных образовательных программ» определяет, какой должна быть по содержанию и структуре основная образовательная программа, а также какова доля инвариантной и вариативной частей (для начальной школы обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования).

ФГОС определяет, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Резюмируя, выделим основные особенности новых образовательных стандартов:

1. Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.

2. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.

3. Изменилась структура стандарта (совокупность требований).

4. Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

5. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).

6. ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).

7. Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

8. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

9. Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.

10. Представлены широкие возможности реализации этнокультурной оставляющей ФГОС.

11. Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

12. ФГОС декларирует необходимость создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

2010 – Год учителя в России//Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С.91.