Темы для эссе по обществознанию егэ. Пример эссе по обществознанию

Веселый и активный малыш – это счастье для родителей, но все меняется, если ребенок так ведет себя всю ночь. Родители ведут социально активный образ жизни, который предполагает пробуждение утром ⏰, дневную активность и спокойный и здоровый ночной сон.

Ребенок днем спит, а ночью бодрствует

Как это бывает

Часто из-за несоблюдения элементарных правил ребенок бодр и весел ночью, при этом не дает выспаться родителям, зато днем прекрасно и беззаботно спит. При таком варианте событий мама, конечно, может спать в то время, когда спит грудничок, но кто в это время позаботится о папе и делать домашние дела.


Перепутать день и ночь могут дети разного возраста

Ребенок перепутал день с ночью – такая бытовая проблема чревата сложностями для всей семьи. На фоне усталости и раздражения между супругами нередко вспыхивают ссоры, скандалы. В итоге становится плохо всем, в том числе самому ребенку. Поэтому комплексное решение проблемы просто обязательно, но что делать в такой ситуации.

Для начала следует понять, что самое главное в рамках семьи – это счастье каждого человека, соответственно гармоничное счастье. Не может быть такого, что ребенку хорошо, но в это время плохо всем остальным членам семьи. Современные реалии бескомпромиссно утверждают, что мама с ребенком в декрете не имеет достаточных средств для существования. Основная задача по добычи денег ложится на плечи отца семейства. Важно организовать свой быт таким образом, чтобы придя домой, мужчину видел улыбающуюся жену и спокойного ребенка, а ночью вся семья могла спокойно отдохнуть.


Родители! Час ночи - всем подъем!

Определение причины

Для некоторых семей выстраивание становится естественным процессом, другие допускают ошибки, и долгое время с ними героически борются. Но, ведь есть и такие, кто окончательно запутался, что делать в такой ситуации. Специально для таких семей разбор нюансов становится очень важным.


Количество дневного сна

Есть основные причины, которые могут повлиять на смену режима. Пока ваш малыш не научится говорить вы должны методом проб и ошибок исключить эти пункты или четко следовать рекомендациям, делать все необходимое. Не стоит заранее настраивать себя на неудачу. Ваше родительство должно превратиться в счастье, а не в подвиг для всей семьи. Если малыш перепутал день с ночью, не стоит опускать руки.


Новорожденные дети часто плачут из-за колик
  • Болезненные ощущения. Ребенок может быть беспокоен из-за колик, болезни, повышения температуры, дискомфорта во время прорезывания зубов. Многие болезненные ощущения обостряются к вечеру, малыш может не спать всю ночь. Следующий день при сокращении неприятных ощущений он спокойно спит, в это время отдыхает и мама. А ночью малыш опять активизируется и устраивает бессонную ночь всем членам семьи. Такая привычка достаточно быстро закрепляется, если ничего не делать.
  • Температура и влажность в детской спальне. В нашей стране мало семей знают, какие значения должны иметь эти параметры, еще меньше семей имеют в доме приборы для измерения влажности. Между тем покупка термометра, гигрометра и увлажнителя воздуха должна следовать за новостью о пополнении в семье.

Оптимальная температура для сна

Почему эти параметры так важны, что делать, чтобы их оптимизировать?

Многие поколения до нас, наши дедушки и бабушки, папы и мамы искренне убеждены, что чем выше температура в помещении, тем лучше. Однако, нельзя по своему самочувствию судить о состоянии ребенка. Хотя малыш – это человек, но в силу возраста он имеет ряд анатомических особенностей. Потеря тепла у него осуществляется за счет дыхания. Ребенок должен вдыхать прохладный влажный воздух, а с выдохом терять энергию. Если малыш вдыхает воздух температурой +28 °С, то он практически не теряет энергию и вас ждет ежедневный ночной концерт. Температура в детской спальне не должна превышать + 20 °С, а показатели влажности не должны опускаться ниже 50%, это обязательный минимум.

Причем для регуляции температуры в помещении нельзя использовать форточку, в зимнее время воздух на улице имеет очень низкую влажность. Постоянно проветривая, вы стремительно снижаете влажность, которая постепенно увеличивается работающим гигрометром.


Если в комнате сухо, надо купить увлажнитель воздуха

Ребенок перепутал день с ночью – стратегия решения проблемы

После установления причины родителям необходимо сделать все возможное, чтобы установить причину сбоя в режиме, или как в случае колик стойко перенести все испытания.

  • В течение дня поддерживайте активность у ребенка: сведите к минимуму дневной сон, пусть малыш спит, когда совсем потеряет силы. Включайте веселую активную музыку, постоянно разговаривайте с ребенком, показывайте интересные предметы и игрушки, выкладывайте на живот, делайте легкий массаж. Выполняйте рекомендации даже если в очень тяжело, здоровый и глубокий сон будет для вас в качестве благодарности.
  • Нагрузка на ребенка должна быть оптимальной, но не чрезмерной, в этом случае грудничок будет реагировать сильным плачем, который трудно унять. Возможно, целесообразно переходить к старому режиму постепенно, не нанося вред психике ребенка.

Обязательные прогулки в любую погоду
  • Предпоследнее кормление пред сном должно быть легким. Ваша задача, чтобы к концу дня ребенок устал, проголодался. Муж после возвращения с работы вместе с женой искупали ребенка в прохладной воде. Тогда он голодный и холодный прекрасно ест и спит. Вы добились своей цели и награждены крепким сном всех членов семьи.
  • Перед сном необходимо обязательно подготовить комнату ребенка. Когда вы пойдете купаться, необходимо проветрить помещение, включить увлажнитель воздуха. Затем закрыть форточку и регулировать температуру в помещении при помощи краника на батареи, который отвечает за напор воды в отопительной системе. Задача упрощается, если вы счастливый обладатель собственного дома и сами регулируете температуру в помещении.

Детскую надо проветривать

Если малыш по старой привычке проснулся среди ночи, но не устраивает истерику, вы должны не реагировать на его активность. Скорее всего, через некоторое время ребенок сам спокойно уснет.

  • Важный параметр – освещенность помещения. Лучше свести его к минимуму, необходимо приобрести ночник, который вы можете разместить недалеко от себя, включить его при необходимости.
  • Одевайте ребенка оптимально, дети много энергии тратят на обогрев собственного тела. Если малыш закутан во множество одежек, то он копит энергию, которая даст силы для ночного концерта. Если ребенок родился в летнее время, то целесообразно приобретение кондиционера (большой выбор в https://www.premier-techno.ru/). В таких условиях малыш исчерпает свои энергетические запасы, вся семья будет спать в прохладной спальне. Только не забывайте включать увлажнитель, если сильно падает влажность, при работающем кондиционере происходит быстрое осушение воздуха.
  • Увлажняйте воздух в помещении. Влажность воздуха крайне важна для здорового ребенка, а для больного с температурой и насморком жизненно необходима. Дети не умеют самостоятельно очищать носовую полость от слизи, если в помещении достаточная влажность, то слизь не засыхает, а стекает по задней стенке носовой полости. Если воздух пересушен слизь засыхает, ребенок становится беспокойным. Этот параметр очень важен при легочных инфекциях и бронхите. По сути дела в легких происходит аналогичный процесс, может развиться воспаление легких и обструктивный бронхит.
  • Если ребенок беспокоен из-за колик, то не следует перекармливать малыша, поить достаточным количеством воды, не перегревать. Недостаток влаги, перекорм, перегрев усугубляют ситуацию, малыш может не спать всю ночь.

Хватит спать! Хочу играть!

А главное - соблюдайте спокойствие. Через некоторое время все наладится обязательно.

Похожие материалы

С чем только не приходится сталкиваться семьям, в которых появился новорождённый! Молодые родители озадачены вопросами правильного ухода за малышом, его кормления и развития. Одни дети довольно спокойные и «режимные», другие доставляют маме и папе немало хлопот.

Нередко бывает и так, что, вроде бы, всё стабилизировалось и вырисовался график питания и сна, как вдруг появляется новая проблема: ребёнок перепутал день с ночью. Что делать родителям в сложившейся ситуации – поговорим об этом в статье.

Как проявляется нарушение режима сна и бодрствования

Когда говорят о том, что ребёнок путает одно время суток с другим, имеют в виду не многочисленные кратковременные его просыпания ночью, а ситуации, когда малыш активен, хочет играть и веселиться, хотя должен спать.

Бывает, что кроху никак не уложить в кроватку и он бодрствует на протяжении нескольких часов вместо ночного сна. Или может быть так, что ребёнок с вечера засыпает на 2-3 часа, затем встаёт и уже до утра готов прыгать и играть, не теряя активности. После этого днём он может уснуть на несколько часов и тем самым восполнить затраченную энергию.

Здоровье ребёнка от такой путаницы практически не страдает, а вот на состоянии родителей это отражается не лучшим образом.

Причины сбоя режима

Почему новорождённый ребёнок перепутал день с ночью?

  • У детей до полугода это нарушение может быть связано с перенесённой гипоксией, вследствие которой возник синдром повышенной нервной возбудимости. Бывает, что он сопровождается обильными срыгиваниями. И это - весомый повод обратиться к врачу;
  • Причиной одной или нескольких бессонных ночей могут быть болезненные ощущения, которые ваш кроха испытывает при коликах или болях в животике. Чтобы помочь ребенку справиться с этими состояниями, начните применять рекомендации из курса Мягкий животик: как помочь ребенку при болях в животике ?>>>;

Когда боль отпускает (чаще всего под утро), ребёнок засыпает. В течение дня он спит больше обычного, чтобы восстановить свои силы. Ночное бодрствование может войти в привычку, если не скорректировать ситуацию.

  • Неблагоприятные условия сна. Помешать полноценно выспаться ребёнку могут: недостаточная или излишняя влажность в комнате, когда слишком жарко или очень холодно. Если чересчур шумно или недостаточно темно, то это тоже может нарушить сон малыша;
  • Слишком долгий дневной сон. Если ваш малыш выспался днём, то закономерно, что ночью он захочет бодрствовать и развлекаться. Необходимо стремиться к тому, чтобы после полугода интервал между дневным и ночным сном составлял не менее 4 часов;
  • Недостаток выплеска энергии днём, который непременно захочется осуществить в ночное время. Случается это, если ребёнком не заниматься, а предоставить его самому себе, не отвечать его потребностям и мало общаться с ним. В корне неверное поведение взрослых, расплата за которое приходит ночью;
  • Стимулирование активности перед сном. Родители могут играть с ребёнком в очень подвижные игры, танцевать, излишне веселить. Это приводит к тому, что его нервная система перевозбуждается и ребёнок не может заснуть. О том, как постепенно подготовить малыша ко сну, рассказывается в статье Ритуалы перед сном >>>;
  • Отсутствие или нарушение графика приёма пищи, сна. Это как раз зависит от вас, родителей и является одной из самых частых причин того, что новорождённый ребёнок перепутал день с ночью.

Что делать, если ребенок в 1 месяц перепутал ночь и день?

Чаще всего путаница ритмов дня и ночи происходит у новорожденных. Ребенок прожил все 9 месяцев внутри вашего животика. Там было темно и однообразно. Однако, вы могли заметить, что наибольшая активность у ребенка начиналась когда вы ложились спать. Верно?

Внутриутробно дети живут по лунному ритму, а не по солнечному. Бывает, что рождаясь, ребёнок продолжает придерживаться этого ритма и бодрствует ночью, а спит днем. Одной рекомендацией этот вопрос не решить. Вам нужно заняться сном своего малыша комплексно. В специальном курсе по сну малыша вы найдете:

  1. Графики правильного режима дня ребенка;
  2. Временные промежутки между сном и бодрствованием;
  3. Научитесь быстро укладывать ребенка спать;
  4. Вернете режим в правильное русло: ночью – спим, днем – активничаем;
  5. Сможете укладывать ребенка без слез. Быстро и ловко.

А пока пробуйте создавать днем атмосферу не способствующую сну: шумно, светло, громкие разговоры, бряканье посуды. Ночью же – наоборот, старайтесь вести себя очень тихо, не разговаривайте с ребенком, если он проснулся, памперс меняйте в полной темноте. Ночь – время для сна.

Что делать, если ребёнок перестал спать ночью?

В первую очередь, прислушивайтесь к состоянию своего малыша. На что больше похоже отсутствие ночного сна: на бурную активность и веселье или на беспокойство? В зависимости от этого следует вовремя принять решение о необходимости обращения к врачу.

Дневная подготовка

  • Занимайте ребёнка днем. Больше общайтесь, шумите, показывайте, что сейчас время для активности;
  • Сократите длительность дневного сна. С возрастом, она постепенно должна снижаться, как и количество снов. Если после ночной активности ребёнок намерен выспаться днём, старайтесь его развлекать любыми способами: гулять, играть, петь, общаться и т. д;
  • Продолжительность сна днём не должна быть больше обычной, иначе спутанный график станет привычкой.

Создаём комфортные условия для сна

  1. Регулярно подготавливайте комнату для малыша перед сном. Проветривайте её и следите за влажностью. Если воздух слишком сухой, то используйте увлажнитель или развесьте в комнате бельё, которое только что выстиралось. Следите за температурой в помещении. Наиболее комфортная для сна – 20-22 0 С;
  2. Будет лучше, если в комнате, где спит ребёнок не будет ковров и покрывал, которые накапливают много пыли. Мягкие игрушки, по возможности,нужно убирать в коробку или пакет;
  3. Создайте комфортную обстановку для сна: в комнате не должно быть света, исключите посторонние шумы. Можно включать специальные ночники для детей.

Готовимся ко сну

  • Для расслабления и успокоения нервной системы можно купать ребенка в настоях из трав: ромашки, мяты, корня валерианы, пустырника, мелиссы. Подробнее о том, какие еще травы можно применять читайте в статье: Травы для купания новорожденного >>>;
  • Укладывать ребёнка спать стоит не позднее 21:00. Дневной сон должен быть в диапазоне от 12:00 до 15:00. Это поможет более плавно адаптироваться к графику детского сада. Если малыш маленький, то нужно следить за режимом, используя таблицы снов и бодрствования, которые вы получите в курсе «Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев»;
  • Не играйте с малышом перед сном (за 1-2 часа до него) в подвижные игры. Ближе к ночи надо постепенно снижать активность, из занятий оставив чтение, спокойные песенки, рисование, рассматривание картинок и др.;
  • Соблюдайте не только график кормления и сна, но и ритуалы, предшествующие этому, даже если ребёнку месяц, и он перепутал день с ночью. Убирайте вместе игрушки, которые тоже «пошли спать», рассказывайте сказки или интересные истории, пойте колыбельные песни. При этом можно делать ласковый успокаивающий массаж;
  • Если вы услышали, что ребёнок проснулся, но не плачет, не спешите к нему подбегать, выждите некоторое время. Довольно часто, если малыш видит, что реакции не последовало, он снова засыпает.

Если пришлось столкнуться с проблемой путаницы режима у ребёнка, отчаиваться и паниковать не стоит. Всегда думайте о том, что эти трудности временные, и малышу нужно просто помочь вернуться к обычному графику, приложив некоторые усилия. При соблюдении данных рекомендаций и хорошем контакте со своим малышом у вас это обязательно получится!

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Пример эссе на тему:
Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того,
чтобы добиться нужных им всем законов. (Ильин).


Политическая партия - общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге, является занятие мест в парламенте и принятие законов,
определяющих политику страны.
Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.
Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах.
В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны - группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.
С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие.
Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил.
В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.
Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.
Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.


Пример эссе на тему:
Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. Л. Левинсон.


Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует.
От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению.
В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом,
а движение вперёд и только вперёд.


Пример эссе на тему:
Религия одна, но в сотне обличий. Б. Шоу.


Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.
Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество.
Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют.
Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил,
то есть Бога и Богов.
Человек – существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.
Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить?
Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.
Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально – государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире).
Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).
Делая вывод из вышеизложенного – вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они – просто разные формы одного – возвышения человеческой души.

Примеры эссе по обществознанию для ЕГЭ

Образцы эссе

«Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон).

Следует разобраться в том, какой смысл вкладывал А.Пьерон в понятие человек. В момент рождения ребенок уже является человеком. Он – представитель особого биологического вида Homo Sapiens, обладающий присущими специфическими чертами данного биологического вида: большой головной мозг, прямохождение, цепкие руки и т.д. В момент рождения ребенка можно назвать индивидом – конкретным представителем человеческого рода. С рождения он наделен присущими только ему индивидуальными чертами и свойствами: цвет глаз, форма и строение тела, рисунок его ладони. Вот это уже можно определить как индивидуальность. Почему же тогда автор высказывания называет ребенка только кандидатом в человека? Видимо, автор имел в виду понятие «личность». Ведь человек – существо биосоциальное. Если биологические черты человеку даются с рождения, то социальные он приобретает только в обществе себе подобных. И происходит это в процессе социализации, когда ребенок усваивает с помощью воспитания и самовоспитания ценности конкретного общества. Постепенно он превращается в личность, т.е. становится субъектом сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых черт, востребованных и полезных в обществе. Именно тогда его в полной мере можно назвать человеком. Как можно подтвердить данное предположение? Например, 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких, как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству людей, знавших Гоголя с рождения, он был худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила вся Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты и свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Видимо, именно такой смысл вкладывал в свое высказывание А.Пьерон, и я с ним полностью согласен. Появляясь на свет, человек должен проделать длительный, тернистый путь, чтобы оставить след в обществе, чтобы потомки с гордостью говорили: « Да, этого человека можно назвать великим: им гордиться наш народ».

«Идея свободы связана с истинной сущностью человека» (К.Ясперс)

Что такое свобода? Независимость от сильных мира сего, которую могут дать деньги и слава? Отсутствие решетки или бича надсмотрщика? Свобода думать, писать, творить без оглядки на общепринятые каноны и вкусы публики? Ответить на этот вопрос можно лишь, попытавшись разобраться, что такое человек. Но вот беда! Каждая культура, каждая эпоха, каждая философская школа дает свой ответ на этот вопрос. За каждым ответом стоит не только уровень ученого, постигшего законы мироздания, мудрость мыслителя, проникшего в тайны бытия, корысть политика или фантазия художника, но и всегда скрывается определенная жизненная позиция, вполне практическое отношение к миру. И тем не менее. Из всех разнообразных, противоречащих друг другу представлений о человеке вытекает один общий вывод: человек не свободен. Он зависит от чего угодно: от воли Бога или богов, от законов Космоса, расположения звезд и светил, от природы, общества, но только не от самого себя. Но смысл выражения К Ясперса, по-моему мнению, заключается в том, что человек не мыслит свободы и счастья без сохранения своей личности, своего уникального, неповторимого «Я». Он не хочет «стать всем», а «хочет быть самим собой наперекор вселенной», как писал автор знаменитого «Маугли» Р.Киплинг. Не может быть человек счастлив и свободен ценой попрания своей личности, отказа от своей индивидуальности. Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, ещё никому неизвестного, даже если это достигается ценой собственной жизни. Стать свободным – нелегкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни; критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе; поисков идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, так как из разнообразных жизненных обстоятельств, вариантов, ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том или ином случае. И чем сложнее окружающий мир, тем драматичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, сделать тот или иной выбор. Значит, К.Ясперс оказался прав, считая идею свободы истинной сущностью человека. Свобода – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким бременем или оборачивается произволом. Свобода, завоеванная в борьбе со злом, пороками и несправедливостью во имя утверждения добра, света, истины и красоты, может сделать каждого человека свободным

«Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)

Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к заблуждениям людей. Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

Известно, что прогресс – это движение развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Но долгая история человечества доказывает, что движение вперед в одной области, приводит к откату назад в другой. Например, замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом свидетельствует о развитии техники и связанных с ней знаний, науки. Возможность убить сразу массу людей смертельным ядерным оружием тоже безусловное свидетельство развития науки и техники высочайшего уровня. Но можно ли всё это назвать прогрессом? И поэтому все, что проявлялось в истории как нечто положительное, всегда можно противопоставить как нечто отрицательное, и об очень многом положительном в одном аспекте, можно сказать как об отрицательном в другом. Так в чем же смысл истории? Каково направление её движения? Что такое прогресс? Ответить на эти вопросы далеко не просто. Само абстрактное понятие прогресса, при попытке применить его к оценке тех или иных событий конкретно – исторически, непременно будет содержать в себе неразрешимое противоречие. В этой противоречивости и есть драматизм истории. Неизбежен ли он? А дело в том, что главным действующим лицом этой исторической драмы выступает сам человек Зло как бы неизбежно, потому что человек порою получает в качестве результата то, к чему он вовсе не стремился, что не было его целью. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что порождает возможности человека в других условиях по- другому использовать достигнутое. Зло, таким образом, как тень, преследует добро. Видимо это имел в виду автор данного высказывания. Но мне хотелось бы продолжить рассуждение и призвать людей, особенно ученых, задумываться о своих будущих открытиях. Ведь для определения подлинно прогрессивного есть понятие, выработанное всей историей человечества. Выраженное словом «гуманизм», оно обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что сочетается с гуманизмом, и не просто сочетается, а способствует его возвышению.

«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»

(Роберт Оуэн)

Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.

В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.

С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.

Религия – это разумом оправданная мудрость

Я полностью согласен с этим высказыванием и хочу доказать истинность этого изречения на примере известных КНИГ, которые содержат такие мудрости, к которым человечество будет обращаться всегда.

Новый Завет. Ему уже 2 тысячи лет. Своим появлением на свет он произвел невиданное, небывалое волнение сердец и умов, не успокаивающееся и доныне. А всё это потому, что в нём содержаться мудрости, которые учат человечество доброте, гуманизму, нравственности. В этой книге, написанной просто и без всяких прикрас, запечатлена величайшая тайна – тайна человеческого спасения. Людям остается только исполнять эти Великие Мудрости: не убий, не укради, не обижай ближнего, почитай родителей своих. Разве это плохие мудрости? И когда люди забывают выполнять эти мудрости, их поджидают несчастия. В нашей стране в годы советской власти народ отлучили от этой книги. Всё это привело к разрушению духовности общества, а значит к безволию. И даже коммунисты, составляя свой закон – Моральный Кодекс коммуниста, взяли за основу моральные принципы, содержащиеся в Библии. Только обличили их в другую форму. Это доказывает, что мудрость этой книги вечна.

Коран. Это главная книга мусульман. К чему же призывает она? Особое внимание уделяется благородству, которое, в свою очередь, предполагает уважение к родителям. Коран учит мусульман быть твердыми в слове, обязательными в делах и поступках. В нем порицаются такие низменные качества человека, как ложь, лицемерие, жестокость, гордыня. Разве это плохие мудрости? Они разумны.

Приведенные примеры доказывают правильность приведенного высказывания. Все мировые религии содержат такие мудрости, которые наставляют людей только на хорошие поступки. Показывают людям путь в конце туннеля.

Наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни.

Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Ведь с появлением науки прогресс человечества стал ускоряться, и темпы жизни человеческого общества ускоряются с каждым днем. Все это происходит благодаря науке. До её появления человечество достаточно медленно продвигалось по пути прогресса. Миллионы лет появилось колесо, но только благодаря ученым, которые изобрели двигатели, это колесо смогло приводиться в движение с более высокой скоростью. Жизнь человечества резко ускорилась.

Человечеству тысячи лет приходилось искать ответы на многие, казалось бы, нерешаемые, вопросы. Это сделала наука: открытие новых видов энергии, лечение сложных болезней, покорение космического пространства…С началом научно-технической революции в 50-60-е годы XX века, развитие науки стало главным условием существования человеческого общества. Время требует от человека быстрого решения глобальных проблем, от которых будет зависеть сохранение жизни на Земле.

Наука теперь пришла и в каждый наш дом. Она служит людям, действительно сокращая опыты быстро текущей жизни: вместо стирки на руках – автоматическая стиральная машина, вместо половой тряпки – моющий пылесос, вместо пишущей машинки – компьютер. А что уж говорить о средствах связи, которые сделали наш земной шар таким маленьким: за одну минуту можно получить сообщение из мест, расположенных на разных концах света. Самолет доставляет нас за несколько часов в самые отдаленные уголки нашей планеты. А ведь каких-то сто лет назад на это понадобилось много дней и даже месяцев. В этом и заключается смысл данного высказывания.

Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе нравственной.

Конечно, высказывание это правильное. Действительно, политик должен действовать, опираясь на законы нравственности. Но почему-то слово «власть» у многих ассоциируется с противоположным мнением. Этому в истории есть множество подтверждающих примеров, начиная от древнеримских тиранов (например, Нерон), до Гитлера и Сталина. Да и современные правители не блещут примерами нравственности.

В чем же дело? Почему глубоко нравственные нормы, такие как, честность, совесть, обязательность, правдивость никак не вписываются в политическую власть?

Видимо, многое связано с природой самой власти. Когда человек стремится к власти, он обещает людям улучшение их жизни, наведения порядка, установление справедливых законов. Но как только он оказывается у руля власти, ситуация резко изменяется. Постепенно забываются многие обещания. Да и сам политик становится другим. Он живет уже другими мерками, у него появляются новые взгляды. Те, которым он обещал, всё более отдаляются от него. А рядом появляются другие, которые всегда готовы быть в нужную минуту: посоветовать, подсказать. Но действуют они больше не в интересах общества, а в своих корыстных интересах. Как говорят в народе, власть портит человека. Возможно это и так. А может, есть и другие причины? Приходя к власти, политик понимает, что он не в силах справиться с тем грузом проблем, которые стоят перед государством: коррупция, теневая экономика, организованная преступность. В таких сложных условиях происходит отступление от моральных принципов. Приходится действовать жестко. Мне кажется, что лучше перефразировать это высказывание так: «Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе закона». Для политики это наиболее разумно. Только вот законы тоже должны быть нравственными….