Древняя индийская любовная лирика. Поэзия древней индии

В Индии в древние времена было создано много драм и поэм в стихах и прозе. Некоторые древнеиндийские драматурги и поэты известны по всему миру. Одним из самых прославленных Поэтов древней Индии был признан Калидаса, живший на территории древней Индии приблизительно IV в. н. э., но мнение по этому поводу некоторых ученных расходятся, утверждая, что он жил до н. э. Калидаса занял важное место в литературе Индии, за что был назван “царем поэтов”. Одной из лучших драм написанных Калидаса считается “Шакунтала”, переведенная на разные языки мира. Данная драма была написана по сюжету одной из легенд “Махабхарата” .
В пьесе нам рассказывают о том, как в хижине отшельника в глухом лесу выросла очень красивая девушка по имени Шакунтала. Когда Царь Душьянта проезжал через лес он встретил Шакунтару, и она ему понравилась. В дальнейшем царь на ней женился и подарил ей свое кольцо. В скором времени царь покинул свою жену и вернулся в столицу. После того как царь уехал у него родился сын настоящим богатырем. Спустя много лет Шакунтала отправилась вместе с сыном к царю, но по дороге в столицу она теряет даренное ей кольцо. Царь за это время забыл свою жену и мог узнать ее только по кольцу. Когда Шакунтала встретилась с Душьянтом, то он ее не узнал и рассказам о браке и родившемся сыне не поверил. Шакунтала вместе сыном со слезами на глазах покинула дворец. Через время рыбаки находят царское кольцо в рыбе и передают его царю. Царь, увидев кольцо, сразу вспомнил свою жену и приказал найти Шакунталу и своего сына.
Также одной из лучших Поэм Написанных Калидасой считается “Мегхадута” (“Облако – вестник”). В этой пьесе рассказывается, как боги в наказание за совершенный грех разлучили мужа со своей любимой женой. Боги отправили мужа на юг государства, а жена осталась на севере. Разлученный со своей женой, муж просит облако передать жене привет, в красивых словах рассказывается о местах, где будет пролетать облако по дороге на север. Данную поэму также еще называют “географией Индии в стихах”. В Поэмах написанных Калидасой необыкновенно богатый и красочный язык, а образы красивы и бесконечно разнообразны.
Широко известны древнеиндийские драматурги, такие как Вишакхадатта, Бхаса и Шудрака. Указанные драматурги жили в начале нашей эры. Вишакхадатта – автор пьесы “Мудраракшаса” (“Печать Ракшасы”), в этой драме он изобразил жизнь придворных и знатных горожан Индии в IV веке до н. э. Сюжет данной драмы построен на интригах властного и коварного министра Чанакьи служившего одному царю, против другого министра Ракшасы служившего другому царю. Чанакьи оказывается мудрей и хитрей своего соперника, и Ракшаса не в силах противостоять Чанакьи и проигрывает.
Другой драматург Шудрака – написал известную пьесу “Мриччха-катика” (“Глиняная повозочка”) в которой рассказывается о юноши из высокой касты влюбившегося в девушку низкого происхождения, а по индийским законам данный брак был запрещен. Один из родственников царя своею любовью преследует героиню пьесы Васантасену. Девушка, любовь родственника царя не принимает и отвергает его, за что он пытается ее убить и обвиняет в преступлении Чарудатту ее возлюбленного. Юношу из высокой касты приговаривают к смертной казни, но в день, в который должна состоятся казнь, выясняют, что Васантасену никто не убивал и она жива. После всего царь благословляет брак благородного юноши из высокой касты с бедной девушкой. В своей пьесе автор показал, что не по происхождению люди бывают “низкими” и “высокими”, а по личным качествам, которые присущи всем, независимо от происхождения. Шудрака был противником кастового разделения общества и в своих пьесах он это наглядно показывал.
В древней Индии представителям из разных каст запрещались браки, но это было не все, им даже было запрещено общаться – совместное курение, еда, разговор и т. д. В дальнейшем противники кастового разделения выступили против деления общества. Конечно борьба (Индия без кастового разделения) продолжается и в настоящее время касты существуют в стране, но в конституции Индийской Республики прописали запрет на унижения людей и их преследования за то, что они по происхождению низшей касты. Это был удар уже самого государства по кастовым предрассудкам древности.
Бхаса также был великим драматургом древней Индии, и свои пьесы он писал в основном по темам эпоса “Махабхарата”. Драмы Бхаса до недавнего времени считались утерянными, и нам о них было известно только с отзывов более поздних произведений. Но и этих отрывков хватило понять насколько красивы и совершены драмы Бхасы. Около 65 лет назад некоторые из драм Бхаса были обнаружены в Южной Индии и уже доступны нам.
Из древнеиндийской литературы важными артефактами истории считаются Пураны (древние сказания). В них содержатся рассказы и придания о легендарных великих мудрецов и героях, притчи и мифы. Главной ценностью для историков является то, что в притчах, содержащих в пуранах описываются жизнь правителей, царствующих в древние времена в различных областях Индии. Рассказывается о войнах, которые вели правители между собой.
Памятниками древнеиндийской литературы также считаются произведения созданные людьми исповедовавшие Буддизм, который появился в Индии VI – V вв. до н. э. Буддийские поэты и писатели воспевали дела и жизнь Будды, который считается основателем религии. Джатаки это – небольшие предания и рассказы о великом Будде с очень интересными сюжетами, они разнообразны и по своему содержанию часто очень Фантастические.
Большинство Буддийских произведений создавались на языке Санскрит, а часть древней буддийской литературы была создана на языке Пали. Еще один из разделов древнеиндийской литературы занимают Шлоки – двустишия. По своей форме и содержанию они похожи на изречения или поговорки, которые отражают мудрость народа.
Древнеиндийская литература очень богата своими знаменитыми произведениями и авторами. Очень много трудов поэтов и писателей древней Индии, которые стали знаменитыми на весь мир. Литературное наследие Индии является бесценным историческим и художественным артефактом для всех ученых мира.

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное...
  2. В первой половине VII в. Китайское государство представляло собой феодальное государство, главными правителями, которого были Императоры династии Тан (. На VIII и IX вв. приходится необычайно большой взлет китайской поэзии....
  3. Федор Тютчев – один из величайших поэтов-классиков своего времени. XIX век подарил человечеству не одного известного мыслителя, но имя Тютчева не затерялось среди таких истинно великих поэтов как Пушкин и...
  4. А что же такое “поэзия”? Если вы думаете, что это просто обыденные стишки, то мне жаль, но такое утверждение является ошибочным. Поэзия – это то, что окрыляет читателя, касается самых...
  5. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Б. Пастернак Поэзия часто говорит о себе самой – устами авторов. Те...
  6. Поэзия и проза Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Проза – устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки – стихи. В отличие от...
  7. Приблизительно в III вв. до н. э. в древней индии возникает новая ветвь литературного направления – Эпическая литература. В это время были созданы две знаменитые поэмы-легенды, которые удивили всех своими...
  8. Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже...
  9. В истории русской поэзии имя Марины Ивановны Цветаевой стоит рядом с именами таких великих поэтов, как Ахматова, Пастернак, Мандельштам. Она – поэт своеобразный, безусловно талантливый и непосредственный. Ее стихи наполнены...
  10. Тема 4. Рыцарская литература (Рыцарская лирика. Поэзия трубадуров. Рыцарский роман) Чувственною красотою душа возвышается К истинной красоте и от земли Возносится к небесам. Аббат Сугерий Надпись на фасаде церкви в...
  11. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Волк и лиса В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка “Волк и лиса”-это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается...
  12. Джек Лондон – выдающийся писатель, посвятивший своему творчеству всю жизнь. Он посвятил ей всего себя. Его рассказы выразительные и описаны до мелочей, что кажется, будто ты смотришь кинокартину, а не...
  13. Своими корнями Античная литература уходит глубоко в века. И, несмотря на жестокие времена темного средневековья – эпохи, что следовала после падения Римской империи – некоторые труды великих писателей все же...
  14. Три варианта рассказа про книгу: “Питер Пэн” Недавно я закончил читать книгу “Питер Пэн”. В ней рассказывается о приключениях трех детей Венди, Джона и Майкла после их знакомства с необычным...
  15. АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1817-1875) Родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Италии и Германии. Ранние стихотворения юного поэта высоко оценил Жуковский. С 1847...
  16. Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного...
  17. Петр Павлович Ершов Конек-Горбунок Русская сказка в трех частях. (1834) В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так,...
  18. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ По щучьему велению Волшебная сказка “По щучьему велению” представляет собой веселую историю о том, как Емеля поймал щуку, отпустил ее и получил за это волшебный дар –...
  19. РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Баранкин, будь человеком! В этом произведении В. В. Медведева рассказывается о приключениях двух друзей, Юрки и Кости. Они мечтают жить не трудясь, превращаются по...
  20. РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-КЛАССИКОВ Каштанка В этом произведении А. П. Чехова рассказывается о собаке Каштанке. Она принадлежала сыну столяра Федюшке. Так случилось, что Каштанка потерялась, попала к дрессировщику и...
  21. Традиции Древнерусской литературы в несколько измененном виде сохранились до конца XVII века. Страна за это время изменилась мало: ее двумя главными чертами были православие и патриархальность. Первое основывалось на вере...
  22. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  23. В 1882 году Илья Репин, побывавши на концерте Римского-Корсакова, задумался о написании картины о Иване Грозном и сын его Иване. Это полотно, одно с самых известных произведений автора. Весь процесс...
  24. Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия...
  25. К. Ф. РЫЛЕЕВ (1795-1826) СМЕРТЬ ЕРМАКА (В сокращении) П. А. Муханову Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию...
  26. Одна из моих любимых баллад у В. А. Жуковского – это “Три песни”. Несмотря на то что баллада очень маленькая, это настоящий шедевр поэтического творчества. Скальд – поэт и воин,...
  27. Царь Иван Грозный был настолько великой личностью в российской истории, что обойти стороной эту тему в живописи, просто невозможно. Это очень неоднозначный образ, потому что при этом великом русском царе...
Поэзия древней Индии

Индия – это не гор гималайских величье,
Индия – это живое богатство людей,
Индия – это не полноводие Ганга и Джамны,
А вековые потоки великих идей.
Индия – это не только пещеры и джунгли,
А человеческих душ трудолюбье и мощь,
Индия – не раскалённая высь над пустыней,
А животворное солнце над зеленью рощ.
Индия – это не только алмазы и жемчуг,
Лучших алмазов ценнее её сыновья,
Индия – не благодатная смена сезонов,
А нескончаемый круговорот бытия.
Индия – не бесконечная, дикая пустошь,
А золотые поля в изумрудной дали,
Индия – пламя бесстрашия, волны дыханья
Богатырей, чьи тела из священной земли.
Индия – не одинокий аскет, не отшельник,
Не изнурительный, рабский, мучительный труд,
Индия – светлый поток вдохновляющих мыслей
В этом страдающем мире, где люди живут.

Умашанкар Джоши

О, Индия, ты — украшенье планеты —
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты — словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни — словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут — нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

В далекой Индии бывать мне приходилось…
Как будто бы во сне: когда Земля остановилась,
Все завертелось в танце, закрутилось:
Улыбки, запахи и яркие цвета.

Поют монахи в храмах мантры благозвучно,
Где Кришна проходил ни раз вполне благополучно.
Там нет тоски, так не бывает скучно,
Доброжелательность, любовь и красота

Насквозь пронизывают ткань души народа,
Доволен жизнью он всегда, в любое время года.
Под куполом родного небосвода,
Смеясь, танцует, босоногий, и поёт.

Со всех окраин мира в ожиданье чуда
В счастливом искушении туда стремятся люди,
Заметив волшебство и праздник всюду.
Ведь Индия в душе у каждого живёт.

О, Мать-владычица! Спасительницей мира
Явись в лучах зари, прекрасна и горда!
В отрепьях нищенских узрев твой облик милый,
Горит душа моя от боли и стыда…

Ещё был тёмен мир, в сны погружён ночные,
Ты факел знания во тьме зажгла впервые,
С какой надеждою все племена земные
Взирали на тебя в те давние года!

Встань, царственная Мать, бессмертная, святая,
Встань, горе, страх и ложь стопами попирая,
Чтоб вновь твой мудрый лик, все страны озаряя,
Над миром просиял, как новая звезда.

Встань, наша Индия! Спасительницей мира
В венце из радуги, в одеждах из сапфира
Взойди над всей землёй, страдающей и сирой,
Чтоб братство и любовь настали навсегда!

Назрул Ислам

Страна высоких гор,
Страна долин бескрайних,
Страна духовной силы
И небесной чистоты.
Ты светлый Храм Земли,
Хранительница тайны,
Сынов великих миру
Подарила Ты.

Со всех концов Земли
Народ к тебе стремится,
Чтоб сердцем прикоснуться
К тайне бытия.
Сокрытые в тебе
Священные страницы,
А в них начертан путь
Для жизни корабля.

Лежит к вершине путь,
А цель дойти, не сбиться.
По лестнице идёт
Усталый караван.
Как стая белых птиц
Священные страницы,
Летят по всей Земле
Для всех народов, стран.

Горит звезда утра
Вершины освещая,
Её волшебный свет
Откроет жизни суть.
Живи и процветай,
Планета голубая!
Пусть каждый на Земле
Найдёт в Обитель путь!

Николай Рерих

Дух мечты ничто не изменило,
И ничто, наверно, на земле
Нас с такою силой не манило,
Как манила Индия к себе.

Мы стремились к ней, и не напрасно,
Не затем, что жаждали чудес,
А затем, что нам и ей подвластны
Высота и широта небес.

И уму неведомые дали
Млечный Путь соединял, светясь.
Пусть не сразу мы, но угадали
Наших душ таинственную связь.

Книга книг для нас с тобой открыта,
И в безмолвье звездном и ночном
В языке воскресшего санскрита
Мы глагол славянский узнаем…


Шум океана – отлив и прилив,

Запах Гоа и манит и пьянит…
Море улыбок – взаимных и добрых,
Искренность в лицах людей,
Всё это раю как будто подобно,
Рай для тебя и друзей…
Мчаться на байке по узким дорогам,
Улыбаясь, встречному ветру,
Без цели — навстречу счастью,
Радуясь своему полёту…
Вечером в шеке сделать заказ,
Тамато-суп и стакан лемонана…
И в тишине проводить закат…
Да..это кайф -это нирвана…
Воздух свободы — терпкий и пряный,
Шум океана – отлив и прилив,
Стройные пальмы и ветви баньяна,
Запах Гоа и манит и пьянит…

Идем, я сказку покажу,
О жизни Индии тебе я расскажу.
Она свободная, как птица гордая,
Она прекрасная, как луна ясная.

Ты мне не веришь, но ты поверь
И в страну чудес откроешь дверь.
Там бубенцы на ногах голосят как ноты,
Там так поют, что танцевать охото.

Их культура совсем не проста
Она интересна и историями полна
Там на берегу одном,
Памятник любви расскажет тебе о том,

Как Шак Джахан Мунтас любил,
Что даже Тадж-Махал из мрамора срубил
И архитектора он вмиг руки лишил.
Там Рам Ситу полюбил

И злого Рамена он победил,
Я люблю. . . И ты полюбил
Историю этой земли?
Запах отцовских полей,

А в зной я чувствую на губах
Холодный напиток мамы моей.
Не дождь проливной о брате напомнил,
Зимой согревает пламя свечи,

И память о празднике святки.
Мне говорят, что страна мне чужая,
Но только совсем как моя!
Мне говорят, не похож на него Я,
тогда почему он похож на меня?

Романова Наталья

Голубые холмы Индостана!
(Свет скользит по отвесной скале.)
Мне сегодня нисколько не странно
Вас увидеть в редеющей мгле.
Море ниточкой тонкой синеет
И уходит, звеня, в синеву.
Не пойму: наяву ли, во сне я,
Только кажется мне - наяву.
Нелегко мне далось ожиданье.
И ниспослана, как испытанье,
Черновая работа годов,
Чтобы ты различил очертанья
Прилегающих к небу холмов,
Чтобы в сумраке влажного леса,
Где простерся над нами навес,
Вдруг исчезла, как дымка, завеса,
Отделившая нас от небес,
Чтоб воскрес из слепого тумана
Фантастический блеск облаков…
Голубые холмы Индостана,
Многорукие тени веков…
Сколько раз затихающей ночью
Среди мелких забот и труда
Вас я видел, хотя и воочью
Вас не видел еще никогда…

Я уеду в Индию однажды,
Где и рай. И ад в одном лице,
А мужчины храбры и отважны,
О своём заботятся конце.

Где всё дышит разумом и негой,
Женщины — богини на земле,
Здесь не зря загадочные Веды
Обрели приют в монастыре.

Женщины — прекрасные созданья!
Мы свободны, но не от себя,
Но Европы важно созиданье,
Без прогресса обойтись нельзя.

Яркие, раскрашенные сари,
Созданные лёгкостью руки,
Мне напоминают наши шали,
Павловские тканые платки.

Жемчуга и кольца, и браслеты,
Жесты танца вместо языка,
Женщины скользят, полуодеты,
По-кошачьи поступь их легка.

Всё — для услаждения мужчины,
Всё — для насыщения богов.
Только им, единственным, любимым
Отдаётся ценная любовь.

Прохорова Наталья

Там стены древнейшие в мире,
Расписаны вязью санскрита,
Там сладости к чаю в имбире,
В отеле «Палас Маргарита».

Там в храмах спят древние боги,
Измазаны пеплом аскеты,
Устав после дальней дороги,
Купаются в Ганге рассветы.

Там хною расписано тело,
Полузнакомой апсары,
Там Кама цветочные стрелы,
Пускает по воле Ишвары.

Там птицы стремятся к Праягу –
Священному месту в Бхарате.
Там чувствуешь тонкую влагу
Небесной реки Сарасвати.

Там звезды становятся ближе,
А боги в простых одеяньях,
Судачат о моде в Париже,
И ищут блаженство в деяньях.

Там все совершенно иначе,
Чем в нашей морозной Элладе,
И Путь, что тебе предназначен,
Лишь карта в небесном раскладе…

Так нежен каждый твой закат, так ярок твой восход,
Как будто Время, не скупясь, вино из кубков льёт.
Твой каждый миг в себе таит завет тысячелетий,
Твой каждый вздох к добру зовёт, о вечности поёт.

Фирак Горакхпури

Я скоро приеду, я лишь задержалась в пути.
Здесь снег. И окраина. Крайность. И я на краю.
Тут все повторяют, что рая нигде не найти.
А там все иначе. Я будто гостила в раю.

Там очень тепло. Там не носят плащей и пальто.
Там прячутся хижины в зарослях гибких лиан.
Там девушки в сари подобны бутонам цветов.
И многие, многие тайны хранит океан.

Там солнце так близко, и ярче поэтому свет.
Там стайки серебряных рыбок играют у ног.
И все, что я знала о Боге, там сходит на нет,
И в каждой серебряной рыбке танцующий Бог.

Там пахнет сандалом, и можно ходить босиком.
Другие созвездья сплетают небесный навес.
Там все улыбаются, будто ты с каждым знаком.
И каждая улица кажется лавкой чудес.

Там ходят слоны, обезьяны гуляют по крышам,
Сигналят машины, коровы бредут не спеша.
На флейте волшебной играет сиреневый Кришна,
И гопи танцуют. И очень вольготно дышать.

Я просто жила. Я спускалась по лестнице вниз,
Смотрела, как дремлет под пальмами старый утес,
Как трудно в полях день за днем поднимается рис,
Как спелый легко разбивается оземь кокос.

Там юноши чинят тяжелые влажные сети,
Колышутся лодки, и воздух от зноя дрожит,
За змеем воздушным по берегу бегают дети…
Там учишься жить, как они, по законам души.

Как мудрые старцы стоят молчаливые храмы,
С почтеньем застыли века у подножия их.
Там камни ступеней покрыли глубокие шрамы,
Там тени умерших ступали, и тени живых.

И я у подножия – пленница трех измерений,
С дорожною сумкою, полной надежд и потерь,
Внутри неразрывного круга смертей и рождений,
И хочется выйти из круга, и вот она дверь…

И чувство такое, что там я бывала когда-то,
Как будто все это знакомо, все это в крови.
Я просто сидела и слушала звуки заката,
Там все говорит о любви, и молчит о любви.

По струнам ситара скользит смуглолицая муза.
Браслеты звенят. Неземное сияние глаз.
И хочется плакать. И все открываются шлюзы.
Ты вечен. Ты весь на ладони. Ты здесь и сейчас.

Я жду тебя там. Под лианою. В арке вокзала.
Мы в город поедем на рикше, не будем спешить.
Забудь обо всем, что сейчас я тебе рассказала,
Слова бесполезны, бесцветны… Ты просто дыши…

Индия… Страны разнообразней
В нашем мире, видимо, и нет.
Храм один другого там прекрасней,
И закат красив там, и рассвет.

Женщины там ходят в ярких сари,
Разноцветье их ласкает взор.
А еда остра там: всюду карри,
Чили и масала – с давних пор.

Храмы индуистские – цветные,
И вершины их стремятся ввысь,
Барельефы красочны резные,
Ими украшали верх и низ.

Обезьянки там по древним храмам
Прыгают, и ходят там слоны.
В Гоа церкви есть, а мусульманам
Хорошо на севере страны.

Там мечети всюду, мавзолеи,
В Агре – знаменитый Тадж-Махал
(Парк красивый там, но нет аллеи
С тенью, и рассвет я там встречал).

Очень жарко было там в апреле,
Где я был, везде была жара.
Но я ехал – не лежать в отеле,
Храмы, форты ждут людей с утра.

Строили Великие Моголы
Форты неприступные, дворцы.
Охраняли разные престолы
В этих фортах пушки и бойцы.

Португальцы в Гоа тоже форты
Строили, а также маяки,
Церкви и соборы, и в их порты
До сих пор стремятся моряки.

В Гоа алкоголь есть, рыба, мясо
(В штатах остальных они редки),
И живёт сейчас там русских масса
(Отдыхать – мы на подъём легки).

Соков свежевыжатых там много
(Интересен тростниковый сок),
Лобстеры и мясо осьминога,
Фрукты, пальмы, море и песок…

В Гоа мне понравилось, конечно,
Но не всё понравилось в стране:
В Индии обманывают вечно
(Всё дороже продавали мне),

«Хелперов» различных слишком много,
Что за деньги норовят «помочь»,
Толчея обычно на дорогах,
Все сигналят, день хоть или ночь,

Для меня всё было слишком остро,
Любит солнце там с утра палить…
В целом же Индийский полуостров
Стоит хоть однажды посетить!

Там другие свиньи и коровы,
Носят все и всё на головах,
Там едят руками, и готовы
Вас возить все рикши в городах.

Для себя я новую культуру
Там открыл, доволен я вполне.
Ну а йога, аюрведа, гуру
От меня остались в стороне.

Что уж говорить тут про ашрамы,
Гималаи, Кералу, восток,
Если даже основные храмы
Посетить нельзя в короткий срок.

Так что для дальнейших путешествий
Повод есть, не высока цена…
Съездил без особых происшествий.
В целом, интересная страна!

Тихонов Сергей

Дело было к вечеру, делать было нечего. Блуждая по бескрайним просторам Мировой паутины, наткнулся на ряд занимательных цитат из средневековой индийской лирики. Полные сборники подобных произведений очень сложно отыскать....

Единственное, что мне удалось найти - это "Песни любви: из индийской средневековой лирики", выдающегося представителя староиндийской поэзии XIV-XV вв - Видьяпати, стоимостью 227 рублей 00 копеек, в одном из интернет магазинов нашего рунета).
Пытливый ум не давал покоя и я все же влез в "дебри" древнеиндийской литературы. И хотя речь в данной статье идет о конкретных найденых мною отрывках, небольшой экскурс в историю не будет лишним. Главной целью было проследить истоки и обосновать направленность заинтересовавшего меня жанра. И, хочется отметить, что достигнуть этой цели было не так то и просто. Все дело в том, что индийская литература дробится на огромное количество жанров и направлений (ведическая, эпическая и т.д.), языков на котоых она была написана (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.)... и все это в рамках временной шкалы ее развития.

Вот, что мне удалось выяснить... "львиная доля" всех лирических, дидактических и афористических поэзийных произведений написана на классическм санскрите. Лирика, не включенная в драматургические произведения, носит как светский, так и религиозный характер, и различие между ними неявно. Светская поэзия эротична, в значительной мере связана с литературой, где любовь преподносится как искусство или наука, и наполнена описаниями природы. В этой области пальма первенства также принадлежит Калидасе, его поэмам Облако-вестник и Времена года. Большая часть лирической и дидактической поэзии состоит из вереницы не соединенных между собой строф, тщательно разработанных с точки зрения общего настроя, выбора слов и размера.
Самой древней религиозной лирикой в Индии можно считать гимны Ригведы, и к этому же жанру принадлежит Бхагавадгита. Большое количество религиозной лирики было создано буддистами и джайнами, а поэты-индусы до сих пор сочиняют подобные произведения на санскрите и местных языках. К таковым принадлежит и Джаядева, поэт 12 в., прославившийся произведением Воспетый Говинда, где отношения между Богом и человеческой душой представлены как эротические похождения Кришны и его любовницы, пастушки Радхи. Наиболее известный жанр средневековой лирики - бхакти, воспевающие эмоциональное и преданное служение богу.

И вот, после небольшого исторического отступления можно, наконец, осознанно перейти к отрывкам из лирических произведений средневековой Индии)...

"Никто, наверно, до недавних дней
не ведал ни различья, ни границы
Меж тем, что муж достойный говорит,
и тем, что в мудрых ведах говорится.
Все извратилось в наш Железный век,
разлад владеет даже мудрецами...
Так начал делать все наоборот
и бог любви, играющий сердцами."

"Из объятий ее выпускать не спеши,
повредить это нежное тело не бойся:
Хоть и гнется цветок под тяжелым шмелем,
все равно не сломается, не беспокойся.
Пусть измучатся губы - целуй без конца,
в ней ответные волны любви пробуждая.
Как чудесно, когда разгорается страсть
постепенно< как в небе луна молодая!"

"Раскален мой рассудок -- вот-вот сгорит,
переполнено сердце -- вот-вот порвется,
Будто в ад провалилась стыдливость моя,
будто в глубь пылающего колодца!
И не слушай молений пугливых ее,
и не верь, если шепчет:
"Не надо, не надо!.."
А иначе скорее наступит рассвет,
чем добыта желанная будет награда."

"Пленительна соединенная пара,
любимому на спину лечь повелев,
Над ним в упоеньи склонилась подруга,
на бедра его распаленные сев.
Наверно не счесть любовных затей,
которыми ты
наслаждаешься с ней:
Не стерлась еще на груди твоей
багряная краска с ее ступней."

"Над всею моей жизнью
он сети любви простер,
И страсть порвала границы
и вырвалась на простор.
Творец, соединивший нас,
все рассчитал и взыесил:
C прекраснейшей из жен земных
мой дух могуч и весел."

"Когда я разделась, когда он светильник задул,
Зевнул мой любимый -- и через мгновенье
уснул.
Попадись мне творец, я б связала его
и в колодец глубокий столкнула с досады!
Если женщину он красотой наделил,
дать впридачу и мужа достойного надо.
Настоящий мужчина идет до конца --
он не бросит любимую на подороге,
Превратится стыдливость в горячую страсть,
как в луну превращается месяц двурогий."

"Всех радостей любви я не познала, --
стыливость, ты была моим врагом,
И лишь теперь -- в порыве сожаленья --
томлюсь мечтой о друге дорогом.
Была б я сотней женщин -- все услады
ему смогла бы сразу предложить,
Но я слаба в любовных ухищреньях --
чем страсть его сумею заслужить?"

"Тот любовник умен,
что желанья возлюбленной чтит,
А иначе сердцам
неизбежный разлад предстоит."

"Не она захотела -- велела судьба
разорвать любовную связь с тобой."

И может некоторым покажется, что данные отрывки бональны или наивны, но не стоит забывать, что написаны они были несколько веков назад и несут в себе не просто очередную демогогию положенную на стихи, а осознанную мудрость прошлых лет. Ведь в те времена люди закладывали в своих стихах далеко не абсьрактный смысл, а те переживания и ощущения, которые они сами испытали....