Берн ученый. Семейная жизнь в Калифорнии

Эрик Берн – автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит , который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

1. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

2. В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему "молотом" или "наковальней".

3. Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно". Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

4. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: "Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?"

5. Из каждого указания, в какой бы косвенной форме оно ни было сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро. Так он программирует свой жизненный план. Мы называем это программированием, поскольку воздействие указания обретает характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителей как команду, таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-то драматического переворота или события. Только большие переживания, например война, или неодобренная родителями любовь могут дать ему мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненный опыт или психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее. Смерть родителей не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

6. Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть даже у тех, кто их любит.

7. В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об этом со всей возможной откровенностью: "Когда я вырасту, я буду такой же, как мамочка" (что соответствует: "Выйду замуж и нарожаю столько же детей") или "Когда я стану большой, я буду как папа" (что может соответствовать: "Буду убит на войне.").


8. Программирование в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение – это простое "можно", как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто на заставляет ловить рыбу. Хочет он – ловит, хочет – нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда позволяют обстоятельства.

9. Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения – это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами. ("Ему, конечно, разрешили думать", "Ей разрешили быть красивой", "Им разрешено радоваться".)

10. Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивой (так же как иметь успех) это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери – уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

История возникновения и развития транзактного анализа

Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой;

полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том,

что они – лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития.

Любое общение полезно и выгодно для людей (по сравнению с его отсутствием)
Э. Берн
В целом я полагаю: в том, что я написал, науки столько же, сколько искусства.

Транзактный анализ (от лат. transaction – сделка) – концепция и методика группового и личностного роста, предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном и заключающийся в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными эго-состояниями.

Эрик Берн (Eric Lennard Berne, 1910-1970), наст. имя - Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 году в Монреале, в Канаде. Его отец был практикующим врачом-терапевтом, мать – профессиональной писательницей и редактором. Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреа

Эрик Берн (1910-1970) ле. В 1931-м году он получил степень бакалавра гуманитар-

ных наук. В 1935 году Берн получил степень доктора медици-

ны и магистра хирургии в том же самом университете. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в трансактном анализе, заложив основу так называемого культурного анализа.

В 50-е годы ХХ в. складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний. Берн обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия (транзакции) с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.

В 1957 году Берн впервые выносит свою теорию на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журнале психотерапии».

В 1961 году выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.



В 1963 году выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи ТА в приложении к групповой динамике и развитию организаций.

В 1964 году выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, - «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м - руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности - теорию сценарного анализа, публикуется посмертно, в 1972 году.

Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, он одновременно занимал несколько должностей: был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Прртера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан Франциско. Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 года.

В год смерти Берна в свет вышла его научно-популярная книга «Секс в человеческой любви», широко изданная в нашей стране в 90-х годах, но, к сожалению, затерявшаяся в потоке сексологической и псевдосексологической литературы. Это не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в области сексуальных и семейных отношений. Книгу завершает собрание афоризмов Берна, сравнимых с самыми блестящими образцами этого жанра. Любому психологу в целях профессионального самоопределения небесполезно с ними ознакомиться и иногда при случае их вспоминать. Например, такой: «Если вы уберете громкие слова и торжественную мину, еще много всего останется, так что не пугайтесь...»

Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, в том числе: Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ). Дж. Дюсэй, который предложил диаграмму, называемую эгограммой, схематически изображающую степень, в которой каждое из Эго-состояний человека испытывает катексис; М. и Р.Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии.

Основные разделы и категории концепции

Существует несколько ключевых идей, которые составляют основу теории ТА: 1) Модель Эго-состояний (модель Родитель-Дитя-Взрослый); 2) транзакции и поглаживания; 3) структурирование времени; 4) сценарии и жизненные позиции; 5) цели изменения.

1) Модель Эго-состояний (модель РВД). Эго-состояния (я-состояния) – это совокупность связанных друг с другом действий, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Трансактный анализ выявляет три различных эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Эго-состояние Родитель (Р) – набор чувств, мыслей, позиций и моделей поведения, которые напоминают чувства, мысли, позиции и модели поведения родителей.

Родитель (Р, близок к "Сверх-Я" Фрейда, выполняет функцию "совести) - психическая инстанция, повторяющая "Я" родителя, каким его воспринимал ребёнок. При активизации состояния Родителя человек ведет себя так, как вели себя его родители. В Родителе выделяются: "Отец" и "Мать". Родитель может быть "Заботливым" ("Веселый Великан" и "Добрая Волшебница") - как симпатия и забота о другом индивидууме или о себе, и "Контролирующим" ("Страшный Монстр" и "Баба Яга") - как набор установленных строгих правил.

Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты; информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации; это набор полезных, проверенных временем правил; это вместилище предрассудков и предубеждений.

Диагностировать состояние Родителя можно по вербальной "тирании долженствования": "я должен", "мне нельзя" и т.п.; поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям: "всегда", "никогда", "прекрати это", "ни за что на свете", "итак, запомни", "сколько раз я тебе говорил", "я бы на твоем месте", "милый мой", "бедняжка", "какой вздор" и т.п.

Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, "грозный вид", "указующий перст", постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.

Функцией Родителя является сохранение энергии и уменьшение тревоги.

Эго-состояние Взрослого (В) - поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь». Человек при доминировании Взрослого эго-состояния автономно и объективно оценивает действительность и высказывает суждения. Характерными чертами Взрослого Эго-состояния являются организация, адаптируемость и интеллект.

Взрослый(В, близок к "Я" Фрейда, "компьютер", выполняет функцию контроля, а целью является деятельность): объективно оценивает реальность путём логического мышления, расчета своих возможностей и вероятности событий, принятия конструктивных решений для удовлетворения потребностей.

Взрослый - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения.

Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. В теории Фрейда Взрослому в какой-то степени соответствует "Я". Подобно тому как "Я" у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке: уместно поведение, диктуемое Ребенком, неуместно морализаторство Родителя.

Девиз анализа Эрика Берна: "Будь Взрослым". К Взрослому клиента обращается психотерапевт.

Эго-состояние Ребенка (Дитяти - Д) - поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Ребенок (Ре, близок к "Оно" Фрейда): находится под управлением принципа удовольствия, отражает мысли, чувства и поведение ребенка 2-5 лет, такие как интуитивность, непосредственность, спонтанность, капризность, подчиненность мышления эмоциям, нечувствительно к логическим противоречиям.

В Ребенке выделяются: Родитель Ребенка (РРе, "электрод") - воспринимает родительское программирование, испытывает страх перед родительским наказанием; Взрослый Ребенка (ВРе, "профессор") - вычисляет, что хотят взрослые и чего они боятся; Ребенок Ребенка (РеРе, "демон", "джокер", "шутник", "мучитель", "внутренний голос") - появляется в экстремальных ситуациях, оказывает решающее влияние на судьбу, принося то радость, то горе.

Ребенок - это эмотивное начало в человеке. Ребенок может быть: естественным, адаптированным, бунтующим.

Естественный Ребенок: доверчив, нежен, непосредственен, любопытен, творчески увлечен, изобретателен; капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям, агрессивен.

Адаптированный Ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерны: конформизм, неуверенность (особенно при общении со значимыми лицами), робость, стыдливость.

Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину, диагностируется на основании высказываний: "я хочу", "я не хочу", "я боюсь", "меня злит", "я ненавижу", "мне все равно", "какое мне дело". К невербальным характеристикам Бунтующего Ребенка относятся: дрожащие губы, слезы, "надутый вид", потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками.

Берн называл Ребенка наиболее ценной частью личности. Функцией «здорового» Ребенка является мотивация Взрослого. Ребенок позволяет Взрослому узнавать то, что ему хочется, и справляется у Родителя об уместности намеченного действия.

"Эго-состояния" могут быть: активными, неактивными, "исключаться". "Эго-состояния" могут оказывать влияние друг на друга, "заражать" друг друга.

Модель Эго-состояний традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями. Так как три Эго-состояния обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах Эго-состояний называется структурным анализом.

2) Транзакции и поглаживания . Транзакция это единица взаимодействия партнеров по общению. Транзакция - состоит из: единичного стимула; единичной реакции (ответа) на этот стимул (могут быть вербальными или нет). Единичный стимул + единичная реакция на этот стимул = трансакция ("поглаживание", акт признания другого человека).

Транзакционный стимул - демонстрация осведомленности о присутствии другого ("Привет!", "Я тебя вижу"). Трансакционнная реакция - ответ на трансакционный стимул.

При взаимодействиях (трансакциях) могут включаться различные Я-состояния. Транзактный стимул может исходить от Родителя, Взрослого или Ребенка одного человека, а транзактная реакция – от Родителя, Взрослого или Ребенка другого человека. Трансакции между Эго-состояниями могут быть дополнительными, перекрестными или скрытыми .

Дополнительные (параллельные) транзакции - адекватные формы общения, когда партнеры преследуют одни и те же цели. Они соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают здоровым человеческим отношениям, способствуя гладкому протеканию транзакций. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями.

Примеры дополнительных вербальных транзакций:

"Взрослый-Взрослый":

- "Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?"

- "Обещают дождь".

"Родитель -Родитель":

- "Нынешняя молодежь думает только о развлечениях".

- "Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!".

"Родитель-Ребенок":

- "Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура".

- "Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин".

Пересекающиеся транзакции – это такие транзакции, в которых векторы не параллельны друг другу или эго-состояния, в которое они направлены, не является источником реакции. При перекрестной транзакции транзактная реакция: а) исходит из Эго-состояния, отличного от того состояния, к которому обращаются; б) может направляться на Эго-состояние, которое не посылало первоначальный импульс.

Перекрестные (пересекающиеся) транзакции препятствуют общению, т.к. реакции не соответствуют стимулу. Они обладают конфликтогенной способностью, т.к. на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние "Я". При пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свое Эго-состояние. Перерыв в коммуникации может быть незначительным, но коммуникация может быть прервана и полностью.

"Запонки" (пример Берна).

В-В: "Ты не видела мои запонки?"

Ре-Р: "Вечно я у тебя во всем виновата!"

Р-Ре: "Почему ты никогда не знаешь, куда кладешь свои вещи!"

"Запонки" (дополнительная трансакция, В-В).

Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: "Ты не знаешь, где мои запонки?".

Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и дополнительный (параллельный) ответ был бы таким: "Посмотри в верхнем ящике гардероба".

"Запонки" (пересекающаяся трансакция).

Жена: "Куда положил, там и возьми" (Р-Ре).

Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места.

"Запонки" (пересекающаяся трансакция)

Муж: "Ты не знаешь, где мои запонки?" (В-В).

Жена: "Вечно я у тебя во всем виновата!" (Ре-Р).

В общении образуется тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: "Это все из-за тебя!" (название одной из игр, описанных Берном).

Любые транзакции могут быть скрытыми, проходящими не на явном (социальном), а на скрытом (психологическом) уровне общения. Скрытые транзакции – проявляются в том случае, когда внешне говорится одно, а внутренне подразумевается другое или дополняется другим. То есть одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое, или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня. Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый; сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия Родитель-Дитя, или Дитя-Родитель.

При скрытых транзакциях включаются более двух состояний "Я". Наиболее частые и успешные скрытые трансакции строятся с учетом потребности в признании.

Скрытые трансакции составляет суть психологических игр (см. следующий слайд). Угловая скрытая трансакция:

Продавец: "Эта вещь вам не по карману" (В).

Покупатель: "Вот её-то я и куплю" (Ре).

Продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту:

- "Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для вас". Его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента.

Взрослый покупателя ответит: "Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю".

Ребенок покупателя может ответить: "Я беру ее - это как раз то, что я хочу".

Единицей транзакции является поглаживание.

Поглаживание - любой акт, посредством которого признается присутствие другого. Поглаживания могут быть вербальными (типа высказывания «Привет!»), или невербальными (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга). Позитивными (при котором получатель испытывает приятные чувства) или негативными (воспринимаются болезненным образом). Условными (связанными с тем, что вы делаете) или безусловными (что вы из себя представляете). Биологически даже отрицательное признание имеет преимущество по сравнению с полным отсутствием всякого признания.

Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, то человек стремится повторить его; получив желаемое поглаживание, старается чаще использовать это поведение в будущем. Поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживании в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний. При этом, у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент поглаживания.

Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной в 1935 г. он получил степень доктора медицины в Медицинской школе университета Макгилл Закончив интернатуру уже в США, Леонард Бернстайн в течение двух лет работал в больнице Инглвуд в Нью-Джерси. Затем он принимает американское гражданство и меняет имя на то, под которым он и вошел в историю психологии, - Эрик Берн. В 1940 г. он открывает частную практику, а с 1941 г. обучается психоанализу в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Некоторое время (1943-1946) он состоит армейским психиатром. После этого он в течение двух лет обучается психоанализу у Эрика Эриксона. Отойдя от традиционного психоанализа, он разрабатывает свой метод психотерапии, названный «трансакционный анализ».

Трансакционный анализ - это анализ взаимодействия двух или более людей.

Созданный Берном метод делится на 4 этапа: структурный анализ-трансакционный анализ; анализ игр; анализ сценариев.

Эрик Берн выделил три состояния, личности:
- Родитель (Р) - это комплекс убеждений, нравственных норм предрассудков, получаемых в наследство от предков, диктующая и повелевающая часть личности.
- Взрослый (В) - не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.
- Ребенок (Ре) живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так?

Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение?

Трансакция начинается с траисакционного стимула - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-либо действием - трансакционной реакцией.

Все трансакции делятся на:
- дополнительные, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. Являются самыми зрелыми и здоровыми
- пересекающиеся, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
- скрытые - двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (социальный), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).

Психологические игры - наиболее частая форма общественных взаимодействий, состоящих из скрытых трансакций с предсказуемым исходом. Игры имеют три обязательных признака: 1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре; 2) благовидность трансакций в социальном плане; 3) выигрыш - «купоны», являющиеся целью игры.

Есть одна форма трансакций, которая не может быть названа игрой, - это искренность.

По представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни всех людей можно разделить на Выигрывающих (человек, способный быть аутентичным (достоверным)) и Проигрывающих (безвольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других, вся их энергия уходит на сохранение ролей и масок, сохранение status quo (исходного положения вещей).

Сценарий-это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал. Сценарий запускается в раннем детстве через трансакции между родителями и ребенком.

Предписание - это программа, по которой человек стремится к цели. Это ответы на вопросы: «Кто ты?»; «На что способен?»; «Каким должен быть?»; «Как этого достичь?». Предписания усваиваются от родителя противоположного пола, а способ исполнения, образ жизни - от родителя того же пола.

В детстве формируется еще одна очень важная часть мировосприятия - излюбленное чувство. Это доминирующая, основная, эмоция, которая, как условный рефлекс, может сохраниться на всю жизнь Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета-психологические купоны - это архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша.

Получив «набор» информации (переживания), приняв решение и заняв определенные психологические позиции, личность готова к исполнению своего жизненного сценария. Для полноценной жизненной драмы необходимы другие участники, которыми личность могла бы манипулировать.

Главными задачами трансакционного анализа являются реконструкция и создание автономной личности, способной разбираться в компонентах своего Я и расстаться с деструктивными сценариями личности, имеющей мужество выйти из-под власти предрассудков и ложных авторитетов, отказаться от игр и манипулирования людьми. Цель трансакционного анализа - сформировать у пациента Взрослую этическую позицию, научить его стать Выигрывающим, ответственным за себя, за всех и за все.

Эрик Берн (Eric Berne) (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр.

Родился в Квебеке в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.

В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, - «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Групповое лечение

«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Люди, которые играют в игры

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, "взрывая" рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Психика в действии

В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека. Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя.

Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.

Секс в человеческой любви

Физический контакт необходим для физического развития и здоровья и часто спасает жизнь. Он также необходим для умственного развития и сохранения психического здоровья. А сексуальный контакт - простейший, приятнейший, наиболее конструктивный и наиболее удовлетворяющий способ утоления шести основных видов голода человеческой психики или нервной системы.

Секс в жизни человека

Трансакционный анализ и психотерапия

Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.

Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.

Сказочная долина

Удивлены?Да-да! Эрик Берн написал единственную в своей библиографии художественную книгу.И эта книга для… детей:)Книга с красочными картинками.Книга была выпущена только в США ограниченным тиражом в 1968.Однако многие люди того поколения уверяют, что это была одна из лучших книг в их детстве.Книга о мечтах питона Шардлу.…

Афоризмы

Процесс общения

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.
Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта...

Трансакция - это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.

Зарождение трансакционного анализа

Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием. У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека. Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.

Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».

В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.

В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка». Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм. Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.

Пик популярности

Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».

По задумке автора книга "Игры, в которые играют люди" предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.

М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».

Направления трансакционного анализа

Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:

Структурный анализ

Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.

Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго - состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».

Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый - поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.

Трансакционный анализ

Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию. Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.

Анализ психологических «игр»

Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.

Скриптоанализ

Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума. «Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» - писал учёный.

Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от "корки до корки", человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.

Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.

Методы трансакционного анализа

В трансакционном анализе существует два основных метода:

  • Контрактный метод

Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.

  • Открытая коммуникация

Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.

Последователи Эрика Бёрна

Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.

Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией. Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу. Тейби Калер - автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
  3. Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;

Прочитано 10171 раз