Современная социология демонстрирует различные теории. Современные социологические теории - реферат

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчеством является процесс создания правовых норм в результате планомерного их формулирования или изложения в источниках (формах) права. Способами выражения норм права при этом являются нормативные правовые акты, судебные или административные прецеденты, нормативно-правовые договоры и др. Важно учитывать также, что, несмотря на признание в Российской Федерации верховенства международных договоров, правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор, так как международный договор РФ ратифицируется федеральным законом.

В процессе создания правовых норм должны соблюдаться определенные организационно-правовые процедуры (изучение потребностей в принятии акта, разработка проекта, внесение в ответственные комитеты и комиссии парламента, доработка акта, чтение законов и др.). При этом необходимо соблюдение соответствующих регламентов их принятия. Правотворчество имеет свой объект и предмет, особый субъектный состав и процедуры (разработка проекта, рассмотрение, отклонение, согласование, подписание, опубликование).

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативные правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти.

Некоторые акты, например Конституция, могут приниматься путем всенародного голосования. Хотя и в этом случае конституции разрабатываются специальными органами (Конституционным Собранием, Учредительным конвентом или Форумом). При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования, т.е. от его авторитета. Акты правотворчества могут приниматься или в режиме коллегиальности (парламенты, правительства, администрации), или в режиме единоначалия (глава государства, единоличные органы исполнительной власти).

Начальной стадией процесса правотворчества является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно также издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресатов.

Правом принятия нормативных правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы муниципальных образований. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты в основном в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Объектом правотворчества является необходимое и определенное правовое воздействие на социальные отношения для реализации задач и функций власти и необходимости упорядочения (регламентации) отношений. Предметом правотворчества является принятие акта правотворчества в требуемых процедурах в соответствии с необходимыми потребностями правового регулирования. Непосредственным (юридическим) основанием принятия нормативного правового акта является правотворческая или законодательная инициатива. Фактическим основанием являются определенные обстоятельства (юридические факты), с которыми связываются основания возникновения отношений по поводу правотворчества. Правотворческий процесс завершается или принятием акта, или его отклонением.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность и властность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм и легитимность (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • соответствие формы и содержания (акт должен отвечать потребностям правового регулирования);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Правотворчество подразделяется на следующие виды .

  1. Непосредственное правотворчество народа посредством референдума.
  2. Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных собраний субъектов Федерации).
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, министров).
  4. Правотворчество органов местного самоуправления.
  5. Локальное правотворчество (предприятий, учреждений) и правотворчество общественных организаций.
  6. Правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится:

  • на законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы - законы);
  • делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
  • подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений). Такое правотворчество называется ведомственным.

Существует также форма непосредственного правотворчества в виде решений, принятых на референдумах или специально уполномоченными правотворческими органами. Правотворчество по их поручению является делегированным. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В то же время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляются соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуются определенной громоздкостью и противоречивостью.

Правотворчество - официальная часть правообразования, направленная на оформление моделей поведения, правовых статусов индивидуальных и коллективных субъектов права; самостоятельная и решающая стадия (высший уровень) правообразования.

В процессе правообразования идет вызревание соответствующих нормативных решений. Прежде чем начнется правотворчество, в об­ществе должен возникнуть мотив о необходимости регулирования оп­ределенной сферы общественной жизни или внесения изменений в ее регулирование. Правотворчество начинается тогда, когда принимается государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона. Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что создание права осуществляется государственными органами либо непосредственно, либо с их санкционирования, разрешения. Правотворчество - форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления справедливой и равной меры свободы, которая включает в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоот­ношений, возникающих в гражданском обществе, и завершается, как правило, созданием нормативно-правового акта.

Правотворческая деятельность государства есть отражение экономиче­ских и иных общественных отношений в виде общих норм особого социаль­ного характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий характер. В цивилизованном государстве она с необходимостью должна ис­ходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обуславливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

В современных условиях представляется необходимым законодатель­ное закрепление основополагающих принципов и правил правотворческой деятельности Российской Федерации, что способствовало бы, в первую оче­редь, повышению качества содержания законодательства как федерального уровня так и субъектов федерации.

Рассмотрим основные признаки и принципы правотворчества:

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами: а) государством в лице его органов; б) гражданским обществом (народом) и его субъектами (органами местного самоуправления, общественными объединениями, уполномоченными государством; трудовыми коллективами);

2) выражается в установлении (формулировании, санкционировании, детализации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм - по основаниям, предусмотренным законом;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом, а также в правовом прецеденте, правовом обычае, нормативно-правовом договоре и др.;



4) осуществляется (в значительной части) в соответствии с правовым регламентом, то есть с соблюдением официально установленной процедуры подготовки и принятия акта.

Принципы правотворчества

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные.

Общие принципы правотворчества - основополагающие общепринятые нормы императивного характера, выступающие в качестве непререкаемых требований, предъявляемых к содержанию нормативно-правовых актов, к процессу их подготовки и принятия. Принципы правотворчества:

1. Научность - предусматривает глубокую научную обоснован­ность соответствия нормативного акта потребностям развития обще­ства: адекватного отображения в правовых нормах как актуальных, так и перспективных общественных потребностей. В каждом случае подготовка проекта нормативно-правового акта начинается с разработки его научной концепции. Концепция создается на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, включает обоснование необходимости и целесообразности ее разработки, а именно характеристику предмета и целей проекта, его основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм.

На последующих стадиях принцип научности находит выражение в научном обсуждении проекта; проведении независимой научной экспертизы; выработке механизма осуществления, то есть информационного, материально-финансового обеспечения введения в действие; порядке толкования и др. По мере «продвижения» проекта в соответствии с правотворческой процедурой концепция должна трансформироваться в своеобразное «досье», состоящее из заключения, свидетельств об обсуждении и экспертизе, результатов учета поступивших замечаний и предложе­ний, данных социологических исследований и опросов, анализа обще­ственного мнения и др.

Особое место в правотворческом процессе занимает научная экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Она должна предотвращать вынесение на рассмотрение правотворческих органов проектов, содержащих недостаточно обоснованные положения, пробелы, противоречия. Главная цель такой экспертизы - обеспечить качество проектов, их законность и обоснованность.

2. Гуманизм - формирование нормативно-правовых актов на ос­нове общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создание условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства. Россия признает приоритет международного права перед национальным в области прав человека, и это обеспечивается национальным законодательством.

На формирование права влияют социальные факторы. Они определяют предмет правового регулирования, позиции субъектом правотворчества, состояние «юридичности» процесса правотворче­ства. Можно перечислить множество факторов, которые в меньшей или большей степени определяют возникновение тех или иных нор­мативно-правовых актов, нормативно-правовых договоров, судебных прецедентов и других форм права.

Это социально-экономические по­требности населения и экономические трансформации в обществе (экономическиий фактор); политические процессы и политическая активность граждан (политический фактор); уровень правосознания и правовой культуры населения (идеологический фактор); состояние реализации принципа равноправия наций и народностей, проживающих в стране (национальный фактор); международное положение страны (внешнеполитический фактор) и др.

Принципиальное значение для формирования права имеет соблюдение потребностей и интересов личности, поддержание баланса интересов всех слоев общества, человека и государства, защита демократии. Поскольку право порождается как органами, наделенными функциями правотворчества, так и усилиями общества, создающего на протяжении своего исторического бытия правила поведения, которые отражают уровень правосознания и характер правовых отношений, постольку толчком к его формированию служат общественно значимые проблемы. Это, прежде всего, острые социальные ситуации, нерешенность вопросов, имеющих существенное значение для человека, общества, государства. Поэтому правотворчество является не только видом юридической практики, но и своеобразной разновидностью познания объективного мира. Будучи тесно связано с экономикой, нравственностью, наукой, политикой, оно представляет собой одну из важных разновидностей общественной (социальной) практики.

3. Демократизм - установление и обеспечение свободного поряд­ка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов; создания законодательных процедур, которые обеспечивали бы выра­жение в законе воли народа, учета воли большинства при соблюдении прав меньшинства, согласованность интересов общества, социальных групп, человека; недопущения как незаконного давления на законодательную деятельность парламента, так и своеволия парламента. Этот принцип означает также широкое участие народа в обсуждении проектов законов, в консультативных и законодательных референдумах; учете альтернативных проектов законодательных актов и общественного мнения, поддержке народной правотворческой инициативы; взвешенное отношение к парламентской оппозиции.

4. Гласность - открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения, прозрачность их прохождения в парламенте. Гласность и открытость дают возможность гражданскому обществу установить контроль над законодательным процессом, своевременно корректировать прохождение нормативных актов. С одной стороны, гласность является способом подконтрольности правотворческих субъектов, с другой, выступает каналом формирования общественного мнения. Гласность предусматривает информированность и одновременно познание, учет и частично формирование потребностей, интересов, мыслей и чувств человека, социальных групп, общества.

5. Законность - соблюдение правил иерархии нормативно-правовых актов при их составлении (нормопроектировании) и принятие их законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества.

Принцип законности предусматривает не только обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества, но и наличие механизма проверки изданных нормативно-правовых актов Конституционным Судом относительно соответствия их Конституции. Конституционные законы имеют юридическую силу, одинаковую с юридической силой Конституции страны.

Данный принцип также означает, что закон может быть изменен или его действие прекращено исключительно законом, который имеет одинаковую с ним или высшую юридическую силу.

6. Толерантность - выявление и учет законообразующих согласованных интересов, создание определенных теоретических конструкций, общей модели выражения и защиты интересов различных социальных групп. В современных условиях нет такой социальной группы, удовлетворение интересов которой (при игнорировании интересов других групп населения) могло бы обеспечить качество и эффективность результатов правотворчества. Необходимо согласие всех основных социальных слоев общества, их толерантность. Путем правотворчества достигается авторитетное посредничество, направленное на примирение, равновесие правомерных интересов сторон. Неэффективным является правотворчество, которое не выполняет свою роль по упорядочиванию социальных конфликтов и закреплению нормативно-правовой модели их разрешения.

7. Единение общегосударственных и региональных интересов - выражается в учете интересов центра и регионов в любом государстве: унитарном, региональном (регионалистском), федеративном. В актах отображаются интересы регионального характера, учитываются местные особенности, не ущемляются интересы населения определенной местности. Особенно это касается актов центральных (федеральных) правотворческих органов, нередко затрагивающих интересы отдельных регионов государства. В свою очередь, местные органы издают акты в соответствии с общенациональными интересами.

Специальные принципы правотворчества:

Оперативность - подготовки проектов нормативных актов в достаточно короткие сроки;

Сочетание динамизма и стабильности - создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

Преемственность - перенесение и использование предыдущего позитивного отечественного и современного зарубежного опыта по созданию нормативных актов;

Плановость - составление и соблюдение планов по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

Системная согласованность - тщательность и скрупулезность подготовки нормативных актов в их взаимосвязи, слаженность нормативных предписаний как внутри нормативно-правового акта, так и между нормативно-правовыми актами, их соответствие конституции, международно-правовым договорам в области прав человека;

Профессионализм - привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

Технико-юридическое совершенство - составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приемов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов; соблюдение лингвистических стандартов языка актов.

Виды правотворчества.

В Российской Федерации различаются следующие виды правотвор­чества:

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государствен­ными органами;

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Наиболее распространенным среди перечисленных видов является пер­вый. К числу правотворческих органов относится Президент Российской Фе­дерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законода­тельные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администра­ции государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) органи­заций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, само­стоятельное принятие этими организациями норм права. Госу­дарство участвует в пра­вотворческом процессе в различных формах: делеги­рование правотворческих пол­номочий; санкционирование актов, принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответ­ственного акта либо совместное их принятие.

В юридической литературе справедливо отмечается, что нормативные соглашения заключаются между различными субъектами права и имеют не­одинаковую юридическую силу. Такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, на отрасле­вом (профессиональном), местном (территориальном).

Итак, правотворчество - это одно из важ­нейших направлений государственной деятельности, одно из основных зве­ньев механизма правового регулирования.
В уз­ком смысле под правотворчеством понимается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком - данный процесс начинается с правотвор­ческого за­мысла и заканчивается практической реализацией юридической нормы.

Правотворчество - это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

Демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;

Законность - соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;

Исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.

Научность - обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;

Своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;

Профессионализм - компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;

Планирование - четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.

Виды правотворчества:

1. По способу придания правовому акту юридической силы:

Компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

Делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);

Санкционированное правотворчество - утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).

2. По виду создаваемых форм права:

Законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;

Подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;

создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;

Создание и санкционирование правовых обычаев;

Установление законодателем принципов права;

Заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;

Признание государством разработанных учеными правовых доктрин.

3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже). Субъекты правотворчества:

Народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

Компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

Компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

Предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);

Общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

Субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).

В результате правотворческой деятельности создаются акты правотворчества -юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления государственного органа, осуществляющего официальное толкование).

Таким образом, правотворчество осуществляется специальными субъектами; выделяются различные виды правотворческой деятельности.

Нормативные акты создаются в определенном, установленном законом порядке. Их принятие происходит не стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая, как правило, ведется в плановом порядке. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. - М.: Прогресс, 1974. - С. 138.

Правотворчество - деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - С.182.

Издавая нормативные акты, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

Формирование права - это весь процесс, в результате которого в действующую юридическую систему вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы. Процесс правообразования является сложным, длящимся, сочетающим во взаимодействии объективные и субъективные факторы, обусловливающие право. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - С. 549. Непосредственное правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. И вот с этой стороны, со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирование права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчества - более узкое и в то же время более качественно насыщенное, отражающее активность процесса больше, чем понятие формирования права (правообразования) Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т 1/ С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1981. - С. 307.

Однако в широком, философско-социологическом значении понятия правообразования и правотворчества являются идентичными Иванец Г.И. Правообразование (понятие, природа объективного и субъективного)/ Г.И. Иванец// Право и политика. - 2001. - №8. - С.4-7.

По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативно-правовым актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом состоит постоянная задача законодателя. Осуществляя властные правомочия, государство использует разные приемы и принципы руководства - оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, однако эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество - не особая функция государства, а правовая форма, «правовая оболочка» государственной деятельности. Именно в этом и заключается его важнейшая характеристика - правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т.е. этим занимаются главным образом органы государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.

Создавая, изменяя, дополняя, отменяя нормативные правовые акты, правотворческая деятельность формирует источники права Миниахметов Р.Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории практики/ Р.Г.Миниахметов, Г.Г. Файзуллин// Право и политика. - 2007. - №8. - С. 140-144.

Государство проводит свою законодательную политику на основе познания и учета потребностей общества и тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - С.185.

Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества.

Правотворчество имеет следующие признаки:

1. Сознательно-волевой характер - право создается людьми, обладающими волей и сознанием, имеющими свои взгляды, соответствующий культурный уровень, правосознание, жизненный опыт, а также задачи и потребности. На правотворчество влияют также интересы и воззрения социальных групп, существует политический институт лоббирования нормативных актов с общественных позиций.

2. Объективно-исторический характер - очевидно, что право формируется не законодателем произвольно и по собственному усмотрению, а в соответствии с историческим положением государства, потребностями всего общества на данном историческом этапе. Попытки волюнтаристски устанавливать нормы права, не согласуясь с настоящим положением общества, могут вести к крайне негативным последствиям: не только к просто не функционирующему праву, но также и к реальному вреду общественным отношениям. В качестве примера можно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии» производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом. Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.