Что делают на нвп в школе. Начальная военная подготовка

Современная педагогика, российская общеобразовательная школа накопили большой опыт подготовки молодежи к военной службе.

Первые системные шаги в этом направлении были сделаны Петром I, который в начале XVIII в. открыл несколько военных школ. Со временем военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, которые в XIX в. были разделены на военные гимназии и военные училища, затем были открыты общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса - военные прогимназии.

Реформа военного образования в 60-х годах совпала с реформой народного образования в России. В этот период в стране были созданы средние учебные заведения двух типов: классическая гимназия (с преобладанием преподавания гуманитарных предметов) и реальная (с естественно - математическим уклоном). В ходе этих реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии нового типа, преобразовав в них общие классы кадетских корпусов. Офицерский преподавательский состав в новых гимназиях предполагалось в основном заменить гражданскими преподавателями. Учебные заведения превращались из закрытых в открытые, а большинство воспитанников в них содержалось за свой счет. Таким образом, военные гимназии функционально как бы приближались к гражданским учебным заведениям. Впоследствии военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса, выпускники которых совсем не обязательно должны были поступать в военные училища.

После проигранной Россией войны 1904-1905 гг. на Дальнем Востоке, военное ведомство выступило инициатором массовой военно-начальной подготовки юношества. Предполагалась многоплановая организация военного образования населения: в военных и общеобразовательных учебных заведениях, в различных добровольческих организациях, в спортивных кружках в сочетании с элементами военного воспитания и военно-учебными целями.

В городских и сельских школах, среди молодежи вне школ начали организовываться «потешные» отряды и «классы военного строя». Помощь в организации военной подготовки должны были оказывать войсковые части, в районах расположения которых возникали «классы военного строя».

Таким образом, в дореволюционный период в России, наряду с подготовкой части молодежи к военной службе в военно-учебных заведениях, шло формирование системы начальной и допризывной подготовки практически всего населения.

Курс на массовое обучение населения военному делу был сохранен и в Советской России. В 30-х годах прошлого века начальная военная подготовка была включена в школьные программы. Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка. Начальная военная подготовка проводилась в 5-7 классах и включала занятия строевой подготовкой, гимнастикой, легкой атлетикой, а также военизированные подвижные игры. Обязательная допризывная подготовка велась в 8-10 классах.

До войны был разработан учебный план дисциплины только на 1940-1941 учебный год. Война внесла коррективы в военную подготовку школьников. Принимались специальные постановления, дорабатывались программы. Для улучшения преподавания военно-допризывной подготовки в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В 1945-1946 учебном году школы вернулись к предвоенному учебному плану. В первый учебный год (1945-1946) в 1-4-х классах школ велись занятия по военно-физкультурной подготовке, в 5-7-х классах - по начальной военной подготовке, в 8-10-х классах - по допризывной военной подготовке. В августе 1946 г. военная подготовка в российских школах была отменена, а программы допризывной военной подготовки в старших классах существенно переработаны. По мере развития школьной сети, налаживания учебного процесса в школах стали вырисовываться проблемы с преподаванием допризывной подготовки: стало не хватать учебно-материальной базы, очень остро встал вопрос об укомплектовании школ учителями для преподавания допризывной подготовки.

Совершенствовалась организационная структура управления процессом проведения военной допризывной подготовки. Все больше внимания организации военно-физкультурной работы в области уделяло управление по физической и военной подготовке Министерства просвещения РСФСР. В тоже время, наблюдалось явное снижение интереса к этому предмету обучения, как в органах управления народным образованием, так и в самих учреждениях образования. В школах фактически произошла ликвидация начальной военной подготовки в начальном звене. В средней школе старшеклассники сразу же начинали заниматься допризывной военной подготовкой. То есть, более специализированной, ориентированной уже непосредственно на службу молодежи в вооруженных силах. Не улучшил ситуацию и переход школ в середине 50-х годов на всеобщее среднее образование.

Начиная с 1955-1956 учебного года средняя школа перешла на новый учебный план и новые программы. Военная допризывная подготовка в них не упоминалась совсем. Элементы военной подготовки в программах физического воспитания еще некоторое время сохранялись, в школах имелись военные кабинеты, оснащенные учебным оружием и другими предметами вооружения. Но о военной допризывной подготовке уже практически не говорилось. Наконец, в феврале 1962 г. состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962-1963 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений.

Начальная военная подготовка к этому времени официально «ушла» из школы, но потребность в ней для школьников сохранилась. Школы все больше стали ориентироваться на военно-патриотическое воспитание. В массовом порядке стали создаваться музеи или уголки боевой славы, для координации их деятельности в городах и районах области появились советы музеев, штабы по военно-патриотическому воспитанию.

Документы показывают, что, по сути, начальная военная и допризывная подготовка сменились факультативным обучением, созданием в школах системы военно-патриотического воспитания. Эти формы имели значительный интерес у юношей-старшеклассников, так как позволяли им без отрыва от учебы заниматься не только военной подготовкой, изучением стрелкового оружия, но и получать специальности по вождению автомобилей и мотоциклов, изучать радиотехнику. Часто занятия по подготовке призывной и допризывной молодежи, совмещались с занятиями по программам трудовой подготовки в 9-10-х классах, производственного обучения в 11-х классах.

Особенности экономического развития страны, военно-политическая ситуация в мире привела к принятию в 1967 г. Верховным Советом СССР закона «О всеобщей воинской обязанности». Законом предусматривалось введение начальной военной подготовки в старших классах средней школы.

Процесс возвращения начальной военной подготовки в школу продлился до 1972 г, когда этот предмет стал преподаваться повсеместно.

К особенностям преподавания нового предмета в школе следует отнести проблему укомплектования школ военными руководителями. Значительно увеличившееся количество средних школ требовало большого количества преподавателей начальной военной подготовки.

Значительно сложнее обстояло дело с учебно-материальной базой. Школам приходилось координировать свои усилия по её созданию, пользоваться совместно имеющимися военными кабинетами, специальными площадками, тирами и т.д. Значительную помощь школам оказали воинские части, расположенные территориально недалеко от школ. В новых условиях формы работы по подготовке к военной службе получили дополнительный импульс своего развития. Был принят современный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», структурированы военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», более частыми стали различные конкурсы и смотры строя и песни, стрелковые соревнования. Появились и новые формы военно-патриотического воспитания. Например, совместно с воинскими частями, комитетами ДОСААФ стали проводить смотры оборонно-массовой работы, недели пропаганды видов и родов войск Вооруженных Сил СССР, активизировалось шефство воинских частей над школами.

Период реформы школьного образования в 70-х годах характерен тем, что практически вся школьная молодёжь области должна была быть привлечена к начальному военному обучению (с учетом перехода на всеобщее среднее образование).

Период реформы 1984 г. оказался интересен не только тем, что на его завершающем этапе произошло очередное исключение предмета начальная военная подготовка из учебного процесса в средней школе, но и тем, что организация его преподавания в 80-х годах получила наибольшее развитие. Прежде всего, была выстроена четкая иерархия управления процессом военного и военно-патриотического воспитания школьников.

В 1991 г. начальная военная подготовка в третий раз за последние полвека была изъята из школьной программы. Но тот потенциал, который был создан в отношении начальной военной подготовки ещё народным образованием в рамках другой государственной системы, оказался достаточным, чтобы функционировать еще несколько лет даже в условиях прекращения её финансирования или разрыва шефских связей с воинскими частями и методические наработки прошлых лет позволяли в целом вполне уверенно продолжать работать в рамках начальное военной подготовки.

Принятие закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 1998 г. привело к упорядочению преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его раздела «Основы подготовки к военной службе», к накоплению и освоению нового опыта, предоставило возможность внедрять в учебный процесс педагогические новации. Учащиеся и преподаватели-организаторы получили возможность использовать в учебном процессе новые учебные и методические пособия и материалы.

Процесс становления и развития начальной военной подготовки в образовательных учреждениях Российской Федерации исторически обусловлен потребностями государства в дополнительной подготовке молодёжи к вооружённой защите Отечества. Эта потребность зависит от комплекса политических, социально-экономических, культурных, демографических и иных условий, складывающихся в конкретный исторический период.

Теоретически призывник должен был получить начальную военную подготовку еще в школе. В первом классе на физическую подготовку и политические занятия отводили один час в неделю, а к десятому классу время военной подготовки достигало десяти часов в неделю. Во время учебы в 8 и 9 классах школьники проходили двухнедельные летние военные сборы. Военная подготовка продолжалась и в десятом классе, после которого выдавался «Аттестат зрелости», который в том числе свидетельствовал и о годности молодого человека к службе в армии (

Ученики школы на занятиях начальной военной подготовки

В старшей школе (8-10 классы) мальчикам преподавались начальные знания, необходимые для службы в составе пехотного взвода. За сдачу норм вручался значок ГТО (готов к труду и обороне).

В начальную военную подготовку входили

  • физические упражнения
  • строевая подготовка
  • военный спорт
  • ходьба на лыжах
  • стрельба
  • химическая защита
  • разведка
  • несение караульной и курьерской службы
  • атака и оборона в составе стрелкового отделения
  • действия против танков
  • первая помощь
  • военное ориентирование и история.

Девочки также проходили обучение военным специальностям, но от них не ожидалась служба во фронтовых частях, поэтому акцент делался на вспомогательные специальности: медицинская служба и связь.

Готов к труду и обороне СССР и
знак ворошиловский стрелок

Часто утверждается, что в Красной Армии солдаты владели только своей специальностью. Это не так. Обучение школьников вели офицеры или сержанты запаса, качество подготовки могло быть разным. В большинстве своем все сводилась к конспектированию лекций и практическим занятиям с тем оборудованием, что имелось в наличии. В городах уровень обучения был ощутимо выше, поскольку здесь проще было найти толкового педагога и необходимое оснащение.

Молодежь с 14 лет могли вступать в ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эта организация обеспечивала подготовку по стрельбе, радиоделу, подводному плаванию, химической обороне, прыжкам с парашютом, планеризму и другим специальностям. За сдачу нормативов по стрелковому делу вручался "знак ворошиловский стрелок". ОСОАВИАХИМовцы совершили сотни тысяч прыжков с парашютом, парашютный спорт пользовался огромной популярностью.

ОСОАВИАХИМ был своеобразным клубом для молодежи, занятия в нем проходили бесплатно. Мощнейшая база: 203 учебных центра, 65 кавалерийских клубов, 144 стрелковых клуба, более 10 тыс стрелковых тиров, 179 аэроклубов и т.д. На 1941 г. в его рядах состояло 13 миллионов членов. Начальная военная подготовка в школе и занятия в ОСОАВИАХИМЕ повышали общий уровень мобилизационной готовности советского общества. СССР мог в любой момент мобилизовать значительное число парашютистов, радистов, водителей и снайперов (в погоне за численностью, как всегда страдало качество).

Екатерина Головченко

В американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers’ Training Corps). Ещё в 1916 году президент США Вудро Вильсон подписал закон о национальной обороне, в котором говорилось и о начальной военной подготовке подростков, которая должна была вестись на курсах JROTC. Затем в 1964 году курсы были значительно модернизированы в соответствии со специальным законом о подготовке младших офицеров запаса. Следует сказать, что для школьников слово «офицер» - просто часть названия. Всё равно в случае вербовки в армию они будут солдатами. Правда, им предоставят льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.

Согласно закону, основными целями JROTC являются воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства и патриотизма, развитие уверенности в собственных силах, лидерства, улучшение способности общаться и устно, и в письменной форме, повышение уровня физической подготовки учащихся, воспитание уважения к американским вооружённым силам и их роли в защите национальных интересов, развитие знания команды, строевых навыков и основных военных правил. Как говорится в самой программе, она готовит подростков к тому, чтобы «лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе».

«Я будущее Соединённых Штатов Америки» - гласит один из пунктов устава JROTC. Достаточно весомый аргумент для представителей юного поколения, чтобы воспитать у них любовь к родине. Школьников учат с особым почётом относиться и к американскому образу жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как «родина», «конституция», «национальная безопасность».

Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооружённых сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов JROTC. Ежегодно на эти цели Пентагон выделяет из своего бюджета около 400 млн. долларов. В прошлом году в 50 штатах США действовали 3.229 школ с программой JROTC. При этом командование сухопутных сил курировало 1.555 школ, ВВС - 724, ВМС - 619, морской пехоты - 260 и береговой охраны - 1. В следующем году планируется иметь уже 3.500 школ с программой JROTC.

JROTC морской пехоты отбирают преподавателей, которые имеют минимум 20 лет действительной службы и физически соответствуют требованиям, предъявляемым к военнослужащим этого рода войск. У авиационных курсов те же требования плюс преподаватель должен иметь степень бакалавра и быть инструктором по лётной подготовке.

Как правило, это отставные военнослужащие, которые продолжают получать пенсию по выслуге лет от федерального правительства. Кроме того, школы оплачивают им разницу от того, что они имели бы, продолжая оставаться на действительной службе. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение её обязательно во время занятий) и оружием. Оно также должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.
В свою очередь школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы JROTC. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на курсах JROTC, гораздо прилежнее относятся к учёбе и отличаются большей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.

Большинство школ предлагает три-четыре года обучения JROTC. Для этого создаётся специализированный класс, в учебный план которого включают военную историю, военные уставы, основы гражданственности и физическую подготовку. Две трети школ предлагают программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее повышают рост интереса к классам. Некоторые школы организуют специальные посещения американских военных баз во время школьных каникул.

Стремление школ открыть у себя классы JROTC поддерживает и большинство родителей, которые считают, что это лучшая альтернатива компьютерным играм, телевизору, шатаниям по улице. «Воспитанники JROTC находятся в лучшей физической форме в отличие от сверстников, которые не являются кадетами этой программы», - говорит Майкл из штата Колорадо.

Следует подчеркнуть, что посещение этих классов - дело сугубо добровольное. Тем не менее многие школьники с удовольствием записываются на курсы JROTC. Например, для многих подростков немалый интерес представляет возможность быть принятыми в морской кадетский корпус или гражданский воздушный патруль, где занятия проводятся по программе JROTC. Там готовят кандидатов для поступления на службу в авиацию или на флот по определённым специальностям. Кадеты этих школ не только обучаются по выбранным ими профессиям непосредственно в этих заведениях, но часто выезжают на аэродромы боевой авиации и в гавани военно-морских сил. Они участвуют в демонстрационных вылетах, учебных плаваниях на боевых кораблях, что должно заинтересовать их как будущих солдат, матросов, офицеров. Кроме того, они получают достаточно реалистическое представление об авиационной и корабельной службе, о повседневной жизни и быте лётчиков и моряков.

Сегодня в классах JROTC обучаются свыше 600 тысяч американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140–150 мест поступает, как правило, 2.000 заявок, а с другой - необходимо пройти серьёзные, порой жёсткие испытания на физическую выносливость, например сделать двадцать и более отжиманий.

Участники JROTC имеют такие же звания, как и в настоящих вооружённых силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих. Курсанты могут быть награждены лентами, медалями и грамотами как командованием курсов, так и другими организациями, например ассоциацией американских офицеров или американских ветеранов. Награждение победителей проводится в торжественной обстановке с приглашением преподавателей, родителей, ветеранов и других гостей.

О значимости и масштабности JROTC говорит и тот факт, что сорок процентов от общего числа генералов армии США начинали карьеру в JROTC. И это не случайно. Ведь у кадет формируется всестороннее образование, повышается самодисциплина, что помогает им впоследствии уверенно продвигаться по служебной лестнице. Хотя, несомненно, учёба, направленная на развитие лидерских качеств, даётся подросткам с трудом. Но достойные примеры военных начальников являются для них стимулом.