Задания на выявление латерального мышления. Латеральное мышление де боно - методы и задачи

Латеральное мышление

Эдвард де Боно

(СПб.:Питер Паблишинг, 1997. – 320с.)

Введение

Латеральное мышление тесно связано с интуицией, твор­ческими способностями и чувством юмора. Все они имеют одну и ту же основу. Но в то время как обладание интуици­ей, творческими задатками и чувством юмора скорее дело случая, овладение латеральным мышлением - процесс, во многом зависящий от нас. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое, - это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Однако два эти способа имеют коренные отличия.

Цель культуры - внедрение в жизнь идей. Цель об­разования - обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих - такое совершенствование идей, чтобы они по­стоянно шли в ногу со временем. Единственно возмож­ный способ изменения идей - конфликт, который может протекать в двух направлениях.

В одном случае это лобовая конфронтация между иде­ями-соперницами. Одна идея добивается господства над другой, которая подавляется, но не изменяется. Во втором случае происходит конфликт между новыми данными и старыми представлениями. В результате подобного кон­фликта устаревшая идея должна быть изменена.

Таков метод науки, ибо она постоянно стремится вы­искать какие-то новые данные, чтобы низвергнуть старые идеи и поднять на щит новые. Но этим методом пользу­ется не только наука - таков метод человеческого по­знания в целом.

Образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно лишь накапливать как

можно больше информации, такой багаж сам собой пре­творится в плодотворные идеи. Мы создали целый на­бор средств для обработки этой информации: математи­ку - для расширения ее границ, логическое мышление - для ее просеивания.

Метод конфликта при изменении идей действенен там, где информация может быть оценена строго объективно. Но он совершенно перестает работать, когда новые дан­ные оцениваются лишь через призму старых идей. Вмес­то того чтобы подвергаться изменениям, старые представ­ления только усиливают свои позиции и становятся еще более неподатливыми.

Наиболее эффективный метод изменения идей - это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, при­бегая к интуитивной перегруппировке доступной инфор­мации. Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации - когда информацию невозможно оценить объективно.

Но даже когда это можно сделать, как, например, в науке, интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед. Образование в идеале имеет дело не только со сбором информации, но и с наилучшим использованием уже накопленных све­дений.

Когда идеи идут впереди информации, а не плетутся вслед за ней, прогресс не заставит себя ждать. Однако мы пока еще не создали практических средств для раз­вития интуиции. Мы можем лишь накапливать сведения, надеясь, что рано или поздно она даст о себе знать. Лате­ральное мышление способно стать средством совершен­ствования самой интуиции.

Интуиция, творческие способности и чувство юмора трудноуловимы именно из-за того, что наш мыслитель­ный аппарат высокоэффективен. Функционируя, он пре­образует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Как только эти модели созданы, уже можно их распознавать, на них реагировать, к ним прибегать. А ког-

да их используют постоянно, они внедряются в наше со­знание еще глубже.

Система моделей - очень эффективный способ обра­ботки информации. Стоит создать такие модели, и они становятся своего рода кодом. Вот в чем преимущество системы кодирования: вместо того чтобы набирать всю информацию, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Это подобно тому, как с помощью каталожного шифра мы находим в библиотеке книги по нужной тематике.

Удобно говорить о нашем мыслительном механизме как о некой машине по обработке информации - напоми­нающей скорее компьютер. Однако наш мыслительный аппарат - не машина, а особая среда, позволяющая посту­пающей информации выстраиваться в виде стереотипов. Эта «запоминающая» система, способная самоорганизовы­ваться, самоукрупняться, действует очень надежно, созда­вая набор стереотипов, - именно в таком процессе и за­ключается эффективность нашего обычного мышления.

Но огромная продуктивность системы создания моде­лей или стереотипов влечет за собой и ряд недостатков. Пользуясь ею, легко располагать стереотипы в различ­ном сочетании и увеличивать их число, но крайне трудно перестроить их самих, чтобы иметь возможность на них влиять. И интуиция, и чувство юмора связаны с измене­нием стереотипов.

Творчество также связано с подобной перестройкой, но здесь больший упор делается на решительный уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышле­ние включает в себя перестройку привычных представле­ний и создает условия для появления новых моделей.

Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но итог творчества - это, как правило, лишь описание конечного результата, а латеральное мышление - это опи­сание процесса. Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике.

В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочета­ние таланта и чего-то этакого, неуловимого. Такая оценка может быть оправдана для мира искусства, где творчес­кие способности зависят от развития в человеке чувства прекрасного, эмоционального отклика и дара самовыра­жения. Но такая оценка неприемлема вне этого мира. Все чаще и чаще творчество начинают рассматривать как существенный компонент, который способствует преоб­разованию и прогрессу.

Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо ли­шить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата - метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.

Цель латерального мышления - генерация идей. Су­ществует расхожее мнение, будто появление новых идей имеет непосредственное отношение к разработке техни­ческих новинок. Это не совсем так. Новые идеи - дви­жущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до искусства, от по­литики до устройства собственной судьбы.

Еще одна задача латерального мышления - высвобож­дение из оков старых представлений, что в свою очередь помогает изменить отношение к происходящему и позво­ляет взглянуть на многие привычные вещи по-иному. Избавление от старых идей и генерирование новых - вот две родственные грани латерального мышления.

Латеральное мышление во многом отличается от вер­тикального - традиционного типа мыслительной дея­тельности. При вертикальном мышлении человек про­двигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.

При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради ре-

зультата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибиться на каком-то эта­пе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математи­ке) такое исключено: ошибка на любом этапе чувстви­тельно скажется на итоге.

При латеральном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышле­нии выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу.

Латеральное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для лате­рального мышления характерна созидательность, для вер­тикального -■ избирательность.

При вертикальном мышлении можно прийти к опре­деленному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полно­стью уверен в правильности своего вывода.

Но каким бы верным ни был сам путь, его отправная точка всегда обусловлена тем или иным зависящим от нашего восприятия (перцепционным) выбором, который накладывает отпечаток на используемые нами устоявшие­ся понятия. К примеру, перцепционный выбор способству­ет созданию резких разграничений и противопоставлений, после чего вертикальное мышление начинает работать с организованными в таком ключе концептуальными по­нятиями.

Латеральное мышление требуется как раз для того, что­бы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости вертикального мыш­ления. Латеральное мышление также заставляет усом­ниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Латеральное мышление расширяет возможности вер­тикального мышления. Вертикальное мышление развива­ет идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углуб-

лять уже существующую. Вертикальное мышление ис­пользуют для углубления уже имеющейся ямы. С помо­щью латерального мышления яму роют на новом месте.

Из-за того что в прошлом особый упор делался исклю­чительно на вертикальное мышление, обучение латераль­ному мышлению приобретает теперь особую актуаль­ность. И вовсе не потому, что для достижения прогресса одного вертикального мышления недостаточно, - пребы­вая в одиночестве, оно может стать опасным.

Подобно вертикальному мышлению, латеральное - это определенный метод использования нашего мыслитель­ного аппарата, то есть его привычных действий и устано­вок. Точно так же, как существует специальная техника вертикального мышления, имеются и особые приемы лате­рального мышления, к которым можно всегда прибегнуть.

В настоящей книге на подобных приемах внимание акцентируется не оттого, что они составляют некую осо­бо важную часть латерального мышления, а потому, что обладают немалой практической ценностью. Для разви­тия навыков латерального мышления одних благих наме­рений и побуждений недостаточно. Требуется соответ­ствующая обстановка, в какой удобно попрактиковаться, и набор действенных приемов, которые можно было бы взять на вооружение. Если хорошо осмыслить эти приемы и приобрести сноровку при их использовании, латераль­ное мышление становится установкой сознания. Кроме того, эти приемы можно применять и в самых разнооб­разных практических целях.

Латеральное мышление - вовсе не какое-то новое чудодейственное средство. Можно найти немало приме­ров, как кто-то когда-то прибегал к такому мышлению для достижения определенных результатов. Всегда на­ходились люди, от природы склонные мыслить подоб­ным образом.

Цель книги: показать, что латеральное мышление - основополагающая часть мышления и что каждый может овладеть его навыками. Вместо того чтобы просто упо-

вать на свою интуицию и творческие задатки, человек может прибегать к приемам латерального мышления впол­не продуманно и осознанно.

Задача мышления - собирать информацию и использо­вать ее как можно лучше. Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать мо­дели устойчивых понятий, мы можем извлечь максималь­ную пользу из новой информации, только если располага­ем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации.

Традиционные методы мышления учат нас, как подвер­гать такие модели проверке, определяя их действенность. Но мы так и не сумеем воспользоваться доступной ин­формацией наилучшим образом, если не будем знать, как создавать новые модели и избавляться от диктата старых.

Вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использо­ванием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для по­явления новых (творчество). Латеральное и вертикаль­ное мышления взаимно дополняют друг друга. Необходи­мо владеть навыками и того, и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается толь­ко на вертикальное мышление.

Потребность в латеральном мышлении вызвана теми ограничениями, с которыми связана работа мыслительно­го аппарата, когда он действует как самоукрупняющаяся запоминающая система.

Как пользоваться этой книгой

Цель этой книги отнюдь не желание познакомить читате­ля с какой-то новой темой. Книга должна стать своего рода практическим пособием. Причем ею может пользо­ваться обычный читатель - для своего собственного со­вершенствования, а еще лучше учитель - для блага сво­их учеников.

Раскрытые в этой книге мыслительные процессы носят универсальный характер. Они присущи людям любого возраста и образования. Я демонстрировал действие са­мых элементарных из этих процессов во время занятий с группами, состоящими из бесспорных интеллектуалов, таких как опытные программисты, и, по их отзывам, учеба прошла для них не без пользы. Чем более подготовлены ученики, тем легче им абстрагироваться и отделять суть процесса от конкретной формы наглядного примера.

И если ученики более юного возраста получают удо­вольствие от самого упражнения, те, что постарше, стара­ются осмыслить, что же за этим упражнением стоит. Про­стые примеры можно приводить, работая с группами всех возрастов. Более сложные следует предлагать только уче­никам старшего возраста. В группах младшего возраста визуальная форма упражнений намного более эффективна, чем устное объяснение, поскольку ребенок постоянно

стремится выразить все зрительно и, что важнее, понять представленное тоже с помощью зрительных образов.

Латеральное мышление начинает занимать важное ме­сто в жизни ребенка после семи лет и будет сопровож­дать его вплоть до завершения им университетского об­разования. Может показаться, что возрастной диапазон слишком широк, но латеральные мыслительные процес­сы столь же неотъемлемы для человека, как и логическое мышление, и, разумеется, их нельзя соотносить с каким-то определенным возрастом. Кроме того, такое мышление помогает разобраться во всех тонкостях той или иной учебной дисциплины даже лучше, чем математика.

Приемы латерального мышления уместны при изуче­нии и точных наук, и истории, и иностранных языков. Благодаря такой универсальной пригодности приведен­ный в этой книге материал не требует привязки к како­му-то конкретному учебному предмету.

Нужно стремиться, чтобы по крайней мере начиная с семи лет у ребенка развивалась привычка мыслить «латерально». К какой возрастной группе будут конкретно применены предложенные в этой книге идеи, будет зави­сеть от того, насколько преподаватель способен изложить рекомендуемый материал в доступной форме. Здесь мо­гут встретиться две ошибки:

    Допущение, что латеральное мышление вполне ес­тественно и свойственно буквально всем людям.

    Допущение, что оно - нечто исключительное и многим недоступно, учи их или не учи.

Практическая сторона книги будет принимать все бо­лее и более универсальный характер по мере того, как читатель станет продвигаться от страницы к странице (исключение составляет лишь дополнительный материал, предназначенный для педагогов).

В целом, первая часть практических упражнений мо­жет быть применена на занятиях с детьми семилетнего возраста, а все последующие разделы годятся для людей

любого возраста. Однако это вовсе не означает, что пер­вая часть пригодна только для маленьких детей, а после­дующие - для взрослых. Знакомить с приемами лате­рального мышления можно любые возрастные группы.

Форма изложения

Подобно логическому, латеральное мышление ■- это об­щие установки для нашего ума, которые позволяют нам в необходимых случаях прибегать к тому или иному набору приемов. Однако эти мыслительные установки легче всего привить на специальных занятиях, где используются конк­ретные упражнения и примеры, которые должны способ­ствовать развитию навыков латерального мышления. Без таких упорядоченных занятий человек оказывается всего лишь сторонним наблюдателем проявлений латерального мышления, что никак не сможет помочь ему превратить такие мыслительные операции в привычку.

Намного полезней отвести определенный период времени для обучения латеральному мышлению, чем пытаться незаметно вводить его принципы в учеб­ный процесс при изучении других предметов.

Если педагогу нужно обучить учеников приемам это­го мышления одновременно с каким-то другим предме­том, тогда он должен отвести в учебной программе не­много времени исключительно на их освоение (при этом упражнения могут быть проделаны на том же материале, что изучается по основному предмету).

Одного часа еженедельно на протяжении всего учеб­ного цикла будет вполне достаточно, чтобы позна­комить учеников с приемами латерального мышле­ния - или приемами развития творческих, способно­стей, если вам больше нравится такое определение.

Части книги, носящие практический характер, поделе­ны на несколько разделов. Я бы не советовал посвящать какому-либо из них всего одно занятие, а затем перехо­дить к следующему. Это принесет мало пользы.

Ученику следует прорабатывать каждый раздел снова и снова, пока он хорошенько не усвоит его содержание. Можно посвятить его изучению целый ряд занятий, даже на протяжении нескольких месяцев. При этом основной материал может все время меняться, но отрабатываемый прием латерального мышления должен оставаться неиз­менным.

Важно практическое применение техники латерально­го мышления, а не теоретические знания, которые могут быть приобретены в ходе занятий. Ученик одинаково лег­ко может научиться латеральному мышлению и когда ста­нет тщательно осваивать какой-либо один прием, и когда будет недолго упражняться в выполнении ряда приемов по отдельности. В технике упражнений нет ничего замыс­ловатого. Важна та установка, которая за ними стоит.

Но одного увещевания и благих побуждений здесь не­достаточно. Если вы решили освоить какой-то навык, то должны пройти курс формального обучения, чтобы иметь возможность попрактиковаться - и овладеть необходи­мым инструментарием, то есть набором приемов. Луч­ший способ обрести навык латерального мышления - научиться пользоваться этим набором приемов, прибегая к каждому из которых вы сможете добиваться одного и того же желаемого результата.

Учебные материалы

Многие из помещенных в этой книге примеров могут показаться тривиальными и надуманными. Да они, по су­ществу, таковы и есть. Примеры приводятся лишь для того, чтобы прояснить сам процесс мышления. Их задача

не научить чему-то читателя, а помочь понять естествен­ные механизмы, которые определяют работу его мысли. Подобно тому как содержание притч или сказок куда ме­нее значимо, чем заложенная в них мораль, так и наши примеры могут выглядеть тривиальными, но они помогут привлечь ваше внимание к самой сути.

К несчастью, в нашем сознании отсутствует переклю­чатель, который позволял бы переходить от решения бо­лее важных вопросов к вопросам менее значительным. Какова бы ни была значимость той или иной пробле­мы, наш мыслительный аппарат действует в одном и том же ключе - так, как подсказывает ему природа. Вдоба­вок при решении первостепенных вопросов на работу всей системы могут нежелательно повлиять собственные эмоциональные всплески, которые обычно не мешают, ког­да мы занимаемся рассмотрением каких-нибудь мелочей. В результате организм действует хуже, чем способен по своим возможностям.

Таким образом, изъяны в функциях мыслительного аппарата, когда он занимается разрешением три­виальных вопросов, носят во многом тот же харак­тер, что и сбои, которые происходят в его работе, когда мы имеем дело с серьезными проблемами.

Нам важен сам процесс, а не то, что его окружает. Тривиальные и нарочитые примеры помогают раскрыть процесс мышления в его чистом виде. И мы получаем как бы его квинтэссенцию. Это сходно с тем, когда мы отделяем выраженные алгебраической формулой жизнен­ные отношения от обозначающих их символов.

Многие примеры даны в зрительных образах, в том числе и в геометрических формах. Сделано это намерен­но, потому что если бы мы ограничились только устными объяснениями, это увело бы нас в сторону от проблемы. Слова уже содержат в себе направленную информацию, и при обсуждении процесса мышления приходится невольно возвращаться к самой ситуации, так как выбор выражений

при описании чего-то - это показатель определенной точки зрения, влияющей на мыслительный процесс.

Для наших целей лучше всего подходит какая-то про­стейшая ситуация, та, что еще не успела подвергнуться нашему осмыслению. И ее лучше всего представить в зри­тельных образах, причем наиболее предпочтительны гео­метрические - конкретные и четкие, - мысленная обра­ботка их легче поддается изучению.

Когда мы имеем дело со словесными описаниями, кро­ме выбора точки зрения и подбора слов, нам также меша­ют и определенные смысловые нюансы, которые могут стать причиной недопонимания. А при зримом изобра­жении оттенки смысла не играют роли. Определенная картинка одинаково выглядит для всех, хотя каждый мо­жет дать ей собственное истолкование.

После того как будут поняты принципы, стоящие за тривиальными примерами, и ученики достаточно напрак­тикуются в предложенных приемах мышления, можно пе­рейти к более жизненным ситуациям. Это аналогично тому, когда мы, изучая математику, делаем поначалу неза­мысловатые и отвлеченные вычисления, а затем приме­няем тот же алгоритм действий при решении более се­рьезных задач.

Диапазон представленных в книге учебных материа­лов, несомненно, узок. Они приведены просто как обра­зец. Человек, обучающий латеральному мышлению - либо учеников, либо родных детей, - должен дополнять представленные на этих страницах примеры своими соб­ственными.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде всего нужно обратить

внимание на следующее:

1. В разделе, где дается упражнение с последователь­ной перестановкой фигур из картона, можно вос­пользоваться предложенными образцами, а также вырезать фигуры иной формы, которые иллюстри­ровали бы тот же принцип. Кроме того, неплохо

было бы попросить самих учеников придумать но­вые фигуры.

    Фотографии и картинки можно взять из газет или журналов. Они особенно полезны в разделе, где говорится о том, как следует смотреть на определен­ную ситуацию с разных точек зрения и как давать ей различное толкование. Естественно, к таким ил­люстрациям не должно быть никаких сопроводи­тельных надписей. Картинки для удобства можно наклеить на картон. Если в журнале найдется це­лый ряд подходящих иллюстраций, следует приоб­рести несколько его экземпляров и использовать их как постоянное учебное пособие.

    Рисунки с изображением каких-то сценок или лю­дей могут придумать сами ученики. Такой зри­тельный материал вполне пригоден и для всех ос­тальных в группе. Не имеет значения, будет ли такой набросок сложным или не очень аккурат­ным, - важно лишь, как на него будут реагировать Другие.

    В разделах, где требуется выполнить проект в виде рисунка, представленного материала вполне доста­точно для занятий с несколькими потоками учени­ков.

СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. В этом случае упражнения можно представлять в письменной и устной форме или записанными на пленку. Письменный материал:

    Можно выбрать из газет и журналов.

    Не возбраняется написать самому преподавателю, ос­ветившему какую-то тему под определенным (пусть условным) углом зрения.

    Его могут предоставить сами ученики - надо по­просить их написать короткий рассказ на какую-то конкретную тему.

Устный материал:

    Можно взять из радиопередач, записав их на маг­нитофон, или запечатлеть на пленке чью-то речь, про­изнесенную от имени любого вымышленного лица.

    Его могут создать сами ученики: одного из них надо попросить сымпровизировать несколько фраз на за­данную тему.

ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ. Обсуждение какой-нибудь проблемы полезно тем, что оно вызывает напряженную работу мысли. Тему для обсуждения лучше выбрать зара­нее. Рассматриваемые проблемы могут быть самыми раз­нообразными.

    Общемировые проблемы, например нехватка продук­тов питания. Разговор здесь может быть самым свободным.

    Вопросы более частного характера, например регу­лирование движения транспорта в городе. С подоб­ными проблемами ученикам самим приходилось сталкиваться в жизни.

    Насущные проблемы. Они касаются взаимоотноше­ний, которые складываются в повседневной жизни любого учебного заведения. Если кого-то беспоко­ят вопросы личного характера, разумней подойти к их решению, рассматривая их как бы со стороны, словно они относятся к какому-то третьему лицу.

    Проблемы, встречающиеся при проектировании или усовершенствовании чего-либо. Задача здесь долж­на состоять в том, чтобы разрешение проблемы дало определенный положительный эффект. Подоб­ные проблемы обычно привязаны к конкретным объектам, но могут быть и более общими, например как лучше организовать работу детского сада или торговлю в супермаркете.

    Узкие проблемы. К ним относится все, что имеет вполне определенное житейское решение. Суще-

ствует некий способ что-то сделать, и когда его на­ходят - рассматривают, насколько он хорош. Такие задачи могут носить чисто прикладной (к примеру, как повесить бельевую веревку) или отвлеченный характер (как проделать в открытке отверстие, в которое можно просунуть голову). Подобные зада­чи можно заимствовать из самых разнообразных источников. Просмотрев любую газету, можно выбрать какие-то общемировые или менее масштабные проблемы (напри­мер, забастовки).

Их подсказывает и повседневная жизнь (скажем, как более эффективно организовать движение поездов).

Их называют и сами ученики по просьбе преподавате­ля, который делает подборку названных ими примеров.

Проблемы, связанные с конструированием чего-либо, могут быть отнесены к любому объекту (автомобиль, стол, учебная парта); учеников просят подумать о том, как его усовершенствовать. Можно предложить им более слож­ное задание: скажем, придумать автоматический способ изготовления чего-то, требующего ручного труда, напри­мер какое-то замысловатое устройство. Или попросить учеников поразмышлять, как сделать ту же операцию с меньшей затратой сил.

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.

Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

Латеральное мышление – что это такое?

Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности. Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает. Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

Как развить латеральное мышление?

Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.

Методы латерального мышления

К самым популярным методикам относят:

  1. Мозговой штурм . Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  2. Решение изобретательских задач . Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  3. Метод Дельфи . При этом проводятся опросы, интервью, . Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.

Упражнения для развития латерального мышления

Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  1. Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  2. Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  3. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  4. Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.

Латеральное мышление – задачи

Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны и творческое воображение:

  1. Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  2. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.

Мы привыкли к шаблонному, логическому, так называемому «вертикальному» мышлению, и это неплохо. Оно позволяет нам решать текущие задачи, опираясь на полученные ранее знания и опыт. Оно стройно, логично, предсказуемо и почти безотказно. Правда, в случае допущения ошибки на любом этапе вся стройная система даёт сбой и заводит в тупик. Тогда возникают вопросы, на которые не так просто ответить и проблемы, которые привычным путём не решить. И тогда на помощь приходит нешаблонное или, если использовать введённый Эдвардом де Боно термин, латеральное мышление. Эдвард де Боно – выдающийся, признанный во всём мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и базирующихся на ней методик, успешно применяемых в работе, в обучении, в бизнесе.

Слово латеральный (lateralis) в переводе с латыни означает боковой, смещённый. Это путь ломки стереотипов, свободного полёта мысли, проявления креативности и решения, казалось бы, неразрешимых задач. Этот новый тип мышления позволяет создавать нечто совершенно новое из того, что уже существует, то есть новую концепцию из существующих идей путём разрыва шаблона, взглянув на задачу в неожиданном ракурсе, с неожиданной стороны. Латеральное и логическое мышление не следует противопоставлять друг другу: у них просто разные цели. Латеральное мышление позволяет найти идею, а логическое – развить её.

Эдвард де Боно хотел создать новую информационную систему, способную самоорганизовываться. В процессе моделирования такой системы он ввёл понятие паттерна, т.е. модели, формы, образца, выкройки. Это понятие на сегодняшний день широко используется и в психологии, и в социологии. Паттерн – это некая структура, соединяющая в себе изменчивость и целостность процессов и стимулов, происходящих в пространстве и времени. Анализируя паттерны, учёный нашёл способы их реструктурировать, избегая ограничивающих и создавая благоприятствующие. Это и есть сутью латерального мышления.

Существуют методы, помогающие мыслить нестандартно, получать удовольствие от мыслительного процесса и воспринимать трудности как любимую головоломку. Это методы, вооружающие инструментарием для решения проблем в ситуациях, когда логика «буксует».

Методы латерального мышления

Метод 1. Шесть шляп мышления

Не знакома ли Вам такая ситуация: принимая участие в обсуждении путей решения проблемы, Вы озвучивали идею, которая могла бы быть полезной, но Вас словно бы и не слышали? А потом оказывалось, что мысль была дельной и своевременной, но то ли Вам не хватило настойчивости, то ли идея показалась не стоящей внимания, то ли Вас не расслышали как следует или не дали объяснить как следует?..

Метод использования 6 шляп мышления, придуманный Эдвардом де Боно, позволяет избежать потери идей. Он даёт возможность каждому высказаться и быть услышанным, плюс к тому – посмотреть на проблему с разных позиций.. Скажем сразу: шляпу можно вручить кому-то конкретно, их можно надевать всем по очереди или поочередно использовать одним человеком, ими можно меняться. Это даёт возможность каждому из участников обсуждения выступить в каждой из ролей, взглянуть на идею с разных сторон, сообща найти конструктивное решение.

Вам понадобятся шляпы (или условные шляпы) разных цветов, каждый из которых предопределяет выражение определенных ракурсов взгляда на предложенный способ решения проблемы:

1.Белая шляпа – информационная: тот, кто её наденет, озвучивает информацию: что у нас есть, чего нам не хватает: факты, цифры, возможности.

2.Зелёная – творческая: надев её, следует сосредоточиться на выдаче (генерировании) новых идей и на поиске альтернативных решений.

3.Красная шляпа – эмоциональная. Надевая её, следует сосредоточиться на предчувствиях, чувствах и эмоциях. Она хороша, чтобы дать выход эмоциям, выплеснуть чувства, связанные с предложенной идеей.

4.Желтая – оптимистическая: надев её, следует думать и говорить только о преимуществах идеи.

5.Чёрная – шляпа критика. Надевший её должен проявлять осторожность, выражать сомнения. Следует рассматривать и озвучивать все трудности и побочные эффекты, связанные с реализацией идеи.

6.Синяя – организационная. Это шляпа руководителя, резюмирующего, чего удалось добиться и что делать дальше. Тот, кто наденет эту шляпу, должен позаботиться о том, чтобы не упустить ни одной возникающей идеи, ведь они могут пригодиться позже.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика – сочетание разнородных и, казалось бы, несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Этот метод, по мнению Эдуарда де Боно, помогает избежать стереотипного мышления, он стимулирует движение мысли, приводя к рождению новых идей. Метод предполагает использование следующих аналогий:

  • Прямой (при этом мы используем опыт, наработанный ранее при решении подобных проблем).
  • Личный (при этом мы ставим себя на место субъекта, пытаемся почувствовать проблему его глазами).
  • Обобщающей (при этом мы «концентрируем» задачу, описывая её двух словах).
  • Символической (при этом мы рассматриваем, как бы данную задачу решил определённый исторический персонаж. Неважно, реальный или вымышленный.

Метод 3. Метод случайного слова.

Он может пригодиться при использовании метода мозгового штурма, в том числе если обсуждение «забуксовало», зашло в тупик, а решение так и не найдено. В этом случае попросите каждого из участников назвать по одному произвольному слову. Затем попробуйте связать каждое из них с темой обсуждения. Все новые идеи и свежие мысли, которые наверняка появятся, могут пригодиться, натолкнув на интересное решение. Этот метод хорош и в том случае, если штурмовать приходится в одиночку, просто следует записывать на бумаге все слова и ассоциации к ним.

Метод 4. Метод выхода за рамки.

Если возможности и бюджет ограничены, не стоит опускать руки, ведь мысль одет вырваться за пределы любых рамок. Расширяя круг идей, мы расширяем круг возможностей найти самую подходящую.

Как развить латеральное мышление?

Итак, как развить латеральное мышление?

Методические советы для развития латерального мышления от Эдварда де Боно:

  • Отойдите от установившейся модели мышления и клише.
  • Выражайте сомнение в допускаемом варианте.
  • Обобщайте альтернативные варианты.
  • Не пропустите ни одной новой идеи и проследите, что из этого получится.
  • Ищите и находите новые точки входа, которые могут послужить отправными.

Латеральное мышление позволяет отходить от шаблонов, многократно подходя к вопросу с разных сторон, рассматривая его под разными углами. При этом можно не бояться ошибки, принимая её как допустимое промежуточное звено.

Разорвать шаблон помогают некоторые упражнения. Например, с использованием эффекта Струпа. Речь идёт о некоторой задержке реакции при прочтении, когда слово и цвет, которым оно написано, не совпадают. На Битрейнике Вы можете потренироваться, занимаясь на игровом тренажёре «Битва полушарий» и еще 13 тренажерах программы .

Модель смещения мышления предложил известный маркетолог Филипп Котлер:

  • Следует сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней, постоянно думать о ней, ведь ответы приходят только на заданные вопросы, а не на мелькнувшие мысли.
  • Необходимо «сместить» логическое решение идеи, совершить нестандартный разрыв, сформулировав новую идею с нарушением её логики. Высказывание получилось абсурдным? Это нормально!
  • Создать логическую связь. Извлеките рациональное зерно из полученного изменённого выражения.

Стоит уделить внимание развитию воображения и фантазии. В этом очень помогают некоторые игры и занятия:

  • Решение головоломок и логических задач.
  • Игра в Данетки.
  • Поиск нового, неожиданного применения старых, привычных, сломанных предметов и вещей. Чем больше вариантов, тем лучше.

Развить латеральное мышление означает научиться находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях, научиться не бояться ошибки, превращая её в ступеньку для опоры, это означает получать удовольствие от поиска решений, поскольку ответ всегда есть, его просто нужно найти, и ещё – это путь, впускающий в Вашу жизнь творчество.

Пусть решение любой задачи будет Вам под силу, принося радость, победу и чувство предвкушения нового и интересного!

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  1. Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  2. Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  3. Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.

Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая : подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная : представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая : кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая : пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Как развить латеральное мышление?

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.